Курсовая работа: Финансовое планирование на предприятии общественного питания
Название: Финансовое планирование на предприятии общественного питания Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пермский государственный торгово-технологический колледжКурсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли»«Финансовое планирование в предприятии общественного питания»Выполнила :Студентка группыПроверила:Пермь 2009Содержание Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Финансовое планирование в предприятии общественного питания 1.1. Сущность финансового плана предприятия питания, основные предпосылки для его составления, цели и задачи………………………….5 1.2. Состав и структура имущества, источники его образования………....9 1.3. Составление финансового плана……………………………………….11 Глава 2. Финансовое планирование в ООО «Калигула»…………………14 Заключение…………………………………………………………………...22 Приложения…………………………………………………………………..23 Список использованных источников……………………………………….24 Введение В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Важной частью бизнес – плана является финансовый план. Актуальность это темы вызвана тем, что нормальное функционирование предприятия невозможно без финансовых ресурсов, которые необходимо расходовать для приобретения сырья, товаров, расчетов с поставщиками, для удовлетворения экономических и социальных интересов членов трудового коллектива. Требуется прогнозировать движение этих средств, планировать поступление финансовых ресурсов, их целевое распределение. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность предприятия, которая состоит в формировании различных фондов денежных средств, их распределении и использовании. Финансовое планирование охватывает процесс определения доходов и поступлений, расходов и отчислений. Цель финансового планирования заключается, прежде всего, в том, чтобы определить источники получения и размеры доходов от хозяйственной деятельности и других денежных поступлений и обосновать конкретные направления эффективного их расходования в соответствии со стратегическими задачами предприятия. Финансовое планирование дает возможность рассмотреть и сравнить возможные альтернативные варианты финансовой стратегии предприятия общественного питания и обеспечить на этой основе достижение предприятием устойчивого финансового состояния. С помощью финансового планирования достигается взаимная координация разных направлений деятельности предприятия общественного питания с точки зрения потребности в финансовых ресурсах и их наличия. Это обеспечивает выбор приоритетных направлений развития предприятия на основе согласования разных целей и возможных путей их достижения. Финансовое планирование позволяет сопоставить разные варианты управления финансами предприятия для того, чтобы выбрать наилучший вариант развития предприятия и его финансового обеспечения. В процессе финансового планирования оценивается реальность запланированных перспектив развития предприятия и эффективность управленческих решений каких-либо вопросов его деятельности, которые предлагается осуществить в будущем. Поэтому разработка финансового плана является логичным завершением процесса планирования деятельности организации (предприятия) в целом и дает возможность оценить конечные результаты хозяйствования в плановом периоде. Результаты разработки финансового плана необходимы руководству для обобщения информации об источниках денежных средств, объемах и направлениях их использования, финансовом состоянии предприятия в течение или в конце планового периода. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изучение данной темы является актуальным в современных условиях. Основной целью данного курсового проекта является изучение роли финансового планирования в повышении доходности бизнеса. Следовательно, задачами данной работы являются : o изучить понятие финансового плана и его сущности; o изучить цели и задачи финансового планирования на предприятии; o изучить состав и структуру имущества, источники его образования; o изучить методику разработки финансового планирования на предприятии; Глава 1. Финансовое планирование в предприятии общественного питания. 1.1. Сущность финансового плана предприятия питания, основные предпосылки для его составления, цели и задачи. Финансовое планирование является заключительным этапом всего процесса планирования хозяйственной деятельности предприятия питания — это процесс научного обоснования движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Его необходимость вызвана тем, что нормальное функционирование предприятия питания невозможно без финансовых ресурсов, которые необходимо расходовать для приобретения сырья, товаров, расчетов с поставщиками, для удовлетворения экономических и социальных интересов членов трудового коллектива. Требуется прогнозировать движение этих средств, планировать поступление финансовых ресурсов, их целевое распределение. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность предприятия, которая состоит в формировании различных фондов денежных средств, их распределении и использовании. Финансовое планирование охватывает процесс определения доходов и поступлений, расходов и отчислений. Цель финансового планирования заключается прежде всего в том, чтобы определить источники получения и размеры доходов от хозяйственной деятельности и других денежных поступлений и обосновать конкретные направления эффективного их расходования в соответствии со стратегическими задачами предприятия. Финансовое планирование дает возможность рассмотреть и сравнить возможные альтернативные варианты финансовой стратегии предприятия общественного питания и обеспечить на этой основе достижение предприятием устойчивого финансового состояния. С помощью финансового планирования достигается взаимная координация разных направлений деятельности предприятия общественного питания с точки зрения потребности в финансовых ресурсах и их наличия. Это обеспечивает выбор приоритетных направлений развития предприятия на основе согласования разных целей и возможных путей их достижения. Финансовое планирование позволяет сопоставить разные варианты управления финансами предприятия для того, чтобы выбрать наилучший вариант развития предприятия и его финансового обеспечения. В процессе финансового планирования оценивается реальность запланированных перспектив развития предприятия и эффективность управленческих решений каких-либо вопросов его деятельности, которые предлагается осуществить в будущем. Поэтому разработка финансового плана является логичным завершением процесса планирования деятельности организации (предприятия) в целом и дает возможность оценить конечные результаты хозяйствования в плановом периоде. Результаты разработки финансового плана необходимы руководству для обобщения информации об источниках денежных средств, объемах и направлениях их использования, финансовом состоянии предприятия в течение или в конце планового периода. Инвестор предприятия на основе информации, содержащейся в финансовом плане, также может оценить уровень платежеспособности субъекта хозяйствования, возможность своевременного и полного исполнения взятых им на себя обязательств, сделать необходимые выводы об эффективности использования заемных средств, риске и эффективности инвестиционных проектов. Информация финансового плана интересует и собственника предприятия. С ее помощью он сможет оценить уровень и размер дивидендов, которые можно получить от данного предприятия, темпы прироста его реальных активов, размеры увеличения рыночной стоимости предприятия и его акций. Основной информацией для разработки финансового плана являются: 1) показатели хозяйственной деятельности на планируемый период (товарооборот, выпуск продукции собственного производства, нормативы товарных запасов, издержки производства и обращения, валовой доход, прибыль и др.); 2) планы развития материально-технической базы предприятия (реконструкция, техническое перевооружение, новое строительство); 3) нормативы отчислений в бюджетные фонды, ставки налогов на прибыль, недвижимость, доходы; 4) материалы анализа финансового состояния предприятия и оценка выполнения финансового плана за отчетный период. Информация, которая используется при составлении финансового плана может быть внутренней и внешней. Внутренняя информация может быть получена из следующих источников: · генеральная стратегия развития предприятия на плановый период; · план товарооборота по объему и составу, его товарное обеспечение; · норматив запасов сырья и товаров; · план развития материально-технической базы; · план по труду и социальным вопросам; · план валовых доходов; · план издержек производства и обращения; · плановый расчет отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды; · баланс предприятия на начало планируемого периода; · материалы анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия; · материалы оценки финансового состояния; · выявление сильных и слабых сторон предприятия общественного питания. Внешнее окружение оказывает непосредственное влияние на стратегию и тактику управления финансами предприятия общественного питания. Поэтому возникает необходимость использования в процессе финансового планирования внешних источников информации. Среди таких источников можно выделить: · прогноз инфляционной ситуации; · прогноз изменений в государственной политике денежного обращения; · прогноз изменений налоговой политики; · прогноз конъюнктуры кредитного рынка (условия выдачи кредита, ставка процентов за кредит, объемы кредитования, субъекты кредитования); · прогноз конъюнктуры фондового рынка (объем фондовых операций, цена купли и продажи ценных бумаг, их ликвидность); · прогноз развития страхового рынка (виды страховых услуг, цены на эти услуги, финансовые возможности страховых компаний); · информация о направлениях развития валютного рынка и его государственного регулирования; · оценка инвестиционного климата в данной сфере экономики. Финансовое планирование включает составление финансового плана (в форме баланса доходов и расходов предприятия); кредитного плана; кассового плана и других расчетов. Финансовый план предусматривает определение потребности предприятия общественного питания в финансовых ресурсах, источников их образования (собственные и заемные) и направлений использования, а также взаимоотношений предприятия с финансовой системой по платежам в бюджет. Финансовый план предприятия должен способствовать решению следующих задач: · получение прибыли для удовлетворения экономических интересов собственника и членов трудового коллектива; · повышение эффективности использования собственных средств; · установление источников поступления средств; · повышение финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия. 1.2. Состав и структура имущества, источники его образования Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от состава и структуры его имущества. Имуществом предприятия называется совокупность экономических ресурсов, представленная активами. Имущество предприятия неоднородно, в его составе выделяются такие группы, как основные средства, другие виды внеоборотных активов, запасы товарно-материальных ценностей, денежные средства и средства в расчетах (Приложение 1). Основной капитал предприятия общественного питания представлен следующими видами внеоборотных активов: 1) основными фондами; 2) нематериальными активами; 3) незавершенными капитальными вложениями; 4) долгосрочными финансовыми вложениями; 5) прочими внеоборотными активами. В состав внеоборотного капитала входят следующие виды оборотных активов: 1) товарно-материальные ценности; 2) дебиторская задолженность; 3) денежные средства во всех видах и формах. На процесс формирования имущества оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся: тип, категория предприятия общественного питания, объем деятельности, стратегические и тактические цели, стадия жизненного цикла предприятия и др. К внешним факторам относятся: состояние экономики государства, конъюнктура рынка имущества, наличие конкурентов в данной сфере предпринимательской деятельности и др. Формирование имущества, которое находится в распоряжении предприятия, происходит за счет использования различных источников, которые можно подразделить на две группы: внутренние (собственные) и внешние (заемные и привлеченные). Внутренние и внешние источники финансирования капитала отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. При этом должно соблюдаться равенство активов и пассивов (Приложение 2). Собственный капитал предприятия по своему объему должен превышать потребность в формировании внеоборотных активов. Это создает условия для формирования собственного оборотного капитала и является фактором стабильного развития предприятия, его финансового обеспечения, снижения хозяйственного риска. Необходимый размер формирования собственного капитала отвечает следующему условию: СК = ВА + СОбА , где СК— собственный капитал; ВА — потребность в формировании внеоборотных активов; СОбА — необходимый размер формирования оборотных активов за счет собственных финансовых ресурсов. 1.3. Составление финансового плана Финансовый план для вновь создаваемых и существующих предприятий является самым сложным и ответственным разделом бизнес-плана. Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объемы поступления и расходования денежных средств, представленный в виде баланса доходов и направлений расходов предприятия на планируемый год. Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы прогнозировать финансовые результаты своей деятельности и рационально использовать финансовые ресурсы в соответствии с выбранной финансовой стратегией. Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов с финансовыми возможностями предприятия. При разработке финансового плана следует придерживаться следующих требований к его составлению: · достоверность используемых данных; · наличие нескольких альтернативных решений; · гибкость и оперативность в планировании; · согласованность и взаимосвязь со всеми другими разделами плана хозяйственной деятельности предприятия (бизнес-плана). Для составления финансового плана используется следующая информация: · бухгалтерский баланс за 2—3 года, предшествующие планируемому; · данные анализа финансового состояния предприятия; · прогнозные данные об основных показателях деятельности предприятия (товарообороте, валовых доходах, издержках производства и обращения, прибыли и др.); · данные об объемах капитальных вложений; · сведения о движении основных фондов и оборотных средств; · нормативы отчислений налогов в бюджет, бюджетные фонды; · нормы амортизационных отчислений; · другие сведения. В процессе составления финансового плана: · определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.); · изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет получения кредитов, выпуска ценных бумаг и др.; · выбираются рациональные формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношения с бюджетом, банковскими учреждениями, вышестоящей организацией, своими работниками; · устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов для развития предприятия, материального стимулирования работников, удовлетворения социальных потребностей членов трудового коллектива или вложения их в деятельность других предприятий (долевое участие в формировании уставных фондов, операции на финансовом рынке); · определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капитальных вложений; · выявляются резервы роста рентабельности предприятия. Прежде чем составить финансовый план, необходимо провести экономические расчеты следующих показателей: · потребности в собственных оборотных средствах; · прибыли и ее распределения; · фонда потребления и фонда накопления и сметы их расходования; · прироста устойчивых пассивов; · источников финансирования капитальных вложений. Формой финансового плана на предприятии питания служит баланс доходов и расходов. Форма финансового плана варьируется в зависимости от формы собственности. В частности, предприятия негосударственной формы собственности не планируют ассигнования из бюджета, так как все расходы финансируются за счет собственных ресурсов. Глава 2. Финансовое планирование в ООО «Калигула» История создания и развития, организационно-правовая форма, цели и виды деятельности ООО « Калигула» учреждено общим собранием учредителей в декабре 2007 г. Общество с ограниченной ответственностью «Калигула» создано в соответствии с главой IV ГК РФ, ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими законодательными актами РФ. Общество является коммерческой организацией. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства. Имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование. Общество обладает обособленным имуществом, учитываемом на самостоятельном балансе, является его собственником, и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Общества учреждено двумя физическими лицами. Уставный капитал Общества составляет 318 560 руб. Уставный капитал внесен участниками 50%. Место нахождения: юридический адрес 426053, г. Пермь, ул. Советской Армии, 49. Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и гражданские обязанности, необходимые для осуществления следующих видов деятельности. Услуги , оказываемые ООО «Калигула»: 1. Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий: - производство кулинарной продукции и мучных изделий - изготовление по заказам потребителей, в том числе, в сложном исполнении и с дополнительным оформлением на предприятии; - услугу повара по изготовлению блюд на дому; 2. Услуги по организации потребления и обслуживания: - организация и обслуживание торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий; - доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителя; - бронирование мест в зале; 3. Услуги по организации досуга: - организационно-музыкальное обслуживание; - шоу-програма каждые выходные; 4. Прочие услуги: - упаковка блюд и изделий; - предоставление телефонной связи; - гарантированное хранение личных вещей, сумок и ценностей; - вызов такси по заказу потребителя; - парковка личных авто потребителей на организованную стоянку у предприятия. Режим работы в будни и воскресенье с 11:00 до 2:00. Пятница и суббота с 11:00 до 5:00. Танцевальный зал. Особой гордостью Ресторана «Калигула» является дансинг, оснащенный по самым высоким стандартам уникальной звуковой и световой аппаратурой. Ассортимент выпускаемой продукции
Поставщики Хозяйственные связи осуществляется на договорной основе. Заключаются договор поставки, договор купли-продажи. Предприятие и ресторан заключают договор, составленный на 1год. Завоз производится 4 раза в неделю, некоторых продуктов - каждый день. Осуществляется автотранспортом поставщика.
Это не все продукты, которые поставляются в ресторан. Наценка на блюдо 82% от себестоимости продуктов используемых для приготовления этого блюда. Основные экономические показатели деятельности предприятия
