Реферат: Финансовая политика и стратегия РФ
Название: Финансовая политика и стратегия РФ Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовая политика и стратегия РФ
Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (Проект)20.08.2009 | Доклады, отчёты Рубрики: Бухучет и налоги Источник: Министерство финансов РФ Текст Комментарии 1 1.Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годахМировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики. Таблица 1.1. Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета
В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей. Докризисный аномально высокий рост цен в середине 2008 года ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался в целом до весны текущего года. 2. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годахБюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности. 1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. 2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов. 3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств. 4. Повышение эффективности налоговой системы. 5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам. 6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы. 1) Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. 2) Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.
5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам 3. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годовОсновные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах Таблица 3.1
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год. Источники покрытия дефицита федерального бюджета
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3.3): Таблица 3.3 Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
*- доходы от управления Резервным фондом в 2010 году в объеме 36,0 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 25,8 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП. Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета
4. Бюджетная политика в области доходов В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Рисунок 4.1 Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году. Рисунок 4.2 Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 4.2). Рисунок 4.3 Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления. Таблица 4.1. Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 4.2: Таблица 4.2 Структура доходов федерального бюджета
5. Основные подходы к формированию бюджетных расходовПроектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах, в котором, в частности, отмечено: Таблица 5.1 Расчет предельного объема расходов федерального бюджета
* - резерв в составе ведомственной структуры расходов; ** - условно утверждаемые расходы Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году. Таблица 5.2. Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП
Формирование структуры расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов (таблица 5.3): Таблица 5.3 Динамика расходов по группам расходных обязательств
При формировании отдельных направлений расходов на 2010-2012 годы применялись следующие основные подходы: 5.2 Обеспечение исполнения публичных и приравненных к ним расходных обязательств В целом, объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрастет на 23 %, а их доля в общем объеме расходов – с 32 до 39,9 %, в основном за счет увеличения трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации (таблица 5.4): Таблица 5.4 Бюджетные ассигнования на исполнение публичных
Обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской ФедерацииОдним из приоритетов бюджетных расходов является обеспечение исполнения обязательств, вытекающих из измененного пенсионного законодательства, целью которого является повышение материального положения пенсионеров. Таблица 5.5 Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда
* - без учета набора социальных услуг Обеспечение исполнения обязательств по обязательному социальному и медицинскому страхованиюПринятые изменения (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и фонды обязательного медицинского страхования») в законодательство по обязательному социальному страхованию в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривают пересмотр подходов к определению максимальных выплат пособий, возмещающих застрахованному лицу утраченный заработок (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком), определение круга застрахованных лиц, прав и обязанностей субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и особенности уплаты страховых взносов на этот вид обязательного социального страхования и исключение из перечня расходов, осуществляемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, всех выплат нестрахового характера. Таблица 5.6 Бюджетные ассигнования федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации
Бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования
в рамках реализации национального проекта «Здоровье» предусматривается передача средств на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в объемах на 2010 год Обеспечение исполнения других публичных нормативных обязательств Российской ФедерацииПри формировании бюджетных ассигнований на выплату пенсий гражданам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» учтены параметры проведенной с 1 августа 2009 года индексации денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на 8,5 процента. Таблица 5.7 Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств
Обеспечение исполнения других обязательств, приравненных к публичным нормативным обязательствамБюджетные ассигнования на формирование стипендиального фонда
предусмотрены на 2010-2012 годы в объеме 42,0 млрд. рублей на уровне бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в 2009 году. При этом в ходе исполнения федерального бюджета в 2010 году будет рассмотрена возможность по их увеличению в зависимости от экономических возможностей. 5.3 Обеспечение приоритетных направлений государственной политики В целях соблюдения, при существенном увеличении бюджетных ассигнований на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств, установленных предельных объемов расходов федерального бюджета возникает задача по сокращению других расходных обязательств. В этих условиях формирование бюджетных ассигнований на приоритетные направления государственной политики, как правило, предполагает сохранение их финансового обеспечения в 2010-2012 году на уровне, не ниже 2009 года, либо, по ряду направлений, сокращения расходов за счет их оптимизации и концентрации на наиболее значимых мероприятиях (таблица 5.8): Таблица 5.8 Бюджетные ассигнования на исполнение приоритетных направлений государственной политики Формирование бюджетных ассигнований по фонду оплаты трудаВ 2010 году планируется сохранить действующие в текущем году условия оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, денежного довольствия военнослужащих, денежного содержания федеральных государственных служащих с некоторым увеличением бюджетных ассигнований на эти цели (таблица 5.9). Таблица 5.9 Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие,
При этом имеется в виду, что в 2009 году с 1 января была проведена индексация фондов оплаты труда федеральных бюджетных учреждений на 30%, с 1 августа – индексация денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 8,5% (с отказом от ранее планировавшейся индексации денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, судей и прокуроров), что в условиях замедления темпов роста, а в ряде случаев – снижения уровня оплаты труда в отраслях экономики обеспечивает достаточную конкурентоспособность оплаты труда в секторе государственного управления. Реализация приоритетных национальных проектов
|
2009 год (бюджетная роспись) | 2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Всего | 27,1 | 16,0 | 16,0 | 16,0 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации | 19,4 | 14,5 | 14,5 | 14,5 |
из них: | ||||
Установление вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях | 11,1 | |||
Установление ежегодного поощрения лучших учителей | 1,0 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования | 5,3 | 11,5 | 11,5 | 11,5 |
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов | 1,0 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях | 1,0 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Прочие мероприятия | 7,8 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
из них: | ||||
Внедрение современных образовательных технологий | 1,1 | |||
Развитие сети национальных университетов | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
Развитие сети национальных исследовательских университетов | 3,0 | |||
Государственная поддержка талантливой молодежи | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных отраслей | 1,8 | |||
Обучение в высших учебных заведения лиц, прошедших военную службу по контракту | 0,2 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву | 0,04 | |||
Методическое обеспечение и информационная поддержка | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье
», кроме ранее действующих мероприятий, предусматриваются новые направления:
- подготовка и повышение квалификации медицинских работников федеральных центров высоких медицинских технологий;
- совершенствование медицинской помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху;
- обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия.
