Реферат: Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы
Название: Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
Введение. Пенсионный фонд Российской Федерации - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. ПФ РФ включается Бюджетным кодексом РФ в число государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств. Основной обязанностью Пенсионного фонда Российской Федерации является назначение и обеспечение своевременной выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий. Пенсионный фонд обязан обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе доход от инвестирования средсв; бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц и выполнять другие функции. Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические механизмы. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется принципиально новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы. Все это и обусловило выбор темы курсовой работы. Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние и перспективы развития, проблемы фонда и пути их решения. Целью работы является рассмотрение пенсионного фонда РФ и проведение анализа и оценки основных статей формирования и расходования средств фонда. Исходя из плана курсовой работы были поставлены следующие задачи: - раскрыть сущность Пенсионного фонда РФ, его цели и задачи; - рассмотреть основные источники формирования и расходования средств ПФ РФ в современных условиях; - провести анализ и оценку источников формирования бюджета ПФ РФ и анализ основных направлений расходования средств ПФ РФ; - выявить проблемы формирования бюджета ПФ РФ в условиях экономического кризиса и перспективы их преодоления. 1. Теоретические основы функционирования Пенсионного Фонда Российской Федерации. 1.1. Понятие, сущность, цели и задачи ПФ РФ. Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.: - учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; - назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров; - назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д. - персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян; - взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц; - выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; - управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; - реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян. Основной обязанностью Пенсионного фонда Российской Федерации является назначение и обеспечение своевременной выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Пенсионный фонд обязан обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе доход от инвестирования средств; бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц и выполнять другие функции. Застрахованные лица обладают правом участвовать через своих представителей в управлении системой обязательного пенсионного страхования, получать информацию от работодателя о начисленных суммах, подлежащих перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации, своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение. При этом они обязаны предоставлять страховщику достоверные документы, связанные с назначением и выплатой обязательного страхового обеспечения, а также все сведения, влияющие на изменение величины страхового обеспечения. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. В основные задачи ПФ РФ входят: - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ; - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; - капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей: - фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность; - денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; - формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; - на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ; - денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; - расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда). Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств. Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям. 1.2. Источники формирования ПФ РФ. Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет: - суммы Единого Социального налога, поступающего из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий; - страховых взносов, зачисляемых в ПФ России на выплату страховой части трудовой пенсии; - страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии; - страховых взносов в виде фиксированного платежа; - мобилизации просроченной задолженности; - доходов от инвестирования средств, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии; - средств федерального бюджета, передаваемых ПФ РФ в соответствии с законом РФ: а) на выплату государственных пенсий и пособий; б) на выплату пенсий в части, определяемой включением в страховой стаж иных периодов, а так же финансирование расходов на их доставку и пересылку; - средств федерального бюджета, передаваемых ПФ РФ Министерством труда России на выплату досрочных пенсий гражданам, признанных безработными и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям досрочных пенсий; - средств из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности для обеспечения выплаты дополнительных ежемесячных, пожизненных материальных обеспечений работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ; - средств, взыскиваемых с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований (пений, финансовых санкций); добровольных взносов юридических и физических лиц. Согласно ст.6 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователи делятся на две категории:[8] - лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели в т.