Реферат: Проектирование привода к конвейеру из конического редуктора и цепной передачи
Название: Проектирование привода к конвейеру из конического редуктора и цепной передачи Раздел: Промышленность, производство Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание Спроектировать привод к конвейеру по схеме (рис.1). Механизм привода состоит из конического редуктора и цепной передачи. Исходные данные для проектирования: 1.Мощность на ведомой звездочке N2 = 2,5 кВт 2.Угловая скорость на ведомой звездочке = 8 рад/с Рис.1 Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчет. 1. Определяем общий КПД привода передачи: общ м × 2 оп × цп × кп = 0,98 × 0,992 × 0,92 × 0,96 = 0,85 м − КПД муфты оп − КПД подшипников цп − КПД цепной передачи кп − КПД конической передачи 2. Требуемая мощность электродвигателя будет равна: Pэл = = = 2,94кВт 3. Выбираем электродвигатель: трехфазный асинхронный электродвигатель серии 4АМ предназначенные для привода машин и механизмов общепромышленного применения. Табл.1
4.Определяем частоту вращения выходного вала привода: nвых = = = 76,43 об/мин 5.Определяем передаточное число привода для всех вариантов при заданной номинальной мощности: iпер1 = = =37,16iпер2 = = =18,78 iпер3 = = = 12,5iпер4 = = =9,16 6.Производим разбивку передаточного числа привода по ступеням, принимая для всех вариантов передаточное число редуктора постоянным и равным iзп = 3,15. цп1 = = =11,8iцп2 = = =5,96 iцп3 = = = 3,97iцп4 = = = 2,91 Табл.2
Анализируя полученные значения передаточных чисел, приходим к выводу: a)первый вариант (i = 37,16; nном = 2840 об/мин) затрудняет реализацию принятой схемы двухступенчатого привода посредством конического редуктора и цепной передачи из-за большого передаточного числа i всего двигателя. б)во втором варианте (i = 18,78; nном = 1435 об/мин) получилось все таки большое значение передаточного числа цепной передачи, уменьшение которого за счет увеличения передаточного числа редуктора нежелательно. в)четвертый вариант (i = 9,16; nном = 700 об/мин) не рекомендуется для приводов общего назначения ввиду того, что двигатели с низкими частотами оборотов весьма металлоемки. г)из рассмотренных четырех вариантов предпочтительнее всего третий: i= 12,5nном = 955об/мин. 7.Определяем максимально допустимое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины nрм , об/мин nрм = = = 3,82 об/мин 8.Определяем допускаемую частоту вращения приводного вала рабочей машины с учетом отклонения [nрм ], об/мин: [nрм ] = nвых + nрм = 76,43 + 3,82 = 80,25 об/мин 9. Определяем фактическое передаточное число привода iф : iф = = =11,84 10.Уточняем передаточные числа закрытой и открытой передач в соответствии с выбранным вариантом разбивки передаточного числа привода (при этом неизменным оставим iзп = 3,15): iоп = = =3,78 Таким образом, выбираем электродвигатель 4АМ112МA6У3 с nном = 955 об/мин и мощностью Рном = 3кВт. 1. Определим мощность, число оборотов и крутящий момент на быстроходном валу: PБ = Pэл × м = 3 × 0,98 = 2,94 кВтnБ = nэл = 955 об/мин; Б = = = 100,01 рад/секMКБ = = = 29,4 Hм на тихоходном валу: PТ = PБ × кп × 2 оп = 2,94× 0,96 × 0,992 = 2,77 кВт nТ = = = 303,17 об/минТ = = = 31,75 рад/сек MКТ = = = 92,6 Hм Выбор твердости, термообработки и материала колес. 1)В соответствии с рекомендациями из таблицы 3.1 [1] при мощности двигателя Р £ 7,5кВт выбираем материал для зубчатой пары колес. При этом будем учитывать, что разность средних твердостей рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса при твердости материала Н £ 350 НВ в передачах с прямыми зубьями составляет Δср = НВ1ср − НВ1ср = 20 ÷ 50 :
