Реферат: Социология как наука 12
Название: Социология как наука 12 Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ» Заочное отделение Кафедра философии (наименование кафедры) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине социология на тему: «Социология как наука» Выполнил: студент Б-382-ш гр. 2 курса Бух. учет, анализ и аудит (наименование специальности) Фамилия Согришина Имя Анастасия Отчество Александровна Проверил: Сургут 2010 год СОДЕРЖАНИЕ
Введение Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит. Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира. Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная социология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, и бессознательное поведение подавляющего большинства людей. Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объяснении, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика. Каждый человек имеет свой собственный образ окружающей действительности и общества, в котором он существует. Этот образ включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и других атрибутах его жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует понятиями, которые понятны и ясны и постоянно употребляются в повседневной жизни. Отягощенные ошибочными мнениями, предрассудками, ложными стереотипами, люди во многих случаях превратно толкуют содержание социальных явлений. В связи с этим важно отделить обыденное знание, часто ошибочное и неполное, от научного знания. Таким образом, тема работы является весьма актуальной, так как конкретизировать область социологического знания и уточнить взаимодействие со смежными дисциплинами. 1. Объект и предмет социологии Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе. Социология (фр. sociologie, латин. Societas— общество и греч.— Logos— наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология. Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии. Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания. Объект социологии есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Известно, что различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целесообразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью. 2. Функции социологии Социология как самостоятельная от знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и -конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции. Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой Отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции. Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движимый желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса. Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и. глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной Деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным Превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений. Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения. Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо, социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. При установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п.; Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. 3. Уровни социологического знания Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей. Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений. По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий. Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации. По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня - это "теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений. Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятии и определений, используемых только в данной области социологических исследований. Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый "сырой" материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между "высокой" теорией и эмпирическими данными в результате исследования конкретных явлений и процессов. Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преимуществ, главные из которых: - возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий; - осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества; - демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания. Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением встречены социологами. В настоящее время эти теории прочно вошли в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию социологов, например появление социологов, которые работают только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно прямо к эмпирическим данным. Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические материалы, которые можно рассматривать как составную часть фундаментальных теоретических разработок. Однако в настоящее время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие - к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества. 4. Место социологии в системе наук Место объекта социологии. Для решения вопроса о месте социологии безопасности в структуре социологического знания, необходимо, прежде всего, определить место самой социологии в генетической классификации наук. Это, с одной стороны, позволит уточнить наше представление об объекте и предмете самой социологии. С другой стороны, это является важнейшим методологическим основанием для понимания внутренней структуры социологии как науки. Дело в том, что содержание социологии, как и других наук, определяется не только содержанием объекта исследования, но обязательно включает в себя всю систему связей объекта социологии с объектами пограничных с нею наук. Известно, что методологическим основанием классификации основных естественных наук является генетическая классификация форм движения материи, которые являются объектом их изучения. При этом науки располагаются друг за другом в таком же порядке, как и формы движения материи в историческом развитии природы. Уже в линейной классификации наук, предложенной Ф.Энгельсом, социальная форма движения материи замыкает этот генетический ряд форм движения. Это означает, что в ряду наук о формах движения материи наука о социальной форме движения материи занимает положенное ей место. Обратимся к критериям выделения форм движения материи, чтобы лучше представлять себе материальную систему, способом существования которой выступает социальная форма движения материи. Во-первых, это должна быть саморазвивающаяся система, которая состоит из специфического вида материи и условий существования. Под видом материи мы понимаем материальное образование, обладающее формой отражения адекватной способу ее существования. Условия существования представляют собой элементы внешней по отношению к системе среды, которые включены во взаимодействие с видом материи и преобразованы им в элементы среды, без которых вид материи существовать не может. Социальным видом материи являются люди, наделенные сознанием, без которого невозможно существование общества, невозможно само материальное производство. Средства производства и различные социальные вещи представляют собой элементы природной среды, преобразованные людьми в важнейшие элементы материальной и духовной культуры. Все основное содержание общественной системы как носителя социальной формы движения материи также создается в процессе материального производства. Подчеркивая эту сущность высшей формы движения материи, Ф.