ч., частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты), физические лица; - индивидуальные предприниматели (в т.ч., частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты). Указанные категории страхователей совпадают с категориями налогоплательщиков ЕСН, предусмотренными ст.235 Налогового Кодекса РФ.[2] Ставка ЕСН на выплату базовой части трудовой пенсии устанавливается в следующих размерах: - для работодателей организаций за исключением организаций, занятых в сельском хозяйстве, устанавливается ставка 14% от налогооблагаемой базы до 100 тыс. рублей на каждого работника с начала года с нарастающим итогом; - для работодателей организаций, занятых в сельском хозяйстве - 10,3. Ставка ЕСН является регрессивной. Основным отличительным признаком реформируемой пенсионной системы стало введение накопительного элемента. Новая пенсионная система с 2002 г. основывается на распределительном и накопительном принципах. Исходя из этих принципов определен новый порядок расчета пенсий. Так, трудовая пенсия состоит из трех составляющих: 1) базовая часть трудовой пенсии; 2) страховая часть трудовой пенсии; 3) накопительная часть трудовой пенсии. Данной структуре пенсии соответствуют и структура доходных источников пенсионной системы. Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере для всех получателей трудовых пенсий. Она была выделена в целях упорядочения установленных ранее пенсионным законодательством выплат, не связанным со страховым стажем. Базовая часть учитывает в своём размере следующие показатели: - пенсии в минимальном размере; - надбавки; - повышения; - компенсационные выплаты; - пенсии в части периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в фонд. Финансирование выплат базовой части осуществляется из суммы ЕСН, зачисленного в федеральный бюджет, и передаваемый в ПФ РФ. Размер базовой части дифференцируется в зависимости от вида пенсии, установленной группой инвалидности, и наличием иждивенцев - нетрудоспособных членов семьи пенсионера. При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней. Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%). Проект бюджета на 2008-2010 гг. предусматривает значительное увеличение дополнительных (сверх ЕСН) трансфертов на финансирование трудовых пенсий. Их величина должна возрасти с 0,9% ВВП в 2005-2007 гг. до 1,3% в 2008-2009 гг. и 1,6% ВВП – в 2010 г. Это означает, что использование общих доходов федерального бюджета на финансирование трудовых пенсий в 2008-2010 гг. будет превышать потери пенсионной системы от снижения ЕСН. Увеличение трансферта позволит на время затормозить процесс уменьшения коэффициента замещения.[ 6] 1.3. Основные направления расходования средств ПФ РФ в современных условиях. Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.[1] Направления использования средств бюджета ПФР: - Выплаты пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пенсии военнослужащим). - Финансирование прочих осязательных расходов бюджета осязательного пенсионного страхования. К ним относятся: а) расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг; б) затраты на оплату услуг на доставку и пересылку пенсий и пособий определены исходя из предельно допустимой доли расходов в размере 1,5% выплачиваемых сумм, пенсий и пособий (без учёта НДС), на доставку пенсий почтовыми переводами в размере 4%. Предусмотрены расходы на уплату НДС в размере 20%. Финансирование осуществляется за счёт тех источников, из которых производились выплаты соответствующих пенсий и пособий; в) расходы на государственное пенсионное обеспечение, производимое за счёт средств федерального бюджета: -пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам (включая инвалидов вследствие военной травмы), их семьи. -дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям СССР, России и полным кавалерам Ордена Славы - участникам ВОВ 1941-45 гг. - расходы на выплату 2-ой пенсии участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией и в войну с Японией. - социальные пенсии. - пенсионное обеспечение граждан, пострадавшим в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС. - компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. - соц. пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг. - расходы на выплату пенсий гражданам - получателям пенсии за счёт средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу. - расходы на выплату пенсии в части, определяемой включением в страховой стаж иных периодов. - расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий. г)выплаты досрочных пенсий безработным гражданам за счёт средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному Фонду Министерства труда России; д) выплаты дополнительного обеспечения из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности рабочим, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ; е) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда. - содержание органов фонда, в т.