Реферат: Понятие качества и управления качеством
Название: Понятие качества и управления качеством Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||
Понятие качества и управления качеством Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям . Качество продукции в последнее время приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка, научно-техническим прогрессом и, как следствие, постоянно возрастающими требованиями потребителей. Параметров, определяющих качество товара, большое множество, и для каждого они различны, возникла необходимость развития такого течения в менеджменте, как управление качеством. Управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой . Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.[1,стр 56] Управление качеством продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.[1.Стр 34] История развития систем управления качеством [7] 1 ЭТАП. Первая звезда
соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система -
система Тейлора
(1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, - проходные и непроходные калибры. 2 ЭТАП. Вторая звезда
. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство - это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами. В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз (ныне корпорация AT&Т) была создана группа под руководством д-ра Р.Л.Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством
. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х.Доджем и Х.Ромигом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии, благодаря д-ру Э. Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране. Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность - инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. 3 ЭТАП Третья звезда.
В 50-е годы была выдвинута концепция тотального управления качеством - TQC. [8]. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический). 4 ЭТАП Четвёртая
звезда.
В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, тo TQM - этo еще и управление целями и самими требованиями.
Премечание:
Система ТQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе - улучшению нет предела
. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к 0 дефектов, к затратам - 0 непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.
Соответственно, механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок - просто отсутствует. Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы менеджмента качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются тысячи предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества. 5 ЭТАП Пятая звезда.
В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС014000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала. -Роль Госстандарта России 15 сентября 1925 года, постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны (СТО). Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом планомерной и систематической работы в этом направлении во всех отраслях народного хозяйства. С самого начала централизованного развития стандартизации в стране во главу угла были поставлены задачи борьбы за качество продукции и прогнозирования разработки стандартов, глубины их проработки. В условиях новой России Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) законодательно уполномочен формировать и реализовывать единую техническую политику в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. Техническая политика Госстандарта в области управления качеством предусматривает содействие отечественным товаропроизводителям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО семейства 9000. Ведущим направлением деятельности Госстандарта России является разработка отечественных, межгосударственных и международных стандартов. Россия также вносит значительный вклад в развитие стандартизации в рамках Соглашения между странами СНГ, разрабатывая ежегодно около 70% межгосударственных стандартов. Существенное значение сертификация имеет для российский экспортеров. Российская Федерация участвует в семи международных системах сертификации и имеет соглашения с 14-ю странами, в рамках которых проводятся работы по взаимному признанию результатов испытаний продукции, что в значительной мере способствует продвижению российских товаров на рынок других стран. Госстандарт России принимает активное участие в деятельности многих международных организаций в области стандартизации и метрологии. Он не только постоянно участвует в подготовке межправительственных соглашений и разработке нормативных документов в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, но и занимает активную позицию в руководстве Советом. [4.стр 68] Тест При определении показателя конкурентоспособности продукции используется индекс: 1) только экономических параметров 2) технических и экономических параметров 3) только технических параметров Ответ: 2 -Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя. Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:
(Использован материал сайта http://u-pereslavl.botik.ru Задача: Определите размер брака и размер потерь от брака на основе данных таблицы (тыс. руб.).
Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (Аб ). Аб = 18,5 + 7,3 = 25,8 (тыс. руб.) Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (Ап.б. ). Ап.б. = 25,8 – 4,5 – 2,9 – 3 = 15,4 (тыс. руб.) Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака и потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции. Относит. размер брака = 25,8/980*100% = 2,63% Относит. размер потерь от брака = 15,4/980*100% = 1,57% Вывод: Основной причиной брака явилась поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов. Менеджеры должны рекомендовать руководству фирмы найти предприятие, поставляющее более качественное сырьё для данного производства. Причины брака могут быть заключены в следущем Ã Производственно-технологические; Ã Конструктивные недостатки; Ã Вина рабочих; Ã Прочие; Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции. Список использованной литературы 1. Герасимов Б.И. Управление качеством: учеб. Пособие/Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. – М.: ЕНОРУС, 2005 – 272 с. 2. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 3. Джеймс Р. Эванс Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под. Ред Э.М. Короткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– 671 с. Использованы также материалы сайтов: 5. http://www.aup.ru/books/m93/1_3.htm 6. http://www.twirpx.com/file/233719/ 7. http://mggu.narod.ru/doc/yp.htm 8. http://u-pereslavl.botik.ru |