Реферат: Готовое маркетинговое исследования рыбы и рыболовства
Название: Готовое маркетинговое исследования рыбы и рыболовства Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткая информация об исследовании. Маркетинговое исследование рынка рыбы и морепродуктов содержит анализ мирового и российского рынка рыбы и морепродуктов. В исследовании подробно представлен анализ экспорта и импорта рыбы и морепродуктов, выявлены основные страны-парнеры России и основные виды рыбопродуктов. Помимо этого подробно анализируется уровень рыбной продукции, исследуются потребительские предпочтения и цены. Цели исследования. -рассмотреть мировой рынок рыбы и морепродуктов -дать характеристику сырьевой базе рыбной отрасли в РФ -проанализировать Российский рынок рыбы и морепродуктов -оценить импорт рыбы и морепродуктов -определить структуру экспорта рыбы и морепродуктов -провести анализ потребления рыбы и морепродуктов в РФ,выявить предпочтения потребителей Методы и источники исследования. -данные Федеральной службы государственной статистики -данные Федеральной таможенной службы -информационные материалы официальных источников Минэкономразвития -РФ, Минсельхоза России и Федерального агентства по рыболовству -данные компаний-производителей и участников рынка СОДЕРЖАНИЕ 1.Мировой рынок. Экспорт и импорт РФ. 1.1 Импорт рыбы и морепродуктов 1.2 Импорт и основные импортеры в РФ в 2008 и2009 гг. 1.3 Экспорт рыбы и морепродуктов 1.4 Экспорт и основные направления экспорта РФ в 2008г 1.5 Средние экспортные и импортные цены на свежую и мороженую рыбу 2. Внутренний Российский рынок рыбы и морепродуктов. 2.1Ресурсы и использование основных видов рыбопродуктов 2.2Улов и добыча водных биоресурсов по видам в РФ 2.3Улов и продажа рыбы и морепродуктов в РФ 2.4Потребление рыбы и морепродуктов в РФ 2.5Отечественне производители рыбы и рыбной продукции 3.Конкуренты 4.О прогнозах мирового рыбного бизнеса 5.Перспектива развития рыболовства в РФ 1.Мировой рынок. Экспорт и импорт РФ. 1.1.Импорт рыбы и морепродуктов Таблица1 Импорт рыбы и морепродуктов РФ.
Рис.1 Структура импорта Российской Федерации рыбы и морепродуктов на 2008г. Рис.2 Структура импорта Российской Федерации готовых продуктов из мяса и морепродуктов на 2008г. 1.2.Импорт и основные импортеры в Российскую Федерацию 2008 и 2009гг. В 2008 г. импорт готовой или консервированной рыбы в Россию вырос на 4,8% в натуральном выражении, на 31,4% в денежном выражении по сравнению с 2007 г. По итогам первого полугодия 2009 г. поставки сократились в 1,5 в натуральном и в 1,6 раза в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В 2008 г. крупнейшими импортерами готовой и консервированной рыбы были Латвия, Украина, Китай и Таиланд. В первом полугодии 2009 г. по поставкам этой продукции лидировали Украина, Латвия и Китай. Объемы импорта готовой и консервированной рыбы в 2008 г. были больше объемов экспорта в натуральном выражении в 2,2 раза, в денежном – в 1,6 раза. 1.3.Экспорт рыбы и морепродуктов Таблица 2 Экспорт РФ рыбы и морепродуктов
Рис.3 Структура экспорта Российской Федерации рыбы и морепродуктов на 2008г. Рис.4 Структура экспорта Российской Федерации готовых продуктов из мяса и морепродуктов на 2008г. 1.4.Экспорт и основные направления экспорта Российской Федерации в 2008г. Россия увеличила экспорт рыбы в 2008 г на 17,9%. Объем экспорта рыбы и морепродуктов из России по итогам 2008 года вырос на 17,9% по сравнению 2007 годом и составил 484,8 млн долларов (273,7 тысячи тонн). Ссылка на данные Федерального агентства по рыболовству. Экспорт морепродуктов осуществлялся в 8 стран дальнего зарубежья, указывает информагентство. В Южную Корею было поставлено наибольшее количество морепродуктов на сумму 171,1 млн долларов (на это государство приходится 35,3% экспортируемой продукции). В Китай было поставлено продукцию на 108,2 млн долларов (22,3% экспорта). В Японию — на 77,1 млн долларов (15,9%), в Германию — на 65 млн долларов (13,4%). 1.5.Средняя экспортная и импортная цена на свежую и мороженую рыбу. Таблица 3 Средняя экспортная цена рыбы (долл. США за тонну)