ч., подготовка и переподготовка кадров; расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования. -материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц и модернизация автоматизированных информационных систем фонда. -финансирование научно-исследовательских работ по пенсионной реформе. -капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов фонда -формирование базы данных пенсионного фонда для актуальных расчётов. Пенсионные накопления являются собственностью Российской Федерации, то есть средствами государства, а не самих застрахованных лиц и иных участников инвестиционного процесса. Они не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений. Персонифицированный учет средств пенсионных накоплений ведется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ. Структура расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации еще раз подчеркивает роль и значение Пенсионного фонда в финансовой системе Российской Федерации. Следует отметить, что существенные изменения в финансово-организационной деятельности Пенсионного фонда связаны с проводимой в Российской Федерации пенсионной реформой. 2. Оценка и анализ ПФ РФ за период 2006-2008 гг. 2.1. Оценка источников формирования бюджета ПФ РФ. Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного фонда за 2006-2007 г.г. (см. Приложение 1). Доходная часть бюджета Фонда на 2006 год сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». [8] Общая сумма доходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась по абсолютной сумме на 276,55 млрд. руб. Структура осталась без изменения. Темп изменения в отчетном 2007 году по сравнению с базисным 2006 годом составил 116,89%, т.е. увеличился на 16,9%. Основными статьями, вызвавшими данное увеличение суммы доходов бюджета пенсионного фонда РФ явились следующие статьи: налоги и взносы на социальные нужды, страховые взносы, безвозмездные поступления, субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ. Самое значительное увеличение суммы доходов произошло по статье налоги и взносы на социальные нужды. Данная статья в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась в абсолютном выражении на 193,4 млрд. руб. Доля данной статьи в общей сумме доходов составила 3,15%. Темп изменения в отчетном 2007 году по сравнению с базисным 2006 годом составил 124,53%, т.е. увеличился на 24,5%. К расходам на социальные нужды учитываются расходы на социальные нужды, исчисленные в соответствии с установленными размерами от начисленных средств на оплату труда работающих у плательщика лиц. Расходы на социальные нужды учитываются в том периоде, в котором они фактически понесены.Еще одной статьей, по которой также наблюдается значительное увеличение суммы доходов явилась статья страховые взносы, которая в 2007 году увеличилась на 193,4 млрд. руб. Доля статьи в общей сумме доходов составила также 3,15%. Темп изменения составил 124,53%. Страховые взносы могут быть определены на следующие цели: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии; страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Следующей статьей, по которой заметен рост суммы доходов является статья безвозмездные поступления. В 2007 году по сравнению с 2006 годом сумма доходов по данной статье увеличилась на 86,85 млрд. руб. Доля данной статьи в общей сумме доходов составила -2,81%. Темп изменения составил 110,42%, т.е. увеличился на 10,4%. Сюда относятся такие доходы как: безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии); субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и прочие безвозмездные поступления. Следующей статьей, вызвавшей значительное увеличение суммы доходов стала статья субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ, которая в 2007 году по абсолютной сумме увеличилась на 86,8 млрд. руб. Доля данной статьи в общей сумме доходов составила -2,82%. Темп изменения увеличился на 10,42%. Сюда могут быть отнесены следующие виды субвенций: средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату пенсий и пособий; средства, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации из Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии; субвенции от бюджетов других уровней. Незначительное увеличение суммы доходов наблюдается по статье доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Сумма по данной статье увеличилась в абсолютном выражении на 2,31 млрд. руб. Доля статьи в общей сумме доходов составила 0,07%. Темп изменения увеличился на 36,61%. Это могут быть следующие доходы: доходы от размещения средств бюджетов; доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование гос. и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества гос. и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных); доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, гос. собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков; платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий; доходы от перечисления части прибыли гос. и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей; прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в гос. и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества гос. и муниципальных унитарных предприятий, в т.