Курсовая работа: Влияние самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте 14 15 лет
Название: Влияние самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте 14 15 лет Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Заочный факультет Кафедра общей психологии КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Влияние самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте 14 – 15 лет. Выполнена студенткой: Костенковой А. С. Группа: П- 541з Руководитель: Екатеринбург 2010. Содержание Введение……………………………………………………………………….3 1.Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей подросткового возраста 14-15 лет…………………. …..7 1.1Изучение формирования социометрического статуса в системе межличностных отношений……………………………………….7 1.2 Влияние самооценки на личность человека……………………………..13 1.3 Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………16 1.4 Зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста…22 2. Анализ изучаемой проблемы по влиянию самооценки на социометрический статус в группе…………………………………………...24 2.1 Описание методик исследования и обработка данных………………….25 Рекомендации………………………………………………………………….38 Заключение……………………………………………………………………39 Список литературы……………………………………………………………42 Приложения 1………………………………………………………………….44 Приложении 2…………………………………………………………………50 ВВЕДЕНИЕ Становление личности подростка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".[18, c. 239]. Ведь личность – это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. [18, с. 242]. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений подросток реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности подростка, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - подросток проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Так как непременным условием социализации детей подросткового возраста является его общение со сверстниками, которое складывается в малых группах. И поэтому велико значение занимаемого социометрического статуса в группе. Рассмотренная тема курсовой работы «Влияние самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте 14-15 лет» направлена на изучение проблемы влияния самооценки на социометрический статус подростка в группе. По нашему мнению, эта тема – тема первостепенной важности в социальной психологии, т. к. ее актуальность для современников велика. Ведь проблема влияния самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте имеет опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств личности, неадекватной самооценки; что приводит к ослаблению иммунной системы и, следовательно, большей уязвимостью для болезней. [4, с305]. подросткового возраста. Предмет исследования – самооценка детей подросткового возраста 14-15 лет. Цель исследования – изучение влияния самооценки на социометрический статус подростка в группе. Исходя из вышеуказанной цели исследования, ее основными задачами будут: 1) Осуществление анализа литературы по проблеме влияния самооценки на социометрический статус личности подростка в группе. 2) Выявить зависимость социометрического статуса и самооценки личности подростка в группе от самооценки. 3) Провести диагностику социометрического статуса и самооценки личности детей подросткового возраста 4) Составить программу коррекционной работы по проблеме в сфере межличностного взаимодействия. 5) Реализовать программу, составить практические рекомендации по формированию адекватной самооценки у подростков. Гипотеза исследования: Предположим, что существует прямопропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста. Новизна исследования : Одним из приобретенных направлений в социальной психологии является комплексное изучение межличностных отношений в коллективе в интересах оптимизации в них межличностного взаимодействия. Особую актуальность имеет проблема межличностной совместимости в группе. Этой проблемой занимался известный американский психиатр Дж. Морено, он предложил метод социометрии для изучения социально- психологического климата в коллективе; а проблемой изучения самооценки эмоциональных состояний занимались американские психологи А. Уэссман и Д. Рикс и др. В нашем случае, мы определяли уровни самооценки, ранжируя 20 качеств личности, используя тест «Самооценка» (ред. сост. Л. Д. Столяренко). Эти исследования имеют не только теоретическое значение,Ж но и практическое,так как под влиянием самооценки у личности постепенно складывается определенное отношение к себе в период межличностного взаимодействия, которое может реально повлиять на статус личности в коллективе. Сществует широко распространенное мнение о том, что неадекватная самооценка является фактором риска для широкого спектра психологических и поведенческих проблем. В последнее время это мнение стало одной из наиболее популярных в СМИ ( в России, США и других странах Европы), где общественные деятели обсуждают проблемы: жестокого обращения подростков по отношению к сверстникам, правонарушений в подростковой среде вследствие неэффективного межличностного взаимодействия. Все выше сказанное имеет практическое значение, в большей степени, в условиях общеобразовательных учреждений. И поэтому: Источниковой базой исследования является муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя образовательная школа № 21» г. Серова, а в качестве испытуемых – учащиеся 9 класса. социометрия Дж. Морено и метод «Самооценка» (ред. сост. Л. Д. Столяренко), благодаря которым, мы исследовали межличностные отношения в группе и самооценку эмоционального состояния личности подростков. Также были использованы в первой части курсовой работы теоретические методы исследования, благодаря которым мы проанализировали проблему влияния самооценки на социометрический статус личности, при этом рассмотрев особенности развития межличностных отношений и механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте. Выявили гипотезу. 