Реферат: Основы государства и права 3

Название: Основы государства и права 3
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Российский Государственный Университет имени Иммануила Канта.

Реферат на тему:

«Основы государства и права».

Выполнил : Целебровская В. В.

Дизайн, 2 курс

Калининград 2010.

Содержание.

1.понятия государства его признаки и функции ………………………..стр. 3.

4.политические режимы…………………………………………………... стр. 8.

6.норма права и её структура……………………………………………....стр. 10

7.правоотношения и их участники………………………………………...стр. 11

8.правонарушения и юридическая ответственность……………………..стр. 13

1. Понятия государства и его признаки и функции

Признаки государства:

Государственную власть отличает такой важный признак, как суверенитет . Под ним понимают верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне. Верховенство государственной власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны. Внешняя независимость государства означает, что оно является самостоятельным субъектом международного права. (Подробнее об этом см. тему 32.)
Важным условием функционирования государственной власти является ее легитимность . Последняя определяется обычно как основа (атрибут) такой правительственной власти, которая поддерживается убеждением правящих и управляемых в правомерности властных функций правительства. Поэтому легитимность власти предполагает справедливость ее осуществления. Узурпация власти есть антипод легитимности.

Функции государства.

Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства.
Для классификации функций государства используют различные основания.
1. Внутренние и внешние функции . Так, наиболее распространенным является деление их по предмету, или по характеру тех социальных сфер, в которых они проявляются. С этой точки зрения, их следует разделить на внутренние и внешние. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства.

  • Внутренние его функции можно разделить на:
    • политическую . Политическая функция государства состоит в охране существующего общественного и государственного строя. Способы ее осуществления зависят от уровня развития общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации, здесь могут использоваться и методы прямого насилия, и деятельность государства в рамках закона;
    • экономическую . Экономическая функция призвана обеспечить условия функционирования данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприятных условий для развития экономики и т.д. В современном мире экономическая функция является в известной мере и внешней, поскольку рыночная экономика - категория интернациональная;
    • идеологическую . Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т.д.;
    • социальную . Социальная функция имеет своей целью обеспечить минимум социальной справедливости в обществе путем перераспределения национального богатства в пользу социально незащищенных слоев населения (инвалидов, престарелых, безработных и т.д.). Государство, осуществляющее эту функцию, получило название социального государства;
    • экологическую . Экологическая функция государства направлена на борьбу с загрязнением окружающей среды, являющимся следствием современного экономического развития промышленности. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что она отнесена к числу глобальных проблем человечества.

Внешние функции государства сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений извне. Еще несколько десятилетий назад в структуру внешних функций эксплуататорских государств включались и захватнические войны. Однако современное международное право рассматривает агрессивную войну как преступление против человечества.
2. Основные и неосновные функции . Функции государства могут подразделяются также на основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени "включенности" аппарата государства в их осуществление. Например, функция обороны страны предполагает решение задач не только оборонительного характера, но также связанных с образованием и воспитанием молодежи, развитием экономики, науки и т.д. В их решении участвуют многие органы государства. В то же время уличное движение регулирует лишь соответствующая инспекция в структуре МВД.
3. Постоянные и временные функции . Функции также подразделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время в качестве временной рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера таких функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера.
4. Функции по формам их осуществления . Наконец, функции государства можно классифицировать по формам их осуществления. С этой точки зрения, они подразделяются на правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.

2. Формы правления.

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики .
1. Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществляет ее пожизненно и не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства. Истории известны также выборные монархии. Вспомним хотя бы, что правление династии Романовых в России начиналось с избрания на престол царя Михаила. Монархия как форма правления возникает вместе с появлением государства и отражает специфику разных исторических эпох. Поэтому классификация монархий представляет известную сложность. С точки зрения объема полномочий монарха, монархии можно разделить на неограниченные и ограниченные. При этом ограниченные монархии - это явление европейское и неизвестное Востоку, где органы при монархе, например исламский совет (шура) имели обычно лишь совещательный характер.

2. Республика . Республика - это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Республика - столь же древняя форма правления, как и монархия. Поэтому при их классификации, республики можно также разделить на добуржуазные и буржуазные.

3. Формы государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства. С этой точки зрения государства подразделяются на унитарные (единые ) и федеративные , или сложные .
1. Унитарные . Большинство современных государств являются унитарными. Причем унитарными государствами являются как небольшие скандинавские государства, так и такие крупные государства, как Франция, Италия, Китай, Индонезия, Япония и т.д. После распада Советского Союза все образовавшиеся на его основе независимые государства, кроме России, приняли унитарную форму территориально-государственного устройства.


2. Федеративные . В отличие от унитарного государства федерация является сложным государством: в его структуру помимо центральной (или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т.д.), обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. В итоге суверенитет в условиях федерации становится как бы разделенным между федеральным центром и субъектами федерации. Соответственно, в федеративном государстве существуют две относительно самостоятельных системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации.
Таким образом, в условиях федерации на одной и той же территории одновременно и параллельно функционируют две власти - федеральная и местная, т.е. власть субъекта федерации. Каждая из них имеет свою компетенцию.


3. Конфедерация . В некоторых учебниках и юридических словарях к формам государственного устройства относят и конфедерацию, под которой понимают временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Однако конфедерация - это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.
Подобная нечеткость в понимании конфедерации объясняется прежде всего недостаточной ее изученностью. Поэтому в учебниках в качестве примера конфедерации обычно приводятся союз североамериканских штатов (1781-1787 гг.), Швейцарский союз в ХIХ в. и т.д. Между тем остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств. В центральные органы конфедерации обычно входят представители всех государств-членов. Решения этих органов принимаются единогласно или квалифицированным большинством и вступают в обязательную силу лишь после ратификации соответствующими государствами - членами конфедерации.
Традиционно создание конфедерации исторически предшествовало ее перерастанию в федерацию или ее распаду на отдельные самостоятельные государства. Правовой основой для конфедерации обычно служит союзный договор. Конфедерацией было образование, сложившееся в 1776 г. в Северной Америке на месте бывших английских колоний. В конфедеративных отношениях находились кантоны Швейцарии до 1848 г. Принятие в 1787 г. конституции США и в 1848 г. Конституции Швейцарии фактически означало преобразование этих конфедераций в федерации. Новая Конституция Швейцарии, вступившая в силу 1 января 2000 г., сохранила термин "конфедерация", хотя в российской и зарубежной юридической литературе Швейцария определяется как типично децентрализованное федеративное государство.
Распад конфедерации исторически был связан с тем, что в ее рамках между государствами не удавалось установить взаимовыгодные и развивающиеся связи. Так, созданная в 1958 г. Египтом и Сирией конфедерация - Объединенная Арабская Республика распалась по этой причине уже в 1961 г. А созданное Сенегалом и Гамбией новое конфедеративное объединение Сенегамбия просуществовало с 1982 по 1989 годы и распалось, поскольку конфедеративные связи не сложились ни в экономической, ни в политической областях.
В настоящее время остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств.

4. Политические режимы.

Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной власти.
Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уровнем демократии в обществе. Поэтому категория "политический режим" более всего связана с социально-классовой природой государства.
Существует несколько оснований для классификации политических режимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические .
1. Демократический режим . Демократия - понятие исторически изменчивое, и поэтому не существует универсальной ее модели. Сегодня демократический политический режим предполагает верховенство конституции, идеологический и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демократические выборы, разделение властей и т.д. Такой режим называется либерально-демократическим. Однако в современном мире существуют другие типы демократии, например исламская, не знающая большинства из перечисленных элементов.
2. Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д.

