Курсовая работа: Привод ленточного транспортера 2
Название: Привод ленточного транспортера 2 Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Техническое задание 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет 2. Расчет конической зубчатой передачи 2.1 Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения 2.2 Определение параметров конической зубчатой передачи 3. Расчет цилиндрической зубчатой передачи 3.1 Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения 3.2 Определение основных параметров цилиндрической передачи 3.3 Геометрический расчет цилиндрической передачи 3.4 Силы в зацеплении цилиндрических передач 4. Расчет цепной передачи 5 Ориентировочный расчет валов 6. Приближенный расчет валов 7. Подбор подшипников качения 7.1 Подбор подшипников для вала I 7.2 Подбор подшипников для вала II 7.3 Подбор подшипников для вала III 8. Конструирование элементов редуктора 8.1 Конструирование зубчатых колес 8.2 Конструирование звездочек цепной передачи 8.3 Конструирование элементов корпуса 9. Подбор и проверка шпонок 10. Выбор посадок 11. Выбор муфты 12. Уточненный расчет валов 13. Выбор смазки 14. Порядок сборки и разборки редуктора Список литературы Техническое задание В данной работе спроектирован привод ленточного транспортера по следующими исходными данными : Окружное усилие на барабане: Fr = 14 кН; Скорость ленты: V= 0,3 м/с; Диаметр барабана: D= 350 мм; Ширина ленты: В = 500 мм; Тип цепной передачи: Роликовая; Коэффициент годовой нагрузки: кгод = 0,6; Коэффициент суточного использования: ксут = 0,6; Класс нагрузки: Н0,8; Относительная продолжительность включения: ПВ = 0,25; Срок службы: L = 7 лет. Привод ленточного транспортера работает следующим образом: крутящий момент передается с вала асинхронного электродвигателя 1 на вал-шестерню I первой ступени редуктора. Далее через коническую прямозубую передачу (включающую в себя вал-шестерню 4 и колесо 5) вращающий момент передается на промежуточный вал редуктора II, на котором закреплена цилиндрическая шестерня 11 тихоходной ступени редуктора. При помощи цилиндрической передачи (включающей в себя шестерню 11 и колесо 8) вращающий момент передается на выходной вал редуктора III, приводящий во вращение звездочку 9 открытой цепной передачи, которая, в свою очередь приводит во вращение приводной барабан 13 ленточного транспортера. Данный транспортер может быть установлен в цеху, карьере, либо на строительной площадке, где необходима постоянная подача или отвод какого-либо мелкогабаритного материала. 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет В данной работе рекомендуется [2] использовать трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели единой серии 4А. Для выбора двигателя необходимо знать мощность и частоту вращения на выходном валу. Мощность на выходном валу Рвых, кВт [2]: Рвых = FrV (1) гдеF V – скорость ленты (V =0,3 м/с). Из соотношения (1) требуемая мощность двигателя: P= гдеh – полный к. п. д. привода. h = h1×h2×h3(3) гдеh1 – к. п. д. конической зубчатой передачи (h1 = 0,95 [1]); h2 – к. п. д. цилиндрической зубчатой передачи (h2 = 0,95 [1]); h3 – к. п. д. открытой цепной передачи (h3 = 0,94 [1]). h = 0,95×0,95×0,94 = 0,857. По формуле (2) рассчитана требуемая мощность электродвигателя: P=4,2 / 0,857 = 4,9 кВт. Частота вращения выходного вала [2]: n n Ориентировочная частота вращения вала двигателя: n = nвых×u, об/мин(5) гдеu – ориентировочное передаточное отношение привода. u = u1×u2×u3,(6) где u1 – передаточное отношение конической зубчатой передачи (u1 = 4 [1]); u2 – передаточное отношение цилиндрической зубчатой передачи (u2= 3,55 [1]); u3 – передаточное отношение цепной передачи (u3 = 5,6 [1]). u = 4× 3,55× 5,6 = 79,52. По формуле (5) определена ориентировочная частота вращения двигателя: n = 16,37 × 79,52 = 1302 об/мин. В соответствии с требуемой мощностью и частотой вращения по табл. 2.2. [2] выбран электродвигатель АИР 112M4/1432. Паспортные данные двигателя АИР 112MA6/950: номинальная мощность, Рном, кВт5,5 синхронная частота вращения nс, об/мин1500 номинальная частота вращения n 1432 Уточняем общее передаточное отношение привода: u = nном/nвых,(7) u = 1432/16,37 = 87,47. По ГОСТ 2185-66 приняты передаточные отношения: u1 = 4; u2 = 3,55. Уточним передаточное отношение u3: u3= Принято стандартное передаточное отношение u3 = 6,3. После разбивки передаточного отношения определены мощность, частота вращения и крутящий момент на каждом валу. Мощности на валах: Pi = Pi-1×h,(8) гдеPi-1 – мощность на предыдущем валу, кВт; h – к. п. д. соответствующей передачи. Р1 = Рном = 4,9 кВт; Р2 = 4,9× 0,95 = 4,66 кВт; Р3 = 4,655 × 0,95 = 4,42 кВт; Р4 = 4,422 × 0,94 = 4,16 кВт; Частоты вращения валов:
гдеni-1 – частота вращения предыдущего вала, об/мин; ui – передаточное число соответствующей ступени. n1 = nном = 1432 об/мин; n n n Крутящие моменты на валах: Ti = Ti-1×ui×hi,(10) Крутящий момент на валу двигателя [2]:
T Крутящие моменты на валах рассчитаны по формуле (11): Т1 = Тном. дв = 32,67 Н×м; Т2 = 32,67× 4× 0,95 = 124,14 Н×м; Т3 = 124,14× 3,55× 0,95 = 418,66 Н×м; Т4 = 418,66× 6,3× 0,94 = 2479,3 Н×м. 2. Расчет конической зубчатой передачи Исходные данные: – крутящий момент на валу колеса, Т2, Н×м 124,14; – передаточное отношение, u 4; – частота вращения вала I, n1, об/мин1432. Рисунок 1 - Кинематическая схема конической передачи. 2.1 Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения При мощности двигателя 3 кВт в качестве материала зубчатых колес целесообразно применить сталь средней твердости. Для зубчатых передач принята сталь 40ХН. Шестерня имеет большую, чем колесо частоту вращения, следовательно испытывает большие нагрузки и твердость шестерни должна быть больше твердости колеса, что достигается закалкой токами высокой частоты, колесо для снижения внутренних напряжений подвергается улучшению. Материал колеса и шестерни представлен в табл. 1. Таблица 1 - Материалы зубчатых колес
Шестерня: Допускаемое контактное напряжение sНдоп, МПа [2]:
гдеSН – коэффициент безопасности (SН = 1,2 [2]);
гдеHRC – твердость по Виккерсу (HRC = (53 + 48)/2 = 50,5).
