Реферат: Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с ОНР
Название: Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с ОНР Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с ОНР. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с ОНР. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. У детей с ОНР отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании вербальных парафазий, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Свою работу по формированию у детей лексико-грамматических категорий я начала с обследования детей первого года обучения, где были выявлены различные нарушения лексико-грамматической стороны речи и намечены следующие задачи: - развитие понимания устной речи; - практическое усвоение способов словообразования; - усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными; - образование относительных прилагательных; - образование простейших синонимов и антонимов; - употребление в речи предлогов. Для успешного решения этих задач я систематизировала речевой материал по основным лексико-грамматическим темам в соответствии с « Программой коррекционного воспитания и обучения» Т.Б. Филичевой, Г. Чиркиной. Материал предоставлен на карточках, на каждой из них несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме, решающих поставленные задачи. Этот материал используется мною при проведений занятий и воспитателями по закреплению основных лексико-грамматических тем. Учитывая роль игры в дошкольном возрасте и ее значении в речевом развитии, совместно с воспитателями подобраны и изготовлены дидактические игры различного содержания с учетом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по разному, что способствовало бы закреплению знаний детей. Это игры на словоизменение: «Один-много», «Кто что любит», «Что ты надеваешь?», «Кому что?», «У кого детеныши», «Отбери не ошибись», «Назови правильно». Игры на обогащение глагольного словаря: »Кто что делает?», «Измени слово», «Скажи наоборот» Игры на правильное употребление числительных: »Посчитай», «Кому сколько?», «Продолжи счет». Игры на закрепление наречий: »Когда это делаем?», «Где сосед?», «Найди флажок». Игры по работе над предложениями с предлогами: «Что где растет?», «Кто где сидит?», «Чего не хватает?», « Поможем Незнайке». Игры на обогащение активного и пассивного словаря по разным темам: лото « Овощи-фрукты», « Транспорт», « Дикие и домашние животные», « Профессии», « Цветы» и др. Игры проводились с детьми как индивидуально, так и с подгруппами, как в первую половину дня, так и после обеда, во время самостоятельной игровой деятельности, а так же включались и в занятия. Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексико-грамматического строя речи детей, логопедическая работа проводимая в детском саду, совмещалась с работой с семьей. Для родителей был проведен практикум:» Игры с мячом, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи». Тренинги по проблемной теме: » Особенности словообразования у детей с ОНР», « Учимся употреблять предлоги», « Слова-друзья и слова-неприятели», С начала учебного года использую в своей работе совместное художественное творчество родителей с детьми. В качестве домашнего задания родителям предлагаю изготовить пособие по лексической теме с целью закрепления пройденного материала. Сделанное в семье пособие непременно используется на занятии. Это стимулирует родителей к участию в речевой деятельности, повышает качество речи ребенка. С целью обогащения и активизации словаря организованы тематические копилки по временам года: «Осень! Осень! В гости просим!», « Здравствуй, гостья-зима!», « Идет весна, красна, ясна!», « Лето красное». В « Уголке логопеда» вывешивались памятки и рекомендации для родителей по ознакомлению с игровыми приемами, направленными на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепления грамматических навыков. Промежуточная динамика по формированию лексико-грамматических категорий показала, что в результате проведенной работы улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя речи: дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; уточнилось значение действий; улучшились показатели в подборе определений к существительным; согласовании их в роде, числе; расширился активный словарь по лексическим темам. Таким образом, можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы. 01. 04. 10. Учитель-логопед: Демина О.В. |