Реферат: Акцизы, их роль и функции в налоговой системе

Название: Акцизы, их роль и функции в налоговой системе
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Введение

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и пивной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию, в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. Печально известна попытка царя Алексея Михайловича установить высокий акциз на соль, которая закончилась его отменой в результате народных "соляных" бунтов. В период первой мировой войны после запрета торговли спиртными напитками для восполнения недополученных доходов от производства и реализации алкоголя были резко повышены акцизы на табак, спички, керосин. В период НЭПа существовало огромное количество всевозможных акцизов на чай, кофе, сахар, соль, табак, спички, нефтепродукты, текстильные изделия.

Таким образом, на протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе России, прежде всего как крупный фискальный источник.

Целью данной контрольной работы является освещение понятий акцизов, более подробное знакомство с ними.

1. Акцизы в налогообложении

1.1. Понятие, значение и роль акцизов

Акцизы — это вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф.

Акцизы возникли в X—XI вв., когда акцизному обложению впервые стали подвергаться спиртные напитки. На протяжении последующих столетий взимание акцизов с крепких напитков получило широкое распространение. В 1817 г. взимание в России акцизов с крепких напитков было упорядочено принятием устава о питейном сборе, который определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов обложения. В 1838 г. был установлен акциз на табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848 г. в России был впервые введен акциз на спички, а с 1887 г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.

Значение акцизов в доходах государства неуклонно возрастало, и к началу XX в. они обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов. Объектами обложения выступали предметы первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т. д.) и товары массового потребления (спиртные напитки, табачные изделия).

После Октябрьской революции рост натурализации хозяйственных отношений привел к резкому снижению акцизного обложения и его приостановлению с начала 1920 г. В период НЭПа акцизное обложение было восстановлено, а доходы из этого источника в отдельные годы достигали 20% от всех налоговых доходов государственного бюджета. С укреплением планового хозяйства и административных рычагов воздействия на экономическую деятельность роль акцизов неуклонно снижалась, а налоговая реформа 1930 г. полностью ликвидировала все акцизы. В начале 90-х годов XX в. в связи с происшедшими в России политико-экономическими пре­образованиями вновь возникла потребность в акцизах как источнике доходов государственного бюджета.

В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно Правительством РФ. В настоящее время к таким товарам относятся:

· спирт этиловый из всех видов сырья,

· водка,

· ликеро-водочные изделия,

· вина,

· пиво,

· табачные изделия,

· автомобили,

· ювелирные изделия,

· нефть и нефтепродукты.

Регулирующее значение акцизов несколько меньше, чем других косвенных налогов. Акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый (кроме пищевого) целиком зачисляются в федеральный бюджет. Акцизы на спирт этиловый из пищевого спирта, водку, ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы распределяются в равной пропорции между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Акцизы на остальные товары полностью поступают в бюджеты субъектов Федерации.

Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 1997 г. в федеральный бюджет поступило акцизов в сумме 50,4 млрд. руб., или 1,9% от ВВП. В 1999 г. запланировано поступление акцизов в сумме 87,1 млрд. руб., что составляет 21,8% ко всем налоговым доходам федерального бюджеты и равнозначно 2,2% к ВВП.

1.2. Объекты обложения акцизами

В соответствии с федеральным законом 06.12.91 №1993-1 «Об акцизах» в РФ акцизами облагаются следующие товары:

· спирт этиловый из всех видов сырья;

· спиртосодержащая продукция (исключая денатурированную);

· алкогольная продукция;

· пиво;

· табачные изделия;

· ювелирные изделия;

· нефть, включая стабилизированный газоконденсат;

· бензин автомобильный;

· легковые автомобили

· отдельные виды минерального сырья, в соответствие с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 №808 «О видах минерального сырья, подлежащего обложению акцизами»

При этом не подлежат обложению акцизами:

· коньячный спирт, спирт - сырец и виноматериалы, производимые по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на предприятиях, прошедших государственную регистрацию согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции";

· денатурированная спиртосодержащей продукция (денатурированный спиртосодержащая продукция, которая содержит денатурирующие добавки, не исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовленная не в соответствии с установленной федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией, облагается акцизами в общеустановленном порядке);

· спиртосодержащие лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;

· спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе;

· парфюмерно - косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию;

· спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке, прошедшие государственную регистрацию (спиртосодержащие отходы, не подлежащие дальнейшей переработке, облагаются акцизами в общеустановленном порядке);

· ювелирные изделия (за исключением обручальных колец), являющиеся предметами культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении;

· подакцизные товары, являющиеся продуктами переработки подакцизных видов минерального сырья, предусмотренные соглашениями о разделе продукции, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

Налогоплательщики, производящие как облагаемые, так и не облагаемые акцизами товары, должны обеспечивать раздельный учет затрат по производству и реализации, а также объемов реализации (в натуральном выражении) облагаемых и не облагаемых акцизами товаров.