Допускаемое контактное напряжение по формуле (12):
Допускаемое изгибное напряжение sFдоп, МПа [2]:
гдеSF – коэффициент безопасности (SF = 1,75 [2]);
Допускаемое изгибное напряжение по формуле (14):
Колесо: Предельное контактное напряжение
где НВ – твердость по Бринелю (НВ = (269+302)/2 = 285,5 МПа).
При SН = 1,1 [2], по формуле (12) получаем: Предельное изгибное напряжение
При SF = 1,75 [2] по формуле (14) получаем:
Расчетное допускаемое напряжение определено как меньшее из двух значений [1]: Примем Коэффициенты нагрузки Шестерня: Коэффициент долговечности: где КНЕ – коэффициент эквивалентности (КНЕ = 0,8 [2]); N – суммарное число циклов работы (наработка). NHG – база контактных напряжений [2]; N = 60× tS× nб× C,(17) где nб – частота вращения быстроходного вала (nб = 1432 об/мин); С – число потоков мощности (С = 1 [2]). Машинное время (ресурс): tS× = L× (365-52-9)× кгод× 24× ксут× ПВ,(18) гдеL – срок службы привода, год (L=7); кгод – коэффициент годовой нагрузки (K ксут – коэффициент суточного использования (K ПВ – относительная продолжительность включения (ПВ=0,25). Ресурс по формуле (18): tS = 7×(365-52-9)×0,6×24×0,6×0,25 = 4596,48 ч. Наработка по формуле (17): N = 60× 1432×4596,48 = 3949295661,6 циклов. Коэффициент долговечности : K Принимаем:K Коэффициент долговечности по изгибу К где NFG - база изгибных напряжений ( NFG=4000000 K K Принимаем:K Так как, при расчете шестерни коэффициенты получились максимальными, то для колеса такие расчеты проводить нецелесообразно. Окончательно для передачи принято: K 2.2 Определение параметров конической зубчатой передачи Внешний делительный диаметр колеса de2, мм [5]:
гдеТ2 – вращающий момент на валу колеса, Н×м (Т2 = 124,14 Н×м); u – передаточное отношение конической передачи (u = 4); qН – коэффициент, учитывающий различную несущую способность колес [1];
KHa – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии (KHa = 1,08 [2]); KHb – коэффициент концентрации нагрузки (KHb = 1,13 [2]); KHu – коэффициент динамической нагрузки (KHu = 1,04 [2]). КНД – коэффициент долговечности. Внешний делительный диаметр колеса по формуле (20): d В соответствии с [6] принято ближайшее стандартное значение de2 = 140 мм. Принимаем число зубьев шестерни z1 = 25 [1]. Число зубьев колеса: z2 = z1× u (21) z2 = 25× 4 = 100. Стандартное число зубьев колеса z2 = 100 [2]. Фактическое передаточное число: uф = z2/z1,(22) uф = 100/25 = 4. Отклонение передаточного числа от заданного [2]:
Внешний торцовый модуль mte [1]: mte = de2/z2,(24) mte = 140/100 = 1,4 мм. Внешнее конусное расстояние:
R Ширина венца колеса и шестерни: b = 0,285× Re,(26) b = 0,285×72,15 = 20,5 мм. Принимаем b = 21 мм [2]. Угол при вершине делительного конуса: d 1= arctg(z1/z2),(27) d 1= arctg(25/100) = 15,6°. d 2= 90 - в 1,(28) d 2= 90 - 15,6 = 74,4°. Средний торцовый модуль mtm [1]: mtm = mte - (b×sind 1)/z1,(29) mtm = 1,4 - (21× sin15,6°)/25 = 1,17 мм. Среднее конусное расстояние Rm [1]: Rm = Re - 0,5×b,(30) Rm = 72,15 - 0,5× 21 = 61,65 мм. Внешний делительный диаметр шестерни [2]: de1 = mte×z1,(31) de1 = 1,4 × 25 = 35 мм. Средние делительные диаметры [5]: dm = mtm×z,(32) dm1 = 1,17× 25 = 29,25 мм; dm2 = 1,17× 100 = 117 мм; Внешние диаметры вершин [5]: dae = de + 2×cosbm×mte×cosd,(33) гдеbm – угол наклона линии зуба по среднему сечению (bm =0 [2]). dae1 = 35 + 2×1,4×cos15,6° = 37,7 мм; dae2 = 140 + 2×1,4×cos74,4° = 140,75 мм. Внешние диаметры впадин [5]: dfe = de - 2×(cosbm + 0,2)×mte×cosd,(34) dfe1 = 40 - 2×1,2×1,4× cos15,6° = 36,46 мм; dfe2 = 140 - 2×1,2×1,4× cos74,4° = 139 мм. Внешняя высота зуба [5]: ha = 2×(cosbm + 0,2)×mte,(35) he = 2×1,2×1,4 = 3,36. Окружная толщина зуба по внешней делительной окружности [5]: Ste = 0,5×p×mte,(36) Ste = 0,5×3,14×1,4 = 2,2 мм. Угол ножки зубьев [5]: qf = qf =arctg Углы конусов впадин [5]: df = в - qf,(38) df1 = 15,6° - 0,3 = 15,3°; df2 =74,4°- 0,3 = 74,1°. Расчетное базовое расстояние [5]: B1 =0,5×de2 - cosbm×mte×sind1,(39) B2 =0,5×de1 - cosbm×mte×sind2,(40) По формулам (39) и (40): B1 =0,5×140 - 1,4×sin15,6° = 79,6 мм; B2 =0,5×35 - 1,4×sin74,4° = 16,15 мм. Окружная скорость колес [5]:
Контактное напряжение sн, МПа [2]:
Контактное напряжение достаточно: Биэквивалентные числа зубьев [2]:
z z Коэффициенты формы зубьев [5]:
Y Y Напряжение изгиба [2]:
где Ft – окружная сила, Н; qF – коэффициент, учитывающий различную несущую способность колес (qF = 2,05 [1]); KFД – коэффициент долговечности (KFД = 1 [2]); KF – коэффициент нагрузки. KF = KFa×KFb×KFu,(46) гдеKFa – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии (KFa = 1,08 [2]); KFb – коэффициент концентрации нагрузки (KFb = 1,13 [2]); KFu – коэффициент динамической нагрузки (KFu = 1,04 [2]). По формуле (46): KF = 1,08×1,13×1,04 = 1,269.