Рис.5 Динамика изменения средних экспортных цен на свежую и мороженую рыбу(долларов США за тонну) Таблица 4 Средняя импортная цена на рыбу(долларов США за тонну)
Рис.6 Динамика изменения средних экспортных цен на свежую и мороженую рыбу (долларов США за тонну) 2.Внутренний Российский рынок рыбы и морепродуктов. 2.1. Ресурсы и использование основных видов рыбопродуктов Таблица 5 Ресурсы основных видов рыбопродуктов
Рис.7 Ресурсы основных видов рыбопродуктов Таблица 6 Использование основных видов рыбопродуктов
Рис.8 Использование основных видов рыбопродуктов 2.2.Улов и добыча водных биоресурсов по видам в Российской Федерации (тонн). Таблица 7 Улов и добыча водных биоресурсов
2.3. Улов и продажа рыбы и морепродуктов. Объем продаж рыбы и морепродуктов в России в натуральном выражении ежегодно увеличивается. Исключение составил 2008 г, когда объем рынка упал на 0,8%. С 2005 г по 2009 г продажи рыбы и морепродуктов в стране выросли на 2,1%. В 2008 году вылов рыбохозяйственных компаний РФ во всех районах Мирового океана составил 3,2 млн. тонн рыбы, что по данным Росрыболовства на 30 тыс. тонн меньше, чем в прошлом году. Несмотря на небольшое снижение темпов добычи рыбных ресурсов, производство рыбной продукции и объем российского рынка рыбной продукции и консервации неуклонно возрастает в последние годы. Особенно динамично развивается производство рыбных деликатесов, пресервов и консервов. Данная наметившаяся тенденция связана с тем, что сегодня люди при приготовлении пищи часто используют полуфабрикаты и консервы. И здесь находится бесспорная ниша для качественных консервов и кулинарных изделий из рыбы. Популярность рыбопродуктов в нашей стране растет. В рационе россиян рыба все чаще заменяет мясо. Многие люди стали соблюдать православные посты, во время которых продажи рыбы увеличиваются в несколько раз. По данным Росрыболовства, за январь-май 2008 г. предприятия и организации рыбохозяйственного комплекса выловили 1,308 тыс. т рыбы и морепродуктов, что на 7% превышает аналогичный показатель прошлого года. Возросла добыча минтая, сайры, пикши, зубатки, сайки, гребешка. Меньше выловлено сельди, скумбрии, ставриды, путассу, шпрот, кильки и хамсы. На предприятиях отрасли производство живой и охлажденной рыбы возросло соответственно на 23,2% и 39,1%, рыбного филе – на 48,6%, фарша – на 87,4%. Балычных и кулинарных изделий – на 12,0% и 53,1%, морепродуктов – на 23,8%, консервов и пресервов – на 40%, мороженой рыбы на 1,3%. По оценкам Росстата, несколько сократился выпуск сельди. Рыбу и морепродукты добывают в Дальневосточном (65% всего улова) и Северном (9%) бассейнах, в Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях, а также в зонах иностранных государств, конвенционных районах и в открытой части Мирового океана (24%). На Дальнем Востоке добывают 99% всех лососевых, 100% крабов, свыше 90% камбаловых, более 40% сельди, около 60% моллюсков, 100% трепангов, до 90% водорослей. Основным районом промысла здесь остается Охотское море, а главным объектом – минтай. Его добыча составляет почти 70% всего улова бассейна. И хотя в последние годы запасы этой рыбы сократились, страна продолжает лидировать по добыче. Дальний Восток обеспечивает дарами моря почти всю страну. Исключение составляют регионы, прилегающие к другим морям, имеющие в избытке пресноводную рыбу, а также те, где морепродукты не входят в основной рацион питания (Калмыкия, Кабардино-Балкария). В Северном