Реферат: Инвентаризация имущества и учет ее результатов
Название: Инвентаризация имущества и учет ее результатов Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …...……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ...………………...5 1.1. Понятие и цели инвентаризации…...…………………………………………..5 1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых в организации………………7 1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества .……………………………..12 ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ..…………………...16 2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации...……………………..16 2.2. Документальное оформление инвентаризации……………………………...18 2.3. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации..………………………….20 ГЛАВА 3. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА В ООО «ПТИЦЕФАБРИКА «МУРМАНСКАЯ» ...………...25 3.1. Технико-экономическая характеристика ООО «ПТФ «Мурманская»……..23 3.2. Порядок проведения инвентаризации в ООО «ПТФ «Мурманская»………28 3.3. Отражение результатов инвентаризации в ООО «ПТФ «Мурманская»…...29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .…………………………………………………………………..31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….………………………………33 ПРИЛОЖЕНИЯ ..………………………………………………………………….35 ВВЕДЕНИЕ В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация. Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. На протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете. Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово «инвентаризация» появилось в 1931 г. в журнале «Вестник Академии наук» (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п. Инвентаризация – сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел. Инвентаризация – это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни. Тема «Инвентаризация имущества и учет ее результатов» очень актуальна сегодня, т.к. инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения. Объектом данной курсовой работы являются экономические отношения, возникающие при инвентаризации имущества, предметом – инвентаризация имущества и учет ее результатов. Цель данной курсовой работы – выявить роль инвентаризации имущества и учет ее результатов. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи : - раскрыть содержание понятия «инвентаризация»; - определить экономическую сущность инвентаризации имущества; - выявить функции и роль инвентаризации; - дать характеристику отдельным видам инвентаризации имущества; - определить порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации. В работе были использованы следующие методы : метод анализа, синтеза, дедукции и индукции, исторический метод, метод научной абстракции, диалектический метод. Основой данной работы послужили нормативно-правовые акты (Налоговый Кодекс РФ, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации и др.)[1] ,а также работы ученых, занимавшихся исследованием интересующего нас вопроса, а именно В. А. Быкова, Я. В. Соколова, Л. С.Коваль, Н. П. Кондракова, Ю. А. Бабаева,Е. П. Козловой и др.[2] Структура работы представляет собой: введение, три главы по три параграфа в каждой, заключение и список литературы. ГЛАВА I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 1.1. Понятие и цели инвентаризации Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации. Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49[3] в соответствии с рядом принятых нормативных актов. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Обязательные инвентаризации проводятся: - при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов – раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); - при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; - в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации; - при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). Основными целямиинвентаризации являются: 1. выявление фактического наличия имущества; 2. сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; 3. проверка полноты отражения в учете обязательств. Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются: 1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям – штрафам за сокрытие прибыли. 2. Изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально. 3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д. 4. Кражи, злоупотребления. 5. Недоверие к материально ответственному лицу. 6. Проведение ревизий, аудиторских проверок. 7. В случае смены бригадира при бригадной материальной ответственности. 8. По требованию судебно-следственных органов. Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета – инвентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей. 1.2. Классификация инвентаризаций Самая подробная классификация инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе[4] . Он выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); по субъекту (ординарные – инициатива собственника; экстраординарные – инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения. Разберем подробнее эти классификации. По объему, разделить инвентаризации очень трудно, т.к. совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация. Объективный критерий тут один – тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности: • степень полноты инвентаризации задается субъектом ее назначающим; • частичной инвентаризация может быть признана только по отношению к ранее заданной полной инвентаризации. Допустим, директор организации решил проверить все имущество фирмы – это полная инвентаризация, но если он решил проверить только имущество магазина № 2 – это будет частичная инвентаризация по отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие товаров в магазине № 2 – это будет частичная инвентаризация по отношению к предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более того, возможно, что принято решение проверить только определенные виды товаров. Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае рассматривается как полная. Каждая отдельная, так называемая частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является полной. Например, поставлена задача провести инвентаризацию товаров в магазине № 2. Если она проводится сплошным методом, то необходимо пересчитать и перемерить всю товарную массу, но если речь идет о выборочном методе, то проверяют: или только дорогостоящие товары; или товары, пользующиеся повышенным спросом; или залежавшиеся товары; или самые модные товары; или делается механическая выборка. К последнему виду следует отнести перманентную инвентаризацию, когда ежедневно механически выбираются несколько наименований товаров и проводится их проверка. В настоящее время имеет место монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины[5] . По принадлежности предполагается прежде всего установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д. Однако гораздо важнее установить при инвентаризации, о каком имуществе идет речь: о том, которое находится во владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно инвентаризация преследует первую задачу – она достигается проще, но вторая задача важнее, особенно с позиций юридической мантии. По цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют: а) вступительные (начинательные) инвентаризации необходимы в начале любой хозяйственной деятельности. (Некоторые специалисты считают, что такие инвентаризации обычно не проводятся, но это не значит, что они не проводятся вообще. И даже, если бы они не проводились никогда, они заслуживают внимания как логически обоснованные.) б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие – те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных. Последующие – текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах: 1) согласно плановому графику; 2) по сигналам, когда администрации сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных ценностей; 3) при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) – цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж; 4) при переоценке ценностей; в) при передаче ценностей – обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества; г) ликвидационные – связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. (Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации, проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации выявляют, как правило, больше всего недостач)[6] . По последовательности – одна из определяющих классификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход от объекта к регистру, так как предполагается, что материально ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного подхода заключается в том, что он облегчает и фальсификацию результатов инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход от объекта к регистру. По субъекту выделяют инвентаризации: а) ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов; б) экстраординарные, предпринимаемые по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из под контроля администрации организации. По использованию данных выделяют: а) информативные – необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации преследуют прежде всего экономические цели; б) доказательные – применяются в случае необходимости обосновать возможность судебного иска или для опровержения последнего. Доказательные инвентаризации преследуют прежде всего юридические цели. Эта классификация несколько условна, так как, в сущности, любая доказательная инвентаризация – информативна, но, правда, не все информативные инвентаризации доказательны. Кроме этих, возникают другие трудности, например: а) частичная выборочная инвентаризация безусловно информативна, но доказательна ли она; б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы. Более правильным было бы деление на инвентаризации, которые могут служить основанием для предъявления иска или недостаточные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания инвентаризации трудно решить степень ее юридической доказательности, это решает суд. Направлять или не направлять иск в суд зависит от администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает условность данной классификации. По степени агрегирования различают инвентаризации: а) дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименования ценностей; б) интегральные – инвентаризуются ценности только в той или иной степени агрегированной группы. С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета[7] . По форме описи – деление по видам носителей информации; По способу проведения выделяются два вида инвентаризаций: а) заранее объявленные (назначенные) – ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подготовиться к ней; б) внезапные – ответственные лица не знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней. Оба вида инвентаризаций имеют преимущества и недостатки. При практическом подходе к инвентаризации многие современные бухгалтеры, исповедующие старые идеи, считают, что каждый баланс должен быть подтвержден инвентарной описью, иначе баланс будет нереальным. Это заключение ошибочное. 1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества Данные о материально-производственных запасах (сырье, материалы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материально-производственных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания[8] . Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Описи составляются отдельно на материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. Инвентаризация указанных ценностей заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо: - определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве; - определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов); - выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена[9] . Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам – с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания. При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, находящиеся в собственности организации. При выявлении объектов, несвоевременно принятых к учету, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Если комиссией установлено, что расходы по оплате работ капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичной ликвидации строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) своевременно не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта и занести в описи данные о произведенных изменениях. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в состояние непригодное к эксплуатации (порча, полный износ и т. п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. В этом случае опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому контрагенту, которому передается один экземпляр описи. Таким образом, можно сделать вывод, что инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания[10] . Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Существует несколько видов инвентаризации. Впервые классифицировать инвентаризации предложил в 1934 г. итальянский бухгалтер Пьетро д'Альвизе. Существует следующие виды инвентаризации: по объему: полные, частичные; по принадлежности: имущество в организации и вне ее; по цели: вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные; по последовательности: от объекта к регистру, от регистра к объекту; по субъекту: ординарные – инициатива собственника; экстраординарные – инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.; по использованию данных: информативные и доказательные; по степени агрегирования: дифференцированные, интегрированные; по форме описи: устные, письменные, на механических носителях; по способу проведения: заранее объявленные (назначенные), внезапные. ГЛАВА II . ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА 2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными[11] . До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «__» (дата) », что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность проверки данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой)[12] . По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение массы (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества таких товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) документы должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждений исправляет выявленные ошибки в установленном порядке. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения, с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработку. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации. 2.2. Документальное оформление инвентаризации Госкомстатом России от 18.08.98 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»[13] утверждены для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете типовых унифицированных форм первичной учетной документации. Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Приказ регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом – чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. Ошибки исправляются во всех экземплярах описей, т. е. зачеркиваются неправильные записи и над ними проставляются правильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами[14] . В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. Если по окончании инвентаризации проводятся контрольные, проверки, то результаты оформляются актом и регистрируются и книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. 2.3. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете[15] . Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц; - убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортице может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц[16] . Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. Рассмотрим корреспонденцию счетов по результатам инвентаризации. 1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации: Дебет 01 «Основные средства»; Дебет 10 «Материалы»; Дебет 41 «Товары»; Дебет 43 «Готовая продукция» Дебет 50 «Касса» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» 2. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации: · Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 01 «Основные средства» Кредит 10 «Материалы» Кредит 41 «Товары» Кредит 43 «Готовая продукция» Кредит 50 «Касса» · в розничных торговых организациях: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары» Кредит 42 «Торговая наценка» 3. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли: Дебет 20 «Основное производство» Дебет 23 «Вспомогательные производства» Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». 4. Списание недостачи за счет виновного лица: · Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»; Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» · разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2 «Готовая продукция животноводства»: Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»; · погашение задолженности: Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»; Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы». · отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо: Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению убытков» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» · возмещение виновным лицом суммы недостачи: Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации» Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению убытков». 5. Списание недостачи на финансовые результаты: Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 6. Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены: · на сумму недостачи: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10 «Материалы» Кредит 41 «Товары» и др. · на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». · списание недостачи: Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. Имущественное и (или) финансовое положение организации можно представить в виде человеческого тела, однако в жизни человеческое тело мы видим почти всегда в одежде, или в упаковке[17] . Эта упаковка и представляет собой первичную документацию. Первичная документация и данные всех регистров бухгалтерского учета существуют только для того, чтобы представить хозяйственный потенциал организации в достойном виде. Таким образом, можно сделать вывод, что для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Состав инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации путем издания приказа. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. ГЛАВА III . ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ООО «ПТИЦЕФАБРИКА «МУРМАНСКАЯ» 3.1. Технико-экономическая характеристика ООО «ПТФ «Мурманская» Проведение инвентаризации рассмотрим на примере ООО «Птицефабрика «Мурманская». ООО «Птицефабрика «Мурманская» образовано 25 декабря 2008 года. С 1976 года по 1992 год данная организация являлась государственной собственностью, и была подведомственна Управлению сельского хозяйства Мурманской области, затем акционировалась. С 1992 года предприятие акционировалось, неоднократно банкротилось, выкупалось, меняло владельцев. Организация имеет следующие реквизиты: Адрес: 184365, Мурманская область, Кольский район, п.г.т. Молочный (Птицефабрика Мурманская). ИНН/КПП – 5105092390/ 510501001 ОГРН – 1085105001332 Р/сч. 40702810033000000438, к/сч 30101810000000000782 Мурманский РФ ОАО «Россельхозбанк» г. Мурманск БИК – 044705782 Тел.: (815 53) 91-260, (815 53) 91-285 – дисп., (815 53) 91286 – факс. Основной вид деятельности предприятия – разведение сельскохозяйственной птицы (птицеводство), производство и продажа мяса, яиц и субпродуктов сельскохозяйственной птицы. Директором ООО «ПТФ «Мурманская» является Воробьёв Денис Евгеньевич (до 05.04.2010 г. директором являлся Ануфриев С.А.), главным бухгалтером – Кулица Сергей Владимирович. Организация применяет линейный способ начисления амортизации по амортизируемому имуществу. В среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству. В целях налогообложения НДС установлен момент определения налоговой базы в соответствии с п.1 ст. 167 НК РФ[18] по мере оплаты товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг или на основании документального акта на зачет взаимной задолженности при полном выполнении условий зачета и предъявления покупателю расчетных документов. Состав и порядок ведения налоговых регистров определяется главным бухгалтером по мере необходимости. Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с порядком, установленным НК РФ, влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы. Организация не создает резервы по сомнительным долгам. В соответствии с Отчетом о прибылях и убытках в период с 1 января по 31 декабря 2009 г. организация обладает прибылью – 680 тыс. руб., за предыдущий год прибыль составляла 446 тыс. руб. Проведем анализ финансового состояния организации. Для начала проанализируем платежеспособность и финансовую устойчивость организации. Для этого рассчитаем следующие показатели: 1) наличие собственных оборотных средств (Ес ): Ес = К - АВ = 835 - 730 = 105 тыс. руб., где К – капитал и резервы; АВ – внеоборотные активы 2) общая величина основных источников формирования запасов и затрат (Ео ): Ео = Ес + М = 105 + 3241 = 3346 тыс. руб., где М – краткосрочные кредиты и займы. Рассчитаем показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования: 1) излишек (+) или недостаток (-) собственных средств (З – запасы): ± Ес = Ес – З = 105 – 381 = - 276 тыс. руб., т.е. у организации недостаточное количество собственных средств. 2) излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (± Е0 ) ± Е0 = Ео – З = 3346 + 276 = 3622 тыс. руб., т.е. организация обладает излишней величиной основных источников для формирования запасов и затрат. Рассчитаем степень финансовой устойчивости организации. Организация обладает абсолютной устойчивостью, так как З < Ес + М (381 < 105 + 3241). Для получения количественных характеристик финансовой устойчивости организации рассчитаем следующие финансовые коэффициенты: 1) коэффициент автономии (Б – валюта баланса): Ка = К/Б = 835/2742 = 0,3 Таким образом, доля собственных средств в общем объеме ресурсов организации составляет 30%. 2) коэффициент финансирования (ПД – долгосрочные обязательства): КФ = К/ ПД + М = 835/3241 = 0,26 = 26% Следовательно, за счет собственных средств финансируется 26% деятельности филиала. Рассчитаем показатели рентабельности организации: 1) Значит, 28,5 % прибыли организация получает с каждого рубля внеоборотных активов. 2) Это означает, что 10,8 % прибыли организация получает с каждого рубля оборотных активов. 3) Т.е., 23% прибыли организация получает за счет выручки от реализации товаров. Из бухгалтерского баланса видно, что на конец отчетного периода снизилось количества денежных средств, запасов и прочих активов по сравнению с началом отчетного периода. В результате проведенного анализа, видно, что ООО «Птицефабрика «Мурманская» обладает абсолютной устойчивостью, хотя доля собственных средств в общем объеме ресурсов не велика. 3.2. Порядок проведения инвентаризации Директор ООО «Птицефабрика «Мурманская» издает приказ № 302 от 25 декабря 2009 года для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств в определенном подразделении и в определенный срок (с 30 декабря по 31 декабря 2009 года). Инвентаризацию проводит созданная приказом директора инвентаризационная комиссия, членами которой являются: бухгалтер ООО «Птицефабрика «Мурманская» – Косарева С.Н, начальник СБ – Корчилов П.В, заместитель главного бухгалтера – Федорчук Н.А. Председателем комиссии является и.о. главного инженера – Сербин А.И. Данный приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказа о проведении инвентаризации, а затем вручается председателю инвентаризационной комиссии. Перед началом инвентаризации члены комиссии проверяют, все ли документы по инвентаризируемому объекту учета обработаны и записаны на счетах бухгалтерского учета. Факт сдачи документов удостоверяется распиской материально ответственного лица Попова Ю.С. о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, принятые им к материальной ответственности, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Факт сдачи документов удостоверяется распиской материально ответственного лица Ануфриев С.В. о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию и все основные средства, принятые им к материальной ответственности, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Сведения о фактическом наличии товарно-материальных ценностей и основных средств записываются в инвентаризационные описи. Затем заполняется инвентаризационная опись, где сверяется фактическое наличие основных средств и ТМЦ с данными бухгалтерского учета. 