Реферат: Проект привода к ленточному конвейеру
Название: Проект привода к ленточному конвейеру Раздел: Промышленность, производство Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Лист
Введение Курсовое проектирование имеет очень большое значение в развитии навыков самостоятельной творческой работы студентов, тат как прививает им навыки научно-исследовательской работы, рационализации, изобретательства, пользования справочной литературой, ГОСТами, нормами, таблицами и номограммами, а также навыки расчетов и составления расчетно-пояснительных записок к проектам. Курсовой проект по Прикладной механике является важной самостоятельной инженерной работой студента, охватывающей вопросы расчета на прочность, жесткость, износостойкость, долговечность и другие виды работоспособности деталей машин и базирующейся на всех видах уже изученных студентами дисциплинах, подготавливает студентов к выполнению курсовых проектов по специальным дисциплинам, а также к выполнению дипломного проекта. 1. Кинематическая схема привода Спроектировать привод к ленточному конвейеру. Мощность на ведомом валу редуктора Р3 = 4,5 кВт и угловая скорость вращения этого вала ω = 2,8π. 2.Выбор электродвигателя по каталогу Требуемая мощность электродвигателя [1,с.89]
(2.1) где η – общий КПД редуктора [1,с.89]. (2.2) где η1 = 0,97 – К.П.Д. ременной передачи; η2 = 0,99 – К.П.Д. пары подшипников; η3 = 0,96 – К.П.Д. редуктора;
Ртр =4,5/0,913=4,93 кВт. Из табл. [1,с.93] выбираем электродвигатель (по требуемой мощности) типа А02-52-8 имеющий мощность Р1 =5,5 кВт при частоте вращения n=730 об/мин и угловой скорости ω=76 рад/с .Угловая скорость ведущего вала привода (2.3) Число оборотов ведущего вала привода (2.4) Общее передаточное число [1,с.90]
В соответствии с ГОСТ 2185-86, U=8,69 [1,c.97]. При этом передаточное число ременной передачи U1 =2,4, редуктора U2 =3,62 [1,с.97] Частота вращения ведущего вала редуктора (2.5) Угловая скорость каждого из валов (2.6)
Мощность каждого из валов (2.7)
Вращающие моменты, Н/м
(2.8) 3.Выбор материалов. Определение допускаемых напряжений Так как мощность привода небольшая в качестве материалов шестерен и колес целесообразно назначить материалы с твердостью НВ<350. При этом каждая зубчатая передача будет прирабатываться, а стоимость редуктора будет невысокой. Шестерни: Сталь 40Х, термообработка – улучшение; твердость 270 НВ; временное сопротивление σв =950МПа; предел текучести σТ =700МПА [2,c.56]. Для лучшей приработки зубьев рекомендуется назначать для материалов колеса твердость на (20…50)НВ ниже, чем для шестерен [1,с.55]. Колеса: Сталь 40Х; улучшение; 250НВ; σв =850МПа; σТ =550МПА [2,c.96]. 3.1Допускаемые контактные напряжения Для расчета на контактную прочность [3,с.143], МПа [σ]Н =(σН0 / S Н ) KHL , (3.1) где σН0 – предел контактной выносливости при пульсирующем цикле напряжений; S Н – коэффициент безопасности; KHL – коэффициент долговечности в расчете на контактную прочность. Для нормализованных и улучшенных материалов σН0 =2НВ+70МПа; (3.2) σН0 =2·250+70=570МПа. S Н =1,1[3,с.147]. Число циклов нагрузки зубьев шестерни в течение срока службы NH 1 =60 Lh n 1 (3.3) Lh =8ч/сут · 300дней в году · 5 лет=12000ч срок службы NH 1 =60·970 об/мин·12000 ч = 7·108 NH 1 =60·242,5 об/мин·12000 ч = 1,75·108 В расчете на контактную прочность NHG =10. При НВ<350 и NH 1 > NHG , назначаем KHL =1,0 [3,с.148]. [σ] определяем по материалу колес, как менее прочному [3,с.145] [ σ Н ]=(570/1,1)·1,0=518 МПа. Назначаем [σ] =[σН ]=518 МПа. 3.2Допускаемые напряжения при изгибе Для расчета на изгиб [3,с.145], МПа [ σF ]=( σF 0 / SF ) KFC KFL , (3.4) где σF 0 – предел выносливости материала при нулевом цикле напряжений при изгибе; SF – коэффициент безопасности; KFC – коэффициент, учитывающий характер напряжений, считая передачи реверсивными (симметричный цикл напряжений), получаем KFC =1 [3,с.151]; KFL – коэффициент долговечности; При НВ<350 и NF 1 >NFG , принимаем KFL =1,0 [3,с.151]. Для нормализованных и улучшенных материалов SF =1,75; Для колеса, МПа σF 0 =1,8НВ=18·250=450; (3.5) [ σF ] =(450/1,75)·1,0·1,0=257 МПа. Для шестерни, МПа σF 0 = 1,8·270=486 МПа; [ σF ] =(486/1,75)·1,0·1,0=277 МПа. 4. Расчет зубчатой передачи 4.1Определение межосевого расстояния Межосевое расстояние из условия контактной прочности [1,c.187] (4.1) где KHβ – коэффициент расчетной нагрузки; Ψва – коэффициент ширины зубчатого колеса по межосевому расстоянию; T 2 – вращающий момент на колесе. (4.2) где T1 – вращающий момент на шестерне; η3 –К.