ч. казенных). Еще одной статьей, незначительно повлиявшей на увеличение суммы доходов бюджета ПФ РФ стала статья единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Сумма по данной статье увеличилась в 2007 году на 0,5 млрд. руб. по абсолютной сумме. Доля статьи в общей сумме доходов составила 0,01%. Темп изменения увеличился на 23,47%. И последней из рассматриваемых статей бюджета ПФ РФ, которая также повлияла на увеличение суммы доходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом явилась статья безвозмездные поступления от негосударственных организаций. Данная статья в отчетном году по сравнению с базисным увеличилась на 0,01 млрд. руб. Доля статьи в общей сумме доходов составила 0,0002%. Темп изменения в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 350%, т.е. увеличился на 250%. Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006 и 2007 годы, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, что свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета; низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов; снижение с 1 января 2005 года базовой ставки ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6 %; изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %; несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной). Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений. 2.2. Анализ основных направлений расходования средств ПФ РФ. Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. [1] В ходе анализа было выявлено, что общая сумма расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 245,1 млрд. рублей, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом – на 331, 4 млрд. рублей. Структура осталась без изменения. Проведем сравнительный анализ расходной части бюджета пенсионного фонда за 2006-2007 г.г. Рассмотрим таблицу 2.2 (см. Приложение 2). Основное и самое значительное увеличение суммы расходов было вызвано статьей «Расходы на пенсионное обеспечение», которая в 2007 году в абсолютном выражении увеличилась на 245,6 млрд. рублей. Доля данной статьи в общей сумме расходов составила 0,063%. Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: -выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; -доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; -финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); -иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Следующей статьей, по которой наблюдается значительное увеличение суммы расходов является статья «Социальная политика», которая в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 245,1 млрд. руб по абсолютной сумме. Доля данной статьи в общей сумме расходов составила 0,002%. Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов бюджета ПФ РФ. Данное увеличение расходов по этой статье связано с такими факторами как: увеличение расходов на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, проживающих на территории Российской Федерации, ассигнования на выплату пенсий, повышение затрат в сфере социального обслуживания населения, рост расходов на содержание федеральных учреждений социального обслуживания (медико-социальных экспертных комиссий, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, учреждений по обучению инвалидов), выплату компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, выплату компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости, увеличение расходов в сфере охраны семьи, материнства и детства. Еще одной статьей, вызвавшей увеличение суммы расходов явилась статья «Обязательное пенсионное страхование». Даная статья возросла в 2007 году на 184,5 млрд. руб. по абсолютной сумме. Доля этой статьи в общей сумме расходов составила -0,4%. В том числе сюда включены расходы на выплату базовой и страховой части трудовой пенсии. По статье «Страховая часть трудовой пенсии» наблюдается изменения в сторону увеличения на 97,1 млрд.руб. Доля данной статьи в общей сумме расходов составила 0,8%. Страховая часть пенсии имеет конкретную привязку к субъекту, определяется она по отношению накопившихся взносов (пенсионного капитала) к количеству предполагаемого срока выплат. Работодатель отчисляет взносы в пенсионный фонд от 8 до 14% (в зависимости от возраста) от суммы облагаемой налогом за каждого отдельного сотрудника, причем в эту сумму налога входит не только зарплата, но и все средства потраченные предприятиям на данного человека (питание, транспортные расходы и т.д.). По статье «Базовая часть трудовой пенсии» также наблюдается увеличение суммы расходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 87,1 млрд. руб. Доля статьи в общей сумме расходов составила 0,4%. Расходы, связанные с базовой частью трудовой пенсии несет организация, уплачивающая единый социальный налог за работников, чуть меньше половины этих средств уходит в бюджет Пенсионного фонда. Перечисления не носят именной характер и не являются частью накопительных взносов, поэтому фонд использует эти средства для выплат трудовых пенсий нынешним пенсионерам. Такие выплаты называются Базовой частью трудовой пенсией и устанавливаются в соответствии с темпами роста инфляции, уровнем прожиточного минимума и средств бюджетов (Федерального и ПФРФ) на один год. Базовая часть пенсии не связана с размером заработной платы или трудовым стажем, может выплачиваться гражданам других государств или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ. Размер базовой пенсии составляет (с 1.08.08) 1794 рубля в месяц, что на 15% выше предыдущего. Увеличилась и страховая часть пенсии на 8%. Однако, наряду с общим увеличением по данным статьям, наблюдается и снижение суммы расходов по статье «Межбюджетные трансферты». По данной статье в 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло снижение суммы на 0,02 млрд. руб. Доля статьи в общей сумме расходов составила 0,002%. Основными факторами, вызвавшими данное увеличение суммы явились: субсидии для развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения, межбюджетные трансферты направлены на решение задач стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, другие межбюджетные трансферты направлены на решение задач в области поддержки отдельных направлений социально-экономического развития. Следует отметить, что параметры расходов бюджета ПФР на 2007 год скорректированы в целях приведения их в соответствие с объемами средств, предусмотренных на указанные цели в доходной части бюджета ПФР. Такой корректировке подверглись расходы на выплату базовой части трудовой пенсии, на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан и на другие социальные выплаты, финансирование которых осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, а также расходы на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и выплату доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Перейдем к рассмотрению статей, повлиявших на увеличение суммы расходов в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Здесь самой значительной статьей, вызвавшей изменение суммы расходов в сторону увеличения явилась статья «Пенсионное обеспечение», которая возросла на 332,8 млрд.руб. по абсолютной сумме. Доля статьи в общей сумме расходов составила 0,06%. Темп роста расходов в отчетном 2008 году по сравнению с базисным 2006 годом составил 137,7%, т.е. увеличился на 37,7%. Расходы на пенсионное обеспечение могут направляться на: выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Следующей статьей значительно увеличившейся в 2008 году по сравнению с 2007 годом явилась статья «Социальная политика», которая возросла на 330,4 млрд.руб. Доля данной статьи в общей сумме составила -0,04%. Темп изменения увеличился на 37,4%. Данное увеличение расходов вызвано такими факторами как: увеличение расходов на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, проживающих на территории Российской Федерации, ассигнования на выплату пенсий, повышение затрат в сфере социального обслуживания населения, рост расходов на содержание федеральных учреждений социального обслуживания (медико-социальных экспертных комиссий, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, учреждений по обучению инвалидов), выплату компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, выплату компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости, увеличение расходов в сфере охраны семьи, материнства и детства. Еще одной статьей, по которой заметен рост суммы расходов явилась статья «Обязательное пенсионное страхование», которая увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 252,3 млрд.руб. Доля статьи в общей сумме расходов составила -0,3%. Темп изменения увеличился на 36,3%. Сюда включены расходы на страховую и базовую часть трудовой пенсии. По статье «Страховая часть трудовой пенсии» увеличение суммы произошло на 132,8 млрд.рублей по абсолютной сумме. Доля статьи в общей сумме расходов составила -0,72%. Темп изменения в отчетном году 2008 по сравнению с базисным 2006 годом составил 132,9%, т.е. увеличился на 32,9%. Страховая часть пенсии имеет конкретную привязку к субъекту, определяется она по отношению накопившихся взносов (пенсионного капитала) к количеству предполагаемого срока выплат. Работодатель отчисляет взносы в пенсионный фонд от 8 до 14% (в зависимости от возраста) от суммы облагаемой налогом за каждого отдельного сотрудника, причем в эту сумму налога входит не только зарплата, но и все средства потраченные предприятиям на данного человека (питание, транспортные расходы и т.д.). Статья «Базовая часть трудовой пенсии» в 2008 году также увеличилась на 118,8 млрд. рублей по абсолютной сумме. Доля статьи в общей сумме расходов составила 0,43%. Темп изменения в 2008 по сравнению с 2006 годом составил 141%, т.е. увеличился на 41%. Расходы, связанные с базовой частью трудовой пенсии несет организация, уплачивающая единый социальный налог за работников, чуть меньше половины этих средств уходит в бюджет Пенсионного фонда. Перечисления не носят именной характер и не являются частью накопительных взносов, поэтому фонд использует эти средства для выплат трудовых пенсий нынешним пенсионерам. Такие выплаты называются Базовой частью трудовой пенсией и устанавливаются в соответствии с темпами роста инфляции, уровнем прожиточного минимума и средств бюджетов (Федерального и ПФРФ) на один год. И последней статьей, по которой наблюдается увеличение суммы расходов стала статья «Межбюджетные трансферты», которая увеличилась в 2008 году на 0,03 млрд. руб. Доля статьи в общей сумме расходов составила 0,86%. Темп изменения увеличился на 12,5%. Основными факторами, вызвавшими данное увеличение суммы расходов оказались: субсидии для развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения, межбюджетные трансферты направлены на решение задач стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, другие межбюджетные трансферты направлены на решение задач в области поддержки отдельных направлений социально-экономического развития. Однако, наблюдается и уменьшение суммы расходов по статье «Общегосударственные вопросы». Данная статья снизилась в 2008 году на 0,01 млрд. руб. Доля статьи в общей сумме расходов составила -0,001. Темп изменения увеличился на 25%. Данное увеличение расходов связано стакими факторами как: бюджетные ассигнования, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим, проведение капитального ремонта административных зданий. Таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом. Таким образом, можно сделать вывод об общем увеличение суммы расходов бюджета Пенсионного фонда РФ как в 2007 году по сравнению с 2006 годом, так и в 2008 годом по сравнению с 2007 годом, что было вызвано соответствующими факторами. 