Реферат: Архитектурное наследие магнатского рода сапегов как перспективные объекты туристтских маршурутов
Название: Архитектурное наследие магнатского рода сапегов как перспективные объекты туристтских маршурутов Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: реферат |
ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет искусств и истории культуры Программа бакалавра рекреации и туризма Охрана и использование культурного наследия
АНАСТАСИЯ ЩЕРБИНА Студентка I курса, 1 группы АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МАГНАТСКОГО РОДА САПЕГОВ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА Руководитель работы: ст. преп. Е.М.Краснова Вильнюс, 2008 2. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ .. 12 2.1. Замки и дворцово-парковые комплексы .. 12 2.2 Сакральная архитектура . 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ . 29
Каждая страна без исключений обладает большим культурным потенциалом, но не каждая способна правильно использовать свое наследие. К сожалению, Республику Беларусь можно привести как пример. Большинство архитектурных и этнографических памятников Беларуси на сегодняшний день практически не используются в туризме. В первую очередь на сложившуюся ситуацию влияет медленное продвижение экскурсионного продукта на рынок туризма. Кроме этого, Беларуси свойственны низкий уровень обслуживания и плохо развитая инфраструктура. Не удается даже задержать основной поток туристов, который следует по Беларуси транзитом, не говоря уже о том, чтобы привлекать людей своими достопримечательностями. Да и сами белорусы нечасто путешествуют по родной стране. Большая часть населения знакома только с самыми известными памятниками архитектуры и природы. Немногие могут назвать хотя бы десять костелов или церквей, которые находятся за пределами родного города. Именно по этому нужно разрабатывать большее количество маршрутов, а еще лучше экскурсий, подчиненные определенной теме. Это необходимо для того, чтобы знания не были поверхностными и обрывочными. По такому принципу и был выбран род Сапегов для подробнейшего его изучения. Этой теме непременно нужно уделить надлежащее внимание. Целью работы является изучить архитектурное наследие магнатского рода Сапегов как перспективные объекты туристских маршрутов. Задачи данной работы: изучить историю рода Сапегов, подробней остановится на отдельных представителей рода, осветить вклад рода в историю страны, изучить памятники архитектуры, которые были оставлены родом Сапегов и подготовить предложение разработанных маршрутов. В процессе работы использовались методы анализа и сравнения. В основном данная тема исследована Валентином Дуботовкой в книге “Архіпелаг Сапегаў”. В книге описаны все памятники архитектуры, связанные с Сапегами, приведены биографические данные самых ярких представителей рода, а также автор разметил несколько стихотворений собственного сочинения. Большая часть памятников описана в таких изданиях как “Архітэктура Беларусі: энцыклапедычны даведнік” и “Архитектурные памятники Беларуси” В.А.Чантурии. В этих изданиях дается полное искусствоведческое описание памятников, а также их история. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Первая глава посвящена исследованию рода Сапегов, во второй главе автор рассматривает архитектурное наследие рода, 3 глава – предложение об использовании данных памятников в сфере туризма. В частности, был разработан туристско-экскурсионный маршрут «Сокровища знаменитых земляков». В приложении представлена карта и несколько объектов разработанного маршрута. Род Сапегов занимает особое место в истории Белоруссии и Литвы. Сапеги – один из самых крупных дворянских родов Литовского княжества. В 16-18 веках Сапеги владели огромными земельными богатствами и пользовались большим влиянием в политической жизни государства. Род Сапегов считался вторым по значению после Радзивиллов магнатским родом Великого княжества Литовского. В 17-18 веках составлялись родоводы, по которым утверждалось, что род произошел от кастеляна Троцкого Пунигайлы, правнука Гедимина. Будто бы сын его, Сунигайло, крестился и получил имя Семен. Эта теория была описана в сочинении Миштольда и ее долгое время принимали за правду. Однако польским историком К. Страдницким было выяснено и доказано, что Сунигайло умер бездетным. Уже в наше время было установлено, что первый достоверно известный Сапега - королевский писарь Семен, служивший у Казимира Ягеллончика в середине XV века. Происходил он из Смоленской земли, там у Сапегов в XV веке были значительные поместья. Имя Семена Сапеги встречается в хрониках и актах 40-х годов 15 века, был подтвержден тот факт, что Семен являлся одним из полоцких бояр. Первоначально большие поместья Сапегов находились на Смоленской земле: Ельня, Городище, Опаков. В результате войны Великого княжества Литовского с Московским княжеством 1500-1503 годов Сапеги потеряли Городище и Опаков, а после войны 1512-1522 годов лишились и Ельни. Путем пожалований и браков род Сапегов приобрел огромное богатство, давшее ему возможность занять одно из лидирующих положений в Литовском княжестве. Уже к 16 веку Сапеги вошли в ряд магнатов. Согласно Русскому Биографическому Словарю “16 лиц из рода Сапегов занимали так называемые "дигнитарские" должности, трое были главными начальниками литовской артиллерии, 25 занимали должность воевод, четверо - кастелянов, трое были гетманами великими литовскими, один - гетманом польским, двое – епископами” [10,c.1]. Они выбирались послами на соймы, назначались старостами. Первоначально Сапеги были известны как приверженцы православия, в 1514 году Иван Семенович (1430-1519) был послан в Рим и принял там католичество. Несмотря на это, сыновья его остались православными. Но уже к 16-началу 17 веков католичество утвердилось в роду Сапегов. В 1633 году император Фердинанд III возвел в княжеское Римской Империи достоинство Станислава-Яна Сапегу, великого маршала литовского. Еще раньше император Рудольф II возвел в графское Римской Империи достоинство Николая Сапегу, воеводу минского и витебского. В начале 18 века распространение княжеского достоинства на всю фамилию Сапегов было исходатайствовано у германского императора Карла VI Михаилом Сапегой, генералом литовского войска. У Семена Сапеги было четыре сына, два из которых, Богдан и Иван, в последствии стали основателями двух линий рода: черейско-ружанской и коденской. Богдан (до 1450 – после 1512) в результате брака с княжной Федорой Друцкой-Соколинской получил Черею и другие поместья – ядро владений Сапегов. В Полоцком и Витебском воеводстве Иван (ок.1450-1517) получил за службу поместья на Браславщине ( Друю, Иказнь, Погост), Кодень и другие. Коденская линия рода состояла в русском и австрийском подданстве, а черейско-ружанская – только в русском. Они регулярно получали в пожизненное пользование государственные поместья за преданную службу своей Родине. В их распоряжении находились целые крепости, гарнизоны, военнослужащие, в том числе и шляхта. Черейско-ружанская линия рода прочнее занимала свои позиции в государственных кругах, чем коденская, у которой было меньше политической власти. В последней четверти 17 века род Сапегов возвеличился еще больше. Король Ян III Собесский раздавал высокие государственные должности Сапегам, чтобы поставить их в противовес расцветающему тогда роду Пацов. В результате этого в 17 веке Сапеги были настолько сильны, что с ними не мог противостоять даже король. Сапеги хозяйничали в Великом княжестве Литовском, распоряжались по своему усмотрению на трибуналах и сеймиках, преследуя и устраняя всех на своем пути. В 1696 году против них начала открыто бороться большая часть шляхты ВКЛ. Была составлена конференция против Сапег под предводительством Коцеллы, который решил провести военную кампанию. Даже после того, как в это вмешался король, невозможно было избежать столкновения. Решающая битва под Олькениками закончилась полным поражением Сапег. После сражения все Сапеги были лишены должностей и имений, их осудили на вечное изгнание из государства. Сапеги были вынуждены обратиться за помощью к Августу II, который согласился примирить их со шляхтой. Так как эта война требовала больших расходов, влияние и богатство рода сильно пошатнулось за это время. Несмотря на это, Сапеги продолжали играть важную роль в политической жизни