Реферат: Ценностные ориентации студенчества
Название: Ценностные ориентации студенчества Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение ……………………………………………………………….. …….3 Теоретический анализ ценностных ориентаций студенчества: гендерный аспект ……………………………………………………………6 1.2.Студенчество как объект исследования и ее место в социальной структуре общества и в группе молодежи…………………………......................................61.3. Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи………….91.4. Гендерные исследования………………………………………...................12 Анализ результатов социологического исследования ценностных ориентаций студенчества: гендерный аспект УГТУ-УПИ ………………………………………………………….........................15 2.2. Линейное распределение ответов «отношение к себе и к окружающим»…………………………………………………………………………..15 2.3. Линейное распределение ответов «отношение к труду»……………………………………………………………………………………25 2.4. Линейное распределение ответов «отношение к семье»………………………………………………........................................................ 29 2.5. Линейное распределение ответов «цели в жизни»……………………………...32 Анализ парных распределений …………………………………………………35 Заключение ……………………………………………………………….…42 Список литературы ………………………………………………………...43 Приложения ………………………………………………………………………….44 Приложение 1……………………………………………………………………………44 Приложение 2……………………………………………………………………………48 Приложение 3……………………………………………………………………………52 Приложение 4……………………………………………………………………………86 Приложение 5……………………………………………………………………………88 Приложение 6 …………………………………………………………………………...89 Введение Обоснование проблемы исследования: Ценностные ориентации, или установки представляют собой усвоение и принятие человеком социальные нормы и культурные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации. Социологический словарь определяет социализацию как процесс усвоения индивидом ценностей, установок, образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В недавнем прошлом успех воспитания оценивался по тому, насколько удалось старшему поколению передать детям накопленный опыт, знания, ценности, но сегодня этого явно недостаточно, так как детям предстоит жить в мире, существенно- отличном от мира их родителей. Необходимо не только передать молодым опыт, но воспитать в них самостоятельность, инициативу, профессионализм и социальную ответственность, т.е. качества, которых так не хватает предшествующим поколениям. В рамках исследования, о котором пойдёт речь в дальнейшем, рассматривался один из аспектов процесса формирования системы ценностных ориентации личности - полоролевая социализация. Степень научной разработанности проблемы: Проблема ценностных ориентаций студенческой молодёжи в обществе исследуется как социологами, так и культурологами, психологами, педагогами, философами, и представителями др. наук. Исследование этой динамики распадается на три большие группы вопросов: на вопросы, связанные с социокультурной структурой студенчества, на вопросы динамики и схемы его ценностных ориентаций и на вопросы их трансформации в условиях диверсификации общества. Общетеоретические определение опирается на общие теоретико-методологические принципы, заложенные в работах российских специалистов в области социологии молодёжи А.И. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, А.А. Козлова, Ю. Колесникова, Л.Я. Рубиной, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого. Студенчество рассматривается как специфическая социально- демографическая группа, переходность положения которой определяется особенностями образовательного воспроизводства знаний и включения студ. молодёжи в общественную практику. Специфика положения студенчества в обществе определяет и особенности динамики её ценностных ориентаций. Большую роль в формировании теории ценностных ориентаций сыграла психологическая социологическая традиция, крупнейшими представителями которой явл. Г. Тард, Г. Лебон, В. Томас, Ф. Знанецкий, Л.И. Петражецкий, Э. Гидденс. Заметное влияние на развитие представлений об институциональных механизмах ценностной динамики оказали и объективисты К. Маркс, Э. Дюргейм, Ч. Кули, Ф. Теннис. Понятие ценностные ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских учёных, такие как В.Б. Ольшанский, А.Г. Здравосмыслов, А.И. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, Н.И. Лапин, В.А. Ядов, М.С. Каган, А.А. Козлов, А.Г. Кузнецов, И.С. Кон, С.А. Кугель, Н.Д. Никандров, В.Ф. Левичева, Н.Э. Смирнова, Е.Г. Слуцкий, И.А. Сурина, З.В. Сикевич, В.П. Тугаринов, В.И. Чупров и др. Проблема исследования состоит в том, что в России сейчас нестабильная ситуация и находясь на данном переломном этапе развития общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуется молодёжь, её представления о настоящем и будущем. Цель исследования: Выяснить каковы ценностные ориентации студентов 2 курса ФтФ факультета, кафедры «социальная безопасность» УГТУ-УПИ. Проанализировать разницу основных ценностей студентов представителей мужского и женского пола. Объект исследования: Студенты 2 курса ФтФ факультета, кафедры «социальная безопасность» УГТУ-УПИ г. Екатеринбурга. Предмет исследования: Ценности и ценностные ориентации студентов представителей мужского и женского пола. Логический анализ: В соответствии с целью исследования носящего аналитический характер, логическому анализу подлежит понятие «ценностные ориентации» Интерпретация определения : Ценности - это абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталоны должного. Качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования. Гипотеза исследования: Предварительный анализ ряда материалов о характере ценностных ориентаций, позволяет сделать предположение, что у студентов доминирующими ценностями жизни являются карьера и семья; также можно сказать, что в целом ценностное ориентации у юношей и девушек одинаковы; на определение системы ценностных ориентаций студентов является общество, в котором они живут, СМИ, современная литература и родители. Задачи исследования: Проверка сформулированной гипотезы требует решения следующих задач: - каково место знаний, образования, квалификации и профессии в системе ценностей студентов; - какие факторы являются определяющими в формировании системы ценностных ориентаций студентов; - провести сравнительный анализ полученных данных по полу студентов. Определение выборочной совокупности:В данном исследовании генеральной совокупностью являются студенты, обучающиеся на дневном отделении вуза г. Екатеринбурга, УГТУ-УПИ 2 курса ФтФ факультета, кафедры «социальная безопасность» - 70 человек. Проводится простая (случайная) выборка. Выборочная совокупность 22 человека. Система, по которой попали респонденты в мою выборку такова: отдельно выписала на листке всех девушек с групп 25092к, 25091 и всех юношей, т.