Реферат: Закон спроса и закон предложения. Закон денежного обращения
Название: Закон спроса и закон предложения. Закон денежного обращения Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||
Содержание 3. Закон денежного обращения. 19 Список использованной литературы.. 23 ВведениеВ мире известны и действуют два типа законов: юридические и естественные. Юридические законы принимаются, утверждаются, навязываются людям со стороны государства, общества в виде обязательных правил и норм поведения. Естественные законы, к которым относятся физические, химические, биологические, экономические, социальные (морально-этические), либо заданы самой природой, либо выработаны опытом жизни и деятельности людей. Физические, химические, биологические законы, действующие в природе объективно, независимо от воли и сознания людей, есть данность, которую приходится познавать и учитывать. Иное дело - законы экономические и, тем более, социальные, включая психологические. В них проявляются объективные и субъективные начала, что в особенности наблюдается в психологии и социологии. В условиях рыночной экономики действия отдельных, самостоятельных хозяйствующих субъектов координируются с помощью цен. Цены формируются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения товаров. Данная тема посвящена характеристике этих важнейших составляющих рынка - спроса и предложения. Также в данной работе рассматривается закон денежного обращения. 1. Закон спросаЗакон спроса и закон предложения – это два классических закона рыночной экономики, которые имеют непосредственное отношение к психологии экономического поведения потребителей и производителей, продавцов и покупателей. Спрос - это запрос фактических или потенциальных покупателей, потребителей на приобретение товара за имеющиеся у них. предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателей в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуга в определенном количестве и. с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона. Количественным измерителем спроса на товар служит величина, объем спроса. Объем спроса означает физическое количество товара, которое покупатели (потребители) готовы приобрести в данное время по определенной цене. Величину спроса обычно связывают с определенным рынком, на котором представлен данный товар. Если рассматривается совокупность рынков, то говорят о совокупном спросе на данный товар, а если изучается спрос на многие или все товары в масштабах региона страны, то речь идет о совокупном спросе на эти товары. Зависимость между ценой и объемом спроса можно изобразить в виде графика. Полученная на графике кривая DD (от англ., demand — спрос) называется кривой спроса. Каждая точка этой кривой отражает зависимость величины спроса от уровня цены, где Р — от англ., рrice — цена; Q — (от англ , quantity) — количество. Рис. 1. Кривая спроса Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится с 15 р. за штуку до 35 р., то величина спроса уменьшится с 40 до 15 штук. Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения: для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести; для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара. И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость — обратная. Она формулируется в виде закона спроса: Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара. QD =f(P) Как объяснить эту закономерность? На первый взгляд этот закон кажется очевидным. Тем не менее, он требует объяснения. Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов. В подавляющем большинстве случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым; широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня издержек по ликвидации товара, могут служить примером снижения ценового барьера. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш. Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. Представьте себе, что вы находитесь в жаркий полдень на пляже и вас мучает жажда. Этим воспользуются предприимчивые люди и предложат вам купить бутылку «фанты». Удовольствие, или полезность, полученное вами от первой выпитой бутылки, будет очень велико. Вторая принесет вам меньшее удовольствие, т.е. предельная полезность ее будет меньше; а вот третью бутылку большинство из вас согласится купить только при условии, если вам ее предложат по более низкой цене, так как ее предельная полезность будет очень низка, а для кого-то станет даже отрицательной. Рассмотренные аргументы дают нам возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т.