Курсовая работа: Механизмы компрессора
Название: Механизмы компрессора Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВОЙ ПРОЕКТна тему: «Механизмы компрессора» 1. Структурный анализ механизмов 1.1 Структурный анализ рычажного механизмаРисунок 1.1. Подвижные звенья механизма 1-кривошип 2-шатун 3-ползун 4-шатун 5-ползун Кинематические пары. О (0-1),вр.,5 кл. А (1-4),вр.,5 кл. А'(1-2),вр.,5 кл. В (2-3),вр.,5 кл. В'(3-0),пост.,5 кл. С (4-5),вр.,5 кл. С'(5-0),пост.,5 кл. Найдём число степеней свободы. Запишем формулу Чебышева. W=3∙n-2∙P5 -P4 (1.1) Где, W-число степеней свободы, n-число подвижных звеньев, P4 - число пар 4-го класса, P5 - число пар 5-го класса. W=3∙5-2∙7=1 Число степеней свободы рычажного механизма равно 1. Разобьём механизм на группы Асура и рассмотрим каждую группу в отдельности. Группа 2-3 (Рисунок 1.2) A'(1-2)-внешняя B'(3-0)-внешняя B (2-3)-внутренняя W=3∙2-2∙3=0 II кл. 2 вид Рисунок 1.2 Группа 4-5 (Рисунок 1.3) А (1-4)-внешняя С' (5-0)-внешняя C (4-5)-внутренняя W=3∙2-2∙3=0 II кл. 2 вид O (0-1) W=3-2=1 Рисунок 1.4 Составим структурную формулу: Механизм является механизмом 2кл.,2в.. 1.2 Структурный анализ зубчатого механизмаРисунок 1.5. Подвижные звенья механизма 1 – центральное колесо 2 – сателлит 3 – зубчатое колесо H – водило 4 – зубчатое колесо 5 – зубчатое колесо Кинематические пары. (1-0),вр.,5 кл. (5-0),вр.,5 кл. (2-H),вр.,5 кл. (4-0),вр.,5 кл. (1-2),вр.,4 кл. (2-3),вр.,4 кл. (4-5),вр.,4 кл. Найдём число степеней свободы. Исходя из формулы Чебышева имеем, W=3∙4-2∙4-3=1 Число степеней свободы зубчатого механизма равно 1, следовательно, данный механизм является планетарным. 1.3 Структурный анализ кулачкового механизмаРисунок 1.6. Подвижные звенья механизма 1-кулачок 2-ролик 3-коромысло Кинематические пары. О (1-0),вр.,5 кл. А (3-0),вр.,5 кл. В (2-3),вр.,5 кл. С (1-2),пост.,4 кл. Найдём число степеней свободы. W=3∙n-2∙P5 -P4 W=3∙3-2∙3-1=2 Число степеней свободы равно 2. Так как W≠1, то присутствует лишнее звено - ролик. 2. Динамический анализ рычажного механизма 2.1 Определение скоростейДля заданной схемы механизма строим 12 положений. Определяем масштабный коэффициент построения механизма: (2.1) где, - масштабный коэффициент, - длина звена, - длина звена на чертеже, Запишем длинны звеньев механизма на чертеже Приступаем к построению повёрнутых планов скоростей для каждого положения. Рассмотрим пример построения для положения №5: У кривошипа определяем скорость точки А (2.2) где, - длина звена, - угловая скорость кривошипа, Для построения вектора скорости точки А определяем масштабный коэффициент (2.3) где, - скорость точки А, - вектор скорости точки А, - полюс, выбираемый произвольно Для определения скорости точки B запишем систему уравнений: (2.4) - из задания Для определения скорости центра масс 2-го звена S2 воспользуемся соотношением: (2.5) где, , - расстояния между соответствующими точками на механизме, м , - длинны векторов скоростей на плане, мм мм Соединив, точку и π получим скорость центра масс второго звена. Для определения скорости точки C запишем систему уравнениё: (2.6) - из задания Для определения скорости центра масс 4-го звена S4 воспользуемся соотношением: (2.7) где, , - расстояния между соответствующими точками на механизме, м , - длинны векторов скоростей на плане, мм мм Соединив, точку и π получим скорость центра масс второго звена. Определим значения угловых скоростей звеньев. Направление определяем, перенеся вектор ab в точку S2 – второе звено вращается против часовой стрелки. Аналогично получим, что направлена по часовой стрелке. Скорости точек остальных положений определяются аналогичным образом. Все значения сводим в таблицу(2.1). Таблица 2.1 – Значения линейных и угловых скоростей
