Реферат: Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина
Название: Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина Раздел: Рефераты по музыке Тип: реферат |
Челябинская государственная академия культуры и искусств Кафедра философских наук РЕФЕРАТ на тему «Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина» Выполнил: Пономаренко Л.С. Проверил: Доцент, Зарубина Л.П. Челябинск 2010 Философские воззрения Скрябина_ 8 Связь теории Скрябина с концепциями философов-современников_ 10 Влияние философии Владимира Соловьева на мировоззрение Скрябина11 Скрябин и философская теория Н.Ф. Федорова_ 13 О.П. Флоренский, О.С. Булгаков и Скрябин_ 15 Скрябин и музыкальный космизм_ 17 Список использованной литературы_ 23 Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был Серебряный век, границы которого определены глубочайшими переменами в общественной жизни, происходившими на рубеже веков. Это было время, богатое выдающимися достижениями, как в художественном творчестве, так и в области мировоззренческого поиска. Серебряный век – время перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности. В авангарде данного процесса находились представители художественной культуры, которые нередко выходили за рамки собственно художественного творчества в область глобальных философских обобщений. Философские размышления деятелей Серебряного века дали интересные результаты, не потерявшие своего значения и в наши дни, как характерные для отечественной культурной традиции формы отклика на ценностный кризис, обусловленный наступлением жесткой технизированной социальной реальности. Одним из выдающихся деятелей этой эпохи был А.Н. Скрябин. Уникальность Скрябина – композитора в истории музыки, однако, парадоксальным образом обусловлена яркой характерностью его творческой личности для своей эпохи – эпохи так называемого русского культурного возрождения начала ХХ века. Это не только великий музыкант, но и глубокий мыслитель. Крупные симфонические замыслы возникли у него одновременно с формированием философского стиля мышления и понимания мира (900-е годы) и воплотили в себе философию преобразования человека и Вселенной, в котором главную роль играет искусство. Его мировоззрение выросло из музыки и стало насыщено глубоким философским содержанием, которое органически вошло в его художественное творчество. Предметом философских размышлений А.Н.Скрябина был творческий процесс, в котором он видел суть Бытия, и в котором перед ним раскрывался Универсум – всеобщность мира и Первоединый хаос, движущий его творческий Дух и собственное скрябинское «Я», Универсум, где Всё проникнуто музыкой, обретающей онтологическое содержание, где Всё есть Музыкальное бытие. Воплощенные в музыкальных произведениях, эти размышления привели к формированию взглядов о Боге и религии, человеке и человечестве, искусстве и Всеискусстве, мире и Космосе. Создание гениальных сонат и поэм в его представлении служило ему средством для того, чтобы сделать людей счастливыми на вершинах гармонии божественного мира. Этому А.Н.Скрябин посвятил всю свою жизнь и творчество, что даёт основания поставить его рядом не только с великими музыкантами, но и с мыслителями и деятелями культуры. Проблемой данного исследования является философский смысл в музыкальном творчестве А. Н. Скрябина, как мистико-символическое воплощение субъективного миросозерцания автора. Актуальность научной работы заключается в философском осмыслении и анализе музыкальных образов в произведениях А. Н. Скрябина, которые позволяют эмоционально и интеллектуально созерцать и постигать смысловые идеи. Такой подход к музыкальному искусству и к музыкальному мышлению русского композитора есть более философско-эстетический, а не стандартно музыковедческий, что также является актуальным для исследования. Степень разработанности проблемы. Музыкально-философская концепция Скрябина имеет богатую исследовательскую традицию. Она была объектом пристального внимания современников, принадлежащих к самым различным философским, религиозным и художественным направлениям и школам. С позиций символизма его творчество глубоко исследовали Бальмонт и Вячеслав Иванов - единомышленники А.Н.