Реферат: Финансы в экономической системе
Название: Финансы в экономической системе Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
Тема 1. Финансы в экономической системе 1.1. Сущность и функции финансов 1.2. Роль финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта 1.1. Сущность и функции финансов В современном обществе термин «финансы» используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая деятельность, финансовые активы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п. Но что такое «финансы» как экономическая категория? До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова. Одни связывают его со средневековыми латинскими терминами «finatio, financia, financia pecuniana», употреблявшимися в XIII-XIV вв. в значении «обязательная уплата денег, денежно-долговое обязательство». Похоже слово «финансы» и на английское «fine» (денежная пеня, пошлина за привилегию). Только, пожалуй, во Франции в XVI в. это слово использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Множественное число этого слова (les finances) означало все государственное достояние и состояние правительственного хозяйства. Может быть, поэтому именно во Франции в XVIII веке финансы сформировались в самостоятельную науку. Во всех же остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, которые исследовали надлежащее управление камерой — так во времена франкских королей называли помещение, в котором хранилось частное имущество главы государства. Именно поэтому впоследствии так стали называть само учреждение (управление), заведовавшее государственным (камеральным) имуществом (Kammerguter). С распространением в России французского языка слово «финансы» в значении «государственное имущество и управление им» стало постепенно вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшее в русский язык из арабского (хазана). Рассматривая развитие понятия «финансы» в историческом аспекте все теоретики едины во мнении, что оно связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений. Действительно, исторически финансы как категория связаны с появлением государства, с обеспечением его функций. Появление государства в экономике имеет долгую историю, и практика здесь почти всегда опережала теорию. В Европе позднего средневековья или раннего капитализма в примитивных формах существовали централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, надзор за процентными ставками и внешней торговлей. Меркантилисты Вильям Стаффорд и Томас Мэн — основатели нормативной экономики, писали в XVII в., что только скрупулезное руководство со стороны правительства способно обеспечить хозяйственный порядок и социальную справедливость. Меркантилисты настаивали на том, что следует запрещать или сокращать импорт при увеличении собственного вывоза, приращении собственного богатства в денежной форме. С развитием в Западной Европе капитализма многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Распространение классической политической экономии (XVIII в.), лимитировавшей государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет, конечно, историческое объяснение: ведь к тому времени «вершителями судеб» в экономике стали рынок и свобода выбора. Последняя предполагает в экономическом смысле две главные составляющие: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVII—XIX вв. экономическая роль государства сводилась в основном к охране этих первичных прав. Отсюда броское выражение: «Государство — это ночной сторож частной собственности». Другими словами, значимость государства в экономической жизни постоянно менялась, однако его присутствие было необходимо. Именно поэтому на всем протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы, современным аналогом которых выступают налоги, сначала в натуральной, а потом и в денежной форме. В рабовладельческом и феодальном обществе государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между Ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникли такие понятия, как «государственные финансы», «государственный бюджет», «государственный кредит». Не вникая пока в сущность финансов как явления, обозначим некоторые его исторические характеристики. Во-первых, финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт. Из этого следует, что с помощью финансов реализо-вывались доходы и расходы государства в обществе. Менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним — и финансы как способ содержания этого института. Во-вторых, способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что оно — в нашем случае государство — необходимо обществу. Только в этом случае, как считал К. Маркс, в обществе сформируются механизмы, позволяющие экономическому явлению возникнуть, развиваться и выполнять свои функции. Действительно, для нормального развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участниками определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в историческом развитии, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с главной целью экономической системы. И именно государство изначально призвано поддерживать механизм такого саморазвития, а при помощи экономического поощрения и наказания заставлять всех граждан соблюдать требуемые правила поведения. Современные представители теории трансакционных издержек конкретизируют эту мысль следующим образом: функционирование общества было бы возможно без того или иного общественного института, но издержки такого существования были бы значительно больше, чем если бы этот институт был. Государство исторически развивалось, выполняя те функции, без которых общество не могло обойтись, поскольку оно делало это намного эффективнее и с более низкими, чем другие институты, издержками. Другими словами, если бы вместо государства возник иной частный институт, служащий интересам общества, на его содержание пришлось бы выделять больше национального дохода. Например, только ли центральный банк страны может заниматься эмиссией денежных знаков? Вовсе нет. Частный коммерческий банк также способен этим заниматься, однако чьи интересы будут при этом приоритетны: общества в целом или частные интересы собственников и менеджеров данного банка? Следует ли в централизованном порядке следить за выполнением денежных обязательств заемщиками перед кредиторами? Несомненно. Кому