е. имеет отрицательный наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси. Из этого правила бывают исключения. Эффект Гиффена. Английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837—1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация была названа эффектом Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон. Другие факторы, влияющие на спрос. Рассматривая влияние цены на величину спроса, мы упростили ситуацию по сравнению с тем, что происходит в реальной жизни. Мы считали, что прочие факторы, которые влияют на величину спроса, остаются неизменными. Построим рядом с прежней кривой DD новую кривую спроса D'D'. Рис. 2. Сдвиг кривой спроса График показывает, что произошел сдвиг кривой спроса вправо, что свидетельствует об изменении спроса. Теперь мы должны сделать существенное уточнение двух понятий — спроса и величины спроса — и провести различие между ними. Изменение величины спроса вызывается только изменением цены данного товара и может быть проиллюстрировано движением по точкам кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точку В и С на кривой DD показывает, что снижение цены товара ведет к росту величины спроса. Изменение же спроса, его рост или уменьшение, найдет отражение в новом положении кривой спроса относительно первоначального. Рост спроса, например вследствие увеличения доходов, сдвинет кривую спроса вправо, а уменьшение доходов приведет к снижению спроса, кривая спроса в этом случае сместится влево. Какие же факторы приводят к сдвигу кривой спроса, т. е. вызывают увеличение или уменьшение спроса? 1. Уровень дохода покупателей. Влияние этого фактора мы уже проанализировали. Здесь нам остается уточнить, что рост доходов покупателей неодинаково влияет на спрос на разные типы товаров. Различают «низшие» и «нормальные» товары. К «низшим» товарам относят те блага, которые приобретаются, как правило, людьми с низкими доходами. Это менее ценные товары, хотя качество их может быть хорошее. Например, к «низшим» товарам можно отнести крупу, хлеб, макароны, товары «сэконд-хэнд», услуги по ремонту обуви и т.д. С ростом доходов населения спрос на «низшие» товары сокращается, кривая спроса сдвигается влево. Люди меньше покупают хлеба, маргарина, круп, заменяя их фруктами, овощами, мясом, сливочным маслом, отказываются от ремонта сносившейся обуви, покупая новую, и т. д. «Нормальные» товары — товары более ценные, более полезные. Их потребление отражает высокий уровень благосостояния людей. Если доходы потребителей возрастают, они увеличивают покупку «нормальных» товаров, таких, как мясо ценные сорта рыбы, овощи, фрукты, спортивный инвентарь услуги бюро путешествий и т. д. Спрос на них возрастает кривая спроса сдвигается вверх вправо. 2. Вкусы и предпочтения потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей меняются довольно часто. Они зависят от успешно проведенной рекламной кампании, разъяснительной работы (например, о вреде курения), маркетинговых мероприятий, связанных со стимулированием сбыта, появления новинок производства, изменения моды, сезона года. 3. Спрос на товары будет изменяться, если изменяются цены на другие товары, каким-либо образом связанные с данным товаром. В этой связи необходимо провести различие между взаимозаменяемыми и дополняющими товарами. Взаимозаменяемые товары — это группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, различные средства для стирки белья, те или иные виды прохладительных напитков и т. д. В случае если значительно увеличится цена на стиральные порошки, спрос на мыло вырастет, так как оно окажется относительно дешевле. Тогда кривая спроса на мыло сдвинется вправо. При уменьшении цены на «Пепси-колу» спрос на «Фанту» сократится и кривая спроса на «Фанту» переместится влево. Дополняющие товары — это товары, которые не могут потребляться один без другого. Примерами дополняющих товаров могут служить фотоаппараты и фотопленка, магнитофоны и кассеты, теннисные ракетки и теннисные мячи и т. д. Если увеличится цена на теннисные ракетки, то спрос на мячи упадет. Тогда кривая спроса на теннисные мячи сдвинется влево. 4. Ожидание изменения доходов и цен. Спрос на товары связан с ожидаемыми людьми изменениями доходов и цен. Если принимается решение о повышении заработной платы в предстоящем месяце, то люди до того, как вырастут их доходы, начнут больше покупать товаров. Они откажутся от части своих сбережений, совершат отложенные покупки, что вызовет рост спроса на товары. Такой же эффект вызывает и ожидание роста цен. В этом случае люди постараются запастись товарами впрок и истратить деньги, которые, как ожидается, в ближайшее время обесценятся. Спрос на товары возрастет, независимо от того, дороги они или дешевы. 5. Изменение числа покупателей. Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей. Так, если лоток с мороженым подвезти к зданию школы, многие школьники, проходя мимо, захотят купить это лакомство, так как не надо будет бежать на перемене к ближайшему универсаму. В этом случае спрос на мороженое возрастет. Будет больше куплено как недорогих его сортов, так и тех, которые стоят дороже. Увеличение рождаемости вызовет рост спроса на товары детского ассортимента. Ценовая эластичность спроса . В экономической теории мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги, называется ценовой эластичностью спроса или эластичностью спроса по цене. Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%. Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на них упадет на 15% или при снижении цены на 25% величина спроса повысится на 40%, говорят, что спрос на этот товар окажется эластичным по цене. Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 49%, а объем спроса снизится только на 19%, можно будет сделать вывод, что спрос на растительное масло неэластичен по цене. Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для предпринимателей, целью которых является увеличение дохода, или выручки от продажи товара, которую можно подсчитать, умножив цену одной единицы товара на количество реализованных товаров: Y=PxQ где Y — доход, или выручка от продажи товаров; Р — цена единицы товара; Q — количество проданного товара. Если спрос на товар эластичен, как в рассмотренном случае с велосипедами, то можно составить следующую схему: если Р↑, то Q↓; в большей степени, чем растет цена, или если Р↓; , то Q↑ в большей степени, чем падает цена (стрелки показывают соответственно рост (↑) или снижение (↓)). В случае же, когда спрос неэластичен, например спрос на все сорта растительного масла, то если P↓, то Q↑ в меньшей степени, чем снижается цена, или если Р↑, то Q↓ в меньшей степени, чем растет цена. Следовательно, производители велосипедов для увеличения доходов должны снизить цены на них, а производители растительного масла, наоборот, повысить. Проиллюстрируем эластичность спроса по цене с помощью кривых спроса. Рисунок показывает, что в результате снижения цены на 1/3 — с 6 р. до 4 р. — объем спроса вырос в 2 раза — с 3 единиц товара до 6 единиц, что привело к росту дохода с 18 до 24 р. Следовательно, спрос на данный товар оказался эластичным. Рис. 3. График кривой спроса, когда спрос эластичен График показывает, что при цене 6 р. объем спроса равен 3 единицам товара. Когда цена снизилась до 4р., объем спроса вырос до 6 единиц. Площадь прямоугольника P1 D1 Q1 О показывает величину дохода, когда цена равна 6р., а площадь прямоугольника P2 D2 Q2 O— доход, когда цена равна 4р. В первом случае площадь прямоугольника меньше, чем во втором. На рис.4 имеем пример неэластичного спроса, так как снижение цены в 2 раза привело к незначительному увеличению спроса — всего на 1/3, поэтому общий доход производителей уменьшился с 18 до 12 p. Рис. 4. График кривой спроса, когда спрос неэластичен Снижение цены с 6р. до 3 р. привело к тому, что объем спроса вырос с 3 до 4 единиц товара. Снижение цены привело к падению дохода от продажи товара, т. е. площадь P1 D1 Q1 О>P2 D2 Q2 О. Особый случай представляет собой единичная эластичность спроса. Она предполагает, что повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%. Следовательно, единичная эластичность подразумевает, что любое изменение цены товара или услуги сопровождается обратно пропорциональным изменением величины спроса на данный товар (услугу). Кривая спроса при единичной эластичности представляет собой гиперболу (рис.5). Рис. 5. График кривой спроса при единичной эластичности График показывает, что понижение цены в 2 раза ведет к увеличению объема спроса в 2 раза. Площади прямоугольников равны, т. е. выручка от продажи товаров остается неизменной при любой цене. Сведем выводы, сделанные нами на основании анализа рисунков, в таблицу (табл. 1). Она дает основание сделать вывод о том, что когда цены и доход изменяются в противоположных направлениях, следует говорить об эластичном относительно цены спросе. Если же доход и цены изменяются в одном направлении, спрос относительно цены неэластичен. В случае когда изменение дохода не происходит при изменении цен, мы имеем дело со спросом, характеризующимся единичной эластичностью. Таблица 1. Зависимость изменения цен и дохода от типа эластичности.