Скрябина. Солидарными в неприятии творчества Скрябина стали несхожие по своим убеждениям О. П. Флоренский и О. Г. Флоровский: первый не принимал его музыку за «иллюзорность» и идею Мистерии считал «грешной попыткой вырваться из своей тварной ограниченности», второй же обвинял его в сатанизме. Глубокие и разносторонние характеристики философские взгляды А.Н.Скрябина получили у его современников-биографов Б.Ф. Шлёцера и Л.Л. Сабанеева. Эстетика А.Н.Скрябина затрагивается в теоретико-музыковедческих исследованиях Б. Асафьева, который подчеркивал значение философии музыки Скрябина: в философских текстах композитора, он считал, что каждый музыкант найдет отзвуки психического процесса, лежащего в основе музыкального творчества. В то же время, каждый человек, изучающий философию, впредь должен будет знать и музыку. К настоящему времени в российской науке исследовано главным образом музыкальное творчество А.Н.Скрябина. В значительной мере изучены его философские взгляды, что было сделано, прежде всего, А.Ф.Лосевым, написавшим в 1919-1921 гг. глубокую статью «Мировоззрение Скрябина» [8]. А.Ф.Лосев показал философские источники и содержание мировоззрения великого композитора и сформулировал положение о том, что Скрябин воплотил в своем творчестве языческие начала мира, где личность растворена в Бытии, где необходимо растворение в его Первобытно-Едином источнике. Скрябин, по Лосеву, следовал демонизму в язычестве, где этот демонизм выступает началом религии и красоты, а верующие вступают в интимный союз с ним. И Скрябин с его демонизмом видит в зле свою силу и красоту, видит в нем божественную стихию. Создавая свою Мистерию, ведущую к преобразованию человека и Вселенной, Скрябин, пишет Лосев, следует апокалиптике истории, мистической драме Мира. В его творчестве руководящий Бог истории и руководимая история сливаются в единое целое, и христианский историзм наделяется «языческим радованием божественной плоти», а спасение и конец истории заключается в личном и всепокоряющем демонизме и героизме самого Скрябина-мессии, Скрябине-Боге, в личности которого был достигнут предел западноевропейского индивидуализма. В современные исследования философского и музыкального мировоззрения А.Н. Скрябина наиболее значительный вклад внес А.Бандура [9-13], который показал всю глубину проникновения великого композитора в запредельные мистические тайны Бытия. Этот исследователь считает, что А.Н. Скрябин своим гениальным творческим мышлением и чувством открыл иную Реальность, «тонкие миры», которые взаимодействуют с нашим миром, определяя в нем ход событий на столетия вперед. «...Чудовищная концентрация духовной энергии... пробудила, сделала реальными (по крайней мере, для самого Скрябина) разнообразные одухотворенные сущности, проникшие сюда из других планов бытия». В.А. Апрелева [14] исследовала одну из сторон философско-музыкального творчества А.Н.Скрябина — концепцию времени, как составную часть его символистской концепции универсальности искусства. Она показывает неразрывную связь времени в музыке Скрябина с символистским пониманием Вечности и пространства, раскрывает многие черты эволюции космического бытия в понимании композитора. Ряд ценных характеристик философского содержания музыкального творчества А.Н. Скрябина дает его дочь М.Скрябина [15], которая рассматривает это творчество как свободную деятельность человека, хорошо понимающего ее значение и строгую логику и берущего на себя ответственность за эту свободу перед человечеством, подчиняющего свой яркий эмоциональный вихреобразный поток чувств музыканта глубоко продуманной идее взаимосвязи звуков между собой и с познанной им реальностью. В интересной полемической форме написана статья Т.Б.Сидневой [16], которая резко возражает против высказываний А.Ф. Лосева о язычестве творчества Скрябина и раскрывает глубокую связь его философии и музыки одновременно и с православным, и с языческим мировоззрением. Основные идеи философского мировоззрения и некоторые эстетические вопросы раскрывает в своих работах Т.Н. Левая; в русле музыковедческого исследования ей удается показать тесную взаимосвязь философии и эстетики Скрябина с его музыкальными произведениями. А.