Энгельс называл ее экономической. Во-вторых, социальная форма движения материи должна быть генетически и структурно связана с низшими формами движения материи: биологической, химической и группой физических форм движения. Люди, домашние животные и растения, а, следовательно, и все биологические компоненты сельского хозяйства, управляемые человеком технологические процессы в химической промышленности, атомная энергетика и т.д. – все это примеры включения низших форм движения материи в состав высшей социальной формы движения, где они приобретают новые свойства. В-третьих, именно эта система- носитель высшей, социальной формы движения материи обладает специфическими формами пространства и времени. Проблема социального пространства и времени, обсуждаемая в социологической литературе, на наш взгляд, имеет целый ряд преимуществ перед ее естественнонаучным аспектом. Социологи не страдают физикализмом в изучении этих форм бытия движущейся материи и не сводят их к обыденному пониманию. Таким образом, социальная реальность, изучаемая социологией, представлена отдельными странами как саморазвивающимися системами. В основе каждой из них лежит социальная форма движения материи в ее конкретно-историческом содержании. Каждая из стран обладает своим социальным пространством и временем. В этом отношении социология ничем не отличается от основных естественных наук - географии, биологии, геология и т.д., объектами изучения которых являются саморазвивающиеся системы различных уровней объективной реальности. Общество как система социального уровня организации является основным объектом исследования в социологии. Внутренняя структура социологии. Аналогия объекта социологии с объектами основных естественных наук является своеобразным методологическим подходом к пониманию внутренней структуры самой социологии. Так, например, в географии, которая больше других наук близка к социологии и также обладает сложным внутренним делением, носителем географической формы движения материи /географический тепловлагообмен/ являются саморазвивающиеся системы, состоящие из объектов гидросферы и тропосферы, а также из скульптурных форм рельефа. Сущность такой системы-географический тепловлагообмен изучает физическая география. Это высший теоретический уровень географического знания, характеризующий систему как целое. А такие науки как, например, климатология, гидрология, океанология, криолитология и геоморфология изучают соответствующие части этой целостной системы. В социологии такой системой является общество. Не вступая в дискуссию по более точному определению объекта и предмета социологии, обратим внимание на существование, кроме общей социологии, частных социологических дисциплин, связанных с изучением конкретных социальных объектов и явлений. Каждая из этих дисциплин отражает одну из четырех сфер социологического исследования: экономическую, политическую, культурную и социальную. Объектом изучения каждой из них является социальная корреляционная система, в которой субъектом корреляции является социальный объект или явление, на которое оказывают влияния все другие компоненты общества. Таким образом, социология изучает не только общество в целом как саморазвивающуюся систему, но исследует и корреляционные системы, в которых труд, личность, семья, наука, религия и т.д. выступают как субъект адаптации к другим элементам общества. Рассматривая внутреннюю структуру социологии, мы не касаемся сложной проблемы соотношения социологии с социальной философией. Отметим только, что область перехода от социологии к социальной философии, представляет собой высокий теоретический уровень социологии, представленный социологической картиной мира. Как и в естествознании, где каждая из основных наук конкретизирует философские, диалектические категории применительно к своей целостной системе, научная картина социальной реальности в социологии представляет собой конкретизацию таких категорий как саморазвивающаяся система, форма движения материи, пространство и время и т.д., и т.п. Место социальной экологии в системе социологических наук.Объект социологии, как и объекты основных естественных наук, не изолирован от внешней среды. Напротив, человеческое общество постоянно воздействует на природу и испытывает на себе влияние природы, часто спровоцированное самим обществом. Не является исключением и объект биологии, факторами среды которого являются и другие биологические объекты, физические и химические факторы среды, географические процессы и явления и хозяйственная деятельность человека. Такое понимание среды организмов было разработано одним из основоположников биологической экологии профессором Московского университета К.Ф Рулье еще в середине Х!Х века. В биологической экологии, которая сформировалась как наука намного раньше социальной экологии, под объектом стали понимать систему, в которой организмы адаптируются к природным и социальным факторам среды существования. В 1935 году английский биолог А.Тенсли для обозначения объекта биологической экологии ввел понятие «экосистема», в которой системообразующими являются однонаправленные /от факторов среды к организмам/ корреляционные связи. Так, например, А.Тенсли отмечал, что в экосистеме почвы во многом определяются климатом, но обратное влияние почв на климат ничтожно мало. Интересны в этой связи рассуждения П.Сорокина, об адаптации человеческого общества к среде существования. Его можно считать одним из первых социологов, который стоял у истоков новой науки - социальной экологии. В самом начале ХХ столетия П.Сорокин обращал внимания на то, что общество специфическим образом адаптируется к природной среде. Он выделял четыре типа местностей: богатые растительностью плоскогорья, плодородные долины рек, побережья морей и местности богатые полезными ископаемыми. В первом случае в обществе развивается скотоводство и кочевой образ жизни. Во втором – развивается земледелие и оседлый образ жизни, здесь быстрее возникают государства. В третьем – мореплавание, торговля и рыболовство. И, наконец, в районах богатых полезными ископаемыми развиваются различные отрасли промышленности. Эти примеры говорят о том, что не только живая природа, но и человеческое общество, как целое, специфическим образом адаптируется к природной среде существования. Формы и закономерности подобной адаптации являются предметом изучения особой социологической науки – социальной экологии. Объектом социальной экологии является экосистема «общество-природа» в которой системообразующими связями выступают корреляционные связи элементов. Но не только общество как целое адаптрируется к среде существования, но и каждый элемент общества, по своему коррелирует с факторами среды. В этой связи П.Сорокин также отмечал корреляцию человека к социальным, биологическим и космическим /неорганическая природа/ факторам среды. Заявляя о том, что социологии присущи многие черты экологического знания, он предупреждал о несводимости социологии к биологической экологии, так как «человек это не амеба». Все это говорит о том, что объект социальной экологии представляет собой корреляционную систему, в которой субъектом адаптации может выступать любое социальное явление от общества в целом до человека, а также разичные элементы материальной и духовной культуры, которые адаптируются к факторам среды посредством деятельности человека. Эти корреляционные системы образуются на стыке общества как объекта социологии с объектами тех пограничных наук, содержание которых активно воздействует на социальные явления и процессы, заставляя их адаптироваться к своим особенностям. В нелинейной классификации форм движения материи, на боковых ветвях основного ряда форм движения, предшествующих социальной форме движения, лежат такие формы движения материи как астрономическая, геологическая и географическая. Вместе с физическими и химическими процессами они оказывают воздействие на социальные процессы и явления, вызывая в них специфическую периодичность, особенности миграции и размещения, специфику деятельности и образа жизни. Все это является предметом становящейся науки-социальной экологии. Как видим социология в целом изучает три типа систем. Во-первых, саморазвивающуюся систему как целое - человеческое общество. Во- вторых, корреляционные системы, в которых и субъект корреляции и факторы его среды существования имеют одну и ту же социальную природу, т.е. являются компонентами социальной реальности, входят в состав общества. И, в-третьих, корреляционные системы, в которых субъектом адаптации выступают отдельные элементы общества или общество в целом, а факторами среды, к которым они приспосабливаются, являются процессы и явления органической и неорганической природы. Более того, среди внешних факторов особую роль могут играть социальные факторы другой социальной системы. Так по отношению к конкретной стране в качестве факторов среды существования выступают другие страны – элементы их экономической, политической , культурной и социальной сферы. Известно, что П.Сорокин особо отмечал роль социальных факторов среды по отношению к природным факторам, так как именно социальные факторы развиваются и меняются быстрее, чем природные факторы среды. Общество или его отдельные элементы должны успевать адаптироваться к быстроменяющимся социальным факторам. Необходимо, также учесть и то, что на социальный субъект адаптации наряду с внешними природными и социальными факторами воздействуют и внутренние социальные факторы. Последние, видимо, являются объектом исследования экологической социологии. Эта наука своим предметом имеет экологические свойства социальных явлений, благодаря которым они воздействуют на социальный субъект адаптации. Социология безопасности как составная часть социальной экологии. Объектом социологии безопасности является любая корреляционная система, в которой социальный субъект различного уровня организации адаптируется к внутренним и внешним по отношению к обществу отрицательным социальным и природным факторам среды. Предметом социологии безопасности выступают формы и закономерности адаптации социальных явлений и процессов к сложной социоприродной среде существования посредством деятельности людей. Учитывая активное воздействие субъекта адаптации на среду существования /на внутренние и внешние факторы/, необходимо прогнозировать возможные негативные последствия этого воздействия как по отношению к внутренним для общества социальным явлениям и процессам, так и по отношении. к внешним социальным и природным явлениям и процессам. Таким образом, мы видим, что структура социологии как и основных естественных наук является отражением структуры объекта и его связей с объектами пограничных наук. Главный объект социологии-общество как целостная саморазвивающаяся система и его компоненты изучаются социологией и ее конкретными науками. Социальная экология изучает корреляционные системы, которые возникают на стыке социальных явлений и процессов с природными и социальными факторами среды. Новая социологическая дисциплина-социология безопасности, также как и социальная экология изучает корреляционные системы. Ее специфика заключается в том, что объектом ее исследования являются те корреляционные системы, в которых на субъект адаптации воздействуют отрицательные факторы социальной и природной среды. Предмет социологии безопасности может быть понят как «изучение отношений между людьми, людьми и институтами по поводу проблем жизнеобеспечения», связанных с угрозой отрицательных факторов среды. Заключение Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со обществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определенным пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире. Список использованной литературы 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 1992. 2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ,1999. 3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. 4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. 5. Дарендорф Р. Конфликт и сотрудничество // Политология вчера и сегодня. Вып. 2. М, 1990. 6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1994. 7. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Экономическая социология: исторические предпосылки и объект изучения // Социология и перестройка. М, 1989. 8. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 9. Мертон Р. Социальные теории и социальная структура. СПб., Питер, 1998. 10. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: NB, 2002. 11. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993. 12. Кондауров В.И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение. М., 2002. 13. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. 14. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994. 15. Современная западная социология. Словарь. М., 1990. 16. Тернер Д. Структура социологической теории. М., 1985. 17. Трошкина В.П. Социологическая концепция О. Конта. М., 1984. |