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей подросткового возраста (14-15 лет) 1.1 Изучение формирования социометрического статуса в системе межличностных отношений Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия. Эти отношения осуществляются непосредственно социальной психологией, которая изучает психические явления возникающие в процессе взаимодействия людей в различных группах. [14, с. 200]. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государством, нациями, народностью, партиями, классами, другими социальными общностями, которые выделяют по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через них осуществляется воздействие идеологии общества на психологию людей. Непосредственным же проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшие объединения людей (от 2 до 30 человек), занятых общим делом и находящихся в прямой взаимосвязи друг с другом. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, представляющих для человека наибольшее значение, являются семья (первая группа, которая берет на себя заботу о человеке), школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей, приятелей и т.п.[2, с.115]. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Общность может быть внешней (по территориальному признаку - соседи) и внутренней, глубокой (семья). В малых группах легко идентифицируется членство, ясно определена центральная деятельность и члены связаны друг с другом хорошо установленными взаимоотношениями. Мера психологической общности определяет сплоченность группы, то есть уровень ее социально психологического развития. Основными параметрами деления малой группы на виды являются каналы коммуникаций, психологический климат группы, групповые нормы. [15, с.514]. Каналами коммуникаций именуют структуру межличностных отношений в группе, психологическим климатом группы - нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Межличностные взаимоотношения в группах можно рассматривать в статике (что есть на данный момент) и динамике (изменении и развитии). Общие правила поведения в группе называются групповыми нормами. Принятые в группе ценности и нормы являются социально-психологической основой всех отношений, складывающихся в группе. Они выполняют регулятивную, оценочную, санкционирующую и стабилизирующую функции. [15, с. 302]. В группах происходят два взаимосвязанных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация - это разделение группы по определенным признакам (статусу, полу, возрасту, материальному положению, национальности и др.) Интеграция - сплочение и объединение группы. Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Роль - нормативно заданный и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию.[ 19, с. 204]. Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.[19, с.205]. Понятие "социометрический статус" ввел Дж. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус - положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе - это реальная социально - психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.[1, с.345]. Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться. Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливается шаблон влечений и отвержения. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. Изучение показывает, что шаблоны доминирования не обязательно принимают порядок рангов, как в «порядке клевания» среди цыплят. А доминирует над Б, который доминирует над В и Г, но В и Г доминируют над А. Чем продолжительнее период контакта, тем отчетливее оформляются такие шаблоны. В каждом случае возникает уникальная сеть взаимоотношений. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие. Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы[16, с.206]. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее, чем другие влияние на коллектив. Как правило, они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе.[12, с.103]. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Самый простой прием определения социометрического статуса - процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей[16, с.210]. Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и его Я-концепция четко вплетена в эту ткань взаимоотношений. Вопрос о статусе, который занимает ребенок в системе межличностных отношений, и факторах, его определяющих, исследовался отечественными и зарубежными психологами. Так в работе Walker (2004) описаны исследования поведения детей 4-5 лет (около 200 детей) в зависимости от их социометрического статуса. В работе Braza было показано, что в социальных взаимоотношениях детей наибольшие различия обнаруживают два показателя: лидерство и готовность следовать за лидером, то есть быть ведомым. Косвенное подтверждение роли взрослого в установлении социометрического статуса ребенка было получено в исследованиях Krantz. Оказалось, что социометрический статус ребенка-дошкольника положительно коррелирует со степенью его участия в просоциальной деятельности. Просоциальная активность детей дошкольного возраста целиком организуется и поддерживается взрослым, поэтому данные Krantz свидетельствуют в пользу влияния оценок взрослого на социометрический статус ребенка-дошкольника. Также оказалось, что дети, вовлеченные в социальное взаимодействие, могут предсказать свой социометрический статус точнее детей, не участвующих в просоциальной деятельности. Интересные данные были получены в исследовании Sandstrom и Coie, в котором изучалась связь между социометрическим статусом и агрессивностью. Итак, рассмотрев характеристику малых групп, мы изучили систему взаимоотношений в них, определили позицию человека в этих отношениях. А так как от позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступке остальных членов группы, то мы более подробно изучили формирование социометрического статуса в системе межличностных отношений. И оказалось, что значение статуса для человека велико, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть (человек не имеет права сделать ничего такого, что не соответствовало бы персонификации, которую создали о нем другие, ибо любое нарушение вызовет изменение взаимоотношений). 