2)Из таблицы 3.2 [1] выбираем интервал твердости зубьев шестерни НВ1 и колеса НВ2 ,: НВ1 =НВ2 = 179÷262 НВ 3)Определяем среднюю твердость зубьев для шестерни и колеса:
Определение допускаемых контактных напряжений []к , H/мм2 Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни []H1 и колеса []H2 по формуле шестерни напряжения []к =[но ]× , где [SH ] – коэффициент безопасности, равный 1,1для однородных материалов. кН L – коэффициент долговечности, равный 1,8 при t =10000час [но ]= Hв r ×1,8+67
[к1 ]= [но ]1 × =414,40 × =678,11 Определение допускаемых напряжений изгиба []u []u = [ро ]× , где кр L =1,1,крС = 1,0 − коэффициент приложения нагрузки, [Sр ]=1,75 − для поковки, [ро ] − предел направления изгиба. [ро ] =1,03× =1,03× = 188,49 H/мм2 следовательно: []uз = [ро ]× = 188,49 × = 118,48H/мм2 Расчет закрытой конической зубчатой передачи. 1.Определим главный параметр − внешний делительный диаметр колеса de 2 , : de 2 / 165 × ,где кн = 1 (для прямозубых передач) н = 1,0 − коэффициент вида конических колес (прямозубые) de 2 / 165 × =165 × =150,63 округляем до de 2 = 150 мм (ГОСТ 6636-69) 2.Определяем углы делительных конусов шестерни Ð и колеса Ð2 : Ð2 = arctgi = arctg 3,15 = 72,3874 o , Ð o −Ð2 =o −72,3874 o =17,6126o Определение внешнего конусного расстояния Re , мм: Re = = = 78,69 4.Определение ширины зубчатого венца шестерни и колеса b, мм: b = R Re ,где R =0,285 −коэффициент ширины венца b = R Re = 0,285×78,69=22,42 округляем до b = 22мм (ГОСТ 6636-69) 5.Определение внешнего окружного модуля me , мм: me = , где кF =1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (прямозубые). F =0,85 – коэффициент, вида конических колес (прямозубые). me = = =3,9 6.Определение числа зубьев колеса z2 и шестерни z1 : z2 = = =38,46z1 = = =12,2 так как в рекомендациях [1] по условиям уменьшения шума и отсутствия подрезания зубьев рекомендуется принять z1 / 18 (прямозубая пара колес), для силовых конических передач принимаем модуль me =2 [1]. Следовательно: z2 = = =75z1 = = =24 7.Определение фактического передаточного числа iф и проверка его отклонения Δi от заданного i: iф = = =3,125Δiф = ×100% = ×100% =0,6% £ 4% 8.Определение действительных углов делительных конусов шестерни Ð1 и колеса Ð2 : Ð2 = arctgiф = arctg 3,125 =72,2553o 1 = 90o –2 = 90o – 72,2553o =17,7447o 9.Определение фактических внешних диаметров шестерни и колеса, мм: de1 = me × z1 =2×24 =48de2 = me × z2 =2×75 = 150 10.Определение вершин зубьев, мм: dbe1 = de1 + [2(1+ xe1 )cos 1 ]×me , гдеxe1 = 0 dbe1 = de1 + [2(1+ xe1 )cos 1 ]×me = 48 +[2(1+0)cos 17,7447o ]×2 = 51,81 dbe2 = de1 + [2(1– xe1 )cos 2 ]×me , гдеxe2 = 0 dbe2 = de2 + [2(1 – xe2 )cos 2 ]×me = 150 +[2(1 – 0)cos 72,2553o ]×2 = 151,22 11.Определение размеров впадин, мм: dfe 1 = de 1 – [2(1,2 – xe 1 ) cos1 ]× me , где xe 1 = 0 dfe1 = de1 – [2(1,2 – xe1 ) cos 1 ]× me =48 – [2(1,2 – 0)cos17,7447o ]×2=43,43 dfe2 = de2 – [2(1,2 + xe1 ) cos 2 ]× me , гдеxe2 = 0 dfe2 = de2 – [2(1,2 + xe2 ) cos 2 ]× me =150 – [2(1,2 + 0)cos72,2553o ]×2=148,54 12.