И. Мазаев, исследуя проблему синтеза искусств, проанализировал особенности и глубину понимания этой проблемы в творчестве Скрябина. Вопросы мировоззрения и философии музыки А.Н.Скрябина в русле искусствознания и музыковедения исследовались так же в работах Альшванга А. А., Беляева В.М,, Бараса К., Ванечкиной И.Р., Галеева Б.М., Гаккеля Л., Гервера В., Дельсона В., Житомирского Д., Мыльниковой И., Поспеловой Н.И., Полупан Е. В., Рубцовой В.В., Холопова Ю., Шахрая В.Д. и других авторов. Объектом исследования является музыкальное творчество А. Н. Скрябина и его композиторское мышление. Предметом исследования есть философско-метафизическое мировоззрение А.Н. Скрябина и музыкально-образное отображение этого мировоззрения в художественном подтексте музыкальных композиций. Основные цели и задачи исследования: - определение основополагающих моментов философской системы Скрябина; - проблема Мистерии как основной мировоззренческой составляющей композитора; - определение связи философских взглядов Скрябина с теориями современных ему философов; - выявление степени влияния философии русского космизма на творчество Скрябина. Философские воззрения Скрябина Творческий путь Скрябина – редкостный в XX веке наглядный пример того, как развитие идейно-философской концепции непосредственно влияет на содержание музыкальных сочинений. Для композитора связь собственно музыкального творчества с его мировоззренческими позициями была определяющей. Именно поэтому при изучении скрябинского музыкального наследия нельзя обойти стороной проблему, связанную с взаимодействием эстетико-философского миросозерцания Скрябина и его музыки. Идейные устремления Скрябина – это яркий пример модернизма в музыкальной культуре России, противостояния традиционному искусству русской школы. Близкий в своих творческих поисках искусству Запада, мыслью своею он был устремлен на Восток, – явление, характерное для художественной культуры рубежа веков. Скрябин стоял на грани двух эпох – уходящего ХIХ века и века нового ХХ. Своим творчеством, да и всей жизнью, он выразил духовное состояние этого переломного времени, сам став эпохой в музыкальной жизни России. «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв, разрушающий старый мир и созидающий мир новый», – так писал о Скрябине Н. Бердяев [19]. Скрябин хотел не только пересоздания мира, но мечтал о рождении нового мира и нового человека в нем. Историю Вселенной Скрябин воспринимал как Мистерию, конечная цель которой – преображение человека в Духе и создание нового мира. Исходным пунктом философской концепции Скрябина является утверждение Духа как основы, сущностного начала мира, Вселенной. У Скрябина оно обретает форму Сознания, которое «ничего не переживает; но есть сама жизнь, оно ничего не мыслит, оно сама мысль, оно ничего не делает, оно сама деятельность». Таким образом, сознание выступает в роли источника жизни, а, следовательно, и движения. Универсальное сознание (Бог) имманентно миру, который есть его творение. Человек, являясь носителем универсального сознания, приравнивается, тем самым, к Богу. Мир – это единое сознание, данное во множестве субъектов. Проявление индивидуального начала Скрябин связывает с познанием мира отдельной личностью, с той гаммой переживаний, которая возникает в душе человека. С точки зрения субъективности, Скрябин пропагандирует абсолютную свободу личности (имеется в виду творческая, созидающая свобода), как необходимое условие самореализации универсального сознания. Итог развития индивидуальности он видит в росте человеческого сознания до всеобъемлющего божественного сознания, т.