страны. Высочайшим указом 26 июля 1874 года в России было утверждено за Сапегами княжеское достоинство. Но за участие Сапегов в восстании 1830-1831 годов все их имения в России были конфискованы. В 1915-18 годах представители из рода Сапегов претендовали на трон ВКЛ, которое планировалось восстановить после возможной победы Германии в Первой Мировой войне. До 1939 года Сапеги были землевладельцами и дипломатами Польши, а после Второй Мировой войны были вынуждены эмигрировать из страны. По последним данным, “прадстаўнікі роду Сапегаў жывуць у Еўропе і Афрыцы, большасць з іх ніколі не бачыла радзіму сваіх славутых продкаў” [7,c.135-136]. Секретарь королевы Анны, маршал, воевода витебский. Впервые Иван Сапега упоминаться в 1486 году, тогда он называется писарем при дворе Казимира Ягеллончика. Складывается мнение, что это был очень активный человек. Уже в 1497 году Иван вместе со Станиславом Кишкой принимает участие в посольстве к Ивану III. Через несколько лет Иван становится воеводой витебским и примерно в это же время вместе с великим князем литовским отправляется к Папе Римскому. Иван Сапега не пропускает ни одной войны с Москвой. Сам Константин Острожский очень сильно ценил его за мужество и смелость. Кроме военных способностей Иван был известен и своим политичным нюхом. Незадолго до войны с Москвой он перенес свою резиденцию на территорию Литвы, тем самым сохранил основную часть своих имений от многочисленных нападений. Основал местечко Кодень, построив там замок и церковь. Считается также, что это он построил замок и церковь в Иказни, но точно не известно, когда и как. Иван Сапега – основатель коденской линии рода. Он был женат два раза. Имя первой жены неизвестно, а вторая – Альжбета Глебович. 4 июля 1517 года умер в Дубне, после он был перезахоронен в замковой церкви Кодени. Ян Станислав СапегаСтароста слонимский, маршал надворный, Ян Станислав родился 25 сентября 1589 года в Молодечно. Был старшим сынам канцлера Льва. Как утверждает Энциклопедия ВКЛ, “вучыўся ў Віленскай акадэміі, езуіцкім калегіуме ў Брансбергу (Браневе), Вюрцбургскім, Падуанскім, Балонскім універсітэтах” [4,c.548], а с 1607 года – в Париже. В 1608 году Ян Станислав возвращается на родину, где его ждет работа и новые назначения по службе. Но у отца и у короля были свои планы на молодого княжича. Ян Станислав снова направляется в Европу, где ему приходится выполнять дипломатические обязанности. В 1612 году он посещает Голландию и Италию, а через год приезжает в Рим. Ему нужно было передать письмо от короля Речи Посполитой Папе Римскому. И только в конце 1613 года он возвращается домой. Но очень скоро его вызывают в Варшаву по приказу короля. Несмотря на то, что Ян так много поездил по Европе, самым дорогим городом для него оставался Слоним. Именно в Слониме на его средства строится костел и кляштор францисканцев, костел каноников лютеранских, который, к сожалению, не сохранился до наших дней. В начале 17 века князь построил церковь в Иказни, а также начинает перестраивать фортецию в Быхове. Он начинает строить новую крепость в Ляховичах, но, к сожалению, не успел Ян Станислав ее закончить, так как 10 мая 1635 года скоропостижно умер. Ян Станислав был женат два раза. От первой жены – Анны Халастики Ходкевич у него был один сын, который умер еще в детстве. Вторая жена – Грузельда Валунская была бездетной. Похоронен Ян Станислав в вильнюсском костеле святого Михаила. Казимир Лев СапегаМладший сын канцлера Льва. Будущий королевский секретарь, писарь литовский, подканцлер ВКЛ, князь быховский, друйский, чернобыльский и черейский, маршал королевского двора, староста оршанский и березовский, Казимир Лев Сапега родился 15 июня 1609 года в Вильнюсе. Свое детство Казимир Лев провел при королевском дворе, в основном проводя время за учебой. После окончания Вильнюсской академии в 1621 году он направляется в долгое путешествие по европейским странам. По возращении на родину Казимир Лев принимает активное участие в политической жизни страны. На протяжении последующих лет будущий подканцлер боролся за процветание своей родной страны. Талант как дипломата и политика особенно ярко проявился во время его работы в составе великокняжеского посольства в Москве, а также на соймах, во время которых Казимир Лев защищал права литвинов[1] в Речи Посполитай. Особая тема – деятельность подканцлера в области науки и религиозного воспитания. Он поддерживал иезуитов с их школами и коллегиумами, строил костелы и церкви, помогал школьным учреждениям на территории ВКЛ. За неполные 48 лет Казимир Лев успел возвести кляштор картезианцев в Березе, костел Святой Троицы и кляштор бернардинцев в Друи, костел кармелитов в Белыничах и иезуитов в Бресте, костел бернардинцев и каноников лютеранских в Слониме. На его средства строились костелы в Березино, Бешанковичах, Дятлово, Череи, церкви в Шеврах и Жировичах, госпитали в Ружанах и Толочине. Картезианский кляштор в Березе был единственным в ВКЛ представительством этого ордена. Князь регулярно выделял Вильнюсской академии большие суммы денег – на содержание библиотеки и архива. Более того, он “дамогся ад караля прывілеяў на магдэбургскае права і кірмашы для сваіх мястэчак Бялынічы, Талачын, Бешанковічы, Ружаны” [5,c.548]. Князь был женат на Теодоре Кристине Терновской. К сожалению, Казимир Лев не оставил потомков. Умер он в 1656 году. Павел Ян СапегаРотмистр гусарский, дворянин королевский, обозный ВКЛ, подстольник ВКЛ, воевода витебский и вильнюсский, гетман ВКЛ. Родился в 1609 году. Закончил иезуитский коллегиум. Участвовал в битве на реке Лесная в составе хоругви Казимира Льва. Оба Сапежича воевали на стороне Вишневецкого. Во время этой войны и во всех остальных, что вела Речь Посполитая в середине 17 века с русскими, казаками и шведами, Павел Ян показал себя мудрым и решительный командиром. Со временем Павел Ян становится самым авторитетным военноначальником Речи Посполитой. На свои средства Павел Ян построил большой замок, костел и церковь в своем родовом имении Высоко-Литовском. Руины этих зданий расположены около сегодняшнего Высокого. Кроме этого Павел Ян построил доминиканский кляштор в Бресте. Не остался без внимания князя и другой брестский кляштор – бернардинцев, которому Павел Ян подарил 80 тысяч золотых. В связи с тяжелой военной службой гетман Сапега сильно заболел, а в 1666 году умер предположительно в Ружанах. Был похоронен в кляшторе в Березе. Казимир Ян Павел СапегаВоевода вильнюсский, гетман ВКЛ. Родился в 1642 году в семье Павла Яна и Анны Варвары Коптевой. В детстве очень часто бывал у своего крестного Казимира Льва, который всяким образом старался дать мальчику хорошее образование. Именно поэтому в 1657 году Казимир отправляется в Европу. По возвращению, князь сразу начинает искать выгодную брачную партию. Его выбор падает на Анну Марию Радзивилл. Но самая богатая невеста отказалась быть его женой. А князь в скором времени нашел себе другую невесту. Это была Кристина Варвара Глебович. Казимир Ян Павел вместе со своим братом воевал против короля и остальной шляхты ВКЛ, поддерживая тем самым шведского короля Карла ХII. Есть сведения, что он “устанавіў рэжым сваей і клана Сапегаў улады ў ВКЛ” [5,с.548]. Если бы не огромное богатство и не помощь российского царя, Сапеги не смогли бы вернуться в ВКЛ после своего поражения. В 1676 году Казимир Ян за свои средства построил доминиканский кляштор в Заславле, а в 1685 году – костел в местечке Пески, в 1693 году – парофиальный костел в Вильнюсе. В это же время князь заказывает большой колокол для вильнюсского костела святого Казимира. Казимир был женат три раза: с Кристиной Глебович, с Терезой Корвин Газевской, Антониной фон Вальдстен-Арнай. Умер Казимир Ян Павел 13 марта 1720 года в Гродно, похоронен в Березе. Лев СапегаЛев Сапега родился 4 апреля 1557 года в деревне Островно, которая находится на территории сегодняшней Витебской области. Начальное образование Лев получил в несвижской школе, которую открыл Николай Радзивилл Черный. С 1570 до 1573 год учился в Лейпцигском университете, где перешел в кальвинизм. По меркам того времени Лев получил очень хорошее образование, знал много иностранных языков, в том числе и несколько мертвых. В 1579-1581 годах участвовал в Ливонской войне 1558-1583, причем на свои средства собрал хоругвь гусарских солдат. Большим достижением тех лет считается