Реферат: Современные экономические отношения РФ со странами Европы

Название: Современные экономические отношения РФ со странами Европы
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты международных экономических отношений и их сущность

1.1. Международные экономические отношения и их формы

1.2. Правовое регулирование международных экономических отношений

1.3. Проблемы развития международных экономических отношений

Глава 2. Анализ и оценка современных экономических отношений Российской Федерации со странами Европы

2.1. Характеристика экономических отношений Российской Федерации со странами Европы

2.2. Инвестиционные отношения Евросоюза и России

2.3. Оценка масштабов и динамики движения капитала в рамках отношений России и стран Европы

Глава 3. Перспективы развития современных экономических отношений Российской Федерации со странами Европы

3.1. Основные направления развития международных экономических отношений и Европы

3.2. Особенности современных международных экономических отношений в сфере инвестиций

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Внешнеэкономические связи являются важнейшим фактором экономического развития в условиях динамично протекающих процессов глобализации мировой экономики. Это особенно актуально для нашей страны. Россия имеет огромные резервы для более активного включения в мировое хозяйство и повышения на основе взаимовыгодных торгово-экономических связей общих результатов экономического развития. Россия пока не является членом Всемирной торговой организации. Ее значительный экономический потенциал не находит адекватного отражения во внешней торговле, по объемам которой она уступает практически всем промышленно развитым странам и многим развивающимся странам.

Взаимодействие рассматриваемых стран в постоянно меняющихся, условиях происходит уже на протяжении более чем семнадцати лет. Поэтому вполне актуальными становятся оценка состояния и развития экономических связей России со странами Европы, выявление проблем, препятствующих развитию сотрудничества и определение перспективных направлений сотрудничества.

Теоретическое обобщение названных и других вопросов этой актуальной и сложной проблемы имеет важное прикладное значение, поскольку дает возможность не только выделить, но и научно обосновать перспективные направления сотрудничества и разработать тактику наращивания сотрудничества между рассматриваемыми странами.

Целью исследования является выявление перспектив развития сотрудничества России и стран Европы, с учетом национальных интересов каждого из партнеров.

В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:

- изучить теоретические и правовые аспекты международных экономических отношений;

- проанализировать международное сотрудничество России и стран Европы;

- определить перспективы развития сотрудничества государства России и стран Европы.

Объектом исследования являются Россия и страны Европы как субъекты международного экономического сотрудничества.

Предметом исследования стали внешнеэкономические отношения между государствами в условиях современного мирового хозяйства. Конкретным предметом изучения в этой области являются двустороннее внешнеэкономическое сотрудничество России со странами Европы.

.

Глава 1. Общие понятия экономических отношений и их сущность

1.1. Международные экономические отношения и их формы

Международные экономические отношения обеспечивают рациональное распределение ресурсов, достижение государствами более высоких результатов в экономике за счет использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновлении технологической структуры производства и др.

Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международными институтами, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский).

Международная экономика в таком виде, как она существует сейчас, сложилась не сразу. Много веков велись войны за раздел территорий, обладающих достаточными ресурсами, затем в эпоху гуманизма проявилось стремление к сотрудничеству с другими странами с тем, чтобы восполнить недостаток ресурсов путем торговли, обмена, различных технологий. Однако наиболее бурно процессы взаимодействия национальных экономик проявили себя в двадцатом веке и на это есть ряд причин.

Начала быстро развиваться внешняя торговля при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития в таких странах мира, как: США, Япония, ФРГ, Франция, Англия, Швеция, Италия.

Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX веке. В XX веке возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития международных экономических связей является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах. Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

Таким образом, внешняя торговля является важнейшей предпосылкой и условием для развития международных экономических отношений.

Выделяют следующие формы МЭО:

международная специализация производства и научно-технических работ;

обмен научно-техническими результатами;

международная кооперация производства;

международная торговля;

информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

движение капитала и рабочей силы;

деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом к его высшим типам. В этой связи необходимо отметить следующее: Общий тип МРТ предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип МРТ означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т.п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса.

Таким образом, создаются предпосылки ускоренного роста емкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.

1.2. Правовое регулирование международных экономических отношений

Сотрудничество России со странами Европы на протяжении более чем 40 лет развивалось в тесном взаимодействии.

Формирование системы международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации является неотъемлемой частью международной деятельности Государства, основ российского федерализма.

По мере развития, международные и внешнеэкономические связи оказывают влияние на решение региональных проблем.

