Контрольная работа: Права и обязанности налогоплательщиков 3
Название: Права и обязанности налогоплательщиков 3 Раздел: Рефераты по финансам Тип: контрольная работа |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра социальных наук, педагогики и права Выполнил: Проверил: ______________________ ______________________ ______________________ (Ф.И.О., номер учебной группы студента) (Ф.И.О., должность преподавателя) «____»___________200__ г. «___»_____________200__г. Контрольная работа Контрольная работа к защите (допущена, не допущена) защищена ______________ (с оценкой, дата защиты) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Финансовое право» на тему: « Права и обязанности налогоплательщиков» 2009 Содержание Введение……………………………………………………………………………………….....3 1. Налогоплательщики и признаки определяющие их…………………………………….…4 2. Права и обязанности налогоплательщиков ……………………………………………..…6 2.1. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)……………………………..…..6 2.2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) …………………………7 2.3. Налоговые агенты, их права и обязанности …………………………………………..8 3. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности ………….10 Заключение ……………………………………………………………………………………..12 Список использованной литературы…………………………………………………...……..13 Введение Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права. С юридической точки зрения, налог - установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) определены статьей 21 первой части Налогового Кодекса РФ, а обязанности – статьей 23 первой части Налогового Кодекса РФ. 1. Налогоплательщики и признаки их определяющие Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, т.е. при наличии объекта налогообложения. В соответствии со ст.38 Налогового кодекса объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. К ним относятся организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности это государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения и другие виды организаций, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Плательщиками налогов и сборов являются также созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Кроме того, плательщиками налогов и сборов являются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства это иностранные юридические лица (ИЮЛ). Под постоянным представительством ИЮЛ для целей налогообложения понимаются филиалы, бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ, а также организации и граждане, уполномоченные ИЮЛ осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Таким образом, к признакам, которые лежат в основе определения отнесения организаций и физических лиц к категории налогоплательщиков, следует отнести: -наличие объекта налогообложения; -наличие статуса юридического лица по законодательству РФ; -наличие статуса представительства иностранного юридического лица; -наличие статуса международного объединения и (или) организации, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ; -занятие предпринимательской деятельности без образования юридического лица. По каждому налогу и сбору определяются конкретные их плательщики и объекты налогообложения в соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации. 2. Права и обязанности налогоплательщиков 2.1. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) Налогоплательщики имеют право: - получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; - получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; - использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; - получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ; - представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; - представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; - присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; - получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; - требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; - не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам; - обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; - требовать соблюдения налоговой тайны; - требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов, порядок защиты которых определяется Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами. 2.2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) Налогоплательщики (плательщики сборов) как субъекты налоговых правоотношений имеют не только права, но на них возложены определенные обязанности. Налогоплательщики обязаны: - уплачивать законно установленные налоги; - встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ; - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; - представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»; - представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; - предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; - обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных обязанностей, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета: - об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок; - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; - об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; - об изменении своего места нахождения в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.3. Налоговые агенты, их права и обязанности Налоговый кодекс предусматривает в качестве субъекта налогового правоотношения налогового агента. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов. Налоговыми агентами, например, являются работодатели при исчислении, удержании и перечислении в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов, взимаемых с заработной платы и иных доходов своих работников. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Налоговые агенты обязаны: - правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; - в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; - вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; - представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности Налоговый кодекс РФ с учетом норм Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях. В соответствии со ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами. Данные положения распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов. Законный представитель налогоплательщика. В ст. 27 Налогового кодекса установлено, что законными представителями налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов; законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Налоговым кодексом закрепляется положение гражданского законодательства РФ о том, что действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Заключение Налогообложение — одна из наиболее важных сфер в жизни государства. От регламентации прав и обязанностей субъектов налогового обязательства, зависит не только достижение публичных целей — своевременное и полное получение денежных средств в счет уплаты налогов, но и защита имущественных прав налогоплательщиков. Налоговое обязательство в большей степени, чем иные публичные правоотношения содержит в себе противоречие, выраженное в столкновении публичных и частных интересов. Потому основной задачей на стадии установления и введения налогов, законодательной регламентации содержания налоговых обязательственных правоотношений является найти оптимальный баланс между частными и публичными интересами, установить соответствующий механизм реализации прав и обязанностей субъектов налогового обязательства. Именно с этой целью вводятся основные начала в законодательство о налогах и сборах, тщательно регламентируется в законодательстве процедура реализации прав и обязанностей субъектов налогообложения. Жесткая связь прав и обязанностей в налоговом обязательстве, подробная регламентация реализации данных прав и обязанностей способствовали появление в налоговом обязательстве большого количества процедурных норм и, соответственно, появлению правоотношений процедурного характера в рамках налогового обязательства. Кроме того, жесткая регламентация содержания налогового обязательства позволяет исключить злоупотребления со стороны субъектов налогового обязательства и дает возможность осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет. Список использованной литературы
|