е. в преодолении индивидуализации, во всеобщем слиянии (экстазе). Иными словами, в представлении Скрябина, мир есть результат творческой воли Духа-сознания, а история этого мира – есть эволюция Бога, распавшегося на множество, каждая часть которого стремится в своем совершенстве стать снова Богом. Творчество, по утверждению Скрябина, – это качественная сторона сознания, это способ его самореализации. С точки зрения мира, творчество – это условие его существования, его Закон, первостихия. Саму жизнь Скрябин понимал как акт творчества, как эстетический феномен. Любой творческий порыв божественно санкционирован; все дело в способности отдельной личности осознать в себе не только индивидуальное, но и всеобщее. Вполне логично, что Скрябин подразумевал наличие круга избранных, или посвященных. Связь теории Скрябина с концепциями философов-современников Мировоззрение Скрябина формировалось не автономно, оно питалось философскими идеями, наполнявшими окружающий его культурный мир. В становлении эстетико-философской системы композитора наблюдается много сходства с новыми тенденциями в этой области современных ему деятелей философской науки. Объединяющим моментом для всех представителей русской культуры – философов, поэтов, художников, композиторов начала века – явилось предчувствие переломного момента, ощущение надвигающейся грозы; сознание общества было наполнено эсхатологическими ожиданиями. И Скрябин был в числе тех, кто чувствовал происходящий перелом: он ощущал реальную близость и уверенно предвещал неотвратимость некой всемировой катастрофы, однако, в отличие от многих, понимал ее как акт преображения человечества. В это же время знаменитое учение о Всеединстве, Соборности и Софии – Премудрости Божией, в различной степени проникало практически во все работы целого поколения религиозных философов того времени. Оно положило начало активнейшему философскому движению, в Русле которого за короткий срок возникает ряд религиозно-философских систем Вл.С. Соловьева, О.П. Флоренского, О.С. Булгакова, Н.Ф. Федорова и многих других, в чьих трудах, прежде всего, была разработана теория Всеединства. Не обошел вниманием эту тему и Скрябин, в творчестве которого она выразилась с особенной глубиной в замысле его Мистерии. Влияние философии Владимира Соловьева на мировоззрение Скрябина Между философской концепцией, выдвинутой Соловьевым в конце XIX века, и мировоззренческими позициями Скрябина есть как общие, так и кардинально различающие их моменты. Как уже говорилось, основной мыслью, захватившей Скрябина уже в центральный период его творческого пути и занимающей его до конца жизни, явилась идея некоего вселенского преображения всего человечества, объединения как всех искусств, так и всех живых существ реального мира в едином действе – Мистерии. Возможно, именно по этой причине Скрябина так увлекла философия; прежде всего им руководило желание синтезировать, собрать воедино все способности человеческого духа для создания Мистерии. Скрябин часто утверждал, что стремление к последнему свершению, в котором случится это воссоединение, жило в людях всегда, и во все времена отдельные личности, и даже целые народы были охвачены этим стремлением. Ему казалось, что эта апокалиптическая идея «носится в воздухе» и живет в глубинах подсознания многих миллионов мыслящих существ. Но в то же время Скрябин подспудно ощущал, что отнюдь не у всех современников он мог найти необходимое ему понимание, не1 всегда и отнюдь не все были в состоянии поддержать его замысел этой всеобщей Мистерии человечества. Потому композитора часто пугало одиночество и непонимание другими его творческого порыва. Центральной категорией философии Соловьева, как известно, являлась идея всеединства. В соответствии с его учением, сущее едино и всеобъемлюще. Низшие и высшие уровни бытия всегда взаимосвязаны по причине того, что низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Основой всеединства у Соловьева выступает Божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями, а главное – с человеком. Основной принцип соловьевского всеединства – «всё едино в Боге». Всеединство в его учении – это, прежде всего, единение Творца и божественного творения. Но Бог у Соловьева – это существо сверхличное, он характеризует его как космический разум, особую организующую силу, действующую в мире. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в его последовательном изменении. Сближение Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества у Соловьева выступает Иисус Христос, являющийся и полным Богом, и полным человеком. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Однако недостаточно того, считает Соловьев, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло только в лице Христа. Необходимо, чтобы соединение состоялось реально, практически и притом не в отдельных людях, а в масштабах всего человечества. Но если у Соловьева воссоединение человека с богом должно произойти посредством божественного слова, то есть через Иисуса Христа, и природный, обычный, не просветленный божественной истиной человек не может свершить этого, то Скрябин, в противоположность ему, видел себя посредником между Богом и обычным мирским человеком. Он утверждал, что вовсе не Христос должен быть тем мессией, способным осуществить слияние людей. Именно в себе он признавал того мессию, того богочеловека, который был бы способен запустить механизм сближения Единого и отдельного, выражавшийся в идее его Мистерии. Скрябин отождествлял себя, таким образом, с богом, и духовно соперничал с Богом-отцом и с Иисусом Христом. Скрябин и философская теория Н.Ф. Федорова Знакомство Скрябина с современным ему философским обществом и близкое соприкосновение с отдельными его представителями определенным образом сказалось на некоторых философских установках композитора. Так, идеи космизма, причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме в философии Н. Ф. Федорова оказали влияние на формирование космизма Скрябина. В своем основном труде «Философия общего дела» Федоров провозглашает общечеловеческие, даже общепланетные задачи эпохи: «внесение порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос» [20], управление природой (путем «внесения в нее воли и разума»), победа над стихийными силами, над голодом и болезнями. Федоров также выдвинул идею о необходимости победы над смертью («учение об объединении живущих сынов для воскрешения умерших»). Для него воскрешение является возможностью, вытекающей из духа христианского учения. Подходу, открывающему принципиально новые возможности в науке и философии (которые, по мнению Федорова, шли и идут путем разделения, расчленения и анализа), философ противопоставляет путь воскрешения как собирания, сложения, синтеза всего разъединенного и разложенного – от знания до человеческого организма. И это первая параллель между Федоровым и Скрябиным. Более того, для Скрябина в его Мистерии все должно было быть соединено, начиная с языка; далее – к синтезированию музыки, звуков, света, танца, запахов, зверей, людей; и заканчивая синтезом всех искусств. Идея объединения, столь характерная как для Соловьева, так и для Федорова, сближает их философские искания с замыслами Мистерии Скрябина. И вновь, как и в случае с Соловьевым, конечные цели Федорова и Скрябина различны. Если основной принцип соловьевского всеединства – всё едино в Боге – был своеобразным оправданием исторического христианства, то для Федорова воссоединение человечества в сложное целое (предполагающее приобретение нового, преображенного качества) являло собой не что иное, как преодоление смертности и вечную жизнь человечества в Царствии Божием. Для Скрябина же единение человечества было основным условием осуществления его Мистерии. О.П. Флоренский, О.С. Булгаков и Скрябин Идея объединения связывает Скрябина и с двумя другими представителями русского космизма – философами-богословами Флоренским и Булгаковым. Центральной идеей философии Флоренского все же выступает идея стремления к всеобщему объединению, и это связывает его мировоззрение с философской концепцией Скрябина. Несмотря на определенную роль религиозного догматизма, присущего всем трудам Флоренского, многие исследователи наследия философа-богослова утверждают, что вся система основана на личном религиозном опыте, а так же на мистическом опыте (например, в работе человеческой памяти Флоренский видит мистические элементы) и более того, иногда находится даже под воздействием оккультизма. Мистический опыт Флоренского основывался на видении потустороннего мира. Именно в этом моменте очевидна связь с «растворением в Едином сущем» – основной идеей скрябинской Мистерии. Для философемы Булгакова в еще более ярком виде, чем у Флоренского, очевидно стремление создать систему, в которой наука, философия и религия внутренне были бы связаны друг с другом. Его взгляды во многом схожи с мировоззрением Скрябина, всегда утверждавшего божественную природу человеческой личности. Определенные