Определение среднего делительного диаметра шестерни d1 и колеса d2 , мм: d1 ≈ 0,857×de 1 = 0,857 × 48 = 41,14 d2 ≈ 0,857×de 2 =0,857×150=128,55 Проверочный расчёт. а ) Условия пригодности заготовок колёс: Dзаг £Dпред ; Sзаг £Sпред По табл.3.2 [1]. Dпред и Sпред для любых размеров. б) Проверяем контактные напряжения по формуле: н = 470×£ []H где: 1) - окружная сила в зацеплении, F1 = =1440Н; 2) KH = 1 − коэффициент ,учитывающий распределение нагрузки между зубьями. 3) KH − коэффициент динамической нагрузки. Определяется по табл. 4.3 [1] в зависимости от окружной скорости колёс, где скорость колеса определяется по формуле: = м/с и степени точности передачи определяем по табл. 4.2 и табл4.3[1]. KH =1,08 4) KH =1. н = 470× = 590Hмм2 £ 619,2Hмм2 Допускаемая недогрузка передачи (н £ [ не более 10% и перегрузка (н / [ до 5% . = 4,72%. б) Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса по формулам: F 2 = Y×Y и F 1 =F 2 × £ [F 1 ; где : 1) значение b =22мм ; m=2мм;F = 0,85 ; Ft =1440Н. КF =1 . 2) КFa = 1 − коэффициент ,учитывающий распределение нагрузки между зубьями прямозубых колёс. 3) КF =1,08 − коэффициент динамической нагрузки определяется аналогично коэффициенту − KH 4) YF 1 и YF 2 − коэффициенты формы зуба и колеса. Определяются по табл. 4.7 интерполированием в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни Z и колеса Z : Z = = =25,2 YF 1 =3,67; Z = = = 246,01 Y= 3,63; 5) Y = 1 − коэффициент, учитывающий наклон зуба. 6) []F 1 и []F 2 − допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса. []F2 =3,63 × 1 × ×1 ×1 × 1,08 = 150,9 Нмм2 []F 1 = 150,9 × = 152,6 £[]F 1 ; F 1 =152,6 Нмм2 £[]F 1 =416 Нмм2 F 2 = 150,9Hмм2 £[]F 2 =455б8Hмм2 . При проверочном расчёте F значительно меньше [F , что это допустимо ,так как нагрузочная способность большинства зубчатых передач ограничивается контактной прочностью. Проверочный расчёт дал положительный результат. Полученные результаты параметров конической зубчатой передачи сводим в таблицу №3: Табл. 3
Предварительное определение геометрических параметров валов и их расчет на прочность. 1. Выбор материала. В проектируемых редукторах рекомендуется применять [1] термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х, одинаковые для быстроходного и тихоходного вала. Выбираем по таблице 3.2 [1] сталь 40Х улучшенная со следующими механическими характеристиками:
Проектный расчет валов выполняем по напряжениям кручения (как при чистом кручении) т.е. при этом не учитываем напряжения изгиба, концентраций напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение применяем заниженными: []к =10…20 Н/мм2 . При этом меньшие значения []к – для быстроходных валов, большие []к – для тихоходных. 2.Определение сил действующих в зацеплении. Окружные силы на шестерне и колесе: Ft 1 = Ft 2 = = =1440 H Радиальная сила на шестерне: Fr 1 = Ft 1 r , где r – коэффициент радиальной силы r = 0,44cos – 0,7sin =0,44cos17,7447 – 0,7sin17,7447=0,206 Fr 1 = Ft 1 r =1440 × 0,206 =296,2Н Осевая сила на шестерне: Fa 1 = Ft 1 a , где a – коэффициент осевой силы a = 0,44sin + 0,7cos =0,44 sin17,7447 + 0,7cos17,7447=0,801 Fa 1 = Ft 1 r =1440 × 0,801=1153H Радиальная сила на колесе: Fr 2 = Fa 1 = 1153H Осевая сила на колесе: Fa 2 = Fr 1 = 296,2Н 3.Определение размеров ступеней быстроходного вала, мм. Согласно таблицы №7.1 [1], диаметр d1 выходного конца быстроходного вала, соединенного с двигателем через муфту, определяется по формуле: a)d1 = = = 24,5 d1 выбираем равным 30мм. б)d2 = d1 + 2t =30 + 2×2,2 = 34,4мм, где t − высота буртика d5 определяем в зависимости от d2 по табл. 10.11[1] для регулирующей гайки с мелкой метрической резьбой d5 = 36мм.