к. проводится случайная выборка, то я случайным методом перескакивала через две фамилии и определила конкретных респондентов: девушек получилось 12, юношей – 10. Методы сбора информации: Основные методы сбора информации: 1) Анализ вторичной информации об изучаемой проблеме (интернет, сайты, публикации в книгах, учебниках, в периодических изданиях журнала «Социс»). 2) Сбор первичной на основе анкетирования студентов вуза. Теоретический анализ ценностных ориентаций студенчества: гендерный аспект1.2. Студенчество как объект исследования и ее место в социальной структуре общества и в группе молодежи«Студенчество — это мобильная социальная группа, основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве», а С.Н. Иконникова и В.Т.Лисовский (1972) считают, что «в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному положению стоящей близко к интеллигенции, являющейся ее резервом и предназначенной в будущем к занятию высоко квалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры и т.д.». Эти определения, по мнению Т.Э Петровой, интерпретируют студенчество как «социальную группу переходного (по существу маргинального характера) с «отложенным» включением в социальные отношения». При всей аргументированности позиции автора с ней трудно согласиться, поскольку как бы то ни было, а студенчество остается такой социальной группой, чьей основной характеристикой является «пограничность» (но не «маргинальность»). Ведь именно это фундаментальное свойство накладывает специфический отпечаток на формирование ценностных ориентаций, и мы это увидим в дальнейшем. В то же время Т.Э. Петрова безусловно права в критике тех концепций студенчества, которые отказывают ему в социальной определенности, приписывая ему «аморфность», «маргинальность», не дифференцируемую «гомогенность», «асоциальность», социальную пассивность и т.д. Студенчество — полноценная, самостоятельная, социокультурная общность, которая обладая активностью в меру своей функции образования и «функционирующая в системе высшего образования», «выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а личность» (Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников). Поэтому главной функцией этого производства является образовательная деятельность. Структурное определение студенчества базируется на одном важнейшем критерии, по которому ту или иную группу молодежи можно отнести к студенчеству. Этот критерий связан с промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия. Студенчество, с одной стороны, является предметом образовательной опеки государства и воспитательно-культурной заботы общества, а, с другой стороны, способно принимать самое деятельное участие в общественной практике, включая экономическое производство и политическую деятельность. Для усвоения понятия «студенческая молодежь» важно отметить следующее: молодежь – как и остальные люди, имеет двойственную сущность, а именно принадлежит и природе, и обществу. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» пишут: «Человек с рождения имеет двойную природу: с одной стороны – природные отношения; с другой – общественные». Для определения молодежи нельзя пренебрегать тем, что это и биологические индивиды, и члены общества; однако главное в двойственности молодежи — это разделение ее на природный (естественный), а социальный компонент». Имеется также ряд определений молодежи, в которых схожим образом постулируется структура студенческой молодежи: «Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Студенчество своей транзитивностью позиционирует свою принципиальную характеристику, которая определяет все ее структурно — функциональные атрибуты и обосновывает всю свою специфичность в системе социального взаимодействия. Студенчество — это самая динамичная часть общества, которая чутко реагирует на малейшие изменения в его структуре, его политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре. Тот вроде бы малозначительный факт, что студенчество оперативней, чем другие слои молодежной части общества, откликается на новые веяние в моде, литературе, кино, музыке, говорит об ее крайней восприимчивости к новому, которое оно впитывает подобно губке. А здесь можно видеть обстоятельство, как позитивного, так и негативного характера. В этой ситуации базовые ценности студенчества более чем у других общественных слоев подвергаются мощной трансформации, что делает его заложником экстремальных общественно — политических сил. Но именно это обстоятельство делает студенчество интеллектуальным и культурным авангардом молодежной части общества. Лидирующее среди молодежи студенчество — это огромный интеллектуальный и управленческий потенциал культурно — духовной, государственно — административной, экономическо-материальной сфер общества. Оно, будучи интеллектуальной, духовной элитой молодежи, является потенциальной элитой общества в целом, будущей интеллигенцией, цветом нации. Именно эти два обстоятельства: 1) стремление к новому, его оперативное восприятие, связанное с обусловленной молодым возрастом легкой обучаемостью и открытостью новым знаниям, и еще неизжитой и инерциально движущейся из прошлой незрелости инфантильностью, с одной стороны ; 2) а, с другой стороны, уже имеющее место осознание возлагаемых на него обществом надежд и обязанностей, — именно эти два обстоятельства определяют всю специфику структуры и динамики ценностных ориентаций студенчества. Студенчество по типам специализации делится на гуманитарное и техническое. В соответствии с этим делением определяется и система ценностей для каждого типа. Описывая студенчество в целом, можно сказать, что оно крайне интенсивная проекция, метафора общества в целом. Это медицинские работники и врачи, но будущие, это учителя и преподаватели, но будущие, это ученые, изобретатели, инженерно — технические работники, но только в будущем, это архитекторы и строительные менеджеры, но также в будущем, это будущие министры и госчиновники, наконец, в рядах нынешнего студенчества находятся будущий президент и премьер — министр. То есть студенчество — это фокус — группа будущего социума в целом. Интенсивная составляющая структуры студенчества связана с высотой его потребностей, амбиций, намерений, способностей и запросов материальных, культурных, духовных, политических и рациональных. А экстенсивный элемент этой структуры коррелирует со спросом на студенчество со стороны общества в своем студенчестве. Студенчество — это настоящее пересечение задатков, заложенных в бывших детях в прошлом, и перспектив, ожидаемых от становящихся в образовании студентов в будущем. Таким образом, студенчество как коллективный воспитанник общества несет в себе историю социального мира в виде совокупности теоретических знаний и перспективы его развития в качестве потенции реализации этих знаний на практике. В полном соответствии с этим система ценностей и динамика ценностных ориентаций носит в студенчестве, с одной стороны, отвлеченный, абстрактный, теоретический характер, не имеющий или почти не имеющий практического значения, а, с другой стороны, ценности и идеалы слабо выражены на практике по причине отсутствия возможности их приложения. Студенчество оказывается в ситуации как бы «подвешенности» между «небом» ценностей и «землей» общественной практики. Таким образом, студенчество представляет собой не только передовой отряд молодежи, но и, будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, студенчество выступает как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая аккумулирует в своих идеях потенцию будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе. 1. 3. Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи Традиция изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в частности выработала за продолжительное время своего существования множество определений этого важного понятия социологии. Основная проблема категоризации этого сложного понятия заключается в том, что при его определении акцент ставится либо на его статической структуре как ценности, либо на динамической функции его направленности, вместо того, чтобы совместить в его определении структуру и функцию. Ценностная ориентация — это системный функционал, чьей структурой выступает та или иная единица системы ценностей. Ценностная ориентация имеет в виду ценность не только как внешний объект аксиологической направленности, но также и как внутренний субъект этой направленности. То есть ценностная ориентация связывает в системное отношение саму ценность как свою теоретическую основу и её конкретного носителя как практическую основу, наделяя это отношение характером интенциональной связи между субъектом и объектом ценностной ориентации. Понятие ценностной ориентации шире понятия ценности, поскольку подразумевает под собой структурную связь или отношение ценности и ценностно-ориентированного субъекта. Из понятия ценностной ориентации редуцируется факт необходимой связи как имманентного отношения между ценностью и ее субъектом. А значит и факт неотъемлемости структуры ценности и ее функции как деятельности по конституированию и претворению этих ценностей. В аналитике ценностных ориентаций следует выделять психологический подход, который рассматривает её стороны активности субъективной деятельности и его активного отношения к ценности — в такое рассмотрение принимаются все рационально — психологические и ценностно-смысловые переживания субъекта. Социологический подход направлен на объективную аналитику ценностных ориентации, рассматривая их как объективно детерминированные значимости, которые возникают на пересечении всевозможных социальных отношений. Однако оба подхода не учитывают при этом друг друга, поэтому на стыке психологического и социологического подходов возникает подход, который можно назвать феноменологическим. Этот подход редуцирует субъективное «внутреннее» (рациональный идеал, воображаемый смысл, психологическое переживание) и объективное «внешнее» (общезначимая ценность, социальный феномен, социальное действие) к единой структуре интерсубъективности. Интерсубъективность представляет собой нерасторжимое единство субъективного действия, стремления, желания и объективной цели и смысла. Изначально социология ценностных ориентаций была обращена к большим социальным объектам, что было связано с самим предметом социологического анализа в качестве единой интегральной макроструктуры, каковой и является общество. И в контексте анализа социального поля социология стремилась абстрагировать социально — предметную функцию человека от его спонтанной субъективности, чтобы представить человека как «совокупность социальных отношений» (К. Маркс) ценностных ориентаций. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Это разделение соответствует макроструктурной схеме, которую образует треугольник вечных ценностей —истина, добро, красота. Вечные ценности, преломляясь в триаде социальных институций, курирующих науку, общественную мораль, религию, искусство, отражаются микроструктурной проекцией, антропоцентрически разделяемой на дух, душу и тело. Таким образом, все ценностные ориентации в соответствии с триадой «вечных ценностей» подразделяются на: 1) духовно — гуманитарные; 2) материально — экономические; 3) рациональные. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи определяются влиянием следующих факторов: 1) возрастно-демографический; 2) амбивалентно — транзитивный; 3) образовательный; 4) дивиантно-деликвитный. 1. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм. Студенчество несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер. Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, — со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции. Социальный статус студента, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем. Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью. 2. Амбивалентно — транзитивный фактор обусловлен двойственно — переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности. 3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает по сути высшее образование высшим. Студенты, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже а процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, кк известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д. 4. Девиантно - делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д. Основная проблема ценностной ориентации студенчества заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность. 1.4. Гендерные исследования Соотношение понятий «пол» и «гендер». Приступая к анализу сущности и специфики гендерных исследований в целом и тендерного подхода в социологии в частности, необходимо начать с характеристики ключевых понятий: «пол» (sex), «гендер» (gender), а также связанных с ними терминов. Здесь мы сформулируем лишь общие, операциональные определения, которые по ходу изложения будем уточнять и углублять. Содержание традиционного понятия «пол» (sex): биологический пол. В английском языке разграничиваются понятия пола социального («gen-den) и биологического («sex»). Термин «пол» в смысле «sex» относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина» и «женщина». Пол обозначает, в первую очередь, физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами. Пол характеризует мужчину и женщину в «природном», «естественном» качестве, как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями. Но, как отмечает Н. Смелзер, различия между мужчинами и женщинами имеют, мягко говоря, сложный характер. И в настоящее время социологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли. Таким образом, вплоть до появления гендерной теории понятие пола было довольно простым. Под ним понимались биологические, психические и социальные особенности мужчин и женщин, причем биологические различия между ними считались основой для формирования и всех других различий, включая социальные роли. Культурная и историческая относительность половых различий и гендерных ролей необходимость развести понятия «пол» (sex) и «гендер» (gender). По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства, а все остальные различия не так уж важны для человеческого существа. Р. Хоф подчеркнул, что «культурно-антропологические исследования предоставили важные сведения о многообразии приписываемых женщинам и мужчинам характеристик в разных культурах, эти работы ставили под сомнение до того времени казавшиеся очевидными биологические объяснения, так что разница в общественном положении женщин и мужчин не могла больше объясняться их половыми признаками. Как справедливо подчеркивает О.А. Воронина, «социальные понятия «женщины» и «мужчины» состоят из множества аспектов, набор которых зависит от того, какое общество мы изучаем. Традиционно женщине приписывают такие качества, как слабость («слабый пол»), пассивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчине - совсем другие: силу, активность, рациональность, достижительность. Гендерный подход дал возможность более тонкой дифференциации социального поведения и статуса: наряду с мужчинами, ведущими себя так, как в данном обществе обычно ведут мужчины, и женщинами, ведущими себя так, как в данном обществе обычно ведут женщины, представляется возможность выделить женщин, ведущих себя так, как ведут мужчины, и мужчин, ведущих себя так, как женщины, и т.д. Исторически первая попытка ввести различение понятий пол и гендер была сделана психологом Робертом Столлером в 1968 г. Изучая в Калифорнийском университете транссексуалов, он пришел к выводу, что легче хирургическим путем поменять пол транссексуала, чем его гендерную идентичность. Одной из первых обратила внимание на существование системы пол гендер - антрополог Гейл Рубин. Она пыталась разработать новый подход к описанию различения полов, которое является очевидной конституирующей формой организации при возникновении общества и культуры. Так биологическому полу (sex) был противопоставлен пол в значении вида (рода) - (gender). Это противопоставление должно было обратить внимание на социально-культурное конструирование сексуальности. Анализ результатов социологического исследования ценностных ориентаций студенчества: гендерный аспект В ходе нашего социологического исследования была собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга УГТУ-УПИ 2-ого курса ФтФ факультета, кафедры «социальная безопасность» - 22 человека. В результате выборочной совокупности в число респондентов попали 12 девушек, 10 юношей.Итак, будем проводить анализ каждого вопроса анкеты. 2.2.Линейное распределение ответов «отношение к себе и окружающим» Таблица 1 Как Вы ведёте себя в новом для Вас коллективе?
По анализу этого вопроса можно сделать вывод, что почти половина отвечающих респондентов – 55% легко идут на контакт, это говорит о хорошей коммуникабельности, об общительности и желанию заводить всё больше новых друзей. Остальные, т.е. меньше половины – 36% в новом коллективе предпочитают сначала присматриваться к людям, в этом тоже есть свои плюсы. Человек наблюдает за новым коллективом, и сразу видит с кем ему проще будет общаться, он может для себя сделать выводы насчёт нового коллектива, ему будет легче найти подход к незнакомому человеку. И на третий вариант вопроса никто не ответил. Один человек написал свой вариант ответа – 5%: «Привыкаю, наблюдаю за всеми, потом знакомлюсь», но этот ответ очень близок со вторым вариантом - наблюдаю и делаю для себя выводы. В итоге я хочу сказать, что большая часть в группах 25092к, 25091 легко идут на общение и на контакт. Таблица 2 Вы курите, выпиваете?
Рис. 1 «образ жизни студента» По анализу этого вопроса и по построению диаграммы можно сделать вывод, что большинство студентов – 41% выбрали третий вариант ответа, который говорит о том, что студент вообще не пьёт, т.е. ведёт здоровый образ жизни. Это может объясняться тем, что большинство опрашиваемых респондентов спортсмены, а как известно спортсмены стараются следить за своим здоровьем. Таблица 3 Какой бы человек мог стать Вашим другом или подругой?
Проанализировав этот вопрос можно сделать вывод, что большинство молодёжи ответили на первый вопрос – 82%, но четыре человека из всех опрошенных предложили свои варианты – 18%: «Близкий мне по духу и характеру человек», «человек, который понимает и с которым мне легко в общении», «близкий и который не предаст», «тот на которого можно положиться в любую ситуацию». Эти все варианты можно обобщить в один – близкий человек, в котором уверен на 100%. Видно из этих ответов, что молодёжь выбирает себе друзей не по материальному доходу, и не по статусу, а именно по доверительным отношениям, ведь настоящим другом считается человек, который в тяжёлой ситуации всегда выручит тебе, не оставит в беде. Таблица 4
Какими главными качествами, по Вашему мнению, должна обладать современная девушка? Оцените по 3-х бальной шкале Рис. 2 «качества современной девушки» Проанализировав этот вопрос, можно сделать вывод, что молодёжь представляет себе современную девушку, прежде всего целеустремлённой, этот вариант набрал больше всех ответов – 77%; такие качества, как верность – 59% и женственность – 59% набрали по одинаковому числу ответов и между верностью и женственностью идёт порядочность – 55%. Меньше всех вариантов ответа набрало качество красота и скромность – 18%. А самое худшее качество современной девушки респонденты выбрали – стервозность – 23%. В принципе вырисовывается хороший портрет современной девушки, она должна быть целеустремлённая, верная, порядочная, женственная. Но получается немножко странно, если студенты выбирают главным качеством современной девушки верность и порядочность, то такое качество, как сексуальность тоже почти не отстаёт от них. Здесь прослеживается некая противоречивость качеств, ведь под верностью и порядочностью подразумевается, что-то чистое, целомудренное, а сексуальность, наоборот, говорит о вульгарности. Я считаю, что это может быть связано с тем, что СМИ показывает молодёжи всю эту грязь. Сейчас современной молодёжи необходимо абстрагироваться от СМИ, побольше читать классики, художественной литературы, ведь раньше писатели и художники представляли образ девушки, как чистота, целомудрие. Таблица 5 Какими главными качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный мужчина? Оцените по 3-х балльной шкале.