параллели между философией Булгакова и мировоззрением Скрябина можно увидеть также при сопоставлении их понятий о свободе человеческой личности. В отношении их философских систем можно говорить о некотором взаимообогащении и взаимовлиянии. По мнению русского философа Г. П. Федотова, четыре понятия, взаимно связанных, в сущности, разные аспекты одной идеи, определяют религиозную тему Бердяева – Личность, Дух, Свобода и Творчество. Примат точно того же комплекса знаковых идей – Личности, Духа, Свободы и Творчества находим и у Скрябина; в его философской концепции смысл бытия познается исключительно через творческий процесс, для которого необходимым условием является свободный полет его духа. Философия Бердяева, как и мировоззрение Скрябина, носит персоналистический характер. Бердяев убежден, что свобода трагична – в этом видится еще одна параллель между миросозерцаниями последнего и Скрябина. Уникальнейшее направление отечественной философии науки, получившее название "русский космизм", осмысливало идею, рожденную в недрах сакральной мудрости человечества, - идею тождества человека как микрокосма Вселенной как макрокосму. Сознательное человеческое существо причастно космическому бытию, микрокосм человека вбирает в себя космические энергии, природные стихии, органично включен в жизнь всего мироздания. Великий новатор музыкального искусства Александр Николаевич Скрябин стал и первым композитором, раскрывшим космическую тему в современном ее понимании. Во многих сочинениях композиторов-космистов реализуется общая образная антитеза: неистовый порыв и сковывающая сила молчания, смерти, небытия (оркестровые поэмы «Аластор» Н. Я. Мясковского, «Остров мертвых» С. В. Рахманинова, «Сад смерти» С. Н. Василенко). Средства музыкальной выразительности в полной мере отражают процессы, происходящие в микро- и макропространстве. В той или иной мере, девиз «высшая утонченность – высшая грандиозность» отражал строй мысли всех космистов-музыкантов и композиторов. Для всех художников-космистов было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия. Так, в «Поэме огня» Скрябин воссоздает образ самого Космоса: протяженная неизменная гармония дает ощущение застывшего гудящего пространства, бескрайнего, пронизанного гигантским, волевым напряжением. Устремись во Вселенную, Скрябин, благодаря одержимости гениального художника, ощущал этот бесконечный мир подвластным своей воле. Ему не нужно было ни знания его законов, ни анализа с разложением на составные части. Он охватывал своим воображением Космос в общем смысле, в главной идее, как мыслитель-творец, а не исследователь или конструктор. Скрябин открыл новую сферу духовной жизни человека, новый предмет творчества, к которому обратил свой талант с наивной непосредственностью художника, чувствующего себя господином положения. В его отношении к Вселенной не было ни почтительного страха, ни робости, ни той растерянности, которую может создать осознание бесконечности я ее непознаваемых тайн. Грандиозность Космоса, его сложность, загадочность в субъективном восприятия Скрябина (благодаря его опьяненной фантазии) сливались с грандиозностью, сложностью, тайнами его собственного внутреннего мира, порождая ощущение не- вероятной радости – радости слияния своего Я и Мира. Эта «интимность» Скрябина со Вселенной, его радость «общения» с ней есть также прозрение в будущее. Об этой радости говорилось много. Она ощущалась всеми как одушевляющая сила скрябинской музыки. Во многих сочинениях Скрябина, в частности в «Причудливой поэме» (опус 45), сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки реального, физического времени; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы. Явления, создающие своим звучанием ощущение бесконечности, актуализируют в музыке фактор пространства. Черты непрерывно меняющейся атмосферы, пульсирующей, взбудораженной реализует богатая динамическая амплитуда, сложные ритмические конфигурации. В скрябинской символике бесконечного Центральное положение занимают круг и спираль. Форму произведения Скрябин определял как шар. Так, в его прелюдии № 1 (опус 67) непрерывное мелодическое кружение на остинатном гармоническом фоне создает