П.Д. редуктора. В проектном расчете предварительно принимаем KHβ =1,04, Ψa =0,43 [1,с.187]. Назначаем а w = 160 мм 4.2Определение геометрических параметров Модуль зацепления [2,с.38], мм m =(0,01÷0,02)aw ; (4.3) m = (0,01÷0,02)·160=1,6÷3,2. Назначаем по ГОСТ 2185-86 m =1,6. Числа зубьев [2,c.38],угол наклона зубьев β =0° (4.4) (4.5) Определяем делительные диаметры (4.6) Ширина колеса (4.7) Ширина шестерни (4.8) 4.3Определение геометрических размеров зацепления Геометрические размеры зацепления [1,с.174], мм Диаметры окружностей выступов dai =di +2m ; (4.9) da1 =69+2·1,6=72 мм; da 2 =250+2·1,6=253 мм. Диаметры окружностей впадин dri = di - 2,5 m ; (4.10) dr 1 =69-2,5·1,6=65 мм; dr 2 =250-2,5·1,6=246 мм. 4.4Силы, действующие в зацеплении по[3,c.113] Окружная: Ft =2 T 2 / d 1 =2·165600/69=4994 Н. (4.11) Радиальная: Fr = Ft · tgα / cosβ = 4994·0,364/1=1818 Н. (4.12) Осевая: Fa = Ft · tgβ =4994·tg 0°=0 Н. (4.13) 4.5Проверка прочности зубьев по напряжениям изгиба по [3,с.157] (4.14) где YF – коэффициент формы зуба; KF – коэффициент нагрузки, принимаем равным 1,1; Yβ – коэффициент наклона зубьев,при β=0 принимаем равным 1. Значение коэффициента формы зуба по таблице1.5[3,c.158] YF 1 =3,7 – для шестерни; YF 2 =3,6 – для колеса; (4.15)
75>71. Проверку проводим по зубьям колеса как по менее прочному Прочность зубьев колеса по напряжениям изгиба обеспечена. 5.Проектный расчет валов В редукторах общего назначения обычно применяются валы из сероуглеродистой стали 45, улучшение, с твердостью 200 НВ[3,c.121]. Предварительные значения диаметров различных участков стальных валов редуктора определяют по формулам [1,c.42]. для быстроходного вала (5.1) (5.2)
для тихоходного вала (5.3)
Диаметры остальных участков вала назначают по конструктивным соображениям с учетом удобства посадки на вал шестерен, зубчатых колес, подшипников и т.д. [2,c.158].Все диаметры назначают в соответствии с ГОСТ 6636-89 [1,с.289]. 6.Выбор подшипников Для опор валов цилиндрической прямозубой передачи редуктора предварительно намечаем радиальные шариковые подшипники, легко серии по посадочному диаметру dП . Таблица 1
7.расчет ременной передачи По номограмме [4,c.330] в зависимости от частоты вращения меньшего шкива n1 =730об/мин и передаваемой мощности P=5,5кВт принимаем сечение клинового ремня Б. Вращающий момент (7.1) Диаметр меньшего шкива (7.2) Диаметр большого шкива (7.3) согласно таблице 7.8[4,c.133] принимаем d2 =315мм. Уточняем передаточное число (7.4) при этом угловая скорость вала будет (7.5) Межосевое расстояние (7.6) где T0 – высота сечения ремня по таблице 7.7[4,c.132] , (7.7) Принимаем предварительно близкое значение ар =450мм. Расчетная длина ремня ближайшее значение по стандарту таблица 7.7[4,c.132] L=1600м. Уточнение межосевого расстояния с учетом стандартной длинны ремня (7.8) где W=0,5π(d1 +d2 )=0,5 π(125+297)=663мм, y=(d2 -d1 )2 =(297-125)2 =29584мм2 ,
Угол обхвата меньшего шкива (7.9) Число ремней в передаче (7.10) где Кд – коэффициент динамичности и режима работы; Р0 – мощность передаваемая одним ремнем; К=Кα ·Кl ·Кz =0,92·0,95·0,95=0,8303 – корректирующий коэффициент,
принимаем три ремня. Предварительное натяжение одного ремня (7.11) где Ki – коэффициент передаточного отношения, изменяется от 1,12 до 1,14; Fv – дополнительное натяжение ремня от действия центробежных сил; Кα – коэффициент угла обхвата, таблица 3.7[4,c.23]; Кl – коэффициент, учитывающий влияния длины ремня на его ресурс, таблица 3.8[4,c.23]. (7.11) где ρ – плотность ремня, для клиновых ремней равна 11000…1250 кг/м3 ; А – площадь поперечного сечения ремня(для сечения Б А= 138 мм2 ).