разработка Главного Трибунала ВКЛ – высшего судебного и апелляционного органа в государстве. В возрасте 27 лет Лев возглавлял посольство к российскому царю, во время которого он показал себя как выдающийся дипломат. Лев подписал очень выгодный для ВКЛ мирный договор на 10 лет, кроме того, освободил из плена порядка 900 белорусов без выкупа. Это была большая удача, принимая во внимание то положение, в котором оказалось ВКЛ после Ливонской войны. Вернувшись на родину, руководитель посольства назначается подканцлером, а после великим канцлером – вторым человеком в государстве после великого князя. Главной задачей всей деятельности Льва Сапеги – объявление независимости ВКЛ от Польши. Следующим шагом в достижении этой цели было подписание Статута ВКЛ 1588 года. Лев Сапега составил его, а также на собственные средства напечатал Статут и разослал его во все государственные учреждения. Третий Статут был самым передовым и демократичным сводом законов в Европе на то время. Статут 1588 года стал итогом развития правовой мысли ВКЛ. По своему содержанию и характеру он не имел себе равных во всей Европе. Большинство моментов в правовой системе были введены впервые. Очень важным считался тот факт, что Статут был написан не на традиционном латинском языке, а на языке, известном народным массам, - старобелорусском. Большое развитие получило конституционное право, которое было довольно-таки противоречивым. Это проявлялось в провозглашении равности перед законом, с одной стороны, и создании льгот для шляхты – с другого. Но в области криминального права политика ВКЛ была гуманней. Жестокость криминального наказания смягчалась судебной практикой. Чаще всего действовала система штрафов. Это свидетельствует о гуманистическом развитии криминального права и политики феодальной Беларуси. Один из послов в выступлении на сойме Речи Посполитой 1791 года сказал: “ Статут робіць гонар чалавечаму розуму. Ён складзены так разумна, асабліва ў дачыненні да відаў пакарання, што яго можна лічыць найдасканалейшай кнігай законаў ва ўсёй Эўропе” [1,с.127]. Действительно, Статут контролировал все области жизни населения ВКЛ. Главный свод законов был точный и полный. Некоторые законы опережали свое время, а некоторые, наоборот, основывались на правилах, которые брали свое начало еще с часов язычества. Принятие Третьего Статута ВКЛ – это большой скачок в развитии правовой мысли Беларуси. Большинство нововведений, которые были прописаны в Статуте, до сих пор используются в законодательстве Республики Беларусь и других стран Европы. Стоит отметить участие Льва Сапеги на церковном соборе в Бресте в 1596 году, когда он выступил в защиту церковной унии. В 1600-1601 году Лев Сапега в очередной раз поехал в Москву, чтобы продлить мирный договор еще на 20 лет, но государственной унии с Москвой у него не получилось подписать. Лев Сапега очень хотел заключить унию с Московским царством, по этому и не поддержал Лжедмитрия I. Однако российский историк С.М.Соловьев считает, что “ менавіта Леў Сапега пры сваім двары выхаваў юнака, якому ўвёў у вушы, нібыта ён – царэвіч Дзмітрый, выратаваны лекарам Сімяонам ад забойцаў, падасланых да яго Барысам Гадуновым у Вугліч у 1591 годзе” [6,с.2]. Но, убедившись, что уния с Москвой не свершится, Лев Сапега кардинально поменял свою тактику и выступил за войну Речи Посполитой с Россией (1609-1618). Во время этой войны участвовал в осаде Смоленска, а после возглавлял переговоры с московскими послами, в результате чего было подписано Деулинское перемирие в 1618 году. Должность канцлера Сапега занимал до 1624 года. На следующий год он стал великим гетманом. Под коней жизни Сапега продолжает служить Отчизне. По его инициативе были переписаны архивные Метрики ВКЛ, благодаря чему большинство из них дошли до наших дней. Он спасает 600 томов истории ВКЛ. Он собрал самую богатую библиотеку, которую завещал своему внуку. Прославился Лев Сапега и как меценат. На протяжении всей своей жизни он тратил огромные суммы денег на строительство храмов и дворцов. Именно благодаря Сапеге были восстановлены великий православный кляштор в Освее, дворец в Вильнюсе и Слониме, госпитали в Толочине и Ружанах. На свои средства он построил 24 костела в Вильнюсе, Бресте, Волыничах, Гродно, Орше, Березе, Ружанах, Слониме, а также униатские и православные церкви в разных местечках. Канцлер умер 7 июля 1633 года и похоронен в Вильнюсе, в костеле святого Михаила, который был построен на средства великого канцлера ВКЛ. Представители рода Сапегов внести большой вклад в развитие белорусской культуры. С этими именами связаны объекты и явления не только материальной, но и духовной культуры народа. В то же время очень мало исследований было проведено в этой области. До сих пор считаются недостоверными некоторые факты из жизни Сапегов. 2.1. Замки и дворцово-парковые комплексы Быховский замок.Быховский замок был построен в конце 16 – начале 17 века в г. Быхов как центр системы укреплений города. В 1590 году гетман К.Хадкевич получил разрешение на строительство замковых укреплений и до 1619 года почти закончил возведение на высоком правом берегу Днепра замка, который стал одним из сильнейших на территории Беларуси. С трех сторон замок был отделен от города широкими (22-27 м) и глубокими рвами. Строительство было окончательно завершено новым владельцем Л. Сапегой (с 1621 г.). Замковый комплекс состоял из нескольких корпусов. К восточному и южному фасадам прилегали пятиярусные граненые башни, которые раньше были завершены двухъярусными колпаками. Западный фасад замка украшала двухъярусная арочная галерея с лестницами и входами во внутреннее помещение. Подвал и первый этаж перекрыты цилиндрическими скреплениями с распалубками. Второй этаж делился вестибюлем с лестницей на две половины. В северной торцовой части находился парадный зал. Массивные стены делили замок почти на одинаковые по размеру комнаты, внутренняя планировка которой была анфиладной. Большие прямоугольные окна на фасаде попарно сгруппированы. В башнях замка размещалась часовня, библиотека, помещение для охраны и др. Украшение интерьера не сохранилась. Кроме башен, въездных ворот с подъемным мостом через ров укрепления дополнялись бастионами и казармами по периметру замкового двора. Лев Сапега укрепил город бастионной фортификацией, которую в 1648 году не смогли взять казацкие войска. Во время русско-польской войны 1654-1667 гг. замок выдержал долгую осаду (1655) войск гетмана И. Золоторенки, 30-дневную осаду русских войск (1659). Во время Северной войны 1700-21 замок был очень сильно разрушен. Только через много лет после войны быховские укрепления были реставрированы и простояли до конца 19 века. К сожалению, «дворцово-замковый ансамбль к 20 веку сохранился частично. Кроме того, в августе 2004 г. он горел» [3,c.1]. Сейчас замок находится в заброшенном состоянии. Быховский замок – памятник барокко ХVII века и оборонительного зодчества. До недавнего времени тут находился цех мебели. Памятник республиканского значения. Вильнюсский дворецДворец находится в районе Вильнюса Антакальнис. Это единственный дворец Сапегов в Вильнюсе, который сохранился до наших дней. Дворец был построен Яном Казимиром Сапегой Младшим в 1691-1697 годах в барочном стиле. Именно на этом месте в 1633 году стоял большой деревянный особняк, в котором умер канцлер Лев Сапега. Дворец был выполнен по проекту итальянского скульптора и архитектора Пьетро Перти, а над декором работал итальянский художник Микеланджело Палонни. Главный корпус сразу после окончания строительства был украшен голландским кафелем и мозаикой, с помощью которой были представлены родовые гербы, церкви, замки и дворцы, принадлежащие когда-либо Сапегам. потолки и стены были расписаны фресками на исторические, мифологические, религиозные темы. Судя по описаниям, эти фрески Паллони выделялись большими достоинствами. К сожалению, они не сохранились. Первоначально, к дворцу примыкали одноэтажные аркады с двух сторон, которые были возведены, чтобы увеличить пространство внутри здания. В 1809 году дворец был приобретен Российскими властями и перестроен в военный госпиталь в 1843 году. Большая часть богатого интерьера была уничтожена в течение 19 века. Экстерьер дворца был реставрирован только в 1927-1928 годах и до Второй Мировой войны в здании находился Институт офтальмологии. После войны дворец использовался как военный госпиталь и больше не ремонтировался. Сейчас комплекс зданий носит название Больница Сапегов. Главный корпус никак не используется. Дворец окружен остатками симметричного парка 17-го века, который представлял собой открытое пространство с участками правильной формы, с газонами, цветниками, водоемом, бордюрами из кустарника, украшенный скульптурой и фонтанами. На входе в парк находятся большие въездные ворота барочного стиля. На противоположной стороне парка, возле главного корпуса дворца, стоят такие же. Эти ворота были недавно отреставрированы. Гольшанский замок.