Валовой доход ВД=То - Пс.т (разность товарооборота и покупной стоимости товара) Вд- валовой доход То – товарооборот Пс.т – Покупная стоимость товара ВД2008 = 12000000-9000000=3000000 ВД2009 = 13000000-9500000=3500000 Прибыль П= Вд – Ио (разность валового дохода и издержек обращения) П2008 = 3000000-1037190=1962810 П2009 = 3500000-1073900=2462100 Налог на прибыль (24%) Н = П*24%/100% Н2008 = 1962810*24%/100%=471074,4 Н2009 = 2462100*24%/100%=590904 Чистая прибыль Чп= П – Н (разность прибыли и налогов) Чп2008 = 1962810-471074,4=1491735,6 Чп2009 = 2462100-590904=1871196 Рентабельность Р = Чп*100%/То Р2008 = 1491735,6*100%/12000000=12,4 Р2009 = 1871196*100%/13000000=14,3 Р% = 14,3*100%/12,4=115 Вывод: Рентабельность увеличилась на 1,9% за счет того, что товарооборот в 2009 г вырос по сравнению с 2008 г, но при этом покупная стоимость сырья увеличилась не на много, издержки так же увеличились не на много, поэтому можно сделать вывод, что товарооборот увеличился за счет интенсивности продаж и расширения ассортимента. Финансовое планирование включает составление финансового плана (в форме баланса доходов и расходов предприятия); кредитного плана; кассового плана и других расчетов. Финансовый план предусматривает определение потребности ООО «Калигула» в финансовых ресурсах, источников их образования (собственные и заемные) и направлений использования, а также взаимоотношений предприятия с финансовой системой по платежам в бюджет. Финансовый план ООО «Калигула» должен способствовать решению следующих задач: · получение прибыли для удовлетворения экономических интересов собственника и членов трудового коллектива; · повышение эффективности использования собственных средств; · установление источников поступления средств; · повышение финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия. В целом финансовый план ООО «Калигула» представляет собой совокупность финансовых проектов и сопутствующих им расчетов. К ним относятся: 1. прогноз прибыли; 2. прогноз денежного потока (потока наличности); 3. расчетный баланс; 4. расчет критических характеристик (точки безубыточности, критической величины валового дохода, минимального объема товарооборота, при котором возможно получение минимальной прибыли и др.); 5. баланс доходов и расходов по предприятию. Проблемы предприятия : · Слабая техническая оснащенность; используется старое оборудование, что замедляет процесс изготовления блюд. Решение: Покупка нового оборудования. · Малое количество продукции; Решение: расширение ассортимента выпускаемых блюд. · Низкая производительность труда; Решение: внушение работникам должной ответственности к своему делу. · Несоблюдение санитарных норм и правил работниками; Решение: внедрение понятия личной гигиены каждого работника. Заключение Цель курсовой работы выполнена. В ней были рассмотрены следующие вопросы: - сущность финансового плана; Финансовое планирование является заключительным этапом всего процесса планирования хозяйственной деятельности предприятия питания — это процесс научного обоснования движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. - состав и структура имущества; Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от состава и структуры его имущества. Имуществом предприятия называется совокупность экономических ресурсов, представленная активами. - порядок составления финансового плана. Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объемы поступления и расходования денежных средств, представленный в виде баланса доходов и направлений расходов предприятия на планируемый год. Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов с финансовыми возможностями предприятия. Финансовое планирование позволяет сопоставить разные варианты управления финансами предприятия для того, чтобы выбрать наилучший вариант развития предприятия и его финансового обеспечения. Рассмотрение планирования расходов и приходов денежных средств является основой для дальнейшей эффективной работы предприятия и получения прибыли. Приложения Приложение 1. Приложение 2. Список использованных источников: 1. «Бизнес–план фирмы» (комментарий, методика составления, реальный пример) Д.Н.Акуленок, В.П.Буров, В.А.Морошкин, Щ.Л.Ровиков, М., 2005. - 122 с. 2. «Стратегическое планирование»: Учебник под редакцией Уткина Э.А., Москва, Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 2006. – 77 с. 3. «Стратегическое планирование и управление». Учебное пособие под редакцией профессора А.Н. Петрова. С- Петербург, издательство СПбУЭФ, 2001. – 321 с. 4. Елена Стоянова: «Финансовый менеджмент. Российская практика». Москва, издательство «Перспектива», 2001. – 148 с. 5. Ивашкин Б.Н.: «Бух. учет в торговле». Д.И.С. Москва, издательство «Дело и Сервис» , 2003. – 166 с. 6. Ильин А.И. «Планирование на предприятии»: Учебник, Минск 2003, - 585 с. 7. Ефимова О.П. «Экономика общественного питания»: Учебное пособие, Минск 2003. – 159 с. 8. Суша Г.З. «Экономика предприятия»: Учебное пособие, Москва 2003. – 269 с. 9. Ильин А.И. «Планирование на предприятии»: Учебник, Минск 2003. – 159 с. 10. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле»: Учебник, Москва 2003. - 503 с. 11. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»: Учебное пособие, Минск 2001. – 143 с. 12. «Прогнозирование и планирование экономики», под редакцией В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой: Минск 2001. – 5 с. 13. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю «Экономикс». - М:”Республика”, 2006. – 78 с. 14. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» Г.В. Савицкая 2-е изд., - Мн.: ИП ”Экоперспектива”, 2004. – 122 с. |