В настоящее время все базовые соглашения, определяющие усло­вия торгово-экономического сотрудничества, а также соглашения об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество, о по­ощрении и защите капиталовложений подписаны практически со всеми странами — бывшими членами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), а также со странами — бывших республиками СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Среди них:

- Договор о торгово-экономическом сотрудничестве Российской Федерации с Польшей (сентябрь 1993 г.);

- Соглашение о торговых и экономических отношениях Россий­ской Федерации с Чехией (август 1993 г.);

- Соглашение об экономическом и научно-техническом сотруд­ничестве Российской Федерации со Словакией (март 1993 г.);

- Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Македонией (май 1993 г.) и др.

В соответствии с условиями этих соглашений страны-партнеры предоставляют друг другу на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования. Расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются в свободно конвертируемых валютах, хотя по взаимной договоренности с некоторыми странами допускаются расчеты на условиях клиринга или в нацио­нальной валюте.

Одним из условий успешного и результативного развития международных и внешнеэкономических связей РФ является наличие единой интегрированной на федеральном и региональном уровне системы соответствующих информационных ресурсов, обеспечивающих оперативный доступ к достоверным базам данных.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» информационное обеспечение внешнеторговой деятельности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

Созданная на Федеральном уровне нормативная правовая база по координации международных и внешнеэкономических связей, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и другим направлениям позволила, в свою очередь, субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.

Принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, бесспорно, позволили расширить международное региональное сотрудничество.

Вместе с тем следует отметить, что остается актуальной задача по приведению в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности регионов, улучшению координации действий регионов в этой сфере в целях наиболее полного задействования огромного потенциала международного межрегионального сотрудничества.

Сотрудничество России с государствами региона строилось на новой договорно-правовой базе, которая отражала новые национально-государственные интересы. В совместном заявлении президента РФ и президента Республики Польши по случаю подписания Договора между РФ и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве подчёркивалось, что они осуждают антигуманную сущность тоталитаризма во всех его проявлениях, заявляют о своей решимости преодолеть негативное наследие прошлого и строить качественно новые двусторонние отношения в будущем на основе позитивных ценностей в истории обоих народов и государств, а также международного права, демократии и соблюдение прав человека.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы. Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между отдельными странами или группами стран.

1.3. Проблемы развития международных экономических отношений

Современный уровень межстрановых экономических связей свидетельствует о:
1) трансформации двусторонних МЭО в многосторонние, осуществлении глубокой степени международного разделения труда в мировом хозяйстве;
2) возрастании масштабов и качественном изменении характера традиционной международной торговли овеществленными товарами - из чисто коммерческой она во многом превратилась в средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов;

3) интенсификации и глобализации миграции капитала;
4) активном обмене научно-техническими знаниями, ускоренном развитии сферы услуг;

5) заметном росте масштабов миграции рабочей силы;

6) ускорении и расширении процессов интеграции экономик стран и регионов.

Несмотря на многие противоречия нынешней эпохи, ее основной чертой все больше становится не противоборство, а тенденция к сотрудничеству и взаимопониманию. Общее движение к единому, взаимосвязанному, взаимозависимому и в каждой своей части более развитому и социально-справедливому миру - вот основная тенденция мирового хозяйства. На основании этого можно говорить о процессах конвергенции моделей национальных экономик, экономических и социальных ценностей и отношений. Происходит нивелирование, сближение экономических уровней развития различных стран. Конечно, это не беспроблемный, поступательный процесс, а противоречивое, сложное движение.

На это движение влияют:

1. Переход от индустриального общества к постиндустриальному (информационному) обществу.

2. Технологические революции.

3. Обострение энергосырьевой и продовольственной проблем.
4. Экологическая проблема.

Особую значимость (опасность) представляет развитие экономического национализма, замешанного на массовом, религиозном фанатизме. Стремление к экономическому преимуществуне
на основе свободной конкуренции, а на провозглашении превосходства одной расы над другой (одной социально-экономической системы над другой), одной религии над другой.

Россия обладает благоприятными факторами производства: квалифицированной, организованной и низкооплачиваемой рабочей силой; богатейшими природными ресурсами; высоким научно-техническим потенциалом.

Причины того, что эти благоприятные факторы до сих пор не оказывают положительного влияния на экономику и международные экономические отношения России, состоит в следующем:

1) разрушив планово-социалистическую экономику, Россия не смогла создать на ее месте эффективную частнокапиталистическую систему хозяйства;

2) распад внутрисоюзных интеграционных связей тяжело заменяется новой системой международного разделения труда на постсоветском пространстве;

3) отход от милитаризованной экономики этой модели при сохранении эффективных секторов военного производства – также трудный процесс;

4) как и бегство капиталов, большое значение имеет «утечка мозгов» – эмиграция персональных носителей научно-технического прогресса.