Гольшанский замок – памятник дворцово-парковой архитектуры. В. Дуботовка считает, что “менавіта ў часы Паўла Сапегі, на пачатку 17 стагоддзя, у Гальшанах уводзіцца мураваны замак” [7,с.34]. Замок был построен в принципиально новом для тех времен стиле, после окончания работ дворец стал не просто оборонительным фортом, но превратился в жилой дворцово-замковый комплекс. Основную оборонительную функцию выполняли валы и бастионы с системой обводнения, которые находились на значительном расстоянии от замка. Представлял собой каменное прямоугольное трехэтажное здание с большим квадратным внутренним двором. Первый этаж двухэтажного корпуса имел вид красивой галереи, замок имел точный осевой план. Углы замка украшали шестигранные башни. В середине продолговатого южно-восточного крыла находились въездные ворота, которые в 17 – 1-й половине 18 века завершалась граненой башней. Напротив ворот размещалась часовня, встроенная в южно-западное крыло замка, по всему периметру замка – прямоугольные и арочные окна. На уровне второго этажа южно-западного крыла со стороны двора проходила открытая галерея. На первом этаже юго-западного угла замка был размещен большой почти квадратный зал с 4 столбами в центре, увенчанный крестовыми сводами. Интерьер замка был богато украшен. Значительную декоративную роль играли кафельные голландки, камины и потолки, пол помещений с керамическими зелеными кресто- и звездообразными, квадратными и прямоугольными плитками. Замок перестраивался в 18-20 веках, что изменило его облик и объемно-планировочную композицию. Исчезли галереи, башня над воротами, декоративное украшение стен, в середине южно-восточной части замка построены две пятигранных ризалита. Замок (позже дворец) был сильно разрушен во время двух последних войн. Сохранился частично. Под корпусами сохранились обширные сводчатые подвалы (сейчас в основном засыпанные). Сегодня он представляет собой лишь заросшие кустарником руины. Из двух угловых башен сохранилась одна – северная. Местные жители свято верят в то, что «в помещении первого этажа с нервюрным сводом и глубокими нишами время от времени появляется тень Белой дамы» [8,с.1], что привлекает большое количество туристов. Ружанский дворцово-парковый комплексРужанский дворцовый комплекс – памятник архитектуры 17-18 веков (см. П.1.). Находится в юго-восточной части г.п. Ружаны, был известен как резиденция князей Сапегов. В начале 17 века Лев Сапега построил двухэтажный крестообразный в плане дворец с тремя башнями: 2 квадратные в плане на главном фасаде и торце левого крыла и пятигранная на юго-восточном угле. В центральной части дворца, которая выступала глубоким ризалитом, находился вестибюль с лестницей и большой зал на втором этаже, в боковых частях дворца – жилые помещения, кабинеты, архив, библиотека. Внутренняя планировка – анфиладная. Помещения на первом этаже имели сводчатые, а на втором – балочные перекрытия. Под дворцом находились двухэтажные подвалы. Во время войн 1698 года и 1700-21 годов дворец был разрушен, а в первой половине 18 века – реконструирован. В 1784-86 дворец был перестроен под руководством архитектора Я.С.Беккера. Две башни были разобраны, а торцовая – включена в здание дворца, который стал симметричным в плане. К центральной части главного фасада пристроен портик с двойными пилястрами и колонами композитного ордена, завершающийся треугольным фронтонам со скульптурой. В декоративном украшении дворца соединились черты позднего барокко и классицизма. Одновременно были созданы дворцовый комплекс из нескольких сгруппированных вокруг парадного двора корпусов, с парком, садами и оранжереями. Симметричные боковые корпуса размещены перпендикулярно дворцу и связаны с ним полукруглыми в плане аркадами. Восточный корпус делился парадной лестницей на две равные части: театр и манеж. В театре находилась глубокая сцена с 7 планами кулис, что давало возможность три раза во время спектакля менять оформление. К сцене прилегали небольшие гардеробные. Подковообразный в плане зал был двухъярусным, на первом ярусе находилось 14 изолированных лож, на втором – 15 с королевской по середине. Ложи украшались ажурными балюстрадами и колонами. В западном корпусе (не сохранился) размещалась картинная галерея. Параллельно дворцу на оси двор построены въездные ворота с двухэтажными флигелями по бокам. Ворота представляли собой триумфальную арку, украшенную разными геральдическими картушами из дуба. На фасадах зданий можно было увидеть пилястры, лепные гирлянды, скульптуры, разнообразные обрамления окон. Считается, что дворец был построен в начале 17 века, но по некоторым данным, резиденция существовала уже в начале 16 века. До наших дней дошли сведения, что в 1617 году Лев Сапега принимал в Ружанах королевича Владислава. В 1644 году уже король Владислав IV с женой Цецилией-Ренатой Австрийской опять посетил дворец. На этот раз его принимал уже сын канцлера Казимир Лев Сапега. Легенда гласит, что «королевской особе был поднесен чудесный хрустальный кубок “Иван” (объем 3,280 л), которые являлся одной из самых драгоценных вещей во дворце. После того, как Владислав IV отведал из кубка, он приказал, чтобы с этого момента спрятали кубок в специальном шкафу и выносили только в сопровождении придворных в парадном облачении при звуках музыки и 100 выстрелах из пушек» [9,c.2]. Дальнейшая история произведения не известна. С 1795 года в дворцовом комплексе размещалась ткацкая и суконная фабрики. В 1914 году комплекс был сильно испорчен, но частично реставрирован в 1930 году. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен. Сохранились главный и восточный корпуса, аркады, въездные ворота и флигеля, фрагменты украшений интерьера и конструкции перекрытий. Комплекс – памятник республиканского значения. Монастырь картезианцев. БерезаМонастырь картезианцев был основан в 1648 году подканцлером К.Л.Сапегой в Березе. В 1661 году варшавский архитектор начинает строительство в Березе красивого костела в стиле барокко, а рядом с ним – башня. В 1689 году строительство комплекса было завершено. При монастыре работала большая библиотека, трапезная, госпиталь, аптека и великое множество мастерских. Кроме этого монастырь представлял собой оборонительное сооружение. Монастырь был окружен рвом и каменной стеной с башенками. Согласно архивным данным, «в середине монастырского двора стояла высокая башня с толстыми стенами и многочисленными ярусами для размещения пушек» [11,с.44]. Главный фасад костела имел сдержанную стилистику раннего барокко. Стиль барокко лучше представлен во внутреннем убранстве храма. Интерьер костела украшается 13-тью алтарями, костельные скульптуры были покрыты позолотой, а стены украшались картинами итальянских и местных художников. Во время Северной войны монастырь разрушали не один раз, но он снова и снова отстраивался. Сильнее всего архитектурный ансамбль пострадал во время военных действий Барской конференции 1768-1772 годов. Но в 1863 году монастырь был закрыт из-за активного участия монахов-картезианцев в восстании под предводительством Калиновского. Постепенно ансамбль был разрушен. Сохранились фрагменты часовни-каплички, въездные ворота и ограда. Костел Успения Богородицы. ДятловоКостел Успения Богородицы – памятник архитектуры барокко. Дятловский костел был построен в 1624 году Львом Сапегой, но был перестроен в 1646 году на средства К.Л.