1.2 Влияние самооценки на личность человека Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения[1, с.100]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность[12, с.81]. Вид самооценки - это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.[3,с.195]. Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное[4, с.35]. Психиатры часто говорят о том, как адекватна или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себе как к объекту безусловно ценному. Точно так же, как на других можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться с презрением, человек может унижать самого себя[25, с.139]. Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором - безынициативность, трудность общения с другими. Допускалось, правда, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья; более поздние исследования свидетельствуют о том, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательным условием нормального душевно состояния. Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной системы и, следовательно, большей уязвимости для болезней. С повышенной самооценкой также повышается уровень серотонина в крови, гормона, участвующего в сужении кровяных сосудов, стимуляции и расслабления мускулов и передачи импульсов между клетками. Есть теория, что биохимические элементы могут использоваться для повышения самооценки[4, с. 40]. Да, самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив, т. к. низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, и если человек считает себя плохим в целом, то он не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, ведь, кто не ценит собственной личности, тот и не посчитается с чужой. Полноценный же человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким - это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, ему доверяют, такому скорее повезет в любви. И, соответственно, статус его в группе будет высоким. 1.3 Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах. У ребенка, стремление к самопознанию и самооценке возникает впервые в общении с близкими взрослыми, которые относятся к младенцу, как к будущей личности и существу, уже одаренному сознанием. На протяжении первых семи лет жизни развитие потребности в общении с взрослыми, а с трех лет - и со сверстниками обуславливает формирование отношения ребенка к себе. В фундаменте коммуникативной потребности лежит стремление ребенка к доброжелательному вниманию других людей, а над ним надстраивается в последовательном порядке стремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений и оценок с окружающими людьми. Удовлетворив эти стремления, ребенок получает возможность оценить свои успехи и недостатки с помощью сверстников и взрослых в разных сферах активности. В контактах с взрослыми, ребенок оценивает себя путем сравнения с идеалом; в контактах со сверстниками - путем сравнения с равными себе существами. Оба способа одинаково необходимы ему для развития самопознания, хотя и обеспечивают последнее по-разному[13, с.124]. Представление же младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителя, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков. Однако думать о себе ребенку неинтересно, он не испытывает в этом особой необходимости.[13, с.129]. Однако, интерес к себе и другим людям возникает только в подростковом возрасте. Думая об окружающих людях, подросток сравнивает себя с ними. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки - себя и других людей. Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они привели или приведут в будущем. Он желает осознать свои особенности («Почему я такой»), выяснить свои недостатки - эта потребность возникает из необходимости «правильно вести себя в обществе», верно построить свои отношения со сверстниками и взрослыми, быть в состоянии отвечать требованиям других людей и на свои собственные. Знать себя - непременное условие для того, чтобы достичь целей, которые ценны и важны. Именно поэтому подросток сначала особенно озабочен своими недостатками и хочет избавиться от них. Он нацелен на положительное в другом человеке, готов брать с него пример. Такое внимание к своим недостаткам и потребность преодолеть их сохраняются на протяжении всего подросткового возраста. Младшие подростки особенно не размышляют о своих достоинствах. Но со временем возникает стремление разобраться в особенностях своей личности в целом - и в своих минусах, и в своих плюсах. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышления о себе - характерная особенность подростка. Преобладающие образцы для подростков - реальные люди, а не литературные герои. Среди многих качеств, привлекающих ребят в тех людях, на которых они хотят быть похожи, на первом месте стоят нравственные качества, затем качества мужественности. Сверстника подростков привлекают в общем те же качества, что и в образцах-взрослых. Однако очень важно, что именно со сверстником подросток сравнивает себя, именно его избирает образцом на который стоит равняться, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником, чем со взрослым. Привлекательные качества взрослый обнаруживает во взрослых делах и во взрослых отношениях, и поставить себя на его место подростку еще трудно. И вообще взрослый - это образец, практически трудно досягаемый для подростка, а сверстник, особенно одноклассник, близок ему во многих отношениях. Сверстник - это своего рода мерка, которая позволяет подростку оценить себя с учетом вполне реальных возможностей: ведь у другого, его сверстника, возможности такие же, только он лучше использует их, значит, на него можно прямо равняться. Это очень важно, так как равняться прямо на взрослого подросток часто не в состоянии. Таким образом, самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно суждений сверстников и оценок взрослых. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Младшие подростки видят разные свои недостатки, но у многих самооценка возможностей завышена: они считают себя способными сделать то, что в действительности сделать не могут. Многие пятиклассники еще не умеют правильно оценить уровень своих знаний и умений, а также увидеть, насколько трудна стоящая перед ними задача: первое оценивается выше, второе - ниже того, что есть на самом деле. Это особенность ярко видна при решении разного рода математических задач. Сообразительность - важный показатель в глазах подростков, важный показатель способности, поэтому в оценках и самооценках это существенный критерий. Было обнаружено, что примерно у половины подростков самооценка не совпадает с действительными результатами, причем в подавляющем большинстве случаев она является завышенной. Наряду с этим было обнаружено, что взрослые - учителя и родители - склонны, напротив, занижать оценку возможностей подростков. [13, с.135]. Для самооценки десятиклассников характерны типично юношеские особенности - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. В XI, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и в этой ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других старшеклассников самооценка высока и глобальна - охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Другая группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность. Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. [13, с.143]. Таким образом, выявив возрастной этап ярко выраженной самооценки мы рассмотрели также причины обращения к самооценке. Седикидес полагал, что существуют три мотива для обращения к самооценке: понимание себя (поиск точных знаний о себе, равно как положительных, так и отрицательных), повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) и самопроверка (поиск истинных знаний о себе). [28, с.57]. Если мы хотим получать только положительную информацию о себе следовательно наше самооценка легко повышается с помощью внешних обстоятельств. Например, любое событие, которое создает хорошее настроение, обычно повышает общий уровень самооценки. Мы чувствуем себя хорошо, и поэтому у нас возникают положительные чувства по отношению к себе. Даже одежда, которая нам нравиться, может увеличивать уровень самооценки, таким образом, самооценку достаточно легко повысить экспериментальным образом, например, когда участникам исследования намеренно сообщается, что они хорошо справились с заданием, их уважение к себе повышается. Люди с низким уровнем самооценки более других склонны к самозащите. Они также хотят получать положительную информацию и повышать самооценку, но лишь тогда, когда поиск этой информации не связан с риском. Т.е. они проводят социальное сравнение, только будучи уверенными в успехе. Люди с высоким уровнем самооценки стремятся к социальному сравнению даже с риском для себя. Другой подход к объяснению причин интереса к самооценке связан с теорией управлением страхом, согласно которой высокий уровень самооценки успокаивает открытый страх смерти. Теория предполагает, что основной мотив нашей жизни - избежать смерти и всего, что с ней связано; сохранение высокого уровня самооценки является основным средством, к которому мы обращаемся, чтобы выполнить эту задачу[28, с.50]. Мы рассмотрели формирование самооценки личности в течение дошкольного возраста, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Поскольку изучение особенностей развития самооценки в эти возрастные периоды позволяет определить на каком возрастном этапе установка на сравнения себя с другими людьми очень ярко выражена. На протяжении первых семи лет жизни ребенок оценивает себя путем сравнения с идеалом или с равными себе; у младшего же школьника самооценка строится преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых (родителей, учителей), но это не имеет особой значимости. Уже в подростковом возрасте возникает интерес к себе и другим людям особенно ярко. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. У детей в старшем школьном возрасте самооценка относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. 1.4 Зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста. В многочисленных публикациях Т. А. Репина, Я. Л. Коломинского, В. В. Абраменкова и др. психологов отечественных и зарубежных тема влияния самооценки на статус в группе не может быть подтверждена в полной мере, так как необходимо еще и практическое подтверждение, поэтому мы вывели гипотезу Н1: что существует прямопропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста. Но мы, изучив теоретическим путем данную тему, пришли к выводу, что появившись на свет ребенок является еще совершенно незрелым и находясь в полной зависимости от окружающих его взрослых, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды. Но, постепенно, взрослея и становясь личностью, он вступая в межличностные отношения в группе занимает определенную позицию. Таким образом, обозначая свое положение в подсистеме отношений, личность приобретает статус в группе. И от того какая у личности, сформировалась самооценка формируется этот статус. А, поскольку, значение статуса для человека велико, то, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Вопрос о статусе, который занимает ребенок в системе межличностных отношений, и факторах, его определяющих, исследовался отечественными и зарубежными психологами. И поэтому, для подтверждения нашей гипотезы мы изучили специальную литературу по влиянию самооценки на личность человека, используя труды Р. Бэрона, А. А. Бодалева, В. Н. Мясищева и др. И пришли к выводу, что самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих, а неадекватная самооценка имеет опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств (нетерпимость к мнениям других, высокомерие, безынициативность, трудность общения с другими). А проанализировав формирование самооценки на разных возрастных этапах дошкольного и школьного возраста детей мы определили в каком возрасте наиболее ярко выражена установка на осознание себя с другими. Оказалось, что в подростковом периоде подростку легче сравнивать себя со сверстниками, чем со взрослыми, вот почему для него статус в группе наиболее важен, чем в другом возрастном периоде, ведь самооценка, если она неадекватная, может отрицательно повлиять на межличностное взаимодействие в группе. Поэтому для подтверждения нашей гипотезы в исследовательской части курсовой работы, в качестве испытуемых взяли детей подросткового возраста, чтобы определить насколько существует прямопропорциональная зависимость самооценки и статуса у наших испытуемых. 