поручить это? Государственным органам или частным структурам? Кто (теоретически) эффективнее будет отстаивать общественные интересы: государство или частное агентство? Скорее всего, государство. С помощью финансов осуществляется не только перераспределение доходов общества в пользу государства, но и наиболее эффективное их использование. Государство способствует формированию условий для повышения результативности хозяйственной деятельности. Следовательно, чем более домашние хозяйства и предприятия добиваются поставленных целей, тем более адекватно государство реализует свои функции. Таким образом, вышеизложенное приводит нас к следующему заключению: финансы исторически возникли в качестве механизма обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом; первоначально в хозяйственной жизни финансы проявлялись Таким образом, именно государство стало первым «китом», на котором стали строиться и позитивная и нормативная теории финансов. Возникнув в XVIII в., финансы ощутили на себе влияние быстрой трансформации денег: изменения их функций, форм и механизмов обращения как в национальных хозяйствах, так и в международных экономических отношениях. Будучи конкретной формой, в которой осуществлялось перераспределение национального дохода страны в пользу государства, деньги стали вторым «китом», на котором Держится современная теория финансов. Обратим внимание, что сегодня в качестве наиболее общего и полного определения денег западная теория признает такое, в котором «деньги — это то, что общество признает деньгами». Теперь становится понятным, почему так сложно дать приемлемое для всех определение категории финансов, которая непосредственно связана с деньгами. Изначально деньги выполняли скорее пассивную роль, нежели активную, опосредуя сделки купли-продажи материальных ценностей (товар — деньги — товар). Они адекватно сопровождали движение товаров и услуг, независимо от их производства и предложения частным бизнесом или государством. Обмены были связаны с эквивалентами, в качестве которых, как правило, выступали деньги. Что же касается финансов, то они возникли как производные от денег в качестве посредников при обмене с государством. Однако в этом случае возникает обмен не с простым партнером, а с государством, следовательно, и эквивалент чем-то должен отличаться от обычных денег. В денежной экономике (в противоположность бартерной, в которой товары обмениваются непосредственно на товары) деньги как посредники в обмене появились в форме товаров. В качестве эквивалентов при обмене — товарных денег — выступали разные предметы: скот, металлы, драгоценные камни и т.п. Традиционными эквивалентами в обменах между экономическими агентами стали серебро и золото. По мере потери товарными деньгами внутренней ценности подобно серебру и золоту они уступили место бумажным деньгам — наиболее удобному средству обмена. В такой форме деньги нужны не ради них самих, а ради приобретения в обмен на них вещей и услуг. Другими словами, пока люди могут платить бумажной наличностью по своим обязательствам, пока бумажные деньги принимаются как средство платежа, они выполняют функции денег. С одной из функций денег — быть средством платежа (обязательство — товар — деньги — товар — обязательство или обязательство — деньги — товар — деньги — обязательство) — и связано происхождение финансов. Если в функции обращения деньги — это посредник в одномоментном встречном перемещении денег и товаров, то функция средства платежа может реализоваться и при несовпадении перемещения товаров и денег как во времени, так и в пространстве. Другими словами, увеличивается круг сделок между экономическими агентами, в которых продажа товаров или предоставление денежной суммы не сопровождаются встречным движением соответственно денег или товаров. Такого рода сделки, как правило, заключаются с государством. Так, обязательство государства выполнить определенные функции в обществе — обеспечить, например, порядок на территории страны, построить автостраду или реабилитационный центр для инвалидов — можно принять в качестве обеспечения той части денежных доходов общества, которая в виде налогов и платежей перераспределяется в пользу государства. В этом случае предмет коллективного обмена — обязательство государства перед обществом выполнить определенные функции — трудно оценить в показателях полезности для каждого налогоплательщика. Часть общества вообще может не воспользоваться построенной, например, автострадой из-за отсутствия автомобилей, тогда возникает разрыв в движении денег и материальных ценностей. В результате такой сделки обмена обязательства государства на денежный эквивалент (налоги) населения возникает эффект перераспределения доходов одних хозяйствующих субъектов в пользу других, поскольку государство не только формирует собственные доходы, но и осуществляет их расходование. Такое денежное посредничество в сделках, в которых не происходит эквивалентного обмена материальных ценностей на деньги, относится уже к финансам. В этом случае финансы выступают в качестве денежного инструмента, с помощью которого осуществляется обмен обязательств государства на денежные доходы граждан (налоги). Причем отличие финансов от денег в данном случае заключается в отсутствии эквивалентности во времени и в пространстве. Такая ситуация в наиболее явном виде возникла во взаимоотношениях граждан и государства, поэтому и финансы первоначально связывались с обеспечением деятельности государства. Однако современные финансовые рынки и особенно их сегмент производных финансовых инструментов имеют дело с подобным же перераспределением доходов партнеров в результате сделки обмена, предметом которой является нематериальное обязательство участников, преследующих спекулятивную цель. Другими словами, в современной экономике количество неэквивалентных обменов между партнерами становится все больше, а следовательно, все шире используется механизм финансов, перераспределяющий доходы одних экономических агентов в пользу других. Не случайно основатель конституционной экономики Дж. Бъюкенен предложил рассматривать бюджетные расходы государства как обмен неких государственных услуг на деньги — налоговые платежи граждан и компаний, в котором фактически невозможно точно оценить эквивалентность/неэквивалентность