F По формуле (45):
Радиальное усилие на шестерне, равное осевому усилию на колесе [5]: Fr1 = Fa2 =Ft×(tga×cosd1),(48) гдеa - угол профиля (a = 20° [5]). Осевое усилие на шестерне, равное радиальному усилию на колесе [5]: Fa1 =Fr2 = Ft×(tga×sind1),(49) По формуле (48): Fr1 = Fa2 =2069(tg20°×cos15,6°) = 725,3 Н. Fr2=Fa1 =2069(tg20°×sin15,6°) = 202,5 Н.
Изгибное напряжение достаточно: 3. Расчет цилиндрической зубчатой передачи Исходные данные: – крутящий момент на валу колеса, Т3, Н×м418,66; – передаточное отношение, u 3,55; – частота вращения вала II, n2, об/мин358. Рисунок 2 - Кинематическая схема цилиндрической зубчатой передачи. 3.1 Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения Материал колеса и шестерни представлен в табл. 2. Таблица 2 - Материалы зубчатых колес
Расчет допускаемых напряжений приведен в п. 2.1. 3.2 Определение основных параметров цилиндрической передачи Расчет параметров зубчатой передачи произведен на ЭВМ в программе ДМ – 1. Результаты расчета и исходные данные приведены в приложении 1. Зубчатая передача рассчитана по приведенному ниже алгоритму. Межосевое расстояние aw, мм [2]:
где u – передаточное отношение; К – вспомогательный численный коэффициент (К = 315); Тр – расчетный момент, Н×мм; [sН] – допускаемое контактное напряжение, МПа; yа – коэффициент ширины венца [5]. Тр = Тmax× КНД× КН,(51) где КНД – коэффициент долговечности [2]; КН – коэффициент нагрузки [2]. Полученное значение межосевого расстояния округлено до ближайшего стандартного по единому ряду главных параметров [2]. Ширина колеса b2, мм [2]: b2 = yа× aw,(52) Ширина шестерни b1, мм [2]: b1 =1,12b2(53) Полученные значения округлены до стандартных. Контактное напряжение sН, МПа [2]:
Коэффициент нагрузки уточнен по фактической скорости u, м/с [2]:
где aw – межосевое расстояние, м. Окружная сила Ft, Н [2]:
Модуль m, мм [2]:
где К – коэффициент (К = 5 [2]); КFД – коэффициент долговечности по изгибу [2]; КF –коэффициент нагрузки по изгибу 2]; b – ширина зубчатого колеса, мм; [sF] – допускаемое напряжение, МПа [2]; Полученное значение модуля округляется до ближайшего стандартного в соответствии с предпочтительным рядом модулей [2]. Суммарное число зубьев zS, [2]: zS = z1+z2 = 2×aw/m×cosb,(58) гдеz1 – число зубьев шестерни; z2 – число зубьев колеса; b – угол наклона линии зуба (b = 10). Полученное значение округляется до ближайшего меньшего целого числа и принимается за окончательно значение zS. Число зубьев шестерни z1 [2]:
Округленное до ближайшего целого числа z1 принимают за окончательное значение. Число зубьев колеса z2 [2]: z2 = zS - z1,(60) Фактические изгибные напряжения sF, МПа [2]:
где YF – коэффициент формы зуба [2]. Фактические напряжения не должны превышать допускаемых больше чем на 5 %. 3.3 Геометрический расчет цилиндрической передачи Цель геометрического расчета – определение делительных диаметров, диаметров вершин и впадин зубьев. Для расчета необходимо знать: – межосевое расстояние; – числа зубьев колеса и шестерни; – модуль. Расчет произведен на ЭВМ, результаты приведены в соответствующих таблицах. Алгоритм расчета: Делительный диаметр d, мм [2]: d = m×z/cosb,(62) Диаметр вершин da, мм [2]: da = d+2×m(1+x),(63) где х – смещение. Диаметр впадин df, мм [2]: df = в - 2×m(1,25 - x),(64) 3.4 Силы в зацеплении цилиндрических передач Окружная сила по формуле (60). Осевая сила Fa, Н [2]: Fa = Ft×tgb,(65) Радиальная сила Fr, Н [2]:
гдеtgan = 0,364 [2]. Нормальная сила Fn, Н [2]:
В косозубых передачах tgb =0,176 и cosb = 0,984 [2]. Расчеты произведены на ЭВМ в программе ДМ-1 и приведены в таблицах. 4. Расчет цепной передачи Исходные данные: – крутящий момент на валу ведомой звездочки Т4, Н×м; 2479,3; – передаточное отношение, u 6,3; – частота вращения вала ведомой звездочки, n4, об/мин16. Рисунок 3-Кинематическая схема цепной передачи. Расчет параметров цепной передачи произведен на ЭВМ. Результаты расчета и исходные данные приведены в приложении. Цепная передача рассчитана по приведенному ниже алгоритму. Число зубьев ведущей звездочки [2]: z1 =29 – 2×u,(68) Число зубьев ведомой звездочки [2]: z2 = z1×u,(69) Уточняем передаточное отношение : u = z2/z1,(70) Определяем коэффициент Кэ [2]: Кэ = k1×k2×k3×k4×k5×k6,(71) гдеk1 – коэффициент, учитывающий характер изменения нагрузки (k1 = 1 [2]); k2 – коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния (k2 = 1 [2]); k3 – коэффициент, отражающий влияние угла наклона линии центров к горизонту (k3 = 1 [2]); k4 – коэффициент, учитывающий способ регулирования натяжения (k4 = 1,25 [2]); k5 – коэффициент, учитывающий влияние способа смазывания цепной передачи (k5 = 1,5 [2]); k6 – коэффициент, учитывающий продолжительность работы в сутки (k6 = 1 [2]); Кэ = 1×1×1×1,25×1,5×1 = 1,875. Шаг цепи [2]:
