Реферат: Финансово-промышленные группы в России

Название: Финансово-промышленные группы в России
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Министерство образования и науки рф

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экономико-математический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика организаций»

на тему «Финансово-промышленные группы в России»

студента курса

Научный руководитель:

Содержание

Введение

1 Понятие финансово-промышленных групп

1.1 Понятие и структурные элементы финансово-промышленных групп

1.2 Причины появления финансово-промышленных групп

1.3 Классификация финансово-промышленных групп

1.4 Участники финансово-промышленных групп

2 Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп

2.1 Основные финансово-промышленные группы на мировых рынках

2.2 Конкуренция на мировых рынках

3 Финансово-промышленные группы в России: проблемы и перспективы развития

3.1 Первые шаги по созданию финансово-промышленных групп в России

3.2 Финансово-промышленные группы и государственная поддержка

3.3 Настоящее и будущее финансово-промышленных групп в России

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

В развитом рыночном хозяйстве большое распространение и немалое значение имеют всевозможные объединения финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов (финансового и промышленного) достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.

В настоящее время в России имеется мощный, но не удовлетворяющий в достаточной степени потребностям общества промышленный комплекс. Его состояние усугубилось разрушением существовавших при плановой экономике хозяйственных связей, отсутствием зрелой рыночной инфраструктуры, потерей российскими товаропроизводителями значительной части внутреннего рынка, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятий. Сложившаяся в промышленности ситуация создала предпосылки для образования финансово-промышленных групп в Российской Федерации. В 1994 г. зарегистрированы первые финансово-промышленные группы.

Цель данной работы - рассмотреть, что представляют собой финансово-промышленные группы, выявить их значение и влияние на экономику страны. Необходимо также отразить их развитие в России, отметить существующие проблемы и показать перспективы. Особенно важно при этом руководствоваться опытом зарубежных стран, где сращивание финансового и промышленного капиталов происходит уже довольно длительное время.

1 Понятие финансово-промышленных групп

1.1 Понятие и структурные элементы финансово-промышленных групп

Согласно Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (далее «Закон)» под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, эффективности производства, расширение рынков сбыта товаров и услуг, создание рациональных технологических и кооперационных связей, увеличение экспортного потенциала, ускорение научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест.

Финансово-промышленные группы могут организовываться двумя способами. Как основное и дочерние общества, то есть через приобретение входящими в нее компаниями акций друг друга (1-й способ). При этом одна компания может владеть контрольными пакетами акций остальных – дочерних предприятий – или же входящие в ФПГ фирмы произведут обмен пакетами своих акций и, таким образом, будут взаимно-сестринскими предприятиями. Второй способ организации ФПГ – через учреждение центральной компании, которая или вновь создается, или используется уже существующая, и которая выполняет функции управления, координации и так далее в пределах группы, а также уполномочена выступать от имени всего объединения. Иными словами, к такому типу относятся группы, участники которых объединяют свои капиталы и создают единую акционерную компанию.

Для участников финансово-промышленной группы, организованной с образованием центральной компании, характерно отсутствие явного лидера объединения. Такая ситуация часто встречается когда консолидированные капиталы участников объединения приблизительно равны. В этом случае управлением группой занимается центральная компания, а фирмы-участницы находятся в равном положении относительно друг друга. Чаще всего потенциальным лидером в таком союзе фирм выступает финансово-кредитная организация, например, банк. Данная ситуация также может сложиться, если банк является материнской компанией по отношению к другим фирмам, входящим в объединение.

В настоящее время интегрированные формы организации бизнеса часто имеют в качестве лидера и специальную компанию. Например, в финансово-промышленной группе – центральная компания, которая выступает от имени всей группы, то есть в данном случае под "специальной компанией" следует понимать фирму, стоящую во главе объединения, главной задачей, которой является управление интегрированной структурой, координация действий ее участников, а также, возможно, и способность выступать от лица всей такой структуры.

Финансово-промышленные группы проходят государственную регистрацию в соответствии с федеральным законом №190 "О финансово-промышленных группах'' от 30.11.1995 г. Однако не все интегрированные структуры, являющиеся по сути финансово-промышленными группами, регистрируются в этом качестве. Тем не менее, создание, деятельность и ликвидация официальных ФПГ регулируется российским законодательством.