1.3. Исчисление ставки акцизов

Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости подакцизных товаров, либо в рублях на единицу измерения подакцизной продукции. Сетка акцизных ставок дана в Федеральном Законе от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики». Максимальная ставка в рублях предусмотрена для трубчатого табака —168 руб. за 1 кг, максимальная ставка в процентах установлена для ювелирных изделий -15%. Ставки акцизов на энергоносители устанавливаются Правительством РФ.

Объект обложения зависит от типа ставок акцизов. Если ставки акцизов установлены в процентах, то налогооблагаемая база определяется исходя из отпускных цен подакцизных товаров без учета косвенных налогов.

Для предприятий, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, стоимость этих товаров определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде.

Если на подакцизные товары установлены твердые ставки акцизов, то объектом обложения является объем реализованных или произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении.

При натуральной оплате труда подакцизными товарами, при их обмене или безвозмездной передаче, а также при реализации по ценам ниже рыночных стоимость подакцизных товаров для целей налогообложения определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза или рыночных цен с учетом акциза.

Сумма акциза по товарам, на которые установлены ставки в процентах, определяется плательщиком по формуле:

С = Н ´ А: (100% – А) ,

где С — сумма акциза;

Н — объект обложения;

А — ставка акциза в процентах.

С суммы денежных средств, получаемых предприятиями в виде финансовой помощи или для пополнения фондов специального назначения, которые облагаются в доле, приходящейся на подакцизные товары в общем объеме производимой продукции, сумма акциза определяется по формуле:

С = Ц ´ А,

Где Ц — рыночная цена с учетом акциза или сумма полученных денежных средств;

А — ставка акциза.

При использовании в качестве сырья подакцизных товаров, по которым уже был уплачен акциз, общая сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по готовому товару, уменьшается на сумму акциза за сырье, использованное для его производства.

Аналогичный порядок предусмотрен в случае возврата покупателями подакцизных товаров.

В налоговом расчете облагаемый оборот указывается исходя из отпускных цен с учетом акцизов или объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

От уплаты акцизов освобождается продукция, экспортируемая за пределы стран—членов СНГ. Для получения этой льготы необходимо представить в налоговый орган следующие документы: экспортный контракт, платежные, грузовые и товаросопроводительные документы.

Если поставки товара в дальнее зарубежье осуществляются по договору-комиссии, производителю подакцизных товаров необходимо предъявить налоговому органу договор комиссии и контракт (или нотариально заверенную копию) комиссионера с иностранным партнером.

Предприятия, производящие и реализующие этиловый спирт, водку и ликеро-водочную продукцию, пиво, автомобильный бензин, уплачивают акцизы ежедекадно, все остальные плательщики — ежемесячно.

По подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, плательщики вносят авансовый платеж по акцизам в размере стоимости покупок марок акцизного сбора. При окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, сумма авансового платежа засчитывается только в размере фактического оборота подакцизных товаров, промаркированных марками акцизного сбора.

Ставки акцизов на основные товары предоставлены в приложении.

1.4. Льготы, плательщики акцизов и сроки уплаты

Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также индивидуальные предприниматели.

Если подакцизные товары произведены за пределами РФ из давальческого сырья, принадлежащего юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории РФ, то налог уплачивают организации, оплатившие стоимость работ по изготовлению этих товаров и реализующие их.

Если организация-плательщик сдает в аренду основные средства, то для дальнейшей уплаты акциза предусмотрена следующая процедура: арендодатель обязан в трехдневный срок передать в свой налоговый орган сведения об арендаторе (юридический адрес, ИНН), и налоговый орган направляет эти сведения в налоговые органы, где зарегистрирован арендатор для последующих действий по взиманию акцизов. Налоговые инспекции ведут карточки лицевых счетов, в которых отражаются поступления акцизов по каждому плательщику.

Федеральным законом расширен круг плательщиков акцизов. В него включены:

- индивидуальные предприниматели и простые товарищества, производящие и реализующие подакцизные товары;

- организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;

- организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию России из стран, с которыми таможенный контроль отменен, или использующие эти товары для производства неподакцизных товаров.