Предварительно принимаем ориентировочно допускаемое среднее давление по нормам DIN 8195. [р] = 22 МПа [2] Скорость цепи [2]:
Расчетное давление [2]:
Условие р По [Табл. 10.1, 2] выбрана приводная однорядная цепь нормальной серии: Цепь ПРЛ- 38,1 – 100 ГОСТ 13568 – 75. Параметры цепи приведены в табл. 3. Межосевое расстояние [2]: a = 40×t,(75) a = 40×50,8 = 2032 мм. Число звеньев цепи [2]: Lt = 2×at+0,5×zc+D2/at,(76) zc = z1+z2,(77) D = (z2 - z1)/2×p,(78) По формуле (77): zc = 18+101 = 119. По формуле (78): D = (101 - 18)/2×3,14 = 13,216. По формуле (76): Lt = 2×40+0,5×119+13,2162/40 = 143,8. По рекомендации [2] Lt = 142. Расчетная длина цепи [2]: L = Lt×t,(79) L = 142×38,1 = 5410,2 мм. Проверка цепи по числу ударов [2]:
Допускаемое значение [2]: [w] = 508/t,(81) [w] = 508/50,8 = 10 с-1. Условие w Коэффициент запаса прочности цепи [2]:
гдеFв – разрушающая нагрузка цепи (Fв = 60 кН). Окружная сила:
где dд1 – диаметр делительной окружности, мм.
По формуле (83): Нагрузка от центробежных сил [2]: Fц = m×u2,(85) Fц = 2,6×1,052 = 2,86 Н. Сила от провисания цепи [2]: Ff = 9,81×kf×m×a,(86) где kf = 6 [2]. Ff = 9,81×6×2,6×2032×10-3 = 310,97 Н. По формуле (82): Из [Табл. 10.2, 2] следует, что [s] ³ 8,9. Условие s ³ [s] выполнено. Нагрузка на вал звездочки [1]: F = Ft+2×Ff,(87) F = 6260+2×310,97 = 6882 Н. Расчеты произведены на ЭВМ и сведены в таблицу 4. 5. Ориентировочный расчет валов Исходные данные: – крутящий момент на входном валу, Т1, Н×м32,67; – крутящий момент на промежуточном валу, ТII, Н×м124,14; – крутящий момент на выходном валу, ТIII, Н×м418,66. Ориентировочный расчет валов служит для назначения диаметров валов из расчета по крутящему моменту и по касательным напряжениям. Диаметр вала d, мм [1]:
где Т – крутящий момент на соответствующем валу, Н×м; tдоп – допускаемое контактное напряжение, МПа. Расчет вала I Ведущий вал – вал-шестерня коническо-цилиндрического редуктора проектируется ступенчатым (рисунок 4). Рисунок 4-Ведущий вал Диаметр хвостовика d1, мм рассчитан по формуле (88) при Т1 = 32,67 Н×м и tдоп = 25 МПа[1]: d1 Диаметр d2 округлен по стандартному ряду Ra 40 по ГОСТ 6636-69, принят d2 = 20 мм. Диаметр d2 должен быть кратным 5 (диаметр шейки вала должен быть равен внутреннему диаметру подшипника), по рекомендации [1] разность диаметров между соседними участками вала должна составлять 3…10 мм. Принят: d2 = 25 мм. Согласно рекомендациям [1] все диаметры увеличиваются и принимаются: d1 = 30 мм; d2 = 35 мм. Расчет вала II Промежуточный вал (рисунок 5). Рисунок 5-Промежуточный вал Диаметр d1, мм рассчитан по формуле (88) при Т2 = 124,14 Н×м и tдоп = 15 МПа [1]: d Диаметр d1 округлен по стандартному ряду Ra 40 по ГОСТ 6636-69, принят: d1 = 35 мм. С учетом вышеупомянутых требований диаметр d2 принят: d2 = 30 мм. Диаметр d3 принят: d3 = 40 мм. Расчет вала III. Выходной вал (рисунок 6). Рисунок 6-Выходной вал Диаметр d3, мм рассчитан по формуле (88) при Т3 = 418,66 Н×м и tдоп = 25 МПа [1]: d Диаметр d3 округлен по стандартному ряду Ra 40 по ГОСТ 6636-69, принят d3 = 45 мм. 6. Приближенный расчет валов Исходные данные: Вал I: Ft1 = 2069 Н; Fa1 = 202,5 H; Fr1 = 725,3 Н. Вал II: Ft2 = 2069 Н; Fr2 = 202,5 Н; Fa2 = 725,3 H; Ft1 = 3834,8 Н; Fa1 = 905,9 H; Fr1 = 1434,3 Н. Вал III: Ft2 = 3834,8 Н; Fa2 = 905,9 H; Fr2 = 1434,3 Н; F = 6882 Н. Целью приближенного расчета валов является получение более достоверных результатов, чем после ориентировочного расчета валов, так как диаметр вала определяется из расчета на сложное напряженное состояние при действии крутящего и изгибающих моментов [1]. Исходными данными являются: силы, действующие на колеса, расстояния между линиями действия всех сил, диаметры колес. Проекции реакций опор валов определяются из уравнений равновесия: SМ1 = 0,(89) SМ2 = 0,(90) SY = 0,(91) Реакция опоры по формуле [1]:
где Rx – проекция опоры на ось Х, Н; Ry – проекция опоры на ось Y, Н. Эпюры изгибающих моментов построены на растянутых волокнах, при помощи данных эпюр выявляются опасные сечения, в которых определяется суммарный изгибающий момент М. Суммарный изгибающий момент М, Н×м [1]:
где Мx – изгибающий момент в вертикальной плоскости, Н×м; Мy – изгибающий момент в вертикальной плоскости, Н×м. Приведенный момент Мпр, Н×м [1]:
где Т – крутящий момент на валу, Н×м; a – коэффициент, учитывающий соответствие циклов касательного и нормального напряжений (a = 0,7 [1]). Диаметр вала d, мм [1]:
где s-1доп – допускаемое нормальное напряжение, МПа (s-1доп = 55 МПа [1]). Расчет вала I Уравнение равновесия для точки 1 в горизонтальной плоскости: SМ1y = 0. SМ1y = R2y×0,09–Fr1×0,12+m = 0. где m = 1,93 Н×м. Отсюда:
Уравнение равновесия для точки 1 в вертикальной плоскости: SМ1x = R2x×0,09–Ft1×0,12 = 0. Уравнение равновесия для точки 2 в горизонтальной плоскости: SМ2y = R1y×0,09–Fr1×0,03+m = 0. Уравнение равновесия для точки 2 в вертикальной плоскости: SМ2x = R1x×0,09–Ft1×0,03 = 0.
Суммарный изгибающий момент определен по формуле (93) при Mx=19,8 Н м ; My=62 Н м Приведенный момент Mпр по формуле (94) при T=32,7 Н м: Диаметр вала по формуле (95):
Полученный диаметр вала меньше принятого в ориентировочном расчете. Принимаем d1=25 мм. Расчет вала II Уравнение равновесия для точки 1 в горизонтальной плоскости: SМ1y = Fr1× 0,037- Fr2× 0,112+R2y× 0,147+m2 - m1= 0. где m1=38,3 Н × м; m2=38,9 Н × м. Уравнение равновесия для точки 1 в вертикальной плоскости: SМ1x = –Ft1×0,037+ Ft2×0,112+ R2x×0,147 = 0.
Уравнение равновесия для точки 2 в горизонтальной плоскости: SМ2y = Fr2×0,035–Fr1×0,11 - R1y×0,147 +m2 - m1 = 0. Уравнение равновесия для точки 2 в вертикальной плоскости: SМ2x = –Ft2× 0,035 +Ft1× 0,11+R1x× 0,147= 0
Суммарный изгибающий момент определен по формуле (93) при Mx=88 Н м; My=37,7 Н м Приведенный момент Mпр по формуле (94) при T=124,14 Н м: Диаметр вала по формуле (95):
Полученный диаметр вала меньше принятого в ориентировочном расчете. Принимаем d1=35 мм. Расчет вала III Уравнение равновесия для точки 1 в горизонтальной плоскости: SМ1y = –Fr2× 0,114+R2y× 0,154 +F× 0,244 = 0.
Уравнение равновесия для точки 1 в вертикальной плоскости: SМ1x = Ft2× 0,114 –R2x× 0,154+m=0. где m=214 Н м;
Уравнение равновесия для точки 2 в горизонтальной плоскости: SМ2y = –R1y× 0,154+Fr2× 0,04+F× 0,09 = 0.
Уравнение равновесия для точки 2 в вертикальной плоскости: SМ2x = –Ft2×0,04+R1x×0,154+m = 0.
Суммарный изгибающий момент определен по формуле (93) при Mx=0 Н м; My=619 Н м Приведенный момент Mпр по формуле (94) при T=418,7 Н м: Диаметр вала по формуле (95):
Принимаем d1=50 мм. 7. Подбор подшипников качения 7.1 Подбор подшипников для вала I Рисунок 10 – Схема установки подшипников Исходные данные: посадочный диаметр, d, мм 35; радиальные нагрузки на подшипниках: Fr1 =724 Н; Fr2 = 2917 Н; осевая сила на шестерне Fa = 202,5 Н; класс нагрузкиН0,8; ресурс привода, ч 4596,48; частота вращения вала, n, об/мин1432; схема установки подшипников враспор. Для вала I принимаем однорядные конические роликоподшипники с углом контакта a = 14 ° [2]. Коэффициент осевого нагружения е [2]: e = 1,5×tga,(96) e = 1,5×tg 14° = 0,374. Осевая составляющая S, Н: S = 0,83×e×Fri,(97) гдеFri – радиальная нагрузка соответствующей опоры, Н. S1 = 0,83×0,374×724 = 224,7 Н; S2 = 0,83×0,374×2917 = 906 Н. S1 < S2, то по [8]: Результирующие осевые нагрузки: Fa1 = Fa + S2,(98) Fa1 = 202,5 + 906 = 1108,5 Н. Fa2 = S2 = 906 Н. Проверяем величину соотношения гдеFai – осевая нагрузка на соответствующем подшипнике; V – коэффициент вращения (V = 1 при вращении внутреннего кольца). В этом случае X = 0,4; Y = 1,6 [2]. Приведенная нагрузка: P1 = (X×V×Fr1 + Y×Fa1)×Кб×КТ,(99) где X, Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок; Кб – коэффициент безопасности, учитывающий динамическую нагрузку (Кб=1,4[2]); КТ – температурный коэффициент (КТ = 1 при t < 100 °С [2]). P1 = (0,4×1×724 + 1,6×1108,5)×1,4×1 = 2890 Н.
В этом случае X = 1; Y = 0 [2]. Приведенная нагрузка: P2 = V×X×Fr2×Кб×КТ,(100) P2 = 1×1×2917×1,4×1 = 4083,8 Н. Далее расчет ведем по наиболее нагруженной опоре [8]: Эквивалентная нагрузка: Рэ = КНЕ×Рi,(101) где КНЕ – коэффициент эквивалентности (КНЕ = 0,8); Pi – максимальная приведенная нагрузка. Рэ = 0,8×4083,8 = 3267 Н. Расчетный ресурс подшипника [9]:
где n – частота вращения вала, об/мин; Lп – ресурс подшипника, ч (принимаем Lп = 4596,48 ч, т. е. равным ресурсу привода).
Потребная динамическая грузоподъемность [9]: C = L1/p×Pэ,(103) где р – показатель степени (р = 3,33 [9]). С =394,921/3,33×3267= 19638 H. По [2] принимаем для обеих опор конические однорядные роликоподшипники легкой серии 7207. Характеристики конических однорядных роликоподшипников 7207 ГОСТ 333-79 Таблица 4
Условие Стреб 19636 7.2 Подбор подшипников для вала II
Исходные данные: посадочный диаметр, d, мм 30; радиальные нагрузки на подшипниках: Fr1 = 2587 Н; Fr2 = 613 Н; осевая сила на шестернеFa1 = 905,9 Н; класс нагрузкиН0,8; ресурс привода, ч 4596,48; частота вращения вала, n, об/мин358; схема установки подшипников врастяжку. Для вала II принимаем однорядные конические роликоподшипники с углом контакта a = 14°[2]. Коэффициент осевого нагружения е по формуле (96): e = 1,5×tg 14° = 0,374. Осевая составляющая S, Н по формуле (97): S1 = 0,83×0,374×2587= 803 Н; S2 = 0,83×0,374×613 = 190,3 Н. S1 > S2, то по [8]: Результирующие осевые нагрузки: Fa1 = S1 = 803 Н. Fa2 = Fa + S1,(104) Fa2 =905,9 + 803 = 1709 Н. Проверяем величину соотношения где Fai – осевая нагрузка на соответствующем подшипнике; V – коэффициент вращения (V = 1 при вращении внутреннего кольца).
В этом случае X = 1; Y = 0 [2]. Приведенная нагрузка по формуле (104): Р1 = 1×1×2587×1,4×1 = 3621,8 Н.
В этом случае X = 0,4; Y = 1,6 [2]. Приведенная нагрузка по формуле (100): P2 = (0,4×1×613 + 1,6×2587)×1,4×1 = 6138,2 Н. Далее расчет ведем по наиболее нагруженной опоре [8]: Эквивалентная нагрузка по формуле (101): Рэ = 0,8×6138,2 = 4910 Н. Расчетный ресурс подшипника по формуле (102) при n = 358 об/мин :
Потребная динамическая грузоподъемность по формуле (103): С = 98,731/3,33× 4910 = 19472,3 Н. По [2] принимаем для обеих опор конические однорядные роликоподшипники легкой серии 7206. Характеристики конических однорядных роликоподшипников 7206 ГОСТ 333-79 Таблица 5
Условие Стреб 19472,3 7.3 Подбор подшипников для вала III Исходные данные: посадочный диаметр, d, мм 50; радиальные нагрузки на подшипниках: Fr1 = 4412 Н; Fr2 = 10711 Н; осевая сила на колесе Fa2 = 905,9 H класс нагрузкиН0,8; ресурс привода, ч 4596,48; частота вращения вала, n, об/мин100,85; Рисунок 12- Схема установки подшипников Для вала III принимаем радиально – упорные шарикоподшипники с углом контакта a = 12 ° [2]. Коэффициент осевого нагружения е по формуле (96): e = 1,5× tg 12° = 0,32. Осевая составляющая S, Н : S1 = e× Fr1=0,32× 4412=1412 Н; S2 = e× Fr2=0,32× 10711=3428 Н. S2 > S1, то по [2]: Результирующие осевые нагрузки: Fa1 = Fa+S2=905,9+3428=4334 Н. Fa2 = S2 = 3428 Н. Проверяем величину соотношения гдеFai – осевая нагрузка на соответствующем подшипнике; V – коэффициент вращения (V = 1 при вращении внутреннего кольца).
В этом случае X = 1; Y = 0 [2]. Приведенная нагрузка по формуле (99): P1 = 1×1×4412×1,4×1 = 6177 Н.
В этом случае X = 1; Y = 0 [2]. Приведенная нагрузка по формуле (100): Р2 = 1×1×10711×1,4×1 = 14995 Н. Далее расчет ведем по наиболее нагруженной опоре [8]: Эквивалентная нагрузка по формуле (101): Рэ = 0,8×14995= 11996 Н. Расчетный ресурс подшипника по формуле (102) при n = 100,85 об/мин:
Потребная динамическая грузоподъемность по формуле (103): С = 27,811/3,33×11996 = 32530 Н. По [2] принимаем для обеих опор однорядные радиально – упорные шарикоподшипники легкой серии 210. Характеристики радиальных однорядных шарикоподшипников 210 ГОСТ 8338-75 Таблица 6
Условие Стреб 32530 8. Конструирование элементов редуктора 8.1 Конструирование зубчатых колес Колеса изготовляются из штампованных заготовок. Штамповочные и формовочные уклоны принимаются g = 10°, радиусы закруглений R Диаметр ступицы колеса [2]: Dст = 1,5× в + 10,(105) где в – диаметр вала, мм. Толщина тела ступицы [2]: dст = 0,25× в + 5,(106) Толщина обода [2]: dо = 2,5× m + 2,(107) где m = mn – для цилиндрических колес (mn = 2,5 мм); m = mtm – для конических колес (mtm = 1,431 мм). Толщина диска [2]: dд = (dо + dст)/2,(108) Длина ступицы [6]: lст = (0,8…1,5)× d,(109) Параметры зубчатых колес рассчитаны по формулам (105) – (109). Полученные данные округлены по ряду Ra 40 ГОСТ 6636-69 и занесены в табл. 7. На венцах колес выполняются фаски, равные соответствующим модулям [8]. Основные размеры колес Таблица 7
8.2 Конструирование звездочек цепной передачи По конструкции звездочки отличаются от зубчатых колес в основном формой профиля зуба. Размеры венца зависят от шага цепи рц, числа зубьев z, размеров цепи. [8]. Размеры венца звездочек роликовых цепей: Делительный диаметр [8]: dд = рц/sin(180°/z),(110) Диаметр наружной окружности [8]: De = pц×(0,5 + ctg(180°/z)),(111) Диаметр окружности впадин [8]: Di = dд - 2×r,(112) Диаметр проточки [8]: Dc = pц×ctg(180°/z) – 1,3×h,(113) Ширина зуба [8]: b = 0,93×Bвн – 0,15,(114) Радиус закругления зуба [8]: R = 1,7×Dc,(115) Толщина обода [8]: d = 1,5×(De - dд),(116) Толщина диска [8]: C = (1,2…1,3)×d,(117) где рц – шаг цепи; Ввн – расстояние между внутренними плоскостями пластин цепи; h – ширина пластины цепи; r – радиус впадины, мм. r = 0,5025×d1 + 0,05,(118) гдеd1 – диаметр ролика цепи (d1 = 22,23 мм). r = 0,5025×22,23 + 0,05 = 11,22 мм. Параметры звездочек рассчитаны на ЭВМ в программе DM-7. Полученные данные приведены в приложении. 8.3 Конструирование элементов корпуса Редуктор для удобства сборки имеет разборный корпус, разъем сделан в плоскости осей валов. Корпусные детали получены методом сварки. Материал корпуса – сталь. В соответствии с требованиями технической эстетики корпус редуктора имеет строгие геометрические формы: отсутствуют выступающие части, бобышки и ребра располагаются внутри корпуса. Крышка с корпусом соединяется винтами, ввертываемыми в гнезда, нарезаемые непосредственно в корпусе. Фундаментные болты располагаются в выемках корпуса так, чтобы лапы не выступали за габариты корпуса [8]. Толщина стенки корпуса[8]: dсв = 0,8×d где гдеТтх – крутящий момент на тихоходном валу, Н×м (Ттх = 418,66 Н×м).
dсв = 0,8×6,2=4,95 мм; Согласно вышеприведенным указаниям принимаем толщину стенки корпуса в св = 6 мм. Толщина стенки крышки корпуса [8]: d1 = 0,9×d d1 = 0,9×6 = 5,4 мм. Принимаем d1 = 6 мм. Размеры основных элементов корпуса и формулы для их расчета приведены в табл. 9. Таблица 9 Размеры основных элементов корпуса редуктора
9. Подбор и проверка шпонок Шпоночные соединения применены при соединении с валами: вал I – соединение с электродвигателем; вал II – коническое колесо и цилиндрическая шестерня; Размеры призматических шпонок: ширина b, высота h, глубина паза вала t1, ступицы t2 выбираются в зависимости от диаметра вала d. Длина шпонки принимается из стандартного ряда на 5…10 мм меньше длины ступицы [1]. Шпонки выбраны из [2]. Выбранные шпонки проверены на смятие [1]:
где sсм доп – допускаемое напряжение смятия, МПа; Т – крутящий момент на данному валу, Н×мм; d – диаметр вала, мм; lр – расчетная длина шпонки, мм. t2 – глубина паза втулки, мм; sсм доп = 200 МПа – допускаемое напряжение смятия [2]. Результаты расчета на смятие и основные параметры шпонок приведены в табл. 10. Таблица 10. Основные параметры шпонок Из табл. 10 видно, что условие прочности (121) выполняется. Окончательно принимаются шпонки: Вал I: Для хвостовика вала Шпонка 8х7х25 ГОСТ 23360-78. Вал II: Для конического колеса Шпонка 10х8х28 ГОСТ 23360-78 Для цилиндрической шестерни Шпонка 10х8х28 ГОСТ 23360-78. 10. Выбор посадок Выбор посадок подшипников качения Выбор посадок зависит от вида нагружения колец, действующих нагрузок, режима работы и условий эксплуатации [8]. Все подшипники проектируемого редуктора испытывают циркуляционное нагружение для внутреннего кольца и местное нагружение для наружного кольца. По [2] принимаем посадки: - для внутреннего кольца - для наружного кольца Выбор посадок шпонок В проектируемом редукторе шпоночные соединения приняты основными нормальными [8]. посадка шпонки на вал: посадка шпонки во втулку: Выбор посадок зубчатых колес, звездочек, подшипниковых крышек По рекомендациям [8] приняты посадки: зубчатых колес: звездочек: подшипниковых крышек и стаканов в корпус: Расчет соединения с гарантированным натягом Исходные данные: Номинальный диаметр: d=50 мм; Диаметр отверстия вала: d1=0 мм; Наружный диаметр втулки: d2=80 мм; Крутящий момент: T=418,66 Н м; Осевая нагрузка: Fa=905,9 H; Длина ступицы: lст=45 мм. Расчет натяга и выбор посадки
где K – коэффициент запаса (K=2);
Выбираем посадку по условию Np min ≥ NT: Принята посадка 50 При вероятности неразрушения p=0,99, Np min=39 мкм. 39 ≥ 36,4. Окончательно принимаем посадку 50 Подберем соответствующую посадку в системе вала. Пересчитаем на систему вала с основным отклонением 50 K6 посадку 50 Посадка 50 Рассмотрим посадку 50 0,054 мм ≈0,051 мм. Поэтому можно принять посадку в системе вала 50 Расчет шлицевого соединения Для тихоходного вала выбраны шлицы z=10; Dвн=41 мм; Dнар=50 мм; bшл=5 мм. Проверку шлицевых соединений выполняют на смятие и на износ рабочих граней шлицов:
где T – расчетный крутящий момент, (T=418660 Н мм); SF – удельный суммарный статический момент площади рабочих поверхностей соединения относительно оси вала, (SF =749 мм/мм); l – рабочая длина соединения, ( l=40 мм ); [σсм] – допустимое напряжение смятия, ([σсм]=256 МПа); [σизн] – допустимое напряжение на износ, ([σизн]=20 МПа).
Шлицы нормально работают на износ и на смятие, все условия выполняются. 11. Выбор муфты Для передачи крутящего момента от электродвигателя к редуктору в приводе ленточного конвейера предусмотрена установка упругой втулочно-пальцевой муфты. Выбираем упругую втулочно-пальцевую муфту по ГОСТ 21424-75. Муфта выбрана по диаметрам соединяемых валов и расчетному крутящему моменту. Расчетный крутящий момент [2]: Tp = kp×Tном,(125) где kp – коэффициент режима работы, учитывающий условия эксплуатации (kp = 1,5); Тном – номинальный крутящий момент, Н×м (Тном = 32,67 Н×м). Тр = 1,5×32,67 = 49 Н×м. Параметры выбранной муфты занесены в табл. 11. Таблица 11 - Параметры упругой втулочно-пальцевой муфты.
12. Уточненный расчет валов Уточненный расчет валов заключается в определении коэффициента запаса s в опасных сечениях вала. Коэффициент запаса прочности [1]:
где ss – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям; st – коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.
где s-1 – предел выносливости материала вала при симметричных циклах изгиба, МПа (s-1 = 410 МПа [1]); sa – амплитуда цикла нормальных напряжений, МПа; sm – среднее значение нормальных напряжений, МПа; Ks - эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе; es - масштабный фактор для нормальных напряжений; ys - коэффициент (ys = 0,1 [1]).
где М – изгибающий момент в опасном сечении, Н×м; W – момент сопротивления изгибу, м3.
где в – диаметр вала в опасном сечении, мм; b – ширина шпонки, м; c – глубина шпоночного паза, м.
где Fa – осевая сила, действующая на вал, Н.
где t-1 – предел выносливости материала вала при симметричных циклах кручения, МПа (t-1 = 240 МПа [1]); ta – амплитуда цикла касательных напряжений, МПа; tm – среднее значение касательных напряжений, МПа; Kt - эффективный коэффициент концентрации напряжений при кручении; et - масштабный фактор для касательных напряжений; yt - коэффициент (yt = 0,05 [1]).
гдеWk – момент сопротивления кручению, м3; Т – крутящий момент на валу, Н×м.
Значения коэффициентов приняты: Результаты расчетов сведены в таблицу 13 Таблица 13. Коэффициент запаса прочности
13. Выбор смазки Основное назначение смазывания – уменьшение силы трения, снижение скорости изнашивания и отвод тепла от места контакта. Тип смазки выбираем по требуемой вязкости, зависящей от контактного напряжения и окружной скорости колес. Требуемая вязкость масла [2]:
где nт – потребная вязкость масла для тихоходной ступени, мм2/с (nт = 43 мм2/с); nб – потребная вязкость масла для быстроходной ступени, мм2/с (nб = 100 мм2/с).
Принято масло индустриальное И-70А ГОСТ 20799-75 с вязкостью n = 65-75 мм2/с. Подшипники смазываются за счет масляного тумана. Для контролирования уровня масла в редукторе предусмотрен щуп. Масло заливается через люк, одновременно служащий для контроля сборки зацепления и его состояние в период эксплуатации. Сливается масло через сливное отверстие, закрываемое пробкой. 14. Порядок сборки и разборки редуктора Разборка редуктора производится в следующей последовательности: сливается масло; откручиваются болты крепления крышки; откручиваются болты крепления подшипниковых крышек; снимается крышка; валы с подшипниками убираются из подшипниковых узлов; вынимается стакан, из стакана выпрессовывается вал с подшипниками; при помощи съемника с выходного вала снимается звездочка цепной передачи, кулачковая предохранительная муфта, при помощи съемника снимаются подшипники, с валов снимаются колеса, вытаскиваются шпонки. Сборка редуктора производится в обратном порядке. Список литературы 1. Проектирование деталей машин. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине "Детали машин" / Б. В. Глухов, Б. Е. Татаринцев. Новосибирск, 1995. 64 с. 2. Проектирование механических передач / С. А. Чернавский Б. А. Снесарев и др. М., 1984. 560 с. 3. СТП НИИЖТ 01.01-94. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. Новосибирск, 1993. 44 с. 4. Иванов М. Н. Детали машин. М., 1991. 383 с. 5. Курсовое проектирование деталей машин с использованием ЭВМ. Методические указания / Б. В. Глухов, Б. Е. Татаринцев. Новосибирск, 1986. 47 с. 6. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. / Конструирование узлов и деталей машин. М., 1985. 416 с. 7. Курсовое проектирование деталей машин / В. Н. Кудрявцев и др., Л. 1984. 400 с. 8. Конструирование деталей машин. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине "Детали машин" / Б. В. Глухов, Б. Е. Татаринцев. Новосибирск, 1996. 76 с. 9. Подбор подшипников качения по динамической и статической грузоподъемности / Б. В. Глухов, Б. Е. Татаринцев. Новосибирск, 1978. 42 с. 10. Учебно-исследовательская работа студентов в курсовом проектировании деталей машин. Методические указания. / Б. В. Глухов, Б. Е. Татаринцев. Новосибирск, 1987. 22 с. |