1.2 Причины появления финансово-промышленных групп

Российские финансово-промышленные группы - явление сначала придуманное, а лишь потом состоявшееся. Много и подробно говорить о ФПГ стали за несколько лет до их появления - еще в СССР в разгар перестройки. Тогда стала очевидной бесперспективность системы административного управления промышленностью, и возник вопрос о том, чем же ее заменить. Один из вариантов ответа был - заменить промышленными группами, которые должны быть межотраслевыми и формироваться вокруг предприятий-лидеров, находящихся на уровне лучших мировых стандартов или превосходящих их. Считалось, что несколькодесятков таких групп, получивших приоритетный доступ к качественным ресурсам, освобожденных от бюрократического контроля и одновременно пользующихся всеми формами государственного покровительства, станут локомотивами, которые втянут СССР в XXI век.

Второй всплеск интереса к группам, уже финансово-экономическим, произошел в 1992-93 гг., когда стало ясно, что в российской экономике все решают деньги, а деньги уже у частных банков. Тогда многие руководители промышленных предприятий, главным образом не самых успешных, а также представляющие их интересы общественные и политические деятели выдвинули примерно следующую идею: государство должно, используя властные рычаги, заставить банки вступить в некоторые тесные альянсы с группами промышленных предприятий, одновременно обеспечив таким альянсам большие льготы. Среди наиболее активных лоббистов этой идеи было довольно много влиятельных в то время общественных и политических организаций: Российский союз промышленников и предпринимателей (А.Вольский), Лига содействия оборонным предприятиям (А.Шулунов), Гражданский союз и т.д.

Во второй половине 1993 г. произошел переход от слов к делу. Во-первых, процесс формирования ФПГ начался снизу, во-вторых, государство предоставило, или по крайней мере декларировало предоставление им некоторых льгот. Появившийся в декабре 1993 г. указ Президента РФ подвел нормативную базу под существование ФПГ. Затем в ноябре 1995 г. Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах”.

Рост числа официальных ФПГ (т.е. получивших соответствующий статус при включении их в Государственный реестр финансово-промышленных групп) происходил следующим образом: в 1993 г. зарегистрирована 1 ФПГ; 1994 г. - 6; 1995 г. - 21; 1996 г. - 18; в 1997 г. – более 30. К началу 1998 г. их число превысило 80. Количество промышленных предприятий, входящих в их состав, перевалило за 1000, количество банков около 100.

Если брать отраслевой разрез, то лидерами по числу ФПГ являются химическая промышленность и металлургия. ФПГ действуют также в электронной промышленности, авиастроении, золотодобыче, строительной промышленности, автомобилестроении, легкой промышленности и других отраслях.

1.3 Классификация финансово-промышленных групп

Создание финансово-промышленных групп осуществляется не­сколькими способами: по инициативе участников, по решению госу­дарственных органов, по межправительственным соглашениям. Наи­более распространенным является добровольное объединение капи­талов отдельных участников и учреждение акционерного общества, представляющего собой вновь созданную организационную структу­ру со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствую­щей юридической и хозяйственной ответственностью. Вторым спо­собом является добровольная передача участниками создаваемой фи­нансово-промышленной группы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организа­ций, которые в результате этого становятся участниками финансово-промышленной группы. Подобное приобретение пакетов акций не всегда носит добровольный характер и может быть органически свя­зано с процессами слияний и поглощений одних компаний другими.

Тенденции формирования финансово-промышленных групп от­ражают закономерности развития мирового производства и носят уни­версальный характер. К таким закономерностям относятся: концент­рация капитала (слияния и поглощения, создание стратегических аль­янсов); интеграция промышленного и финансового капитала; дивер­сификация форм и направлений деятельности. В этом же ряду нахо­дятся глобализация деятельности (распространение товаров и услуг, создание дочерних структур на наиболее привлекательных зарубеж­ных рынках), интернационализация капитала (рост транснациональ­ных компаний, привлечение зарубежных инвестиций и т. д.). Необхо­димо выделить и секьюритизацию активов компаний, использование новейших информационных технологий, распространение междуна­родных стандартов регулирования национальных рынков (капитала, товаров, услуг, труда).