образ таинства, ворожбы. Зарождение многих тем его сочинений можно уподобить шарообразному уплотнению космических туманностей. Его симфонические произведения «Поэма экстаза» и «Поэма огня» обладают очевидными признаками круговой симметрии. В записях Скрябина целью и результатом исторической и космической эволюции является экстаз, переживание которого приводит к полной трансформации космоса и в нем - человечества. Основное убеждение русских космистов, что человечество призвано быть орудием Божиим в спасении мира, без сомнения, выражает смысл скрябинской философии. Трагическому обессиливанию человечества на путях его исторического бытования композитор противопоставлял оптимистическую веру в неизбежность сотворения соборным человечеством новой Вселенной, волной гармонии и красоты. Путь музыкального космогенезиса А. Н. Скрябина (от космического времени до Вечного Абсолюта) не представляет собой законченную систему, но имеет некие опорные моменты. Начальный этап этой системы – мир абсолютного покоя, где царит вечность, в котором происходит погружение в скрытые смыслы, поиск бесконечных глубин. Уже в ранних сочинениях (Соната № 1 опус 6) композитор не замыкается в устойчиво-драматической форме: основная тема психологически разомкнута, стремительно-взлетного характера. Пожалуй, основная черта скрябинской бесконечности проявляется в неисчерпаемости музыкальных тем, их открытости, как бы незавершенности. Гармоническая незавершенность в теме или более крупном построении (Поэма фа-диез мажор опус 32 № 1) создает эффект многоточия, то есть бесконечности. Еще одной особенностью его композиторского стиля, и даже более того, «визитной карточкой» является гаммообразный взлет мелодического построения, который сам композитор однажды назвал не иначе, как след «серебряной пыли». Такие легкие звуковые «россыпи» в дальнейшем часто встречаются в сочинениях Скрябина как символ движения без конца, исчезающего подобно млечному пути. Четвертая соната композитора являет нам посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы - темы Звезды. Медленные темпы, избираемые композитором, создают объем безграничности, «озвученной Вечности». Но использует Скрябин и быстрые темпы (prestissimo volando - очень быстро, полетно), которые часто встречаются сразу после медленных. Таким образом, концентрированное и разреженное время как бы встречаются у «временной воронки». Вечность композитора проступает в единстве бытия и небытия; Вечность и пространство демонстрируют Абсолютное начало. Творчество Скрябина поражает стремительной эволюцией, непрерывными исканиями без оглядки назад, вплоть до отрицания собственных старых сочинений, безудержным, все ускоряющимся движением к одной цели, к одной идее, что сопровождалось усложнением музыкального языка, рафинированием стиля, обострением экспрессии, также вплоть до ее отрицания. В сфере музыкального языка Скрябин за пятнадцать – двадцать лет проделал путь от юношески благоговейных музыкальных приношений Шопену через полемические поклоны Листу и Вагнеру (отчасти Дебюсси) к сложнейшим формам современного музыкального мышления, подойдя вплотную к новейшим направлениям в музыке ХХ века. Эволюция средств выражения шла параллельно со столь же стремительной, неожиданной по направлению эволюцией человеческой личности, а вместе с ней и идейного эмоционального содержания создаваемой музыки. Новаторские идеи Скрябина поражают современного человека своей устремленностью в будущее, угадыванием того, к чему музыкальное искусство стало подходить лишь через полвека. Неудержимая мысль фантаста и мечтателя опережала реальные возможности эпохи, состояние техники, эстетические идеалы и психологию исполнителей, физиологические возможности артиста. И сегодня, несмотря на колоссальный прогресс электронной техники в области исполнения, смогли бы воплотиться далеко не все художественные идеи Скрябина. Радость, утверждение воли, завоевывающей новые духовные ценности, героическое дерзание – все это объясняет рост популярности творчества Скрябина у слушателей. Хотя современная молодежь с совершенно иных позиций и совершенно иными глазами смотрит на Космос, в ее ощущении превосходства Человека над силами