Реферат: Древнерусская литература XIV века
Название: Древнерусская литература XIV века Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение 1. Оригинальные произведения 1.1. Первая четверть XIV века · 1304 – Завершение источника Лаврентьевской летописи (предположительно Тверского свода) [1]. · 1305-1306 (датировка В. А. Кучкина; по Б. М. Клоссу – 1320-30-е годы) – написано «Житие Софии Ярославны Тверской). · 1307 – Запись псковского книгописца Домида на Апостоле-апракос с аллюзией на «Слово о полку Игореве». · 1308-1326 – Митрополит Пётр. Автор шести поучений. · Конец XIII-начало XIV века – составление священником Андреем новой редакции «Жития Михаила Черниговского и боярина Феодора». · Начало XIV века – по гипотезе А. А. Шахматова, создание общерусского летописного свода. В настоящее время эта гипотеза отвергается. · Начало XIV века – составление первоначальной редакции «Жития Феодора Ярославского». · Незадолго до церковного собора 1311 года – Послание монаха Акиндина князю Михаилу Ярославичу Тверскому против митрополита Петра. · 1313 – Дьяк Козьма Пскович переписывает Паремийник и делает несколько оригинальных приписок на полях. · Зима 1319/20 годов – первоначальная редакция «Жития Михаила Ярославича Тверского», составленная предположительно Александром, игуменом Отроча монастыря. · 1319 (по А. Н. Насонову) – Составлен Тверской летописный свод. · 1321-1323 – По ныне отвергаемой гипотезе Д. Ф. Кобяко, Василий Калика составляет «Сказание о святых местах в Константинополе» [2]. 1.2. Вторая четверть XIV века · 1327 (по А. Н. Насонову) — Составлен Тверской летописный свод. · 1327, лето — Епископ Ростовский Прохор произносит Похвальное слово митрополиту Петру. Составление «Жития митрополита Петра» (его автором считается либо Прохор, либо некий московский клирик). · 1328—1353 — Митрополит русский Феогност. Автор «Поучения к духовным чадам» и ряда грамот. · 1330 — Завершение основного текста единственного Синодального списка Новгородской первой летописи старшего извода. · 25 февраля 1340 года — приписка к Сийскому Евангелию, упоминающая «безбожные ереси». · 1340 (по М. Д. Приселкову) — Первый московский летописный свод. · 1347 — Послание архиепископа Новгородского Василия Калики епископу Тверскому Феодору о рае. · 1348—1349 — Путешествие в Константинополь Стефана Новгородца. По его итогам автором было написано «Хождение Стефана Новгородца». · Вторая четверть XIV века — составление первоначальной редакции «Повести о Довмонте» [3]. · 1340-е годы — летописные записи на пасхальных таблицах в сохранившемся богослужебном сборнике. · 1340-50-е годы — написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами). · Середина XIV века (по Л. В. Черепнину) — возникновение первой редакции «Повести о Шевкале». 1.3. Третья четверть XIV века · 1352 – Завершение приписок к Синодальному списку Новгородской первой летописи старшего извода. · 1354-1378 – Митрополит русский Алексий. Автор двух поучений (одно из них – к нижегородским христианам), послания (или грамоты на Червленый Яр), духовной грамоты. · 1354 – Митрополит Алексий пишет поучение «от апостольских деяний к христолюбивым христианам». · 1372 – Создание Стефаном пермской азбуки. · 1375 – Согласно А. Н. Насонову, составлен Тверской летописный свод. · Около 1375 – Суздалец Дорофей по благословению епископа Дионисия создает компиляцию «О Богумиле попе», вошедшую в состав «Кормчей книги». · 1370-е годы – Архимандрит смоленского Богородичного монастыря Агрефений совершает паломничество в Иерусалим и составляет его описание: «Хождение архимандрита Агрефения». На основании данного описания составлен и другой текст: «Сказание о пути к Иерусалиму» инока Епифания. · 1370-е годы – Епископ Сарайский Матфей составляет «Поучение к детям моим». 1.4. Последняя четверть XIV века · 1377, с 14 января по 20 марта – Монах Лаврентий и второй (неизвестный по имени) писец переписывают сохранившийся список Лаврентьевской летописи. Согласно В. Л. Комаровичу и Г. М. Прохорову, Лаврентий редактировал ряд текстов [4]. · 1378, 3 июня, 23 июня и 18 октября – Три послания митрополита Киприана игуменам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому (в ответ на их письма). · 1379 – Митяй-Михаил составил выписки из сочинений отцов церкви («Пчелы правоверия») в обоснование своей позиции. · Между 1379 и 1382 – написание первой редакции «Жития митрополита Алексея». · 1380 – Монах Епифаний в Троицком монастыре переписывает Стихирарь и