налоговых платежей ценности общественных благ, предоставляемых государством. Именно в этом случае возникает феномен free rider (безбилетника), который и обусловливает функционирование финансов в качестве механизма перераспределения доходов общества не только в пользу государства, но и в пользу любого другого экономического агента на тех же, что и с государством, условиях. На рубеже XX—XXI вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов — финансовых активов, обращение которых зиждется на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это позволяет говорить о третьем «ките» финансовой теории — долговой природе современных финансов, функционирование которых происходит с учетом фактора времени и риска. Это привело к субъекти-визации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации). Подведем некоторые итоги: • становление финансов было непосредственно связано с формированием и развитием государства в качестве хозяйствующего . финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег; • особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынков Развиваясь в качестве обособленного раздела макроэкономической теории, финансы (сначала как государственные, потом корпораций и домашних хозяйств) в конечном счете приобрели достаточно отличительных признаков, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов. Финансы — это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством. Эти отношения могут возникнуть: по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них; для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество; в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска. Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций). Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов — хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром — государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Они могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции, В результате этих сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке. Финансы — это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого. Если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым. Современные финансовые рынки на три четверти совершают спекулятивные операции, в которых денежные выигрыши одного возникают за счет проигрыша другого — и назвать их финансовыми вполне оправданно. Так включается финансовый механизм содержания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что отношения с государством по поводу выплаты налогов императивные, а при спекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношения возникают добровольно. Другими словами, финансы представляют собой механизм неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполнения им его функций, в которых общество нуждается; это механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным. Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов. Существует позитивная теория финансов, отвечающая на вопрос: как это происходит; и нормативная теория, отвечающая на вопрос: как должно быть. В рамках позитивной теории финансы: перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого; способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов; обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается. Можно сказать, что с помощью хозяйственной деятельности финансы способствуют сохранению только тех общественных институтов, которые поддерживают поступательное движение общества. С позиций нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях: • перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества; • регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов для достижения целей общества на том или ином этапе его развития; • контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения. В соответствии с нормативной теорией финансов, если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встают вопросы: сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов и кто будет их регламентировать; каковы условия достижения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом — между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве и т.д. Для современной России эти вопросы далеко не риторические, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о несостоятельности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория «провалов» (неэффективности) государства или рынка, что очень важно в связи с финансами, которые фактически фиксируют в каждый данный момент «золотую середину» распределяемого дохода общества между государственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказательство каждым из них своей эффективности свидетельствует о состоятельности финансов как механизма перераспределения. 1.3. Роль финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта Рассмотрим формальные финансовые взаимосвязи в национальной хозяйственной системе. Для этого обозначим некоторые предпосылки: закон роста эффективности хозяйственной деятельности универсален и обусловливает появление всех социальных институтов функции основных участников экономической системы имеют общественную значимость; с точки зрения участников использования перераспределенной Основные экономические агенты, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, следующие: частный бизнес — производители материальных и нематериальных благ; население — потребители этих ценностей; государство как институт, создающий условия для населения Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помощью макроэкономических показателей: валового внутреннего продукта (ВВП — текущей стоимости национального дохода (НД — вновь созданной за год стоимости, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом инфляции (устойчивого роста среднего уровня цен на товары сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотношения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике); потребительского и отложенного спроса населения (соответственно части национального дохода, которая расходуется на потребление, и части его, которая сберегается); сальдо торгового и платежного балансов (результата операций Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей и есть та цель развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов. Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стране по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов — системы взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): У= С+ I+ G, где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product); С — потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption); I — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment); G — государственные расходы (Government Spending). В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: домашних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инвестиционных расходов) и государства (государственных расходов). В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитываются экспортно-импортные операции: У = С+ I+ G + (Ex-Im), где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product); С — потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption); I — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment); G — государственные расходы (Government Spending); Ex— Im — сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт - эта разница положительна, если импорт больше экспорта - она отрицательна (Export — Import), В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расходам национальных экономических агентов (С + I+ G) на все произведенные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех — Ли), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней торговли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт. Другими словами, если при прочих равных условиях государство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью. Влияние государственных расходов отражается на всех составляющих макроэкономического тождества: как на потребительских расходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого понимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макроэкономического тождества. Функция потребления имеет вид С=а+ Ь{\ - f)D, где а — константа, характеризующая некий объем потребления вне зависимости от доходов; b — предельная склонность к потреблению; t — ставка подоходного налога; в — доход домашних хозяйств. В экономических системах при формировании расходов в условиях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим образом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи означает упущенную возможность купить другую нужную вещь. Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хозяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных (общественных) товарах и услугах могут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов. Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (доходов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т.п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приобретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, население и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им — каких-либо товаров или услуг. В этой связи возникает правомерный вопрос: равноценны ли, по мнению налогоплательщиков, те жертвы, которые связаны с их налогообложением (содержанием государства) и соответствующими потерями в покупательной способности. На основании макроэкономического тождества можно с определенностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравнению с предыдущим с учетом инфляции. 1.4. Формирование финансовых ресурсов Финансовые ресурсы — это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко. Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу. На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам, Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе. Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд. Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалентном характере. Именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства. Таким образом, финансовые ресурсы — это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов. Специфика содержания финансовых ресурсов заключается в том, что они выступают: как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта; как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги; как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг; как источники формирования этих доходов (составляющие элементы) — амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др. Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов. Сбережения населения в виде прироста вкладов в коммерческих банках по своей экономической сущности служат источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД. Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внутреннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС) — система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран. Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части валового внутреннего продукта, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п. Финансовые ресурсы — это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как соответствие суммы финансовых ресурсов объему материальных благ и как балансовое равенство их поступления и расходования. Следовательно, равенство поступлений и затрат финансовых ресурсов составляет необходимую часть общехозяйственного равновесия. Будучи внутренне необходимым элементом современной экономики, финансовые ресурсы не только характеризуют потенциал расширенного воспроизводства, но и выступают активным фактором экономической динамики. Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения ВВП согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами национального производства. Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков. Вопросы для повторения Каковы этапы эволюции финансов в процессе развития товарно- С какими экономическими категориями связаны финансы и почему? Как менялось качество финансовых отношений в национальном хозяйстве? Каким образом финансы связаны с государством, деньгами, кредитными ресурсами? В чем состоят сущность и функции финансов? Какое место занимают финансы в экономической системе? В чем состоит различие между позитивной и нормативной теориями финансов? Какова роль финансов в процессе воспроизводства ВВП? Какую роль играют финансы во взаимосвязях, описанных макроэкономическим тождеством? Какое влияние оказывают финансы на поведение домашних хозяйств и частного бизнеса и каким образом? Какова роль финансов в формировании финансовых ресурсов? Каково специфическое содержание финансовых ресурсов? |