Курсовая работа: Проектирование винтового механизма
Название: Проектирование винтового механизма Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Проектирование винтового механизма ОглавлениеВведение 1. Выбор материала винтовой пары и типа резьбы 2. Проектный расчет винтовой пары 3. Расчет пяты 4. Расчет гайки 5. Проверочный расчет винта 6. Расчет рукоятки (маховичка) 7. Расчет параметров передач Список литературы ВведениеЦель работы спроектировать зажимное устройство для отрезки заготовок. Винтовые механизмы предназначены для преобразования вращательного движения в поступательное (реже наоборот). Основным элементом любого винтового механизма является винтовая пара, состоящая из винта и гайки. Рассмотрим зажимное устройство для отрезки заготовок (рис. 1). Оно предназначено для фиксации заготовок круглого сечения при механической обработке. Рис.1. Зажимное устройство для отрезки заготовок Основные элементы устройства: станина 1, винт 2, подвижный башмак 3 с укрепленной в нем гайкой 4, рукоятка (на рисунке не показана), упор 5, опора 6, крепежные детали. Станина 1 данного устройства имеет две направляющих в виде «ласточкиного хвоста», которые необходимы, для того чтобы предотвратить действие изгибающего момента на винт. Действует устройство следующим образом: при помощи рукоятки вращается винт 2, который располагается в опоре 6. При вращении винта гайке 4 сообщается поступательное перемещение. Гайка связана с подвижным башмаком 3 и обеспечивает его перемещение вдоль направляющих. Подвижный башмак, таким образом, прижимает заготовку к неподвижному упору. 1. Выбор материала винтовой пары и типа резьбыВинтовые пары в механизмах могут быть парами скольжения или качения, кроме того, выполняются винтовые механизмы с гидростатическими винтовыми парами. Они могут быть с ручным или механическим приводом. Наименьшим КПД обладают пары скольжения (примерно 0,3), пары качения и гидростатические пары имеют более высокий КПД (до 0,9). Винтовые пары скольжения обладают рядом преимуществ: 1. Простота конструкции и изготовления; 2. Компактность при высокой несущей способности; 3. Высокая надежность; 4. Большой выигрыш в силе; 5. Плавность и бесшумность работы; 6. Возможность медленного и точного перемещения. Недостатки винтовых пар скольжения: 1. Повышенный износ из-за трения; 2. Большие потери на трение и низкий КПД; 3. Невозможность применения при больших скоростях. Основные элементы любой винтовой пары это винт и гайка. Для винтовых механизмов применяют резьбы с малыми углами профиля для уменьшения потерь на трение. Наиболее распространена трапецеидальная резьба со средними шагами (рис. 1.1). Рис. 1.1. Профиль трапецеидальной резьбы Материалы винтов должны обладать высокой износостойкостью, хорошей обрабатываемостью, высокой прочностью. Таким требованиям лучше всего отвечают стали. Для слабонапряженных и тихоходных винтов применяют стали 45, 50 (ГОСТ 1050-88), для более ответственных механизмов – стали, подвергаемые закалке – 40Х, 40ХГ (ГОСТ 4543-71), 65Г (ГОСТ 1050-88), для ходовых винтов станков – азотируемые стали 40ХФА, 18ХГТ (ГОСТ 4543-71). Поскольку в ходовых винтах присутствует скольжение, для уменьшения трения гайки делают из антифрикционных материалов – оловянных бронз БрО10Ф1, БрО6Ц6С3 (ГОСТ 613-79), безоловянной бронзы БрА9Ж3Л (ГОСТ 493-79), чугунов СЧ 12-28, СЧ 15-32, СЧ 18-36 (ГОСТ 1412-70). В отдельных случаях возможно изготовление гайки из стали. Следует иметь в виду, что антифрикционные свойства у бронзы улучшаются с увеличением содержанием олова, а у чугуна – с уменьшением прочности. Кроме того, следует учитывать, что самый дешевый материал – чугун, а стоимость бронзы тем выше, чем больше содержание олова. Таким образом, в зажимном устройстве для отрезки заготовок применяем винт из стали 45 (ГОСТ 1050-88), а гайку – БрО10Ф1 (ГОСТ 613-79). 2. Проектный расчёт винтовой пары Расчет диаметра винта и выбор резьбы осуществляется из условия износостойкости, т.к. в винтовых механизмах основной причиной выхода их из строя является износ резьбы гайки. Чтобы ограничить износ, контактное напряжение в витках резьбы Экспериментальным путем установлено, что для сочетания материалов закаленная сталь – бронза
где
d2 – средний диаметр резьбы;
