Реферат: Морально-этические нормы и коррупция
Название: Морально-этические нормы и коррупция Раздел: Рефераты по этике Тип: реферат |
Содержание. Введение………………………………………………………………….стр.3 Глава 1.Коррупция в современном мире и её влияние. 1. 1.Что такое "коррупция", её причины и ситуации, в которых она возникает…………………………………………………………………стр.5 1.2. Последствия коррупции. …………………………………………...стр.12 1.3. Борьба с коррупцией и меры борьбы с ней………………………..стр.16 Глава 2. Морально-этические аспекты коррупции. 2.1.Что такое мораль……………………………………………………..стр.23 2.2. Мораль и коррупция.Этическая оценка коррупции.…………......стр.26 Заключение……………………………………………………………….стр.32 Список литературы……………………………………………………….стр.34 Введение. Актуальность. Тема актуальна потому что коррупция процветает и человек сталкивается с этой проблемой каждый день. Цель. Показать как влияет коррупция на современный мир и как она связана с моралью. Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо: 1. Изучить теоретический материал и понять что такое коррупция. 2. Изучить теоретический материал и понять что такое мораль. 3. Выявить связь морали и коррупции. Для достижения поставленных задач были использованы труды Волченко Л.Б., Грицанова А.А., Кохановского В. П, Хасбулатова Р.И., Федоровича В.А., документационные публикации Журнал «Чиновник», словари. 1.Коррупция в современном мире и её влияние. 1. 1.Что такое "коррупция", её причины и ситуации, в которых она возникает. Государственная коррупция определяется как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях. Например, государственные служащие часто берут взятки при выдаче лицензий, разрешений на прохождение таможни или взятки за предотвращение входа на рынок конкурентов фирмы-взяткодателя. В этих случаях они лично назначают частным агентам (private agents) плату за товары, официальным владельцем которых является государство. Здесь можно выделить три вида коррупции. С. Роттенберг в определил ее как набор личных "тарифов", назначаемых за выполнение того, что официальные правила требуют выполнять без оплаты (например, плата за формально бесплатную визу может быть рассмотрена как "тариф"), или же набор личных "тарифов", назначаемых за невыполнение того, что правила требуют выполнять (так, взятка за сокрытие аудитором важной информации - это тоже "тариф"). Или это могут быть "тарифы" за действия, впрямую нарушающие законы (например, налоговый инспектор за взятку - "тариф" может представить неверный отчет о доходах подкупающего его налогоплательщика). 1. по типу получателей взяток: Что же является причиной возникновения коррупции? Вот простой ответ, который дают большинство исследователей коррупции: причиной коррупции является государство
, т.е. различные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, налагаемые на свободных экономических агентов. Следуя экономическому подходу, т.е. предполагая что каждый максимизирует свою прибыль, можно прийти к выводу, что коррупция - естественное экономическое явление, связанное с наличием государства. Государство, призванное исправить неэффективность и "провалы" рынка (market failures), само может вызвать коррупцию и неэффективность. 1.2. Последствия коррупции.
1.3. Борьба с коррупцией и меры борьбы с ней. Мировая карта восприятия наличия коррупции, 2005 г. Тёмно-красный цвет соответствует странам, жители которых считают, что у них высокая коррупция, зелёный — тем, где население полагает, что коррупция у них невелика. На сегодняшний день не известны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют. С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться. Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора. Внутренний контроль Сюда входят внутренние механизмы и стимулы, существующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим. С целью обеспечения надзора часто выделяют особые управления, которые функционируют автономно. Например, правоохранительные органы часто подчиняются главе исполнительной власти, так же как и бюрократический аппарат, однако при этом сохраняют значительную независимость. Внутренний контроль был основным способом борьбы с коррупцией в монархиях периода абсолютизма и до сих пор сохраняет высокую эффективность. В частности, Макиавелли полагал, что в монархиях, «правящих при помощи слуг», коррупция менее опасна, поскольку все «слуги» обязаны милостям государя и их труднее подкупить. Внешний контроль Сюда относятся механизмы, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко и эффективно признан виновным, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции. Одними из самых эффективных инструментов контроля над коррупцией бюрократического аппарата являются свобода слова и СМИ. Внешний контроль характерен для стран с рыночной экономикой и либеральной демократией. Предположительно, это связано с тем, что для реализации нормального функционирования рынка необходимы чёткие правила, механизмы обеспечения выполнения обязательств, в том числе, — эффективная правовая система, обеспечивающая здоровую конкурентную среду. Либеральная демократия для достижения своих целей также опирается на систему выборов, правовое государство, независимое правосудие, разделение властей и систему «сдержек и противовесов». Все эти политические институты служат одновременно механизмами внешнего контроля над коррупцией. Однако не все положения либеральной демократии однозначно способствуют борьбе с коррупцией. Примером может служить принцип разделения властей. Разделение властей по горизонтали стимулирует их надзор друг над другом. Например, в парламентской демократии представительная власть имеет полномочия отправить правительство в отставку. С другой стороны, в президентской демократии ветви власти ещё более функционально разделены. Несмотря на это, коррупция в президентских республиках в целом выше, чем в парламентских, что возможно связано именно с трудоёмкостью процедуры импичмента президента. Далее, разделение властей по территориальному уровню и связанный с этим перенос большей части полномочий исполнительной власти на уровень местного самоуправления приводит к эффективному уменьшению размеров органов власти. Это повышает информационную прозрачность власти и уменьшает коррупцию. Тем не менее, федеративное устройство государства, обеспечивающее максимальную