Данная норма введена в целях установления единого порядка налогообложения подакцизных товаров, в том числе по товарам, по которым не происходит таможенное оформление грузов.

В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует предусмотренная Законом следующая система льгот – выведены из под налогообложения:

· Спирт-сырец и спирт коньячный (Закон РФ от 10 января 1997 г. № 12-ФЗ);

· Виноматериалы, поставленные в крупных емкостях (танкеры, цистерны и т.п.);

· Подакцизные товары, вывезенные в страны дальнего зарубежья;

· Легковые автомобили с ручным управлением, включая ввезенные на территорию РФ для реализации инвалидам по утвержденному Правительством РФ регламенту.

Также необходимо сказать, что федеральным законом № 29-ФЗ изменен механизм предоставления льготы по экспортируемым подакцизным товарам. С целью возможности применения необоснованной льготы по экспорту (ложного экспорта), а также усиления контроля за порядком исчисления и уплаты акцизов по экспортируемым подакцизным товарам и избежания потерь доходов бюджета Законом предусмотрена система «залоговых» платежей акцизов при экспорте товаров с последующим их возмещением или зачетом в счет предстоящих платежей после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров с территории Российской Федерации за пределы территории государств – участников СНГ.

Одновременно законом предусматривается норма, согласно которой организациям, производящим подакцизные товары, вывозимые в дальнейшем за пределы России, налоговые органы могут предоставить отсрочку по уплате акциза по отгруженным подакцизным товарам при условии предоставления этими организациями гарантии уполномоченного банка в том, что в случае непредставления организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этого банка по истечении указанных 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов.

В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 17.02.97 № ВЗ – 03/121 до особых указаний в качестве гарантий уполномоченных банков могут быть приняты гарантии банков, зарегистрированных в налоговых органах в качестве обслуживающих данную организацию – налогоплательщика.

Суммы акцизов, уплаченных по подакцизным товарам, использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории государств СНГ, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, подлежат возврату.

Федеральным законом № 29 – ФЗ введен учетный метод отгрузки для исчисления акцизов с предоставлением отсрочки их уплаты на срок от 45 до 60 дней.

Согласно закону, акцизы уплачиваются:

- не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, по подакцизным товарам, реализованным с 1-го по 15-е число отчетного месяца включительно;

- не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным, по подакцизным товарам, реализованным с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Закон также определяет, что датой (моментом) реализации подакцизных товаров является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая товары, произведенные из давальческого сырья.

В таком же порядке определяется дата (момент) реализации в случаях натуральной оплаты труда подакцизными товарами собственного производства, а также при обмене или проведении взаимных зачетов с участием подакцизных товаров.

Например, организация реализует произведенные подакцизные товары. Отгрузка произошла 2 февраля и 20 февраля. Согласно федеральному закону, начисление акцизов по этим товарам производится соответственно 2 и 20 февраля. Последний срок уплаты акциза наступит соответственно 30 марта и 15 апреля. В случае, когда эти товары реализуются на экспорт, исчисление и уплата акцизов по ним производятся в аналогичном порядке. После представления (не позднее 90 дней после отгрузки) необходимых документов, подтверждающих вывоз таких товаров за пределы территории Российской Федерации, уплаченные суммы акциза засчитываются налогоплательщику в счет предстоящих платежей или возмещаются за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок.

2. Задачи

Задача 7 . Пивзавод изготовил 3000 литров пива с объемной долей этилового спирта свыше 8,6% (ставка налога З руб. ЗО коп. за литр), 5000 литров пива с объемной долей до 8,6 % включительно (ставка налога 1 рубль за один литр). Рассчитать сумму акциза, причитающуюся уплате в бюджет.

О1 - 3000 литров пива О2 - 5000 литров пива

К1 - свыше 8,6% К2 - до 8,6 %

А1 - З руб. ЗО коп. за литр А2 - 1 рубль за один литр

Так как пиво относится к подакцизной продукции, на которую установлены твердые (специфические) ставки, сумма акциза исчисляется по формуле С = А * О,

Где С – уплаченная сумма налога;

А – налоговая ставка;

О – объем реализованного вина.

Решение:

С1 = 3,30 * 3000 = 9900 руб С2 = 1 * 5000 = 5000 руб

С = 9900 + 5000 = 14900 руб

Ответ: 14900 руб.