Сапеги, о чем свидетельствует мемориальная доска в портале храма. После пожара в 1743 году костел был реконструирован по проекту архитектора Александра Осикевича, при этом были полностью изменены фасад и убранство интерьера в стиле позднего барокко. Для этого стиля характерны развитые раскреповки, криволинейные карнизы и фигурные фронтоны – все элементы нашли свое отражение в костеле Успения Богородицы. Главному фасаду дятловского костела характерны вертикальные пропорции, утонченность и возвышенность. Интерьер отличается убранством скульптурных алтарей. Двухъярусный главный алтарь украшен шестью скульптурами святых, полные движения и экспрессии. Сейчас это однонефное двухбашенное сооружение с фасадом ярусного построения. Костел и монастырь бернардинцев. ДруяДруйский костел и монастырь бернардинцев – памятник архитектуры барокко. Построен ансамбль в 1643-1646 годах на средства подканцлера К.Л. Сапеги. Троицкий костел представляет собой базилику, которая составляет одну сторону монастырского ансамбля и вместе с тремя взаимно перпендикулярными корпусами создает закрытый внутренний двор, окруженный светлыми коридорами. Первоначально фасадная часть костела была выполнена в виде узкого нортекса с двумя башнями по сторонам. Верхняя часть фасада не имела башен и заканчивалась треугольным фронтоном с массивными валютами с двух сторон. В 1772-1779 годах к главному фасаду по всей ширине базилике был пристроен еще один нортекс. С севера к костелу прилегает двухэтажное здание монастыря. Ансамбль дополняет арочная ограда с въездными воротами. С 1852 года храм стал приходским. В 1924 году была организована школа, а позже в 1930 году – гимназия. В 1949-53 годах здесь находился Полоцкий строительный техникум, с 1956 – училище мелиорации. В 1989 году был передан общине. Сейчас находится на ремонте. Является памятником республиканского значения. Петропавловская церковь и монастырь базильян. РужаныПетропавловская церковь – памятник архитектуры барокко, известна с 1568 года как деревянная церковь. В 1762 году была заложена каменная на средства Кристины Сапеги-Масальской, строительство было законченно в 1779 году. Каменное однонефное, однобашенное с большой полукруглой апсидой здание покрыто невысокой крышей. По сторонам апсиды размещены 2 квадратные в плане невысокие разницы, покрытые трехскатной крышей. Главный фасад имеет в центре ризалит, расчлененный вертикальными и горизонтальными элементами профиля, завершенный двухъярусной прямоугольной в плане башней, покрытой крестообразной крышей с 4 фронтонами и головкой в центре. Для церкви характерны слоистые пилястры, развитые карнизы, обрамление дверей и окон – элементы, свойственные архитектуре барокко 17 века. Портал главного входа объединен с окном второго яруса. Как утверждает В.А. Чантурия, «такого решения портала входа в других культовых памятниках белорусского зодчества не наблюдается» [11,с.48]. Монастырь был построен в 1784-88 годах с южной стороны церкви на средства канцлера А. Сапеги. Здание двухэтажное и прямоугольное в плане. Центральная часть симметричного главного фасада представлена ризалитом, который был завершен треугольным фронтонам. Планировка первого этажа анфиладная, второго – коридорная. Церковь действует, в монастыре – государственное учреждение. Комплекс – памятник республиканского значения. Троицкий костел. РужаныТроицкий костел – памятник архитектуры позднего ренессанса. Основан в 1596, а построен в 1617 году на средства Л. Сапеги. В 1768 и 1787 годах были пристроены часовни, в 1779 году реконструирован в стиле раннего классицизма, был полностью перестроен западный портал. Ремонтировался в 1850 и 1891 годах. Четырехъярусная башня доминирует в архитектуре костела. Первый ярус башни имеет форму четверика и прорезан порталом входа, остальные ярусы – восьмигранны в своем сечении и утончаются кверху. Башня завершается вытянутым шатром. Боковые фасады костела оформлены контрфорсами, а главный фасад – пилястрами. В целом архитектурному декору фасадов присущ аскетический характер. Зато интерьер богато украшен пластичными архитектурными формами барокко, скульптурой, живописью. В отделке костелы был использован высококачественный материал, в том числе и натуральные породы мрамора. Внутреннее архитектурно-художественное убранство костела и цилиндрические своды на распалубках гармонично сочетаются. Костел действует, памятник республиканского значения. Троицкая церковь (бывший костел и монастырь бернардинцев). СлонимСлонимская церковь – памятник архитектуры барокко. Храм был построен в начале 17 века. Новый костел бернардинцев стоял на месте бывшей деревянной православной (униатской) церкви. Первоначально фундация К.Л. Сапеги представляла собой здание с выразительными барочными формами. Немного поздней, в 1750 году, к апсиде были достроены две боковые часовни. Главный алтарь костела имел симметрично-осевую многоколонную композицию. В основании высокая восьмигранная башня-колокольня на фасаде усилена мощными контрфорсами. Башня являлась крепостным элементом здания. Круглые бойницы находились в арочных нишах. По мнению В.А. Чантурии, «достопримечательность бернардинского костела – две кубические пристройки по бокам, крытые шлемовидными куполами. Благодаря ним усиливается силуэтная выразительность памятника, занимающего в панораме города видное место» [11,с.143-144]. В 1865 году бернардинский монастырь был переделан в Троицкую церковь – как и сотни храмов на Беларуси. Костел святого Андрея. СлонимКостел святого Андрея – памятник белорусского зодчества. Был построен в 1595 году в Слониме по приказу канцлера Льва Сапеги. С большими изменениями был перестроен в 1660 году, а сегодняшний вид приобрел в 1775 году. Во времена Льва Сапеги костел святого Андрея превратился в один из центров религиозной жизни как Слонима, так и всего Княжества. Костел был сильно перестроен в 1775 году и приобрел элементы рококо. Отличительная черта храма – пластика фасада, богатство скульптурно-декоративной обработки. Удивляет декор главного фасада, а именно раскреповки, глубокие ниши, слоистые пилястры, фигурный фронтон. В середине храм украшен фресками, на которых сегодня видны изображения ангелов, музыкальных инструментов и ваз. Под углом к фасаду поставлены две башни, которые усиливают его пластическое построение. Это редкое архитектурное решение для Беларуси. В интерьере костела уживаются разные направления искусства. Еще одним элементом рококо является скульптурное убранство интерьера. Кроме костела в архитектурный комплекс входят еще брама и одноэтажный монастырский корпус. Костел святого Андрея находится в пространственно-планировочной связи с комплексом исторического центра города. Костел святого Михаила Архангела. ВильнюсВ 1594 году Лев Сапега построил костел святого Михаила Архангела, опекуна всего Края. Строительство началось, когда канцлер подарил монахиням бернардинского ордена свой дворец и выделил средства на строительство при нем костела. Однонефный костел строился в переходный период от готики к ренессансу. Черты готики отражаются в укрепленных контрфорсами стенах, характерных узких окнах и высокой крутой черепичной крыше. В декоре фасада преобладают черты ренессанса: округленный верх окон, дверные проемы, горизонтальные членения фасада профилированными кирпичами. Широкие полосы карнизов делят главный барочный фасад на три яруса. Орнамент из стилизованных веточек руты украшает пилястры между окнами первого яруса. Во втором ярусе окна находятся только в башнях, простенки заполнены тремя нишами, в которых прежде были фрески. Во фронтоне фасада был установлен круг с эмблемой и годом окончания строительства «1625». Цилиндрический свод с люнетами характерный для ренессанса перекрывает светлое внутреннее помещение. Свод украшен симметричным рельефным орнаментом из розеток, цветов и звезд. Главный алтарь черного, красного, зеленого, бронзового мрамора относится к 17 веку. Согласно «Энцыклапедыі гісторыі Беларусі», Лев Сапега «падараваў у галоўны алтар касцела старажытны абраз Маці Божай (“Мадонна Сапегаў”) <...> 13.2.1670 камісія біскупа прызнала абраз Маці Божай цудатворным, каранацыя яго адбылася 8.9.1750 (цяпер знаходзіцца ў архікафедральным касцеле)» [4,с.426-427]. Костел является родовой усыпальницей Сапег. Справа от главного алтаря сохранился надгробный памятник Львы Сапеги и двух его жен. Во время русско-шведско-польской войны, в 1655 году, костел святого Михаила сильно пострадал и был реставрирован на средства К.