Реферат: Особо охраняемые природные территории мира и некоторые проблемы Российского заповедного дела
Название: Особо охраняемые природные территории мира и некоторые проблемы Российского заповедного дела Раздел: Рефераты по экологии Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ МИРА И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА В.В.Дёжкин, руководитель Центра рекреационных
В последние годы отечественное заповедное дело подвергается все более настойчивым попыткам необоснованного реформирования. Пересматривается Закон об охраняемых природных территориях (ООПТ), хотя срочной необходимости в этом нет. Предлагается сократить число категорий ООПТ и сконцентрировать управление ими в одной столичной структуре. Наглядный пример – недавние шаги по переводу природных парков на федеральный уровень. Регионы упорно вытесняются из сферы территориальной охраны природы. Юристы настаивают на изменениях в терминологии, традиционно используемой в заповедном деле. И все это, как констатирует В.Б.Степаницкий (2005), происходит на фоне длительного кризиса в системе управления ООПТ, оттока из нее квалифицированных специалистов, недостаточного финансирования деятельности ООПТ. В этих попытках чувствуется и незаинтересованность государства в сохранении и развитии территориальной охраны природы, и плохая информированность многих руководителей и специалистов, причастных ныне к заповедному делу, в том числе незнание ими мирового опыта, и стремление некоторых правительственных структур максимально коммерцианализировать эту столь чувствительную к неделикатному вмешательству отрасль природопользования. Кое-кому, как и в советские времена, не дают покоя «пропадающие втуне» природные ресурсы и они пытаются «вернуть» их в интенсивное хозяйственное освоение. Следует добавить, что и среди ученых и специалистов, причастных к заповедному делу, довольно распространено мнение о необходимости максимальной концентрации управления природными объектами всех уровней. Абсолютизируются представления о чисто природоохранном режиме всех категорий ООПТ, исключающем всякие элементы хозяйственной деятельности. Мы не раз высказывались по поводу тех или иных недочетов, существующих в концепции заповедного дела России и в практической деятельности отечественной системы ООПТ ( Дёжкин, 1999 и др.), но всегда подчеркивали , что время для существенных перемен еще не наступило, что следует подождать более благоприятных условий для всяческих нововведений. Они нужны и реальны только при восстановлении в государстве истинного интереса к экологическим и природоохранным проблемам. Но к этим шагам следует готовиться и готовить общественное мнение заранее. Ниже мы кратко рассматриваем общее состояние системы ООПТ мира (преимущественно Северной Америки) и некоторые принципы, которыми она руководствуется в текущей деятельности и при определении перспектив развития. В современном виде они провозглашены Пятым всемирным конгрессом по Охраняемым природным территориям, который состоялся в Дурбане (ЮАР) в сентябре 2003 года (Дурбанский аккорд, 2004). Они, несомненно, полезны и для оценки состояния российских дел в области территориальной охраны природы. Исчерпывающий анализ проблем заповедного дела в журнальной статье, конечно, невозможен, поэтому мы обращаем основное внимание на существующие в мире категории ООПТ, принадлежность их к различным уровням и структурам управления и на возможности использования в России этой части мирового опыта.