Рис. 3 «качества современного мужчины» Проанализировав этот вопрос можно сделать вывод, что больше всего ответов набрали такие качества, как: мужественность – 64%, образованность – 50%, материальное обеспечение – 27% и чистоплотность – 50%. Можно сказать, что вырисовывается образ идеального мужчины. Он - мужественный, сильный, образованный, любит детей, порядочный. Правда, в суровой реальности нашего мужчину видят безответственным, нерешительным, инфантильным, склонным к неоправданному риску. Таблица 6 Какое качество в человеке, по Вашему мнению, должно быть главным? Отметьте не более 3-х вариантов ответа?
Проанализировав этот вопрос можно сделать вывод, что студенты считают главными качествами в человеке - это целеустремлённость – 68%, ответственность – 50%, честность – 50%. Но, ни один респондент не выбрал вариант самоотдача – 0%. Я считаю, что это может быть связано с тем, что сейчас в нашем современном мире каждый сам за себя и в принципе такого понятия, как самоотдача редко можно услышать. Больше встречаешься с таким понятием, как взаимопомощь, «ты мне, я тебе», редко кто захочет пожертвовать чем-то ради другого. Таблица 7 Какие качества доминируют у Вас?
Рис. 4 «доминирующие качества» Проанализировав этот вопрос, мы видим, что у студентов гр. 25092к и 25091по их мнению доминирующими качествами в большинстве вариантах ответа считаются: целеустремлённость – 36%, ответственность – 32% и независимость – 27% и самоуверенность - 27%. Таблица 8 Вы верите в любовь?
Рис. 5 «вера в любовь» Проанализировав этот вопрос, мы видим, что большинство отвечавших студентов имеют, веру в любовь – 55%, но не так далеко 2- ой ответ, вера в привязанность – 41%. Действительно, что понимают студенты под словом любовь? На этот вопрос я постараюсь ответить, проанализировав следующий вопрос. Таблица 9 Сколько времени, по Вашему мнению, должно пройти для интимной жизни?
Проанализировав этот вопрос, мы видим, что большинство отвечающих выбрали 2 - ой вариант ответа – месяц – 64%. Теперь я хочу ответить на вопрос, а что же студенты подразумевают под словом любовь. Из числа опрошенных считают возможным сексуальные отношения до брака, а целомудрие никто не признаёт. Ни один из студентов не считает, что вступление в сексуальные отношения возможны только через год – 0% после знакомства, большинство относятся к факту близости между мужчиной и женщиной довольно легкомысленно. Я считаю, что сейчас вместо любви молодым людям подсовывают секс, семью и супружество заменяют партнёрством, родительство - эгоистичным само ублажением. А ведь любовь – это ответственность, забота, активная сила, творчество, готовность отдавать и жертвовать, а не брать и потреблять. Эгоизм не совместим с жертвенностью, а без неё невозможна сама любовь. 2.3. Линейное распределение ответов «отношение к труду» Таблица 10 Что для Вас значит работа?
Рис. 6 «значимость работы в жизни» Проанализировав этот вопрос, и построив диаграмму, видно, что для большинства опрошенных студентов в работе главным является уважение и признание – 59%, хороший коллектив – 55%, а также социальный статус – 50%. 10% из опрошенных определили, что материальный доход для их работы почти ничего не значит. Работа для студентов сейчас – это, как потребность высшего порядка - в социальном одобрении, самоуважении, и наконец, самореализации. Т.е современная молодёжь стремится заполучить уважение и признание, высокий социальный статус. Вывод: для студента такая ценность, как деньги не имеет важного места в его жизни. Таблица 11 Какой уровень заработной платы Вас удовлетворяет?
Проанализировав этот вопрос, мы видим, что большинство студентов хотели бы зарабатывать сумму около 50000 – 36%, такая сумма, как 20000 – 18%, 25000 – 18% идут наравне. Также есть свои варианты ответов: 1000.000, «денег должно быть столько, чтобы не думать об их количестве», «та сумма, при которой я буду чувствовать себя самодостаточной», «чтобы хватало прокормить, одеть семью, на вещи первой необходимости». Отсюда можно сделать вывод, что наши студенты смотрят на мир реальными глазами, а не гонятся за большими деньгами. У большинства студентов, даже если сравнить с предыдущем вопросом, деньги являются только дополнением к их самореализации. Большинство ответов говорит о том, что уважение и признание главнее в их жизни, чем сами деньги, деньги - это только подтверждение социального статуса. Таблица 12 После окончания Вуза Вы планируете работать?
Проанализировав этот вопрос можно сделать вывод, что большинство студентов планируют работать не по своей специальности – 41%, также много вариантов набрал ответ не знаю – 32%, это говорит о том, что сейчас ещё студенты не могут сказать про свою дальнейшую профессиональную деятельность, но при этом уже многие уверенны, что по своей специальности «социальной безопасности» работать не будут. Отсюда можно сказать, что для современной молодёжи важно получить диплом об окончании высшего учебного заведения, а не те интересы, знания которые в дальнейшем будут применяться к своему любимому делу. Таблица 13 Где бы Вы хотели работать?