децентрализацию, часто приводит к регулированию различных аспектов одной и той же деятельности чиновниками разных инстанций, и следовательно, к большей коррупции по сравнению с унитарными государствами. Система выборов В демократических странах основным способом наказания избранных представителей за коррупцию является отстранение их от власти на следующих выборах. Это подразумевает, что сам избиратель отвечает за степень честности и ответственности тех, кого он избирает. Несмотря на высокую результативность выборов как оружия против коррупции, их действие проявляется достаточно медленно. Каждые 30 лет стабильной демократической системы оказывают на коррупцию такой же эффект, как собственно переход к либерально-демократической модели правления. Рядом авторов выдвигалось предположение, что изъяны избирательного процесса могут оказывать существенное влияние на размах коррупции. Даже если выборы проходят без нарушений, сама их система может стимулировать избирателя голосовать за того или иного кандидата по идеологическим причинам, игнорируя коррумпированность его лично, его подчинённых или его партии в целом. Эта гипотеза находит подтверждение. Коррупция оказывается значительно меньше в странах, где в каждом избирательном округе выбирают несколько представителей по мажоритарной системе, чем в странах с выборами по пропорциональной системе и по закрытым партийным спискам или в странах с маленькими избирательными округами и выбором одного представителя в каждом округе. Это объясняется тем, что мажоритарная система обеспечивает наибольшую индивидуальную подотчётность, а выбор нескольких представителей или по открытым партийным спискам значительно повышает внимание, которое избиратели уделяют честности кандидатов. Меры общего характера Ликвидация упомянутых выше сопутствующих причин коррупции также относится к антикоррупционным мерам. Неконституционность коррупциогенных норм. Любые нормы, накладывающие на гражданина ограничения, могут вызвать коррупцию, за исключением норм, описывающих конституционные свободы и права человека. Последние накладывают ограничения не столько на индивидов, сколько на органы государственной власти, являясь институциональными гарантиями как против завышенных требований закона, так и против наделения органов государственной власти дискреционными полномочиями. Коррупциогенные же нормы неизбежно нарушают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции. Информационное обеспечение граждан. Данный метод включает в себя анализ законов с тем, чтобы, проанализировав закон, чётко, лаконично и доходчиво объяснить гражданам в чём заключаются их права и обязанности, какие нарушения что должны за собой повлечь, как проходит судебная процедура и что в ней учитывается. Зная всё это, граждане будут увереннее вести себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником. Открытость ведомственных систем. Прозрачность происходящих внутри ведомств операций и надлежащий гражданский контроль может быть реализован через публикацию и открытое обсуждение внутриведомственных документов в общедоступной сети Интернет, что способно серьёзно пошатнуть фундамент коррупции. Однако такие механизмы ограничены чрезмерно жёсткими нормативами по охране коммерческой тайны или их применение в некоторых ведомствах связано с необходимостью обеспечения дополнительных мер по защите персональных данных граждан и секретных сведений в оборонных ведомствах и организациях. Серьёзную проблему для внедрения открытых информационных систем представляет низкая компетентность чиновников, которые не только не в курсе преимуществ свободных лицензий, но и не способны включить в государственные контракты требования об обязательном предоставлении открытого доступа для чтения к системам управления версиями разрабатываемых на деньги налогоплательщика программных продуктов. Социальное обеспечение чиновников. Первоклассное медицинское обслуживание, беспроцентные кредиты для покупки недвижимости, большая пенсия — всё это равносильно повышению заработной платы в государственном секторе, и следовательно, увеличивает потери чиновника в случае, если его поймают на коррупционной деятельности. Судя по исследованиям, эта мера не оказывает немедленного воздействия на коррупцию, однако способствует повышению качества бюрократии с течением времени. Объективные трудности Суть проблемы при борьбе с коррупцией сформулировал Джеймс Мэдисон: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством — внешнем или внутреннем — не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой». Одним из важнейших сдерживающих факторов для коррупции является уголовное законодательство. На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями, — чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии намерения оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего присвоить средства или нет. Другая трудность, в особенности проявляющаяся при масштабной коррупции, когда большинство частных лиц дают взятки, известна в психологии и теории игр как «дилемма заключённого». С одной стороны, если все лица перестанут давать взятки, то они все от этого выиграют. Однако если только одно частное лицо откажется от взяток, то оно поставит себя в крайне невыгодные условия. Наконец, серьёзной проблемой является упомянутая выше устойчивость коррупционных рынков. Меры борьбы с коррупцией Таблица №1. Какой же из способов борьбы с коррупцией подходит для России? Большинство ответивших[8]