природы, в ее смелых надеждах завоевать космические пространства есть что-то общее с дерзаниями Скрябина, с его властным отношением ко Вселенной. В этом эмоциональном созвучии секрет близости Скрябина современному молодому поколению, не только мечтающему о грандиозных свершениях и героических актах, но и, подобно Скрябину, ощущающему себя на пороге великих событий. Современному слушателю ничуть не мешает субъективный идеализм и мистицизм скрябинской философии. Музыка, не связанная текстом, в новых социально-исторических условиях нередко приобретает иной смысл, чем тот, который вложил в нее творец. Мистика в музыке Скрябина может восприниматься как утонченная игра воображения, фантастика, рафинированные состояния души и т. д. Мистический экстаз Скрябина превращается в радость творческих свершений, его магические заклинания миров становятся волевыми импульсами, его «томления мирового духа» воспринимаются как томления просто духа или души. Содержание музыки Скрябина невольно трансформируется слушателем, приближающим его к эмоциям и чувствам обычного человека, а не гениального творца-художника. На современном этапе идеи Скрябина получают новое развитие. С одной стороны, становятся все более востребованными его практические достижения, в современном искусстве актуализируются идеи синтеза, сознательного отступления от канонов. В настоящее время в большей степени разрабатывается идея слияния музыки и цвета/света (лазерные и световые шоу, видеоклипы). «Погружение в эпоху», основанное на синтезе музыки, живописи, архитектуры и слова, современные методики единогласно считают наиболее продуктивным. С другой стороны, идеи Скрябина о творческом принципе как основе Вселенной, о потенциале личности-творца, о преобразовательных возможностях произведения искусства актуальны как интересный теоретический поиск возможных путей преодоления духовных кризисов, весьма нередких в человеческой истории. Список использованной литературы 1. Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. - М.: Российское музыкальное изд-во, 1917. 2. Иванов В. И. Собрание сочинений. Т.4. - Брюссель, 1987. 3. Иванов В. И. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория - М., 1995 . 4. Флоренский П. А. У водоразделов мысли - М., 1990. 5. Флоровский Г. В. Пути русского богословия - Вильнюс, 1991. 6. Шлёцер Б. А. Скрябин. Т. I: Личность. Мистерия. Берлин, 1923; 7. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. - М.: Госиздат, 1925. 8. Асафьев Б. В. А.Н. Скрябин: опыт характеристики.- Пг., 1921. 9. Лосев А.Ф.. Мировоззрение Скрябина / Алексей Федорович Лосев. Форма. Стиль. Выражение.- М.: Мысль, 1995. 10. Бандура А. И. А.Н.Скрябин - Мистерия жизни и огненное небытие / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый - М.: Издательское объединение «Композитор», 1993. 11. Бандура А. И. О Предварительном действии А.Н.Скрябина / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый - М.: Издательское объединение «Композитор», 1993. 12. Бандура А. И. Иные миры Александра Скрябина. — М: «ИРИС-ПРЕСС», 1993. 13. Бандура А. И.. А. Н. Скрябин и Е. П. Блаватская / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск второй -M.: Издательское объединение «Композитор», 1995. 14. Апрелева В.А.. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы - Челябинск: Издательство УрГУ, 1999. 15. Скрябина М.. Кто был Александр Скрябин? / Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995. 16. Сиднева Т. Б.. Христос или Дионис? (Духовный облик Скрябина с позиции христианской догматики) /Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство "Нижегородская ярмарка", 1995. 17. Михайлов М. К. А. Н. Скрябин: Популярная монография. - 3-е издание. - Л.: Музыка, 1982. 18. Бэлза И. Ф. Александр Николаевич Скрябин. - М.: Музыка, 1982. 19. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т. М., 1994. 20. Федоров Н. Философия общего дела. – М: Эксмо, 2008. – 752 с. 21. Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. - М.: Музыка, 1971. 22. А. Н. Скрябин. Сборник статей под ред. А. Сеславинской. – Мю: Сов. композитор, 1973. 23. Официальный сайт музея А.Н. Скрябина - http://www.anscriabin.ru 24. Скрябин.ru - www.scriabin.ru |