Проанализировав этот вопрос, мы видим, что большинство респондентов выбрали вариант первый – Россия – 59%, это радует, потому что в России нужны свои специалисты. Молодёжь должна воспитывать в себе чувство патриотизма, судя по большинству выбранным вариантам ответов можно сказать, что у современных студентов чувство любви к своей Родине не угасло. 2.4.Линейное распределение ответов «отношение к семье» Таблица 14 Когда Вы планируете создать семью?
Проанализировав этот вопрос, мы видим, что большинство ответов набрал вариант первый – когда начну работать и зарабатывать неплохие деньги- 36%, но в тоже время ответ - как получится, набрал тоже немало ответов- 32%. Также 18% предложили свои варианты ответов: «через 1 год», «когда будет постоянное место работы и постоянный доход», «после окончания университета», «время покажет», «когда реализуюсь и буду материально обеспечен в полной мере». Отсюда можно сделать вывод, что большинство студентов всё-таки планируют свою будущею семью и задумываются о том, как они её будут содержать, но и легкомысленных (как получится) подходов к созданию семьи тоже немало. Таблица 15 Является ли семья главной ценностью, если нет, то, что является?
Рис. 7 «семья, как главная ценность жизни» Проанализировав этот вопрос, можно сделать вывод, что у большинства студентов – 73% главной ценностью в жизни является семья. Также есть свои варианты ответов -18%: «гармоничное существование в семье и карьера», «независимость от всех», «независимость», но здесь скорее независимость является как качество, а не главная ценность в жизни. Итак, семья – это не просто умозрительная ценность нашей жизни, а само абсолютное ценность человеческой жизни. Наша задача ценить и беречь эту ценность жизни, ведь она и есть начало и конец не только телесной жизни человека, но и является истоком жизни вечной, школа душевного развития человека. Таблица 16 Что, по Вашему мнению, главное в семье. Оцените по 3-х балльной шкале?
Проанализировав этот вопрос, можно сделать вывод, что больше всех студенты выбирали, как самым главным в семье – это взаимопонимание – 90%, и 50% - воспитание детей, они ставили самые высокие баллы этим вариантам – 3. В итоге получается, что современная молодёжь ценит в семье, прежде всего отношения со своими вторыми половинами, они предпочитают семейную гармонию, взаимопонимание, совместное воспитание детей, чем материальный доход. 2.5. Линейное распределение ответов «цели в жизни» Таблица 17 Что бы Вы хотели достичь в жизни?
Рис. 8 «цель в жизни» Проанализировав этот вопрос, можно сделать вывод, что отвечающие студенты имеют такую цель в жизни, как – иметь хорошую семью – 64%, также быть просто хорошим человеком – 45%. Это было видно в предыдущих ответах, студенты не меняют своего мнения по поводу главных ценностей в их жизни, это семья и самоуважение к себе. Таблица 18 Что на Ваш взгляд является главным в жизни? Выберите не более 3-х вариантов ответа?
Рис. 9 «главное в жизни» Проанализировав этот вопрос по подсчётам и диаграмме, мы видим, что студенты гр. 25092к и 25091 для себя самым главным в жизни выявили: любовь – 73% и здоровье – 73% , также семья – 64%, меньше всего набрал вариант – образование – 5%. Я ещё раз убеждаюсь в том, что для отвечавших студентов главной ценностью в жизни является любовь, семья. Немножко странно получается по поводу карьеры денег и образования. Выходит, что карьера 32% набрала меньше процентов, чем деньги 41%, а образование ещё меньше – 5%, так откуда же будут деньги, если нет образования и нет карьеры, т.е. работы. Деньги с неба не валятся их нужно зарабатывать, а чтобы их зарабатывать необходимо образование. Таблица 19 Ваш пол?
В результате было опрошено 22 человека: 12 – представители женского пола – 55%, 10 человек представители мужского пола – 45%. Анализ парных распределений В ходе исследования моей работы были выявлены 3 задачи и 3 гипотезы. Для решения первой задачи: каково место знаний, образования, квалификации, профессии в системе ценностей студентов: 18. Что на ваш взгляд, является главным в жизни? 17. Что бы Вы хотели достичь в жизни?
главное зависимое Таблица 18
Таблица 17
Проведя парное распределение по первой задаче и первой гипотезе, можно сказать, что гипотеза подтверждена наполовину, т.к. более 50% респондентов выбирали такие варианты ответов как: любовь, семья, здоровье и иметь хорошую семью. А сама гипотеза звучит так: что у студентов доминирующими ценностями жизни являются карьера и семья. Для решения второй задачи: какие факторы являются определяющими в формировании системы ценностных ориентаций студентов. 15. Является ли для вас семья главной ценностью, если нет, то, что является? 16. Что по Вашему мнению главное в семье?
главное зависимое Таблица 15
Таблица 16
Проведя парное распределение по второй задаче и второй гипотезе: на определение системы ценностных ориентаций студентов являются общество, в котором они живут, СМИ, современная литература и семья. В принципе, можно сказать, что гипотеза подтверждена, т.к. для более 50% респондентов семья является одним их главных факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций. Для решения 3-й задачи: провести сравнительный анализ, полученных данных по полу студентов. 18. Что на Ваш взгляд является главным в жизни? 6. Какое качество в человеке, по Вашему мнению, должно быть главным?