на этот вопрос (61,7%) независимо от их образования, социального положения и материального обеспечения, наиболее эффективным считает уголовное наказание. На втором месте идет совершенствование законодательства (36,5%), на третьем — политическая воля правительства (30%). Публичное нравственное осуждение в ряду этих мер считается самым малоэффективным. Впрочем, осуждение коррупции через средства массовой информации, огласку судебных дел также можно отнести к средствам морального воздействия через механизм общественного мнения 2.1.Что такое мораль. Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. М. регулирует поступки человека во всех сферах общественной жизни - в быту, в труде, в науке, в семейных и личных отношениях и т. д. Принципы М., в отличие от специфических требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, имеют всеобщее значение и составляют ценностный базис общества. Моральные принципы поддерживают и санкционируют определенные общественные устои и формы общения в предельно общей форме, в отличие от более специфичных, традиционно-обычных, этикетных, организационно-административных и технических норм. Моральная норма выступает в форме должествования, которому человек принужден следовать при осуществлении самых различных своих целей. Нормы морали, в отличие от традиционных обычаев, не только поддерживаются силой устоявшегося общественного порядка, силой привычки и давления общественного мнения, но непременно фиксируются в форме разных заповедей и предписаний, содержащих положения о том, как должно поступать. Мораль является выражением целостной системы воззрений на должную социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности человека и его бытия. В морали должное и реально принятое чаше всего совпадают не полностью. Мораль следует отличать и от права, где регуляции предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями. Моральные требования же формируются в самой практике коллективного поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и культурно-исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях и волях. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. В морали авторитетность того или иного лица не может быть навязана извне и определена его реальной властью и общественным положением; она может быть только обусловлена его личными моральными качествами, умением быть морально адекватным той или иной ситуации, а иной раз идти вопреки отжившим моральным нормам. В этой связи некоторые исследователи предпочитают разводить понятия морали и нравственности, ибо моральные догматы уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную конкретность и единственность. Нравственность может служить выражением свободного поступка личности в согласии его совести [9] . Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.[10] Этика, мораль, нравственность в этимологическом плане одно и то же понятие, только выраженное сначала греческим, потом латинским и, наконец, славянским корнем; на греч. языке - привычка, обыкновение, нрав - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи. Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы. Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции. Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос. 2.2. Мораль и коррупция.
Этическая оценка коррупции.
Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии. Следует отличать коррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо также использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы. Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям: 1.Процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам. 2.Отсутствуют секретные или побочные платежи. 3.Клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой. Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д. Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель. К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторые считают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательной кампании). Коррупция часто является поводом для призывов к насильственной смене власти. При этом обвинения нередко предъявляются не только конкретной политической элите, но и политической системе в целом. Как отмечает Оскар Ариас Санчес, авторитарные режимы способны успешно скрывать подавляющее большинство злоупотреблений властью от общественности, так что вывод об их коррумпированности делается на основе анализа косвенных свидетельств и пагубных для всего общества последствий. Напротив, коррупция в демократических режимах часто получает широкую огласку и пресекается прежде, чем она начинает наносить существенный ущерб. Однако периодические скандалы вызывают у граждан сомнения в своей способности оказывать влияние на процесс принятия в стране политических решений и разочарование в демократии. Причины коррупции Таблица2. Подавляющее большинство опрошенных считают, что одной из главных причин отрицательной оценки государственных служащих является, можно сказать, “оторванность чиновников от народа”. Подобное мнение складывается из следующих утверждений опрошенных о чиновниках: — пользуются льготами, привилегиями 53,8 %, — ориентированы только “на верх” (на карьеру) 58,0 %, — равнодушие к людям 46,0 %. Одним из самых опасных проявлений аморального поведения служащих, злоупотреблений властью считается коррупция, взяточничество. По мнению населения, среди служащих наибольшее распространение получили злоупотребление служебным положением (46,3%), вымогательство взяток и коррупция (31,3%), пренебрежение к законам (25,8%). Следует также отметить, что граждане своим поведением сами провоцируют служащих на аморальные поступки. Так, треть опрошенных граждан (34,2%) полагает, что взятка ускоряет решение вопросов. Что касается соблюдения законов, то лишь 40% ответивших считают, что нужно соблюдать дух и букву закона, а остальные предпочитают следовать духу закона (26,5%) либо инструкции (31,0%), что свидетельствует о правовом нигилизме и довольно низкой правовой культуре. Каждый второй опрошенный допускает возможность обходить закон и использовать его в своих интересах. Вся борьба с коррупцией, как в России, так и в мире в целом, сводится к борьбе с её проявлениями и её следствиями. Все разговоры на тему коррупции сводятся лишь к выявлению фактов коррупции и определению (в основном "ужесточению") законодательных мер наказания за содеянное. Однако всё это не решает вопрос искоренения коррупции в принципе. Не изменив нравственности в обществе, решить задачу искоренения коррупции не удастся. Однако ни одна общественная сила, ни одна партия в России не ставит такой задачи. Ведь существует всего две системы взглядов на организацию жизни общества и взаимоотношений между людьми. По существу это две концепции управления и самоуправления общественными процессами. Одна система (концепция) управления безнравственная, когда одни "жируют" и благоденствуют за счёт других людей. Другая система управления нравственная, справедливая, когда каждый труд уважаем другими членами общества и этот труд достойно оплачивается, позволяя человеку жить достойно, в достатке, не паразитируя на труде других.