2.3. Проблема формирования бюджета ПФ РФ в условиях экономического кризиса и перспективы их преодоления. В условиях экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 года, встала проблема формирования бюджета пенсионного фонда. Прогнозируемый общий объем доходов ПФР на 2009 год составит 3217490760,8 тыс. рублей, или 122,8 % к показателю предыдущего года (здесь и далее в сопоставимых условиях - 112,1 %), на 2010 год - 4102247245,0 тыс. рублей, или 127,5 % (118,6 %), на 2011 год - 4757464487,6 тыс. рублей, или 116,0 % (108,2,0 %), из них в 2009 году - 2858117968,4 тыс. рублей, или 121,0 % (110,5 %), в 2010 году - 3646534298,9 тыс. рублей, или 127,6 % (118,7 %), в 2011 году - 4184663573,0 тыс. рублей, или 114,8 % (107,1 %) - в части, не связанной с формированием средств, для финансирования накопительной части трудовых пенсий (далее - распределительная часть).[15] Анализ мер, принятых ПФР по обеспечению сбалансированности пенсионной системы показывает, что, несмотря на покрытие дефицита бюджета Фонда из федерального бюджета, в распределительной части в 2009 году сложится дефицит средств, который составит 11953634,2 тыс. рублей (0,4 % от общей суммы расходов), в 2010 году - 11272923,6 тыс. рублей (0,3 %). В 2011 году Законопроектом предусмотрен профицит в размере 9876500,8 тыс. рублей (0,2 процента).[15] С учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий, проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более очевидной. Нарастание несбалансированности бюджета Фонда складывается под влиянием фактора снижения доли отчислений на пенсионные цели с заработной платы, поскольку размер страховых взносов, основные параметры их начисления, включая предельную величину облагаемых выплат и шкалу регрессии, непосредственно увязаны с размером единого социального налога и с порядком его начисления. Объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, по мере роста заработной платы будет сокращаться по отношению к фонду оплаты труда, в то время как обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться и накапливаться опережающими темпами по отношению к указанным объемам средств. Анализ причин несбалансированности бюджета ПФР выявляет проблему замещения страховых источников доходов пенсионной системы бюджетными источниками, что деформирует обязательное пенсионное страхование в долгосрочной перспективе и угрожает его финансовым основам. В 2009 году доля средств федерального бюджета в доходах бюджета ПФР с учетом возложения на Фонд кроме пенсионного обеспечения, дополнительных функций по осуществлению выплат по нормативным публичным обязательствам государства, финансируемым из средств федерального бюджета, составляет в 2009 году 52,2 % от общей суммы доходов (58,7 % в распределительной части), в 2010 году - 56,0 % (63,0 %), в 2011 году - 55,9 % (63,6 %). Увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, как и в прежние годы, свидетельствует о сохранении в 2009-2011 годах тенденции отхода от страховых принципов. Негативное влияние на формирование доходов ПФР в 2009 году, а также на финансовую устойчивость бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации оказывает рост задолженности по уплате ЕСН, обусловленный существующими недостатками законодательного характера в процедурах исчисления, уплаты и администрирования ЕСН. На 1 января 2009 года объем задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование достиг 44,2 млрд. рублей, а с учетом задолженности по уплате пеней и штрафных санкций - 59,1 млрд. рублей (9,6 % от утвержденной бюджетом ПФР величины расходов на выплату страховой части трудовой пенсии), и увеличился по сравнению с 2007 годом в 3 раза. Во многом это объясняется неэффективностью механизма администрирования данных платежей: отсутствие возможности взыскания этих платежей в бесспорном порядке, расщепление функций их администрирования между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Российской Федерации. В условиях неблагоприятного воздействия «теневой» части фонда оплаты труда на формирование доходной части бюджета ПФР (за счет недопоступления страховых взносов) особое значение приобретает взвешенная, экономически обоснованная тарифная политика, которая позволит обеспечить достаточность тарифа, с одной стороны, для финансирования текущих расходов, а с другой, для формирования пенсионных прав застрахованных лиц на перспективу. В качестве критериев эффективной тарифной политики должны выступать уровень нагрузки на страхователей и потребность пенсионной системы в средствах федерального бюджета. Высокая налоговая и тарифная нагрузка на страхователя приводит к уклонению от уплаты взносов и, соответственно, к дестабилизации финансового состояния бюджета ПФР. При рассмотрении представленного Законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным рассмотреть вопросы: - о принятии в ближайшей перспективе мер по формированию стратегии развития пенсионной системы в Российской Федерации, предусматривающей реальную возможность ее функционирования на основе страховых принципов и снижения зависимости от поступления средств федерального бюджета. - об увеличении ассигнований из федерального бюджета в период 2009-2011 годов, направляемых ПФР на компенсационные выплаты по уходу за инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами, с учетом возможного роста численности обратившихся за данными выплатами и увеличением их размера. Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость разработки и принятия нормативных правовых актов в части: - определения статуса ПФР с учетом современного состояния системы пенсионного обеспечения; - расширения перечня инструментов при инвестировании средств пенсионных накоплений управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию, и изменения порядка инвестирования средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании); - возложения функций контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и взыскания недоимки и пеней по указанным платежам на 1 администрирующий орган; - разработки правового механизма работы органов ПФР со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления страхователями сведений персонифицированного учета; - определения механизма администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в части организации взыскания недоимки, пеней и финансовых санкций. Возникающий дефицит пенсионной системы, - а он к 2010 году будет большим, - в условиях кризиса предлагается покрыть за счет федерального бюджета и ресурсов Фонда национального благосостояния. Таким образом, с учетом изменений, происшедших в экономике во второй половине 2008 года, Министерство экономического развития уточняет прогноз социально-экономического развития на ближайшие 3 года. Это потребует пересмотра параметров бюджета Пенсионного фонда. В 2009 году произойдет еще одна индексация. В связи с этим, бюджетная поддержка фонда будет увеличена с 52 до 66 процентов. Потребуется также усилить взаимодействие с Федеральной налоговой службой, с Федеральной службой судебных приставов по обеспечению сбора страховых взносов.[15] В 2009 году предстоит решать задачи по подготовке изменений пенсионного законодательства, которые должны вступить в силу с 1 января 2010 года, и которые направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения. В 2010 году произойдет переход на страховые принципы пенсионного обеспечения. Единый социальный налог будет заменен на страховые платежи. Это позволит сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний. Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным.[16] Заключение. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета. Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России. Проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006, 2007 года, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, что свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений. В структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части. Анализ структуры пенсионной системы РФ позволяет сделать вывод о том, что она находится на пути перехода от распределительной к накопительной системе и её можно охарактеризовать, как распределительно-накопительную или условно-накопительную. Библиографический список. 1. Бюджетный кодекс РФ. 2. Налоговый кодекс РФ. 3. Федеральный закон от 21.07.2007 №182 – ФЗ «О бюджете пенсионного фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». 4. Федеральный закон от 22.12.2005 №174 - ФЗ « О Бюджете Пенсионного фонда на 2006 год». 5. Федеральный закон от 19.12.2006 №236 - ФЗ «О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год». 6. Федеральный закон от 21.07.2007 №182 - ФЗ «О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» . 7. Федеральный закон от 23.11.2007 №262 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год». 8. Федеральный закон от 15.12.2001 №167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». 9. Указ Президента РФ от 16.09.92 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». 10. Гринкевич Л.С. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2006. – C. 230 - 232. 11. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Издательство «Юрайт», 2006. - C.275. 12. Финансы: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп/ Под ред. В.В. Ковалева. -М.: ТК Велби, 2007. –C. 287 - 288. 13. Гурвич Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики, 2007, №9. С. 50. 14. Ярбилова С.М. Оценка современного состояния российской пенсионной системы и необходимости дальнейшего ее реформирования // Финансы и кредит, 2008 г, №10. С. 70-71. 15. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 2 (134), 2009// Счетная палата Российской Федерации 16. Выступление Министра здравоохранения и социального развитии Татьяны Голиковой на первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в РФ» от 16.12.2008г. (www.minzdravsoc.ru). 17. Выступление Председателя Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации Антона Дроздова на Первом ежегодном пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в РФ» (www.minzdravsoc.ru). 18. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: (www.minfin.ru).http: // www. minfin. ru |