главное зависимое Таблица 18
Таблица 6
Проведя парное распределение по третьей задаче и третьей гипотезе: что в целом ценностные ориентации юношей и девушек одинаковы. Можно сказать, что гипотеза не подтверждена, т.к. для у юношей и девушек разные ценностные ориентации. У юношей главным в жизни являются любовь, здоровье, образование, а главные качества в человеке это самоуважение, настойчивость, пунктуальность, сострадание, активность. У девушек: карьера, деньги, семья, образование, главные качества человека: ответственность, целеустремленность, честность, сострадание, активность, независимость. Проведя этот анализ можно сделать вывод, что девушки в большей степени, чем юноши стремятся достичь успехов в карьере и видят себя ответственными, активными, целеустремленными и независимыми, в то время, как молодые люди, наоборот, главным в жизни они выбирают любовь, здоровье, образование, а главные качества - самоуважение, настойчивость, пунктуальность, сострадание. Заключение Проведя исследование среди двух групп 25092к и 25091 ФтФ факультета, кафедры «Социальная безопасность» было проведено анкетирование, где было опрошено 22 человека: 12 девушек, 10 юношей. В ходе данной работы были выявлены три гипотезы: что у студентов доминирующими ценностями жизни являются карьера и семья; что на определение системы ценностных ориентаций студентов является семья, родители; что в целом, ценностные ориентации у юношей и девушек одинаковы. Проведя анализ анкетирования было выявлено, что первые две гипотезы подтвердились. Большая часть опрошенных респондентов выявили ценностные ориентации в жизни такие как: любовь – 73% и здоровье – 73% , также семья – 64%, меньше всего набрал вариант – образование – 5%. А третья гипотеза не подтвердилась. Проведя гендерный аспект по анализу анкетирования было выявлено, что у юношей и девушек ценностные ориентации отличаются. Девушки в большей степени, чем юноши стремятся достичь успехов в карьере и видят себя ответственными, активными, целеустремленными и независимыми, в то время как молодые люди, наоборот, главным в жизни выбирают любовь, здоровье, образование, а главные качества - самоуважение, настойчивость, пунктуальность, сострадание. Я думаю это связано с тем, что сейчас в современной жизни девушки стараются больше брать на себя ответственности, чем юноши, это подтверждается стремлением достичь успехов в карьере, целеустремленностью и независимостью. Девушки все больше, начинают брать на себя больше ответственности и считают себя независимыми и становятся в большей степени карьеристками. А у юношей, как это было выявлено в последствии, главным является любовь, семья, здоровье. Приложения: Приложение 1 Образец анкеты студентов Прежде всего, я бы хотела узнать, как Вы относитесь к себе и к окружающим. 1. Как Вы ведёте себя в новом для Вас коллективе? 01. Начинаю сам (а) вести беседы с новыми людьми 02. Неохотно иду на общение, зато наблюдаю и делаю для себя выводы 03. Стараюсь вообще не контактировать с мало для меня знакомыми людьми Свой вариант ответа____________________________________________________ 2. Вы курите, выпиваете? 01.Да 02. Выпиваю только по праздникам и, если это дорогие напитки 03. Вообще не пью 3. Какой бы человек мог стать Вашим другом или подругой? 01. Абсолютно любой, если у нас доверительные отношения 02. Чел-к, который постоянно меня выручает и делает так, как хочу я 03. Только тот чел-к, который соответствует моему статусу Свой вариант ответа____________________________________________________ 4. Какими главными качествами, по Вашему мнению, должна обладать современная девушка? Оцените по 3-х балльной шкале. Составляющие низкая оценка высокая оценка качества -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 01. Верность 02. Порядочность 03. Женственность 04. Красота 05. Скромность 06. Любящей детей 07. Сексуальность 08. Образованность 09. Стервозность 10. Независимость 11. Целеустремлённость 5. Какими главными качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный мужчина? Оцените по 3-х балльной шкале. Составляющие качества низкая оценка высокая оценка -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 01. Мужественность 02. Образованность 03. Физ. сила 04. Материальное обеспечение 05. Сексуальность 06. Галантность 07. Чистоплотность 08. Самоуверенность 09. Красота 6. Какое качество в чел-ке, по Вашему мнению, должно быть главным? Отметьте не более 3-х вариантов ответа. 01.Самоуважение 02. Ответственность 03. Целеустремлённость 04. Честность 05. Настойчивость 06. Пунктуальность 07. Сострадание 08. Самоотдача 09. Активность 10. Независимость 7. Какие качества доминируют у Вас? ______________________________________________________________________ 8. Вы верите в любовь? 01. Да 02. Верю в привязанность 03. Нет 9. Сколько времени, по Вашему мнению, должно пройти для интимной близости? 01 02 03 04 05 год месяц неделя день сразу же в день знакомства Теперь позвольте узнать Ваше отношение к труду. 10. Что для Вас значит карьера? Составляющие Моя цель Значит, но Почти ничего не значит в жизни немногое 01. Материальный доход 02. Социальный статус 03. Уважение, признание 04. Хороший коллектив 11. Какой уровень заработной платы Вас удовлетворяет? 01 02 03 04 05 10000 15000 20000 25000 50000 Свой вариант ответа_____________________________________________________ 12. После окончания Вуза Вы планируете работать? 01. По своей специальности 02. Не по своей специальности 03. Не знаю 13. Где бы Вы хотели работать? 