Курсовая работа: Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора 2
Название: Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора 2 Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет» Факультет: Энергетический Кафедра: теоретической и прикладной механики Специальность: Электрификации и авт с.х. Форма обучения: очная Курс: ЭА 201 КУЧАЕВ РУСЛАН МАРСОВИЧ Курсовая работа Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора «К защите допускаю» Руководитель: Ахмаров Р.Г. ___________________________ «____» ____________ 2008 Оценка при защите ____________________ ____________________ «____» __________ 2008 Уфа 2008
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4 1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА.. 4 1.1 Общий коэффициент полезного действия. 4 1.2 Вычисление мощности двигателя: 4 1.3 Плонумеруем валы и определим мощность на каждом валу: 4 1.4 Угловые скорости и частоты вращения валов. 5 1.5 Крутящие моменты на валах. 5 2 РАСЧЕТ ПРЯМОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ.. 6 2.1 Выбор материалов зубчатых колес и термической обработки: 6 2.2 Допускаемые контактные напряжения зубьев. 6 2.3 Допускаемые напряжения изгиба. 7 2.4 Определяем межосевое расстояние колес. 7 2.5 Определяем модуль передачи. 8 2.6 Определяем числа зубьев шестерни и колеса. 8 2.7 Определяем основные геометрические размеры шестерни и колеса. 8 2.7.1 Определение делительных диаметров. 8 2.7.2 Определяем диаметры вершин зубьев. 8 2.7.3 Определяем диаметры впадин. 8 2.7.4 Определяем ширину венца шестерни и колеса. 8 2.7.5 Проверяем величину межосевого расстояния. 8 2.8 Проверка зубьев на выносливость по контактным напряжениям.. 9 2.8.1 Определяем коэффициент расчетной нагрузки. 9 2.8.2 Определяем расчетные контактные напряжения. 10 3.1 Коэффициент эксплуатации передачи. 11 3.3 Расчетная мощность передачи. 11 3.5 Геометрические параметры передачи. 11 3.7 Проверка износостойкости шарниров цепи. 12 4 РАСЧЕТ ВЫХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА.. 13 4.2 Определение реакций в опорах вала. 13 4.3 Определение суммарных изгибающих моментов. 14 5 ПОДБОР И РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ.. 15 5.2 Определяем эквивалентную радиальную нагрузку. 15 6 ПОДБОР И ПРОВЕРКА ШПОНОК.. 16 6.1 По ГОСТ 23360-78 подбираем призматическую шпонку. 16 6.1.1 Проверяем длину шпонки из условия прочности на смятие. 16 6.2 Подбираем шпонку на выходной конец тихоходного вала под звездочку. 16 6.2.1 Проверяем длину шпонки из условия прочности на смятие. 16 7 РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА.. 17 8.2.1 Предельно допустимые уровни погружения колес в масляную ванну: 18 8.2.2 Теперь определим уровень масла от дна корпуса редуктора: 19 8.2.3 Объем масляной ванны.. 19 8.3 Способ контроля уровня смазки зубчатых колес. 19 10 Сборка узла ведомого вала. 21
Редуктор - механизм, служащий для уменьшения частоты вращения и увеличения вращающего момента. Редуктор законченный механизм, соединяемый с двигателем и рабочей машиной муфтой или другими разъемными устройствами. Редуктор состоит из корпуса (литого чугуна или стального сварного). В корпусе редуктора размещены зубчатые или червячные передачи, неподвижно закрепленные на валах. Валы опираются на подшипники, размещенные в гнездах корпуса; в основном используют подшипники качения. Тип редуктора определяется составом передач, порядком их размещения в направлении от быстроходного вала к тихоходному и положением осей зубчатых коле в пространстве. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Принцип действия зубчатой передачи основан на зацеплении пары зубчатых колес. Достоинством зубчатых передач является: высокий КПД, постоянство передаточного отношения и широкий диапазон мощностей. В настоящей работе произведен расчет механического привода, закрытой прямозубой цилиндрической передачи.