При выборе коэффициента высоты гайки Таким образом, для подбора резьбы определяется средний диаметр d2 :
По формуле (2) находим:
По рассчитанному среднему диаметру, по таблицам приложения подбирают стандартные резьбы. Обычно можно подобрать несколько типоразмеров резьбы с разными шагами. Следует отдавать предпочтение средним значениям шагов. Данные с выбранными резьбами заносятся в таблицу 1. Таблица 1
Проверка на самоторможение После определения диаметра резьбы необходимо проверить выбранные резьбы на самоторможение. Под самоторможением понимается обеспечение невозможности самопроизвольного движения винта под действием рабочей нагрузки (самопроизвольное раскручивание). Для обеспечения самоторможения механизма должно выполняться условие:
где
Угол подъема винтовой линии
где
По формуле (4) рассчитываем:
Приведенный угол трения
где Таблица 2
По формуле (5) рассчитываем: Для того чтобы убедиться в правильности выбора резьбы, необходимо проверить число витков гайки z:
Количество витков гайки z должно быть 6…12, оптимальное количество – 8…10. Если число витков z не попадает в указанный диапазон, то следует изменить коэффициент высоты гайки По формуле (6) рассчитываем:
Резьбы, не обеспечивающие самоторможение, исключаются из рассмотрения. Из оставшихся выбирается резьба с наибольшим шагом, так как чем больше шаг, тем меньше потери на трение, выше КПД, быстрее осевое перемещение винта. Следовательно, выбираем резьбу с шагом Р=6. 3. Расчет пяты Под пятой подразумеваем опорную поверхность, к которой прикладывается осевое усилие Q со стороны других деталей. При вращении винта на опорной поверхности пяты возникает трение, для уменьшения которого применяют смазку. Наиболее простой по конструкции и по способу установки будет кольцевая пята (рис. 3.1), но имеет относительно большой момент трения. Диаметр Диаметр
где По формуле (7) рассчитываем: Диаметр Рис. 3.1. Кольцевая пята Высоту выступа Момент трения на кольцевой пяте будет равен:
где По формуле (8) рассчитываем: 4. Расчет гайки Проектирование гайки Ходовая гайка винтового механизма должна иметь простую конструкцию, легко монтироваться, не проворачиваться в корпусе из-за момента трения в резьбе и не выпадать при переворачивании механизма. Обычно гайка по конструкции представляет собой цилиндрическую втулку с буртиком, который передает осевую нагрузку от винта на корпус. Данная конструкция является самой простой при изготовлении и монтаже, но не гарантирует от проворачивания или выпадения при использовании посадки с зазором. Расчет геометрических размеров гайкиПри расчете гайки по критериям прочности обычно размеры гайки получаются небольшими, поэтому размеры гайки задают конструктивно по приведенным ниже зависимостям, после чего выполняют проверочный расчет на прочность. Высота гайки равна:
Высоту гайки Размер фаски Высота профиля резьбы определяется:
Окончательная ширина фаски По формуле (9) рассчитываем:
Диаметр гайки
где По формуле (10) рассчитываем:
Диаметр буртика гайки можно принять: Высота буртика Таблица 3 - Размеры фасок и радиусов закругления
Для удобства сборки в резьбовом отверстии делают фаску Проверка гайки на прочностьКорпус гайки проверяется по условия прочности на разрыв усилием Q и одновременное скручивание моментом
где
d – наружный диаметр резьбы;
По формуле (11) рассчитываем: Опорная поверхность буртика проверяется по условию прочности на смятие. Так как в корпусе для облегчения монтажа гайки сделана фаска
где По формуле (12) рассчитываем: Буртик проверяется из условия его прочности на изгиб:
где По формуле (13) рассчитываем: Проверка гайки на непроворачиваемостьУсловие непроворачиваемости гайки имеет следующий вид:
Момент трения на поверхности контакта корпуса и буртика будет:
где По формуле (14) рассчитываем:
Момент трения в резьбе:
По формуле (15) рассчитываем: 35913,7 5. Проверочный расчет винтаПроверка винта на устойчивостьДлинные винты, работающие на сжатие, под воздействием рабочей нагрузки могут получить продольный изгиб и выйти из строя, поэтому проверка на устойчивость является обязательной. При расчете на устойчивость будем рассматривать винт как гладкий стержень, нагруженный сжимающей силой Q, диаметром равным внутреннему диаметру резьбы d1 . Гибкость винта