Радиальная сила, действующая навал где (7.12)
8.Проверочный расчет валов 8.1 Быстроходный (ведущий) вал 8.1.1 Определяем реакции в подшипниках Дано: Ft =4994H, Fr =1818H, Fa =0H, L =118мм, L 1 =59мм, d 1 =63мм, L м =66,5мм, Fм =1411Н. Вертикальная плоскость: ∑M3 =0; (8.1) ∑M1 =0; (8.2) 8.1.2 Строим эпюру изгибающих моментов относительно Х: Мx1 =0; Mx2 =RAy ·L1 =114·59·10-3 =6,7H·м; Mx4 =0; Mx 3 =-Fм ·Lм =-1411·66,5·10-3 =-93,8Н·м; Mx 2 =-Fм (Lм +L1 )+RBy ·L1 =-1411· (66,5+59)-1297·59=-254Н·м. Горизонтальная плоскость: RAx =RBx =Ft /2=4994/2=2497H. (8.3) 8.1.3 Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y: My2 =0; My3 =-RAx ·L1 =-2497·59·10-3 =-147Н·м; My4 =0. 8.1.4 Строим эпюру крутящих моментов: Mк =Ft ·d1 /2=4994·63/2=157Н·м. (8.4) 8.1.5 Определяем суммарные реакции: (8.5) (8.6) 8.2 Расчет ведущего вала на выносливость В этом расчете для опасных сечений вала вычисляем общий коэффициент запаса выносливости [1,c.288] (8.7) где [n]=1,5÷5[1,c.288]-рекомендуемая величина коэффициента выносливости; nσ -коэффициент запаса выносливости с учетом только нормальных напряжений (изгиб) [1,c.288]; nτ -коэффициент запаса выносливости с учетом только касательных напряжений (кручение) [1,c.288]; (8.8)
В этих формулах σ-1
и τ-1
предел выносливости материала вала при σ -1 = 0,43σ в ; (8.9) τ -1 =(0,5÷0,58) σ -1 ; [1,c.288] (8.10) σa τa и σm τm – амплитуда и среднее напряжение циклов нормальных и касательных напряжений; Kσ ;Kτ – эффективный коэффициент концентрации напряжений изгиба и кручения в опасном сечении [1,c.290]; εσ ;ετ - масштабный коэффициент [1,c.290]; ψσ ;ψτ – коэффициент ассиметрии цикла [1,c.292]. Можно считать, что нормальные напряжения в поперечных сечениях вала изменяются по симметричному циклу. Тогда σm =0, а σa =σU =M/W·2 [1,c.290], где (8.11) Напряжения кручения изменяются по пульсирующему (отнулевому) циклу, поэтому [1,c.289] (8.12) где (8.13) Суммарный (8.14) Изгиб: σ-1 = 0,43·570=245,1 МПа, Kσ = 1,75; εσ = 0,89; ψσ = 0,2;
Кручение: τ-1 =0,5·245,1=122,6 МПа, Kτ = 1,75; ετ = 0,78; ψτ = 0; Следовательно, выносливость обеспечена. 8.3 Тихоходный (ведомый) вал 8.3.1 Определяем реакции в подшипниках Дано: Ft =4994H, Fr =1818H, Fa =0H, L =120мм, L 1 =60мм, d 2 =126мм, L в =69,5мм, F в =2359Н. Вертикальная плоскость: ∑M4 =0;
(8.15) ∑M2 =0; (8.16) 8.3.2 Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х: Мx 1 =0; Mx 2 =Fв ·Lв =2359·69,5·10-3 =164H·м; Mx 4 =0; Mx 3 =Fв · (Lв +L1 )-RCy ·L1 =2359· (69,5+60) ·10-3 -2816·60·10-3 =137Н·м; Mx 3 =RД y ·L1 =2275·60·10-3 =137Н·м. Горизонтальная плоскость: ∑M4 =0; (8.17) ∑M2 =0; (8.18) 8.3.3 Строим эпюру эпюру изгибающих моментов относительно Y: Мy1 =0; My2 =-Fв ·Lв =-2359·69,5·10-3 =-164H·м; My4 =0; My3 =-Fв · (Lв +L1 )+RCx ·L1 =-2359· (69,5+60) ·10-3 +6221·60·10-3 =68Н·м. 8.3.4 Строим эпюру крутящих моментов: Mк =Ft ·d2 /2=4994·126·10-3 /2=315Н·м. (8.19) 8.3.5Определяем суммарные реакции, Н: (8.20) (8.21) 9.Проверочный расчет подшипников 9.1 Быстроходный (ведущий) вал Намечаем радиальные шариковые подшипники легкой серии 209. Эквивалентная нагрузка Рэ = V · Pr · KT · Кб =1·2450·1,05·1=2573H. (9.1) где Pr =RA =2450H- радиальная нагрузка на подшипник; Pa =Fa =0H- осевая нагрузка на подшипник; V=1-коэффициент вращения [5, c.197]; Кб =1- коэффициент безопасности для ленточных конвейеров. Номинальная долговечность подшипников в млн.об L=(C/Pэ )р =(33200/2573)3 =2148 млн.об. (9.2) где С-каталожная динамическая грузоподъемность данного типоразмера подшипника; р-степенной показатель, для шарикоподшипников принимается равным трем [5, c.196]. Номинальная долговечность подшипника, ч (9.3) что больше установленных ГОСТ 16162-85. Следовательно, долговечность подшипника обеспечена. 9.2 Тихоходный (ведомый) вал Намечаем радиальные шариковые подшипники легкой серии 210. Эквивалентная нагрузка Рэ = V · Pr · KT · Кб =1·4482·1,05·1=4706H. (9.4) где Pr =RД =4482H- радиальная нагрузка на подшипник; Pa =Fa =0H- осевая нагрузка на подшипник; V=1-коэффициент вращения [5, c.197]; Кб =1- коэффициент безопасности для ленточных конвейеров. Номинальная долговечность подшипников в млн.об L=(C/Pэ )р =(35,1/4706)3 =415 млн.об. (9.5) где С-каталожная динамическая грузоподъемность данного типоразмера подшипника; р-степенной показатель, для шарикоподшипников принимается равным трем [5, c.196]. Номинальная долговечность подшипника, ч (9.6) что больше установленных ГОСТ 16162-85. Следовательно, долговечность подшипника обеспечена. 10.Выбор системы смазки Для редуктора общего назначения применяют картерную систему смазки (окунанием). Этот способ применяется для зубчатых передач при окружных скоростях от 0,3 до 12,5 м/с. Сорт масла и его кинематическая вязкость зависят от величины контактных напряжений в зацеплении и окружной скорости. Эти характеристики можно определить по рекомендациям [6, c.255]. Объем масла для редуктора V=(0,4…0,8)Pтр =0,6·4,93=3л (10.1) Скорость редуктора υ=ω3 ·d2 /2000=8,8·250/2000=1,1м/с (10.2) По υ=1,1 м/c и кинематической вязкости ν=34 [6,c.334],выбираем масло: И-Г-А-68 [6,c.317]. список литературы 1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.-М.: Высшая школа., 1998.-443с. 2. Чернин И.М. Расчеты деталей машин: Справочное пособие.-М.: Высшая школа, 1978.-472. 3. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т.2-М.: Машиностроение, 2001. 4. Иванов М.Н. Детали машин.-М.: Высшая школа, 1984.-336 с. 5. Баласанян Р.А., Киркач Н.Ф. Расчет и проектирование деталей машин.-М.: Высшая школа, 1991-354 с. 6. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин-М.: Высшая школа.,1991.-432 с. |