Курсовая работа: Сравнительный анализ выборов Президента РФ и Республики Узбекистан
Название: Сравнительный анализ выборов Президента РФ и Республики Узбекистан Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал Кафедра теории и истории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Конституционное (государственное) право России» студента . группа _____335с _____отделение ____________заочное __________________ __________________________юридического______факультета______________ на тему: «Выборы Президента РФ и Республики Узбекистан: сравнительно правовой анализ». Работа получена: деканатом_______________ кафедрой ________________ преподавателем __________ г. Владивосток 2009 Содержание Введение………………………………………………………………….3 Глава 1. Выборы Президента Российской Федерации………………..5 1.1 Основные принципы проведения выборов Президента РФ……………………………………………………………5 1.2 Избирательные комиссии на выборах Президента РФ……………………………………………………………7 1.3 Избирательные участки и списки избирателей ………………………..9 1.4 Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах Президента РФ……………………………………………...11 1.5 Информирование избирателей и предвыборная агитация …………………………………………………14 1.6 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации…………………………………….15 1.7 Вступление в должность Президента РФ……………………………...18 Глава 2. Выборы Президента Республики Узбекистан………………19 2.1 Основные принципы проведения выборов Президента Республики Узбекистан…………………………………………………19 2.2. Избирательные комиссии и списки избирателей……………………..21 2.3 Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан……24 2.4 Предвыборная агитация…………………………………………………26 2.5 Порядок голосования и проведение выборов………………………….27 Глава 3 Сравнительный анализ выборов Президента РФ и Республики Узбекистан……………………………………….31 Заключение……………………………………………………………...33 Список использованной литературы….……………………………….35 Введение Цель данной курсовой работы заключается в проведении сравнительно-правового анализа процедуры выборов Президента на примере двух государств Российская Федерация и Республика Узбекистан. Задача состоит в следующем: рассмотреть и охарактеризовать основные принципы проведения выборов Президента, избирательные права граждан, назначение выборов, права кадидатов на должность Президента, компетенцию и деятельность избирательных комиссий. Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы — это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти [25]. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность (признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа) всей структуре органов государственной власти. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти. При всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия — например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. Глава 1. Выборы Президента Российской Федерации 1.1 Основные принципы проведения выборов Президента РФ Выборы Президента Российской Федерации проводятся гражданами при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, может избирать Президента, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет[1] . Не может участвовать в выборах гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. А так же не может быть избранным Президентом гражданин: РФ осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющий неснятую и непогашенную судимость, подвергнутый административному наказанию за совершение правонарушений. Выборы Президента проводятся по всей территории Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца. Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Выборы назначаются и проводятся ЦИК. Решение публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов. Президент занимаемый должность в течении двух сроков не может выдвигать свою кандидатуру на третий срок.[2] Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.[3] В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения срока, назначаются досрочные выборы, решение, о которых должно быть официально опубликовано в СМИ. В этом случае сроки осуществления избирательных действий сокращаются на одну четверть. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Контроль за подготовкой и проведением выборов возлагаются на избирательные комиссии. Граждане, политические партии, вправе проводить предвыборную агитацию – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата либо против кандидата. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации. Подготовка и проведение выборов осуществляется, открыто и гласно. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается. Реализация военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов активного избирательного права с использованием открепительных удостоверений, а также путем досрочного голосования осуществляется в порядке, указанном в Методических рекомендациях.[4] 1.2 Избирательные комиссии на выборах Президента РФ Подготовку и проведение выборов осуществляют: Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии (районные, городские) и участковые избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливается Федеральным Законом.[5] Решения вышестоящей избирательной комиссии, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. Они обязаны рассматривать обращения о нарушениях, проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в пятидневный срок. Если факты требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении содержатся факты нарушения кандидатом, которые касаются подготовки и проведения выборов, то кандидат, политическая партия или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и радиовещание, и редакции периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения бесплатное эфирное время. Территориальная избирательная комиссия формируется не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее, чем за 23 дня до дня голосования, количество которой зависит от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.[6] Каждый кандидат вправе назначить одного члена ЦИК с правом совещательного голоса, а после регистрации - по одному члену в каждую избирательную комиссию, территориальную и участковую. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены граждане, не достигшие возраста 18 лет, недееспособные, лица, не имеющие гражданства, депутаты законодательных органов, главы местных администраций, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, судьи, прокуроры, доверенные лица кандидатов, политических партий. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время назначившим его кандидатом или доверенным лицом. Полномочия ЦИК заключаются, в том что она: организует подготовку и проведение выборов; руководит деятельностью избирательных комиссий; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; регистрирует доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, группы избирателей, доверенных лиц кандидатов и уполномоченных представителей и самих кандидатов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; утверждает формы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; определяет результаты выборов и т.д. На каждый избирательный участок в обязательном порядке присутствуют Наблюдатели. Их мугут назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, а так же иностранные граждане.[7] Наблюдатель вправе: знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, и с реестром их выдачи, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения; находиться в помещении для голосования соответствующего участка в любое время в период, голосования; наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа избирателей, выданных и погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов, визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; вести предвыборную агитацию среди избирателей и т.д.[8] Копии протоколов и иных документов избирательной комиссии заверяются председателем избирательной комиссии, либо его заместителем, либо секретарем избирательной комиссии. 1.3 Избирательные участки и списки избирателей Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента РФ образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. Избирательные участки образуются не позднее, чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. На территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей. Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ, мест нахождения и номеров телефонов должны быть опубликованы не позднее, чем за 45 дней до дня голосования, а информация об избирательных участках, не позднее чем через два дня после их образования.[22] Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по установленной форме.[9] Не позднее, чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации. Список избирателей по участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), на судне, составляется не позднее дня, предшествующего дню голосования. Проведение выборов на выше перечисленных местах пребывания определяется также дополнительными нормативно – правовыми актами.[10] Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами. Список избирателей составляется в двух экземплярах. В алфавитном или ином порядке. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения избирателя, адрес его места жительства. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем серии и номера своего паспорта, подписи за полученный им избирательный бюллетень. Первый экземпляр списка избирателей, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в территориальной избирательной комиссии. Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью. Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан, соответствующих документов органов местного самоуправления. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается и заверяется печатью. Все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, могут быть включены в список избирателей только на одном избирательном участке. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.[11] Гражданин, который на момент проведения выборов не имеет регистрации по месту жительства в праделах РФ, так же могут принимать участие в голосовании[12] 1.4 Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах Президента РФ Каждый гражданин РФ, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации. Избиратель может входить только в одну группу избирателей. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента обращается в Центральную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При досрочном проведении выборов Президента РФ указанный срок не применяется.[13] В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность, адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории РФ кандидата и каждого члена группы избирателей. Политические партии так же участвуют в выборах Президента РФ, в том числе выдвигают кандидатов. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, назначает представителей, уполномоченных представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах. Уполномоченные представители политической партии должны быть зарегистрированы Центральной избирательной комиссией РФ. Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не запрещены федеральными законами. Согласно ст. 36 пункта 2 ФЗ «о выборах президента» регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, может осуществляться на основании решения политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, необходимых для регистрации кандидата.[14] Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. В случае проведения досрочных или повторных выборов количество подписей избирателей сокращается наполовину. Кандидат или уполномоченный представитель политической партии представляет в Центральную избирательную комиссию РФ все документы для регистрации кандидата не ранее чем за 80 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.[15] Закон детально определяет порядок и условия предоставления в Центральную избирательную комиссию списков для проверки; документов, необходимых для регистрации кандидатов; их статусе как кандидатов и зарегистрированных кандидатов; порядок финансирования выборов; порядок проведения предварительной агитации.[16] По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы. Протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии РФ. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату или уполномоченному представителю политической партии. ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия РФ обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, копию решения с изложением оснований отказа. Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.[17] Кандидаты, при проведении своей избирательной кампании, не могут использовать преимуществ своего должностного или служебного положения, они освобождаются от выполнения своих обязанностей. Кандидат может снять свою кандидатуру в любое время, но не позднее, чем за пять дней до дня голосования, в исключительных случаях - не позднее, чем за один день, подав письменное заявление, которое не подлежит отзыву. 1.5 Информирование избирателей и предвыборная агитация Информирование избирателей о выборах Президента РФ, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о кандидатах, группах избирателей, законодательстве осуществляют избирательные комиссии. Каждый кандидат имеет право на бесплатное эфирное время, которое распространяется в порядке жеребьёвки. В данной процедуре учавствуют кандидаты, затем политические партии.[18] В СМИ не должно отдаваться предпочтение, какому бы то ни было кандидату или не должна осуществляться дискриминация какого-либо кандидата, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами Президента РФ, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией могут быть: призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов); распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; информация о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Предвыборная агитация может проводиться в СМИ; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами, при заключении договоров с соответствующими организациями[19] . Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается за сутки до дня голосования, Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. 1.6 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, информационный стенд, на котором размещают информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень. На всём этапе подготовки и проведении выборов Президента РФ уполномоченными органами в обязательном порядке обеспечивается поддержка и содействие избирательным комиссиям.[20] Материалы на информационном стенде не должны содержать признаки предвыборной агитации. Помещение для голосования должно быть оборудовано так, чтобы места выдачи бюллетеней, места голосования и ящики одновременно находились в поле зрения членов комиссии и наблюдателей. Порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Количество бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей. О передаче бюллетеней составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых бюллетеней. О дне, времени и месте голосования избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через СМИ или иным способом.[23] Перед началом председатель избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью пломбируются. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса получают бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После председатель приглашает избирателей приступить к голосованию. Бюллетени выдаются избирателям, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего его. Каждый избиратель имеет право получить один бюллетень, установленного образца.[21] При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить участия в голосовании избирателям, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.[22] При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. Участковая избирательная комиссия оформляет решение голосования протоколом об итогах голосования, который составляется на одном листе и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью. Фальсификация итогов голосования и избирательных документов влечет за собой уголовную ответственность (штраф либо лишение свободы на срок до 4-х лет).[23] По истечении времени голосования председатель объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только находящиеся в помещении. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов. Подсчет голосов может проводится с использованием автоматизированной системы РФ «Выборы».[13] В течение двух месяцев со дня голосования ЦИК РФ опубликовывает информацию об итогах голосования, включает в себя полные данные о протоколов, о итогов голосования, о результатах выборов. Документация (включая избирательные бюллетени), хранится в охраняемых помещениях и передается в вышестоящие отделения. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов. Нарушение установленного порядка проведения выборов Президента РФ, нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных влечет к привлечению администаративной и уголовной ответственности.[24] 1.7 Вступление в должность Президента РФ Согласно Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.08г., избранный Президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ.[3] Вступление в должность начинается с принесения присяги в торжествующей обстановке, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов и судей. Текст присяги установлен в ст.82 Конституции РФ. Необходимость принесения присяги распространяется и на Президента, избранного на второй срок. Важной характеристикой присяги является то, что она приносится народу.[29. стр.375] Глава 2. Выборы Президента Республики Узбекистан 2.1 Основные принципы проведения выборов Президента Республики Узбекистан Выборы Президента Республики Узбекистан осуществляются гражданами на основе всеобщего при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент Республики Узбекистан избирается сроком на семь лет. В выборах имеют право участвовать граждане Республики Узбекистан с 18-летнего возраста. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане могут участвовать в предвыборной кампании и в голосовании по выборам. Главное, что участие должно быть, абсолютно добровольно. Каждый гражданин имеет только один голос.[25] Подготовку и проведение выборов обеспечивают Центральная избирательная комиссия, окружные и участковые избирательные комиссии. Осуществление выборов должно быть открыто и гласно. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, участков, о составе, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты, об итогах голосования и выборов. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов. Во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов на каждом избирательном участке имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий, инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов в Президенты, представители печати, телевидения и радио, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами. Заинтересованные организации заявляют о своих наблюдателях в окружные избирательные комиссии не менее чем за пятнадцать дней до выборов. Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней после получения заявления от заинтересованной организации выдает для наблюдателя мандат. Наблюдатели имеют право: присутствовать на собраниях по выдвижению кандидатов, заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий; присутствовать на избирательном участке и наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, за выдачей гражданам избирательных бюллетеней; присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии; запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов; сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую комиссию, если есть основания считать, что на избирательном участке были допущены нарушения Закона. Наблюдателям запрещается: находиться в кабине для голосования, когда избиратель делает свои отметки в избирательном бюллетене; оказывать влияние на избирателей, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу; спрашивать у избирателей за кого они проголосовали или оказывать какую-либо помощь избирателям при внесении отметок в бюллетень; вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, в том числе при опечатывании избирательных ящиков, их вскрытии, подсчете голосов. Лица, нарушающие правила и порядок проведения выборов, препятствующие свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным Президентом, несут установленную законом ответственность. Запрещается членам избирательных комиссий, должностным лицам совершать подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушать тайну голосования или допускать иные нарушения закона. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие ложные сведения, порочащие честь и достоинство кандидата, допустившие оскорбительное отношение к членам избирательных комиссий.[26] В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. Начало избирательной кампании по выборам Президента объявляется в средствах массовой информации не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Президента. 2.2. Избирательные комиссии и списки избирателей Списки избирательных округов с указанием численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуются Центральной избирательной комиссией не менее чем за семьдесят пять дней до выборов. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах с целью создания максимальных удобств для избирателей. А так же в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах. Эти избирательные участки входят в избирательные округа по месту их нахождения. Избирательные участки образуются не менее чем за шестьдесят дней до выборов. В воинских частях, при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, а также в отдаленных и труднодоступных районах избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до выборов. Избирательные участки образуются, как правило, с числом не менее 20 и не более 3.000 избирателей. Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за исполнением, обеспечивает равные условия для участия в избирательной кампании кандидатов в Президенты; средств массовой информации и их использования в соответствии с Законом; устанавливает формы избирательных бюллетеней, списка избирателей, протоколов избирательных комиссий, других документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов; заслушивает сообщения представителей государственных органов, регистрирует кандидатов, подводит итоги выборов в целом по республике, публикует в печати сообщения об итогах выборов; вручает избранному лицу удостоверение, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и выносит по ним окончательные решения и т.д. Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6-8 членов комиссии. Персональный состав окружной избирательной комиссии утверждается постановлением Центральной избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия: осуществляет на всей территории округа контроль, за исполнением Закона; образовывает избирательные участки, устанавливает их нумерацию по округу, публикует их списки с указанием адреса, координирует их деятельность; обеспечивает равные условия для участия в избирательной кампании кандидатов; заслушивает сообщения связанных с подготовкой и проведением выборов; наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления; подводит итоги выборов по округу и представляет данные Центральной избирательной комиссии; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения. Участковая избирательная комиссия образуется окружной избирательной комиссией не менее чем за сорок дней до выборов в составе 5-19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. Если комиссия образуется в составе до 7 человек, то избираются председатель и секретарь. Персональный состав участковой избирательной комиссии утверждается решением окружной.[27] Участковая избирательная комиссия: составляет список избирателей по участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений; принимает от избирателей, не имеющих возможность в день выборов находиться по месту своего жительства и участвовать в голосовании, избирательные конверты; оповещает население о дне выборов и месте голосования; обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков; производит подсчет голосов от участков; рассматривает заявления и жалобы принимает по ним решения и т.д. В список избирателей включаются все граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка. Избиратель может быть включен в списки только на одном избирательном участке. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем. Для участия в работе по составлению списка участковая избирательная комиссия может привлекать представителей общественности. Хокимияты районов и городов обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов, а на избирательных участках за два дня до выборов. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать не включение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявления по этому вопросу рассматриваются участковой избирательной комиссией. 2.3 Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан имеют политические партии и непосредственно граждане. Политическая партия может выдвигать кандидата при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее, чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании. Каждый гражданин или группа граждан, обладающие избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее трехсот избирателей для выдвижения кандидата в Президенты. Для участия в выборах политическая партия должна не менее чем за семьдесят дней до выборов представить в Центральную избирательную комиссию: 1. заявление об участии в выборах, подписанное руководителем партии; 2. справку Министерства юстиции, содержащую сведения с регистрации политической партии; 3. сведения о будущем кандидате в Президенты Республики Узбекистан. Председатель инициативной группы избирателей не менее чем за семьдесят дней до выборов обращается с заявлением в Центральную избирательную комиссию с просьбой о регистрации группы. К заявлению прилагаются: список членов инициативной группы избирателей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта; решение собрания инициативной группы избирателей о назначении уполномоченного представителя и доверенность, сведения о будущем кандидате в Президенты Республики Узбекистан. Центральная избирательная комиссия выдает представителю датированную справку. На основании представленных документов Центральная избирательная комиссия в пятидневный срок принимает окончательное решение о допущении избирателей к участию в выборах и выдает регистрационное удостоверение и бланки подписных листов установленного образца. Список партий, инициативных групп избирателей, участвующих в выборах, в порядке очередности поступления заявлений публикуется в центральной печати. Выдвижение кандидатов начинается за шестьдесят пять дней до выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов. Политическая партия правомочна выдвинуть кандидата только из числа членов своей партии или беспартийного, Кандидат может дать согласие баллотироваться только от одной инициативной группы избирателей. О выдвижении кандидата в Президенты составляется протокол. [28] Инициативная группа избирателей, выдвинувшая кандидата в Президенты, обязана собрать в его поддержку не менее пяти процентов подписей от общего числа избирателей республики. Политическая партия, инициативная группа избирателей вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата, только после получения их уполномоченным представителем регистрационного удостоверения. Подписи, собранные до этой даты, не засчитываются. Избиратели вправе ставить подпись один раз в поддержку только одного кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения адрес места жительства, серию и номер паспорта, а также дату внесения подписи. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены Прием документов для регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан Центральная избирательная комиссия прекращает за семь дней до окончания срока регистрации. 2.4 Предвыборная агитация Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов, им предоставляется равное право использовать средства массовой проводить встречи с избирателями, как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме. О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается избирателям заблаговременно. Кандидатам предоставляется право выступать с программой своей будущей деятельности. Программы кандидатов не должны быть направлены против суверенитета, целостности и безопасности республики, не должны посягать на здоровье и нравственность народа, содержать пропаганду войны, национальной ненависти, расовой и религиозной вражды, призывы к насильственному изменению конституционного строя, к действиям, ущемляющим конституционные права и свободы граждан. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, а также выплатой денежных средств. Агитация в день выборов не допускается. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами. Кандидат на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, по телевидению и радио имеет право освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы. Кандидат в Президенты Республики Узбекистан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Республики Узбекистан. Не допускается, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого и служебного помещения кандидата в Президенты Республики Узбекистан. Кандидат вправе иметь до 15 доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его Президентом представляют его интересы в отношениях с государственными и общественными организациями, избирательными комиссиями. Доверенные лица по представлению кандидата регистрируются Центральной избирательной комиссией [29] 2.5 Порядок голосования и проведение выборов Голосование проводится в день выборов с 6 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее, чем за десять дней до выборов. На избирательных участках участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Ответственность за организацию голосования, несет участковая избирательная комиссия. В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в присутствии всех членов комиссии. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются соответствующей избирательной комиссией на основании списка избирателей избирательного участка по предъявлении паспорта или иного удостоверения личности. Каждый избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня против своей фамилии на списке избирателей. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке кандидаты. В избирательном бюллетене должно содержаться разъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии на государственном языке не позднее, чем за двадцать дней до выборов. По решению окружной избирательной комиссии избирательные бюллетени могут печататься и на языках, которыми пользуется большинство населения избирательного округа. Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от окружных избирательных комиссий не позднее трех дней до выборов. Количество выданных и полученных избирательных бюллетеней председатель либо заместитель председателя или секретарь соответствующих окружной и участковой избирательных комиссий подтверждают своей подписью. Число избирательных бюллетеней, получаемых участковой избирательной комиссией, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на полпроцента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные комиссией избирательные бюллетени при подсчете голосов не учитываются. В случаях, когда отдельные избиратели не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия по их просьбе может поручить не менее чем двум членам комиссии организовать голосование в месте пребывания избирателей. Избиратели, по каким либо причинам не включенные в список избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность и место жительства, включаются в приложение к списку избирателей. Избирательные бюллетени заполняются голосующими гражданами в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме самого голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме членов избирательной комиссии, наблюдателей и доверенных лиц кандидатов. Избиратель ставит знак-крестик (плюс) в пустом квадрате, расположенном в избирательном бюллетене справа напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует. Заполненный бюллетень голосующий опускает в избирательный ящик. Подсчет голосов на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому кандидату. Избирательные ящики вскрываются комиссией в присутствии всех ее членов после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие избирательных ящиков до окончания голосования запрещается. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и пересылается в соответствующую окружную избирательную комиссию. На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия определяет: общее число избирателей по округу; число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата; число бюллетеней и листов, признанных недействительными. Результаты выборов по округу устанавливаются на заседании избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и пересылается в Центральную избирательную комиссию. В случае, когда на выборах участвуют два кандидата, избранным считается тот, кто получил относительное большинство голосов избирателей. В случае, когда на выборах участвует более двух кандидатов, и если ни один из них не получает более половины голосов избирателей принявших участие в голосовании, - проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.[24] Выборы в целом или по отдельным округам либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений, повлиявших на итоги голосования. В случае признания выборов по отдельным округам или участкам недействительными, результаты голосования по таким округам, участкам исключаются из общих результатов при условии, что без них выборы в целом могут быть признаны состоявшимися. Об итогах выборов Президента публикуется в печати ЦИК не позднее чем 10 дней после выборов. День повторного голосования в пределах одного месяца со дня проведения выборов, но не ранее пятнадцати дней со дня проведения выборов. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати. В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными, а также в случае, если в выборах принимал участие один кандидат и он не набрал необходимого количества голосов, ЦИК назначает повторные выборы. Повторные выборы проводятся в том же порядке. ЦИК может принять решение выборов окружными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Они проводятся в течение 40 дней после основных выборов. Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги не позднее двух месяцев со дня официального объявления ЦИК результатов выборов. Действующий Президент, исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Республики Узбекистан.[30] Глава 3. Сравнительный анализ выборов в Президенты Российской Федерации и Республики Узбекистан Проводя сравнительно-правовой анализ выборов Президента, предварительно были рассмотрены два государства Российская Федерация и Республика Узбекистан. Порядок избрания Президента у обоих государств осуществляется гражданами при тайном голосовании. Такой порядок выборов главы государства господствует во многих странах. Как установлено законодательством и в России и в Узбекистане Президентом может быть избран гражданин не моложе тридцати пяти лет, постоянно проживающий на территории своего государства не менее 10 лет. Хотя обладание государственным языком и национальная принадлежность требуется только в Республике Узбекистан. Ограничение сроков полномочий Президента различен. Если в Российской Федерации глава государства избирается на четыре года, то в Республике Узбекистан – на семь лет. А вот продолжительность занимаемой должности в обоих государствах одинакова, она не может быть более двух сроков подряд. Так же ни чем не отличается и вступление в должность, которое начинается с принесения присяги. Сама организация и проведение выборов в обоих государствах имеет практически абсолютное сходство. В выборах имеют право участвовать граждане только с 18-летнего возраста. Признанные судом недееспособными и лица, содержащиеся в местах лишения свободы не могут участвовать в выборах. Подготовку и проведение выборов обеспечивают Центральная избирательная комиссия, окружные и участковые избирательные комиссии. Агитация граждан прекращается за сутки до дня голосования. Голосование проводится в специально отведенных помещениях, оборудованных кабинами или комнатами для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Избирательные бюллетени заполняются голосующими гражданами в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме самого голосующего. Об итогах выборов Президента публикуется в печати Центральной избирательной комиссией после выборов. Отличительной особенностью Республики Узбекистан от Российской Федерации является, то что когда на выборах участвует более двух кандидатов, и если ни один из них не получает более половины голосов избирателей принявших участие в голосовании, - проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Как в Российской Федерации, так и в Республике Узбекистан выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от Закона. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют своё право на участие в управление государственными делами. Заключение Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ кондидатов, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигаются стабильность и порядок в общественной жизни. Граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах, поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы — это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.[26] Избрание Президента первым способом связывает его с наром более тесно. Главное состоит в том, путем всеобщих выборов Президент получает мандат непосредственно от народа. Президентская власть в республиках президентского типа — это всегда множество единоличных полномочий. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства, которое в силу этого приобретает стабильный характер. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства — напротив, она в определенных условиях оказывается единственно возможным инструментом хранения конституционного порядка. Избирательная система и избирательное право базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов Президента. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации: [принята на референдуме12 декабря 1993г. с изм. и доп. от 30.декадря 2008г.] //БД КонсультантПлюс 2. О толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации: [определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 1998г. № 134-О] //БД Консультант Плюс 3. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: [федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008г. № 6-ФКЗ] 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ, с изм. и доп. от 30 декабря 2008г.] //БД Консультант Плюс 5. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 13.06.1996г. № 63-ФЗ, с изм. и доп. от 13.02.2009г.]//БД Консультант Плюс 6. О выборах Президента Российской Федерации: [федеральный закон от 10.01.2003г. № 19-ФЗ, с изм. и доп. от 21.07.2005г.] //БД Консультант Плюс 7. О выборах Президента Республики Узбекистан: [федеральный закон от 18.11.1991г. №414-ХII, с изм. и доп. от 18.12.2004г.] //БД Консультант Плюс 8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: [федеральный закон от 12.06.2002г. N 67-ФЗ,с изм. и доп. от 05.04.2009г.] //БД Консультант Плюс 9. О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реадлизации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Президента Российской Федерации: [постановление Правительства РФ от 17.09.2007г. № 589, в ред. от 08.12.2008г. № 930] //БД Консультант Плюс 10. О внесении изменений в инструкцию о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетений на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации: [постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 сентября 2008г. № 131/962-5] //БД Консультант Плюс 11. О перечне и формах документов предоставляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации: [постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 06.07.07г. № 19/164-5] //БД Консультант Плюс 12. О рекомендуемых образцах договоров, заключаемых между зарегистрированными кандидатами и государственными организациями телерадиовещания, редакциями государственных переодических печатных изданий, при предоставлении бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади, и договоров, заключаемых между политическими партиями, выдвинувщими зарегистрированных кандидатов, и государственными организациями телерадиовещания, редакциями государственных переодических печатных изданий, при предоставлении бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади на выьорах Президента Российской Федерации: [постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 06.07.07г. № 19/163-5] //БД Консультант Плюс 13. Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации: [утверждена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 18/153-5, в ред. от 22.01.2008 N 89/692-5] //БД Консультант Плюс 14. Методические рекомендации по реализации избирательных прав военослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации: [утверждены решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (выписка из протокола от 3 мая 2007г. N 6-5-5)] //БД Консультант Плюс 15. Порядок проведения жеребьёвок по распределению между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, при проведении выборов Президента Российской Федерации в 2008 году: [утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2008 г. N 83/658-5] //БД Консультант Плюс 16. Разъяснение порядка применения пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»: [утверждено постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 ноября 2007г. № 61/543-5] //БД Консультант Плюс 17. Разъяснения по некоторым вопросам организации голосования избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации: [утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 октября 2007г. № 40/310-5] //БД Консультант Плюс 18. Разъяснения порядка деятельности иностранных граждан (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации»: [утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 90/703-5] //БД Консультант Плюс 19. Рекомендации по некоторым вопросам применения кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями: [утверждены решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (выписка из протокола от 27 сентября 2006г. N 187-4-4)] //БД Консультант Плюс 20. Рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации на судах, находящихся в день голосования в плавании, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации: [решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 июня 2007г №17-6-5] //БД Консультант Плюс 21. Рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации: [решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 июля 2007г. № 20-4-5] //БД Консультант Плюс 22. Бузин, А.Ю. Составы участковых избирательных комиссий как зеркало российских выборов / А.