Реферат: Власть как общественное явление 2
Название: Власть как общественное явление 2 Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Тема 4 ВЛАСТЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ Учебные вопросы: 1. Власть как общественное явление. 2. Легитимность власти, механизм функционирования различных типов политической власти. «Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так и смешанных, и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» Н.Макиавелли Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества. Древнегреческий философ Аристотель в своем трактате «Политика» писал: «Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа…. Во всяком живом существе, прежде всего, можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж». 1. Власть как общественное явление Термин «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. (Слайд 2) Во-первых, это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; во-вторых, это господство над людьми; в-третьих, это лица, органы, облечённые соответствующими властными полномочиями. Анализ данных трактовок позволяет сделать вывод, что специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Согласно определению американского политолога Роберта Даля , некто А имеет власть над неким Б постольку, поскольку А тем или иным способом может заставить Б сделать нечто, что соответствует интересам А и что сам Б иначе не стал бы делать. В политологии имеется несколько подходов к истолкованию власти. (Слайд 3) Теологический подход - всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - исполнители воли Бога. По своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на религиозных постулатах. Подчинение людей божественной воле обеспечивает порядок в обществе, сохранение и продолжение человеческого рода. Биологический подход - власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными (социальный дарвинизм и др.). Психологический подход - власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания в результате того, что человеческой психике посредством скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Бихевиористский подход - власть есть особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей. Человек рассматривается как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Мифологический подход - власть одних людей связана с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целей. Антропологический подход - распространяет понятие политической власти на все социальные, в том числе и доклассовые, образования и объявляет политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. На этом основании считается правомерным говорить о существовании политической власти во всяком обществе. Носителями политической власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д. Конфликтологический подход - рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Для возникновения властных отношений необходимо: наличие, как минимум, двух субъектов; выражение воли властвующего субъекта; использование властвующим субъектом оснований и ресурсов власти; подчинение субъекта, в отношении которого власть осуществляется (совершения действия, соответствующего воле субъекта, обладающего властью). (Слайд 4) Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах. Как и любое явление, власть имеет свои источники. (Слайд 5) Источники власти – объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся: 1. Физическая либо социальная сила . Сила и принуждение рассматриваются как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и др.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти. 2. Богатство - владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства. 3. Знания и контроль над информацией . Известный американский социолог и футуролог Олвин Тоффлер пишет по этому поводу: «В современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти». 4. Люди , как универсальный, многофункциональный источник власти, который создаёт все другие её источники. Власть также имеет свою структуру, которая включает субъект власти, объект власти, процесс властвования, ресурсы властного воздействия. Субъект власти ,воплощающий в себе активное, направляющее начало. В политике – это ее субъект (отдельный человек; общность людей: социальная группа; класс; партия; государство; коалиция государств), добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле. (Слайд 6) Необходимые качества субъекта власти: желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, директивных указаниях, приказах и т.п.; компетентность, профессионализм; знание дела, за которое он берётся; умение руководить подчинёнными; авторитет. Объект власти , то есть подчинённые. В политике этообъект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта. Это обусловливается тем, что власть невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствуют подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. Процесс властвования , т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. Здесь наиболее ярко выделяются мотивыподчинения объекта власти субъекту властвования. Мотив может основываться на страхе перед санкциями, на привычке подчиняться, на заинтересованности к выполнению воли властвующего, на убеждённости в необходимости подчинения, на авторитете носителя власти и др. Ресурсы властного воздействия (Слайд 7) - средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями: важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивация человека; средства, с помощью которых человека можно лишить его ценностей, например, жизни, здоровья, имущества и т.д. Власть как явление выполняет в обществе определенные функции, которые можно разделить на два вида (Слайд 8) : 1. Интеграционно-регулятивные функции , связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями: достижение общественного согласия, поддержка общественного порядка и стабильности, координация, арбитраж, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами; выявление и разрешение конфликтов и др. 2. Функции руководства и управления , обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли: подготовка, принятие и реализация решений, организация их выполнения; контроль за реализацией принятых решений; оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений. Обобщенно процесс функционирования власти в обществе можно представить следующим алгоритмом: оценка факторов, воздействующих на общество - формирование концептуальных целей, исходя из оценки каждого фактора - выработка концепции развития общества – практическая реализация выработанной концепции по каждому направлению власти. (Слайд 9) Таким образом, в своем общем значении понятие«вл асть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Политологию, как науку о политике, в первую очередь интересует все, что связано с функционированием власти в обществе – политическая власть . (Слайд 10) Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической сферы общества. Отличительные признаки политической власти: 1. Затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы. 2. Выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных групп и слоев. 3. Выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется. 4. Проявляется в наличии особой группы, социального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю. 5. Влияет на поведение людей через убеждения, авторитет, принуждение, вплоть до прямого насилия. 6. Проявляется в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений. В политической власти можно выделить три элемента: директивный – наличие приказа и соответствующих действий; функциональный – обеспечение определенной потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется; коммуникативный – обмен информацией, налаживание взаимопонимания и эффективного общения между участниками властных отношений. Функции политической власти (Слайд 11) : формирование политической системы общества; организация политической жизни и политических отношений общества, включающих отношения государства с обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами и т.д.; управление делами общества и государства на различных уровнях; создание определённого типа правления, политического режима и государственного строя; обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод; выполнение хозяйственно-созидательных функций. Виды политической власти выделяются по различным основаниям (Слайд 12): по формационному и классовому признакам (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, власть в классовом и бесклассовом обществе); по отношению к социальному развитию (прогрессивная и регрессивная, динамическая и застойная, оптимистическая и пессимистическая, рациональная и иррациональная); по количественному признаку (единоличная, олигархическая, полиархическая); по функциям органов власти ( законодательная, исполнительная и судебная); по правовому признаку (законная и незаконная, легальная и нелегальная, легитимная и нелегитимная); по институциональному признаку (государственная, партийная и др.); по средствам и методам осуществления власти в обществе ( тоталитарная, авторитарная, демократическая). Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей. Государственная власть -это форма политической власти, характеризующаяся способностью влиять на характер, направления деятельности и поведения людей, социальных групп, классов, посредством экономических, социальных, политических, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения нормального функционирования общества. (Слайд 13) Характерные признаки государственной власти: 1. Суверенитет, её верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях. 2. Выступает в качестве силы, концентрированно выражающей и символизирующей общество в целом. 3. Обладает монополией на легальное использование силы, физического принуждения. 4. Имеет специальный сложный аппарат (механизм) управления всем обществом, который представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения задач и функций государственной власти. 5. Обладает исключительным правом на нормирование жизни всего общества, правом на издание законов и норм, обязательных для всего населения. 6. Имеет право на взимание налогов и различного рода сборов, имеющих для населения всеобщую обязательность. Любая государственная власть имеет очень сложную структуру, как правило, включающую в себя следующие элементы: субъекты, нормы, средства, методы и цели субъектов государственной власти . (Слайд 14) Субъекты государственной власти – это, прежде всего, три ветви власти на всех уровнях их функционирования - от центрального (федерального) до микроуровня - власти в первичных организациях. Нормы государственной власти подразделяются по уровням ее функционирования, каждый из которых, согласно своей компетенции, может вырабатывать свои законодательные акты. Средства и методы государственной власти - это те же ресурсы и методы, которые присущи власти в целом. Цели субъектов государственной власти - это предвидение, прогнозирование субъектами власти конечных итогов своей деятельности, которые всецело зависят от реализации коренных интересов государства: непосредственное функционирование и удержание государственной власти, существующего политического режима и социально-экономического строя; обеспечение национального суверенитета государства и территориальной целостности страны; отстаивание национальных интересов на международной арене; создание условий для демократического развития страны во всех сферах её жизнедеятельности; поддержание политической, экономической, социальной стабильности общества; обеспечение поступательного и прогрессивного развития страны и т.д. В современной политологической науке обычно выделяют четыре уровня функционирования государственной власти. Микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Мезоуровень - подчинённые центру органы (республиканские, областные, краевые и т.д.). Макроуровень - центральные органы (институты) государственной власти. Мегауровень -распространение центральной макровласти и макропроцессуальных отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях. Таким образом, политическая власть и государственная власть тесно взаимосвязаны . (Слайд 15) Обусловлено это тем, что она исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. В тоже время понятие политической власти шире понятия власти государственной, ибо политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической организации общества: в рамках политических партий, общественных организаций, профсоюзов, международных организаций и т.д. Однако государственная власть всегда является ядром политической власти, её основным содержанием. Любая негосударственная общественная организация участвует в отправлении политической власти (исключая её полномочия в отношении своих членов) через посредство государства. 2. Легитимность власти, механизм функционирования различных типов политической власти Любая общественная власть в процессе своего возникновения, развития и функционирования может по-разному оцениваться людьми. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им её права управлять и согласие подчиняться этой власти означает её легитимность . (Слайд 16) Термин легитимность возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля, как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне. В научный обиход термин «легитимность» ввел М.Вебер , который указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти (господства): традиционный, харизматический и рационально-легальный (бюрократический). Традиционное господство основывается на привычке, обычаях, традициях, убеждении, что «так было всегда». Примером традиционного типа господства являются монархии. Харизматическое господство опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в переломные моменты истории. Рационально-легальное господство основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя в сохранении того политического порядка, при котором данный властвующий субъект был наделен имеющимися у него полномочиями. В дальнейшем проблемой легитимности власти занимались многие ученый, каждый из которых, в зависимости от исходных условий, выделял те или иные типы легитимности. (Слайд 17) В настоящее время существует два подхода к определению критериев легитимности власти. (Слайд 18) Либерально – демократический , иногда его называют рационально – законный, признает только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Прагматический - исходит из того, что главное состоит не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в нем стабильность. Сегодня легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности. Понятие «легитимность власти» не равнозначно понятию «законность власти». Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политически нейтральный характер, второе - юридический и этически нейтральный. В современном обществе отношения политической власти исключительно многообразны, изменчивы, текучи, относительны. Для того, чтобы их упорядочить, стабилизировать власть в обществе, сделать её способной к выполнению возлагаемых на неё функций, она должна быть институализирована, закреплена в той или иной форме политического господства . (Слайд 19) Политическое господство означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда и обычно связанных с ним социальных привилегий, с одной стороны, и исполнительской деятельности, с другой. Оно возникает тогда, когда власть институализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в социальной организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляемого меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства. Процесс политического господства, т.е. властвования, упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы учреждений, институтов, организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту как общество механизмом политической власти выступают четыре его важнейших звена: система политических партий, парламент, правительство, аппарат политического принуждения . Центральную роль в механизме функционирования власти в обществе играют высшие институты государственной власти - президент, правительство, парламент, суд и прокуратура. Именно они выступают главным звеном принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределение полномочий между другими властными структурами. Механизм власти, выражаясь в определённом типе политической власти (тоталитарная, авторитарная, демократическая ), действует во всяком обществе, во всех его сферах, на всех уровнях его социальной структуры и имеет свои специфические формы проявления, способы и методы властвования. Более того, разные формы проявления механизма властных отношений и придают, главным образом, отличительные черты тому или иному обществу, его политическим, экономическим, социальным и духовным отношениям. В тоталитарном обществе (Слайд 20) в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем. Ядром механизма тоталитарной власти выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового типа, которая срастается с государством, концентрирует в себе реальную политическую власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкции власти любых общественных организаций. К собственно политическим чертам тоталитарной власти относятся также наличие у неё мощного аппарата социального контроля и принуждения, массовый террор или запугивание населения. Страх и слепая вера - главные ресурсы механизма тоталитарного управления обществом. В целом отношения тоталитарной власти и её механизм строятся по принципу: «Запрещено всё, кроме того, что приказано», «Разрешено всё, что разрешено законом». Авторитарная политическая власть по своим характерным чертам признакам и механизму функционирования занимает как бы промежуточное положение между тоталитарной и демократической властями. (Слайд 21) С тоталитарной властью её роднит, прежде всего, диктаторский, не ограниченный законами характер властвования, с демократической - наличие автономных нерегулируемых властью общественных сфер, например, экономики и частной жизни людей, сохранение элементов гражданского общества. По своей сущности авторитарная власть это неограниченная власть одного человека или группы лиц, характеризующаяся чрезмерным централизмом в управлении, опорой на силу, нетерпимостью к политической оппозиции, но допускающая автономию личности и общества в неполитических сферах их жизнедеятельности. Отношения этой власти с обществом строится по принципу: «Разрешено всё, кроме политики». Авторитарный тип власти самый распространённый в истории человечества. Он имеет множество разновидностей: монархическая власть; деспотические и диктаторские режимы; военные хунты; популистские системы власти и др. Механизм функционирования авторитарной власти опирается (потенциально и реально), прежде всего, на силу. Власть может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких кругов населения страны, однако она обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого. Демократическая власть - воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия) - главным образом на местном уровне и на производстве, и представительства - в масштабах всего общества. (Слайд 22) Это по существу репрезентативная (представительная) демократическая власть, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Реально она существует в двух своих основных формах: парламентаризма - системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом; президентского правления , в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом, либо каким-нибудь особым институтом. В основе механизма функционирования демократической власти лежит принцип её разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также выработанная конституционным правом эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях этих трёх ветвей власти. Именно так трактует эту проблему принцип разделения властей , сформулированный французским мыслителем Шарлем Монтескье и впервые нашедший своё законодательное закрепление в действующей до сих пор Конституции США 1787 г. Ныне этот принцип в той или иной форме закреплён в большинстве стран мира. Разделение государственной власти на три ветви не исключает, а предполагает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определённого верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех. Отношения между народом и его представителями во властных структурах строятся на основе доверия, контроля, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона. Основной принцип демократического общества: «Разрешено всё, что не запрещено законом». Таким образом, власть как социальный феномен - одно из фундаментальных начал развития и функционирования человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Резюме 1. Возникая из ролевой неоднородности людей в обществе, власть представляет собой волевое отношение между людьми в процессе их совместной деятельность, при которой одни люди (субъекты) с помощью различного рода средств побуждают к действиям других (объекты) для достижения определённых экономических, политических, социальных, духовных и других целей. 2. Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма функционирования власти — системы организаций и норм, средств и методов их деятельности. Каждый тип и вид власти имеют свой механизм функционирования, свои способы властвования, диапазон которых простирается от деспотических и тоталитарных до конституционных и демократических. |