2. Анализ изучаемой проблемы по влиянию самооценки на социометрический статус в группе Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Одной из важнейших черт характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного неприятия себя, устойчивого чувства неполноценности. И поэтому, чтобы разобраться в проблеме влияния самооценки на статус в группе, мы провели диагностическое исследование с помощью специальных методик в школьном коллективе детей подросткового возраста (14-15 лет). Для реализации целей исследования нами были выбраны несколько методик. 1) Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Целью применения данной методики было выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый». 2) Тестовая методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. Для измерения уровня самооценки. 2.1 Описание методик исследования. Обработка и интерпретация данных. В исследовании участвовали учащиеся МОУ СОШ № 22 ученики 9 «В» класса. В количестве 22 человека 16 мальчиков и 6 девочек 2 человека из группы отсутствовали. В исследовании использовались такие методики как: 1) Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Целью применения данной методики было выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый». Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучения социально-психологического климата в трудовых и учебных коллективах. Термин ''социометрия'' означает измерение межличностных взаимодействий в группе. Как метод социометрия представляет собой систему технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей индивидуума с членами той группы, в которой он работает и живет. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но душевное состояние человека. Целью данного исследования с помощью этой методики являетсяа)измерение степени сплоченности—разобщенности в группе;б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии—антипатии, где на крайних полюсах оказываются ''лидер'' группы и ''отвергнутый'';в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Социометрическая процедура Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтению их по сравнению с другими, симпатий или наоборот, антипатий. В исследовании мы применяли параметрическую процедуру с ограниченным количеством выборов, чтобы снизить вероятность случайного выбора. С психологической точки зрения, социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам. Составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Взаимные выборы обводятся кружком. Количество полученных выборов (30) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11*9) = 99. Существует и такой социометрический параметр, как ''индекс групповой сплоченности''. Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6 – 0,7 Социограмма. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – ''мишени'' Каждая окружность в социограмме имеет свое значение. I. Внутренний круг - это так называемая ''зона звезд'', в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя. IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка. Социограмма наглядно представляет наличие группировок и коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Интерпретация результатов. а) Проводя обработку данных, используя социометрический параметр - ''индекс групповой сплоченности'' мы определили, что: С гр. – индекс групповой сплоченности Сумма взаимных выборов С гр. ____________________________________ = = 0,30Общее число возможных выборов в группе А так как показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6 – 0,7, то, следовательно, группа по своей сплоченности находится на среднем уровне развития. б) Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточную информацию по выявлению ''социометрических позиций, а именно: - лидерами, набравшими максимальное количество выборов (от 6-13), в первом замере стали испытуемые под № 1, 5, 6, 11, 13, 15, 21, 22; во втором замере под № 4, 5, 6, 9, 11, 15, 18, 22; - испытуемые, набравшие среднее количество выборов (от 3-5) вошли в зону предпочитаемых, первый замер - это № 4, 8, 9, 12, 14, 16, 18,19; второй замер - № 1,8, 12, 14, 16, 20, 21; - в зоне пренебрегаемых оказались испытуемые, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя (от 1-2), первый замер – это № 2; второй замере - № 2, 19; - в зоне изолированных, в первом замере – никого нет; во втором замере - №7, 17; - в зоне отвергнутых (набравшие только отрицательные выборы), в первом замере - № 7, 10, 17, 20; во втором замере - № 3, 10, 13; в) Социограмма позволила произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе: - наиболее влиятельные члены группы, в первом замере под № 5, 11, 22; во втором замере № 5, 9, 11, 22; - взаимные пары, в первом замере под № 1-6, 5-11, 5-15, 5-22, 8-14, 8-19, 9-11, 16-21, 22-11; во втором замере под № 1-6, 5-9, 5-15, 5-20, 5-22, 9-15, 16-21, 18-22; - группировки от № 5, 15, 22. На практике гипотеза о прямопропорциональной зависимости самооценки и статуса подтвердилась частично. Высокой и выше средней самооценкой обладали лидеры. Люди со средней самооценкой оказались предпочитаемыми. Низкой самооценкой обладали пренебрегаемые и отвергаемые учащиеся, 2) Тестовая методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. Для измерения уровня самооценки. Тест «Самооцека» определяет уровни самооценки испытуемых оптимальную и неоптимальную, т. к. под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа. Инструкция: Этап 1 1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, 2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам. 3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств: I. Межличностные отношения, общение. 