1. Государственная коррупция определяется как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях. 2. Типологизацию можно проводить на разных уровнях. 3. Причиной коррупции является государство, т.е. различные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, налагаемые на свободных экономических агентов. 4. Существует 6 наиболее общих ситуаций, которые создают мотивы для коррупции. 5. Существенным моментом в изучении причин коррупции является вопрос об оптимальности государственного регулирования. 6. Разногласия о полезности коррупции могут возникнуть только в конкретных случаях: коррупция может помочь экономическому развитию на некотором переходном этапе, но задержка на этом этапе может оказаться гибельной для общества. 7. Коррупция во все времена считалось и считается в современном мире аморальным поведением. 8. Систематически повторяющиеся нарушения закона могут стать традицией, с которой очень сложно бороться. 9. Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. 10. Одним из самых опасных проявлений аморального поведения служащих, злоупотреблений властью считается коррупция, взяточничество. 11. Коррупция часто является поводом для призывов к насильственной смене власти. Так как мы живём среди безнравственных людей, и многие из них - руководители разного уровня, значит мы живём в безнравственном обществе. И не изменив безнравственное общество таких с позволения сказать "людей" на общество, где будут жить нравственные люди, и в первую очередь нравственные управленцы, мы ничего не сможем изменить в жизни страны. Не изменив нравственности в обществе, решить задачу искоренения коррупции не удастся. 1. Волченко Л.Б., Добро и зло как этические категории, -Москва, 1975 2. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В Энциклопедия / Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. 3. Кемеров В.. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. 4. Кохановского В. П Философия, -Ростов-на-Дону / Книга, 1995 5. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С., Введение в философию. - М., Просвещение, 1995 6. Никонов Ю. Документационная публикация Altay Daily Reviw 12.03.07 7. Федорович В.А., Патрон А.П. «Государство и экономика», М., 2005. 8. Фролова И. Т. Философский словарь,-Москва. Политиздат, 1986 9. Хайдеггер М.., Что такое философия? // Вопросы философии, 1993 – 4 10. Хасбулатов Р.И. «Мировая экономика и международные экономические отношения»,-Москва., Гардарики, 2006г. 11. "Антология мировой философии", Универсальный словарь-справочник, Лондон, -Слово, 1993 12. Журнал «Чиновник» №100 (7), статья «Нравственные аспекты коррупции», автор И.А. Кох. 13. Журнал «Управление персоналом», фев. №4, с. 16-22, статья «Коррупция в бизнесе», автор Петрова Ю.А. 14. Журнал «Маркетинг», 2008, №2, с. 3-23, статья «Коррупция как глобальная проблема современности», автор Андрианов В. [1] Тогда коррупция является теневым аналогом налогообложения и это показано в работе А. Шляйфера и Р.В. Вишни. [2] Согласно Р. Клитгарду. [3] Согласно Э.К. Банфилду [4] Например, загрязнение окружающей среды, что исследуется в работе Д. Мукхерьи [5] Гордон Таллок (род. 13 февраля 1922г ) американский экономист. Один из основателей школы новой политической экономии. [6] П. Бардхана является профессором экономических наук Калифорнийского университета, США. [7] Согласно М. Пауро. [8] Всего 710 опрошенных. Журнал «Чиновник» №100 (7), статья «Нравственные аспекты коррупции», автор И.А. Кох [9] В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. [10] Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - |