Реферат: Мышление старших дошкольников
Название: Мышление старших дошкольников Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Детская психология на тему: мышление докольников Выполнила: студентка 5 курса группы 514, заочного отделения Головач Юлия Игоревна. Научный руководитель: Гормоза Татьяна Юрьевна Минск 2010 Содержание. Введение. 1 1.Глава. Теоретическое исследование мышления. 4 1.1. Психологическая характеристика мышления. 4 1.2. Особенности основных видов мышления. 8 1.3. Особенности развития мышления в онтогенезе. 13 1.4. Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте. 17 2.Глава. Эмпирическое исследование мышления дошкольников 24 2.1.Организация и методы исследования мышления детей 5-6 лет. 24 2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования. 28 2.3.Заключение. 33 2.4.Библиографический список. 35 Приложения. Введение. Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком всё более открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ним. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются психические процессы т.к. восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем и дошкольном детстве формируется благодаря общению с взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах предметной, игровой, предтрудовой бытовой и учебной деятельности. «В дошкольном возрасте и даже в начале его - зарождается многообразная мыслительная деятельность. У маленького дошкольника можно уже наблюдать ряд основных интеллектуальных процессов, в которых совершается мышление взрослого; перед ним встают вопросы; он стремится к пониманию, ищет объяснений, он обобщает, умозаключает, рассуждает; это мыслящее существо, у которого уже пробудилось подлинное мышление. Между мышлением ребёнка и мышлением взрослого человека существует, таким образом, очевидная преемственная связь». С.Л.Рубинштейн [ 18,с.3б2] Проблему происхождения мышления и наличие этого психического процесса у человека пытались объяснить многие известные теории. Одни провозглашали наличие у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врождёнными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий. (Гештальтпсихология). Другие теории рассматривали умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытались объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого. Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. Определённый вклад внёс и психоанализ, в котором большое внимание уделялось проблеме бессознательных форм мышления и изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности (А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев). С позиции этой теории мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На её основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Цель данной работы заключается: - в теоретическом исследовании мышления как высшего познавательного процесса; -- в эмпирическом исследовании мыслительных способностей детей старшей группы детского сада. Задачи исследования: 1. Рассмотреть природу и основные виды мышления как высшего познавательного процесса; 2. Проследить развитие мышления в онтогенезе и описать этапы формирования мыслительных способностей у детей дошкольного возраста; 3. Провести психодиагностику мышления старших дошкольников; 4. Определить уровень сформированности наглядно – действенного мышления старших дошкольников. 5. исследовать уровень сформированное образно-логического мышления и умственных операций анализа и синтеза у старших дошкольников ОБЪЕКТОМ данного исследования является старшая группа детей ДУ № 21 г. Бобруйска Республики Беларусь в количестве 12 человек, возраст-5 лет. ПРЕДМЕТОМ исследования является психический процесс -мышление. Для эмпирического исследования мышления используется психодиагностические методики, диагностирующие образно-логическое и наглядно-действенное мышление старших дошкольников. Для диагностики образно-логического мышления используется методика «Исключение лишнего». Для диагностики наглядно-действенного мышления используется методика «Вырежи фигуры». Данные психодиагностические методики взяты из источника «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях», составитель Е.В.Доценко [17, с.61,79]. 1.Глава. Теоретическое исследование мышления. 1.1 Психологическая характеристика мышления. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий ( цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве ), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению. Человек не в состоянии, например, увидеть магнитное поле, волновую природу света, обменные процессы в живых тканях и т.д. Между тем именно эти внутренние, скрытые свойства, процессы, отношения являются существенными, закономерными. Познать внутренние свойства и отношения человек может благодаря обобщению данных наблюдений, т.е. посредством особого психического процесса - процесса мышления. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Опосредованный характер познания дает человеку огромные преимущества в том, что не может быть им воспринято. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Именно через обобщение можно познать внутреннюю сущность явлений и взаимоотношений между ними. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Мышление - высшая ступень познания (отражения) действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только тесно связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Мышление - это психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения. В эволюции именно появление речи привело к новой функции мозга - вербальному мышлению, базирующемуся на кодировании информации с помощью абстрактных обобщенных символов - слов. Мысли у человека формируются с помощью слова, вне языка могут возникать лишь неясные побуждения. Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности и так же, как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы. Познание начинается с того, что анализаторы доставляют нам разнообразные ощущения; комплекс отдельных ощущений складывается в целостное восприятие; внимание служит фильтром, отбирающим для человека наиболее важные сигналы; полученная таким образом первичная информация поступает в хранилища долговременной и кратковременной памяти, а затем наступает очередь мышления. Направленность мышления на решение определённых задач определяется актуализированной потребностью. Оно осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации ( наличной и следовой ); этапу принятия решения ( гипотеза, стратегия ) соответствует выбор оптимального пути достижения поставленной цели; его реализация (решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос ) сопровождается сличением полученных результатов с исходными условиями. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления, пока не будет найдено адекватное решение. При решении мыслительных задач в коре головного мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. С.Л.Рубинштейн писал: «Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления -это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется». [18,с.311] . Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д. ) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. «Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление - это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и её продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли». С.Л.Рубинштейн [18, с.311] Таким образом, проанализировав всё выше изложенное можно сделать вывод, что МЫШЛЕНИЕ - это высший психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Это высшая ступень познания человеком действительности. «Мышление является важнейшей составляющей в общей динамике психики, развертывается в виде активности, процесса, последовательности операций и действий, деятельности» Е.Б.Старовойтенко [21, с.307] Мышление тесно связано с остальными психическими процессами: оно опирается на память, пользуясь ее продуктами для выполнения своих функций; оно не может быть продуктивным без внимания и творческим без воображения. Оно немыслимо без языка, его символического строя, позволяющего мышлению реализовать одну из своих функций познания реальности с помощью символических средств. Основные отличия мышления от других высших психических процессов состоят в том, что: - оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало; -- оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации; -мышление выходит за пределы чувственного познания; - оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно; - оно присутствует во всех психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления. 1.2. Особенности основных видов мышления. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определённой задачи. Задача заключает в себе определённую цель для мыслительной деятельности, соотнесённую с условиями, которыми она задана. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение определенной задачи. Мыслительный процесс включает в себя ряд разнообразных мыслительных операций, с помощью которых осуществляется решение проблем, стоящих перед человеком. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. «Мыслительный процесс порождает, генерирует, производит продукты или эффекты мышления, которые организуются в единую концептуальную систему или систему понятий, мыслей, идей, знаний, оформленную на уровне вербального и вербально - символического кодирования» Е.Б.Старовойтенко [ 21, с.307]. Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств. Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др. Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности. Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями и их признаками. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков, которое выражается в виде понятий, законов, формул, правил и т. д. Абстракция или абстрагирование - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений. Абстрактный - значит отвлеченный от конкретного. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства признака, это процесс обратный абстрагированию и неразрывно связан с ним. Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определённым признакам. Мыслительные операции протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Анализ и синтез образуют единство, в процессе анализа происходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов. Процесс выделения общих существенных признаков требует отвлечения, значит, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие -это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Формой существования понятия является слово. Понятие, суждение, умозаключение - это формы мышления. « Понятие есть форма не всякого, а лишь вполне определенного знания, - оно отображает такое единичное и особенное, которое одновременно является и всеобщим. Иными словами, за каждым понятием скрыто особое предметное действие или система таких действий, выявление которых представляет специальную исследовательскую задачу» В.В.Давыдов [11,с.280]. Мышление - это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. «Абстракция, обобщение и понятие, обеспечивающие теоретическое мышление, по своему содержанию и форме иные, чем в эмпирическом мышлении. Это различие, прежде всего, проистекает из разных задач, стоящих перед этими типами мышления. В эмпирическом мышлении решается в основном задача односторонней каталогизации, классификации предметов и явлений. Научно - теоретическое мышление преследует цель воспроизведения развитой сущности предмета» В.В.Давыдов [11,с.281]. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно - образное и наглядно -действенное. Понятийное мышление - используя понятийное мышление, человек совершает мыслительные операции, оперируя знаниями, хранящимися в долговременной памяти в форме понятий, суждений, умозаключений. При этом, решая те или иные умственные задачи, у него нет необходимости пользоваться информацией, получаемой непосредственно, прямым соприкосновением с объектами материального мира, с помощью органов чувств. Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими можно найти решение интересующей задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо творчеством. Понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии, дополняя друг друга. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. А образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: наглядно - действенное, наглядно -образное и словесно - логическое. Наглядно - действенное или конкретно - действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей этот вид мышления называют еще практическим мышлением. Это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Характерными особенностями наглядно - действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от умения к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли. Этот вид мышления является, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека. Наглядно - образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно - образное мышление тесно связано с практическим мышлением. Словесно - логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Например, у физика-теоретика или у философа - словесно - логическое мышление, а у художника - наглядно -образное. Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимо-переходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления. Индивидуальные особенности мышления проявляются в различных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определяются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические особенности высшей нервной деятельности. 1.3. Особенности развития мышления в онтогенезе. Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем и дошкольном детстве формируется благодаря общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах предметной, игровой, предтрудовой бытовой и учебной деятельности. «Мышление ребенка на ранних стадиях развития конкретно, неотделимо от его практической деятельности. Наглядно - действенное мышление преобразуется в единстве с развитием предметной деятельности и претерпевает вместе с ней, а также в связи с овладением речью как средством содержательного общения за сравнительно короткий период раннего детства качественные изменения: превращается из наглядно -действенного в опосредованное внутренним планом. Этот процесс связан со специфическими этапами в развитии обобщения опыта деятельности и с овладением словом, становящимся в более старшем возрасте орудием мысли. Вместе с тем наглядно - действенное мышление не исчезает на рубеже понятийного мышления, а существенно дополняет конкретностью наглядных представлений осмысление более общих связей между предметами и явлениями» С.Л.Новоселова [ 24, с. 382]. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамидки, закрыть или открыть коробочку, влезть на стул, принести игрушку и т. д. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно - действенное. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи. Следующий этап связан с овладением речи окружающих. «Развитие мышления ребенка совершается, таким образом, в двух планах -непосредственно в действенном плане и в плане речевом. Оба этих плана, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом речевого мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием» С.Л.Рубинштейн [18,с.344]. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство. Так, полуторагодовалый мальчик словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма и т. д., это признаки наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание. На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается у детей в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем -трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития. Если в начале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно - действенное мышление в наглядно - образное. Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задачи все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным. Таким образом, существенной особенностью мышления ребенка является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит действуя. Другая характерная особенность детского мышления - его наглядность. Наглядность детского мышления проявляется в его конкретности. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми. При достижении ребенком школьного возраста отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Круг понятий все более расширяется и включает в себя все больше новых знаний. В этот период развития осуществляется переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, содержание понятий обогащается: ребенок познает многообразие свойств, признаков предметов, явлений, а также их связи между собой; он узнает, какие признаки являются существенными, а какие - нет. От более простых, поверхностных связей предметов и явлений школьник переходит ко все более сложным, глубоким, разносторонним. В процессе формирования понятий происходит развитие мыслительных операций. Школа учит ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию. Под воздействием школьного обучения развиваются необходимые качества мыслительной деятельности. Знания, приобретенные в школе, способствуют развитию широты и глубины мысли учащихся. С окончанием школы у человека сохраняется возможность развития мышления. Однако динамика этого развития и ее направленность зависят только от него самого. С.Л.Рубинштейн, изучая поэтапное развитие мышления, пришел к выводу, что «...развитие мыслительной деятельности начинается с «возраста вопросов», который может быть отнесен к дошкольному периоду, что развитие эмпирического рассудочного мышления типично для учащегося средней школы». В тоже время, «...