1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость. 2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. 3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. 4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. 5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды. 6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить. 7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. 8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. 9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам. 10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей. 11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. 12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни. 13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе. 14. Общительность – способность легко входить в общение. 15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию. 16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. 17. Откровенность – открытость, доступность для людей. 18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной. 19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. 20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга. II. Поведение. 1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. 2. Гордость – чувство собственного достоинства. 3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям. 4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. 5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха. 6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость. 7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. 8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках. 9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий. 10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем. 11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей. 12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности. 13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция. 14. Настойчивость – упорство в достижении целей. 15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения. 16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. 17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. 18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами. 19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение. 20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь. III. Деятельность. 1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела. 2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость. 3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области. 4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность. 5. Скорость – стремительность поступков и действий быстрота. 6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость. 7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. 8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. 9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу. 10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения. 11. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. 12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности. 13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее. 14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. 15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий. 16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. 17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений. 18. Последовательность – умение выполнять задания., действия в строгом порядке, логически стройно. 19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать. 20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность. IV. Переживания, чувства. 1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии. 2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость. 3. Веселость – беззаботно-радостное состояние. 4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям. 5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. 6. Нежность – проявление любви, ласки. 7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости. 8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях. 9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению. 10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда. 11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство. 12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение. 13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию. 14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния. 15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить. 16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех. 17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств. 18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний. 19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку. 20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям. Этап II Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому. Обработка. 1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р). 2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение: С =Р*100% И Результаты сопоставьте с оценочной шкалой