2.2 Определение приведённого момента инерции звеньевПриведённый момент инерции определяется по формуле: (2.8) где, - масса i-го звена рычажного механизма, кг - линейная скорость центра масс i-го звена, - угловая скорость i-го звена, - приведённый момент инерции i-го звена по отношению к центру масс (2.9) - для звена, совершающего сложное движение - для звена, совершающего вращательное или колебательное движения - для звена, совершающего поступательное движение Запишем формулу для нашего механизма: (2.10) Для 5-го положения приведём расчёт, а для остальных положений сведём значение в таблицу 2.2 кг∙м2 кг∙м2 кг∙м2 Записав формулу (2.11) для положения №5 и подставив известные величины, получим: Таблица 2.2 – Приведённые моменты инерции
Для построения графика приведённого момента инерции необходимо Рассчитать масштабные коэффициенты. , (2.11) где, - масштабный коэффициент по оси - максимальное значение , кг∙м2 - значение на графике, мм , (2.12) где, - масштабный коэффициент по оси φ - принятая длинна одного оборота по оси φ 2.3 Определение приведённого момента сопротивленияОпределим максимальную силу, которая действует на ползун В по следующей формуле: (2.13) где, - Максимальное индикаторное давление, - диаметр поршня, Определим расстояние от оси до графика по формуле (2.14) На планах скоростей прикладываем все силы, действующие на механизм, и указываем их плечи. Составляем сумму моментов относительно полюса и решаем уравнение. Для 1-го положения: (2.14) где, плечи соответствующих сил, снятые с плана скоростей, мм. H, , во всех положениях H Находим момент привидения: (2.15) где, - приведённая сила, Н - длина соответствующего звена, м Н∙м Для 2-го положения: H Н∙м Для 3-го положения: H Н∙м Для 4-го положения: H Н∙м Для 5-го положения: H Н∙м Для 6-го положения: H Н∙м Для 7-го положения: H Н∙м Для 8-го положения: H Н∙м Для 9-го положения: H Н∙м Для 10-го положения: H Н∙м Для 11-го положения: H Н∙м Для 12-го положения: H Н∙м Все значения сводим в таблицу. Таблица 2.4 – Приведённые моменты сопротивления
Определяем масштабный коэффициент построения графика моментов сопротивления: , (2.16) где, - масштабный коэффициент по оси - максимальное значение , - значение на графике, мм По данным расчёта строится график . Путём графического интегрирования графика приведённого момента строится график работ сил сопротивления . График работ движущих сил получаем в виде прямой, соединяющей начало и конец графика работ сил сопротивления. Масштабный коэффициент графика работ: , (2.17) где, Н – полюсное расстояние для графического интегрирования, мм Н=60мм Момент движущий является величиной постоянной и определяется графически. Путём вычитания ординат графика из соответствующих ординат строится график изменения кинетической энергии . (2.18) По методу Ф. Витенбауэра на основании ранее построенных графиков и строим диаграмму энергия-масса . Определяем углы и под которыми к диаграмме энергия-масса, проводятся касательные. (2.19) (2.20) где, - коэффициент неравномерности вращения кривошипа. Из чертежа определим Определяем момент инерции маховика , (2.21) Маховик устанавливается на валу звена приведения. Определим основные параметры маховика. ,кг (2,22) где, - масса маховика, кг - плотность материала, (материал-Сталь 45) - ширина маховика, м - диаметр маховика, м ,м (2,23) где, - коэффициент (0,1÷0,3), м м кг 3. Силовой анализ рычажного механизма 3.1 Построение плана скоростей для расчётного положенияРасчётным положением является положение №11. Построение плана скоростей описано в разделе №2. Масштабный коэффициент плана скоростей 3.2 Определение ускоренийОпределяем угловое ускорение звена 1. , (3.1) где, - момент от сил движущих, - момент от сил сопротивления, - приведённый момент инерции маховика, - приведённый