  • Тоталитарные режимы отличает, прежде всего, отсутствие идеологического и политического плюрализма. Здесь допускаются лишь единственная политическая партия, одна (официальная) политическая идеология, отсутствует легальная оппозиция, а государство осуществляет жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни. Такой политический режим существовал, в частности, в СССР.
  • Авторитарный режим характеризуют антидемократические методы осуществления власти, сосредоточение ее в руках главы государства или главы правительства, ограничение прав и свобод граждан. Такой режим обычно существует в странах с недостаточно развитым гражданским обществом.
  • При диктаторском режиме доминируют методы прямого насилия, не связанного никакими законами и т.д.

Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих в политической жизни общества. С этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными и, наконец, "беспартийными", т.е. действующими при отсутствии легальных политических партий (например, Саудовская Аравия, Эмираты Персидского залива).
Возможно также деление политических режимов на гражданские и военные, на светские и теократические. Военные режимы устанавливаются путем военного переворота и обычно свидетельствуют о глубоком кризисе в обществе. Такие режимы существовали в ряде стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока в 50-70-х гг. ХХ в. Примером теократических режимов могут быть Ватикан, Саудовская Аравия, Иран по Конституции 1978 г. и т.д.

5. Понятия права. источники права.

Право — один из видов регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению.

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

  • естественное право
  • нормативный правовой акт;
  • нормативный договор;
  • правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  • правовой обычай;
  • религиозныедогмы;
  • правовая доктрина;
  • принцип права;
  • правосознание

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.). Так, в англосаксонскойправовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

6. Норма права и ее структура.

Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в юридической науке.

  • гипотезу - указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться;
  • диспозицию - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия);
  • санкцию - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

7. Правоотношение и их участники.

В процессе реализации права возникают правоотношения - урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В правоотношениях, представляющих собой индивидуализированную правовую связь, конкретизируются предписания юридических норм, превращаясь в права и обязанности персонально определенных лиц, органов организаций. Они возникают в целях достижения либо охраны того или иного реального блага, приобретения материальной либо духовной ценности.
Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами.
Виды правоотношений могут быть выделены по разным основаниям.

  1. В системе права правоотношения делятся на:
    • конституционные ;
    • гражданско-правовые ;
    • семейные ;
    • уголовные и прочие правоотношения .
  2. По функциям права правоотношения делятся на:
    • регулятивные , которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права;
    • охранительные , которые возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью - с другой, в случае совершения ею преступления.
  3. По методам регулирования все правоотношения делятся на:
    • управленческие , основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный);
    • договорные , для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм).
  4. В зависимости от взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на:
    • относительные , в которых четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.);
    • абсолютные , в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.).
  5. По времени действия правоотношения делятся на:
    • длящиеся (трудовые, служебные);
    • разовые, однократные (участие в выборах, договор мены).
  6. В зависимости от характера правоотношений можно выделить:
    • материальные , устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные);
    • процессуальные , регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения).
  7. По составу участников правоотношения делятся на:
    • двусторонние , возникающие между двумя субъектами (договор аренды);
    • многосторонние , где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).

Субъекты правоотношений - это участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К их числу относятся индивиды и организации .
1. Индивиды - это граждане соответствующего государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Они могут быть участниками правоотношений в любых отраслях права, кроме международного публичного. Для иностранных граждан имеются определенные особенности в их правовом положении, связанном с отсутствием гражданства соответствующего государства (см. гл. 5).
2. К организациям относятся:

  • государственные органы . Это субъекты, созданные для осуществления функций государства и обладающие властными полномочиями по осуществлению законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Это парламент, глава государства, правительства, министерства и ведомства, суды, органы надзора и контроля, администрация предприятий и учреждений и т.д. Правовой статус государственного органа определяется его компетенцией;
  • юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие субъекты имущественных правоотношений;
  • общественные объединения . Это профсоюзы, творческие союзы, научно-технические, спортивные и иные организации, вступающие в разного рода правоотношения. Ряд общественных объединений могут быть также и юридическими лицами;
  • государство . Оно - субъект права в международно-правовых, а также во внутренних государственно-правовых отношениях (например между Российской Федерацией и ее субъектами). Государство является стороной при приобретении и лишении гражданства, в выпуске государственных займов, лотерей, при решении дел о вымороченном, бесхозном имуществе, конфискации имущества и др.

