Контрольная работа: Социология предмет,объект
Название: Социология предмет,объект Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа | |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский университет МВД России» Брянский филиал Контрольная работа Дисциплина:__________________________________________________________________ Вариант №___
Брянск-2010год План Введение. 1.Предмет, объект и функции социологии. 2.О. Конт- основоположник научной социологии. Заключение. Задача. Литература. Введение. Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Социология (фр. sociologie, латин. societas— общество и греч.— logos— наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах, процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология. Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. Она изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях. Задачей моей контрольной работы является раскрытие и пояснение содержания самой науки, необходимо показать и рассказать об основоположнике социологии. 1. Предмет, объект и функции социологии. С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Что же представляет объект и предмет научного познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. (Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни). Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное трактование предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых. Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов. Из всего вышеперечисленного можно обобщить, и вот, что получится: предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека, осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целесообразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью. Именно все из вышеперечисленных аспектов деятельности индивида и призвана изучать, оправдывать и научно обосновывать, прогнозировать наука социология. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Основная из функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции. Прогностическая функция социологии -это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения. Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук. 2. О.Конт- основоположник научной социологии. ( 19 января 1798- 5 сентября 1857 гг.) Расширить и углубить представление о социологии помогает изучение её исторического становления и развития. Для ответа на вопрос о времени появления и развития науки необходимо опираться на критерии, выдвигаемые наукой. Необходимо иметь ввиду, с какого времени социология как наука стала признаваться научным обществом. История свидетельствует,что это произошло в 40-х годах XIX века после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы « Курс позитивной Философии» в 1839 году-впервые использовал термин « социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Необходимость и возможность появления социологии как науки он обосновывал на основе сформулированного им закона о трёх последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. 1 стадия-теологическая- человек объясняет все явления, оперируя понятием сверхъестественного. 2 стадия-метафизичекая- человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин. Задача этой стадии- критическая, разрушая прежние представления, она подготавливает следующую стадию. 3 стадия-позитивная- человек перестаёт оперировать абстрактными сущностями, ограничивается наблюдением и фиксированием постоянных связей между явлениями. Здесь действует принцип- от простого к сложному, от низшего к высшему. Социология- вершина позитивного знания, она опирается на « позитивный» метод( опора теоретического анализа , экспериментах и сравнительном исследовании данных). Другой важный вывод, приведший Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона о разделении и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растёт разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративное эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана социология. Конт делит социологию на 2 части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы.(семья, государство, религия с токи зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности) В социальной динамике Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное, умственное развитие человечества. Заключение. Социология является одной из основополагающих наук в обществе множество учёных занимались развитием и основанием науки. Необходимость науки доказывается в повседневной жизни- социология собирает и абстрагирует ранее полученные знания, даёт вариативные пути решения задач, прогнозирует результат и выявляет возможности дальнейшего развития общества. Особенно в наше постоянно меняющееся время необходимо обладать хотя бы основными, базовыми знаниями в данной науке. Задача. Существует ли такое общество, где нет: -статусов; -классов; -стратификации; -неравенства. Ответ: Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу. Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. Стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества. Выше представлены определения терминов. Исходя из исторических и научных данных, считаю, что невозможно существование общества без классов, неравенства и т.д. Государство выделилось в процессе эволюции общества, а это говорит о том, что любой группе людей нужен предводитель. Чем больше группа, тем сложнее решать вопросы коллективно. Кто-то должен руководить, кто-то судить, кто-то выполнять простую работу. Сложно и работать, и руководить процессом, соответственно есть рабочие люди, а есть управленцы. Так было, так есть и так будет. Даже в самом маленьком обществе существуют статусы - кто-то родитель, кто-то ребёнок... Поэтому мой ответ на данный вопрос таков: не существует такого общества, где не было бы хотя бы одного из перечисленных параметров. Литература: 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 2. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. М.,1998. 3. История социологии в Западной Европе и США. М.,1993. 4. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. М., 2000. 5. Радугин А.А, Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.,1999. |