Реферат: Информационные проблемы работы лесного сектора России
Название: Информационные проблемы работы лесного сектора России Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
1. Общая характеристика ситуации На формирование общественного мнения большое влияние будет оказывать открытость действий и качественное информирование всех заинтересованных сторон. Однако в этой области в современных российских условиях имеются серьезные проблемы. Первая группа причин «непрозрачности» российского лесного сектора — полное отсутствие у российской государственной машины чувства ответственности по отношению к остальному населению страны. Она просто не считает необходимым не то чтобы отчитываться, но даже информировать его о своих действиях. Ограничения на доступ к информации нужны российским чиновникам также для того, чтобы скрыть чрезвычайно низкий уровень их работы, а часто и откровенное беззаконие. Другой печальной стороной этой ситуации является то, что российское общество позволяет по отношению к себе такое обращение. Примеры:
Вторая группа причин отсутствия «прозрачности» российского лесного сектора — наличие мощнейшего пласта «неформально» организованных структур, естественно, не заинтересованных в информировании посторонних о своей деятельности. Все остальные также не стремятся быть слишком информационно открытыми, опасаясь привлечения интереса либо «неформально», либо официально организованных «крыш». Примеры:
Третья причина отсутствия «прозрачности» лесного сектора России — просто отсутствие традиций информационной открытости ведения бизнеса. Вместе с тем, в последнее время наблюдаются определенные положительные перемены. Фирмы становятся достаточно крупными, чтобы начать заботиться о своей респектабельности, которая включает в себя и поддержание определенного уровня информирования общества о своей работе. К руководству компаниями приходят более современные и цивилизованные руководители. Примеры:
При анализе этого аспекта деятельности лесного сектора России будет целесообразно рассмотреть следующие вопросы. 2. Информирование, обсуждение и согласование по всей бюрократической системе Современная российская бюрократия является одним из основных препятствий на пути развития экономики страны, что в последнее время она сама охотно признает. Эта особенность российской государственной машины в большом числе случаев является одним из наиболее эффективных факторов защиты природы России, поскольку успешная реализация чего-либо является скорее исключением, чем правилом. Вместе с тем, осознавая, что окончательное удушение сколь-нибудь серьезной предпринимательской деятельности удавкой российской бюрократии не будет способствовать делу охраны природы, рекомендуем обратить внимание на следующие направления, где могут возникнуть проблемы. 2.1. Проблемы согласования в государственной вертикали власти по направлению «сверху вниз» Довольно типичным является выдача в разной степени законных и незаконных обещаний на высоком уровне, которые нижние уровни российской государственной системы выполнять не собираются, а иногда и просто им активно противодействуют. Примеры:
2.2. Проблемы согласования в государственной вертикали власти по направлению «снизу вверх» Проблемы возникают, когда власти более нижнего уровня берут на себя обязательства, выходящие за рамки их компетенции и полномочий. Они также не информируют об этом вышестоящие инстанции. Впрочем, острота таких проблем снижается за счет низкой эффективности работы российской государственной машины по направлению «сверху вниз». Примеры:
2.3. Согласования по горизонтали системы управления Иногда проблемы возникают из-за незнания особенностей территориального распределения административных функций. Примеры:
Руководство субъекта Федерации М расценило все это, как намеренный вызов компании I. Он был с энтузиазмом принят, тем более, что отсутствие заблаговременного согласования не было единственным промахом компании I в этой ситуации. Согласование получено не было. В итоге значительные средства компании I, вложенные в строительство подъездных путей, были заморожены, затрудненный подъезд к торговому комплексу создал дополнительные проблемы для реализации планов его дальнейшего развития. 2.4. Межведомственные согласования Стандартным вариантом межведомственных неувязок были периодически возникавшие конфузы в отношениях Рослесхоза и Госкомэкологии. Рослесхоз разрешал и делал, а Госкомэкологии возмущался, либо пытался делать вид, что противозаконных действий лесников не замечает. Система Рослесхоза много лет успешно саботировала требования о проведении государственной экологической экспертизы лесоустроительной документации. Последние письма руководителей Рослесхоза на эту тему в Госкомэкологии являлись образом просто утонченного издевательства. Впрочем, скоро все это закончилось. После реорганизации в мае 2000 года остатки этих ведомств оказались под общей крышей Минприроды и формальных поводов для продолжения переписки на эту тему вроде бы не осталось. Однако это не снизит остроту проблемы. Административное подавление у остатков государственного органа охраны окружающей природной среды способности выполнять свои функции, вызовет только еще более решительную реакцию со стороны общественных природоохранных организаций. Рекомендации по разделу: А. Для обеспечения устойчивости проекта потребуется его обсуждение и согласование по всем указанным (и не указанным) выше многочисленным звеньям российской бюрократической системы. Б. При анализе результатов этого процесса должны использоваться независимые эксперты, поскольку нередки случаи, когда чиновники предоставляют заведомо неверные сведения о необходимости тех или иных процедур (например, представители лесного хозяйства о необходимости проведения государственной экологической экспертизы). 3. Информирование, обсуждение и учет мнения других заинтересованных сторон Как уже отмечалось ранее, в России есть серьезные проблемы с информированием населения страны. В результате отсутствия, либо затрудненного доступа к информации, общественность с запозданием может реагировать на те или иные проекты и действия. Все это создает условия для возникновения атмосферы недоверия, тем более, что поток сведений, подтверждающих опасения относительно реальной ситуации в лесном секторе и охране российской природы только нарастает. Такая обстановка создает условия для обостренного восприятия общественностью возможных экологических и социальных проблем российского лесного сектора. Примеры:
Рекомендации: А. Сложившаяся в России система информирования общественности о происходящих в лесном секторе процессах является неудовлетворительной. При планировании и реализации каких-либо серьезных действий не рекомендуется совершать стандартную ошибку, полагая, что за информирование населения должны отвечать власти. Б. Для обеспечения устойчивости долговременных лесных проектов должны быть предусмотрены специальные меры по информированию всех заинтересованных сторон о смысле и планах намечаемых действий, ходе их выполнения и предполагаемых результатах. В. Наряду с использованием стандартных каналов распространения информации, таких, как пресса, информационные печатные материалы, все большое значение должно уделяться Интернет. 4. Наличие эффективной системы обратной связи и разрешения обнаруживаемых проблем Если система информирования населения в России действуют плохо, то система учета общественного мнения часто работает в отрицательном направлении. Вместо того, чтобы внимательно анализировать и учитывать общественное мнение, в ряде случаев власти пытаются его игнорировать, манипулировать им, либо начинают информационные войны. Примеры:
Последующие события показывают, что проивостояние продолжает нарастать. В случае с ввозом отработанного ядерного топлива оно уже приобретает характер открытого конфликта значительной части российского общества и власти.
Рекомендации: А. При подготовке и реализации проектов в российском лесном секторе необходимо наладить систему анализа общественного мнения по отношению к проекту, предусмотреть систему обсуждения выявляемых проблем, а также заблаговременного разрешения возможных конфликтных ситуаций. Б. Возможность передачи этих функций официальным властям вызывает серьезные сомнения. В ряде проблемных ситуаций, имевших место в российском лесном секторе за последние годы, представители властных структур открыто способствовали не разрешению, а обострению конфликтов между природоохранными неправительственными организациями и лесозаготовителями. |