8.Правонарушение и юридическая ответственность.

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.
Основные признаки правонарушения:
1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние , которое выражается:

  • в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);
  • в бездействии , т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).

Не могут быть правонарушением мысли человека, его убеждения. Вне конкретных деяний религиозные взгляды людей, их национальные, политические и иные воззрения не носят противоправного характера, и юридическая ответственность за них, по мысли К. Маркса, - это позитивная санкция беззакония;
2) правонарушение есть акт поведения отдельной личности (индивида) либо коллектива личностей (государственный орган, фирма, кооператив и др.). Не могут быть субъектами правонарушения вещи, предметы, а также дикие и домашние животные. Однако в истории известны случаи, когда субъектами правонарушений в Средние века признавались животные - свиньи, быки, кошки, которых судили по всем правилам юридической процедуры, назначали наказание и публично приводили их в исполнение;
3) правонарушение - это такой акт поведения, который противоречит предписаниям правовых норм . Это нарушение правового приказа, установленного государством запрета определенного поведения, неповиновение государственной власти. Без правовой нормы не может быть правонарушения. Известно еще со времен римского права положение "nullum crimen, nullum poena sine lege" (нет преступления, нет наказания без закона ).
В законе установлены отдельные случаи, когда формально подпадающее под признаки правонарушения деяние является полезным или, во всяком случае, не опасным для общества и потому не является правонарушением. Это относится, например, к так называемым необходимой обороне, крайней необходимости, причинению вреда при задержании правонарушителя, неисполнению явно незаконного приказа, предусмотренным нормами УК;
4) правонарушение совершается достигшим определенного возраста и вменяемым лицом . Правонарушитель должен осознавать свой поступок, отдавать отчет о его результатах, понимать, что он должен отвечать за него. Все это составляет понятие деликтоспособности - способности субъекта самостоятельно осознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные действия и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособными признаются вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за наиболее опасные преступления - с шестнадцати лет, за остальные преступления и административные проступки - с четырнадцати);
5) не считаются правонарушениями внешне подпадающие под признаки закона деяния, совершенные малолетними, психически больными людьми. Такие поступки обычно называются объективно противоправными деяниями . За вред, причиненный детьми, отвечают их законные представители - родители, опекуны. Лица, признанные невменяемыми, не привлекаются к юридической ответственности и подлежат принудительному лечению;
6) правонарушение - это деяние, которое совершено по вине лица, его совершившего. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его результатам. Она выражается в том, что он осознает общественноопасный характер деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознавать. Вина - это отрицательное или легкомысленное отношение правонарушителя к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. Одновременно это и констатация и оценка ущербности, вредности поведения нарушителя со стороны государства, осуждение обществом.

  • Различаются две формы вины:
    • умысел . Правонарушение считается совершенным умышленно, если нарушитель осознавал и предвидел вредные последствия своего поведения, а также желал их наступления (прямой умысел ) либо сознательно допускал такие последствия или относился к ним безразлично (косвенный или эвентуальный умысел ). Заказное убийство, например, осуществляется в форме прямого умысла, а причинение телесных повреждений в пьяной драке - косвенного;
    • неосторожность. Неосторожное правонарушение совершается, когда лицо не желает и не допускает вредные последствия своего поступка, но легкомысленно надеется их предотвратить (легкомыслие ) либо не предвидит наступления таких последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может их предвидеть и предотвратить (небрежность );

7) наконец, правонарушение - это такой акт поведения, который наносит (или способен нанести) вред обществу и поэтому является опасным или нежелательным. Это вызов обществу, посягательство на его ценности, интересы и потребности людей, на общественные порядки, которые устанавливаются и охраняются правом. Таким образом, правонарушения чужды устоям общества, вызывают его отрицательную реакцию, и потому общество имеет в рамках закона право и обязано решительно бороться с ними, особенно с таким наиболее вредным их проявлением, как преступность.