Л. Сапеги. В 1864 году российские власти упразднили монастырь. Костел был закрыт в 1888 году. В 1905 году Сапегам удалось вернуть костел как родовую собственность. В костеле были возобновлены службы. В 1919 году в монастырь вернулись бернардинки. В 1948 году храм был снова закрыт. В 1993 году весь ансамбль был возвращен верующим. В 2006 году церковные власти начали ремонт костела, который продолжается до сих пор. Костел святого Иоанна Крестителя и монастырь францисканцев. ГольшаныПамятник архитектуры 16-18 веков. Первое здание костела было построено в начале 16 века, перестроено в середине 16 века. В 1618 году на средства П. Сапеги костел был снова перестроен, был возведен жилой корпус монастыря. Костел – прямоугольный в плане 3-купольный храм с полукруглой апсидой и часовнями с двух сторон. В начале 1770-ых годов здание костела было почти разобрано, а на его месте с использованием фундамента и части стен построен новый, который сохранился до наших дней. Главный фундамент и апсидная часть имеют черты стиля барокко – фигурный фронтон, пилястры, валюты. Вертикальное членение главного фасада пилястрами на 3 части соответствует разделению внутреннего пространства на 3 нефа. Стены украшены пилястрами, нишами и прорезаны окнами с фигурными завершениями: средний неф костела перекрыт цилиндрическим сводом, боковые нефы – крестовыми. Кроме главного в костеле было 7 боковых алтарей. Жилой корпус монастыря двухэтажный, прямоугольный в плане, прилегает к зданию костела с северо-западной стороны. С южного угла жилого корпуса примыкает 6-гранная башня. Необходимо отметить, что “у час археалагічных даследванняў на чале з А. Кушнярэвічам выяўлены фундамент другой такой жа вежы з процілеглага боку” [2,с.141]. В 1832 году монастырь был закрыт, а здание передано военному ведомству. Планировка сохранилась частично. Теперь в здании находится филиал Государственного художественного музея Беларуси. Каменная квадратная в плане колокольня была построена в 1810-ыя годы, она имела 3 колокола и заканчивалась железном крестом. Территория монастыря обнесена каменной оградой. Ведется реставрация костела. Является памятником республиканского значения. Церковь святого Михаила Архангела. ЧереяВ 1601-1604 годах Лев Сапега возвел Михайловскую церковь. Было решено построить эту церковь в ответ на подарок – икону Михаила Архангела византийского письма, - сделанный Богдану Сапеге Иваном Грозным. Михайловская церковь была фактически первым униатским храмом для смешанного православного и католического населения. В 1650 году церковь горела, а после был восстановлен Михаилом Сапегой. После этого храм обрел черты польского костела образца позднего барокко. В 1828-1839 годах при активной поддержки польской общественности на этом месте был построен большой костел. После ликвидации униатской церкви Михайловский храм стал православной церковью. Но алтарь здесь находится на западной стороне и расположен в суженном торце, вход в церковь – с восточной стороны. Можно сказать, что на наших глазах – живая история религиозной жизни Беларуси. Церковь находится в заброшенном состоянии. В государственных планах не значится восстановление церкви. Этим занимаются сами прихожане. С ближайшее время возобновятся службы в церкви, но это будет еще очень нескоро. Сначала предстоит заняться полной реставрацией храма. Костел Преображения Господня. Новая МышьКостел является памятником архитектуры первой половины 19 века. Хотя эта католическая святыня была построена сравнительно недавно – в 1825 году – про его фундатора ничего не известно. Но некоторые факты все-таки получилось найти Валентину Дубатовки. Он считает, что “менавіта Францішак Сапега і выдзеліў сродкі на будаўніцтва ў Новай Мышы парафіальнага каталіцкага храма. Справа ў тым, што ў час будаўніцтва касцела (1825 год) генерал меў ужо даволі сталыя гады і практычна нікуды са свайго Дзярэчына не выязджаў <...> Вонкавы выгляд храма нагадваў іншыя фундыцыі генерала Францішка, напрыклад, дзярэчынскі палац: і там, і тут – калоны ды порцікі, стрэльчатыя вокны з простымі ліштвамі ды трывалыя сцены” [7,с.93]. С виду простой деревенский монастырь прячет в себе многочисленное богатство и красоту – деревянные скульптуры, образы, 3 двухъярусных алтаря, амвоны. Внутри храма, опершись на две колонны, разместился орган. С двух сторон главного алтаря стояли скульптурные изображения святого Станислава и Матери Божьей. Доминантное место на первом ярусе занимала картина «Святая семья». На полу, при входе была закреплена большая каменная плита с текстом эпитафии. Алтари, амвоны и орган перенесены сюда в 1905 году с костела Бенедиктов в Несвиже. Некоторые памятники, описанные в этой главе, являются памятниками республиканского значения. Они имеет большой культурный потенциал, и поэтому должны быть широко использованы в туризме. Более того, было замечено, что большинство памятников архитектуры находятся на территории Западной Беларуси, что, несомненно, облегчит составление туристских маршрутов, связанных с наследием магнатского рода Сапегов. Архитектурное наследие магнатского рода Сапегов на сегодняшний день используется в различных маршрутах. В основном это однодневные обзорные или тематические экскурсии с посещением таких городов и местечек как Слоним, Ружаны, Гольшаны и Береза. Очень распространенны маршруты типа Слоним-Жировичи-Сынковичи, Крево-Боруны-Гольшаны, Коссово-Ружаны-Пружаны. Подобные экскурсии предлагают такие туристические фирмы как «Разма М», «Би-Тур», «Белфреш», «Гермаида», «Одиссея-Тур», «Сантарен» и другие. К примеру, туристическая компания «ПрестижАкваТур» проводит экскурсию по маршруту Слоним-Сынковичи-Ружаны-Коссово. В Слониме туристов знакомят с Андреевским костелом, Костелом бернардинцев, к которому пристроено здание монастыря, Монастырем бернардинок, Костелом бернардинок (безгрешного зачатия Святой Марии), синагогой, а также Слонимской типографией, построенной при Огинском, усадьбой Альбертин, особняком Пусловских. В Сынковичах предлагается посетить церковь-крепость ХV века – уникальный памятник белорусской кирпичной готики. В Ружанах туристы увидят Троицкий костел, Петропавловскую церковь и Дворцовый комплекс Сапегов. В Коссово предлагается посетить архитектурный памятник – дворец Пусловских. Такая экскурсия является типичной и почти любая белорусская туристическая компания может предложить что-нибудь подобное. В некоторых турфирмах клиенты могут подобрать себе тематическую экскурсию. Архитектурные памятники рода Сапегов включены в такие тематические экскурсии как «Зодчество Налибокского края» (Воложин-Вишнево-Боруны-Гольшаны-Крево) и «Храмы и музеи Слонимщины» (Слоним-Жировичи-Сынковичи). Данные экскурсии предлагает компания «Би-Тур». Специально для туристической компании «ПрестижАкваТур» была разработана тематическая экскурсионная программа «Романтическая Беларусь» по маршруту Коссово-Альба-Ружаны-Пружаны-Береза. В Коссово можно прикоснуться к биографии Андрея Тадеуша Костюшко, посетить Троицкий костел, ознакомиться с экспозицией музея Костюшко, открытого несколько лет назад в восстановленной усадьбе знаменитого уроженца Беларуси. Напротив деревянной усадьбы стоят руины романтического дворца Пусловских. В деревне Альба находится интересный памятник деревянного зодчества – церковь св. Георгия. В Ружанах можно посмотреть дворец Сапегов, Петропавловскую церковь, Троицкий костел и синагогу. Пружаны демонстрирует Петропавловский собор и оригинальный памятник общественной культуры – Торговые ряды 1896 года. Береза – город, где сохранились руины некогда самого пышного и величественного монастырского комплекса – монастыря картезианцев. Продолжительность экскурсии – 12 часов, протяженность – 580 км. Архитектурные памятники города Слонима включены в двухдневную экскурсию турфирмы «Эллада-тур» по маршруту Несвиж-Мир-Новогрудок(ночлег)-Слоним-Сынковичи-Жировичи. Кроме того, туристская компания «Виаполь» предлагает двухдневную экскурсию «Страницы каменной летописи» по маршруту Ишкольдь-Снов-Горный Снов- Крошин-Новая Мышь–Миловиды- Барановичи (ночлег) - Слоним - Жировичи - Сынковичи - усадьба "Верес" - Ружаны – Коссово. Из архитектурного наследия рода Сапегов в этот маршрут включены костел Преображения Господня в Новой Мыши, костел св. Андрея, Троицкая церковь в Слониме и Дворцовый комплекс, Троицкий костел и Петропавловская церковь в Ружанах. Туристы знакомятся с многочисленными памятниками зодчества, представляющие все архитектурные стили Европы, эпохи и людей, творивших историю. Протяженность маршрута – 650 км. Из огромного архитектурного наследия рода Сапегов в экскурсионные маршруты включены