России необходима так называемая реиндустриализация, т. е. создание современной экономики на основе внедрения передовых технологий во все отрасли хозяйства и сферы жизни. Развитие более здоровых международных экономических отношений может сопутствовать экономическому возрождению России.

В целом можно констатировать, что современные МЭО характеризуются развитием процессов их интенсификации, глобализации, интеграции.

Глава 2. Анализ и оценка современных экономических отношений Российской Федерации со странами Европы

2.1. Характеристика экономических отношений Российской Федерации со странами Европы

Многообразие и сложность международных проблем и кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Использование политико-дипломатических, правовых, военных, экономических, финансовых и иных инструментов при решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для обеспечения внешнеполитических интересов России и осуществляться при должной скоординированности действий всех ветвей власти и соответствующих ведомств.

Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели Российская Федерация:

- добивается максимальных выгод и сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической, энергетической и продовольственной безопасности страны;

- создает благоприятные политические условия для диверсификации российского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры экспорта и географии внешнеэкономических и инвестиционных связей России;

- принимает меры торговой политики для защиты интересов Российской Федерации в соответствии с международными правилами и противодействует торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и российских предприятий;

- оказывает государственное содействие российским предприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров, особенно на рынках наукоемкой продукции и товаров с высокой степенью обработки;

- содействует привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики;

- продолжает наращивание потенциала и модернизацию топливно-энергетического комплекса, подтверждая репутацию ответственного партнера на рынках энергоресурсов, обеспечивая устойчивое развитие своей экономики и способствуя сбалансированности мировых энергорынков;

- укрепляет стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивает диалог со странами-потребителями и странами транзита, основываясь на принципах обеспечения энергобезопасности, зафиксированных в итоговых документах Санкт-Петербургского саммита «восьмерки» 2006 года, и исходя из того, что меры, гарантирующие надежность поставок энергоресурсов, должны последовательно подкрепляться встречными мероприятиями по обеспечению стабильности спроса и надежности транзита;

- активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах, уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов на пространстве СНГ;

Успех реализации положительного потенциала интернационализации мировой экономики в интересах экономического развития страны во многом определяется осознанием того, что глобализация становится повсеместным императивом. Важно находиться в русле основных мировых экономических процессов. Следует также подчеркнуть, что при разработке прогнозных вариантов экономического развития России необходимо более тщательно учитывать возрастающее значение процессов интеграции в мировое экономическое пространство

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу. Для реализации указанной цели необходимо следующее:

1. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей;

2. защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы;

3. подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере;

4. участие в переговорах по сотрудничеству с Европейской ассоциацией свободной торговли;

5. переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики;

6. содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.;

7. участие в урегулировании задолженности бывшего СССР путем подготовки к подписанию межправительственных соглашений и протоколов о товарном наполнении погашаемой задолженности с упором на товары с высокой долей добавленной стоимости;

8. участие в реализации различных программ технического содействия со странами Европы, решение вопросов, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов, построенных в европейских странах по линии технического содействия бывшего СССР;

9. оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров;

10. анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Восточной Европы в целях использования позитивного опыта;

В настоящее время в странах Европы наблюдается тенденция к наращиванию сотрудничества с Россией. Но, это не является признаком восстановления крепких партнерских отношений. К тому же данная тенденция наблюдается не во всех странах европейского региона, а только в его отдельных странах. Это мера вызвана в значительной мере невозможностью соответствия стран Европы к общему уровню конкурентоспособности товаропроизводства в ЕС. Сегодняшнее улучшение отношений между Россией и странами Европы можно рассматривать как альтернативу для европейских стран сотрудничества с ЕС.

Помимо этого, серьёзной предпосылкой для увеличения экспорта стран региона в Россию является наличие и усиление стратегического интереса к России у крупных иностранных инвесторов, действующих на рынках стран Европы.

Несмотря на введение между Россией и странами Европы визового режима для взаимных поездок граждан, наблюдается рост туристических обменов, особенно с Болгарией, Чехией, Словакией, Румынией. Развивается взаимодействие радио и телевизионных компаний России и государств Европы, сотрудничество информационных агентств, книгоиздательских фирм, значительно увеличивших тиражи и число наименований печатаемых литературных произведений как российских, так и восточноевропейских авторов. Все это способствует сближению культурного уровня населения стран, увеличению контактов между людьми, созданию благоприятной атмосферы во взаимоотношениях России и стран Европы.

Таким образом, в странах Европы наблюдается рост интереса к России как государству со стабильной внутренней обстановкой, динамично развивающейся экономикой, активной многовекторной внешней политикой. Партнерские, добрососедские взаимодействия с Россией отвечают долгосрочным интересам некоторых государств Европы.

2.2. Инвестиционные отношения Евросоюза и России

Не смотря на спад общего производственного потенциала промышленности России (Рисунок 1), экспорт продукции в страны Центральной и Восточной Европы вырос.

Рисунок 1 – Индексы промышленного производства в России 2007-2009 гг.

В течение трансформационного периода страны Европы добились в целом весьма впечатляющих успехов в деле формирования рыночной экономики. Конечно, среди них есть и лидеры, и аутсайдеры, но общий вектор развития выглядит довольно устойчиво.

Вследствие трансформационных процессов в странах региона и в самой России масштабы и формы двух и многостороннего экономического сотрудничества кардинально изменились по сравнению с периодом 1949-1989 гг. и по всей вероятности восстановлению не подлежат (хотя отдельные элементы существовавших тогда механизмов и по сей день не потеряли своей актуальности).

В странах Европы наблюдается рост присутствия российского бизнеса и капитала, участие в приватизации местных предприятий. Только за последние два-три года крупные и средние российские компании приобрели в странах Европы собственность, стоимость которой по рыночным оценкам составляет более 10 млрд. долл. Главным образом это предприятия в топливно-энергетической отрасли, металлургии, а также в туристическом бизнесе и на транспорте.

Так, например, российская компания «Лукойл» приобрела ведущую болгарскую нефтяную компанию «Нефтохим Бургас», «Русский Алюминий» владеет мажоритарным пакетом акций румынской глиноземной кампании «Цемтраде СА», российские фирмы участвуют в развитии будапештского метрополитена в Венгрии, победили в тендерах по приватизации словацкого оператора транзитного нефтепровода, чешских предприятий «Шкода-ядерное машиностроение» и «Шкода-сталь», болгарских ТЭС «Варна» и «Руссе», по ремонту венгерской АЭС «Пакш».

В плане продвижения российских технологических достижений созданы условия для завершения сооружения в Братиславе Циклотронного центра, достигнута принципиальная договоренность о создании в Мишкольце (Венгрия) учебно-производственного центра на базе нанотехнологий.

В свою очередь, заметно активизировали деятельность на российском рынке и компании стран Европы. Подписаны крупные контракты о сотрудничестве между ФГУП ПО «Уралвагонзавод» и чешской фирмой «АЛТА-Брно», строительстве завода по утилизации бытовых отходов между Правительством Москвы и венгерской фирмой «Будагеп-Будалюкс», создании российско-словацкого полиграфического совместного предприятия в Ростове-на-Дону.

Основная часть сотрудничества России и Европы заключается в предоставлении услуг, а также поставке и транзите энергоресурсов.

С некоторыми странами Европы на взаимовыгодной основе развивается военно-техническое сотрудничество по ремонту и модернизации военной техники российского (советского) производства, находящейся на вооружении соответствующих армий, поставкам современных образцов российских вооружений.

Происходит процесс сближения предпринимательских кругов. Созданы российско-польский и российско-болгарский Бизнес-советы, объединивший ведущих представителей деловых и финансовых элит соответствующих стран.

Возможности сотрудничества России и Румынии практически не используются. Ярким свидетельством является тот факт, что на рынке России нет румынских товаров. Румыния хочет, чтобы это положение изменилось.

Одной из областей сотрудничества России и Румынии является расширение транзитных мощностей газопровода для поставки природного газа из России в Румынию и третьи страны, где работают совместно российский «Газпром» и румынский «Ромгаз».

Среди крупных предприятий можно выделить «Лукойл», который купил румынское предприятие по разработке нефти и продает продукцию на Балканах, в том числе наиболее активно – в Румынии и Сербии.

Международное сотрудничество России и Чехии – Торгово-экономические отношения между Россией и Чехией в последние годы демонстрируют позитивную динамику. Российско-чешский товарооборот в 2007 г. составил 8,4 млрд. долл. (в 2006 г. – 7,5 млрд. долл., в 2005 г. – 5,5 млрд. долл., в 2004 г. – 3,7 млрд. долл.), в том числе российский экспорт в Чехию – 5,5 млрд. долл., российский импорт – 2,9 млрд.долл.

В 2005 году был подписан договор с Volkswagen об открытии нового завода Skoda в городе Калуга.

Начало сборки на новом заводе в Калуге означает, что концерн Volkswagen окончательно закрепился на рынке России, имеющем огромное будущее. Сборка автомобилей Volkswagen и Skoda в этом динамично развивающемся городе дает возможность выиграть от быстрого развития автомобильного рынка страны. Фундамент нового завода был заложен в расположенном к юго-западу от Москвы регионе 28 октября 2006 года.

Первые собранные в России модели, Skoda Octavia и Volkswagen Passat, сошли с конвейера в ходе торжественной церемонии в присутствии 600 гостей из числа сотрудников концерна, представителей деловых и политических кругов. В 2009 году возможности завода предусматривали сборку около 66 000 автомобилей обеих марок на первом завершенном производственном участке. В декабре 2009 года, когда была введена в строй вторая очередь строительства, имеющая собственный цех окраски, кузовной и сборочный цеха, теперь завод сможет выпускать до 150 000 автомобилей в год.

Россия является для марок Volkswagen и Skoda стратегическим рынком с большим потенциалом. Компания Skoda начинает сборку своей модели Octavia – важный сигнал для дальнейшего развития марки. В Чехии автомобили производятся уже на трех заводах, кроме того, производство размещено в Индии, в Украине, в Боснии и Казахстане. А теперь и в России. Таким образом, завод в Калуге –пятый завод Skoda за границей. Деятельность компании Skoda Auto имеет общемировой масштаб.

Международное сотрудничество России и Словакии – 7 апреля 2010 г. в Братиславе был подписан ряд документов, в том числе касающихся железнодорожного транспорта, в том числе о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и АО «Татравагонка».

«ТатраВагонка» – одна из крупнейших европейских компаний по производству продукции транспортного машиностроения. Основной сферой ее деятельности являются разработка, производство и сбыт путевых транспортных средств для грузовых и пассажирских перевозок и их узлов, специальных транспортных средств.

Между ОАО «РЖД», ОАО «ПГК» и АО «Татравагонка» подписано Соглашение о совместном участии сторон в создании для нужд ОАО «ПГК» крытого вагона. Разработаны, согласованы и утверждены Технические требования и Техническое задание на создание универсального крытого вагона с осевой нагрузкой 25 тн. АО «Татравагонка» ведется работа по проектированию данного вагона.

7 апреля 2010 года ОАО «РЖД» и АО «Татравагонка» подписали соглашения о научно-техническом сотрудничестве.

Соглашение о научно-техническом сотрудничестве заключается для развития совместных проектов в области изготовления и испытаний железнодорожного подвижного состава и его составных частей.

Торгово-экономические связи между Россией и Словакией находятся на достаточно высоком уровне. Взаимовыгодное российско-словацкое сотрудничество направлено на дальнейшее укрепление активных позиций российских компаний на европейском рынке.

Анализируя все вышесказанное, можно сказать что сотрудничество Российской Федерации и Стран Европы в сфере производства товаров имеет положительные тенденции: В товаропроизводство втягиваются все новые государства и фирмы, развиваются новые направления для сотрудничества и торговли. Но существующий финансовый кризис не добавляет оптимизма в перспективы торговли и инвестиционного сотрудничества.

2.3. Оценка масштабов и динамики движения капитала в рамках отношений России и стран Европы

Интересной особенностью современного этапа отношений России со странами Европы является то, что налаживание и развитие экономического сотрудничества происходит либо при непосредственном активном участии национальных государственных структур (например, через меры государственного содействия экспорту через специализированные институты и разрабатываемые ими финансовые конструкции (различные виды экспортных кредитов, страхование экспортно-импортных сделок и т.д.) или осуществление государственного содействия работающим на российском рынке бизнесменам), либо при подключении к реализации государственных программ в стране-партнёре. По крайней мере, объявление в России четырёх Национальных проектов уже вызвало большую заинтересованность со стороны компаний из стран Европы, и можно ожидать, что степень этой заинтересованности будет расти. Например, венгерские компании которые уже занимаются строительством социального жилья в России (при содействии Эксибанка и МЕХИБа они заключили сделок на 12,5 млн.долл.) и техническим оснащением ряда больниц, прямо заявили о своём желании участвовать в Национальной жилищной программе России и Программе развития здравоохранения.