3.3. Отражение результатов инвентаризации в ООО «Птицефабрика «Мурманская» После того, как инвентаризационные описи заполнены, все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица подписывают ее, а затем сдают в бухгалтерию, где их проверяют, а затем сравнивают с данными бухгалтерского учета и отчетности. Так как инвентаризация, проводимая в ООО «Птицефабрика «Мурманская» с 30 декабря по 31 декабря 2009 года, не выявила излишков и недостач, сличительную ведомость не составляют. Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что организация обладает устойчивым состоянием и способна продолжать свою деятельность. Проведение инвентаризации в ООО «Птицефабрика «Мурманская» проходит в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49[19] в соответствии с рядом принятых нормативных актов. Сначала директор издает приказ для проведения инвентаризации, затем члены комиссии проверяют все документы по инвентаризируемому объекту и записывают сведения о его фактическом наличии в инвентарные описи. На последнем этапе сравнивают фактическое наличие объекта с данными бухгалтерского учета. Таким образом, можно сделать вывод, что организация обладает устойчивым состоянием и способна продолжать свою деятельность. Инвентаризация, проводимая в ООО «Птицефабрика «Мурманская» не выявила расхождений между фактическим наличием основных средств и товарно-материальных ценностей и данными бухгалтерского учета. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, можно сделать вывод, что инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Существует несколько видов инвентаризации: по объему: полные, частичные; по принадлежности: имущество в организации и вне ее; по цели: вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные; по последовательности: от объекта к регистру, от регистра к объекту; по субъекту: ординарные – инициатива собственника; экстраординарные – инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.; по использованию данных: информативные и доказательные; по степени агрегирования: дифференцированные, интегрированные; по форме описи: устные, письменные, на механических носителях; по способу проведения: заранее объявленные (назначенные), внезапные. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Состав инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации путем издания приказа. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. Инвентаризация проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета[20] . Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам. Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса – по состоянию на 1-е число месяца. Инвентаризация, проводимая в ООО «Птицефабрика «Мурманская» не выявила расхождений между фактическим наличием основных средств и товарно-материальных ценностей и данными бухгалтерского учета. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. 2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Электронный ресурс] : Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». 3. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации [Электронный ресурс] : Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». 4. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 596 с. 5. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 529 с. 6.Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет / Под ред. Соколова Я.В. – М.: ТК Вэлби, изд-во Проспект, 2008. – 498 с. 7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 684 с. 8. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 429 с. 9. Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 536 с. 10. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 492 с. 11. Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2008. – 473 с. 12. Медведев М. Ю. Общая теория бухгалтерского учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы. – М.: Изд-во Дело и Сервис, 2007. – 459 с. 13. Полякова С.И., Старовойтова Е.В., Соловьева О.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 539 с. 14. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 389 с. 15. Заграничная Т.Г. Когда обязательно проведение инвентаризации // Главная книга. – № 22. – 2007. – С. 16 – 25. 16. Соколов Я. В., Быков В. А. Инвентаризация как метод бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. – №4. – 2008. – С. 11 – 17. [1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Электронный ресурс] : Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации [Электронный ресурс] : Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». [2] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 6. [3] Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Электронный ресурс] : Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». [4] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 198. [5] Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – С. 396. [6] Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2008. – С. 197. [7] Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 107. [8] Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет / Под ред. Соколова Я.В. – М.: ТК Вэлби, изд-во Проспект, 2008. – С. 287. [9] Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – С. 372. [10] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 367. [11] Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – С. 402. [12] Медведев М. Ю. Общая теория бухгалтерского учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы. – М.: Изд-во Дело и Сервис, 2007. – С. 219. [13] Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации [Электронный ресурс] : Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». [14] Полякова С.И., Старовойтова Е.В., Соловьева О.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 302. [15] Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 285. [16] Заграничная Т.Г. Когда обязательно проведение инвентаризации // Главная книга. – № 22. – 2007. – С. 17. [17] Соколов Я. В., Быков В. А. Инвентаризация как метод бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. – №4. – 2008. – С. 13. [18] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. [19] Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Электронный ресурс] : Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». 11 Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 287. |