(М36 × 1,5). в)для быстроходного вала конического редуктора на 4-й ступени устанавливаются два подшипника и диаметр d4 равен диаметру в внутреннего кольца подшипника: d4 = d5 + (2…4) = 36 +4 = 40мм г) d3 = d4 + 3,2r = 40+3,2×2 =46,4мм, где r − координата фаски внутреннего кольца подшипника. д)под полумуфту длина выходного конца быстроходного вала: l1 = (1,0…1,5)d1 = 1×30 = 30мм е)l2 = 0,6 ×d4 = 0,6×40 =24мм ж)l3 =23,56мм , l4 = 53,64ммопределено графически. з)l5 = 0,4 × d4 = 0,4 × 40 = 16мм 4.Определение размеров ступеней тихоходного вала, мм. Согласно таблицы №7.1 [1], диаметр d2 выходного конца тихоходного вала, соединенного цепной передачей с исполнительным механизмом, определяется по формуле: dt 1 = = = 28,5 d1 выбираем равным 30мм. d2 = d4 = 40мм,d3 = 48мм,d5 = 43мм,L1 = 30мм, L2 = 37,5мм,L3 – определено графически,L4 = 36мм,L5 = 16мм. 5.Конструктивные размеры шестерни и колеса Шестерню выполняем за одно с валом. Коническое зубчатое колесо кованное. Его размеры: диаметр ступицы dст ≈(1,55…1,6)d≈ 48×1,55 = 76мм длина ступицы Lст ≈ (1,1…1,5)d3 =54мм толщина обода δo ≈ (3¸4)×m =8мм толщина диска С =(0,1¸0,17)Re = 14 мм 6.Первый этап компоновки редуктора. Разработка чертежа общего вида редуктора. а)Изисходныхданных Re , de1 , de2 , δ1 , δ2 , me , hae = me , hfe = 1,2me . Строим коническую пару зубчатой передачи. б)Прочерчиваем контур внутренней поверхности стенок корпуса редуктора с зазором x от вращающихся поверхностей колеса для предотвращения задевания; x = + 3 мм (x должен быть > 8 мм) x = 9 мм Расстояние y между дном и шестерней принимаем y/ 4x будет 36 мм. в)Вычерчиваем ступени вала на соответствующих осях по размерам в и L, полученным в проектном расчете валов. г)При установке радиально-упорных подшипников необходимо учитывать, что радиальные реакции считают приложенными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к середине контактных площадок. Для однородных конических подшипников по формуле a1 = 0,5 ×(T + l) a1 = 0,5 ×(20 + ×0,38) = 17,6 мм a2 » 2,5 × a1 = 2,5 ×17,6 = 44 мм д)Вал тихоходный вычерчивается впоследствии от 5-й к 1-й ступени, при этом длины 5-й и 3-й ступени (L5 , L3 ) вала получают конструктивно. Третью ступень вала d3 c насиженным колесом следует расположить противоположно от выходного конца вала d, что обеспечить более равномерное распределение сил между подшипниками. е)Выбираем способ смазывания. Зацепление зубчатой пары – окунание зубчатого колеса в масло. Для подшипников в пластичный смазочный материал. Раздельное смазывание принято потому, что один из подшипников ведущего вала удален и это затруднит попадание масляных брызг. 7.Выбор подшипников По таблице К-29 [1] для конической передачи при n<1500 об/мин применяется подшипник роликовый конический однорядный. Выбираем типоразмер подшипника по величине диаметра внутреннего кольца, равного диаметру в =40мм. Это подшипник легкой широкой серии 7208 (ГОСТ 27365 – 87). d =40мм;D = 80мм;T = 20мм;угол контакта Ð 14o ;Cr = 42,4 кН. 8.Определение реакций опор быстроходного вала. Данные из предыдущего расчета: Fr 1 = Fa 2 = 296,2H;Fr 2 = Fa 1 = 1153H;Ft 1 = Ft 2 = 1440H; Первый этап компоновки дал: L1 =17,6ммL2 = 44мм L3 = 100мм Определяем нагрузку на опоры быстроходного вала: а)вертикальная плоскость SМXB = 0; Fa × + Fr (l1 +l2 ) – RBY l2 = 0 RBY = = = 953,70 H SМxа = 0;Fa × + Fr L1 – RAY l2 = 0 RAY = = = 657,5H SX =0 – RAY + RBY – Fr = 0– 657,5 + 953,7 – 296,2 = 0 Строим эпюру изгибающих моментов в характерных сечениях рисунок 2. Мxc = Fa = 1153 × 20,57 = 237717,21 H мм = 237,72 H м Мxc = Fa – Fr l1 =1153 ×20,57 –296,2 × 17,6 =232504,09 Hмм =232,5Нм б)горизонтальная плоскость. SМYA = 0; Ft ×Fr (L1 +L2 ) – RBX L2 =0 RBX = = =2016H S МYB =0; Ft L1 – RAX L2 =0RAX = = =576H Проверка:SY = 0Ft – RBX +RAX =0;1440 –2016 +576 = 0 в)Строим эпюру изгибающих моментов в характерных сечениях (рис. 2) MYC =0; MYB = Ft ×L1 =1440 ×17,6 =25,3Hм MYA = 0 г)Строим эпюру крутящих моментов в характерных сечениях (рис. 2) Mк = Mz =Ft × =1440× =296,2Hм д)Определяем суммарные реакции опор. RA = = =887H RB = = = 2230H е)Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженном сечении В. MИВ = = =2242 Н м ж)Определяем приведенный момент. МПР = = = 2242 Н м 9.Проверочный расчет подшипников. 9.1Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности с базовой. В результате расчетов имеем: угловая скорость вала 2 =100,01рад/сек осевая сила в зацеплении Fa =1153H реакция в подшипникахRXB = 953,7H; RYB = 2016H; R = 887H; R = 2230H Подшипники установлены в растяжку: обе опоры фиксирующие, крышки торцовые, регулирование подшипников круглой шлицевой гайкой. Эквивалентная динамическая нагрузка рассчитывается для каждого подшипника (RE 1 ;RE 2 ) с целью определения наиболее нагруженной опоры. 9.2Определяем коэффициент влияния осевого нагружения e по табл. К-29 [1] e =0,38. 9.3Определяем осевые составляющие радиальной нагрузки по формуле RS =eRГ RS1 = 0,83eRA = 0,83 × 0,38 ×887 =279,8H RS2 = 0,83eRB = 0,83 × 0,38 ×2230 =703,3H 9.4 Определяем осевые нагрузки подшипников Ra 1 , Ra 2 . По таблице 9.6 [1] в случае RS 1 /RS 2 , тогда Ra 1 = Ra 2 , т.е. Ra 1 =279,8Н, Ra 2 = Ra 1 + Fa = 279,8 + 1153 = 1432,8H. Вычисляем отношение , и сравниваем с коэффициентом «е», где V− коэффициент вращения. При вращающемся внутреннем кольце подшипника согласно таб. 9.1[1] V =1. = = 0,29 < 0,38; = =0,45 > 0,38 По соотношениюа)0,29 < 0,38 б)0,45> 0,38 согласно таб. 9.1 [1] выбираем формулу: а) RE = VRr K , где K − коэффициент безопасности по таб. 9.4 K =1,1 − температурный коэффициент по таб. 9.5 температура до 100o С KТ =1,тогда: RE = VRr K = 1×953,7×1,1×1 =1049H б)RE = (XVRr + YRa )×K где по таб. 9.1 X =0,4; по таб. К-29 Y = 1,56; K RE = (XVRr + YRa )×K ×1+1,56×1432,8)×1,1×1 =2849H 10. Определяем динамическую грузоподъемность по формуле: Сгр = RE , где m =3,33 показатель степени для роликовых подшипников, a1 − коэффициент надежности. При безотказной работе подшипников g =90% a =1. a23 − коэффициент учитывающий влияние качества подшипников a23 =0,6 n − частота вращения внутреннего кольца (об/мин) Сrр = RE = 2849× =22366H Cr = 42,4 Cr >Cr р , значит подшипник пригоден к применению. 11.Определяем реакция опор подшипников тихоходного вала. Данные из предыдущих расчетов: Ft = 1440HFr = 1153HFa = 296,2H Первый этап компоновки дал следующие результаты: L1 = 40мм,L2 = 108мм Для тихоходного вала определяем подшипники: это подшипник легкой широкой серии 7208 (ГОСТ 27365 – 87). d =40мм;D = 80мм;T = 20мм;угол контакта Ð 14o ;Cr = 42,4 кН. а)Плоскость XZ– RX 3 ×(L2 + L1 )+Ft ×L2 = 0 RX3 = = =389,2H RX1 ×(L2 + L1 ) – Ft ×L2 = 0 RX 1 = = =1050,8H Проверка : RX 3 + RX 1 – Ft =0389,2 + 1050,8 – 1440 = 0 Определяем изгибающий момент: MX =Ft × Cтроим эпюру изгибающих моментов б)Плоскость YZ– RY 3 ×(L2 + L1 ) – Fr ×L1 + Fa × = 0 RY3 = = = – 182,94H – RY1 ×(L2 +L1 )+ Fr ×L1 +Fa × = 0 RY 1 = = = 970,06H Проверка: RY 3 – RY 1 + Fr =0–182,94 –970,06 + 1153 = 0 Cтроим эпюру изгибающих моментов Определяем суммарную реакцию опор: R1 = = = 1045H R3 = = = 1066,6H Определяем суммарные изгибающие моменты в сечении 2: MИ2 = = = 185,2 H м MПР = = = 185,22 H м 12. Конструктивные размеры корпуса редуктора. Толщина стенок корпуса и ребер жесткости в проектируемых малонагруженных редукторах (Т2 õ 500 Нм) с улучшенными передачами, определяется по формуле d =1,8× / 6мм где Т2 – вращающий момент на тихоходном валу d =1,8× / 6мм толщина стенок крышки и основания корпуса принимают такими же. Взаимное расположение подшипников на быстроходном вале фиксируется установочной гайкой М36×1,5 с предохранительной шайбой. Подшипники размещаем в стакане, толщина которого dст =10мм. Между шестернею и внутреннем подшипником устанавливается шайба для предотвращения попадания жировой смазки в корпус редуктора. Очерчиваем всю внутреннюю стенку корпуса, сохраняя величины зазоров принятые в первом этапе компоновки Х=9 ,У=36. На тихоходном валу устанавливается зубчатое колесо. Соединение с валом шпоночное. Колесо зафиксировано. С одной стороны оно упирается в утолщение вала, с другой стороны внутреннюю обойму подшипника. На валу установлена распорная втулка. Одним концом опирается в ступицу колеса, другим во вращающуюся кольцо подшипника. Определяем глубину гнезда под подшипник. Lr= 1.5 T2 ; где Т2 ширина подшипника Т2 = 20 мм Lr= 1.5 × 20 = 30мм По таблице 10.17 лит.1 определяем диаметры болтов для корпуса редуктора. d1 =M14; d2=M12; d3=M10 ; d4=M8 ; d5=M5. Длина L определяем конструктивно. 13. Определение геометрических размеров шпонок и проверка прочности шпоночного соединения. По табл. 42 лит. 1определяем размер шпонок.Быстроходный вал:d =30мм b=10; h=8;фаска 0,5мм. Для тихоходного вала в =48мм b=14 h=9 фаска 0,5мм. Шпонки призматические, со скругленными торцами. Материал шпонок: сталь 45 нормализация. Проверка ведётся на смятие. Проверяем соединение вала с колесом на тихоходном валу по формуле: см = õ [см ] где, а) Ft – окружная сила б) Асм =(0,94h-t1 )Lр – площадь смятия в мм2 в) Lр = L – b –рабочая длина шпонки со скруглёнными торцами L – полная длина шпонки определена на конструктивной компоновке. [см ] =110… 190 Н/мм2 Асм =(0,94 х 9- 5,5 )26 =76,96. см = =19õ[см ] 14. Выбор способа смазывания ,сорта масла и его количества. Тихоходный вал: Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). Сорт масла по табл. 10.29 лит.1 И-Г-С-68. Количество масла: из расчёта 0,4…0,8л масла на один киловатт Быстроходный вал: Подшипники смазываем пластичной смазкой ,которую закладывают в подшипниковые камеры при сборке . Периодически смазку пополняют шприцом через прессмаслёнку. Сорт смазки − солидол УС-2. 15.Проверочный расчёт стяжных болтов подшипниковых узлов. Стяжные болты рассчитывают напрочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручение по формуле: экв. =õ [ ] а) Fр − расчётная сила затяжки винтов ,обеспечивающая нераскрытие стыка под нагрузкой Fр = [ К3 ( 1- х ) + х ]Fв Здесь Fа = 0,5Rу − сила воспринимаемая одним болтом, где Rу-большая из реакций в вертикальной плоскости в опорах реакций в вертикальной плоскости в опорах подшипников. К3=1,25…2-коэффициент затяжки. Х=0,4… 0,5 б) А − площадь опасного сечения болта. А = где dр = d2 – 0.94р − расчётный диаметр болта, d2 − наружный диаметр болта, р − шаг резьбы. В[ ] − допускаемое напряжение