делает ряд приписок. · Вскоре после 1380 (по М. Н. Тихомирову, в 1384) – написание «Задонщины» [5]. · 1381 – Написание Киприаном новой редакции «Жития митрополита Петра» и Службы митрополиту Петру. Возможно, тогда же он пишет «Иное послание о повинных». · 1381-1382 – Дьякон Вунько по благословению игумена Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасия (Андрея) делает список «Пандектов» Никона Черногорца. · 1381-1382 – Послание митрополита Киприана («Ответы») игумену Афанасию в ответ на его письмо. · 1382 – Согласно Г. М. Прохорову, Киприан редактирует «Повесть о Митяе», написанную Епифанием Премудрым. · 1383, 1 января – Умер старец Нижегородского Печерского монастыря Павел Высокий. Филарет (Гумилевский) предположительно приписал ему ряд поучений и слов. · 1383 – Архиепископ Суздальский и Нижегородский Дионисий дает грамоту Снетогорскому монастырю, а также уставную грамоту Пскову (отменена Киприаном в 1395 г.). · 1383 – Поучение против стригольников, в большинстве списков надписанное именем патриарха Антония. По Г. М. Прохорову, его автором был Дионисий Суздальский (по другой гипотезе – Стефан Пермский). · Зима 1384/85 годов – послание Феодора Симоновского Киприану в Киев (не сохранилось). · 1389-1393 – Путешествие в Константинополь митрополита Пимена и других лиц. По наказу смоленского епископа Михаила Игнатий Смольнянин ведет записи. По его итогам написано «Хождение» (известно также как «Пименово хожение в Царьград»), а также «Беседа о святынях Царьграда» и «Сказание о Царьграде» [6]. · 1391-1396 – Путешествие дьяка Александра в Константинополь. По его итогам он пишет «Хождение в Царьград», включенное в Новгородскую IV летопись. · 1392, июнь – В Константинопольском Студийском монастыре русский инок Сергий по благословению Афанасия Высоцкого пишет Сборник поучений и житий. · 1392 (либо 1404) – Киприан и Василий Дмитриевич составляют Уставную грамоту о разграничении прав князя и митрополита. · Вскоре после 1396 – Епифаний Премудрый пишет «Житие Стефана Пермского». · 1397 – Григорий Цамблак пишет «Слово похвальное великомученику Георгию». · 1397 – Архиепископ Новгородский Иоанн составляет Послание на Двину. · 1398 – Двинская грамота Василия Дмитриевича. · После 1399 – летописный рассказ о смерти Михаила Александровича Тверского («Житие Михаила Александровича»). · Между 1399 и 1402 – Послание Кирилла Белозерского князю Василию Дмитриевичу. · 1390-е годы (завершает изложение 1389 г., возможно, составлен в 1392 г.) – летописный свод («Летописец великий русский», на который ссылается Троицкая летопись). · 1390-е годы [7] (по другим гипотезам, 1420-е годы или 1440-е годы [8]) – Написание «Слова о житии и преставлении Дмитрия Ивановича». Его предположительный автор – Епифаний Премудрый [9] (это возможно при ранней датировке). · 1390-е годы – «Послание мудрого Феофана монаху Прохору» (согласно Г. М. Прохорову, это письмо Феофана Грека Прохору с Городца, включенное в текст «Слова о житии Дмитрия Ивановича». · 1390-е годы – Активная деятельность митрополита Киприана. Автор ряда канонов и молитв, перевел «Служебник» (в 1397 г.), к его молитвеннику восходит «Сказание об отреченных книгах». При Киприане получает распространение Иерусалимский богослужебный устав. · Конец XIV века – игумен Новгородского Видгощенского монастыря Трифон Скимон – предполагаемый автор нескольких статей и составитель сборника, вложенного им в монастырь (известен как «Трифоновский сборник» [10]). · Конец XIV века - согласно Л. А. Дмитриеву, написана в первоначальном варианте «Повесть о нашествии Тохтамыша», позднее включенная в летописи. · Конец XIV века (либо первая половина XIV века) – составление «Повести о разорении Рязани Батыем». · Конец XIV - начало XV века – архимандрит нижегородско-печерского Вознесенского монастыря Досифей составляет «Устав Святой горы» и «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь…». · Конец XIV – начало XV века – написание «Жития Никиты Столпника Переяславского». · Конец XIV – начало XV века (либо конец XVI века) – написание «Жития Пахомия Нерехтского». · Конец XIV – начало XV века (предположительно) – в Новгороде написано «Рукописание Магнуша». · XIV век – послание к пастве некоего игумена Есифа (Иосифа). · XIV век – формирование текста минейного «Торжественника». · Не позднее второй половины XIV века – составление сборника «Измарагд». · Вторая половина XIV века – составлена Смоленская летопись. 