Существует два крайних случая эластичности, когда кривая ведет себя вопреки действию закона спроса (обратной зависимости величины спроса от цены). Эти случаи на практике встречаются редко. Совершенно эластичный спрос В первом случае имеет место совершенно эластичный спрос. При совершенно эластичном спросе при данной установившейся цене можно продать определенное количество товара в каком-то диапазоне спроса (например, от 0 до Qn ). В этом диапазоне потребители готовы покупать любое количество товара по цене Р1 .Но они откажутся покупать товар, если цена будет выше P1 . В качестве примера можно рассмотреть рынок сельскохозяйственной продукции, на котором много продавцов и покупателей и каждый продает и покупает небольшую долю однородной продукции. Допустим, на этом рынке продается пшеница. По установившейся рыночной цене предлагается к продаже большое количество пшеницы. Но стоит кому-то из продавцов лишь незначительно повысить цену, как объем его продаж сведется к нулю, так как все покупатели станут приобретать такую же по качеству пшеницу у его конкурентов по установившейся цене. Поэтому спрос на пшеницу отдельного продавца будет совершенно эластичен. Совершенно неэластичный спрос Рис. 6. Графики совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса Другой крайний случай характеризует противоположную ситуацию — совершенно неэластичный спрос. Совершенно неэластичный спрос означает, что объем спроса на товар остается неизменным при любой цене, т. е. объем спроса не реагирует на изменение цены в любом направлении. Такое возможно, когда потребитель не может отказаться от покупки определенного количества какого-то товара. Например, для больных сахарным диабетом жизненно необходимы ежедневные инъекции инсулина, без них больные могут погибнуть. Поэтому они вынуждены покупать лекарство по любой цене. То же самое делают люди, страдающие пристрастием к наркотикам. Они могут пойти на тяжкие преступления, чтобы достать денег для приобретения нужной им дозы наркотика. В рассмотренных примерах кривая спроса будет стремиться к вертикальной линии, идущей параллельно оси цен. График совершенно эластичного спроса представляет собой прямую линию, параллельную оси абсцисс. График совершенно неэластичного спроса представляет собой линию, параллельную оси ординат. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Почему спрос на одни товары эластичен, а на другие неэластичен? Объясняется это действием целого ряда факторов. 1. Наличие заменителей . Чем больше у товара заменителей, тем более эластичным оказывается спрос на него. Например, если подорожают все сорта стиральных порошков, то хозяйственное мыло станет относительно дешевле, и хозяйки станут покупать больше мыла и меньше порошка. Спрос на стиральный порошок окажется эластичным. Еще более эластичным спрос окажется в том случае, если цена будет изменяться на какой-то определенный, конкретный сорт порошка. Например, если порошок «Тайд» подорожает, а цены на «Ариэль », «ОМО», «Новый лоск» и другие не изменятся, подавляющее большинство хозяек предпочтут«Тайду » другие сорта, которые теперь окажутся дешевле. Спрос на « Тайд » резко снизится. Если же заменителей товару нет, спрос на него будет неэластичным. Сколько бы ни дорожал проезд в метро, число поездок почти не сократится, так как подавляющее число жителей Москвы, Петербурга и других городов, где существует метрополитен, не может приобрести себе автомобиль или ходить на работу пешком, а наземные виды общественного транспорта во многих случаях не смогут служить равноценной заменой метро из-за несоответствия их маршрутов потребностям пассажиров и низкой скорости. Поэтому спрос на услуги метро неэластичен по цене. 2.Степень необходимости данного товара для потребителя. Чем более необходим товар, тем ниже степень эластичности спроса на него. Скажем, бензин для автомобилистов является товаром первой необходимости. Если цена на бензин повысится, владельцы автомобилей не смогут отказаться от его покупки, некоторые из них ограничат эксплуатацию своего автомобиля, но это приведет лишь к незначительному сокращению покупок бензина, и ничтожно малое число владельцев машин решатся продать автомобиль. Поэтому спрос на бензин неэластичен. С другой стороны, существует ряд товаров, относящихся для рядового покупателя к разряду предметов роскоши: изделия из драгоценных металлов, дорогие импортные гарнитуры мебели, меха и т. п. Для людей со средними доходами спрос на эти товары будет эластичным относительно цены. Но для людей с высокими доходами подобные товары являются предметами престижа, и случается так, что при повышении их цены объем спроса не только не сокращается, но и может возрасти. 3. Степень эластичности спроса на товар зависит и от того, какую долю в бюджете потребителя составляют расходы, связанные с покупкой этого товара. Мыло, зубная щетка и зубная паста сравнительно недороги, расходы, связанные с покупкой этих предметов, составляют незначительную долю в доходах среднего россиянина, поэтому повышение цен на них не отразится существенным образом на бюджете его семьи. Следовательно, спрос на эти товары неэластичен. С другой стороны, стоимость автомобиля, мебели достаточно высока, доля ее в бюджете потребителя значительна, поэтому спрос на эти товары эластичен по цене. 4. Фактор времени также оказывает влияние на эластичность спроса. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как люди постепенно находят заменители подорожавшему товару, а порой и меняют свои привычки и пристрастия в потреблении. Так, при значительном увеличении арендной платы за жилье в краткосрочном периоде объем спроса не изменится, но постепенно определенная часть людей подыщет себе более скромное жилье, меньшего размера. Если закон спроса выражает реакцию покупателей на величину цен и их изменение, то закон предложения отражает поведение продавцов товара в зависимости от цен и их динамики. Перейдем к рассмотрению закона предложения. 2. Закон предложенияПокупатели — лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, — многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение. Предложение— это зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар. Собираясь заняться бизнесом, предприниматель должен применить свои знания и способности в каком – то определенном деле. Например, предприниматель имеет склонность к кондитерскому делу. Но прежде чем его желание приведет к появлению реальных тортов на прилавках магазинов, ему нужно убедиться, что для этого у него имеются необходимые условия. Возможность производства любого товара связана прежде всего с получением прибыли. Это значит, что, прежде чем начать свой бизнес, предприниматель должен установить, что его затраты будут ниже, чем существующие на рынке цены на товар. Только в этом случае можно рассчитывать на получение прибыли. Теперь рассмотрим, от чего же зависит величина предложения. Так же как и величина спроса, она будет определяться величиной цены. Повышение цены сопровождается ростом величины предложения. Например, если цена 10 р. за штуку товара, то величина его предложения составит 2 шт. Повышение цены до 30 р. приведет к тому, что величина предложения вырастет до 31 шт. Определяя величину предложения, нужно так же, как и при выявлении величины спроса, фиксировать место и время покупок и продаж товаров, так как в другое время или в каком-либо ином месте тем же значениям цен может соответствовать иной объем предложения. Зависимость между ценой и объемом предложения можно изобразить графически. Рис. 8. Кривая предложения Величина предложения – то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время. Кривая предложения показывает, что рост цены сопровождается ростом величины предложения. Например, точка А показывает, что цене 15 р. соответствует объем предложения 10 шт. товара, цене 30 р. — 30 шт. и т. д. Повышение цены будет сопровождаться движением соответствующей точки вверх, например от точки А до точки В. Полученная на графике кривая SS (от англ , supply — предложение) называется кривой предложения. Каждая точка этой кривой показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения. При этом кривая предложения имеет, в отличие от кривой спроса, положительный наклон. Положительный наклон свидетельствует, что между величиной предложения и ценой товара существует прямая зависимость, которая характеризует действие закона предложения: При прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги). Таким образом, согласно закону предложения, с ростом цены товара величина предложения растет, а уменьшение его цены вызовет падение объема предложения. Чем объясняется действие закона предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, т. е. обосновать достоверность закона предложения, можно выдвинуть следующие аргументы. 1. Когда цена на товар растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся и предприниматели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увеличит объем предложения. 2. Рост объема предложения связан с ростом цены товара еще и потому, что производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнительная продукция будет производиться, если будет расти цена товара. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной, дополнительной, единицы продукции. Факторы, влияющие на предложение. До сих пор речь шла об изменении величины предложения, т. е. того количества товара, которое производители намерены и могут произвести при определенной величине цены этого товара. Это можно проиллюстрировать, двигаясь по кривой предложения SS от точки А к точке В (рис.8). Это говорит о том, что величина предложения является прежде всего функцией цены товара: QS =f(P) Но в реальной жизни предложение изменяется не только под влиянием изменения цены производимого товара. Существует и ряд факторов, вызывающих рост или уменьшение предложения, которые не связаны с изменением цены данного товара. Рассмотрим случай изменения предложения. 