Охраняемые природные территории мира Официальная дата рождения государственных природоохранных территорий – 1872 год, когда, как известно, в США был создан Йеллоустонский национальный парк. С тех пор их число неуклонно увеличивается , что свидетельствует о несомненном признании в мире. По данным Конгресса по охраняемым территориям, за 1962-2003 годы число охраняемых природных территорий в мире выросло с 9214 до 102102, а их площадь – с 2,4 млн. до 18,8 млн. кв. км. (табл.1). Таблица 1 Динамика охраняемых природных территорий по данным Всемирного Конгресса по охраняемым территориям (2003 UNITED NATIONS LIST,..2003)
Сочетание главных целей и приоритетов позволили МСОП выделить шесть основных категорий и две подкатегории охраняемых площадей: IA. STRICT NATURE RESERVE
- Строгий природный резерват (участок с нетронутой природой) - полная охрана. Эта классификация, значительно отличающаяся от отечественной, используется ниже при характеристике мировой системы ООПТ. При ознакомлении с ней следует иметь в виду различие функций, реализуемых каждой категорией ООПТ (табл.2). Обращает на себя внимание заметное место, которое занимают среди этих функций прикладные аспекты: туризм и рекреация, устойчивое использование природных ресурсов, поддержание экологических служб. Таблица 2 Потенциальные основные задачи управления ОПТ по разным категориям МСОП (Бишоп, Грин, Филипс, 2000)
Условные обозначения: 1 – первичные задачи; 2 – вторичные задачи; 3 - потенциально возможные задачи; - несвойственные задачи. Источник – IUCN, 1994. По состоянию на 2003 год, в мире существует 102102 охраняемых территорий с общей площадью 18,8 млн. кв. км. На суше находятся под охраной 17,1 млн. кв. км, или 11.5 % общей сухопутной поверхности (табл.3). Морские охраняемые природные территории занимают 1,7 млн.кв. км, или 0,5 % поверхности морей и океанов (2003 UNITED NATION LIST…). Доминируют три категории: II – национальные парки, VI- охраняемые территории с управляемыми природными ресурсами и IV – различные формы заказников (таблица 3). Число и площади охраняемых природных территорий в мире (2003 UNITED NATIONS, 2003)
Информацию о том, как ООПТ распределяются по различным континентам, можно найти в работе Р.Примека (таблица 4; PRIMECK, 1998). Число охраняемых объектов в ней несколько ниже, чем указывалось на Пятом всемирном конгрессе, что можно объяснить различными причинами,. Возможно, что Р.Примек не принял во внимание объекты 6-ой категории и «некатегоризированные» ООПТ. Но очевидно, что и здесь мы имеем дело с добросовестной статистикой Таблица 4 Охраняемые и управляемые природные территории географических зон мира (PRIMECK, 1998)
* – включая Россию Наибольшее число ООПТ I-III категорий по классификации МСОП, по данным этого автора, имеется в Северной Америке: 1243, затем следует Океания, 1028 и др. континенты. По числу ООПТ с менее строгим режимом, относящихся к IV-V категориям, лидирует Европа – 2538 территорий; затем следуютАзия, 1104, Северная Америка, 1090 и т.д. Процент земель полностью охраняемых природных территорий колеблется от 11,7 - Северная Америка – 11,7 до 4,7 процента (таблица 4). Эти различия не случайны, они объясняются размерами и природными условиями континентов, степенью их антропогенной освоенности, традициями заповедного дела, природоохранной культурой государств и населения. Сведения о преобладании тех ли иных категорий ООПТ в различных регионах Земли приведены в таблице 5. Следует отметить, что за период с 1997 по 2003 годы несколько уменьшился удельный вес ООПТ категорий IA, IB, II, увеличился категорий V, VI и III (2003 UNITED NATIONS, 2003). Наиболее строгая охрана ландшафтов имеется в Антарктике (что, конечно, естественно в связи с малой освоенностью этого континента), в Восточной Азии; на Каррибах и в Северной Америке преобладают национальные парки. Обращает на себя внимание большой удельный вес охраняемых природных территорий с управляемыми ресурсами (категория VI) в Австралии и Новой Зеландии, в некоторых регионах Африки и на Среднем Востоке, в Пацифике и Юго-Восточной Азии. Это свидетельствует о попытках совместить территориальную охрану природы с рациональным природопользованием. Таблица 5
Впервые мы получили интереснейшие данные об охвате ООПТ различных биомов мира (табл.6). Они больше всего соответствуют одной из главных функций охраняемых природных территорий - сохранению глобального экосистемного биоразнообразия. Таблица 6 Характеристика территориальной охраны природы в крупных наземных биомах мира (2003 UNITED NATIONS,..2003)