высшие ступени, развиваясь, не вытесняют низших, а преобразуют их. Когда развивается теоретическое мышление, то ни сенсомоторное ( наглядно - действенное ), ни наглядно -образное мышление, конечно не исчезают, а преобразуются, совершенствуются, сами поднимаются на высшую ступень. Между ними создаются многообразнейшие, сложные, от случая к случаю индивидуально варьирующие взаимоотношения. Внутреннее противоречие и борьба между передовыми, только еще нарождающимися формами мышления и уже отмирающими формами, господствующими на предыдущей стадии, проходит через всю историю развития мышления». [18, с.371-372] 1.4. Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте. «Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие пределы манипулирования с окружающими предметами и общения с непосредственно окружающими людьми, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действенной форме. Он овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ним» А.Н.Леонтьев [24, с. 92]. Мышление ребенка связано с его знаниями. И к шести годам его умственный кругозор уже достаточно велик. В исследованиях, проведенных Н.Н.Поддьяковым и его сотрудниками, выявлены данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Были обнаружены две противоречивые тенденции. 1. В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. 2. В процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, гипотетических, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается - они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, старший дошкольник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно - действенную, наглядно - образную, словесно -логическую. Наглядно - действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметами, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем возрасте. Но старший дошкольник может прибегать к этому виду мышления, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало. Сюжетно - ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно - образного мышления. «Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных» Л.С.Выготский [24, с.296]. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам - заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами, и отпадает необходимость практического действия с ними. Главное в развитии мышления в дошкольном возрасте - это дальнейшее совершенствование наглядно -действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно - образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно - логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. «Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи» В.С.Мухина [ 12, с. 195]. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др. Обобщенные знания имеют большое значение для развития самого мышления - образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач. Приобретенные представления о существенных закономерностях дают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей. Постепенно представления ребенка приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Модельно - образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей. Но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, требующие выделения таких свойств, связей и отношений, которые нельзя представить наглядно, в виде образа. Эти задачи требуют развития логического мышления. Словесно - логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Речь непосредственно связана с развитием мышления, как в своей планирующей функции, так и в функции образования понятий. Как говорил Л.С.Выготский: «...язык является орудием мысли и, больше того, язык является орудием закрепления опыта» [11, с.283]. Речь как универсальная знаковая система играет особую роль в развитии абстрактного и логического мышления. Абстракция является необходимой составной частью всякого мышления, тем воспитанным в процессе развития личности приемом, который является необходимым условием и орудием его мышления. Именно логическое абстрактное мышление позволяет ребенку оторваться от воспринимаемого им конкретного предмета и выделить из него соответствующие, общие для целого ряда предметов признаки, а также установить причинно - следственную связь. Развитие словесно - логического мышления у детей проходит в несколько этапов. На первом ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Н.Н.Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста: 1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно -действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию. 2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для названия предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. 3. Задача решается в образном плане через манипулирование 4.Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач. 5.Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно - действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами. 6.Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами. Таким образом, пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, а преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Мыслительная деятельность уже в дошкольном возрасте функционирует на основе системности. В ней представлены и при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно - действенное, наглядно -образное и словесно-логическое (понятийное). 2.Глава. Эмпирическое исследование мышления дошкольников в группе «Фантазеры»/5-6лет/. 2.1. Организация и методы исследования мышления. Цель настоящего исследования заключается в исследовании мыслительных способностей детей старшей группы детского сада. Задачи исследования: 1. Провести психодиагностику мышления старших дошкольников; 2. Определить уровень сформированности наглядно - действенного мышления старших дошкольников; 3. Определить уровень сформированности образно - логического мышления и умственных операций анализа и синтеза у старших дошкольников. Объектом данного исследования является группа детей 5-летнего возраста в количестве 20 человек, которые посещают группу «Фантазеры» ДУ №21 города Бобруйска, Могилевской области, Республики Беларусь. Предметом исследования является психический процесс -мышление. Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики: -- для диагностики образно - логического мышления : 1.«Исключение лишнего»; 2.«Нелепицы». -- для диагностики наглядно - действенного: 1. «Вырежи фигуры». Данные методики взяты из единого сборника «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (тесты, методики, опросники)» составитель Е.В.Доценко. 1.Методика «Исключение лишнего» (предметный вариант) Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно - логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок ( Приложение №1), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов. 10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. 6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин. 4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин. 2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин. 0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов -высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла ~ низкий. 0-1 балл -- очень низкий. 2.Методика «Нелепицы» Предназначена оценить элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях, отношениях между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Определить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенку показывается картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными, сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть, на все отводится 3 минуты. (Приложение№2) Оценка результатов: 10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. 8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не сумел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 4 – 5 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц. Примечание: 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть. Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний ,2 – 3 баллов – низкий , 0 – 1 балл – очень низкий. 3.Методика «Вырежи фигуры». Методика предназначается для психодиагностики наглядно -действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры (Приложение№3). В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.(Приложение №3) Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках) и ножницы. Задание: вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) Оценка результатов: В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания. 10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а конуры вырезанных фигур не более чем на 1мм отличаются от заданных образцов. 8 — 9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1мм до 2мм. 6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. 4-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до б мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм. 2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм. 0-1 балл - ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла — низкий, 0-1 балл - очень низкий. 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. Проведя психодиагностику мышления старших дошкольников для определения уровня сформированности образно - логического мышления и умственных операций анализа и обобщения, и определения уровня сформированности наглядно - действенного мышления по методике «Исключение лишнего», «Нелепицы» и методике «Вырежи фигуры», были получены следующие результаты, которые представлены в таблице №1 (см. Приложение №4) и в таблице № 2. (см. Приложение №5), и в таблице №3 (см.Приложение №6) По полученным результатам, проведенных двух методик можно составить сводную таблицу уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста.(табл.№4). Показатели развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте. Таблица №4.
Из сводной таблицы результатов видно, что высокий уровень развития мышления имеют десять детей, что составляет 50% от общего количества испытуемых, средний уровень развития также десять детей (50%). Высокие показатели говорят о том , что уровень развития образно - логического и наглядно - действенного мышления данной группы испытуемых соответствуют возрастным показателям развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Рисунок 1 Графическое изображение данных демонстрирует, что уровень сформированности мышления детей старшего дошкольного возраста соответствует возрастным показателям. Выводы: 1.Мышление - это высший психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Это высшая ступень познания человеком действительности. Мышление - это своего рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Мышление подразделяют на теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно - образное и наглядно -действенное). Все виды мышления тесно взаимосвязаны и зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления всех видов. 2. Развитие мышления происходит поэтапно. На основе наглядно- 3. По результатам психодиагностического обследования дошкольников мышление. Дети оперируют понятиями; способны находить сходства и различия, систематизируют и группируют объекты по различным основаниям (умственные операции анализа и обобщения); в словесных рассуждениях выражают результаты собственного опыта. По показателям проведенных обследований по методике «Исключение лишнего» (таблица№1,приложения №4), «Нелепицы» ( таблица№2, приложение №5 и методике «Вырежи фигуру» (таблица№3,приложения№6) видно, что результаты исследования наглядно-действенного мышления немного ниже, чем результаты исследования образно-логического мышления. Это объясняется тем, что к началу старшего возраста у детей еще малый опыт работы с ножницами. Заключение. Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. «Отправляясь оттого, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии не дано. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях» СЛ.Рубинштейн, с.309]. Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. В данной работе была рассмотрена природа и основные виды мышления как высшего познавательного процесса, прослежено поэтапное развитие мышления в онтогенезе и развитие мыслительных процессов в дошкольном возрасте. Проведена психодиагностика мышления старших дошкольников по методикам «Исключение лишнего», «Нелепицы» целью, которых было исследование процесса образно-логического мышления и умственных операций анализа и обобщения и по методике «Вырежи фигуры» целью, которой было исследование наглядно-действенного мышления. Результаты исследований показали, что уровень развития мыслительных процессов у детей пятилетнего возраста соответствует возрастным показателям развития мышления в старшем дошкольном возрасте. Решая определенные мыслительные задачи, они рассуждают, высказывают суждения, задают вопросы, строят умозаключения и исходят при этом из определенных понятий о предметах и явлениях окружающего мира. Детский интеллект в этом возрасте функционирует на основе системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (простейшие виды логических рассуждений). Библиографический список. I. Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учеб.пособие/М.М.Безруких, 2.Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие/ Н.С.Глуханюк, Е.В.Дьяченко, С.Л.Семенова.- 3-е изд. - М.: МПСИ, 2006.- 224с. 3. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учеб. пособие/ М.В.Ермолаева, И.Г.Ерофеева.-М.:МПСИ,2006.-224с. 4. Ермолаева М.В. Психология развития.- 3-е изд., стереотип.- М.: МПСИ,2006.-376 с. 5.Зарудная А.А. Психология: Учеб. пособие / Под ред. А.А.Зарудной.- Мн.: Вышэйшая школа,1970.- 472с. 6.Коломинский Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пособие /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько.- 2-е изд. перераб. и доп.- Мн.: Ужверсггэцкае, 1999.- 324с. 7.Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980.- 352с. 8.Лукацкий М.А. Психология: Учебник/ М.А.Лукацкий, М.Е.Остренкова.- М.: Эксмо, 2007.-416 с. 9.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.-583с: ил.- (Серия «Учебник нового века»). 10. Менчинская А.М. Проблемы обучения, воспитания и психического II. МироненкоВ.В. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2004. -456с. 12.Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: МОДЭК, 1999. -640с. (Серия «Психологи Отечества» ). 13.Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. вузов: В 3-х кн. - 4-е изд. М. : Владос, 2004. - 606 с. 14.Новоселова СЛ. Генетические формы мышления.- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002.- 320с. (Серия «Библиотека психолога»). 15.Петровский А.В. Общая психология: Учебн. пособие для пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1970.-432с. 16.Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: Методики, тесты, опросники/Сост. Е.В.Доценко. - Волгоград: Учитель, 2008.- 297с: ил. 17.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2006.- 713с: ил.- (Серия «Мастера психологии»). 19 . Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Пособие для родит, и пед./А.Э.Симановский. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192с: ил. 20. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное 21.Старовойтенко Е.Б. Современная психология: Формы интеллектуальной жизни. - М.: Академический проект, 2001. - 544с 22.Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей: Пособие для родителей и педагогов/Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с. 23. Тугушев Р.Х. Общая психология: Учебник/ Под ред. Р.Х.Тугушева, ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Стимульный материал к методике «Исключение лишнего». ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Стимульный материал к методике «Вырежи фигуры» ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Показатели сформированности образно - логического мышления детей дошкольного возраста по методике «Исключение лишнего». Таблица № 1.
Из таблицы результатов видно, что очень высокий уровень развития образно - логического мышления имеют пять ребенка (что составляет 25%от общего количества испытуемых), высокий уровень - шесть ребенка (30%),средний уровень развития – девять детей (45%). Высокие результаты данной диагностики говорят о том, что уровень сформированности образно -- логического мышления данной группы испытуемых соответствует возрастным показателям развития мышления старших дошкольников. ПРИЛОЖЕНИЕ №5. Показатели сформированности наглядно - образного мышления детей дошкольного возраста по методике «Вырежи фигуры». Таблица № 3.
Из таблицы результатов видно, что очень высокий уровень развития наглядно - действенного мышления только у двух детей (что составляет 10% от общего количества испытуемых), высокий уровень у шестерых детей (30%), средний уровень у десяти детей(50%), низкий уровень у двух детей (10%). Данные показатели говорят о том, что уровень сформированности наглядно - действенного мышления данной группы испытуемых соответствует возрастным показателям развития мышления старших дошкольников. ПРИЛОЖЕНИЕ №4.Показатели сформированности образно - логического мышления детей дошкольного возраста по методике«Нелепицы» Таблица № 2.
Из таблицы результатов видно, что очень высокий уровень развития образно - логического мышления имеет один ребенок (что составляет 5%от общего количества испытуемых), высокий уровень - восемь детей (40%),средний уровень развития – одиннадцать детей (55%). Высокие результаты данной диагностики говорят о том, что уровень сформированности образно -- логического мышления данной группы испытуемых соответствует возрастным показателям развития мышления старших дошкольников. |