1. Цены на ресурсы. Предположим, что производители теперь покупают для производства своей продукции более дешевое сырье. Поскольку покупка его требует меньше затрат, при прежних ценах на выпускаемые изделия, производители с разным первоначальным уровнем затрат имеют возможность произвести больше продукции. Как на это отреагирует график кривой предложения? Построим новую кривую предложения рядом со старой (рис.9). Рис. 9. Сдвиг кривой предложения. Новая кривая предложения S'S' расположена правее прежней, что свидетельствует о росте предложения. При уровне цены 10 р. величина предложения составляет 10 шт. то вара, а не 2, как раньше; при цене 40 р. величина предложения составляет 50 шт. товара, тогда как прежде она равнялась 40 шт. Следовательно, факторы, не связанные с ценой данного товара, вызывают изменение предложения, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо, если предложение растет, или влево, если оно падает. 2. Изменение в технологии производства . Если ручной труд заменить машинами, произойдет увеличение производительности труда и, следовательно, предложение товара вырастет, кривая предложения сдвинется вправо. 3. Налоги и дотации . Производители рассматривают увеличение налогов как рост издержек производства. Чрезмерное увеличение налогов на прибыль приведет к сокращению производства, так как сделает его менее выгодным. Кривая предложения сдвинется влево. Дотации — это «издержки наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства либо отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо. 4. Цены на другие товары. Часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других товаров. Так, повышение цен на йогурт переключит производителей с изготовления кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится, кривая его предложения сдвинется влево. 5. Ожидания изменения цен . В условиях инфляции ожидание повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в кратковременном и долговременном периодах. В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма, зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%, постарается попридержать товар на складе хотя бы на 3 дня, зная, что через 3 дня продаст его на 1,5% дороже. Следовательно, в кратковременном периоде предложение сократится, и кривая предложения сдвинется влево. В долговременном же периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли. Кривая предложения будет сдвигаться вправо. 6. Рост числа производителей . Ценовая эластичность предложения . Если ценовая эластичность спроса — это реакция покупателей на изменение цены, то ценовая эластичность предложения — это реакция на изменение цены со стороны производителей. Мы выяснили, что между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Эластичность предложения позволяет определить степень реагирования производителей различной продукции на изменение цены. Ценовая эластичность предложения показывает, насколько изменится в процентном отношении величина предложения при изменении цены товара (услуги) на 1 %.Предложение эластично, если при изменении цены на 1% его объем изменится более чем 1%. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается аналогично тому, как рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене: где Eps – коэффициент ценовой эластичности предложения; Q — изменение объема предложения; Р — изменение цены. Например, при изменении цены на тюльпаны с 0,7 до 1,2 гульденов за штуку величина их предложения увеличилась с 200 тысяч шт. до 280 тысяч шт. Эластично или неэластично по цене предложение тюльпанов? Рассчитаем коэффициент эластичности: Предложение тюльпанов неэластично по цене. Рассчитывая коэффициент ценовой эластичности предложения, обратите внимание на то, что он всегда имеет положительный знак, так как между ценой и величиной предложения всегда существует прямая зависимость. По этой же причине цена и объем выручки изменяются в одном и том же направлении. От чего же зависит степень реагирования величины предложения на цену? Фактор времени. Прежде всего, основную роль здесь играет фактор времени. Если при изменении цены спрос может отреагировать мгновенно, то в случае с предложением мгновенная реакция, как правило, исключается. Дело в том, что для изменения предложения необходимо осуществить ряд преобразований в производстве. Одни из них могут быть проведены быстро, а для других нужны месяцы или даже годы. В связи с этим при анализе эластичности предложения выделяют три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Эластичность предложения в краткосрочном периоде. Представьте себе, что из ближайшего агрообъединения привезли на рынок 6 тонн зрелых томатов. Поскольку томаты — продукт скоропортящийся, продавец заинтересован продать их как можно быстрее. Допустим, что рыночная конъюнктура сложилась в пользу поставщика: объем спроса на томаты высок, что при неизменном объеме предложения вызвало рост цен. Но в краткосрочном периоде продавцы не в состоянии отреагировать на выросшие цены увеличением объема предложения, и, располагая в данный момент шестью тоннами томатов, они не смогут продать ни на один килограмм больше. Предложение в краткосрочном периоде