Полнее всего ООПТ охватывают следующие биомы: «смешанные островные системы», «тропические влажные леса», «субтропические временные дождевые леса» и «тропические злаковые саванны». Особенно важно, что за относительно небольшой временной промежуток, с 1997 по 2003 годы, значительно увеличилась площадь ООПТ во всех биомах и особенно сильно – в тропических влажных лесах (почти втрое), тропических сухих лесистых землях, жарких пустынях и полупустынях, вечно зеленых склерофитных лесах (более чем вдвое). Остается явно недостаточной охрана озерных систем. В России инвентаризация структуры заповедников и национальных парков ведется по регионам. Известны общие площади охраняемой лесной площади, в том числе покрытой лесом, занятой травянистыми экосистемами, занятой водными объектами (Думнов, Рыбальский, Борисов и др.,2003). Дальнейшие исследования должны быть ориентированы на определение площадей охраняемых биомов, причем для каждой категории ООПТ. Конкретизация сведений мирового масштаба применительно к отдельным странам – задача всеобъемлющего исследования. Здесь мы можем охарактеризовать лишь положение в отдельных, наиболее интересных и представительных с позиций территориальной охраны природы странах, и по некоторым категориям ООПТ. Наибольший интерес для нас представляет система ООПТ Северной Америки. И в США и в Канаде она включает в себя значительное количество категорий, но имеет определенные различия. Канада. В 1989 году Канадский WWF и Канадская природная федерация выработали совместную «Декларацию по созданию сети ООПТ в Канаде», которая позволила объединить усилия по достижению репрезентативности природных ландшафтов на национальном уровне. Она, в частности, предусматривала ускорение выявления и взятие под охрану местообитания диких животных, находящихся в угрожаемом состоянии, сотрудничество в области охраны экосистем и мест обитания диких животных и т.д. (Минаева, 1999). В таблицу 7, составленную на основании оценок, проведенных Канадской WWF, включены только те типы ООПТ, в которых практикуется полная охрана территории. Таблица 7
Чрезвычайное разнообразие канадских ООПТ по географическим, экологическим, социальным, ведомственным и иным признакам – свидетельствует, на наш взгляд, о свободной демократической и научной обстановке, в которых идет их формирование и совершенствование. Все провинции и территории Канады имеют собственную политику и собственные планы развития системы ООПТ. Так, территория провинции Онтарио разбита на 14 областей (по числу климатических зон) и 67 районов, которые выделены на основе ее физико-географического районирования. При выборе наиболее репрезентативных участков для ООПТ принимают во внимание также геологические, биологические и культурно-исторические особенности местности. Служба управления парков провинции Онтарио различает шесть видов парков местного подчинения: парки рекреационного назначения; исторические парки; парки природной среды; природные заповедники; речные парки; парки девственной природы. Все они имеют собственные задачи и четкий регламент. «Теоретически для каждой из 14 областей …достаточно одного парка девственной природы … либо национального парка аналогичного размера, дополненного охранной зоной,.. а в каждом из 67 районов достаточно иметь по одному парку природной среды и речному парку» (Минаева, 1999, с.66-67). Другие провинции и территории Канады имеют свои механизмы создания и регламентации деятельности ООПТ. Это помогает избавиться от излишней унификации и дает возможность полнее учитывать природные и социальные особенности регионов, потребности их населения. США. Соединенные штаты также отличаются большим разнообразием ООПТ, которые управляются самыми различными ведомствами и структурами. В таблице 8 приведены сведения лишь о тех американских ООПТ , которые подчиняются федеральным структурам. Таблица 8