при некоторой затяжке до 16мм []( 0,2…0,25) сигма т а) Определяем силу, приходящуюся на один болт: Fв = = 525 Н Определяем площадь опасного сечения болта: б) Принимаем К3 =1,5 (постоянная нагрузка ); х = 0,27 ( соединение чугунных деталей без прокладок ). в) Определяем механические характеристики материала болтов: предел прочности [в ] =500 н / мм2 в квадрате; предел текучести T =300 Нмм2 ; допускаемое напряжение [] =0,25х=75Н/мм2 . г) Определяем расчётную силу затяжки болтов : Fр = [ К3 ( 1- х) + х] Fв = [1,5×(1- 0,27) + 0,27]× 525 =716,6 Н. г) Определяем площадь опасного сечения болта: А= = = 84,2 мм2 д) Определяем эквивалентные напряжения: экв = 11,1Н / мм 2 < [] Расчёт болтов удовлетворяет нужного запаса прочности. 16. Уточняющий расчёт валов. Наиболее опасный участок на быстроходном валу это точка №1, место приложений реакций внутреннего подшипника, поэтому расчёт будем вести на этом участке вала. Данные из предыдущих расчётов: Быстроходный вал. MX =25,3 Н/мMу =232,5 Н/м Мк =2240 Н/м Находим суммарные изгибающие моменты: М = = 233,9Н/м а) Определяем момент сопротивления сечения вала. W = 0,1d3 = 0,1×403 =6400мм3 б) Определяем напряжения в опасном сечении вала. а =и == =36,5Н/мм2 в) Определяем касательные напряжения, они изменяются по от нулевому циклу, при котором амплитуда цикла равна половине расчётных напряжений кручения к : = = =306,8Н/мм2 г) Определяем коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для расчётного сечения вала. Для валов без поверхностного упрочнения коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений определяют по формуле: (К )D =+ КF -1; (К )D =+ КF -1; где К иК − эффективные коэффициенты. Они определяются по таблице 11.2 [1] . Кd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения по табл. 11.3 [1] . КF - коэффициент влияния шероховатости таб.11.5 [1]. (К )D =+ КF −1 =3,95 +1,10 −1=4,05; (К )D = + КF −1 =2,8+1,10−1=2,9 д) Определяем пределы выносливости в расчётном сечении вала по формуле: (-1 )D =; ( 1 )D =; где (-1 ) и 1 = 0.58-1 − пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения. (-1 )D = =37,2; ( 1 )D = =51,8; е) Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям: S ; S S = 6,5 ; S ж) Определяем общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении: s = /[s]; где [s]= 1,3…1,5 высокая достоверность расчёта;[S]=1,6…2,1 менее точная достоверность расчёта. s = = 6,3; S[S]; Проверочный расчёт на прочность дал удовлетворительные результаты. 17. Сборка редуктора. Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов: − на быстроходный вал одевают мазеудерживающую шайбу, затем устанавливают внутренний подшипник, потом наружный, предварительно нагретые в масле до 80-100 С; − в тихоходный вал закладывают шпонку, затем напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; − далее надевают распорную втулку и устанавливают подшипники, предварительно нагретые в масле. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого на тихоходный вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников. Регулирующим болтом бугеля, регулируют зазор между шестерней и колесом, при этом проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем фиксируют стопорной шайбой и винтами. Затем ввертывают пробку масло спускного отверстия с прокладкой и жезловый масло указатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой; закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями. |