Доклад: Понятия рода и вида
Название: Понятия рода и вида Раздел: Рефераты по философии Тип: доклад |
Операции обобщения и ограничения связаны с важнейшими для логики понятиями рода и вида. Понятие А является родом по отношению к понятию В, если А может быть получено в результате обобщения В. Понятие В является видом понятия А, если В может быть получено в результате ограничения А. Нетрудно заметить, что для данного понятия В можно найти много родовых понятий. В дальнейшем нам понадобится выделить родовое понятие, самое близкое по объему к данному понятию. Понятие А назовем ближайшим родом для понятия В, если не существует такого понятия С, которое является одновременно обобщением В и ограничением А. Ясность и определенность мышления требует четкого различения, с одной стороны, отношения рода и вида, а с другой стороны, отношения целого и его части. Несмотря на вроде бы очевидность этого различения, эти отношения часто путают на практике, что приводит к недоразумениям при представлении объемов понятий, выполнении операций обобщения и ограничения, а также совершении некоторых типов умозаключений. Часть предмета — это составляющая целого предмета, которая не обладает всеми признаками целого предмета. Пример. Нога — часть человека, потому что она является его составляющей и не обладает всеми признаками, которыми обладает человек, например, «быть разумным существом». Пример. Человек — часть коллектива, поскольку он является одной из составляющих коллектива, но не обладает всеми признаками, которые присущи коллективу, например, «быть группой людей». В противоположность части предмета вид является частью не предмета, а объема более общего понятия. Пример. Объем понятия «трудовой коллектив» есть часть объема понятия «коллектив», а следовательно, его вид. Пример. Объем понятия «студент» есть часть объема понятия «человек», а следовательно, студент представляет собой вид человека. Часть предмета можно также назвать физической частью целого предмета, а вид — логической частью более общего понятия. При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru |