Реферат: Проблема утечки мозгов и её решение

Название: Проблема утечки мозгов и её решение
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1 ПРОБЛЕМА «УТЕЧКИ МОЗГОВ»……………………………………….…6

1.1 Сущность проблемы и ее содержание……………………..……….....6

1.2 Основные причины «утечки мозгов» и ее последствия…………..…9

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И УЧЕНЫХ ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………...14

2.1 Состояние миграции квалифицированных специалистов из РБ…..14

2.2 Деятельность белорусов за рубежом и взаимодействие с отечественными коллегами……………….……………………….....18

3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «УТЕЧКИ МОЗГОВ»……….....…….…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..33


ВВЕДЕНИЕ

С переходом на новые рыночные отношения, многие страны сталкиваются с рядом серьезных проблем. Среди них есть одна, не разрешив которую, будет невозможным дальнейшее экономическое развитие этой страны – проблема «утечки мозгов», т. е. проблема утечки высококвалифицированных трудовых кадров за границу.

Интеллектуальная миграция до сих пор не потеряла свою актуальность. Никто не станет оспаривать тот факт, что люди продолжают покидать свою родину. В последнее время все больше желают уехать из своей страны обычные студенты, а также ученые. А ведь это люди, которые через несколько лет будут строить не только собственную карьеру, но и жизнь всего государства. Это тревожный знак для родимого отечества.

Экономическая ситуация в стране такова, что молодые специалисты, выходящие в жизнь со свежими дипломами, часто остаются «за бортом». В настоящий момент оказаться востребованным во многих странах по специальности, полученной в вузе – удел немногих студентов. Рынок рабочей силы не имеет четкой регуляции, поэтому «утечка мозгов» очень опасна для экономического развития страны и занимает в последнее время одно из главных мест в экономической теории. В различной экономической литературе довольно часто возникают статьи об «утечке мозгов» и интервью с рабочими и учеными разных специальностей, менеджерами и директорами организаций.

Теоретически «утечка мозгов» не представляет особой опасности в случае, когда люди, получившие опыт за границей, возвращаются на родину и продолжают работу, но, как показывает практика, крупномасштабная «утечка мозгов» наносит значительный экономический, интеллектуальный и моральный ущерб.

Актуальность выбранной темы заключается в глобальности происходящих процессов выезда за границу для развития отечественной науки и экономики Беларуси в целом. Ведь, уезжая работать по контракту, наши специалисты приносят огромную пользу зарубежным государствам, в частности, достижения наших ученых становятся достоянием принимающей их страны. Страны-реципиенты получают готовых ученых, не вкладывая в их образование никаких средств, а стране-донору, т.е. Беларуси остаются только расходы по обучению высококвалифицированных специалистов и упущенные возможности в развитии нашей науки.

Данная курсовая работа посвящена проблеме «утечки мозгов». В этой работе освещены сущность и основные причины «утечки мозгов», а также описаны мероприятия и процессы регулирования этой проблемы на основе анализа различной экономической литературы, освещающей данную проблему.

В качестве объекта исследования выступает процесс «утечки мозгов», т.е. отток из развивающихся и постсоциалистических стран научных и преподавательских кадров высокой и высшей квалификации, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками, а также обслуживанием этой отрасли в развивающихся и постсоциалистических странах.

Предмет работы представляет собой комплекс устойчивых, повторяющихся причинно-следственных взаимосвязей (закономерностей), обуславливающих процесс «утечки мозгов» из развивающихся и постсоциалистических стран и пути выхода из этой проблемы.

Целью данной курсовой работы является исследование причин, обуславливающих миграционные процессы интеллектуальных кадров из развивающихся и постсоциалистических стран (феномен «утечки мозгов»).

Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:

- изучить сущность проблемы «утечки мозгов» и ее содержание;

- описать основные причины интеллектуальной миграции;

- исследовать состояние миграции квалифицированных специалистов из Беларуси;

- на основе данных исследования предложить мероприятия по сдерживанию «утечки мозгов».


1 ПРОБЛЕМА «УТЕЧКИ МОЗГОВ»

1.1 Сущность проблемы и ее содержание

«Утечка мозгов» – отъезд, иммиграция, выезд за границу на постоянную работу высококвалифицированных специалистов, не находящих применения своим способностям, не востребованных в стране проживания [1, с.1216].

Мы уже привыкли к мысли, что права на результаты интеллектуальной деятельности (будь это собственно сочинения, стихи, приобретенная компьютерная программа или пришедшая в голову удачная идея) столь же естественны, как и права на зубную щетку, компьютер или автомобиль.

Правда, очевидны и различия в природе этих прав. Если, например, украдут компьютер, то хозяин останется без него, а если незаконно скопируют компьютерную программу, у кого-то появится еще один экземпляр. Американцы по этому поводу говорят следующее: «Если у нас есть по яблоку, и мы обменяемся, то у нас вновь будет по яблоку. Но если у каждого есть идея, то после обмена у каждого их будет две».

Различны механизмы восстановления нарушенной справедливости. Украденный компьютер можно, по закону, вернуть, изъяв у похитителя, а незаконно приобретенной программой можно запретить пользоваться, также прибегнув к защите закона. В этих двух случаях работают две различные под отрасли гражданского права:

- право собственности, когда дело касается вещи;

- исключительное право – в применении к результатам творческой деятельности.

Что бы некий объект по закону считался результатом творческой деятельности и попадал под защиту исключительного права, ему должна быть свойственна или новизна решения или оригинальность формы. Объединяющее название результатов творческой деятельности в этом случае – объекты интеллектуальной собственности (сокращенно ОИС). Характерная черта ОИС – возможность фиксации на материальном носителе и распространения в неограниченном количестве копий.

Интеллектуальная собственность имеет важное значение и для страны. Чтобы страна нормально развивалась, а тем более была экономически развитой, государство заинтересовано в поддержке и развитии своего интеллектуального потенциала, оно должно контролировать рынок интеллектуального труда и не допустить выезд за границу высококвалифицированных рабочих, специалистов, изобретателей, учителей, медиков, профессоров и др.

«Погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания в условиях современной международной конкуренции. Безусловное лидерство в этой области принадлежит США, которые за последние два с лишним десятилетия привлекли из развивающихся стран 250 тысяч высококвалифицированных специалистов, из Западной Европы – порядка 20 тысяч человек лишь за 1968–1978 годы. Активно привлекают иностранных специалистов и сами западноевропейские страны [2, с.410].

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Большая часть литературы, посвященной изучению причин и последствий миграции, рассматривает миграционный процесс с точки зрения его влияния на страну-импортера человеческого капитала. Можно проанализировать воздействие утечки на страну-экспортера человеческого капитала. В результате получается интересный вывод, что при определенных условиях процесс «утечки мозгов» может положительно влиять на тех, кто остался в стране. Налицо эффект с обратной связью: с одной стороны, оставшимся становится сложнее получить образование из-за отъезда хороших специалистов, которые могут научить. Соответственно, оставшиеся специалисты становятся ценнее (их доходы растут). Однако этот рост доходов ведет к тому, что возрастает стимул к обучению, чтобы впоследствии тоже получать высокие доходы.

Таким образом, напрашивается вывод: при качественных образовательных финансовых институтах в стране-экспортере человеческого капитала «утечка мозгов» усиливает стремление к получению образования; при некачественных финансовых институтах утечка превращается в фактор, увеличивающий потерю человеческого капитала.

Этика выступает против миграции, так как это является результатом «утечки мозгов». То, что некоторые называют обменом опытом между странами, может также рассматриваться как «утечка знаний» из одной страны в другую. Когда нация теряет людей, она также теряет свои таланты. В конечном счете, бедная страна после пожертвования своим образованным меньшинством, страдает от тяжелой потери.

1.2 Основные причины «утечки мозгов» и ее последствия

«Утечка мозгов» – явление, которое имеет давнюю историю. Это выражение появилось в начале 1950-х годов — подобным образом в Великобритании описали процесс массового переезда английских ученых в США. За полвека размеры глобальной миграции квалифицированных специалистов невероятно выросли и ныне воспринимаются как серьезная угроза будущему многих государств. С другой стороны, сторонники миграций профессионалов используют другие, более нейтральные названия — например, «обмен мозгов» или «мобильность мозгов».

Совместное исследование, проведенное специалистами Национального Фонда Экономических Исследований и Института Исследований Международной Миграции при Джорджтаунском Университете, показало, что в период с 1990 по 2000 год «утечка мозгов» следовала определенным закономерностям. Так, в частности, больше всего от отъезда квалифицированных кадров страдают малые страны, находящиеся на периферии индустриально развитых государств. В эту группу также входят и бывшие колонии, из которых таланты перебираются в бывшие метрополии. Активность процесса утечки повышается в случае наступления политической нестабильности на родине талантов и роста национализма.

В свою очередь, исследование Всемирного Банка, в рамках которого были проанализированы данные по 33 странам мира, показало, что за границу отправляются менее 10% их граждан с высшим образованием. Термин «утечка мозгов» применим лишь к пяти странам (Доминиканская Республика, Сальвадор, Мексика, Гватемала и Ямайка), где за границу (в основном, в США) переехали более двух третей всех образованных людей [3, с.177].

В 2006 году Международный Валютный Фонд опубликовал аналогичное исследование уже по 90 государствам. Что позволило сделать следующий вывод: больше всего от отъезда «мозгов» страдает Иран. Исследование Организации Экономического Сотрудничества и Развития позволило также выявить «эффект домино» в этой сфере: так, например, «утечка мозгов» медицинских работников происходит по следующему алгоритму: врачи и медсестры из Великобритании уезжают в США, где выше зарплаты. Их место занимают медики из Африки, на место африканцев в Африку приезжают врачи и медсестры из Кубы.

Международная Организация Миграции предполагает, что ныне примерно 300 тыс. африканских специалистов работают в странах Европы и Северной Америки. По ее же оценке, до трети всех ученых, получивших образование в «бедных» странах мира, в итоге оказывается в «богатых» странах.

В 2004 году группа демографов и географов опубликовала результаты масштабного исследования. Один из выводов был шокирующим: почти каждый десятый обладатель диплома о высшем образовании рожден в развивающихся странах — при этом 30-50% родившихся там ученых и инженеров ныне живут и работают в «богатых» государствах мира [4, с.10].

Исследование Национального Бюро Экономических Исследований США показало, что утечка мозгов ныне происходит не только потому, что в «бедных» странах низок уровень жизни, но и потому, что у специалистов появилось достаточно средств для того, чтобы финансировать свой переезд в «богатые» страны. По оценкам Бюро, «бедное» государство инвестирует в среднем 50 тыс. долларов в подготовку каждого выпускника местного университета. При переезде этого выпускника эти деньги теряются, однако подобные потери — лишь верхушка айсберга.

Согласно данным фонда African Capacity Building Foundation (Африканский Фонд Укрепления потенциала), каждый год примерно 20 тыс. высококвалифицированных жителей африканского континента отправляются искать счастья в индустриально развитые страны. Одним из результатов этого является хронический дефицит квалифицированных кадров в африканских государствах, что приводит к замедлению процесса их развития и усугублению ситуации в сферах науки, экономики, медицины и пр. По оценкам Фонда, отъезд специалистов приводит к бюджетным потерям (уехавшие не платят налоги на родине), снижению темпов создания новых рабочих мест, уменьшению конкурентоспособности местной экономики (вплоть до того, что иностранных специалистов приходится импортировать из-за рубежа и платить им намного больше, чем получали бы их местные коллеги — по оценкам Всемирного Банка, страны Африки ежегодно тратят около 4 млрд. долларов на оплату труда иностранных программистов, преподавателей, инженеров, менеджеров и пр.) [5].

К числу последствий «утечки мозгов» из стран Африки, Латинской Америки и Азии также относят и «размывание» среднего класса, считающегося основой основ любого современного общества. В итоге, совокупные потери от отъезда одного специалиста могут достигать 1 млн. долларов, с учетом косвенных потерь. В результате, стало популярным сравнение утечки мозгов с новым видом колониализма: если колонии поставляли метрополиям сырье и ввозили готовые изделия, то ныне «бедные» страны поставляют бывшим метрополиям своих специалистов, получая взамен продукты, созданные этими специалистами. Есть и иные аспекты этой проблемы. Анализ Института Исследований Общественной Политики показал, что «утечка» приводит и к позитивным последствиям. Так, часть «мозгов» возвращается на родину, привозя с собой новые знания, умения и опыт. Так, например, более половины высокотехнологичных новых кампаний Тайваня основаны тайваньцами, вернувшимися из США.

В Китае большую часть наиболее крупных интернет-компаний основали этнические китайцы, получившие образование в США. Центр Сравнительных Иммиграционных Исследований при Калифорнийском Университете в Cан-Диего пришел к выводу, что бурный рост информационных технологий в Индии в 1990-е годы был обусловлен возвращением на родину специалистов, в 1970—1980-е годы перебравшихся в США. Из двадцати крупнейших софтверных компаний Индии 10 были образованы «американскими «индусами», еще 4 компании были совместными предприятиями. В этих четырнадцати фирмах топ-менеджерами были бывшие эмигранты. В итоге, возвращение «мозгов» на родину привело к тому, что индийские ИТ-компании ныне обеспечивают 7,5% ВВП страны и позволяют создать более 2 млн. рабочих мест.

Специалисты, выехавшие на заработки за границу, часто материально помогают своим родинам. Эта поддержка может проводиться напрямую — например, в качестве денежных переводов и посылок родным и близким. Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития подсчитал, что в 2006 году примерно 150 млн. мигрантов, работающих в индустриально развитых странах, перевели на родину более 300 млрд. долларов. Для сравнения, международные доноры, помогающие развивающимся странам, в 2006 году потратили на программы международной помощи 104 млрд. доллара, а объем прямых иностранных инвестиций в эти государства составил 167 млрд. долларов. По оценкам Всемирного Банка, выходцы из определенных стран мира, занимающие высокие посты в иных государствах, часто помогают открывать у себя на родине филиалы международных компаний.

В ряде случаев «утечка мозгов» поддерживается и государствами, от этой «утечки» страдающими. К примеру, во многих «бедных» государствах властные круги поощряют «утечку», поскольку благодаря ей из общества вымываются потенциальные политические аппоненты. Некоторые страны имеют специальные программы, которые позволяют им экономить: так, например, Филиппины поощряют отъезд за границу квалифицированных специалистов, сидящих без работы.

Одед Старк, автор книги «Новая экономика «Утечки Мозгов», обращает внимание и на иные позитивные последствия этого феномена. Так, даже в беднейших странах мира люди, планирующие уехать, вкладывают значительные силы и ресурсы в получение образования или квалификации, необходимых для того, чтобы преуспеть за границей. Это позитивно влияет на всю систему образования страны, то есть способствует повышению образовательного уровня населения. В случае, если уехавших за границу меньше, чем оставшихся, ситуация в стране изменяется к лучшему [6, с.137].

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И УЧЕНЫХ ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Состояние миграции квалифицированных специалистов из РБ

Одной из важнейших сторон жизни белорусского общества на современном этапе его развития является миграция. За период с 2003 по 2008 год только в Россию выехало около 8 тысяч граждан (43%), 33% населения Республики уехало в США, Израиль и Польшу, 9% – в Украину, 6% – в Германию, столько же выехало в Канаду и примерно 2% – в Австралию.

Поскольку влияние миграционных процессов на состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз вполне очевидно, то нельзя не признать связь между миграционными процессами и национальной безопасностью. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь в качестве факторов, создающих угрозу безопасности Беларуси в экономической сфере, названы ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития; потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки; снижение инвестиций в реальный сектор экономики; отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж [7, с.182].

Решение данных проблем требует совершенствования миграционной политики, под которой следует понимать «систему условий и мер управления миграционной подвижностью населения» [8, с.47].

Особенностью миграционных процессов в Беларуси на современном этапе является положительное сальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии. За период с 1996 по 2005 годы число прибывших в республику составило 226 тыс. человек, а число выбывших – 87 тыс. чел. При этом основной миграционный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном [9, с.24].

За счет иммиграции в Беларуси частично компенсируется естественная убыль населения страны, однако такой способ сохранения количества населения не гарантирует улучшения его качественных характеристик. Среди тех, кто приезжает в Беларусь, значительную часть составляют беженцы из стран СНГ и нелегальные мигранты третьего мира.

Согласно данным, обнародованным главным ученым секретарем НАН Беларуси С. Чижиком, проблема «утечки мозгов» в Беларуси сегодня не актуальна.

Выступая 28 мая 2010 г. в Минске на открытии республиканской научно-практической конференции «Перспективы развития республиканской системы научно-исследовательской работы студентов», он заявил: «Если раньше мы могли уехать поработать за 1-2 тыс. долларов, то сегодня молодые люди не поедут за такие деньги, а будут обустраивать свою жизнь здесь».

По словам научного администратора, из-за ситуации, сложившейся в 1990-х гг., в НАН «практически отсутствуют специалисты 35-40 лет, поскольку они либо ушли в коммерцию, либо уехали за рубеж». По мнению Чижика, «научные институты НАН, безусловно, испытывают кадровый голод на фоне старения специалистов». Вместе с тем, количество молодых ученых до 29 лет составляет более 20% сотрудников академии [10].

Важно отметить, что нововведения в систему подготовки научных кадров, осуществленные профильным министерством, не дали особенных результатов, а именно: Беларусь существенно отстает по такому важному показателю европейского инновационного табло, как выпуск аспирантов и докторантов в расчете на тысячу человек населения в возрасте 25-34 лет [11].

В последние годы доля выпускников вузов, которые идут в науку, сокращается. Образование с точки зрения получения степени кандидата или доктора наук становится не престижным. Средняя эффективность аспирантуры в Национальной академии наук 6%, а по Министерству образования 4% (таково соотношение ежегодного числа аспирантов, защитивших диссертации в срок, и общего количества выпуска аспирантов).

В ряду многообразных аспектов проблемы миграции особого внимания государства заслуживает эмиграционное поведение самих жителей Беларуси. Белорусы покидают свою страну, главным образом, по экономическим причинам. Страны, в которые они отправляются, принято считать развитыми в экономическом и других отношениях. Это США, Израиль, Германия, Польша, Канада, Австралия. При этом склонность к миграции проявляют наиболее перспективные группы населения, в первую очередь, молодежь, в особенности, студенты и молодые специалисты. Поэтому при отсутствии действенных рычагов управления миграционными процессами, склонность белорусов к эмиграции может стать негативным фактором социально-экономического развития нашей страны.

Стремление граждан Беларуси к улучшению своего материального положения делает главным критерием выбора работы за рубежом размер ее оплаты. Согласно исследованиям, проведенным учеными НИИ труда и Института социологии Национальной академии наук Беларуси в 1998 г., выехать для получения работы за границей в зависимости от возрастных групп (16-50 лет) изъявили намерение от 41,6 до 16,2% опрошенных граждан соответственно [12, с.69].

Половина опрошенных хотела бы найти работу в странах Северной Америки, а остальные – преимущественно в странах Восточной Европы и Азии.

Внешняя трудовая миграция белорусов имеет ряд отрицательных последствий для страны. К таким последствиям можно отнести:

- потери «человеческого капитала» страны, ослабление ее интеллектуального потенциала;

- потери инвестиций в обучение и подготовку уехавших специалистов и ученых;

- снижение конкурентоспособности национальной экономики вследствие ухудшения качественных характеристик трудовых ресурсов, количественного и качественного ухудшения кадрового потенциала страны, потери передовых научных школ и снижения уровня изобретательской и рационализаторской активности;

- снижение эффективности воспроизводства национальной элиты.

В то же время, выезд граждан на заработки за границу имеет и позитивный экономический и социальный эффект. Он способствует повышению квалификации белорусских специалистов, овладевающих современными методами организации труда, улучшению материального положения их семей. Разумно регулируемый экспорт рабочей силы может быть для государства еще более выгоден, чем экспорт товаров.

Положительное воздействие выезда рабочей силы на экономику страны проявляется:

- в снижении давления и напряженности на национальном рынке труда;

- в пополнении валютных резервов страны за счет финансовых поступлений от граждан, работающих за рубежом;

- в налоговых поступлениях от прибыли фирм – посредников;

- в личном инвестировании граждан, возвратившихся с заработков, в национальную экономику.

За период с 2000 по 2006 год из Республики Беларусь на заработки за границу выехало 24,1 тыс. человек. Привезенные ими денежные средства вкладываются многими из них в отечественный частный бизнес, в совместные предприятия, что способствует развитию белорусской экономики.

Оптимизации эффекта от внешней трудовой миграции белорусов призвана способствовать взвешенная и рациональная миграционная политика, направленная на развитие временной трудовой миграции. Ее проведение требует организации мониторинга миграционных процессов и практического использования результатов исследований. Уже сегодня специалисты признают, что направлениями совершенствования механизмов регулирования экспорта и импорта рабочей силы являются:

- развитие системы поддержки и развития научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала страны, предотвращающей его отток за рубеж;

- создание условий для возврата соотечественников в Беларусь;

- расширение возможностей инвестирования ими средств, зарабатываемых ее гражданами за границей, в национальную экономику.

2.2 Деятельность белорусов за рубежом и взаимодействие с отечественными предприятиями

Белорусский частный бизнес на самом деле достаточно мобилен, и приобретение или создание активов за рубежом – обычная сторона его деятельности. За последние годы несколько отечественных бизнесменов сделали достаточно серьезные вложения в зарубежные проекты. В основном они локализованы в соседних странах – бывших республиках СССР. Но в некоторых секторах, особенно в высокотехнологических, главным полем деятельности белорусских инвесторов является Западная Европа и США.

Безусловными лидерами, во всяком случае по географии своей зарубежной деятельности, являются отечественные ИТ-компании. Они инвестируют в зарубежные офисы разработок и продаж и, конечно же, в умы, которые создают им конечный продукт и имена на рынке.

ИТ-сектор – один из немногих, в которых белорусский бизнес может похвастаться успехами на мировой арене. Для примера: в последний рейтинг The 2010 Global Outsourcing 100 включены три компании с белорусским происхождением. Еще несколько бизнесов вошли в топ-10 и топ-20 по отдельным направлениям.

Самое обширное зарубежное представительство у лидера «большой тройки» – компании EPAM Systems (основной владелец – Аркадий Добкин). У крупнейшего в Беларуси и одного из крупнейших в Европе поставщика услуг в области разработки программного обеспечения и решений офисы кроме Беларуси разбросаны по США, Венгрии, Великобритании, Германии, Швеции, России, Казахстану и Украине.

У «Международного делового альянса» (IBA Group) (владелец – Сергей Левтеев) центры разработок сосредоточены в двух странах – Беларуси и Чехии. Кроме того, компания имеет сеть торговых представительств, находящихся в Германии, США, России, Болгарии, Казахстане и на Кипре.

Наконец, самый молодой из «большой тройки» бизнес «Итранзишэн» (владелец – Сергей Гвардейцев). Компанией открыты представительства в России, Великобритании, Японии, Швейцарии, Эстонии, Канаде, США и Нидерландах.

Компания Андрея Бахирева SAM Solutions, входящая в топ-5 Rising Stars-Government и топ-20 Rising Stars – Financial Services, имеет центры разработки в Минске и Днепропетровске, а также представительства в США, Великобритании, Голландии и Латвии.

У Бориса Концевого из Intetics (ТОП-10 Rising Stars – Retail & Consumer Goods и ТОП-20 Rising Stars – Hardwarw & Software) центральный офис расположен в Вильметте (штат Иллинойс), два центра разработки – в Минске и Харькове и представительства – в Великобритании, Германии и Канаде.

Наконец, в этой группе белорусских или же с белорусскими корнями бизнесов обязательно нужно упомянуть компаню ASBIS (владелец – Сергей Костевич). Это один из крупнейших дистрибьюторов компьютерных компонентов и производитель компьютерной техники под собственными брендами Prestigio и Canyone. Компания имеет офисы в более чем 25 странах, 4 дистрибьюторских центра и 33 склада. Ее деятельность охватывает весь европейский континент, в Азии – страны Персидского залива, весь Ближний Восток вплоть до Афганистана и Пакистана, в Африке – Магриб, Восточную Африку и ЮАР.

Некоторые инвестируют в высокие технологии, а некоторые – в сырьевые ресурсы.

В 2002 году это сделали два белорусских бизнесмена, зарегистрировав компанию «Юкола-нефть» в России. Она входит в состав холдинга «Юкола», который принадлежит Валерию Шумскому и Артуру Зубарику.

Бизнесмены впервые осуществили то, что долгое время не удавалось сделать на государственном уровне: начать самостоятельную белорусскую добычу нефти за пределами страны. До них было несколько проектов, например, «Ненецко-Белорусская нефтяная компания», совместный проект со «Славнефтью». Но в итоге частная инициатива задолго до получения первых баррелей белорусской нефти в Венесуэле привела белорусов на нефтяные скважины в России.

«Юкола-нефть» на первых парах сосредоточила в себе ряд нефтедобывающих активов в Саратовской и Оренбургской областях. Так, в ее состав вошли ОАО «Нефтесервис» (доля белорусской компании – 51%), ЗАО «Богородскнефть» (74%) и ООО «Рознефть» (100%).

Не все было гладко. Нефть – это такой кусок, который хотят заполучить все. Несколько лет белорусским бизнесменам пришлось в судах доказывать право на ряд активов, которые пытались у них увести местные партнеры-рейдеры.

В настоящее время деятельность «Юкола-нефти» сосредоточена в основном в Саратовской области, где она является вторым по значению нефтедобытчиком.

А Александр Садовой, один из учредителей хорошо известной даже в мировом масштабе компании «Белтехэкспорт», в одном из своих интервью признался, что собирается переехать жить и работать из Минска в Латвию.

Это связано с тем, что с текущего года в его полной собственности оказалось крупное авиасервисное предприятие в рижском аэропорту – компания «Конкорс».

Переход под контроль белорусского бизнесмена этого бизнеса повлек большой шум в латвийской прессе.

Половину этой компании, которая занимается оптовой торговлей авиатехникой и запчастями и развивает центр технического обслуживания самолетов, он приобрел у своего бывшего партнера Сергея Ратникова еще в 2006 году.

Главные акционеры ОАО «Амкодор» Александр Шакутин и Упендра Махато воспользовались последствиями кризиса, чтобы закрепить позиции одного из крупнейших в СНГ производителей дорожной и строительной техники на двух ключевых рынках – в России и Европе.

В 2009 году «Амкодор» с потенциалом на рынок Евросоюза купил под Вильнюсом Пабяржский завод сельскохозяйственного машиностроения, а потом в Брянске – ОАО «Энергозапчасть» (производство запчастей к теплоэнергетическому и электротехническому оборудованию). Учитывая собственные или совместные дилерские компании на территории всего СНГ, эти сделки выводят «Амкодор» на позиции крупнейшего собственника активов вне Беларуси.

Отдельно можно сказать об У.Махато, который фактически возглавляет группу непальских бизнесменов, обосновавшихся с советских времен в Беларуси.

В свое время ему и его партнерам принадлежал «Межторгбанк», в котором и после продажи этого учреждения в 2008 году «Альфа-Банку» они сохранили миноритарный пакет. Также непальцы активно занимались поставками и переработкой в Беларуси российской нефти. Заработанные в Беларуси деньги они инвестировали в соседние страны. Так, эта группа является совладельцами компании «МТЗ «Рубин», которой принадлежат крупные торговые и офисные площади в Москве. Также непальцы владеют несколькими лицензиями на развертывание мобильной сотовой связи в Непале, Камбодже, Бурунди, Сьерра-Леоне и Танзании. На строительстве ряда сетей в этих странах, кстати, заняты белорусские подрядчики.

Что касается вложений других белорусских бизнесменов в заводы за рубежом, то тут можно вспомнить нашумевшую сделку по приобретению Виталием Арбузовым (группа Fenox) в уральском Миассе одного из своих конкурентов по производству автокомпонентов – ЗАО «Базальт».

Совладелец белорусского «Трастбанка» Виктор Шевцов после неоднократных попыток наладить стабильный зарубежный бизнес в странах Ближнего Востока и Магриба, обрел более-менее спокойное поле для работы. Но для этого ему нужно было перебраться с азиатского Востока в латиноамериканскую Венесуэлу и сменить профиль работы.

В.Шевцов, сохранив незначительную должность в банке, занял кресло руководителя ЗАО «Белзарубежстрой» – главного подрядчика по объектам, возводимым в этой стране в рамках белорусско-венесуэльского сотрудничества.

ЗАО «Белзарубежстрой», появившееся в 2007 году, в настоящий момент работает по двум направлениям. С одной стороны – это реализация многочисленных строительных проектов, с другой – поставки белорусской продукции на венесуэльский и в целом на латиноамериканский рынок.