01. Россия 02. Заграница 03. Затрудняюсь ответить Позвольте узнать Ваше отношение к семье 14. Когда Вы планируете создать семью 01. Когда начну работать и зарабатывать неплохие деньги 02. Как получится 03. Вообще не планирую семью Свой вариант ответа_____________________________________________________ 15. Является ли для Вас семья главной ценностью, если нет, то что является? 01. Да 02. Нет Свой вариант ответа_____________________________________________________ 16. Что, по Вашему мнению, главное в семье? Оцените по 3-ёх балльной шкале. 01. Взаимопонимание 02. Мат. доход 03. Воспитание детей Теперь позвольте задать вопросы касающихся Ваших целей в жизни 17. Что бы Вы хотели достичь в жизни? 01. Занять высокую должность 02. Иметь хорошую семью 03. Быть просто хорошим человеком 04. Быть знаменитым, иметь славу 05. Иметь власть 06. Не знаю 18. Что на Ваш взгляд является главным в жизни. Выберите не более з-ёх вариантов ответа? 01.Карьера 02.Деньги 03.Любовь 04.Семья 05.Здоровье 06.Образование 19. Ваш пол? Приложение 2 Анкета с точкованием Прежде всего, я бы хотела узнать, как Вы относитесь к себе и к окружающим. 1. Как Вы ведёте себя в новом для Вас коллективе? 04. Начинаю сам (а) вести беседы с новыми людьми 05. Неохотно иду на общение, зато наблюдаю и делаю для себя выводы 06. Стараюсь вообще не контактировать с мало для меня знакомыми людьми Свой вариант ответа____________________________________________________ 3. Вы курите, выпиваете? 01.Да 02. Выпиваю только по праздникам и, если это дорогие напитки 03. Вообще не пью 3. Какой бы человек мог стать Вашим другом или подругой? 01. Абсолютно любой, если у нас доверительные отношения 02. Чел-к, который постоянно меня выручает и делает так, как хочу я 03. Только тот чел-к, который соответствует моему статусу Свой вариант ответа____________________________________________________ 4. Какими главными качествами, по Вашему мнению, должна обладать современная девушка? Оцените по 3-х балльной шкале. Составляющие низкая оценка высокая оценка качества -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 01. Верность 02. Порядочность 03. Женственность 04. Красота 05. Скромность 06. Любящей детей 07. Сексуальность 08. Образованность 09. Стервозность 10. Независимость 11. Целеустремлённость 5. Какими главными качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный мужчина? Оцените по 3-х балльной шкале. Составляющие качества низкая оценка высокая оценка -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 10. Мужественность 11. Образованность 12. Физ. сила 13. Материальное обеспечение 14. Сексуальность 15. Галантность 16. Чистоплотность 17. Самоуверенность 18. Красота 6. Какое качество в чел-ке, по Вашему мнению, должно быть главным? Отметьте не более 3-х вариантов ответа. 01.Самоуважение 02. Ответственность 03. Целеустремлённость 04. Честность 05. Настойчивость 06. Пунктуальность 07. Сострадание 08. Самоотдача 09. Активность 10. Независимость 7. Какие качества доминируют у Вас? ______________________________________________________________________ 9. Вы верите в любовь? 04. Да 05. Верю в привязанность 06. Нет 9. Сколько времени, по Вашему мнению, должно пройти для интимной близости? 01 02 03 04 05 год месяц неделя день сразу же в день знакомства Теперь позвольте узнать Ваше отношение к труду. 10. Что для Вас значит карьера? Составляющие Моя цель Значит, но Почти ничего не значит в жизни немногое 05. Материальный доход 06. Социальный статус 07. Уважение, признание 08. Хороший коллектив 19. Какой уровень заработной платы Вас удовлетворяет? 01 02 03 04 05 10000 15000 20000 25000 50000 Свой вариант ответа_____________________________________________________ 20. После окончания Вуза Вы планируете работать? 04. По своей специальности 05. Не по своей специальности 06. Не знаю 21. Где бы Вы хотели работать? 04. Россия 05. Заграница 06. Затрудняюсь ответить Позвольте узнать Ваше отношение к семье 22. Когда Вы планируете создать семью 04. Когда начну работать и зарабатывать неплохие деньги 05. Как получится 06. Вообще не планирую семью Свой вариант ответа_____________________________________________________ 23. Является ли для Вас семья главной ценностью, если нет, то что является? 03. Да 04. Нет Свой вариант ответа_____________________________________________________ 24. Что, по Вашему мнению, главное в семье? Оцените по 3-х балльной шкале. 01. Взаимопонимание 02. Мат. доход 03. Воспитание детей Теперь позвольте задать вопросы касающихся Ваших целей в жизни 25. Что бы Вы хотели достичь в жизни? 07. Занять высокую должность 08. Иметь хорошую семью 09. Быть просто хорошим человеком 10. Быть знаменитым, иметь славу 11. Иметь власть 12. Не знаю 26. Что на Ваш взгляд является главным в жизни. Выберите не более 3-х вариантов ответа? 01.Карьера 02.Деньги 03.Любовь 04.Семья 05.Здоровье 06.Образование 19. Ваш пол? 01. Жен. 02. Муж. Приложение 3 Сводные таблицы с результатами обработки: Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11
Таблица 12
Таблица 13
Таблица 14
Таблица 15
Таблица 16.
Таблица 17
Таблица 18
Приложение 4 Логическая структура анкеты:
Приложение 5 Логический анализ «Ценностные ориентации» профессиональные трудовые материальные духовные -карьера - заработная плата - деньги -отношение к друзьям -соц. статус - рост з/п - обучение -отношение к человеку -должность - занятость - продвижение -отношение к культуре по службе - престиж - работа -религия -карьерный рост - трудоустройство -отношение к здоровью -отношение к семье -любовь -брак -эмоциональная удовлетворенность Приложение 6 Выборка: Девушки: Юноши: 1. Баранова 1. Астрейко 2. Бессонова 2.Есенбаев 3. Воронина 3. Леонов 4. Ивонина 4. Мерзоев 5. Исакова 5. Нестеров 6. Комарова 6. Рахимов 7. Москалева 7. Ромашин 8. Суханкина 8. Ряпосов 9. Градова 9. Харченков 10. Забототная 10. Хомяков 11. Косарева 12. Сеченова |