окажется совершенно неэластичным по цене. Эту ситуацию можно проиллюстрировать с помощью графика. Рис. 10. Предложение в краткосрочном периоде График предложения представляет собой линию, параллельную оси ординат. Несмотря на повышение цены с P1 до P2 и выше, предложение, будучи абсолютно неэластичным в краткосрочном периоде, остается равным величине Qs . В среднесрочном периоде кривая предложения имеет некоторый наклон, что отражает известную реакцию объема предложения на изменение цены. Рис. 11. Эластичность предложения в среднесрочном периоде Рисунок демонстрирует кривую эластичного предложения, т. е. степень изменения объема предложения в долгосрочном периоде выше, чем величины цены. Приведенные примеры показали, что эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени. С учетом значения временного фактора при анализе степени ценовой эластичности предложения можно выделить и еще ряд факторов, объясняющих различную степень эластичности предложения в том или ином случае. 1. Наличие или отсутствие резервов производства. Если производственные мощности загружены не полностью, а часть рабочих работает неполный рабочий день, у предприятия есть возможность достаточно быстро отреагировать на повышение Цен на производимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение в этом случае будет эластичным. Если же Неиспользуемые мощности и трудовые ресурсы отсутствуют, 0 понадобится много времени для того, чтобы построить новые или расширить действующие участки производства оснастить их дополнительным оборудованием, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае предложение в краткосрочном периоде будет неэластичным. Рис. 12. Эластичность предложения в долгосрочном периоде 2. На степень эластичности предложения большое влияние оказывают характер и тип производимого товара или услуги. 3. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции. Но в этом случае необходимо, чтобы это позволил характер продукции. Практическое применение теории эластичности. Эластичность спроса и поведение фирм. Ранее уже отмечалось, что знание теории эластичности необходимо прежде всего представителям маркетинговых служб фирм. Оно дает возможность построить ценовую стратегию, принять верное решение относительно того, снижать или повышать цены, если целью фирмы является увеличение дохода. Теперь мы можем уточнить, что менеджер фирмы должен уметь учесть, что эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Эластичность спроса на продукцию фирмы, как правило, выше, чем эластичность рыночного спроса на данный вид продукции в целом. Это объясняется наличием у покупателя выбора на рынке между различными видами схожего товара. 3. Закон денежного обращенияМежду обращающейся денежной массой, перемещающейся от покупателя к продавцам, и товарной массой перемещающейся от производителей и продавцов к покупателям товара, имеются определенные соотношения, связи которые носят условный характер и потому могут быть названы законом денежного обращения. Этот закон носит макроэкономический характер, отражает процессы в масштабе страны. Пусть общая масса наличных и безналичных денег, обращающихся в стране в течение определенного периода времени, равна М, а масса обращающихся за то же время товаров равна Q . Представим условно всю товарную массу Q в виде одного товара, который реализуется по цене Р за товарную единицу. Очевидно, что процесс купли-продажи этого товара порождает необходимость «уравновешивания» денежной и товарной массы посредством цены Р, призванной сделать обмен товаров на деньги эквивалентным. Это означает, что количество денег, обращающихся в стране в течение определенного периода, должно быть равно денежной стоимости проданных за данный период товаров. Последняя же равняется произведению количества товара Q на цену единицы товара Р. Математически условие соответствия денежной и товарной массы выражается зависимостью: M = Q * P Если учесть, что одна и та же денежная масса М может быть использована в процессе закупок товара Q многократно, так как за рассматриваемый период, например год, деньги способны сделать V оборотов, условие сбалансированности денежной и товарной массы приобретает вид: M * V = Q * P Это и есть уравнение денежного обращения, выражающее в математической форме суть закона денежного обращения. Оно именуется также уравнением Инвинга Фишера. Данное соотношение остается справедливым и в условиях, когда в процессе купли-продажи участвуют множество товаров, продаваемых по разным ценам. В подобной ситуации правая часть уравнения денежного обращения получает вид: где Q – количество проданного i -го товара, Pi – цена единицы i - го товара, n – общее количество видов продаваемых товаров. Закон денежного обращения можно трактовать как закон соответствия между обращающейся в стране денежной