В частности, как указано на официальном сайте структуры, в портфеле ее заказов находится контракт на строительство агро-индустриального городка на 5 тысяч квартир, контракт на выполнение работ по проектированию объектов для создания специальных планов развития городов-спутников Баринас и Техериес и специальных планов развития сельскохозяйственных кооперативов Сиприано Кастро, Турен Лас Махагуас и Кампанья Дель Сур. По Баринас, кстати, был подписан контракт на строительство микрорайона в этом городе в ходе последнего визита Александра Лукашенко. Речь идет о 10 тысячах квартир. В отчетах по этому визиту фигурирует еще и контракт на строительство микрорайона в Маракае на 5 тысяч квартир.

Компания имеет также контракт на проектирование районов и зон, прилегающих ко дворцу Мирафлорес, контракты на строительство микрорайона в Каракасе и кирпичного завода. Возможно, именно «Белзарубежстрой» займется строительством сборочных заводов в Венесуэле.

А вот еще один белорусский банкир, Леонид Медведь, не изменил призванию и в зарубежных проектах. Он является одним из главных акционеров расположенного в Смоленске СКА-банка.

Олег Хусаенов, совладелец крупнейшего в Беларуси, выходящего в лидеры в России и Украине автоимпортера в этом году представил Россию на международном предпринимательском конкурсе в Монако.

Россия обеспечивает основные объемы продаж для этого бизнеса, на втором месте идет Украина, а белорусский авторынок находится только на третьем.

Тем не менее, Олег Хусаенов и еще один владелец холдинга Сергей Савицкий остаются гражданами Республики Беларусь, а центральный офис «Атлант-М» расположен в Минске.

Группа «Армтек» (владелец – Вадим Гринкевич) также хорошо известна и в России, и в Беларуси, имеет фактически два офиса – в Москве и Минске. Это крупный дистрибьютор запчастей для легковых и грузовых автомобилей иностранного производства, а также оборудования для СТО. «Армтек» объединяет 22 оператора в 16 городах России и Беларуси.

У Николая Немогая, собственника экспедиторской компании «Гринтур», главные зарубежные активы находятся в Украине. В Николаеве он строит зерновой перевалочный терминал. В 2009 году он получил под этот проект 19,64 тысячи квадратных метров в аренду сроком на 10 лет от Фонда госимущества Николаевской области.

У компании «Алютех», владельцем которой является Алексей Жуков, есть дочернее предприятие в Киеве. Оно занимается производством комплектации для секционных ворот, которые продаются уже не только в СНГ, но и в Евросоюзе.

Александр Мошенский, один из богатейших белорусских бизнесменов, инвестирует в зарубежные складские комплексы. Два из них уже открыты – в Молдове и Украине. Сейчас бизнесмен, контролирующий на рынке значительную долю рыбных пресервов в СНГ, строит склад в Москве.

Владелец одного из крупнейших бизнесов в СНГ по производству и дистрибьюции детских игрушек Dream Makers Владимир Василенок не публичный бизнесмен. Но уровень его бизнеса настолько высок, что он может получать эксклюзивные права от «Союзмультфильма» на производство игрушек – персонажей старых советских мультфильмов. Кроме развитой дистрибьюционной сети, в составе его бизнеса также несколько фабрик по производству игрушек в Беларуси, в России и Украине [13].

3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «УТЕЧКИ МОЗГОВ»

Как всем известно, для каждой проблемы найдется свое решение. Правительство многих стран пытается найти пути решения в сложившейся обстановке. По некоторым данным, в области образования и науки в ближайшем будущем планируется поднять зарплату ученым со стажем и молодым ученым. По мнению чиновников, это должно поднять привлекательность работы ученого.

В вопросе утечки кадров главным, необходимым, но далеко не определяющим, условием решения проблемы является повышение материальной заинтересованности, прежде всего молодых специалистов. Создание крепкой материальной базы может заинтересовать молодых людей оставаться работать в своих родных городах. Но в то же время только создание материальной базы не может предотвратить полностью «утечку мозгов», нужно повысить социальный статус молодого ученого и специалиста, изменить к нему то негативное отношение со стороны работодателя, которое сложилось в современном обществе. Нужно с детства воспитывать у ребенка патриотические чувства к своей родной стране.

Спорадические решения, закладывающие некие контуры обретения наукой Беларуси нового облика в условиях информационной глобализации и грядущей тотальной самоокупаемости, безусловно, наблюдаются. Производятся частичная оптимизация взаимоотношений науки и производства, научных структур и их главного «министерства» (НАН Беларуси), а также намечаются контуры перевода все еще громоздкой структуры «руления» отечественными учеными на естественный для небольших масштабов страны лад.

Осуществляется этот процесс по следующим основным направлениям:

- Борьба за достижение хотя бы простого воспроизводства научных кадров в существующих академических и отраслевых институциях.

- Неявный отказ от финансирования того широкого спектра научных исследований, который ранее был присущ науке БССР как части советского военно-промышленного комплекса; стремление изобильно финансировать те ее отрасли, которые способны принести реальную отдачу.

В абсолютном большинстве эти направления носят жизнеобеспечивающий характер, позволяющий повысить уровень и качество жизни населения страны и ее национальную безопасность. Такое решение призвано обеспечить ориентацию научно-технической деятельности на реализацию проектов создания новых секторов экономики с высокой долей добавленной стоимости, низкой энерго- и материалоемкостью продукции, что будет способствовать интенсификации развития национальной экономики и повышению благосостояния населения.

В организационном плане упор в реализации данных программ будет осуществляться на создание (в дополнение к развитию столичной инфраструктуры) системы региональных технопарков.

В целях создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь, основанных на новых и высоких технологиях, дальнейшего совершенствования организационно-экономических и социальных условий для проведения разработок современных технологий и увеличения их экспорта, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций был создан Парк высоких технологий. Он предназначен для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики [14].