только самые известные памятники. Множество уникальных и впечатляющих церквей и костелов осталось незамеченными разработчиками маршрутов. Одной из главных причин является отдаленность объектов от главных туристских потоков. Туристская компания «Виаполь» предлагает экскурсию «Архипелаг Сапег» по маршруту Слоним-Ружаны-Зельва-Деречин. Кроме уже вышеперечисленных памятников в экскурсию включены такие объекты как канал Огинского, церковь-крепость в Сынковичах, костел Вознесения Девы Марии и Спасо-Преображенская церковь в Деречине, старинная водяная мельница, Троицкий костел и Троицкая церковь в Зельве. Но многие из этих памятников никакого отношения к Сапегам не имеют. Согласно Валентину Дуботовке, только некоторые из упомянутых объектов были связанны с представителями магнатского рода. К ним относятся Спасо-Преображенская церковь в Деречине и Троицкая церковь в Зельве. Мы считаем, что все остальные природные и архитектурные памятники было включать неуместно, если экскурсия носит название «Архипелаг Сапег». В первую очередь нужно было ставить упор на культурное наследие рода. Буквально в тридцати километрах от Зельвы в деревне Пески был построен по приказу Сапегов костел Матери Божьей Руженцовой. А в местечке Дятлово, что в шестидесяти километрах от Зельвы, находится костел Успения Богородицы – “ці не адзіная ацалелая фундацыя падканцлера Казіміра Льва на тэрыторыі сучаснай Беларусі” [7,с.57]. Можно было включить и эти памятники архитектуры в экскурсию «Архипелаг Сапег» тем более, они находятся недалеко от маршрута. Не хватает такой экскурсии, в которой присутствовали бы только памятники, связанные с родом Сапегов. Архитектурное наследие магнатского рода настолько богато и разнообразно, что просто необходимо объединить, по крайней мере, большую его часть в отдельную тематическую экскурсию. Если учитывать тот факт, что большинство памятников архитектуры не реставрируются, а наоборот разрушаются прямо на глазах, нужно хотя бы широко использовать их в туризме, пока они не стерлись с лица земли окончательно. Еще такое предложение актуально тем, что благодаря нему значительно расширяется кругозор экскурсантов. Большинству белорусов известны только Статут Льва Сапеги и дворцово-парковый комплекс в Ружанах из памятников архитектуры. Но этим культурное наследие рода не ограничивается. В доказательство этого мы разработали маршрут, который охватывает самую впечатляющую и значимую часть наследия рода Сапегов. Для такой экскурсии подходит название «Сокровища знаменитых земляков», и ставит она перед собой определенные цели: культурно-воспитательную, общеобразовательную, познавательную – и задачи, а именно: посетить наиболее привлекательные памятники архитектуры, связанные с родом Сапегов, обогатить свой кругозор ценными культурными знаниями, вызвать интерес к истории рода для дальнейшего его изучения. Экскурсия в равной степени будет интересна как белорусским, так и иностранным туристам. Но рассчитана она будет в первую очередь на студентов архитектурных и искусствоведческих факультетов, а также на людей, заинтересованных изучаемой областью культуры Беларуси. Продолжительность предполагаемой экскурсии 3 дня, протяженность – 1190 км. Запланирован выезд туристической группы из Минска в 9.00. Через два часа туристы будут уже в Новой Мыши, где увидят Церковь Преображения Господня. Знатоки говорят, что новомышский костел похож на вильнюсские, но сохраняет в себе все стилевое разнообразие белорусских святынь. Двадцати минут будет достаточно, чтобы полностью осмотреть костел. В семидесяти километрах от Новой Мыши в поселке городского типа Дятлово находится костел Успения Богородицы. Чтобы доехать до этого районного центра понадобиться меньше одного часа, значит, по плану на месте будем в 12:20. Дятловский костел Успения Богородицы является памятником архитектуры барокко, построен был в середине 17 в. На его осмотр отводится полчаса. Через 35 минут группа туристов будет подъезжать уже к Слониму. Кроме знакомства с достопримечательностями города запланирован обед в ресторане «Слоним», который находится по адресу г. Слоним, ул. Брестская 83а. После обеда туристы смогут увидеть Троицкую церковь, костел святого Андрея и Спасо-Преображенский собор. Костел святого Андрея известен теологическими дискуссиями, на которые приезжали и С. Будный, и П.Скарга, и подканцлер Казимир Сапега. Троицкая церковь была перестроена из бывшего костела бернардинцев, но алтарная часть святыни направлена на восток. В. Дуботовка считает, что “новы касцел бернардзінцаў быў узведзены на месцы былой драўляннай праваслаўнай (уніяцкай) царквы” [6,с.115]. Собор Спасо-Преображенский был построен еще в 1635 году, но несколько раз перестраивался, и сегодня храм соединяет в себе оригинальный вид костела 17 века и формы православной архитектуры. Рассчитано, что в 16.00 группа будет выезжать из Слонима. В 8 километрах от города группа остановится в Жировичах, чтобы посмотреть Успенский монастырь – самый известный православный монастырь на западной части Беларуси. Он уникален тем, что действовал всегда: и в войну, и в советское время. В одном из храмов монастыря находится икона Матери Божией Жировической, которая сотворила не один десяток чудес. К иконе едут со всей Беларуси и из-за границы не только православные, но и все верующие люди. В 17.00 нужно будет уже выезжать из Жирович. Чуть больше часа понадобится, чтобы доехать до Березы – районного центра Брестской области, который находится в 95 километрах от Жирович. В прошлом Береза была известна монастырем, основанным в 1648 году для католического ордена картузов. Это был один из крупнейших и богатых монастырей не только в Беларуси, но и всей Речи Посполитой. Сейчас сохранились лишь руины комплекса, но и они дают представление о величии памятника барочной архитектуры. Чтобы осмотреть бывший монастырь понадобится не меньше часа. Кроме монастыря в Березе в 1864 году была построена церковь святого Петра и Павла, которая со значительными изменениями была перестроена в 2003 году. В 19.30 экскурсия по Березе закончится, после этого можно будет поселиться в одну из гостиниц города. Самой лучшей считается гостиница по адресу г. Береза, ул. Ленина, 58, но можно переночевать и в гостинице по адресу г. Береза, ул. Горина-Коляды, 6. В гостинице туристы смогут и поужинать. На второй день тура с утра запланирована экскурсия по Ружанам, которые находятся в 63 километрах от Березы. Если выехать в 9.00, после завтрака, то на месте группа будет уже в 9.45. Ружаны – это главная резиденция рода Сапегов. Здесь туристы увидят руины резных ворот, корпуса охраны, служебного здания, боковых галерей и основного дворца. Под дворцом есть два подземных этажа. Туда можно пролезть и увидеть кирпичную кладку, которой почти 400 лет. В Ружанах представлены также памятники барокко – Петропавловская церковь, Троицкий костел и костел святого Казимира. Петропавловская церковь (в прошлом униатская) в комплексе с монастырской постройкой занимает целиком одну из сторон площади. Обращает на себя внимание решение портала главного входа, объединенного с окном второго яруса. Такой прием решения портала входа в других культовых памятниках белорусского зодчества не наблюдается. Троицкий костел 1617 года считается единственным сохранившимся храмам, построенным на средства Льва Сапеги. Костел святого Казимира – памятник архитектуры позднего классицизма и входил в комплекс базилианского монастыря. На экскурсию по Ружанам нужно отвести 2 часа. Значит, в 12.00 группа будет выезжать из города по направлению к Зельве – районного центра Гродненской области. Так как Зельва находится всего лишь в 40 километрах от Ружан, то на месте группа будет уже в 12.30. В Зельве Франциск Сапега перестроил придворный театр в христианскую святыню. Сегодня это церковь святой Троицы. Кроме этой церкви из архитектурного наследия рода в Зельве ничего не сохранилось. В 13.00 после осмотра церкви запланирован обед в ресторане «Зельвянка» по адресу г.п. Зельва, ул. Академика Жебрака, 6 или в кафе «Молодежное» по адресуг.