Ю. Бузин // Конституционное и муниципальное право. 2006 № 12. С.9. 23. Князев, С.Д. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации /С.Д. Князев, М.С.Матейкович //Правоведение. 2005 № 3. С.214-219. 24. Князев, С.Д. Повторное голосование на выборах: законодательная основа и электоральная практика / С.Д. Князев // Конституционное и муниципальное право. 2004 № 6. С.16-19. 25. Красинский, В.В. Место и роль выборов в системе народовластия Российской Федерации / В.В. Красинский // Конституционное и муниципальное право. 2003 № 4. С.17-20. 26. Макаров, Б.А. Выборы: декларации и действительность. (Некоторые проблемы избирательного права в современной России) / Б.А. Макаров // Конституционное и муниципальное право. 2003 № 5. С.20-28. 27. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации. В 2 т. - М.: Юристъ, 2005. 28. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2007. - 784 с. 29. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учеб. – 4-е изд. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 608 с.. [1] Конституция Российской Федерации: 12 декабря 1993г. с изм. и доп. от 30.декадря 2008г статья 81 пункт 2 [2] О толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «заключительные и переходные положения» Конституции РФ: определение Конституционного Суда РФ от 05 ноября 1998г. № 134-О [3] Конституция Российской Федерации: 12 декабря 1993г. с изм. и доп. от 30.декадря 2008г статья 81 пункт 3 [4] Методические рекомендации по реализации избирательных прав военослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента РФ [5] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федеральный закон от 12.06.2002г. N 67-ФЗ,с изм. и доп. от 05.04.2009г [6] Федеральный Закон о выборах Президента Российской Федерации: от 10 января 2003г. № 19-ФЗ, с изм. и доп. от 21 июля 2005г. статья 15 пункт 1 [7] Разъяснения порядка деятельности иностранных граждан (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации»: постановление ЦИК РФ от 24.01.2008г. N 90/703-5 [8] Федеральный Закон о выборах Президента Российской Федерации: от 10 января 2003г. № 19-ФЗ, с изм. и доп. от 21 июля 2005г. статья 23 [9] Федеральный Закон о выборах Президента Российской Федерации: от 10 января 2003г. № 19-ФЗ, с изм. и доп. от 21 июля 2005г., ст.26 [10] Рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан РФ на судах, находящихся в день голосования в плавании, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва и выборов Президента РФ: ЦИК РФ от 21 июня 2007г №17-6-5 [11] Федеральный Закон о выборах Президента Российской Федерации: от 10 января 2003г. № 19-ФЗ, с изм. и доп. от 21 июля 2005г., ст.27 [12] Разъяснения по некоторым вопросам организации голосования избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах РФ, при проведении выборов депутатов Гос. Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва и выборов Президента РФ: постановление ЦИК РФ от 12 октября 2007г. № 40/310-5 [13] Федеральный Закон о выборах Президента Российской Федерации: от 10 января 2003г. № 19-ФЗ, с изм. и доп. от 21 июля 2005г., ст.34 п.3 [14] Разъяснение порядка применения пункта 2 статьи 36 Фз «О выборах Президента РФ»: постановление ЦИК РФ от 20 ноября 2007г. № 61/543-5 [15] О рекомендуемых образцах договоров, заключаемых между зарегистрированными кандидатами и гос. организациями телерадиовещания, редакциями гос. переодических печатных изданий, при предоставлении бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади, и договоров, заключаемых между политическими партиями, выдвинувщими зарегистрированных кандидатов, и гос. организациями телерадиовещания, редакциями гос. переодических печатных изданий, при предоставлении бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади на выьорах Президента РФ: постановление ЦИК РФ от 06 июля 2007г. № 19/163-5] [16] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учеб. – 4-е. стр. 373-374. [17] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2007. стр. 462 [18] Порядок проведения жеребьёвок по распределению между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, при проведении выборов Президента РФ в 2008 году: постановление ЦИК РФ от 28 декабря 2008 г. N 83/658-5 [19] О перечне и формах документов предоставляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в ЦИК РФ при проведении выборов Президента РФ: постановление ЦИК РФ от 06.06.07г. № 19/164-5 [20] О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реадлизации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Гос. Думы Федерального Собрания РФ Президента РФ: постановление Правительства РФ от 17.09.2007г. № 589, с изм. от 08.02.2008г. № 930 [21] О внесении изменений в инструкцию о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетений на выборах и референдумах, проводимых на территории РФ: пост-е ЦИК РФ от 16.09.08г. № 131/962-5 [22] Рекомендации по обеспечению избирательных прав граждан РФ, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Гос.Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва и выборов Президента РФ: решение ЦИК РФ от 17.07.2007г. № 20-4-5 [23] Уголовный кодекс РФ: от 13.06.96г. № 63-ФЗ, с изм. и доп. от 13.02.09г. статья 142 и 142.1 [24] а) Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01г. № 195-ФЗ, Раздел II, глава 5 б) Рекомендации по некоторым вопросам применения кодекса РФ об административных правонарушениях избирательными комиссиями: решение ЦИК РФ (выписка из протокола от 27.09.2006г. N 187-4-4) [25] О выборах Президента Республики Узбекистан: федеральный закон от 18.11.1991г. №414-ХII, с изм. и доп. от 18.12.2004г. [26] О выборах Президента Республики Узбекистан: федеральный закон от 18.11.1991г. №414-ХII, с изм. и доп. от 18.12.2004г [27] О выборах Президента Республики Узбекистан: федеральный закон от 18.11.1991г. №414-ХII, с изм. и доп. от 18.12.2004г [28] О выборах Президента Республики Узбекистан: федеральный закон от 18.11.1991г. №414-ХII, с изм. и доп. от 18.12.2004г [29] О выборах Президента Республики Узбекистан: федеральный закон от 18.11.1991г. №414-ХII, с изм. и доп. от 18.12.2004г [30] О выборах Президента Республики Узбекистан: федеральный закон от 18.11.1991г. №414-ХII, с изм. и доп. от 18.12.2004г |