момент инерции рычажного механизма для расчётного положения, - первая производная от приведённого момента инерции механизма для расчётного положения , (3.2) где, - масштабный коэффициент по оси , - масштабный коэффициент по оси φ, - угол между касательной, проведённой к кривой графика в расчётном положении и осью φ. Знак минуса говорит о том, что кривошип ОА замедляется. Направляем против направления и берём значение ускорения по модулю. Строим план ускорений для расчётного положения. Скорость точки А определяем по формуле , (3.3) где, - ускорение точки А, - нормальное ускорение точки А относительно точки О, - тангенциальное (касательное) ускорение точки А, Ускорение найдём по формуле: , (3.4) где, - угловая скорость кривошипа, - длина звена ОА, м Ускорение найдём по формуле: , (3.5) Из произвольно выбранного полюса откладываем вектор длиной 100 мм. Найдём масштабный коэффициент плана скоростей. , (3.6) Определим длину вектора : Ускорение точки А определим из следующеё формулы: Определим ускорение точки B из следующей системы уравнений: , (3.7) Для определения нормальных ускорений точки В относительно точек А и С Воспользуемся следующими формулами: Определим длину векторов : Ускорение направляющей равно нулю, т.к. она неподвижна. Кореолисово ускорение точки В относительно направляющейрано нулю, т.к. точка В движется только поступательно относительно . Ускорение точки В найдём, решив системе (3.7) векторным способом: Из вершины вектора ускорения точки А () откладываем вектор (параллелен звену АВ и направлен от В к А), из вершины вектора проводим прямую перпендикулярную звену АВ (линия действия ); из полюса проводим горизонтальную прямую (линия действия ); на пересечении линий действия векторов и получим точку b, соединив полученную точку с полюсом, получим вектор ускорения точки В. Из плана ускорений определяем вектор ускорения точки В и вектор тангенциального ускорения : Ускорение сочки С определяем аналогично ускорению точки B. Определим длину векторов : Из полученных тангенциальных ускорений найдём угловые ускорения 2-го и 3-го звеньев: Определим ускорения центров масс звеньев: Ускорение центра масс 2-го звена найдём из соотношения (3.10) (3.8) Из плана ускорений мм мм мм Ускорение центра масс 4-го звена найдём из соотношения (3.11) (3.9) Из плана ускорений мм мм мм Ускорения центров масс 3-го и 5-го звеньев равны ускорениям точек в и D’ соответственно: Значения всех ускорений сведём в таблицу: Таблица 3.1 – Ускорения звеньев
3.3 Определение сил и моментов инерции звеньевСилы инерции определяем по формуле: (3.10) где. - масса i-го звена, кг; - ускорение центра масс i-го звена, Определяем моменты инерции звеньев: (3.11) где, - момент инерции i-го звена, - момент инерции i-го звена относительно центра масс, - угловая скорость i-го звена, Рассчитаем силу тяжести каждого звена: 3.4 Определение реакций в кинематических парах и уравновешивающей силы методом плановРассмотрим группу Асура 2-3: Найдём тангенциальную реакцию из следующего уравнения: (3.12) Из уравнения (3.12) получим С помощью плана сил определим неизвестные реакции и : Найдём масштабный коэффициент Из плана сил определяем значения неизвестных сил: Реакцию определяем из следующего векторного уравнения найдём из векторного уравнения , отсюда Таблица 3.3 – Силы и вектора сил 2-го и 3-го звеньев
Рассмотрим группу Асура 4-5: Найдём тангенциальную реакцию из следующего уравнения: (3.13) Из уравнения (3.13) получим С помощью плана сил определим неизвестные реакции и : Найдём масштабный коэффициент Из плана сил определяем значения неизвестных сил: Реакцию определяем из следующего векторного уравнения найдём из векторного уравнения , отсюда Таблица 3.3 – Силы и вектора сил 2-го и 3-го звеньев.
Рассмотрим начальный механизм. Определим уравновешивающую силу Уравновешивающий момент равен Реакцию определяем графически Из плана сил находим 3.5 Определение уравновешивающей силы методом ЖуковскогоДля этого к повёрнутому на плану скоростей в соответствующих точках прикладываем все внешние силы действующие на механизм, не изменяя их направления. Моменты раскладываем на пару сил, изменив их направления. , (3.14) где, и - пара сил, - момент инерции i-го звена, - длина i-го звена, Записываем уравнение моментов сил относительно полюса : , отсюда Уравновешивающий момент равен 3.6 Расчёт погрешности 2-х методов, (3.15) где, - сила полученная методом Жуковского, - сила полученная методом планов, - погрешность, 4. Проектирование кинематической схемы планетарного редуктора и расчёт эвольвентного зацепления4.1 подбор числа зубьев и числа сателлитов планетарного редуктораРисунок 4.1 Определим неизвестное число зубьев 3-го колеса из условия соосности: (4.1) где, - число зубьев 1-го колеса - число зубьев 2-го колеса Определим передаточное отношение (4.2) где, - передаточное отношение от 1-го звена к водилу, при неподвижном третьем звене - передаточное отношение от 4-го звена к пятому (4.3) где, - число зубьев 4-го колеса - число зубьев 5-го колеса (4.4) где, - передаточное число от 1-го ко 3-му колесу при неподвижном водиле (4.5) где, - передаточное число от 1-го ко 2-му колесу - передаточное число от 2-го ко 3-му колесу Проверяем условие соседства: (4.6) где, - число сателлитов планетарного механизма Из формулы (4.4) выразим K Примем - условие соседства выполняется Проверяем условие сборки (4.7) где, - сумма чисел зубьев в одной из ступеней механизма - целое число - условие сборки выполняется 4.2 Исследование планетарного механизма графическим и аналитическим способомРассчитаем радиусы колёс (4.8) где, - радиус колеса, - модуль Изображаем механизм в выбранном масштабе (4.9) Определим радиусы колёс на схеме Строим план линейных скоростей. Для построения прямой распределения скоростей точек звена необходимо знать скорости двух точек. Для 1-го звена это точки А и О. Скорость точки О равна нулю, так как ось неподвижна. Скорость точки А определим по формуле (4.10) где, - угловая скорость 1-го звена, Угловую скорость 1-го звена определим по формуле (4.11) где, - частота вращения двигателя, Определим угловую скорость вращения водила и второго зубчатого колеса Вектор скорости точки А изображаем в виде отрезка Aa. Принимаем . Определим масштабный коэффициент (4.12) где, - масштабный коэффициент скорости, Прямая Оа является линией распределения скоростей точек 1-го звена. Скорость точки В равна нулю, так как колесо 3 неподвижно. Прямая Оb является линией распределения скоростей тачек водила. Строим план угловых скоростей. Из произвольно выбранной точки Р строим пучок лучей, параллельных прямым Оа, Оb и Eb. При пересечении этих прямых с горизонтальной осью расположенной от точки Р на произвольном расстоянии РS, получим отрезки S1, S5 и SH, которые являются аналогами угловых скоростей. Найдём передаточное отношение (4.13) Рассчитаем погрешность двух методов (4.14) где, - передаточное отношение, заданное в условии - передаточное отношение найденное с помощью плана угловых скоростей 4.3 Расчёт параметров зубчатых колёсРассчитываем смещение колёс Так как , то Так как , то Коэффициент суммы смещений (4.15) где, - смещение 1-го колеса - смещение 2-го колеса Определим угол зацепления по формуле (4.16) где, , - эвольвентная функция углов и Межосевое расстояние определим по формуле (4.17) где, - модуль зубчатой передачи Определим делительные диаметры (4.18) Делительное межосевое расстояние (4.19) Коэффициент воспринимаемости смещения (4.20) где, - межосевое расстояние, - делительное межосевое расстояние, Коэффициент уравнительного смещения (4.21) Определим радиусы начальных окружностей (4.22) Радиусы вершин зубьев (4.23) где, - коэффициент высоты головки зуба Радиусы впадин зубьев (4.24) где, - коэффициент радиального зазора Высота зуба (4.25) Толщины зубьев по делительной окружности (4.26) Радиусы основных окружностей (4.27) Углы профиля в точке на окружности вершин (4.28) Толщины зубьев по окружности вершин (4.29) Проверим зубья на заострение (4.30) Зубья удовлетворяют условию заострения Угловой шаг зубьев (4.31) 4.4 Определение коэффициента относительного скольженияДля 1-го колеса: (4.32) где, - коэффициент относительного скольжения 1-го зубчатого колеса - передаточное отношение от второго колеса к первому - длина теоретической линии зацепления - переменное расстояние от точки к точке и Для 2-го колеса: (4.33) Определим масштабный коэффициент относительного скольжения Результаты сводим в таблицу Таблица 4.1 – Коэффициенты скольжения
4.5 Определение коэффициента перекрытия зубчатой передачи графическим и аналитическим способомКоэффициент перекрытия зубчатой передачи определяем (графически) по формуле (4.34) где, - длина активной линии зацепления - основной шаг, Для определения коэффициента перекрытия зубчатой передачи аналитически воспользуемся формулой (4.35) где, - углы профиля в точке на окружности при вершине - угол зацепления 5. Синтез кулачкового механизма5.1 Вычисление масштабных коэффициентов диаграмм движения толкателяПосле построения и графического интегрирования заданного графика аналога ускорения толкателя мы получили диаграмму аналога скорости толкателя, которую также графически интегрируем, в результате также получаем диаграмму аналога пути толкателя. Исходя из диаграммы пути, определяем масштабные коэффициенты на фазе удаления и фазе возврата. Воспользуемся для этого формулой (5.1) где, - масштабный коэффициент для графика пути, - ход толкателя, - максимальное значение пути, Для фазы удаления Для фазы возврата Определим масштабный коэффициент по углу (5.2) где, - рабочая фаза, - расстояние между 1-й и 18-й точками на чертеже. Определим масштабные коэффициенты для диаграммы скорости (5.3) где, - масштабный коэффициент скорости, - полюсное расстояние на диаграмме скорости, Для фазы удаления Для фазы возврата Определим масштабные коэффициенты для аналога ускорения (5.4) где, - масштабный коэффициент ускорения, - полюсное расстояние на диаграмме ускорения, Для фазы удаления Для фазы возврата 5.2 Определение минимального радиуса кулачкаДля его нахождения исходными данными являются график пути и график скоростей и , ход толкателя , угол давления , эксцентриситет На основании этих данных строится зависимость . По оси откладываются расстояния пути, которые берутся с графика пути в определённом масштабе, т.к. у нас разные масштабы на фазе удаления и фазе возврата, то мы должны привести их к одному. Найдём поправочные коэффициенты (5.5) где, - поправочный коэффициент - новый масштабный коэффициент, одинаковый для оси и , он принимается произвольно. Через полученные точки на линии параллельной откладываем отрезки аналогов скоростей для соответствующего интервала, взятые с графика скорости. Отрезок скорости приводится к тому же масштабу, что и графики пути. Определим поправочные коэффициенты (5.6) где, - поправочный коэффициент После построения получили некоторую кривую, к ней под углом проводим касательные. Из области выбора центра выбираем с учётом масштаба . 5.3 Определение углов давленияНайдём зависимость угла давления от угла. (5.7) где, - угол давления, - расстояние , - длина коромысла АВ, - отрезок скорости, - угол между отрезком АВ и расчётной прямой на чертеже, Произведём расчёт при Остальные значения угла давления определяем аналогично, и результаты сносим в таблицу Таблица 5.1 – Углы давления
При построении используем следующие масштабные коэффициенты 5.4 Построение центрового и действительного профиля кулачкаОпределим полярные координаты для построения центрового профиля кулачка. (5.8) где, - радиус вектор, - отрезок пути, (5.9) (5.10) Рассчитываем и для положения 5
Таблица 5.2 – Значения полярных координат
Определим масштабный коэффициент для построения кулачка По полученным значениям и строим центровой профиль кулачка. Для этого в масштабе проводим окружность радиусом . От радиуса в направлении противоположном вращению кулачка, отложим полярные углы , на сторонах которых отложим . Соединив плавной кривой концы радиусов-векторов получим центровой профиль кулачка. Действительный профиль кулачка найдём, как кривую, отстоящую от центрового профиля на расстоянии, равном радиусу ролика. Определим радиус ролика (5.11) где, - радиус ролика, (5.12) где, - радиус кривизны профиля кулачка, определяется графически Радиус кривизны профиля кулачка приближённо определяется как радиус вписанной окружности участка кулачка, где его кривизна кажется наибольшей. На этом участке произвольно выбираются точки . Точку соединим с точками и . К серединам получившихся хорд восстановим перпендикуляры, точку пересечения которых примем за центр вписанной окружности. Принимаем На центровом профиле кулачка выбираем ряд точек, через которые проводим окружность с радиусом ролика. Огибающая эти окружности является действительным профилем кулачка. 1.Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин; Учеб. для втузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. 1988; 2.Девойно Г.Н. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. 1986. |