п. Зельва, ул. 17 сентября. Если выехать из Зельвы в 14.00, то уже через двадцать минут группа будет в местечке Деречин. Тут туристы познакомятся с Спасо-Преораженской церковью, которая в 1865 году была перестроена из костела Успения Пресвятой Девы Марии. Из Деречина нужно выехать в 14.40, чтобы в 15.00 быть в Песках – деревне Мостовского района. В Песках в 1682 году был построен костел Матери Божьей Руженцовой (см. П.2.). Новый храм не один раз разрушался и реконструировался. Последний раз костел перестраивали в 1918 году, когда храм и приобрел сегодняшний очень красивый вид. Теперь костел представляет собой однобашенный трехнефный храм базилианского типа с трансептом и апсидой. Его мощные каменные стены придают святыне сходство с египетскими пирамидами. На осмотр костела потребуется полчаса, значит, в 15.30 можно уже будет выезжать к следующему объекту тура, который находится в Волпе - деревне Волковысского района. Волпа находится в двадцати километрах от Песков, по этому через минут двадцать группа будет на месте. Здесь туристы смогут познакомиться с костелом святого Иоанна Крестителя – архитектурным памятником деревянного зодчества (см. П.3.). Стоит обратить внимание на алтарь, который является памятником монументально-декоративного искусства Беларуси начала 17 века. В 16.30 нужно уже выезжать, чтобы успеть осмотреть достопримечательности Гродно, который находится в 80 километрах от Волпы. Через час группа приедет в Гродно, где сможет увидеть здания бывшего монастыря доминиканцев и костел, и монастырь бернардинцев, которые были построены на средства представителей рода Сапегов. Еще можно посмотреть дворец, который когда-то принадлежал Сапегам, правда в этом здании сейчас работает пивной завод. После экскурсии по Гродно можно будет поужинать в ресторане «Гроднотурист», который находится по адресу ул. Я. Купалы, 63. После ужина, в 19.20 группа будет продолжать свое путешествие. Через два часа с половиной туристы приедут в Вильнюс, где смогут переночевать в одной из гостиниц города, например, “Apie” или “Centro Kubas”. Обе гостиницы находятся в старом городе, по этому туристы могут, если будет желание, прогуляться по историческому центру Вильнюса. Позавтракав в гостинице, участники тура осмотрят город и те достопримечательности, которые связаны с родом Сапегов. В данную экскурсию включены такие объекты, как дворец Сапегов, собор Спасителя, костел Михаила Архангела и монастырь бернардинок. Так как к 12.00 нужно будет освободить номера гостиницы, то в это же время группа туристов выезжает из города в поселок Запишкис, Каунасского района. На месте планируется быть не позднее 13.30, так как расстояние от Вильнюса до Каунаса составляет 121 километр. На левом берегу Нямунаса стоит костёл святого Иоанна Крестителя, построенный в 1578 году. Это очень ценный памятник литовской готики XVI века, видевший много страданий на протяжении нескольких веков, войн и наводнений, о нём сохранилось много легенд. Костёл с начала XX века не служит для потребностей культа. Летом в костёле бывают концерты сакральной музыки, организуются мероприятия в честь коронации Витаутаса Великого. В Запишкис можно будет и пообедать в ресторане "Drambliukas", что в переводе значит «Слон». Из поселка нужно будет выезжать в 15.00, а к 17.00 группа подъедет к границе Литва-Беларусь. От того, как группа пройдет границу, зависит, в какое время они будут в местечке Гольшаны – Ошмянского района. Примерно, это будет в 18.30. В Гольшанах вниманию туристов будут представлены замок Сапегов, костел Иоанна Крестителя и монастырь францисканцев. Как с замком, так и с костелом связанно множество легенд. Даже если не повезет увидеть Белую Даму, то можно вдоволь полюбоваться костелом святого Иоанна – памятником архитектуры раннего барокко и руинами замка – памятника дворцово-замковой архитектуры 16-20 веков. Так запланировано, что уже в 20.00 туристы должны начать ужинать в кафе «Замок», который находится в самом местечке Гольшаны, и дальше продолжать свой путь. Если группа выедет в 21.00 из Гольшан, то уже к 23.00 часам они приедут в Минск. Такой маршрут является совершенно уникальным в своем роде. Он охватывает большую часть архитектурного наследия рода Сапегов, большинство памятников которого не включены не в один из маршрутов. Маршрут представлен следующим образом: Новая Мышь-Дятлово-Слоним-Жировичи-Береза (ночлег) -Ружаны-Зельва-Деречин-Пески-Волпа-Гродно-Вильнюс (ночлег) -Запишкис-Гольшаны (см. П.4.). Большинство памятников архитектуры, включенных в маршрут, нуждаются в незамедлительной реконструкции или реставрации. В противном случае, можно безвозвратно утратить такое богатое и разнообразное архитектурное наследие. Благодаря новым разработанным маршрутам появляется возможность сохранить культурное наследие. Представители рода Сапегов отличаются своей разносторонней деятельностью в области белорусской культуры и истории. Они играли одну из первых ролей в управлении государством, добивались ее независимости и устойчивого положения на международной арене. Поэтому род Сапегов олицетворяется с патриотизмом и полной отдачей родной стране. Несмотря на такое большое значение рода в истории, было проведено недостаточное количество исследований, связанных с изучаемой темой. В результате чего, существует немного изданий, полностью посвященных роду Сапегов. А в некоторых из них встречаются несоответствия, которые указывают недостоверность тех или иных фактов. Большая часть архитектурного наследия рода была утрачена, а остальная находится в плачевном состоянии. Если сакральную архитектуру стараются своевременно реставрировать служители костелов, церквей и монастырей, то замки и дворцы оставлены на произвол судьбы и у туристов могут вызывать только жалость, а не восхищение, как этого хотелось бы. Тем более, если учитывать тот факт, что некоторые из них считаются памятниками республиканского значения и заслуживают хотя бы уважения как дань «знаменитым землякам». Все архитектурное наследие рода Сапегов обладает богатым культурным потенциалом и историей, поэтому оно должно широко использоваться в сфере туризма. По этой причине, впервые был разработан маршрут, который охватил большую часть памятников архитектуры, связанных с родом Сапег. В этот маршрут включены различные памятники всех стилей, известных в Европе. Кроме того, количество дворцов, костелов и церквей указывает на могущество рода Сапегов и роль, которую представители этого рода играли в политике государства. Такой маршрут является совершенно уникальным в своем роде и не имеет аналогов. Предполагаемая экскурсия позволяет посетить наиболее привлекательные памятники архитектуры и обогатить кругозор ценными культурными знаниями. Такая экскурсия даст не обрывочные, а глубокие знания, так как она подчинена определенной теме. А архитектурные памятники, включенные в маршрут, докажут необходимость их незамедлительной реконструкции и реставрации. В противном случае, архитектурное наследие стоит на грани исчезновения. С помощью новых разработанных маршрутов и экскурсий появляется возможность сохранить и использовать культурное наследие. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Дворцово-парковый комплекс в Ружанах Костел Матери Божьей Руженцовой. Пески Костел святого Яна Крестителя. Волпа
Схема маршрута экскурсии «Сокровища знаменитых земляков» Условные обозначения к схеме маршрут а. - линия маршрута - место остановки
Цифрами на карте обозначено:
Костел святого Андрея Собор Спасо-Преображенский
Петропавловская церковь Троицкий костел Костел святого Казимира
Костел и монастырь бернардинок
Костел Спасителя Костел святого Михаила Архангела
Костел святого Иоанна Крестителя Монастырь францисканцев ПОДТВЕРЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО РАБОТА ВЫПОЛНЕНА САМОСТОЯТЕЛЬНО Я, Щербина Анастасия, студентка первого курса Факультета искусств и истории культуры, программы Белорусистика: Охрана и использование культурного наследия подтверждаю, что сданная работа «Архитектурное наследие магнатского рода Сапегов как перспективные объекты туристских маршрутов»: 1. выполнена мною самостоятельно и не была сдана по другому учебному курсу в этом или предыдущих семестрах; 2. не использовалась в другом Институте/Университете Беларуси/Литвы или заграницей; 3. не использует источников, которые не указаны в работе, и представляет весь список использованной литературы. Анастасия Щербина [1] Литвины — название населения Великого княжества Литовского, проживавшего в его северо-западной части, потомки кривичей, лютичей, пруссов и ятвягов. Название "литвины" происходит от названия союза племен поморских славян лютичей (Лютва). |