1.1 Общий коэффициент полезного действия
1.2 Вычисление мощности двигателя: По величине потребляемой мощности транспортера(
Находим частоту вращения выходного вала Определим требуемую частоту вращения Э.Д.: принимаем 1.4 По величине потребляемой мощности · серия 4А · тип 160М8/730 · асинхронная частота вращения Определяем общее передаточное число привода: 1.3Плонумеруем валы и определим мощность на каждом валу:
Где 1.4 Угловые скорости и частоты вращения валов.
ω1= π· ω2= π· ω3= π· 1.5Крутящие моменты на валах.Т1=Р1/ ω1=10,02·1000/76,4=131,15Нм, Т2=Р2/ ω2=10,34·1000/19,1=541,3Нм, Т3=Р3/ ω3=8·1000/8=1000Нм. Таблица 1.1 Параметры валов привода
2 РАСЧЕТ ПРЯМОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ 2.1 Выбор материалов зубчатых колес и термической обработки:Материал -Сталь 40 Шестерня
бВ = 950 МПа бВ = 850 МПа бТ = 750 МПа бТ =550 МПа ННВ = 260…280 ННВ = 230…260 2.2 Допускаемые контактные напряжения зубьев.Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни и колеса в прямозубой цилиндрической передаче:
В прямозубой цилиндрической передаче за расчетное допустимое контактное напряжение принимаем минимальное из значений: В данном случае: 2.3 Допускаемые напряжения изгиба
Принимаем
2.4 Определяем межосевое расстояние колес.Предварительный расчет межосевого расстояния выполняем по формуле 8.13 из учеб
Приведенный модуль упругости: Епр = 2,1·105 МПа. Коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния Коэффициент концентрации нагрузки при расчетах по контактным напряжениям Коэффициент относительной ширины зубчатого венца относительно диаметра По графику рисунка 8.15 [2] находим: Для нестандартных редукторов межосевое расстояние округляем по ряду Ra40 ([2] стр. 136). Принимаем а = 170мм . 2.5 Определяем модуль передачиm =(0.01…0,02) ·а=0,01·170=1,7мм Принимаем величину модуля m=2мм. 2.6 Определяем числа зубьев шестерни и колесаЧисло зубьев шестерни:
Число зубьев колеса: 2.7 Определяем основные геометрические размеры шестерни и колеса2.7.1 Определение делительных диаметровШестерни: d1 = m·z1 =2·34=68мм Колеса: d2 = m·z2 =2·136=272мм а = (d1 + d2 )/2= (68+272)/2=170мм 2.7.2 Определяем диаметры вершин зубьевШестерни: dа1 = d1 + 2m =68+2·2=72 мм Колеса: dа2 = d2 + 2m = 272+2·2=276 мм 2.7.3 Определяем диаметры впадинШестерня: df 1 = d1 – 2,5m = 68-2.5·2=63 мм Колесо: df 2 = d2 – 2,5m = 272-2.5·2=268 мм 2.7.4 Определяем ширину венца шестерни и колесаШирина колеса: Ширина шестерни:
2.7.5 Проверяем величину межосевого расстоянияaw = 0,5·m· (z1 +z 2 ) = 0,5·2·(34 + 136) = 170 мм Таблица 2.1 Параметры прямозубого цилиндрического зацепления
2.8 Проверка зубьев на выносливость по контактным напряжениям2.8.1 Определяем коэффициент расчетной нагрузкиКн = Кнβ х Кн v ([2] стр.127) Ранее было найдено: Кнβ =1,04 Для того, чтобы найти коэффициент динамической нагрузки по контактным напряжениям Кн v необходимо определить окружную скорость ведомого вала: Учитывая, что V2 = 2,6 м/с, по табл. 8.2 [2] назначаем 9ую степень точности. Далее по таблице 8.3 [2] находим Кн v = 1,17 Кн = 1,04 х 1,17 =1,21 2.8.2 Определяем расчетные контактные напряженияпо формуле
2.8.3 Проверочный расчет по напряжениям изгиба: расчет по шестерне.