Общий объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2010-2011 годах предусматривается на уровне 2009 года с некоторым перераспределением средств между отдельными направлениями (таблица 5.11):
Таблица 5.11
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье»
2009 год (бюджетная роспись) | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |||||||
прогноз | отклонение | прогноз | отклонение | прогноз | Отклонение | |||||
в млрд. рублей | в %% к 2009 году | в млрд. рублей | в %% к 2010 году | в млрд. рублей | В %% к 2011 году | |||||
Всего | 102,4 | 114,8 | 12,4 | 12,1 | 128,8 | 14,0 | 12,2 | 137,4 | 8,6 | 6,7 |
в том числе: | ||||||||||
Субсидии, предоставляемые на денежные выплаты медицинскому персоналу, финансовое обеспечение оказания допонительной медицинской помощи | 31,0 | 32,2 | 1,2 | 3,9 | 32,3 | 0,1 | - | 32,3 | 0,1 | 0,3 |
Прочие мероприятия | 71,4 | 82,6 | 11,2 | 15,8 | 96,5 | 13,9 | 16,9 | 105,1 | 8,6 | 8,8 |
из них: | ||||||||||
Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи | 28,2 | 36,2 | 8,0 | 28,4 | 41,0 | 4,8 | 13,3 | 42,0 | 1,0 | 2,4 |
Закупки диагностических средств и антиретровирус-ных препаратов | 8,9 | 13,5 | 4,6 | 51,7 | 19,0 | 5,5 | 40,7 | 19,1 | 0,1 | 0,5 |
Совершенствование организации онкологической помощи населению | 6,3 | 6,0 | -0,3 | -4,8 | 6,6 | 0,6 | 10,0 | 6,6 | 0 | - |
Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок | 6,5 | 5,6 | -0,9 | -13,8 | 5,6 | 0,0 | - | 5,6 | 0 | - |
Мероприятия по развитию службы крови | 4,2 | 4,5 | 0,3 | 7,1 | 4,2 | -0,3 | -6,7 | 5,0 | 0,8 | 19,0 |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (включая ФМБА) | 4,1 | 4,1 | 0,0 | - | 4,1 | 0 | - | 4,1 | 0 | - |
Обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия | 4,1 | 4,1 | 100 | 4,7 | 0,6 | 14,6 | 4,9 | 0,2 | 4,6 | |
Иные мероприятия | 13,2 | 8,6 | -4,6 | -34,4 | 11,3 | 2,7 | 32,6 | 17,8 | 6,4 | 56,1 |
Другие приоритетные направления в сфере социальной политики
В рамках других направлений социальной политики увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Запланированы с увеличением расходы на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения, а также на оздоровительные мероприятия по оздоровительной кампании детей.
Предусматриваются субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который осуществляет софинансирование программ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и некоммерческих организаций, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, профилактику безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних.
В рамках иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Предусматриваются субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску книг и периодических изданий для инвалидов по зрению, субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов.
Таблица 5.12
Другие приоритетные направления в сфере социальной политики
млрд.руб.
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Всего | 58,0 | 62,2 | 67,0 | 72,3 |
Закупка лекарственных средств. Предназначенных для лечения больных злокачественными новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом и др. | 40,7 | 44,8 | 49,3 | 54,2 |
Отдельные полномочия в области лекарственного обеспечения | 12,6 | 13,3 | 13,6 | 14,0 |
Субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 1,7 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Софинансирование проведения противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов, субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску книг и периодических изданий для инвалидов по зрению | 2,0 | 2,1 | 2,1 | 2,1 |
Обеспечение обороноспособности
В целом параметры государственного оборонного заказа на 2010 годы установлены на уровне 101,2% к уровню 2009 года с сохранением их на указанном уровне в 2011 и 2012 годах.
Расходы, связанные с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупкой и ремонтом вооружения и военной техники, установлены на уровне 99,3% к 2009 году.
Объемы бюджетных ассигнований по тыловому обеспечения, в том числе по обеспечению продовольствием, вещевым имуществом, специальному топливу и горюче-смазочными материалами, установлены исходя из дифференцированного подхода к задачам каждого государственного заказчика. При этом учитывалась численность военнослужащих, уровень обеспеченности вещевым имуществом, а также необходимость решения задач по обороне и безопасности государства на достаточном уровне.
При этом общий объем финансового обеспечения в части продовольствия увеличен на 25,6% от уточненного гособоронзаказа 2009 года, что связано с увеличением числа военнослужащих, а также ростом цен на продовольственные товары.
Объем финансового обеспечения вещевого обеспечения увеличен на 8,8%, что позволяет полностью исполнить установленные нормы снабжения. Кроме того, объем бюджетных ассигнований позволит обеспечить парадной формой участников парада к 65-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов.
Общий объем финансового обеспечения по спецтопливу и горюче-смазочным материалам предлагается увеличить на 22,3% к уровню 2009 года, что позволит обеспечить потребности военной организации в необходимых объемах.
Расходы, по иным направлениям государственного оборонного заказа, с учетом проведенной оптимизации расходов федерального бюджета установлены на уровне 76,2% от 2009 года.