Конкретные формы экономического взаимодействия России и стран Европы в современных условиях находятся ещё в стадии апробации, но основные контуры уже прорисовываются:

1. Воздействие на внешнеторговые товарные потоки: довольно традиционное направление, имеющее хорошо отработанный инструментарий – таможенные пошлины, таможенные режимы, кредитование и страхование экспорта, квотирование и т.п. Необходимым условием развития торговли является поиск взаимовыгодных вариантов сотрудничества.

Конечной целью этого направления является не возрастание удельного веса партнёров во взаимной торговле, а абсолютный рост объемов внешнеторговых поставок. Параллельно с этим ставится задача обеспечения сбалансированности торговли.

Вместе с тем, ориентирование только на развитие торговли конечной продукцией или изделиями с высокой степенью обработки представляется малопродуктивным, ведь возможности наращивания взаимных поставок в конечном итоге достигнут своего предела. А в решении проблемы сбалансированности наблюдается заметный сдвиг позиций восточно-европейских партнёров: вместо практиковавшихся ранее попыток вынудить Россию снижать объемы поставляемых товаров в настоящее время страны региона пытаются увеличить собственные поставки на российский рынок.

Расширение Евросоюза, оказало отрицательное воздействие на экономическое положение товаропроизводителей в странах-членах. Это объясняется тем, что в объединенной Европе действует режим свободной торговли. Защитные тарифы, например в Польше, составляли до 27,3% стоимости сельскохозяйственной продукции, и в новых условиях хозяйствования аграрный сектор этой страны обречен на банкротство. В России импортные таможенные тарифы ниже, но Агропромышленный комплекс не получает субсидий, которые в странах Организации экономического сотрудничества и развития в среднем составляют не менее 3%. Таким образом упразднение таможенных барьеров в этой стране приведет к ликвидации всей отрасли.

Отдельно следует сказать об идее существенного изменения российской товарной структуры. Однако её реализация до сих пор не представляется достижимой в силу двух факторов: сложившейся международной специализации России и ориентацией самих стран Восточной Европы на Запад в контактах инновационного характера. При этом изменению мощности и направленности обоих факторов препятствует целый ряд политических сил, в том числе и внешних.

2. Усиление регионального сотрудничества: давно практикуемое направление, экономическая эффективность которого, впрочем, является производной от общего состояния экономического взаимодействия: проекты, реализуемые на межрегиональном уровне, являются фрагментами общей картины внешнеторговых и инвестиционных связей России со странами Восточной Европы. Тем не менее, различные формы регионального сотрудничества, будучи во многом свободными от политических наслоений и настроений федерального уровня, в наибольшей степени отражают реальные потребности российско-восточно-европейского взаимодействия на ”низовом” уровне.

3. Информационный обмен: данное направление оказывает косвенное воздействие на масштабы экономического сотрудничества. Помимо непосредственного обмена экономической и деловой информацией, в том числе о целевых программах, предполагает и практические меры по укреплению сотрудничества в сфере экономики между государственными учреждениями, профессиональными и деловыми союзами, палатами, региональными и местными органами, поощрение взаимных поездок и встреч частных лиц и предпринимателей на круглых столах, семинарах, симпозиумах и конференциях. Для этого следует поощрять расширение сети взаимных представительств и филиалов компаний, участие в международных ярмарках и выставках.

В целом представляется, что возможности расширения экономического взаимодействия России и стран Европы имеют достаточно хорошие перспективы. При условии создания и поддержания на межгосударственном, межправительственном уровнях различных механизмов сотрудничества частнопредпринимательских структур отношения между Россией и Странами Европы имеют хорошие перспективы.

Экономическое развитие Европы подвергается воздействию и ограничению среднесрочных и долгосрочных факторов, включая экономический цикл, межэтнические конфликты, краткосрочных факторов - стихийные бедствия, а также таких факторов, как экономическая депрессия во всех регионах мира и различные внутренние проблемы.

Рост экономики государств, некоторой центральной части Европы, включая Чехию и Словакию, в последнее время замедлился. Лидерами региона по прежнему являются Венгрия и Польша.

Среди государств Балтии лидером все еще является Эстония (Таблица 1). В Южной и Юго-Восточной Европе лидерами стали Словения и Хорватия. Чуть хуже положение у Болгарии. Лишь Румыния испытывает серьезные трудности по преодолению кризиса.

Таблица – 1. Динамика ВВП стран Восточной Европы, млрд. долл.