где l – длина участка винта, работающего на сжатие. ix – радиус инерции поперечного сечения винта: ix = 0,25×d1 . Длиной участка винта l, работающего на сжатие, считается длина участка от середины гайки до опорной поверхности пяты. Длина l зависит от конструкции механизма. В механизмах с кольцевой пятой в длину участка винта, работающего на сжатие включаются половина высоты гайки Hг , рабочий ход H и ширина фаски C. Условием устойчивости винта будет соблюдение соотношения:
где
Винты, имеющие гибкость По формуле (16) рассчитываем: Расчет прочности винта Проверка на прочность винта выполняется по условию прочности на одновременное действие сжатия и кручения. Для этого строятся эпюры сжимающих сил N, крутящих моментов Mкр
, напряжений сжатия На данном этапе расчетов должны быть известны размеры всех конструктивных элементов винта (размеры головки, канавок, проточек и т.д.). Винт разбивается на участки, границами которых являются точки приложения нагрузки и границы сечений винта. Момент трения в резьбе определяется по формуле (15). Расчет на прочность ведется по эквивалентному напряжению:
где
где
Допускаемое напряжение По формуле (17) рассчитываем: 6. Расчет рукоятки Конструкция рукояток и маховичков В качестве привода винтового механизма используются рукоятки или маховички разнообразных типов, конструкции. Тип рукоятки (маховичка) выбирается исходя из анализа работы механизма, по соображениям удобства использования и минимальной стоимости. При неинтенсивном использовании винтового механизма применяют более простые и дешевые в изготовлении рукоятки различных типов. Наиболее распространенной является прямая подвижная рукоятка круглого сечения. Она устанавливается в отверстии головки винта с зазором 0,2-1,0 мм (в зависимости от диаметра рукоятки) для обеспечения беспрепятственного перемещения в осевом направлении. Для предотвращения выпадения рукоятки на ее концах устанавливают шаровые ручки по МН 6-64 с помощью резьбы или эпоксидного клея. Расчетная длина рукояткиРасчетная длина рукоятки (радиус маховичка), т.е. расстояние от оси вращения винта до центра ладони рабочего:
где
По формуле (18) рассчитываем:
Проектирование рукоятки Диаметр рукоятки круглого сечения находится из условия ее прочности на изгиб:
Рукоятка изготавливается из недорогих стали, Ст3. Допускаемое напряжение на изгиб для Ст3 можно принять По формуле (19) рассчитываем:
Размеры головки винта можно задать, руководствуясь соотношениями
где числовой коэффициент тем больше, чем меньше d. При рекомендуемых соотношениях размеров проверки прочности не требуется, так как все условия прочности заведомо выполняются. Применение профильных соединенийПри использовании в винтовом механизме съемных рукояток (рис. 6.2) или нестандартных маховичков, их можно устанавливать на винт с помощью профильного соединения. В технике чаще всего применяют квадратный профиль со скругленными краями. Размеры профильного соединения задаются конструктивно. Посадочный диаметр Длину соединения принимают Ширину квадрата Ширина грани После этого проверяется прочность профильного соединения на смятие:
Допускаемые напряжения смятия По формуле (20) рассчитываем: 7. Расчет параметров передач КПД винтового механизма, учитывающий суммарные потери в винтовой паре и на пяте, определяется по формуле:
По формуле (21) рассчитываем: Передаточное число передачи «винт-гайка»:
По формуле (22) рассчитываем: Выигрыш в силе:
Список литературы1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т.1. – М.: «Машиностроение», 1980 – 728с. 2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т.2. – М.: «Машиностроение», 1980 – 559с. 3. Иосилевич Г.Б. Детали машин – М.: «Машиностроение», 1988 – 368с. 4. Камнев Г.Ф. Винтовые механизмы – Л.: изд. ЛКИ, 1967 – 52с. 5. Кривенко И.С., Артемьев Н.С. Проектирование винтовых механизмов – Л.: изд. ЛКИ, 1986 – 53с. 6. Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. Детали машин. Проектирование – Минск.: УП «Технопринт», 2002. – 290с. 7. Орлов П.И. Основы конструирования. В 3-х кн. Кн. 1. – М.: «Машиностроение», 1977 – 623с. 8. Решетов Д.Н. Детали машин – М.: «Машиностроение», 1989 – 496с. 9. Шелофаст В.В. Основы проектирования машин – М.: Изд-во АПМ, 2000 – 472с. |