ФПГ - крупные интегральные структуры разных видов, в кото­рых финансовые институты играют не меньшую роль, чем производ­ственные. Они организуются как по принципу горизонтальной — объ­единение многопрофильных производств, так и вертикаль­ной интеграции - по технологическим цепочкам. Созда­ние ФПГ подразумевает объединение «под одной крышей» трех струк­тур: финансовой — банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информационно-рекламные подразделения; производственной — производственные предприятия; коммерческой - внешнеторговые компа­нии, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.

Таким образом, создание ФПГ подразумевает объединение под од­ной крышей трех структур — финансовой, производственной и коммер­ческой, каждая из которых представляет совокупность предприятий.
Финансово-промышленные группы имеют следующие пре­имущества:

1. возникают новые возможности для оптимального использова­ния и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;

2. создаются реальные возможности для структурной перестрой­ки производственных подразделений группы;

3. происходит укрепление технологических связей между различны­ми этапами — от добычи сырья до выпуска конечной продукции;

4. улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновацион­ных проектов.

1.4 Участники финансово-промышленных групп

ФПГ представляет собой группу предприятий, учреждений, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединивших свои капиталы на определенных условиях. Несмотря на то, что ФПГ подлежит государственной регистрации, она не становится отдельным юридическим лицом. ФПГ состоит из участников - самостоятельных юридических лиц, являющихся самостоятельными субъектами права, и под деятельностью финансово-промышленной группы понимается деятельность ее участников. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участиекоторых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса вфинансово-промышленной группе.


2 Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп

2.1 Основные финансово-промышленные группы на мировых рынках

В странах с высоко развитой рыночной экономикой ФПГ играют весьма важную роль и занимают значительное место в народном хозяйстве. Целью их создания является стремление эффективно воздействовать на рынок посредством контроля над производственно-распределительным циклом из одного центра. К примеру, комплекс “Ривер-Руж”, хозяином которого был Генри Форд, в начале XX века охватывал весь процесс производства автомобилей - от выплавки стали до выпуска готовой машины.

Особенно интересным является регулирование деятельности ФПГ в развитых странах, которое может принимать различные формы:

1. Координация деятельности участников посредством холдинговой компании. Пример - концерн Ф.Флика (ФРГ). В его состав входит 49 компаний, в т.ч. 17 финансовых. Он представляет собой группировку крупных фирм олигополистического типа. Концерн располагает собственной банковской компанией и опирается в своей деятельности на “Немецкий банк”.

2. Роль координатора могут выполнять траст-фонды и банк (группа Рокфеллера, например).

3. Единство участников ФПГ обеспечивается через взаимное владение акциями. Такая форма распространена в Японии. Перекрестное владение акциями предотвращает захват со стороны иностранных капиталистов. Центральный орган координации деятельности - совещания президентов фирм, проводящиеся секретно. Закрытость касается даже повестки дня.

Взаимоотношения участников ФПГ в развитых странах можно свести к сотрудничеству и конкуренции. Участие в группе не устраняет возможности самостоятельного развития фирм, а, следовательно, и конкурентных противостояний между ними.

Международная финансово-промышленная группа представля­ет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Чем выше степень ин­тернационализации капитала ФПГ, тем при прочих равных условиях, большее число зарубежных отделений входит в ее структуру. Харак­терно, что за рубеж выносятся не только производственные подразде­ления финансово-промышленных групп, как это наблюдалось ранее, но и их финансовые звенья, что способствует ускорению проведения финансовых операций группы, позволяет использовать особенности рыночной конъюнктуры в различных странах с максимальнымэффектом (разные курсы валют, неодинаковые темпы инфляции, налого­вые льготы и т. д.).

Состав участников ФПГ с течением времени изменяется. Слияния и поглощения крупнейших корпораций резко активизировались на Западе в 70 - 90-х годах. Некоторая часть слияний и поглощений происходит в рамках одной и той же ФПГ.

Обосновывая обязательность ФПГ нужно отправляться от особенностей российского производства и от мирового опыта. Мировая практика ФПГ показала: финансово-промышленные группы экономически целесообразны. Они обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

Мировая практика свидетельствует, что финансово-промышленные группы имеют большие возможности в решении не только этой проблемы, но и в оздоровлении экономики в целом.

2.2 Конкуренция на мировых рынках

Мировой рынок – сфера международного баланса спроса и предложения на экспортируемые и импортируемые товары. Мировое хозяйство имеет товарный характер, мировые рынки подчиняются тем же объективным экономическим законам, что и внутренние рынки, однако конъюнктура мировых рынков и ценообразование имеют некоторые особенности. На мировых рынках конкуренция гораздо более жесткая и монополии встречаются гораздо реже, чем на внутренних рынках. Состояние мирового товарного рынка определяется взаимодействием совокупного спроса и совокупного предложения (объемов производства всех товаров в национальных и международных масштабах в зависимости от обобщенной мировой цены на них).

Международная конкуренция – особая форма взаимодействия и борьбы на мировом рынке между национальными и транснациональными производителями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции и получения наибольшей прибыли. Международная конкурентоспособность страны – способность страны в условиях свободного рынка производить товары и услуги, отвечающие мировым требованиям при одновременном сохранении или повышении реальных доходов своих граждан. Начиная с 80-х годов 20 века, регулярно проводятся оценки конкурентоспособности стран мира.

Производительность труда остается одним из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке. В об­рабатывающей промышленности России этот по­казатель в середине 90-х годов был в среднем в 5-6 раз ниже, чем в промышленно развитых, и при­мерно в 3—4 раза ниже, чем в новых индустриаль­ных странах.

С конца 80-х годов в мировой экономике нача­лось определенное выравнивание национальных условий производства в обрабатывающей про­мышленности развитых и новых индустриальных стран благодаря сближению уровней производительности и оплаты труда. В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товаров и его новизна (в чем находит выражение, в частности, наукоемкость изделий). Не секрет, что по качеству большинство российских опро­шенных товаров уступает изделиям из западных и некоторых развивающихся стран.Большинство стран мира обеспечивают повы­шение конкурентоспособности своих товаров пу­тем внедрения инноваций, разработки высоко­технологичных продуктов, производство кото­рых невозможно без использования научно-технического потенциала.

Сравнительный анализ экономики пятнадцати крупнейших мировых торговых держав показал, что нововведения и новаторство являются одним из основных источников их конкурентной мощи на мировой арене. В мировой практике все шире используется комплексный показатель - затраты на инновации. Он отражает способность страны к инновационной деятельности и, кроме величины расходов на НИОКР, учитывает расходы на ди­зайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри стра­ны и за рубежом, степень защиты интеллектуаль­ной собственности, развитость сферы образова­ния (к сожалению, не поддаются количественной оценке культура предпринимательства, частная инициатива, желание рисковать).

С момента создания и в процессе функциони­рования каждая промышленная и коммерческая компания поставлена перед проблемой обеспече­ния конкурентоспособности, в том числе междуна­родной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на миро­вом рынке путем сопоставления с соответствую­щими показателями зарубежных фирм-конку­рентов.

К важным конкурентным преимуществам от­носятся рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень произво­дительности труда, эффективность стратегичес­кого планирования и управления фирмой, ее спо­собность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных пре­имуществ, чем благоприятнее предпосылки для ее успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять в отдельных сегментах этого рынка.

3 Финансово-промышленные группы в России: проблемы и перспективы развития

3.1 Первые шаги по созданию финансово-промышленных групп в России

Финансово-промышленные группы - явление сравнительно новое в российской экономике. Их возникновение свидетельствует о формировании крупного слоя финансово-экономических отношений. Что удалось на сегодня сделать по созданию ФПГ? Какова нормативно-правовая база их деятельности?

До декабря 1995 года финансово-промышленные группы формировались на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г., в котором были предусмотрены меры государственной поддержки групп и определенные ограничения. Во исполнение Указа были приняты соответствующие постановления Правительства 23 мая 1994 г. №508 и 19 июня 1994 г. №707, которые затрудняли создание ФПГ массой формальных препятствий. Например, запрещалось включение в группу крупных предприятий с большой численностью занятых и т.п.

