Реферат: Современные подходы в воспитательной работе
Название: Современные подходы в воспитательной работе Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||
МОУ СОШ с. Бессоновка Август 2009 года Современные подходы к воспитательной работе
В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в областивоспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых документов: Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.; Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и др. В значительной мере эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными процессами в системе общего образования в целом и конкретного образовательного учреждения в частности. Создавая программу воспитания и модель выпускника школы, нужно использовать рекомендации, которые даны в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», где говорится, что школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы: -научить их учиться; -научить жить; - научить жить вместе; -научить работать и зарабатывать. Система воспитания в школе результативна, если строится на основе: - концепции воспитательной системы школы, района, области; - современных принципов воспитания; - учёта индивидуальных особенностей учащихся; - учёта возрастных особенностей учащихся класса; - учёта особенностей контингента родителей учащихся школы; - компетентности людей, ответственных за процесс воспитания. Каковы же основные подходы к учебно-воспитательной работе, ставшие актуальными в современных условиях: 1. Возрастной подход. От возраста к возрасту дети меняются, меняются и их потребности. Что же хочется большинству детей в разные периоды жизни?
Вывод: Вопросы: 2. Деятельностный подход Опирается на деятельность учащихся. Это: -познавательная; -игровая; -творческая; -трудовая; -досуговая; -коллективная. Здесь важно помнить: если нет сочетания различных видов деятельности, то воспитанники устают, утомляются, теряют интерес. Например, в учебной деятельности есть своя структура: 1. Мотив , который может по разным причинам менятся: - деловой мотив (кончить школу); - соревновательный мотив (быль лучше); - познавательный мотив (интересно). 2. Цель (С какой целью я учусь?) 3. Способы учебной деятельности. (Простое воспроизведение усвоенных знаний недостаточно для развития самостоятельного мышления школьников и студентов. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность) 4. Результат. Основные каналы потери информации: - та, которую не поняли; - та, которая не связана с ранее изученной и реальной жизнью («абсолютная новизна») - та, которая со временем забывается (здесь можно оговориться: «Это запомнить на всю жизнь», «Это запомнить до конца темы», «Это не надо запоминать») - та, которая не требуется в жизни и на практике. Примеры: Вопросы: 3. Личностно-ориентированный подход или гуманистический. Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности. В современной практике выделяют детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, детей и подростков «группы риска». Каждая группа требует своей системы методов педагогического воздействия. Так, например, школьники с высоким интеллектом отличаются от других ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, широтой интересов. Эта группа детей требует от педагогов-воспитателей особого внимания. Необходимые условия для развития одарённых детей: -атмосфера сотрудничества; - творческая обстановка; -разносторонняя познавательная деятельность. Примеры: Вопросы: Особого внимания требуют к себе «педагогически запущенные» дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность. Важно правильно организовать перевоспитание. Пример: занятия юношей футболом с представителями правоохранительных органов, работа в объединении «Юный столяр». Вопрос: Есть ли в вашей практике положительные примеры использования личностно-ориентированного подхода? Осуществляется личностно-ориентированный подход: - через внеурочную и урочную деятельность, когда возникает потребность развить себя, есть стремление к самопознанию. - через самоопределение. Ребёнок должен побывать в разных ситуациях, узнать свои сильные и слабые стороны. - через самоутверждение, Пример: самоутверждение через срыв уроков, здесь необходимо переключить ребёнка с негативной деятельности на полезную и самоутверждение через занятия в студии «Венец» Современные воспитательные технологии: - Личностно-ориентированное коллективное творческое дело, с акцентом на индивидуальные вклады; на авторство идей, предложений. 4.Гендерный подход. Гендер – английское слово, что в переводе означает «пол». Гендерное воспитание отличается от полового воспитания. Биологическое воспитание – пол. Социальное, т.е. гендерное – социальный пол. Например: Мужчина жил в облике женщины: Его биологический пол – мужчина, а социальный или гендерный – женщина Социальный пол – это поведение человека в обществе в соответствии с биологическим . Проблема несоответствия социального поведения биологическому полу. Причины несоответствия: - биологические причины; - воспитание; - психическое развитие. К несоответствию приводят: 1. Ошибки семейного воспитания; 2. Проблемы образования. Ошибки семейного воспитания Родители – главные воспитатели. Всё основное закладывается в семье. В детях подсознательно заложено: Папа – это будущий я – сын, а моя жена как мама. Или мама – это будущая я – дочь, а мой муж как папа. Это заложено в детях изначально, с рождения. Если даже нет одного из родителей, в подсознание всё равно запись существует, и она ориентирована на того родителя, которого нет. Если ребёнок-сын, мама – это моя будущая жена, а где же я? Подсознательно там пустота, папа нет, но пустота заполняется самим ребёнком. В образе «я» будет любой другой: «мамин друг», дед, крёстный, тренер, педагог дополнительного образования, директор школы, может быть, сосед. Ребёнок как одежду примеряет для себя каждый образ и выбирает своё я. Именно в подростковом возрасте у мальчика в голове происходит щелчок – женщина мной командовать не должна! Именно в этот момент мужское слово имеет весомое значение. Исправить ситуацию можно: 1. Помочь ребёнку найти положительный мужской образ. 2. Не идти на открытый конфликт. 3. Помочь пережить этот период. Ему самому в этот момент плохо. 5. Системный подход. Документы, регламентирующие нормативно-правовую базу воспитательной работы: 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1996 года. 2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99г. 3. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23.11.1994 года «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения». 4. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 28.06.1995 года «Об опыте взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения в интересах семьи и личности ребёнка». 5. Долгосрочная целевая Программа «Молодежь Пензенской области (2009-2011 годы)», утверждённая постановлением Правительства Пензенской области от 15 октября 2008 года № 661-пП 7. Закон Пензенской области от 10 апреля 2006 года № 987-ЗПО «Об областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Пензенской области (2006-2010 годы)». 8. Закон Пензенской области от 14.11.2006 № 1140-ЗПО «О профилактике правонарушений в Пензенской области». ! ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2007-2010 ГОДЫ Принят Законодательным Собранием Пензенской области 8 ноября 2006 года Сроки реализации Программы — 2007-2010 годы Перечень подпрограмм — «Здоровое поколение»; «Одаренные дети»; «Дети и семья», эта
подпрограмма
реализуется по следующим направлениям: Долгосрочная целевая Программа «Молодежь Бессоновского района на 2009-2011 годы» от 1 декабря 2008 года. Подпрограмма 1. «Молодёжная политика, летний отдых, оздоровление и занятость детей и подростков»: Подпрограмма 2. «Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа» Подпрограмма 3. «Развитие футбола, мини-футбола». Долгосрочная целевая программа Бессоновского района «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Бессоновском районе на 2009–2012 годы» от 10 декабря 2008г. Подпрограмма «Комплексные меры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в Бессоновском районе на 2009-2012 годы" Районная целевая комплексная программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Бессоновского района, на 2009-2011» годы» |