бассейне добывается до 90% всех тресковых, 90% морского окуня, 100% семги. Отсюда и с Балтийского моря рыбу поставляют в европейскую часть России, на Урал и в Западную Сибирь. На Каспий приходится более 90% добычи осетровых. Эта продукция поступает в разные регионы, но большая часть – в Москву. Промысловое значение Азовского и Черного морей незначительно и ограничивается снабжением ближайших областей. Наибольший дефицит рыбной продукции испытывают Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный и Уральский регионы, где потребление составляет менее 10 кг на жителя в год (по России – около 12 кг). 2.4.Потребление рыбы и морепродуктов в Российской Федерации. На российском рынке рыбы и морепродуктов наблюдается тенденция к развитию и росту потребления. По итогам 2006 года, емкость рынка увеличилась на 3%. В первом полугодии 2006 года российскими производителями было добыто 1782,1 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, произведено 39,4 тыс. тонн кормовой рыбной муки, что превышает показатели аналогичного периода 2005 года на 2,4 и 6,1% соответственно . Рынок морепродуктов в России характеризуется как один из самых динамично растущих среди всех продуктов питания. Объем рынка морепродуктов и морских деликатесов составляет около 3 тысяч тонн в год, при этом он далек от насыщения. По данным исследования, проведенного компанией «АМИКО», официальный объем импорта морепродуктов в 2005 году составил 19 тыс. тонн или 114 млн. долларов США. Объем экспорта морепродуктов составил 9 тыс. тонн или 66 млн. долларов США. Весьма востребованы среди российских потребителей морепродукты и сельдь соленая, их доли в потреблении составляют 16 и 15% соответственно. Также популярно замороженное рыбное филе с долей в потреблении 11%. Наименьшие объемы потребления приходятся на балычные изделия, сушено-вяленную рыбу и икру. Структура потребления и потребительских предпочтений рыбы и морепродуктов в значительной мере связаны с уровнем благосостояния семей. Замороженная рыба наиболее популярна среди всего населения России, при этом у населения со среднемесячным доходом менее 10 тыс. рублей наиболее популярная замороженная рыба среднего ценового сегмента – треска, минтай. С увеличением доходов возрастает ассортимент потребляемой рыбы и рыбных продуктов, а также потребление рыбных продуктов верхнего ценового сегмента. Рис.9 Структура потребительских предпочтений россиян по видам рыбной продукции в 2006 году, % от числа опрошенных. Рис.10 Предпочтения потребителей по видам и упаковке рыбопродукции, % от числа опрошенных. 2.5. Отечественные производители рыбы и рыбной продукции Крупнейшие компании по производству рыбы и рыбопродуктов Открытое акционерное общество«Рыбокомбинат Пищевик» ОАО «Рыбокомбинат Пищевик» является одним из крупнейших рыбообрабатывающих предприятий Северо-Западного региона, выпускающий широкий ассортимент рыбной продукции различных видов. Основной целью общества является получение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах, услугах. Основными видами деятельности Общества, служащими как для достижения Обществом своей основной цели, так и в иных целях, определяемых Обществом самостоятельно, являются:
В процессе осуществления своей деятельности и достижения целей приоритетными направлениями Общества являются: 1. увеличение объемов производства 2. увеличение ассортимента продукции 3. расширение рынков сбыта продукции 4. увеличение рабочих мест и производительности труда 5. внедрение новых технологий 6. снижение себестоимости продукции В 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года выпуск консервов уменьшился на 8402 туб., что напрямую связано с уменьшением объемов продаж рыбных консервов на 8745туб , в том числе выпуск шпрот уменьшился на 2048 туб. В 2008 году выпуск консервов составил 33083 туб, или 54 млн. банок . Выпуск традиционного вида рыбных консервов в масле – «Шпроты в масле» и другие составил 10434 туб или 19,6 млн. банок. Продолжается работа по выпуску консервов «Шпроты в масле» в различных упаковках : жестетара - банки №2, 3, 21 ,17 , крышки с ключом., упаковка под брендом «Петербургское золото» с соответствующим названию качеством , бренд этикеток « Герб СССР» Следуя потребностям рынка консервов, выпуск консервов в томате составил 16147 туб. Ассортимент томатной группы постоянно расширяется, кроме «Кильки в томате», выпущен новый вид продукции «Тюлька в остром томатном соусе», «Тюлька в томатном соусе обжаренная», «Корюшка в томатном соусе обжаренная», « Толстолобик обжаренный в томатном соусе», « Бычки обжаренные в томатном соусе «. « Бычки с овощным гарниром в том. соусе». Выпуск фаршеобразных консервов составил в 2008 году 7420 туб. Значительно расширился ассортимент натуральных консервов: кроме сельди- 526 туб, выпускались консервы из скумбрии- 228 туб, сайры –286 туб, сардины и сардинеллы – 79 туб., треска ,толстолобик - 94 туб. ,минтай - 8 туб, печень трески –63 туб, паштет из лососевых рыб –11 туб. , деликатесный вид продукции «Минога в желе» -2,4 туб. ОАО «Рыбообрабатывающий комбинат № 1» Лидерские позиции группы компаний «РОК-1» во многом обеспечены серьезным производственным комплексом, мощность которого достигает 55 тыс. тонн продукции в год. На сегодняшний день в распоряжении холдинга имеются два сектора производственных площадей и два собственных холодильных склада. Основной комплекс находится на территории Морского Рыбного Порта в Санкт-Петербурге. В рамках комплекса производственные помещения площадью 10 тыс. кв. метров оснащены мощным оборудованием, способным обеспечивать полный цикл производства всего ассортимента нашей компании. Производственная площадка в Волхове специализируется на всех циклах производства пресервов из сельди. Особое внимание группа компаний «РОК-1» уделяет развитию производственных мощностей. Наши специалисты работают на самом современном и высокотехнологичном оборудовании, позволяющем постоянно повышать качество готового продукта. Мы стремимся использовать не только традиционные, но и самые новые методы обработки рыбы, ее упаковки и хранения. Достаточно сказать, что все производство группы сертифицировано по системе качества НАССР, являющейся признанным стандартом пищевой промышленности Европы, США и Канады Таблица 8 Показатели компании «РОК-1»
3. Конкуренты 1.СП «Санта Бремор» ООО 2.7 Seas Fisheries Co., Ltd. - Shandong, China 3.Ashoka Group - Rajasthan, India 4.Salmontrader - Hampshire, United Kingdom 5.Asia Tropic Zone Co.,Ltd. - Bangkok, Thailand 6.Better Prospects Sdn Bhd - Sabah, Malaysia 7.AquaTudakul - Navoi City, Uzbekistan СП «Санта Бремор» ООО — Белоруско-немецкое совместное предприятие, крупнейшая компания-производитель продуктов питания на территории Беларусь. В портфель брендов компании входят более десяти торговых марок, которые пользуются популярностью в странах СНГ и дальнего зарубежья. Предприятие осуществляет поставки в США, Израиль, Канаду, Ливан, Чехию, Болгарию, Германию, Новую Зеландию. Налажены прочные связи со многими фирмами Норвегии, Голландии, Германии, Польши, России, Латвии, Литвы и другими странами ближнего и дальнего зарубежья. Поставки рыбы осуществляются напрямую от производителей, что позволяет держать конкурентоспособный уровень цен. Закупку рыбы «Санта» осуществляет во многих регионах мира от Дальнего Востока до Норвегии. Дистрибъюционные центры находятся в Российской Федерации. 