30 ноября 1995 года был принят Федеральный закон РФ “О финансово-промышленных группах”, основывающийся на уже действующих нормативных актах. Однако этот закон исключает и заменяет их некоторые положения. Принятие закона, призванного регулировать деятельность ФПГ, может только приветствоваться. Учитывая значение ФПГ за рубежом, есть основания полагать, что в России ФПГ переместятся с горизонта в эпицентр экономики, чему в немалой степени будет содействовать принятый закон. Однако некоторые, в частности, кандидат экономических наук В.В.Болотин, считают, что не все острые вопросы нашли отражение в вышедшем в свет законе, что по ряду направлений не удалось продвинуться вперед и учесть многие высказываемые в ходе обсуждения замечания. Но тем не менее, законодательство продвинулось далеко вперед в этой области, и принятие закона, безусловно, будет способствовать дальнейшему формированию и развитию финансово-промышленных групп в России.

Какие выводы были сделаны по итогам первых лет деятельности ФПГ? Выводы следующие:

1) Без государственного вмешательства в организацию ФПГ не обойтись. Но надо до минимума сократить влияние чиновников в этот процесс.

2) Многие ФПГ созданы на базе упраздненных управлений министерств и ведомств. Это вызывает опасение, т.к. это могут быть дутые, бутафорные ФПГ, неэффективные для экономики.

3) ФПГ, осуществляющие инвестиционные проекты, могут удачно вписаться в ситуацию, возникшую после инвестиционных торгов. Сочетание этих процессов - проведения инвестиционных торгов и создания ФПГ - может принести большую пользу экономике.

В настоящее время все существующие финансово-промышленные группы отличаются друг от друга, но объединяют их общие направления в совершении практики формирования ФПГ:

1. Снятие искусственных ограничений на создание эффективных объединений финансового и промышленного капитала.

2. Разработка механизма оперативной государственной поддержки ФПГ в приоритетных направлениях.

3. Отказ о льгот и стимулов ФПГ в других промышленных сферах.

4. Подготовка кадров управленцев качественно нового уровня.

5. Выработка единого методологического подхода к государственному регулированию процессов формирования ФПГ.

Таким образом, в нашей стране создана необходимая правовая база по деятельности финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области формирования и развития ФПГ. Надеемся, что существующие недоработки будут устранены в ближайшее время, и финансово-промышленные группы будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.

3.2 Финансово-промышленные группы и государственная поддержка

Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.

В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ государство должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.

Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом:

1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.

2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.

3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия.

4. Разрешение продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости.

5. Единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

6. Осуществление экспортно-импортных операций предприятиями-участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии гарантии банка-члена ФПГ).

7. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ.

8. Предоставление отсрочки до завершения сделки по уплате таможенных платежей при проведении экспортных и импортных операций.

9. Образование инвестиционных и стратегических фондов ФПГ с направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.

10. Создание фондов ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости, НИОКР) с направлением в них обязательных отчислений.

11. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.

Если хотя бы некоторые меры будут воплощены в жизнь, это окажет стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство активно содействует процессу формирования и развития ФПГ.

3.3 Настоящее и будущее финансово-промышленных групп в России

По данным сайта «Ассоциации Финансово-Промышленных групп России» в ФПГ объединяются юридические лица различных организационно-правовых форм собственности. Большинство групп создано по отраслевому принципу. Так, в области химической и нефтехимической промышленности действуют финансово-промышленные группы: «Нефтехимпром», «Русхим», «Эксохим», «Волжская компания», «Восточно-Сибирская группа», «Интерзимпром», «Арамиды и технологии», «Нива Черноземья», «Демидовский стиль», «Интеррос» и др.;

В строительстве и строительной индустрии – «Объединенная промышленно-строительная компания», «Средуралстрой», «Приморье», «Жилище», «Росстро»;

В агропромышленном комплексе и производстве сельскохозяйственной продукции – «Сибирь», «Зерно-мука-хлеб», «Центр-Регион», «Союзагропром», «Единство», «Каменская агропромышленная финансовая группа», «Беловская», «Корпорация Гравсредуралпродукт»;

В черной металлургии – «Объединенная горно-металлургическая компания», «Носта-Трубы-Газ», «Магнитогорская сталь», «Металлоиндустрия», «Вторметинвест», «АтомРудМет», «Тульский промышленник»;

В цветной металлургии – «ТаНАКо», «Интеррос»;

В автомобилестроении (включая выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования) – «Сибагромаш», «Нижегородские автомобили», «Донинвест»;

В общем машиностроении – «Святогор», «РОССА-ПРиМ», «Специальное транспортное машиностроение», «Тяжэнергомаш», «Точность», «Гормашинвест», «Контур»;

В пищевой промышленности – «Сибирь», «Зерно-мука-хлеб», «Центр-Регион», «Союзагропром», «Единство», «Каменская агропромышленнаяфинансовая группа», «Беловская»;

В легкой промышленности – «Трехгорка», Консорциум «Русский текстиль», Текстильный холдинг «Яковлевский», «Русская меховая корпорация», «Союзпроминвест»;

В приборостроении и радиоэлектронике – «Уральские заводы», «Сибирь», «РОССА-ПРиМ», «Точность», «Авангард», «Промприбор», «Оптроника», «Оборонительные системы»;

В лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – «Вятка-Лес-Инвест», «Славянская бумага», «Металлоиндустрия», «Кузбасс», «Эльбрус», «Российский алмазный союз»;

В самолетостроении – «Российский авиационный консорциум», «Двигатели НК», «Авико-М», «Аэрофин»;

В судостроении - «Скоростной флот», «Морская техника», «Дальний Восток».

На основе оборонных производств созданы ФПГ «Точность», «Специальное траспортное машиностроение», «Оптроника», «Оборонительные системы» и др.

Многие ФПГ имеют экспортную направленность. В некоторых из них в различных формах участвуют иностранные партнеры.
Активную роль ФПГ играют в ускорении интеграционных процессов в странах – участницах СНГ. Среди официально зарегистрированных транснациональных (межгосударственных) ФПГ, основанных на кооперационных связях с предприятиями Белоруссии, Украины, Киргизии, Таджикистана, Молдавии, и Латвии, можно отметить: «Нижегородские автомобили», «Транснациональная финансово-промышленная группа «Славянская бумага», «Транснациональная финансово-промышленная группа «Аэрофин» и другие, действующие в сферах ТЭК, химической, металлургической и атомной промышленности, организации производства по углубленной переработке алюминия, в области переработки сырья для целлюлозно-бумажного производства, а также химических волокон.

По способу формирования все ныне действующие российские ФПГ (прошедшие процедуру официальной регистрации и созданные в соответствии с Федеральным Законом РФ «О финансово-промышленных группах») можно разделить на два вида: сформированные по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д.) на основе межправительственных соглашений; образованные в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе; рыночными методами консолидации пакетов акций).

Но на практике эти пути редко реализуются в чистом виде. Зачастую в каждой из созданных групп использованы комбинации возможных вариантов.
В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов. И совсем немного - по решению властей (федеральных, республиканских, областных, муниципальных), а также по межправительственным соглашениям. В зависимости от способа и формы внутригруппового строения и управления деятельностью, наиболее привлекательной формой интеграции являются «мягкие» ассоциативные структуры, основанные на развитии внутренних договорных отношений: союз, ассоциация, консорциум (95%); что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока (5%).


Заключение

Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур - одно из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

В настоящее время возникли объективные условия для формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.

Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных потенций, вообще не существует. Важно поэтому, прежде всего, трезво определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может дать российской экономике в ее нынешнем состоянии.

Есть надежда на то, что формирование новых организационных структур в нашей стране, в частности, финансово-промышленных групп, позволит преодолеть структурный кризис и стать на путь стабилизации отечественной экономики.


Список использованных источников и литературы

1. И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова Экономика организации (предприятий), учебник. Москва, 2005

2. В.Я. Горфинкель Экономика предприятия. Учебник. Москва, 2007

3.http://www.afpgrossii.ru/

4.