массой и денежной стоимостью обращающейся товарной массы. Закон денежного обращения отражает по своей сути монетаристскую концепцию денег и товарную природу цены. Из закона денежного обращения следует, что, регулируя денежную массу в обращении, государство способно влиять на цены. В силу крайне агрегированного характера показателей массы денег в обращении, товарной массы и цены, входящих в уравнение денежного обращения, определить их количественные значения весьма трудно. Поэтому, несмотря на свою математическую запись, закон денежного обращения представляет скорее не количественное, а качественное соотношение. В нем не отражено обращение "нетоварных" денег. В то же время закон денежного обращения, выражающий товарную природу денег, позволяет преодолевать распространенный денежный фетишизм, психологический феномен самоценности денег, заключающийся в придании им ценности вне связи с товарами. Из закона денежного обращения следует, что товаров Р связана с массой денег в обращении М зависимостью: P =( M * V )/ Q Из этой зависимости однозначно вытекает, что если количество товаров Q и скорость обращения денег V остаются неизменными, то увеличению денежной массы М сопутствует эквивалентный рост цен товаров Р, то есть увеличение массы денег в обращении ведет к инфляции, падению ценности денег. Иначе говоря, деньги обладают ценностью в той мере, в которой они подкреплены созданием товаров, приобретаемых на эти деньги по заданной цене. Выпуск «нетоварных» денег не обогащает страну, не решает проблем бедности, низкой доходности, необеспеченности людей благами. Дополнительная денежная эмиссия в наличной и безналичной формах должна сопровождаться адекватным ростом производства товаров и услуг. В связи с этим распространенное массовое убеждение, что государство способно улучшить жизнь людей, просто выдавая им больше денег, следует считать порочным. Государство должно, прежде всего, заботиться о росте товаров и услуг для внутреннего потребления и экспорта, увеличении на этой основе национального дохода, что дает возможность увеличить массу денег в обращении и, соответственно, денежные доходы граждан, не опасаясь при этом инфляции. В то же время из закона денежного обращения следует, что масса денег в обращении должна быть достаточной для обслуживания товарооборота, обеспечения платежеспособного спроса на товары и услуги. Иногда государство в целях «разогрева» экономики прибегает к ограниченному выпуску дополнительной массы денег, используемых для выплаты заработной платы, социальных пособий для оплаты государственных заказов, с тем, чтобы увеличивать спрос на товары и услуги, возбудив тем самым рост производства. Существует ряд психологических особенностей денежного обращения, не находящих непосредственного отражения в уравнении Фишера. К ним, в частности, относятся: - предпочтение денег в виде «твердой» валюты какболее устойчивых, надежных; - изъятие части денег из обращения в качестве запаса и гарантированного резерва на случай возникновения непредвидимых запросов; - перевод денег из сферы обращения в другие сферы, где они способны приносить более высокие доходы; - использование теневого денежного оборота, не отражаемого в банковских счетах, балансах, официальной документации. ЗаключениеВ условиях свободной рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары. Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Спрос и предложение являются важнейшими категориями экономического анализа, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой. Рынок сводит продавцов и покупателей. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. Из закона денежного обращения следует, что деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывное движение в сфере обращения, и это движение связанное, прежде всего с исполнением функций средства и платежа, называется денежным обращением. А денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. В основе денежной системы находится денежное обращение, под которым понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий обращение товаров и услуг, движение капитала. Обращение денег не происходит стихийно - оно подчиняется определенным законам. Их знание позволяет оперативно реагировать на или иные изменения, принимать соответствующие решения и воздействовать на экономическое развитие. Эти правила обращения называются законами денежного обращения. Список использованной литературы1. Беккер Г.С. Человеческое поведение. Экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 2. Райзберг Б.А. Психология в экономике и управлении. М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 2005. 3. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М.: ЮНИТИ, 1999. 4. Экономическая психология./под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2000. |