Поддержка высокотехнологичных отраслей
и научно-технических инноваций
В 2010-2012 годах будет продолжена реализация ряда федеральных целевых программ, направленных на поддержку высокотехнологичных отраслей, прежде всего, в рамках развития космического и ядерного комплексов (таблица 5.13):
Таблица 5.13
Бюджетные ассигнования на поддержку высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Всего | 227,8 | 217,6 | 223,5 | 214,6 |
Космический комплекс | ||||
Мероприятия в области использования и исследования космического пространства | 1,3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» | 2,6 | 6,4 | 6,4 | 6,4 |
Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы | 58,2 | 55,0 | 43,4 | 31,6 |
Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» | 31,5 | 27,9 | 19,3 | 0,0 |
Развитие ядерного комплекса | ||||
Имущественный взнос в уставный капитал Росатома | 73,3 | 53,3 | 69,3 | 68,2 |
Уплата взноса Российской Федерации в бюджет Объединенного института ядерных исследований. | 1,6 | 1,6 | 1,7 | 1,8 |
ФЦП «Ядерные энерготехнологии (2010-2020 годы)» | 3,2 | 3,2 | 3,2 | |
Исследования и разработки в сфере использования атомной энергии в интересах развития национальной экономики | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Приборостроение, нанотехнологии и электронная компонентная база | ||||
ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» | 5,3 | 5,0 | ||
ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы | 5,8 | 5,4 | 5,4 | 5,4 |
Восстановление средств государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году | 10,0 | 25,0 | 50,0 | |
Авиастроение | ||||
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» | 19,4 | 19,9 | 19,9 | 19,9 |
Судостроение | ||||
ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
Научные исследования и разработки | ||||
Российский фонд фундаментальных исследований | 6,8 | 4,1 | 4,1 | 4,1 |
ФЦП «Мировой океан» | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы | 4,5 | 1,8 | 1,8 | |
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» | 12,3 | 7,4 | 7,4 | 7,4 |
Телекоммуникации и связь | ||||
ФЦП «Развитие телерадиовещания (2009-2012 годы) | 10,8 | 10,8 | 10,8 |
Развитие транспортной системы
Приоритетным направлением бюджетной политики в указанной сфере на период 2010-2012 годов является финансовое обеспечение:
- мероприятий, предусмотренных в федеральных целевых программах, направленных в том числе на нивелирование и устранение диспропорций в транспортном развитии субъектов Российской Федерации;
- ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения, направленных на поддержание пропускной способности и обеспечение безопасности автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации;
- транспортной доступности пассажирских перевозок для жителей отдаленных регионов страны (Калининградская область, Дальний Восток).
Таблица 5.14
Бюджетные ассигнования на развитие транспортной системы
млрд.руб.
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Всего | 308,1 | 282,9 | 297,5 | 244,9 |
в том числе: | ||||
ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» подпрограмма «Автомобильные дороги» | 176,8 | 186,1 | 206,3 | 182,1 |
в том числе строительство автодорог г. Сочи | 19,0 | 44,2 | 64,5 | 40,2 |
Расходы на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения | 66,9 | 56,9 | 56,9 | 56,9 |
Софинансирование строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в г. Санкт-Петербург» | 6,0 | 7,3 | 7,3 | 0,0 |
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» | 5,4 | 3,8 | 3,8 | 3,8 |
Подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» | 28,3 | 26,7 | 21,1 | 1,4 |
ФЦП «Социально-экономическое развития Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
ФЦП «Юг России (2008-2012 гг.)» | 0,8 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
ФЦП развития Калининградской области на период до 2014 года | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов | 3,0 | 0 | 0 | 0 |
Строительство, модернизация, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования | 18,9 | 0 | 0 | 0 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» | 1,8 | 1,4 | 1,4 | |
Кроме того, кредиты субъектам Российской Федерации на строительство, реконструкцию, капитальные ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) | 25,0 | 25,0 |
Поддержка агропромышленного комплекса и развитие села
Основные направления государственной политики в области сельского хозяйства определены пятилетней Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающей весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны.
Наибольший вес в общем объеме ассигнований в 2010 году будут занимать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, как одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки сельского хозяйства, субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции и залоговых операций (таблица 5.15):
Таблица 5.15
Бюджетные ассигнования на поддержку агропромышленного комплекса и развитие села
млрд. руб.
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Всего | 111,1 | 100,9 | 91,9 | 91,9 |
ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" (кроме предоставления субсидий на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности) | 8,1 | 7,7 | 7,7 | 7,7 |
ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" | 15,9 | 5,7 | 5,7 | 5,7 |
Субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам, и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам | 62,0 | 80,0 | 71,8 | 71,8 |
Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ | 7,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций | 3,0 | 3,8 | 3,0 | 3,0 |
Мероприятия в области сельскохозяйственного производства | 3,2 | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
Иные субсидии в сфере сельского хозяйства | 9,1 | 0 | 0 | 0 |
Кроме того, в 2010 году и в дальнейшем на цели поддержки сельского хозяйства будут использоваться средства ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг», в том числе – за счет взносов из федерального бюджета в 2009 году (в объеме, соответственно, 45 млрд. рублей и 25 млрд. рублей).
Обеспечение жильем
Решение жилищных проблем будет оставаться одним из основных социально значимых приоритетов.
В целях обеспечения социальных обязательств перед ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 № 714 в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрены необходимые бюджетные ассигнования. Обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий указанной категории граждан должно быть завершено до 1 мая 2010 г.
Обеспечение жильем остальных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите граждан в Российской Федерации» будет осуществляться в объемах, которые возможно учесть в федеральном бюджете исходя из задач оптимизации.
Продолжится реализация ФЦП «Жилище» на 2002-2012 годы, разрабатывается проект соответствующей долгосрочной целевой программы на период до 2015 года.
Предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение постоянным и служебным жильем военнослужащих.
Планируется восстановление средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году.
Таблица 5.16
Бюджетные ассигнования на жилищное строительство
млрд. руб
2009 год (бюджетная роспись) |
прогноз | |||
2010 год | 2011 год | 2012 год | ||
Всего | 218,8 | 250,5 | 104,0 | 96,8 |
в том числе: | ||||
ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап) | 68,2 | 61,0 | 0,0 | 0,0 |
Обеспечение жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» |
60,2 | 4,4 | 4,4 | 4,4 |
Обеспечение жильем военнослужащих ФОИВ | 75,5 | 124,0 | 73,5 | 81,3 |
ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009-2013 годы» | 6,0 | 2,8 | 2,8 | 2,8 |
Восстановление средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году | 0,0 |
50,0 | 15,0 |
0,0 |
Обеспечение жильем граждан, проживающих на селе (ФЦП «Социальное развитие села до 2012г.») |
4,5 | 4,3 | 4,3 | 4,3 |
Обеспечение жильем граждан (ФЦП «Развитие образования в 2006-2010 годы») |
2,2 | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Обеспечение жильем граждан, в рамках Президентской программы «Уничтожение запасов химического оружия» | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Обеспечение жильем граждан (ФЦП «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы») |
0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Обеспечение жильем граждан (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры») |
0,5 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Подготовка особо значимых международных проектов
На 2010-2012 годах, с учетом уточнения перечня объектов и оптимизации расходов на их строительство, предусматриваются бюджетные ассигнования на подготовку XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское сотруднической» в 2012 году (таблица 5.17):
Таблица 5.17
Бюджетные ассигнования на подготовку особо значимых международных проектов
2009 год (бюджетная роспись) | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |||||||
прогноз | отклонение | прогноз | отклонение | прогноз | отклонение | |||||
в млрд. рублей | в %% к 2009 году | в млрд. рублей | в %% к 2010 году | в млрд. рублей | в %% к 2011 году | |||||
Всего | 135,9 | 225,6 | 89,7 | 66,0 | 288,9 | 63,3 | 28,1 | 156,7 | -132,2 | -45,8 |
Расходы на подготовку Олимпиады-2014 | 65,0 | 144,8* | 79,8 | 122,8 | 229,6 | 84,8 | 58,6 | 154,6 | -75,0 | -32,7 |
АТЭС | 63,9 | 71,0 | 17,1 | 11,1 | 52,4 | -18,6 | -26,2 | 2,1 | -50,3 | -96,0 |
Универсиада-2013 в г. Казани | 7,0 | 9,8 | 2,8 | 140,0 | 6,9 | -2,9 | 70,4 |
* Кроме того: 33,3 млрд. руб. – возврат средств госкорпорации Олимпстрой,
50,0 млрд. руб. – остатки прошлого года
5.4 Другие направления расходов федерального бюджета
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение государственных услуг и функций федеральных органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственных услуг и функций федеральных органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений (кроме оплаты труда) сокращается в 2010 году по сравнению с 2009 годом в среднем на 15% . Указанный объем бюджетных ассигнований предлагается сохранить на 2011 и 2012 годы, что потребует реализации комплекса мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе по реструктуризации бюджетной сети.
Таблица 5.18
Финансовое обеспечение государственных услуг и функций федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений
2009 год (бюджетная роспись) | 2010 год (прогноз) | Отклонение, в %% | |
2 | 3 | 4 | 6 |
Всего* | 741,0 | 630,8 | -15,0 |
в том числе: | |||
Командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами | 37,6 | 34,6 | -8,0 |
в отраслях экономики | 0,4 | 0,4 | 0,0 |
в социальной сфере | 1,2 | 1,2 | 0,0 |
в сфере государственного управления | 11,9 | 8,9 | -25,2 |
Услуги связи | 28,4 | 28,3 | -0,4 |
в отраслях экономики | 0,7 | 0,6 | -14,3 |
в социальной сфере | 3,0 | 3,0 | 0,0 |
в сфере государственного управления | 11,5 | 11,5 | 0,0 |
Транспортные услуги | 51,1 | 50,9 | -0,4 |
в отраслях экономики | 0,7 | 0,6 | -14,3 |
в социальной сфере | 2,3 | 2,3 | 0,0 |
в сфере государственного управления | 12,2 | 12,1 | -0,8 |
Коммунальные услуги | 95,0 | 94,0 | -1,1 |
в отраслях экономики | 2,7 | 2,4 | -11,1 |
в социальной сфере | 23,7 | 23,1 | -2,5 |
в сфере государственного управления | 11,5 | 11,5 | 0,0 |
Арендная плата за пользование имуществом | 9,5 | 9,4 | -1,1 |
в отраслях экономики | 0,6 | 0,6 | 0,0 |
в социальной сфере | 1,2 | 1,2 | 0,0 |
в сфере государственного управления | 3,0 | 3,0 | 0,0 |
Капитальный ремонт, текущий ремонт | 84,3 | 47,5 | -43,7 |
в отраслях экономики | 4,0 | 2,7 | -0,3 |
в социальной сфере | 42,0 | 24,6 | -41,4 |
в сфере государственного управления | 2,8 | 0,0 | -100,0 |
Приобретение оборудования | 73,6 | 40,5 | -45,0 |
в отраслях экономики | 3,8 | 2,0 | -47,4 |
в социальной сфере | 36,7 | 19,3 | -47,4 |
в сфере государственного управления | 7,3 | 0,0 | -100,0 |
Увеличение стоимости материальныхзапасов | 166,7 | 185,5 | 11,3 |
в отраслях экономики | 5,0 | 3,7 | -26,0 |
в социальной сфере | 24,0 | 21,8 | -9,2 |
в сфере государственного управления | 2,1 | 2,0 | -4,8 |
Иные | 188,8 | 134,1 | -29,0 |
в отраслях экономики | 48,0 | 32,0 | -33,3 |
в социальной сфере | 56,4 | 28,4 | -49,6 |
в сфере государственного управления | 38,8 | 36,8 | -5,2 |
* включая бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение государственных функций в сфере национальной обороны, безопасности и правоохранительной деятельности
За счет оптимизации расходных обязательств федерального бюджета на обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и исполнение ими установленных функций расходы федерального бюджета предполагается в целом сократить на 15% по сравнению с расходами 2009 года (таблица 5.19):
Таблица 5.19
Финансовое обеспечение функций в сфере государственного управления
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
млрд. рублей | в номинальном выражении, % | в реальном выражении, % | |||
Всего | 86,6 | 101,1 | 85,9 | 85,0 | 77,3 |
в том числе: | |||||
Законодательная власть | 2,9 | 2,5 | 2,3 | 92,0 | 83,6 |
Управление делами Президента РФ | 10,8 | 11,8 | 9,6 | 81,4 | 74,0 |
в том числе: | |||||
Аппарат Правительства РФ | 1,3 | 2,2 | 1,9 | 86,4 | 78,5 |
Счетная палата РФ | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 85,0 | 77,2 |
ЦИК России | 2,3 | 2,0 | 1,7 | 85,0 | 77,2 |
Федеральные органы исполнительной власти – всего | 70,0 | 84,2 | 71,8 | 85,3 | 77,5 |
Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты, не включенные в федеральные целевые программы
Общий объем расходов на реализацию федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты, не включенные в федеральные целевые программы (непрограммная часть Федеральной адресной инвестиционной программы) представлен в таблице 5.20.
Таблица 5.20
Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы
млрд. рублей
2009 | 2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
|
Предусмотрено ФЗ 76-ФЗ | ||||
Расходы на ФЦП и непрограммную часть ФАИП, всего | 1 149,6 | 1 032,5 | 943,0 | 847,5 |
в % к ВВП | ||||
Расходы на ФЦП, всего | 893,6 | 761,5 | 725,5 | 629,1 |
в том числе: | ||||
по действующим ФЦП | 893,6 | 746,0 | 710,0 | 613,6 |
в т.ч. без ФКП и ФЦП «ГЛОНАСС» | 803,9 | 663,1 | 647,3 | 582,0 |
по новым ФЦП | 15,5 | 15,5 | 15,5 | |
Непрограммная часть ФАИП | 256,0 | 271,0 | 217,5 | 218,4 |
Доля расходов на ФЦП и непрограммную часть ФАИП к расходам всего, % | 11,8 | 10,5 | 9,9 | 8,8 |
Доля расходов на непрограммную часть ФАИП в общем объеме расходов на ФЦП и непрограммную часть ФАИП, % | 22,3 | 26,2 | 23,1 | 25,8 |
В 2010-2012 годах планируются реализация 53 федеральных целевых программ
, в том числе 50 действующих программ и 3 новых программ.
Сокращение общего объема ассигнований на реализацию федеральных целевых программ обусловлено завершением в 2010-2011 годах ряда программ («Государственная граница Российской Федерации», ФЦП развития образования, «Жилище», «Русский язык», «Национальная технологическая база», «Преодоление последствий радиационных аварий», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» и ряд других), а также обеспечено за счет концентрации ресурсов на вводимых объектах, реализации наиболее значимых для достижения целей программ мероприятий, переноса сроков реализации или отказа от реализации других проектов и мероприятий, учета снижения цен на строительные материалы.
По большинству программ, при сокращении планируемых на их реализацию бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными паспортами, в 2010 году планируется сохранение бюджетных ассигнований на уровне 2009 года или их сокращение в пределах 10% с сохранением этих объемов на 2011-2012 годы (таблица 5.21):
Таблица 5.21
Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ
млрд. рублей
2009 год (бюджетная роспись) |
2010 год | ||
Паспорт программы | Прогноз | ||
2 | 3 | 4 | 5 |
Всего | 773,8 | 1 088,6 | 698,2 |
в том числе: | |||
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы | 58,2 | 35,6 | 55,0 |
ФЦП «Глобальная навигационная система» (объем на 2011г. составит 19,3 млрд.руб.) | 31,5 | 27,9 | 27,9 |
ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» (объем на 2011 г. составит 216,6 млрд. руб., на 2012 г. – 216,6 млрд. руб.) | 218,0 | 507,0 | 219,6 |
ФЦП «Культура России (2006 - 2011 годы)» (объем на 2011 г. составит 12,8 млрд. руб., на 2012 г. – 11,4 млрд. руб.) | 24,1 | 20,5 | 14,2 |
ФЦП «Мировой океан» | 0,7 | 0,9 | 0,7 |
ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» (объем на 2011 г. составит 0,3 млрд. руб.) | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» (объем на 2011 г. составит 5,8 млрд. руб.) | 8,7 | 12,2 | 5,3 |
ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» | 8,1 | 24,1 | 7,7 |
ФЦП «Дети России» на 2007-2010 годы | 2,4 | 2,5 | 2,0 |
ФЦП развития образования на 2006-2010 годы | 10,0 | 10,8 | 7,2 |
ФЦП «Русский язык (2006-2010 годы)» | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
ФЦП «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» | 0,9 | 0,1 | 0,2 |
ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» | 3,3 | 7,8 | 2,3 |
ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы | 10,2 | 15,8 | 7,7 |
ФЦП «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы» (объем на 2011 г. составит 1,1 млрд. руб.) | 5,6 | 7,7 | 5,6 |
ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» (объем на 2011 г. составит 8,0 млрд. руб., на 2012 г. – 8,0 млрд. руб.) | 7,4 | 12,0 | 7,0 |
ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» | 0,7 | 1,1 | 1,7 |
ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» | 1,2 | 1,0 | 1,5 |
ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» | 23,0 | 19,6 | 20,0 |
ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости ( 2002-2011 годы)» | 5,0 | 6,5 | 5,0 |
ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы | 4,5 | 6,3 | 3,1 |
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (объем на 2011 г. составит 19,9 млрд. руб., на 2012 г. – 19,9 млрд. руб.) | 19,4 | 22,5 | 22,5 |
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» | 12,3 | 22,9 | 7,4 |
ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» | 2,7 | 3,2 | 1,2 |
ФЦП развития Калининградской области на период до 2014 года | 2,8 | 8,6 | 4,0 |
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (объем на 2011 г. составит 69,8 млрд. руб., на 2012 г. – 18,9 млрд. руб.) | 89,7 | 105,0 | 87,9 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» (объем на 2011 г. составит 1,1 млрд. руб., на 2012 г. - 1,2 млрд. руб.) | 1,6 | 1,7 | 1,4 |
ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)» | 6,8 | 10,0 | 4,3 |
ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)» | 4,7 | 5,2 | 4,0 |
ФЦП «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах» | 2,7 | 3,7 | 2,7 |
ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» | 2,6 | 9,2 | 6,4 |
ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (объем на 2011 г. составит 10,0 млрд. руб., на 2012 г. – 8,3 млрд. руб.) | 11,5 | 13,8 | 10,0 |
ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» | 2,6 | 4,6 | 1,7 |
ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года» | 15,9 | 19,4 | 5,7 |
ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010 годы)» | 0,8 | 1,2 | 0,7 |
ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» (объем на 2011 г. составит 0,8 млрд. руб.) | 1,1 | 1,5 | 1,1 |
ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» | 5,3 | 7,5 | 5,0 |
ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» | 0,3 | 0,4 | 0,2 |
ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы | 5,8 | 7,4 | 5,4 |
ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» | 12,7 | 16,0 | 12,0 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» | 19,4 | 26,2 | 14,9 |
ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап) | 88,3 | 60,1 | 61,0 |
ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» | 4,1 | 6,6 | 4,0 |
ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы (объем на 2011 г. составит 3,5 млрд. руб., на 2012 г. – 3,5 млрд. руб.) | 3,5 | 8,9 | 6,8 |
ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)» | 3,3 | 5,4 | 3,3 |
ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)» | 1,6 | 7,2 | 2,1 |
ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (объем на 2011 г. составит 6,5 млрд. руб., на 2012 г. – 6,5 млрд. руб.) | 6,4 | 17,1 | 12,3 |
ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» | 2,6 | 6,6 | 2,5 |
ФЦП «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации» (объем на 2011 г. составит 21,1 млрд. руб., на 2012 г. – 21,1 млрд. руб.) | 11,7 | 27,7 | 11,1 |
ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы» | 6,0 | 9,5 | 2,8 |
С 2010 года предлагается начать реализацию новых федеральных целевых
программ: «Ядерные энерготехнологии нового поколения (2010-2020 годы)», «Развитие телерадиовещания (2010-2015 годы)» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия (2010-2012 годы)»
(таблица 5.22):
Таблица 5.22
Бюджетные ассигнования на реализацию новых федеральных целевых программ
млрд. рублей
2010 год | 2011 год | 2012 год | ||
Паспорт программы | Прогноз |
|||
Всего | 17,6 | 15,5 | 15,5 | 15,5 |
в том числе: | ||||
«Ядерные энерготехнологии (2010-2020 годы)» | 3,5 | 3,2 | 3,2 | 3,2 |
«Развитие телерадиовещания (2009-2015 годы)» | 10,9 | 10,8 | 10,8 | 10,8 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия (2010-2012 годы)» | 3,2 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
В рамках реализации непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы
будет продолжено выполнение мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих в рамках задач, поставленных Президентом Российской Федерации, строительство комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений, софинансирование строительства и оснащения перинатальных центров и т.д.
В 2010-2012 годах за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации
продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, а также будет обеспечено завершение начатых в 2009 г. инвестиционных проектов, имеющих региональное значение. При этом, общий объем бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда в 2010-2012 годах составит 128,5 млрд. рублей, в том числе в 2010 г. – 35,4 млрд. рублей, в 2011 году – 31,6 млрд.рублей, в 2012 году – 61,4 млрд.рублей.
6. Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита
Дефицит федерального бюджета в 2009 году ожидается на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд.рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах будет постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году (рис. 6.1.).
Дефицит ненефтегазового бюджета при этом будет также сокращаться - с 15%ВВП в текущем году до 9,8%ВВП в 2012 году. Несмотря на постепенное снижение предполагаемого уровня бюджетного дефицита с каждым годом все более остро будет стоять проблема его финансирования.
В текущем году практически весь объем дефицита финансируется за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 405,2 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3 617,8 млрд. рублей). Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году дефицит федерального бюджета будет на 73,9% финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 26,1% (830,3 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году – соответственно на 36,9% и на 63,1% (1269,1 млрд. рублей), в 2012 году – на 45,5% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 54,5% (851,7 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований.
Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рис. 6.2. и 6.3.
Рисунок 6.2
Рисунок 6.3
Динамика средств нефтегазовых фондов приведена в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что уже в 2010 году он окажется практически полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Предполагаемое использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование части трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд при отсутствии пополнения фонда также ведет к постепенному снижению объемов фонда. При дальнейшем использовании фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения.
После исчерпания средств Резервного фонда в 2010 году бюджетная политика будет в большей степени ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований.
Низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире.
Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 – 2012 годы будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
- активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.
Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.
Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 –2012 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке.
По оценке Минфина России, сальдо по государственным ценным бумагам составит: в 2010 году – 568,4 млрд. рублей, в 2011 году – 748,6 млрд. рублей и в 2012 году – 236,5 млрд. рублей. При этом в 2010 году привлечение составит 844,1 млрд. рублей при погашении 275,7 млрд. рублей, в 2011 году - соответственно 957,5 млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году - соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей.
Минфин России для поддержания ликвидности рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет.
В 2010 – 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам (по краткосрочным инструментам - до 9,5-10,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 12,0-13,0% и 13,0-13,5% соответственно) может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом.
Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году – 487,3 млрд. рублей и в 2012 году – 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году (рис. 6.4).
Рисунок 6.4
В сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации основными принципами долговой политики в 2010 – 2012 годах являются:
частичное финансирование дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации;
полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств (таблица 6.2).
Таблица 6.2
Привлечение денежных средств
на международных финансовых рынках в 2010-2012 годах
(млрд. долл. США)
2010 | 2011 | 2012 | 2010-2012 | |
привлечение | 17,8 | 20,7 | 20,0 | 58,5 |
погашение | 1,4 | 3,1 | 1,3 | 5,8 |
«чистое» привлечение | 16,4 | 17,6 | 18,7 | 52,7 |
В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными принципами бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов являются:
1) ускоренная реализация большинства действующих проектов, реализуемых в рамках соглашений о займах. В 2010-2012 годах привлечение средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно;
2) расширение практики предоставления гарантий Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций;
3) внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов на основе консультационно-аналитического и экспертного содействия международных финансовых организаций без осуществления государственных заимствований Российской Федерации в дополнение к существующей форме реализации проектов на основе заимствований. При этом выбор инструмента сотрудничества с международными финансовыми организациями (привлечение займа или финансирование проекта за счет средств федерального бюджета при консультационно-аналитическом содействии МФО для реализации проекта) будет определяться отдельно для каждого проекта.
В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года составит 5689,3 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 7340,2 млрд. рублей и на 1 января 2013 года - 8564,1 млрд. рублей.
Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 16,41% ВВП на конец 2012 года (рис. 6.5.). При этом к концу 2012 года доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 53,2 % при соответствующем снижении доли внешнего долга.
Рисунок 6.5
В связи с актуальностью и востребованностью инструмента государственных гарантий Российской Федерации в 2010-2012 годах продолжится их предоставление по большинству направлений государственной поддержки, предусмотренных в 2009 году, в том числе:
- в рамках антикризисных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации (по кредитам, привлекаемым организациями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения);
- в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (по заимствованиям ОАО «АИЖК»);
- в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами;
- для реализации инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики;
- для поддержки экспорта промышленной продукции;
- ориентированные на осуществление долгосрочных инвестиций в наиболее важные с государственной точки зрения проекты (по займам, привлекаемым государственной корпорацией «РОСНАНО» и другими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов), данные государственные гарантии Российской Федерации будут предоставляться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.
Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2010-2012 годах составит:
- в валюте Российской Федерации - в общей сумме 580,5 млрд. рублей;
- в иностранной валюте - 10,5 млрд. долларов США.
В 2010-2012 годах необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 270,6 млрд. рублей (в том числе в 2010 году в сумме 114,8 млрд. рублей, в 2011 году - 74,0 млрд. рублей и в 2012 году - 81,8 млрд. рублей).
Политика в области восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет направлена на увеличение объема средств, предусматриваемых для проведения компенсационных выплат, а также на охват всех категорий граждан, включая их наследников, имеющих право на получение компенсации.
В 2010 году на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в сумме 85 млрд. рублей, в 2011 году - 85,0 млрд. рублей и в 2012 году -100,0 млрд. рублей.
7. Межбюджетные отношения
Политика в области межбюджетных отношений Российской Федерации на 2010-2012 годы будет направлена на:
-корректировку механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
-дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
-создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.
Среднегодовые темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в последние годы вдвое превышали показатели инфляции. Этому способствовал рост экономики страны, что обеспечивало положительную динамику поступлений налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов (рис.7.1).
Рисунок 7.1
В условиях мирового финансового кризиса произошло значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций и темпов роста налога на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет осуществляться в условиях неблагоприятной экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных бюджетов.
Одной из базовых задач политики межбюджетных отношений на 2010-2012 годы является адекватная корректировка механизмов межбюджетного регулирования.
Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в основном обусловлено сокращением объема межбюджетных субсидий (таблица 7.1).
Таблица 7.1
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2008-2012 годах (млрд. руб.)
Ключевой задачей является адаптация механизма выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации к сложившимся условиям. При расчете объема дотаций будут учитываться данные за отчетный период текущего года и структура экономики региона в разрезе видов экономической деятельности с тем, чтобы учесть динамику показателей в основных отраслях экономики и, как следствие, налоговый потенциал экономики региона.
Значительное снижение объема средств на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010-2012 годах к уровню 2009 года связано с тем, что в федеральном бюджете 2009 года в качестве антикризисной меры дополнительно были предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации в сумме 150 млрд. рублей. Это позволило оказать нуждающимся субъектам Российской Федерации необходимую финансовую помощь, а регионам - своевременно выполнить свои обязательства.
В целях выполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предполагается переориентировать финансовую помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Для этого будет пересмотрена сложившаяся структура межбюджетных трансфертов, сокращено количество межбюджетных трансфертов за счет отмены и объединения ряда субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов.
