Шпаргалка: Предмет педагогики и ее основные задачи
Название: Предмет педагогики и ее основные задачи Раздел: Рефераты по педагогике Тип: шпаргалка |
Предмет и объект педагогики, ее основные категории 1. Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. 2. Объектом исследования в педагогике является "человек, развивающийся в результате воспитательных отношений" 3. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают "в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением". Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. 4. Педагогика изучает следующие проблемы: • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; • определение целей восприятия; • разработка содержания воспитания; • исследование и разработка методов воспитания. 5. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие , ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: • воспитание; • развитие; • образование; • обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешнихусловий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику. Задачи и методы педагогики 1.Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука-решает несколько важных теоретических задач: • выяснение закономерностей процесса воспитания, образования; • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; • внедрение результатов исследований в практику преподавания; • планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях. 2. В настоящее время педагогика располагает множеством разнообразных на-учныхметодов. Основными из них являются: • педагогическое наблюдение; • исследовательская беседа; • изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся; • педагогический эксперимент; • изучение иобобщение передового педагогического опыта. Педагогическое наблюдение применяется в любой исследовательской деятельности. Наблюдение - основной источник накопления фактов и сведений. Педагогический эксперимент - это метод исследования, ориентированный на подтверждение или отрицание. Каких-либо теоретических выкладок опытным путем. В зависимости от имеющихся целей различают следующие виды экспериментов: - констатирующий; • созидательно-преобразующий; • контрольный; • естественный. |