2. Переводные произведения · 1354 — Переписан Чудовский список Нового завета, отличающийся от других известных списков. Его переводчиком считается митрополит Алексий. · 1371 — Сербский инок Исайя (игумен русского монастыря св. Пантелеймона на Афоне) переводит свод сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника (сохранился автограф). · 1383—1384 — Феодор Симоновский в Константинополе. Там он переводит молитвы Филофея Коккина и ряд канонов. · 1385 — перевод «Шестоднева» Георгия Писиды Дмитрием Зографом. · XIII или первая половина XIV века — «Сказание об Индийском царстве». · XIII—XIV века — создание Троицкого хронографа. · Не позднее XIV века — апокриф «Сказание о Макарии Римском». · Не позднее XIV века — «Апокрифы об Аврааме». · Не позднее XIV века — «Мучение святого апостола Филиппа». · Не позднее XIV века — «Евангелие от Фомы». · Не позднее XIV века — «Слово Иоанна Солунского о преставлении Богородицы». · Не позднее XIV века — «Вопросы Варфоломеевы к Богородице». · Не позднее XIV века — перевод «Жития Богородицы». · Не позднее XIV века — на Руси известно «Житие Марии Египетской». · Не позднее XIV века — «Житие Феодора Едесского». · Не позднее XIV века — «Мудрость Менандра». · Не позднее XIV века — «Мучение Варвары». · Не позднее XIV века — «Откровение Варуха». · Не позднее XIV века — на Руси известно «Поучение о составлении Псалтири» и Легенда о Давиде и Вирсавии (восходящая к Талмуду). · Не позднее XIV века — на Руси известен полный перевод «Поучения» Агапита (ранее отрывки включались в «Изборники»). · Не позднее XIV века — перевод «Повести о благочестивом рабе». · Не позднее XIV века — болгарский перевод «Шестоднева» Севериана Гавальского. · Не позднее XIV века — «Хождение Зосимы к рахманам». · Не позднее XIV века — отдельное распространение получает «Повесть о бесе Зерефере» (ранее входившая в патерики). · Не позднее XIV века (возможно, в XI веке) — распространение «Поучений огласительных», «Слова на благовещение о девстве», «Слова на Рождество Иоанна Предтечи» и других слов Феодора Студита. · Не позднее конца XIV века — распространение апокрифа «О потопе» и апокрифа «Сказание о Мелхиседеке». · XIV век — на Руси известно «Житие Николая Воина». · XIV век — на Афоне сделан новый перевод «Лествицы» Иоанна Синайского. · XIV век — болгарский перевод Хроники Симеона Логофета. · XIV век — южнославянский перевод «Синтагмы» Матфея Властаря. · Не позднее конца XIV века — на Руси известен «Чин православия» (предположительно уже в XII веке). · Конец XIV века — распространение на Руси перевода «Диоптры» Филиппа Пустынника. · Конец XIV-начало XV века — перевод учительного Евангелия Каллиста, патриарха Константинопольского [11]. · Конец XIV-начало XV века — новый перевод «Повести Афродитиана». Литература · Словарь книжников и книжности Древней Руси. · Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Л., Наука. 1987. 496 стр. · Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 1. А-К. Л., Наука. 1988. 520 стр. Ч. 2. Л-Я. Л., Наука. 1989. 528 стр. · Вып. 3. Ч. 4. СПб, 2004. Дополнения к вып. 2. С.834-877. · История русской литературы. В 4 т. Т.1. Л., Наука. 1980. С.126-145. · История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т.1. Проза. СПб, Дмитрий Буланин. 1995. Гл.1. Древняя Русь. · История всемирной литературы. В 9 т. Т.3. М., 1984. · Лихачев Д. С. Археографический обзор списков «Повести временных лет». // Повесть временных лет. СПб, Наука. 1999. С.359-378 (переиздание статей 1950 г.). · Комментарии в изд.: Библиотека литературы Древней Руси. Т.3. СПб, 1999. Т.6. СПб, 1999. Т.8. СПб, 2003. Список литературы: 1. его часто ошибочно называют сводом 1305 г., не учитывая ультрамартовскую датировку летописи 2. сейчас датируется 1389-1391 годами 3. по А. Энгельману — начало XIV века 4. эту гипотезу отвергает Я. С. Лурье 5. по гипотезе А. А. Шахматова, она использует поэму «Слово о Мамаевом побоище», согласно Р. П. Дмитриевой, это Слово создано Софонием рязанцем 6. по гипотезе Д. Ф. Кобеко, ныне отвергаемой, восходят к хождению Василия Калики в 1321-1323 годах 7. датировка С. К. Шамбинаго и А. А. Шахматова 8. согласно В. П. Адриановой-Перетц, написано в 1440-е годы, по гипотезе М. А. Салминой, в XVI веке 9. по гипотезе А. В. Соловьева и Г. М. Прохорова 10. по мнению А. И. Клибанова, сборник составлен в конце XIII - начале XIV вв. 11. согласно Д. М. Буланину, евангелия патриарха Филофея Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Древнерусская_литература_XIV_века |