КF – коэффициент расчетной нагрузки КFβ – коэффициент концентрации нагрузки КFV – коэффициент динамической нагрузки, по таблице 8.3 [2] Условие выполнено. 3.1 Коэффициент эксплуатации передачиКэ = Кд ·Ка ·Км ·Крек ·Кс ·Креж где Кд – коэффициент динамической нагрузки; Ка – коэффициент межосевого расстояния; Км – коэффициент наклона передачи к горизонту; Крек – коэффициент регулировки цепи; Кс – коэффициент смазки и загрязнения; Креж – коэффициент режима работы. Кд =1,2 Ка =1 Км =1 Крек =1 Кс =1,3 Креж =1 (табл. 13.2, 13.3,/2/) Кс – коэффициент числа зубьев; Креж – коэффициент частоты вращения Кэ = 1,2*1*1*1*1*1,3=1,56 3.2 Число зубьевZ1 =25 (c. 286, /2/). Z2 = Z1 ·U =25*2,9=72,5 принимаем равным 72 3.3 Расчетная мощность передачиРР =Р1 · Кэ · Кz · Кп где Р1 =7.16 кВт Кэ =1.56 Кz =1 Kп =1,1 РР =7.16*1.56*1*1,1=12.28 кВт 3.4 Выбор цепи:Приводная роликовая однорядная цепь ПР-25,4-56700: Рц =25,4 мм, d= 7,95 мм, B= 22.61 мм, [Pр ] =11 кВт (табл. 13.4,/2/). 3.5 Геометрические параметры передачиа=40*Рц =40 * 25,4=1016 мм Lр =130 На 5мм. уменьшаем и получаем а=1628.3 мм 3.6 Диаметр звездочек3.7 Проверка износостойкости шарниров цепи Р -удельное давление в шарнире цепи Ft - полезная нагрузка B= 22.61мм d= 7.95мм [P] – допускаемое давление в шарнире цепи. Работоспособность цепи обеспечена.
4.1 Проектный расчет вала
4.2 Определение реакций в опорах валаВ вертикальной плоскости: В горизонтальной плоскости: Ra
Rb
4.3 Определение суммарных изгибающих моментовРисунок 2 Эпюры моментов 5 ПОДБОР И РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ 5.1 Выбор подшипника.Учи Внутренний диаметр подшипника, в = 60 мм; Наружный диаметр подшипника, в =110 мм; Ширина подшипника, B = 22 мм; Фаска подшипника, r = 2,5 мм; Динамическая грузоподъемность: Cr = 52 кН Статическая грузоподъемность: Со =31 кН 5.2 Определяем эквивалентную радиальную нагрузку по формуле: RE = (XVRr +YRa ) ∙ Кб ∙ Кт (16.29 [2]) Для чего находим суммарную радиальную реакцию в опоре Д: При этом по табл. 16.5 [2]: Коэффициент радиальной силы Х = 1 Коэффициент осевой силы Y = 0 По рекомендации к формуле 16.29 [2]: К Кб = 1,3 – коэффициент безопасности; RE = 1 ∙ 1 ∙ 4762,5 ∙1,3 ∙ 1 = 8863,4Н 5.3 Определяем расчетную долговечность (ресурс) подшипника (ч): p - показатель степени р=3-для шариковых радиальных подшипников а23 - коэффициент, характеризующий совместное влияние на ресурс подшипника качества металла колец, тел качения и условия эксплуатации. а23 = 0,75 5.4 Оцениваем пригодность намеченного типоразмера подшипника Подшипник пригоден, если расчетная долговечность больше или равна требуемой: L 10 ah ≥ L ! 10 ah L ! 10 ah – требуемая долговечность L 10 ah =13831ч> L ! 10 ah =7500ч т.к. расчетная долговечность больше требуемой, то поэтому данный подшипник обозначением 212 пригоден для работы. 6 ПОДБОР И ПРОВЕРКА ШПОНОК
6.1 По ГОСТ 23360-78 подбираем призматическую шпонку под цилиндрическое колесо. Диаметр вала под колесо dк = 65 мм; Длина ступицы колеса dстк = 68 мм; Выбираем шпонку в х h x l = 18 х11 х 70
|