18 ноября 2010 года Александр Лукашенко посетил Парк высоких технологий. Президент был недоволен проделанной работой, а точнее непроделанной. Он потребовал завершить застройку Парка высоких технологий в Минске к концу 2013 года: "Все должно быть застроено к 1 января 2014 года. И это возможно", - подчеркнул глава государства. Александр Лукашенко раскритиковал то, что по прошествии пяти лет с момента издания им декрета о Парке высоких технологий фактически на территории Парка высоких технологий было отреконструировано только одно здание. Обращаясь к чиновникам, президент подчеркнул, что необходимо было быстрее решать возникающие проблемы, чтобы не тормозить реализацию всего проекта. Теперь основные функции по проектированию и застройке на территории Парка высоких технологий будут осуществлять городские власти совместно с самим парком.

По словам Александра Лукашенко, создание Парка высоких технологий нужно в первую очередь для того, чтобы дать возможность для самореализации в республике людям, работающим в этой сфере. "Они должны работать здесь. Мы растерять эти умы не должны", - подчеркнул он [15, с.4].

Или, например, пересадка сердца стала признанным методом лечения терминальной сердечной недостаточности. Впервые операция по трансплантации сердца в Беларуси была выполнена ночью 12 февраля 2009 года. Сейчас в листе ожидания на пересадку сердца находится более 20 человек, однако, по оценкам специалистов, количество нуждающихся в операции значительно больше. Помимо трансплантации сердца, специалисты РНПЦ «Кардиология» выполняют ряд других высокотехнологичных вмешательств: аортокоронарное шунтирование на работающем и остановленном сердце, операции по лечению хронических аневризм аорты и другие.

В Республике Беларусь отмечается постоянный устойчивый рост качества кардиохирургической помощи, осваиваются и успешно применяются хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике и разрабатываются оригинальные методики хирургической коррекции патологии сердца. В настоящее время основной задачей является повышение доступности кардиохирургической помощи, приближение ее к пациентам в регионах страны, что и выполняется в соответствии с программой демографической безопасности [16, с.11].

Белорусская медицина развивается, это достижение наших специалистов. Хирурги создают условия, чтобы привлечь иностранных пациентов, путем успешно проведенных высокотехнологичных операций, которые в Беларуси значительно дешевле, чем за рубежом. Полученные средства идут на улучшение материальной базы медицинских центров, таких как онкологический, детский кардиохирургический и центр «Мать и дитя».

В нашей стране сформировалась действенная система государственной поддержки научно-технических исследований. Конкурсная поддержка проектов, предложенных самими учеными, осуществляется через Белорусский фонд фундаментальных исследований.

В стране принимаются меры по стимулированию инновационной деятельности, в будущем они должны принести конкретные результаты. Предполагается, что многие из существующих проблем будут решены.

Для решения проблемы интеллектуальной и профессиональной миграции можно выделить три основные концепции государственной политики.

Первая из них – концепция активного регулирования. Ее суть заключается в принципиальной возможности и целесообразности вмешательства государства в процесс интеллектуальной межгосударственной миграции. Важное место отводится правовым механизмам вмешательства, при этом предлагается сделать акцент на сочетании внутригосударственных и международных правовых актов и соглашений, регулирующих и стимулирующих возвращение мигрантов. Придерживаются этой концепции главным образом страны-доноры, несущие крупные потери от «утечки мозгов».

В основе концепции невмешательства лежит положение о принципиальной несовместимости государственного регулирования миграции и эмиграции высококвалифицированных кадров с неотъемлемым правом человека на свободу перемещения в интегрирующемся мире. Естественно, эта концепция популярна в основном в странах-реципиентах.

Концепция ориентации на перспективу исходит из того, что проблемы регулирования интеллектуальной миграции могут быть решены только в перспективе (что отразилось в ее названии), при соблюдении интересов личности и государства. Для этого нужна разработка международных норм, которые не противоречили бы государственным и не только не нарушали бы права мигранта, но и действовали бы с его согласия.

Последняя концепция входит в более широкую концепцию нового мирового порядка, а та, как известно, нацеливает на объединение всех видов жизнедеятельности обществ на наднациональной основе, в рамках мирового сообщества. В таком контексте локализация научной деятельности рассматривается как явление вполне закономерное и естественное, в своем развитии проходящее путь от стартового состояния, которое определяется реальными особенностями стран и их взаимоотношений, к идеальной цели – максимизации межгосударственного взаимодействия с достижением полезных эффектов для каждой страны и для всего мира.

Весьма полезным может оказаться в этой связи опыт стран Восточной Европы, так как они несколько раньше столкнулись с масштабной «утечкой мозгов». Так, из Польши за последние десять лет эмигрировало до 15% научного персонала исследовательских институтов и высших школ. Из Болгарии за пять лет выехали около 10 тыс. научных работников и преподавателей, 50% из них – из научно-исследовательских институтов Болгарской академии наук. За 1979-1994 гг. из Сербии и Черногории уехали около 10% занятых в сфере научных исследований, причем пик эмиграции пришелся на 1990-1994 гг.

Страны Восточной Европы сумели разработать относительно адекватную политику регулирования интеллектуальной миграции, учитывающую цели безопасности личности и государства. Центральное положение в ней занимает курс на всемерное расширение международного сотрудничества в следующих областях: оценка, отбор и распределение научно-технического персонала; обучение выпускников; реализация программ получения ученой степени, расширения кооперации и межгосударственной мобильности кадров.

Важнейшим инструментом регулирования интеллектуальной миграции является также сотрудничество с научно-исследовательскими фондами развитых стран (фонды Сороса, Карнеги, Форда, Мак-Артуров, Эйзенхауэра, Аденауэра, Эберта, Фольксвагена, Помпиду, Аньелли, Британского Совета) и программами типа программ Европейского Сообщества (TEMPUS, PHARE, PECO, EUREKA, ESPIRIT, COST, COPERNICUS, EMBO, ESA) [17, с.67].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последствия «утечки мозгов» трудно подсчитать в рублях. Однако очевидно, что этот процесс ведет к ослаблению научного потенциала страны, распаду научных школ, свертыванию ряда фундаментальных исследований. Из-за отсутствия жилья приток молодых ученых не восполняет потерь за счет миграции. Города науки в силу малочисленности населения весьма чувствительны к внешним социальным воздействия. С точки зрения экономических рисков «утечка мозгов» представляет собой серьезную проблему. Получая хорошую базу, выпускники университетов и аспирантур уезжают на Запад продолжать свое образование. Зачастую они получают предложения о работе, остаются, и в этом заключается очевидный экономический ущерб для страны-донора, так как основа для дальнейшего профессионального роста за рубежом обеспечивается именно в этой стране.

Все тенденции, как и некоторые позитивные сдвиги в экономическом положении науки, позволяют в целом составить оптимистический прогноз и надеяться на дальнейшее сокращение интеллектуальной эмиграции.

Следует отметить, что большинство позитивных последствий интеллектуальной миграции проявляются с лагом (лаг-интервал в 10-15 лет). Но за этот срок национальная безопасность может быть ослаблена настолько, что плюсы уже не смогут возместить минусы. Упущенное время и выгоду очень трудно наверстать.

Действенная защита безопасности самих ученых, общества и государства может быть обеспечена лишь при наличии гибкой и эффективной системы регулирования интеллектуальной миграции.

Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, превышающем их реальные потребности. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованная часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие артисты, врачи, ученые, инженеры – не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников, тем не менее, не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию из разных стран. Но даже такая работа в чужой стране часто оплачивается выше, чем физик-ядерщик, врач, инженер, профессор получали у себя на родине. Поэтому поток квалифицированных работников уходит за границу и имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально-экономических противоречий внутри страны.

Таким образом, совершенно очевидно, что назрел вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда с учетом влияния на него мирового рынка рабочей силы. По мере вовлечения нашей страны в мировой миграционный кругооборот возникает потребность в создании системы социально-правовой защиты эмигрантов, организации консультационной помощи при заключении трудовых контрактов и т. д. При этом необходимо, чтобы такая политика строилась на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.

Постоянная конкуренция с государственными монополиями научила белорусский бизнес предприимчивости. Еще одним следствием такого положения дел стала активное распространение на соседние рынки.

Учитывая мировую глобализацию, можно только предположить, что процесс развития активов и проектов, которые белорусские бизнесмены имеют и развивают на ближних и дальних подступах к родине, будет в ближайшие годы развиваться более стремительно.

Путей решения проблемы «утечки мозгов», на самом деле, может быть множество. Но какими бы они ни были, одним из важных факторов остается человеческий. Пока человек самостоятельно, невзирая на материальные и патриотические принципы, не поймет, что работать в своем городе, в своей стране – почетно, то никакие законы не смогут сдвинуть проблему с мертвой точки. Поэтому нужно менять психологию молодой личности в данном вопросе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилиян. – М. – Институт новой экономики, 2008. – 1472 с.

2. Журавлева, Г.П. Экономическая теория РЭА им. Г.В.Плеханова «Утечка мозгов» / Г.П. Журавлева. – Москва: Академия, 2000. – 546 с.

3. William Isterli, Ross LevinWorld Bank Economic Review. – ABBYY Press – 2001. – 219 с.

4. Lindsay Lowell, Allan Findlay, Emma Stewart Brain Strain: Optimising Highly Skilled Migration From Developing Countries: Asylum and Migration Working Paper 3, –Institute for Public Policy Research, 2004. – 41 р.

5. Злобин, Н. «Утечка мозгов»: причины и последствия // http://www.kontinent.org/article_rus_47ffe607df371.html. Дата доступа: 30.10.2010

6. Oded Stark The New Economics of the Brain Drain. – World Economics, Economic & Financial Publishing, 2005. – 150 р.

7. Мальцев, Л.С. Вооруженные Силы Республики Беларусь. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь / Л.С. Мальцев. – Мн.: Асобны Дах, 2003. – 235 с.

8. Загорец, И.В. Миграция населения и миграционная политика / И.В. Загорец. – Минск: Лучи Софии, 2000. – 86 с.

9. Устремленность в будущее. Беларусь. Статистический сборник / Министерство анализа и статистики Респ. Беларусь; ИСПИ при Администрации Президента Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – 118 с.

10. Провалинская, Н. Ученый секретарь НАН считает, что молодым ученым не нравится зарплата в 2 тыс. долларов // http://naviny.by/rubrics/society/2010/05/28/ic_news_116_332052. Дата доступа: 05.11.2010

11. Протаскин, В. В белорусских вузах скоро не останется молодых преподавателей // http://news.tut.by/176840.html. Дата доступа: 16.07.2010

12. Дымкова, Р.В. Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь / Р.В. Дымкова // Белорусский экономический журнал. – 2002. – № 4. – 68-74 с.

13. Сехович, В. Во что инвестирует белорусский бизнес за рубежом // http://news.open.by/economics/33767. Дата доступа: 01.11.2010 г.

14. Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 О Парке высоких технологий.

15. Вишневецкая, И. А.Лукашенко потребовал завершить застройку Парка высоких технологий в Минске к концу 2013 года / И. Вишневецкая // Советская Белоруссия. – 2010. – 18 ноября – 4 с.

16. Пикиреня, И.И. Успехи и перспективы развития современной хирургии / И.И. Пикиреня // Медицина. – 2009. – №3. – 10-13 с.

17. Shuval J. T. World Economic and Social Survey 2005. Financing for Development / Development Policy and Analysis Division (DPAP). – Department of Economic and Social affairs. UNO. N.Y., 2005. – 96 р.