Среднее за 2001-2007 2007 2008 2009 2010 2011
Эстония - 21,4 23,6 19,2 19,0 20,2
Латвия - 28,9 34,1 26,2 24,3 24,5
Литва - 39,2 47,4 37,3 36,2 37,2
Польша - 425,0 528,0 423,0 432,0 452,0
Темп прироста ВВП, %, год к году
Эстония 8,1 7,2 -3,6 -14,1 -0,1 4,2
Латвия 9,0 10,0 -4,6 -18,0 -4,0 2,0
Литва 8,1 9,8 2,8 -15,0 -3,9 2,5
Польша 4,0 6,8 4,9 1,0 2,2 4,0
Россия 6,6 8,1 5,6 -7,9 3,6 3,4

Как видно из таблицы динамика ВВП стран Восточной Европы за последние годы немного ухудшилась. За годы независимого развития по показателю ВВП на душу на­селения по ППС страны Балтии опередили все государст­ва СНГ и большинство стран ЦВЕ. В 2007 г. подушевой доход в Эстонии достиг 21 тыс. долл. (больше лишь в Словении и Чехии), в Литве и Латвии - соответственно 18 тыс. и 17,5 тыс. долл. В то же время в стабильно развивавшейся Польше он составил 16,4 тыс. долл.

Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что Европа является динамично развивающимся регионом, хотя за последние годы темпы развития экономики немного ухудшились.

Вступление в Европейский Союз внесло ряд принципиально новых моментов в экономическое сотрудничество России и стран Европы. Это связано с автоматическим принятием новыми членами принципов и инструментов внешней политики Евросоюза, действующих в торговле с третьими государствами (включая общий тариф и защитные меры, систему торговых соглашений с партнерами), и окончательным переходом на нормы, стандарты и правовую базу, регулирующую деятельность этой региональной организации.

Глава 3. Перспективы развития современных экономических отношений Российской Федерации со странами Европы

3.1. Основные направления развития международных экономических отношений и Европы

Благодаря улучшению макроэкономической ситуации, структурным и политическим изменениям в Восточной Европе международные рейтинговые агентства изменили свои оценки рисков капиталовложений в государства Восточной Европы.

Торгово-экономические, экспортно-сырьевые и другие факторы предопределяют тяготение большей части Восточной Европы к России, а не к Западным странам. На основе этого можно утверждать, что Запад вряд ли в исторической перспективе получит выигрыш, привлекая к себе страны этого региона, добиваясь ослабления России. Путь культивирования у населения стран региона неприязни к России — это тупиковый путь (прежде всего для самих государств Восточной Европы). Россия тоже чрезвычайно заинтересована в нормализации отношений с соседями. История и география обусловили заинтересованность России в добрососедских, торгово-экономических контактах с Восточной Европой. Они отвечают ее безопасности, ее коренным интересам.

Основными причинами, сдерживающими развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений между Россией и Болгарией, являются ненадлежащее взаимодействие финансовых структур и страховых компаний; отсутствие отлаженного механизма сертификации взаимопоставляемой продукции, несоответствие российской машиностроительной продукции требованиям европейских сертификатов; визовые барьеры, сложная и дорогостоящая процедура выдачи многократных виз автоперевозчикам; слабое развитие двусторонних транспортных коридоров.

Инвестиции в румынскую нефтепереработку вполне могут оказаться бессмысленными, если компания, которая их осуществляет, не располагает достаточно широкой сбытовой сетью как внутри страны, так и во всем регионе. Если учесть, что европейский рынок уже давно поделен между исторически работающими на нем дистрибьюторами, компании, стремящиеся продавать здесь свои нефтепродукты, будут вынуждены либо вступать в долю с владельцами уже существующих АЗС, либо ориентироваться на его довольно узкий (но постоянно растущий) восточный сегмент.

Восточная Европа была и остается важным, если не наиболее эффективным рычагом разъединения Европы, в том числе, разъединения Европы и России, и прежде всего - барьером для недопущения чрезмерного сближения Германии и России. На протяжении, по крайней мере, 250 лет одной из стратегических задач Великобритании являлось недопущение создания германско-российского альянса, что и привело к двум мировым войнам.

Политические лидеры Восточно-Европейских стран, безусловно, понимают важность и выгодность добрососедских отношений с Россией. Но они испытывают давление со стороны сильных соседей и в большей степени со стороны мощной геополитической сверхдержавы, стремящейся к монопольному миру.

Долговременной целью России должно быть не вступление в Европейский Союз, а развитие отношений ассоциации с ним, существенное углубление инвестиционного и научно-технического сотрудничества со странами Восточной Европы.

В отдаленной перспективе может стать актуальным вопрос о подключении России к европейскому экономическому пространству.