Математическая обработка результатов тестирования Если сравнить «на глаз» результаты первого и второго тестирования «Самооценка» то они немного отличаются один от другого. Однако такого сравнения для определения надежности недостаточно. Она должна быть численно выражена. Для этого необходимо рассчитать коэффициент корреляции, который дает характеристику того, насколько взаимосвязаны результаты первого и второго замеров. Для вычисления коэффициента корреляции можно воспользоваться приводимой ниже формулой (формула Пирсона): ∑ xi yi − ( ) /n (1093 -45950 57435 -1 Где Xi – результаты первого замера; Yi – результаты второго замера; N – количество испытуемых в выборке Всякий коэффициент корреляции применяется в пределах от -1 до+1. Рассчитав коэффициент корреляции, я получила результат -1, это говорит о том, что результаты имеют очень большую вероятность расхождений, а значит гипотеза того, что под влиянием самооценки меняется статус личности можно с большей вероятностью доказывать, ведь проведенная коррекционная работа по формированию адекватной самооценки оказалась эффективной, т. к. гипотеза подтвердилась (но частично). Рекомендации. Согласно подтверждаемой нами гипотезе, что существует прямопропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста. Мы разработали коррекционную работу с учащимися в виде проведения тренинговых занятий про проблеме межличностного общения с учащимися 9 «В». ( См.приложение 1) Заключение. Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус - положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Доказав гипотезу прямопропорциональной зависимости самооценки и статуса, мы выявили, что между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие. Предполагалось, что высокая самооценка личности выведет человека на высокий социометрический статус, так как самооценка (оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостаткови места среди других людей) является важным фактором регуляции поведения человека. Исследования проводились на одной группе старшего школьного возраста (14-15лет). В данном возрасте самооценка у большинства стабильна, устойчива, бесконфликтна. Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать вывод по выделенным задачам исследования, а именно, что: Высокая самооценка делает жизнь ее обладателя насыщеннее и полноценнее, однако нельзя говорить о самооценке, как главенствующем факторе в процессе принятия группой личности; Ведь людьми с высокой самооценкой интересуются, в среднем, больше чем с низкой самооценкой, и поэтому необходимо с раннего детства формировать устойчивое положительное отношение ребенка к себе. Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза подтвердилась частично (т.к. тест «Самооценка» не надежен). И мы рекомендуем по формированию положительной самооценки следующее: В школе должно быть становление правильной, адекватной самооценки школьника, проведение в связи с этим разъяснительной работы с родителями и педагогами. Следует разъяснять, что существуют слова и выражения, способные постепенно повышать или понижать самооценку человека, с которыми мы общаемся. К числу тех, которые следует исключить из употребления относятся: «О чем ты только думаешь», «Неужели тебе трудно запомнить, что…», «Сколько раз надо повторять…», «Неужели ты не видишь, что…», «Все люди…, а ты…», «Что ты ко мне пристала» и проч. И наоборот, полезно говорить: «Посоветуй мне, пожалуйста…», «Какие у тебя замечательные друзья», «Общаясь с тобой, можно многому научиться…»3 . Совершенно необходимо учить детей говорить комплименты, так как не только другие люди влияют на наше представление о себе, но и мы влияем на их представление о них самих[1, с. 209]. Кроме того, можно рекомендовать повышать свою самооценку внешними факторами, то есть идти по пути от внешнего к внутреннему. Карнеги Дейл, например, советует надевать ту одежду, которая нравится, в которой чувствуешь себя уверенным и полным сил.[10, с. 230]. И хотелось бы отметить, что изучение данной темы курсовой работы будет полезна не только педагогам ОУ и родителям учащихся, но и студентам педагогических ВУЗ, как средство самопознания, самооценки и самосовершенствования. Т. к. мы определили зависимость самооценки личности подростка от его социометрического статуса в группе, провели диагностику этой зависимости с учащимися 9 «А» класса, составили программу коррекционной работы на основе результатов тестирования и реализовали ее, то мы считаем, что с поставленными задачами в нашей курсовой работе справились в полном объеме. Список используемой литературы. 1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме - М: Олма-Пресс, 2004 - 558 с 2. Анциферова Л.И. Социальная психология. – М., 1996. – 328 с. 3. Бодалев А. А. Личность и общение - М: Прогресс, 2000 - 325 с 4. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи - СПб: Питер, 2003 - 507 с 5 .Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. –СПб., 1999.-297с. 6 Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. //Психология личности. Тексты. – М.: 1982. 7.Вучков Ю. Искусство жить - М.: Политиздат, 1989 - 288 с 8.Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.- М., 1986.-80 с 9.Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности – М., 2003 – 633 с 10. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Оникс, 1994 - 246 с 11. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день - М.: Новая шк., 1994 - 213 с 12. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий под редакцией Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е. - 141 с 13. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. - Воронеж: Модэк, 1997 - 383 с 14 Мясищев В.Н. Психология отношений. – Воронеж, 1995. – 355 с. 15. Немов Р. С. Психология. Книга 1 - 687 с 16. Психологические тесты под редакцией А. А. Карелина - М.: Владос, 1999 - 340 с 17. Психологические тесты -М.: Прогресс, 1990 - 318 с 18. Психология: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1998. – 494 с. 19. Роббер М. А. Психология индивида и группы - М.: Прогресс, 1988 -374с 20. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти – М., 2005 – 396 с 21. Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум» -Ростов-на-Дону, 2006- 347с 22. Сизанов А. Н. Познай себя - СПб: Питер, 2000 - 496 с 23. Теоретическая и прикладная социальная психология под ред. Уледова А.К., Журавлева В. В., Котельникова С. А. - М.: Мысль, 1988 - 335с 24. Тернер Дж. Социальное влияние - СПб: Питер,2003 - 256 с 25. Шибутани Т Социальная психология - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 539 с 26. Юнг К. Психологические типы. // Психология индивидуальных различий. Тексты-М.: 1982. 