Наряду с позитивной ответственностью , которая представляет собой необходимость исполнить юридические обязанности, отвечать за поступки, которые человек может совершить в будущем, существует другое собственно юридическое понятие ответственности - ретроспективной ответственности за прежние поступки. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

  • Эти последствия могут быть различны:
    • личные (смертная казнь, лишение свободы);
    • имущественные (штраф, конфискация имущества);
    • престижные (выговор, лишение наград);
    • организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);
    • их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав).

Основаниями юридической ответственности являются:
1) норма права, запрещающая определенное деяние и предусматривающая применение санкций за его совершение. Без закона не могут быть применены меры государственного принуждения;
2) факт совершения правонарушения, т.е. виновного деяния, совершенного деликтоспособным субъектом;
3) принятие властного акта компетентным правоохранительным органом (судом, милицией, государственной инспекцией и т.д.), осуждающего правонарушителя, накладывающего на него меры наказания, а также восстанавливающего нарушенный правопорядок.
Цели юридической ответственности : кара, справедливое воздаяние за противоправный проступок, исправление и перевоспитание правонарушителя, общая превенция (предостережение всех неустойчивых людей, склонных совершить правонарушение) и частная превенция (предостережение самого правонарушителя относительно его будущих проступков), а также восстановление нарушенного права, возмещение материального и морального вреда.
Наряду с юридической ответственностью государством применяются и другие меры принудительного воздействия. Это предусмотренные законом принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, задержание), принудительное лечение, реквизиция, закрытие границ, противоэпидемиологические мероприятия и др.
Виды юридической ответственности . Такая ответственность есть реакция государства на правонарушение. Поэтому и ее виды определяются в соответствии с видами правонарушений. Преступления влекут уголовную ответственность, а проступки - соответственно административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

  1. Наибольшая суровость мер уголовной ответственности , резко отрицательная реакция государства на преступление, высшая степень осуждения обусловливают, что они могут назначаться только судом и в четко определенном законом процессуальном порядке. Такие меры накладываются на основании только одного нормативного акта - Уголовного кодекса. Привлечению к уголовной ответственности обычно предшествуют возбуждение уголовного дела, процесс дознания и предварительного следствия. Каждый осужденный имеет право на обжалование приговора, а также на прошение о помиловании или смягчении приговора.
  2. Административная ответственность применяется на основе Кодекса об административных правонарушениях РФ. Дела о таких правонарушениях рассматриваются судами, органами внутренних дел, государственными инспекциями, таможенными органами и некоторыми другими. Субъектами административной ответственности могут быть как граждане, так и предприятия, организации. К лицам, привлеченным к такой ответственности, может применяться ряд обеспечительных мер: административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов.
  3. Меры дисциплинарной ответственности накладываются на рабочих и служащих администрацией предприятий, учреждений, организаций. Трудовым кодексом РФ предусмотрены такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192). Законом определен порядок обжалования дисциплинарного взыскания, сроки его применения и действия, порядок снятия. Существует также особый порядок дисциплинарной ответственности по уставам и положениям о дисциплине для отдельных категорий работников (например, работников связи, транспорта, судей, прокуроров, военнослужащих и др.). Особым институтом дисциплинарной ответственности является материальная ответственность , которая накладывается за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
  4. Гражданско-правовая ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, возмещении имущественного вреда, в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Это взыскание убытков, морального ущерба, признание сделки недействительной, взыскание штрафа, неустойки и др. Полное возмещение вреда, включая и возможные доходы (упущенная выгода), - основной принцип такого рода ответственности. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими в особом процессуальном порядке. Меры ответственности за нарушение обязательств могут быть определены самими сторонами в договоре, а причиненный ущерб может быть возмещен добровольно.