Основной задачей является налаживание связей между Россией и Странами Восточной Европы, восстановление дружеских и партнерских отношений, столь же многосторонних и стабильных какие были во времена Советского Союза. Важной задачей в ближайшей перспективе развития экономических отношений со странами Восточной Европе является стимулирование создания и развития совместных предприятий как на территории России, так и на территории партнерских стран Восточной Европе.

Будущее сотрудничества существенно зависит от ха­рактера и развития его главных составляющих России и Восточной Европы. В целом они пребывают в изменчивом состоянии с точки зрения двусторонних взаимоотно­шений. Повреждения одной стороны этих взаимоотношений - например, недав­нее драматическое столкновение между Россией и Грузией или скрытый конфликтный потенциал в отношениях между Россией и Украиной - отри­цательно сказываются на отношениях России, Восточной Европы и ЕС в целом.

Сопоставимую или более значи­мую роль российские инвесторы играют только в СНГ, на Балканах, Кипре и в нескольких развива­ющихся странах - традиционных партнерах РФ. Однако, для экспансии российско­го капитала в Эстонии, Латвии и Литве существу­ют значительные барьеры долгосрочного харак­тера.

Во-первых, отраслевая структура экономики этих стран не соответствует специализации мно­гих ведущих российских ТНК. Например, 1/3 за­рубежных долгосрочных активов российских ТНК и пять ведущих компаний-инвесторов среди 15 лидеров (с активами свыше 1 млрд. долл.) при­ходятся на металлургию, которая в странах Бал­тии почти не развита. Зато в традиционных от­раслях их специализации не всегда присутствуют мощные российские ТНК.

Во-вторых, в новых перспективных отраслях российские компании сталкиваются с мощной конкуренцией западно- и североевропейских ТНК, которая почти незнакома российскому биз­несу на просторах СНГ. Яркий пример представ­ляют телекоммуникации, поскольку отечествен­ные ТНК – «МТС» и «Вымпелком» - получили да­же помощь от западных стратегических партнеров при начале в 2003-2004 гг. зарубежной экспансии в Украине, Казахстане, Узбекистане. В странах Балтии ключевыми операторами являются за­крепившиеся на рынке еще в 90-е годы финско-шведская Оmnikе1(в Латвии - B МТ) и шведская Те1е2,которые реали­зуют собственные или совместные с национальными операторами проекты (кроме того, в Литве и Лат­вии действует компания Вuе,до 2007 г. принадле­жавшая датчанам). Примечательно, что в странах Балтии не смогла закрепиться даже российская торговая фирма «Евросеть», поскольку в регионе из-за чрезмерной монополизации 90% телефон­ных аппаратов реализуют сами операторы или их местные дилеры.

Негативное влияние на приток инвестиций из РФ оказывает не вполне лояльное отношение к российским компаниям в ряде стран ЦВЕ со стороны государственных структур, а также других акционеров, стремящихся ограничить проникновение российских капиталовложений в энергетический сектор. Наибольшие препятствия создаются участию в приватизационных конкурсах компаниям, подконтрольных государству, из-за опасения, что такие ТНК станут проводниками российской внешней политики.(12) Напряженные политические отношения с Польшей и, соответственно, риски сотрудничества с этой страной привели к тому, что не был реализован крупный инвестиционный проект строительства второй нитки газопровода Ямал II. Результатом разбирательства в отношении нефтяной компании «Юкос» явилась потеря российской стороной пакета акций (53,7%) в литовском НПЗ «Мажекью нафта» стоимостью порядка 1,4 млрд. долл.; акции были проданы польской компании «Орлен».

Скромный объем вложений во многом обусловлен недостатком в этих странах свободных финансовых средств, а также (по мнению предпринимателей этих стран) общим неблагоприятным деловым климатом в РФ.

Но Россия сохраняет значительные экономические интересы в географически близком регионе, страны которого традиционно являются рынком сбыта топливно-сырьевых товаров и важной транзитной территорией. В 2007 г. в ЦВЕ было реализовано (по физическому объему) около 28% экспортируемого природного газа, 21% нефти, 11% угля, 15% электроэнергии.

Учитывая, что важную роль в экономическом сотрудничестве со странами ЦВЕ играют компании, контролируемые государством («Газпром» и др.) необходимо, на наш взгляд, активнее использовать представителей правительства в органах управления такими структурами для проведения политики, отвечающей национальным интересам России, в том числе для продвижения на рынки стран региона отечественного оборудования и других готовых промышленных изделий, увеличения объема предоставляемых услуг.

3.2. Особенности современных международных экономических отношений в сфере инвестиций