27. Консультант- Плюс November 2001 – ref №71 Приложение 1 Коррекционная программа «Формирование адекватной самооценки в сфере межличностного общения» Цель данной программы: Программа данного тренинга направлена на развитие у учащихся адекватной самооценки, недостающих ему навыков общения, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и сверстниками, проблем конфликтов. Используемые средства: При проведении занятий используются разные формы работы: групповые дискуссии, минилекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках и т.д. Форма проведения: Данная программа состоит из трех занятий, каждое из которых длится 1,5 часа. Встречи проводятся один раз в неделю. Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. Занятие 1 Цель занятия: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; знакомство учащихся друг с другом; установление правил работы в группе; предложение программы занятий. План занятия: Введение имени. Рассказ участника о своем имени. Руководитель тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать, как-то выразить для группы) некоторую историю – быль или небыль, которая связана с его именем, так чтобы его было всем легко запомнить. Помощь руководителя заключается в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально. После знакомства ведущий рассказывает о целях программы. Кратко перечисляются темы занятий. Акцент делается на помощи в решении проблем учащихся, развитии навыков общения, уверенности в себе. Вопрос к участникам: О чем вы бы хотели поговорить на занятиях? Ведущий ведет запись ответов. Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие», например «Меняются те, кто…»: Группа сидит на стульях в кружок. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он-водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «меняются местами те, кто будет в черных ботинках». Все обладающие указанным свойством должны честно встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то временно освободившееся место. Тот участник, который остался без стула становится водящим. Эта игра создает общий настрой, атмосферу. Представление: Группа разбивается на пары, где каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача – подготовиться к представлению своего партнера всей группе. При этом главное – подметить индивидуальности партнера, рассказать о нем так, чтобы остальные участники о нем запомнили. Затем все участники садятся в круг и представление начинается. Ритуал завершения занятия: все встают в тесный круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят : «До свидания, мы». Занятие2 Цель занятия: Продолжение знакомства с участниками, повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций. Приветствие: Каждый по очереди произнести свое имя, но с разной интонацией, задача «не повториться». Проверка запоминания имен: Доброволец встает в центр круга. Руководитель просит всех участников встать и повернуться спиной к добровольцу. Задание: Надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты…» Если имя названо верно, то последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул. После этого проводится нацеленная помощь тем, кто не запомнил все имена. Игра «Слепой и поводырь». Группа разбивается на пары: один слепой (он закрывает глаза), другой – поводырь. Задача поводыря провести слепого по зданию, где проводится тренинг (оберегая своего подопечного, предупреждая о поворотах, лестницах и т.п.), предложить объекты для отгадывания – «что это такое». Затем участники меняются ролями. При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущении при тактильной форме знакомства с предметами. Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми. Что, по их мнению, способствует открытости в общении с другими людьми. УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСЬБА» Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие возникли при этом сложности, почему? Задание: Выбрать партнера и попросить его одолжить, что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов? При обсуждении опросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т. п. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии? Занятие 3 Цель занятия: Знакомство с понятием уверенности в себе, неуверенности и агрессивности, различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения; выделение ситуации, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Попытки изобразить уверенное в себе поведение. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗМИНКИ «ЛОВЛЯ МОЛИ» Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку», которая пригласила нас в гости. У нее в доме развилось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли. Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 шт. моли», и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопанье по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. УПРАЖНЕНИЕ «ГОСТИ» («ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ») Каждому из гостей вручается билетики, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайне до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было сказано делать. Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек. Обсуждение упражнения: Группа оценивает, какие типы поведения были продемонстрированы. Групповая дискуссия: Приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе? УПРАЖНЕНИЕ «НАЧАЛЬНИК-СОТРУДНИК-ПОДЧИНЕННЫЙ» Участники работают в парах. Задача обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения: -более уверенно, ставя себя выше; -уступая собеседнику, как бы подчиняясь; -с чувством собственного достоинства, но без вызова. Каждый участник должен попробовать себя во всех вариантах. Завершение занятий: УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ» Каждый участник говорит группе и своему соседу слева комплимент, хорошее слово и т.п. Приложение 2 Иностранный источник
|