Территориальной охраной природы в США занимаются также частные неправительственные организации. NATURE CONSERVANCY (NC), основанная в 1951 г., свою первую земельную собственность заимела уже в 1995 г. В настоящее время она управляет самой большой системой частных природных резерватов в мире, размеры которых колеблются от нескольких до многих тысяч гектаров. Только в США ей принадлежат свыше 1600 частных резерватов. В ее составе – 900 000 членов и 1850 корпораций партнеров. Показатели деятельности NC на 90-е годы: Количество гектаров, находящихся во владении NC – 324 696; «Причина успеха NC кроется в том, что эта организация сосредоточена на конкретной цели – охране редких и необычных природных объектов для научных исследований и образования, Людям такая цель понятна, поэтому они жертвуют деньги» (Минаева, 1999, стр.90). В Национальном Одюбоновском обществе, созданном в 1905 году, насчитывается 550 000 членов и 508 отделений в Северной, Центральной и Южной Америке. В 100 Одюбоновских заказниках и природных центрах имеется 300 постоянных работников. Основная деятельность заключается в охране вводно-болотных угодий, исчезающих лесов Америки и лоббировании закона об исчезающих видах и поддержке национальных заказников Службы рыбы и дичи (Минаева, 1999). Следует также упомянуть о Союзе земельных трестов (LAND TRUST ALLIANCE). Эта национальная организация, возникшая в 1982 г., руководит 1227 местными и национальными земельными трестами, обеспечивает их информационные связи и ресурсы, стремится помочь землевладельцам сохранять территории, которым угрожает урбанизация (Минаева, 1999). Известно, что национальный парк является традиционной и центральной категорией территориальной охраны природы в Северной Америке. Не случайно, в США постепенной сформировалась многозвенная «система национальных парков», в которую входят не только собственно национальные парки, но и многие другие учреждения. По данным Т.А.Минаевой (1999), Конгресс США издал в 1916 году Закон о национальных парках, в котором содержалось следующее определение целей этой категории ООПТ: «сохранение находящихся на их территории ландшафтов, природных и исторических объектов, живой природы и извлечение удовольствия при их использовании таким образом и такими средствами, которые оставят их нетронутыми для наслаждения будущих поколений» (с.87). В конце 90-х годов система национальных парков состояла из 378 территорий и охватывала более 32 млн. га в 49 штатах, федеральном округе Колумбия и на других территориях. Кроме 54 национальных парков, имеются несколько других категорий ООПТ (Минаева, 1999), что видно, например, из таблицы 9. Таблица 9 Категории охраняемых территорий системы национальных парков США
Несмотря на функциональную близость некоторых ООПТ из приведенной таблицы, она свидетельствует о последовательном историческом и экологическом подходе к их созданию, о большом уважении американцев к национальным приоритетам. Обсуждение проблемы Заповедное дело, как известно, – от слова «заповедать», не трогать, сохранять в первоначальном виде. Но ученые в течение почти 30 последних лет считают эту науку отраслью природопользования, которое занимается эксплуатацией ресурсов природы. За ответом, почему так случилось, следует заглянуть в принадлежащую перу Н.Ф.Реймерса теоретическую часть монографии «Особо охраняемые природные территории». В 1978 году, возражая оппонентам, упрекавшим сторонников открытия заповедников в «изъятии природных ресурсов из хозяйственного пользования», этот выдающийся ученый писал: бессмысленно утверждение о том, «что природные охраняемые территории изымаются из хозяйственного оборота. Как раз наоборот, они вовлекаются в него с особо высокой эффективностью, сначала чисто социальной, а затем…социально-экономической… Весь опыт человечества говорит о том,- продолжал Н.Ф.Реймерс,- что природные охраняемые территории изымаются из традиционного хозяйства в целях особо значимого их использования, дающего больший, чем обычная эксплуатация, социально-экономический и экологический эффект» (1978, с. 196-197). По-видимому, эти принципы, эта форма «особого использования» не устраивали и не устраивают прагматически настроенных российских чиновников и бизнесменов, и они исподволь разрушают нашу природоохранную систему с тем, чтобы получить прямой доступ к природным ресурсам. В поддержку существования и развития ООПТ высказывалось и можно еще высказать очень много неотразимых доводов. По мнению того же Н.Ф.Реймерса (1978), ООПТ "лишь по своей форме выглядят как "пассивная" охрана природы. На самом же деле, они выступают как регуляторы экологического равновесия - одна из самых эффективных форм природопользования" (с.273). "Природные охраняемые территории...- продолжает ученый,- необходимо рассматривать как единую систему, а, вернее, как регуляторную подсистему в общей ткани эко-,агро,- и урбосистем" (с.125). Мы считаем, что охраняемые природные территории современности – важнейшие и многофункциональные экологические учреждения. Они подразделяются на множество категорий, каждой из которых общество «поручает» очень значимые для него функции. А в общем – концептуальном – смысле этико-моральный аспект существования этих территорий заключается в осознанном (наконец-то!) стремлении мирового сообщества в какой-то мере возместить ущерб, нанесенный разграблением и загрязнением природы, приостановить наступление региональных и глобального экологических кризисов. Охраняемые природные территории, к тому же, удовлетворяют насущную потребность людей в прямом и опосредованном контакте с относительно сохраненной природой, воспитывают гуманное и бережное отношение ко всему живому, сберегают и возрождают экологические, народные, религиозные традиции (Дёжкин, 2000). Очень весомо звучат слова из «Дурбанского аккорда»: необходимо, «используя позитивные результаты в сфере глобального экологического резервирования, сделать все возможное для вовлечения всех ресурсов цивилизации – как материальных, так и духовных, интеллектуальных, и информационных – для безусловного сохранения естественной природной среды и реставрации утраченной ранее в целях обеспечения необходимой для выживания людей критической планетарной массы природных явлений» (2004, с. 13-14). Именно планетарными и цивилизационными аспектами завершаются наиболее основательные доводы в пользу сохранения охраняемых природных территорий Земли и России, и это не должно проходить мимо внимания государственных деятелей всех рангов. В то же время, мы не могли не заметить, знакомясь с ситуацией в мире, наличия и даже – в некоторых регионах – преобладания категорий ООПТ, предназначенных для управления охраняемыми природными ресурсами, удовлетворяющих определенные потребности коренного населения, занятых улучшением воспроизводства природных ресурсов, иными словами, совмещающих охрану природы с рациональным природопользованием. Это происходит под влиянием Севильской стратегии (2000), Конвенции о биоразнообразии а теперь уже и Плана действий, принятого в Дурбане (Дурбанский аккорд, 2004). Одной из главных задач, поставленных Пятым всемирным конгрессом парков, является «объединение всех охраняемых территорий в единую систему природопользования и охраны природы суши и моря» (с.34). Кроме того, «Дурбанский конгресс предложил принципиально новую парадигму охраняемых территорий. В ее основе лежит представление об охраняемых территориях как о провайдерах различных благ за пределами х собственных границ. Охраняемые территории должны перестать восприниматься в обществе как изолированные от внешнего мира островки экологического благополучия, как этакие «вещи в себе». Они должны трансформироваться в общественном сознании в «вещи для нас», как объективно выполняющие важнейшие и в принципе ничем не заменимые функции, связанные с обеспечением все более дефицитных благ естественного происхождения» (с.266). В частности, предлагается обратить внимание на поддержание и развитие в некоторых категориях ООПТ «устойчивых форм охоты и рыболовства» как средства для формирования сильных стимулов к управлению живой природой и местообитаниями животных, создание местным коренным народам «экономических возможностей, учитывающих их естественные права, системы знаний и традиций». «В этом контексте МСОП должен определить лучшие из устойчивых форм охоты и рыболовства и содействовать их распространению и применению на практике» (с. 110). На фоне этой рекомендации крупнейшего научного форума чрезвычайно странно выглядят позиции некоторых ученых, возражающих против гармоничного развития (или сохранения) этих традиционных форм российского природопользования в национальных парках ( Никольский, 1999 и др.). По-видимому, они не имеют достаточного представления о роли охоты в качестве мощного экологического регулятора природных процессов и о значении охотничьего промысла в жизни коренных народностей. Упомянем еще о трех принципиальных рекомендациях Дурбанского конгресса: Ключевая задача 4 - «Формирование репрезентативной системы охраняемых территорий, адекватно представляющей все современные экосистемы ко времени проведения следующего Всемирного конгресса по ООПТ» (с.53) Ключевая задача 6 - «Обеспечения эффективного управления всеми охраняемыми территориями ко времени проведения следующего Всемирного конгресса по ООПТ» (с.63). Ключевая задача 8 – «Создание и управление всеми существующими и новыми охраняемыми территориями в полном соответствии с правами коренных народов местного населения ко времени проведения следующего Всемирного конгресса по ООПТ» (с.70) В сущности, эти Ключевые задачи могли бы лечь в основу Программы деятельности ООПТ России на ближайшие годы, Добавим, что в Приложении 1 к материалам Конгресса содержится План действий по частным охраняемым территориям. Здесь приведены определения следующих понятий: - Понятие «частной охраняемой территории относится к участку земли любого размера, который 1) управляется преимущественно в целях сохранения биологического разнообразия; 2) охраняется при формальном признании властей или без такового; 3) находится во владении или обеспечен охраной иными способам отдельными физическими лицами, сообществами, корпорациями или неправительственными организациями» (с.118). Мы видели на примере США и Канады, как широко распространены частные формы территориальной охраны природы. У нас они находятся в зачатке и необходимо создать условия для их широкого развития. Выводы и предложения С учетом рассмотренного выше мирового опыта и Плана действий Дурбанского конгресса следует еще раз подтвердить необходимость и общепланетарное значение заповедного дела, обсудить современное состояние заповедного дела в России и скорректировать перспективы его развития. По нашему мнению, целесообразно обсудить следующие вопросы и включить их в основные документы, определяющие перспективы заповедного дела. 1. Необходимость и возможность увеличения числа категорий и подкатегорий государственных ООПТ и уточнения их режима и функций, приведение в более полное согласие с классификацией МСОП. 2. Целесообразность включения в общегосударственную природоохранную систему имеющихся ведомственных ООПТ (лесных, ихтиологических, охотничьих, водных и других с сохранением их ведомственной принадлежности. 3. Возможности широкого развития в России частных ООПТ различного уровня, статуса и принадлежности, с предоставлением соответствующих налоговых льгот. 4. Необходимость создания дифференцированной системы управления ООПТ России, с концентрацией управления объектами федерального уровня, и в первую очередь природными заповедниками и национальными парками, в полномочном и самостоятельном правительственном органе, ведомственными – в структурах соответствующих организаций, региональными и местными – в специальных структурах субъектов федерации. 5. Целесообразность разработки методической основы, унифицирующей главные механизмы организации и функционирования всех ООПТ, и сохраняющей региональную и ведомственную самостоятельность ООПТ в решении возложенных на них задач. 6. Необходимость разработки системы правовых, экономических и технологических механизмов, позволяющих совместить во всех типах ОООТ, кроме природных заповедников, охрану природы с природопользованием без ущерба для природоохранных функций ООПТ. 7. Целесообразность рассмотрения и оценки роли природных заповедников в качестве провайдеров различных благ за пределами их границ. Введение в деятельность заповедной системы соответствующей методики. Эти предложения целесообразно рассмотреть и в какой-то мере реализовать до следующего Всемирного конгресса по ООПТ. Отметим очень важное обстоятельство, на которое должны обратить внимание российские сторонники абсолютного «внеэкономического развития» ООПТ. Если природные заповедники должны быть безусловно освобождены от экономических функций и находиться на бюджетном финансировании (их экономическая эффективность определяется только по косвенным показателям), то уже, начиная с национальных парков, приходится заботиться о тех или иных , не разрушительных для природной среды, формах эксплуатации природных, социальных, историко-культурных ресурсов. Без этого, как свидетельствует мировой опыт, мы в конце концов упремся в реальную проблему невозможности дальнейшего «изъятия из хозяйственного пользования» тех или иных ресурсов и создания новых ООПТ, а также не выполним рекомендаций по увеличению влиянии ООПТ на жизнь коренного населения. В сущности, это обстоятельство учтено в действующем Законе об ООПТ, который запрещает на охраняемых природных территориях деятельность, не совместимую с целями, ради которых создается тот или иной объект. Главный вывод, который мы должны сделать, - подтверждение чрезвычайной необходимости существования и развития системы ООПТ и недопустимость ее ослабления по временным конъюнктурным соображениям, подмены природоохранных ложными экономическими аргументами. Этот вывод нельзя считать новым, но в сложившейся в России обстановке его необходимо настойчиво повторять, опираясь на мировой опыт эффективного функционирования ООПТ, который следует глубоко изучать и анализировать.
Литература Бишоп К. ,Грин М., Филлипс А. Модели национальных парков. М.: Изд. ЦОДП. – 2000. 213 с. |