Будет проведена комплексная оценка предоставляемых субъектам Российской Федерации субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг между субъектами Российской Федерации, предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации до установленного на федеральном или региональном уровнях показателя или предоставление субсидий обусловлено неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам Российской Федерации.
Предоставление субсидий будет сопровождаться установлением четких конечных целей их предоставления и сроков достижения указанных целей, по завершению которых осуществление предоставления субсидий должно быть прекращено.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации составят в 2010 году 286,0 млрд. рублей, в 2011 году – 252,7 млрд. рублей, в 2012 году – 202,3 млрд. рублей.
С 2010 года предусматривается отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня, что вызвано достижением поставленных при их выделении целей.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. К началу 2002 года у субъектов Российской Федерации образовалась значительная задолженность по выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В целях оказания финансовой помощи регионам по выполнению ими полномочий по предоставлению субсидий гражданам и ликвидации задолженности, с 2002 года в федеральном бюджете предусматриваются средства на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Уровень софинансирования из федерального бюджета указанных расходов за эти годы в среднем по Российской Федерации составил около 20% от размера выплаченных бюджетами субъектов Российской Федерации средств.
В настоящее время доля выплаченных гражданам субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации составляет более 95% от начисленных. Задолженность по выплате субсидий отсутствует. Учитывая, что основные цели предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации достигнуты, с 2010 года будет отменено софинансирование указанных расходов из федерального бюджета.
С 2010 года планируется сохранить только субсидию в части социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Объем субвенций, направляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию публичных и приравненных к ним расходных обязательств, составит в 2010 году 231,5 млрд. рублей, в 2011 году – 230,6 млрд. рублей, в 2012 году – 239,6 млрд. рублей.
Около 50% общего объема субвенций составляют субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельными категориями граждан. Сокращение объема субвенций в 2010 году по отношению к 2009 году объясняется уменьшением численности льготников, а также количества обращений граждан за предоставлением данных мер социальной поддержки.
Вторым по объему публичным полномочием, делегированным Российской Федерацией регионам, является содействие занятости населения.
Иные межбюджетные трансферты в 2010-2012 годах составят 52,6 млрд. рублей (67,8% от уровня 2009 года), 25,8 млрд. рублей (48,8% от уровня 2010 года) и 23,8 млрд. рублей (92,2% от уровня 2011 года) соответственно.
В 2010 году планируется сохранить межбюджетные трансферты на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат в сумме 18,9 млрд. рублей.
В то же время отдельные виды иных межбюджетных трансфертов будут сокращены.
Для предотвращения несбалансированности некоторых региональных бюджетов в 2010-2012 годах в федеральном бюджете будут предусмотрены соответствующие средства. При этом планируется смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации к предоставлению бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ¼ ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на срок до 3-х лет. Данный финансовый инструмент позволяет при необходимости ликвидировать дисбаланс между расходами и доходами регионального бюджета, при этом повышая ответственность региональных властей и снижает иждивенческие настроения. На эти цели в 2010 году в федеральном бюджете планируется предусмотреть общий объем кредитов в сумме 125 млрд. рублей, в том числе на поддержку регионов в сфере дорожного хозяйства в сумме до 25 млрд. рублей.
Индексация некоторых ставок налогов, доходы от уплаты которых зачисляются в региональные и местные бюджеты (акцизы, транспортный налог, государственная пошлина) позволит увеличить поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и компенсировать снижение объемов софинансирования в 2010 году.
Сохранение налогового потенциала в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях требует дальнейшего развития стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Начиная с 2010 года предполагается изменение порядка установления нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на отдельные виды подакцизной продукции с целью отказа от использования данных о фактических поступлениях акцизов и перехода к расчету нормативов по обоснованным статистическим данным.
Так, при установлении нормативов распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, будет использоваться численность населения субъекта Российской Федерации старше восемнадцати лет. Кроме того, в целях повышения внимания региональных властей к целенаправленной работе по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией, что будет способствовать увеличению сбора акцизов, с 20 до 40% увеличена доля акциза, зачисляемая в субъект Российской Федерации по месту ее производства.
При установлении нормативов распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей будут использоваться данные о протяженности автомобильных дорог субъекта Российской Федерации и количестве зарегистрированного на территории субъекта Российской Федерации автотранспорта.
С 2010 года доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, централизуются в федеральном бюджете. При этом для субъектов Российской Федерации, в бюджеты которых поступают указанные доходы, предусматривается частичная компенсация выпадающих доходов предоставлением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Будут расширены инструменты корректировки уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит субъектам Российской Федерации в большей степени учитывать особенности размещения налоговой базы в муниципальных образованиях.
Предполагается усовершенствование механизма "отрицательного трансферта", обеспечивающее большую деконцентрацию доходных поступлений, не связанных с деятельностью органов местного самоуправления, между публично-правовыми образованиями местного значения, и в то же время стимулирование органов местного самоуправления к развитию налогового потенциала.
В период финансовой нестабильности одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики в области межбюджетных отношений должно быть внедрение передовых технологий управления в бюджетный процесс, обеспечивающих эффективное предоставление бюджетных услуг.
В целях создания стимулов к формированию нового качества управления бюджетным процессом на региональном уровне предусматривается установление и реализация системы мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации. В рамках указанной системы будут предусмотрены меры поощрения и санкции в отношении субъектов Российской Федерации с высоким и ненадлежащим качеством финансового менеджмента соответственно.
Основное внимание будет уделено своевременности выполнения публичных обязательств субъектов Российской Федерации. Повышение ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за проводимую бюджетную политику, сохранение платежеспособности публично-правовых образований потребует уточнения процедуры и критериев введения временной финансовой администрации.
Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.