Задача 8 . Предприятие изготавливает ювелирные изделия, для их изготовления приобретено сырье на суммы 2000 тыс., рублей в т. ч. акциз 3000 рублей, реализовано товаров на сумму 5500 тыс., рублей. Ставка акциза на ювелирные изделия составляет 10%. Исчислить сумму акциза, причитающуюся уплате в бюджет.

Ц отп = 5500 тыс руб Ст = 10%

Так как ювелирные изделия относится к продукции, на которую установлены адвалорные (процентные) ставки сумма акциза исчисляется по формуле: А = Ц – Ц опт,

Ц = (Ц опт × 100%) ¸ (100% - Ст),

Где Ц – отпускная цена товара;

Ц опт – оптовая цена;

Ст – ставка акциза

Решение:

Ц = (5500 * 100%) \ (100% - 10%) = 550000 \ 90% = 6111,1 руб

А = 6111,1 – 5500 = 611,1 руб

Ответ: 611,1 руб.

Заключение

В данной контрольной работе было рассмотрено понятие акцизов, их значение и роль в налоговой системе России. Представлена краткая история возникновения акцизов, их сущность.

Также здесь были перечислены объекты, облагаемые акцизами, предоставленные льготы, освобождающие от уплаты косвенных налогов и исчисление размеров акцизов.

Вторая глава содержит в себе решение задач с представленными формулами на соответствующую тему.

Контрольная работа также имеет приложение, в котором точный список подакцизных товаров со ставкой акциза.

Список литературы

Вылкова Е.С., Романовский М.В. «Налоговое планирование» СПб.: Питер, 2004. — 634 с.

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2006.

Меркулова Т.А. Налогообложение: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 112 с.

Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение» 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2006. — 509 с.

Пансков В.Г. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации» 7-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2006. — 592 с.

Перов А.В., Толкушкин А.В. «Налоги и налогообложение» 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.

Под ред. проф. Г.Б. Поляка Бюджетная система России: Учебник для вузов/. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 550 с.

Романовский М. В., Врублевская О.В. «Налоги и налогообложение» 6-е издание, 2007 год, 496 стр.

Свиридова Н.В., Козлова Т.Н., Вовкотруб В.В., Гафурова Ф.К. Налоговый учёт и отчётность: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. - 123 с.

Скворцов О.В., Скворцова Н.О. «Налоги и налогообложение» М.: Академия, 2003. — 240 с.

Феоктистов И.А., Нечипорчук Н.А.,Красноперова О.А. «Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ» М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. — 192с.

Сборник определений, терминов и понятий по курсу "Налоги и налогообложения". - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2001. - 155 с.

Шепенко Р.А. Акцизы. М.: Дело, 2005.

www.raspuch.ru

bibliotekar.ru

Приложение

Данные о видах подакцизных товаров

Таблица 1.

Код вида подакцизного товара Виды подакцизных товаров Ставки акцизов Код бюджетной классификации на 2004 год
1 2 3 4
Алкогольная продукция и этиловый спирт
110 Этиловый спирт из пищевого сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из пищевого сырья) 18 руб. за 1 л безводного этилового спирта 1020201
120 Этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, за исключением пищевого 18 руб. за 1 л безводного этилового спирта 1020202
211 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады 135 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 1020221
212 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады 27 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах (20% от ставки, установленной статьей 193 НК РФ) 1020222
221 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады 100 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 1020231
222 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады 27 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах (20% от ставки, установленной статьей 193 НК РФ) 1020232
230 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин) 70 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 1020240
240 Вина нетрадиционные крепленые 88 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 1020215
250 Вина (за исключением натуральных нетрадиционных, вин шампанских и игристых) 52 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
260 Вина натуральные нетрадиционные некрепленые 4 руб. за 1 л
270 Вина шампанские и вина игристые 10 руб. 50 коп. за 1 л
280 Вина натуральные (за исключением нетрадиционных некрепленых) 2 руб. 20 коп. за 1 л
290 Спиртосодержащая продукция 135 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 1020203
Пиво
310 Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 л 1020217
320 Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 процента включительно 1 руб. 55 коп. за 1 л
330 Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента 5 руб. 30 коп. за 1 л
Табачные изделия
410 Табак трубочный 574 руб. 1 кг 1020204
420 Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции 235 руб. за 1 кг
430 Сигары 14 руб. за 1 штуку
440 Сигариллы 157 руб. за 1000 штук
450 Сигареты с фильтром 60 руб. за 1000 штук + 5%
460 Сигареты без фильтра, папиросы 23 руб. за 1000 штук + 5%
510 Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) 1020208
520 Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 14 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
530 Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 142 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)