4. О прогнозах мирового рыбного бизнеса Мировой вылов морских биоресурсов и производство аквакультуры за последние 12 лет выросли с 98 до 140 млн. т. Этот рост был достигнут в основном за счет развития аквакультуры, как промышленного разведения и выращивания рыбы, других водных животных и растений с целью получения товарной продукции и пополнения их запасов в морях и пресноводных водоемах (в том числе в специальных сооружениях с замкнутым водным оборотом, под контролем человека). Уже в 90-е годы мировое рыбное хозяйство достигло пределов добычи морского рыбного промысла по массовым видам водных биоресурсов. В этой связи решение продовольственной проблемы для многих развитых в рыболовном отношении стран (КНР, Норвегия, Вьетнам, Чили и др.) стало определяться активным развитием товарного рыболовства Таблица 9 Мировое производство и потребление продукции рыболовства
В последние годы ситуация с прогнозированием развития мирового рыболовства значительно осложняется процессом глобального потепления, результатом которого могут стать коренные изменения в сырьевой базе, как в плане общей биопродуктивности морей и океанов, так и в ее региональном распределении. Сегодня наибольшее развитие в мировом рыболовстве получили прогнозы Общего допустимого улова (ОДУ) по промысловым видам и районам на предстоящий год. Такие прогнозы разрабатываются научными институтами большинства стран и международными рыболовными организациями и являются основой оперативного управления рыболовством. По содержанию и методическим подходам эти прогнозы являются наиболее соответствующими понятию прогноза и отличаются высоким уровнем разработки. Тем не менее, в отношении их реализации и значения для практики рыболовства вполне обоснованно существуют и весьма критические суждения. Главное назначение прогнозов ОДУ состоит в ограничении вылова гидробионтов объемами, гарантирующими бескризисную эксплуатацию существующих запасов. Однако большинство запасов, оцениваемых сегодня как подорванные промыслом, на протяжении последних 15-20 лет эксплуатировались на основе рекомендованных прогнозов ОДУ. Вопрос о причинах сложившейся ситуации остается спорным. Прогнозисты считают виноватыми рыбаков, регулярно превышающих рекомендованные объемы вылова, а рыбаки видят основную причину в несовершенстве (и даже ошибочности) методов прогнозирования ОДУ. Таблица10 Перспективы увеличения производства продукции мирового рыболовства
5. Перспективы развития рыболовства в Российской Федерации. Рыбное хозяйство России все еще ориентируется на рост добычи водных биоресурсов преимущественно в сфере морского рыболовства, и этот сценарий является основным. Однако для ведущих рыболовных стран мира характерна иная стратегия развития: 1) развитие пресноводной и морской аквакультуры (в том числе трески, моллюсков и др.); 2) в пределах относительно небольшого прироста добычи морских ВБР и производства рыбных товаров упор делается на использование новых достижений науки и техники, применение передовых промышленных технологий (включая морской промысел), рост производительности труда. Российская специфика заключается в наличии больших запасов водных биоресурсов (преимущественно в ДФО). При этом их более полное освоение является более эффективным, чем вложение средств в аквакультуру. С другой стороны, развитие аквакультуры в мире обеспечивается малым и часто семейным бизнесом. Для современного рыбного хозяйства России характерно использование устаревшего и малопроизводительного оборудования, что обуславливает наличие разрыва в производительности труда между российскими и зарубежными рыболовными компаниями (Норвегии, Евросоюза, Японии и др.) в 3-4 раза и снижение возможностей ценовой конкурентоспособности по вылавливаемой и продаваемой морской рыбе. Так, в отличие от некоторых современных зарубежных судов, отечественные добывающие суда имеют низкую промысловую производительность. Между тем, на 20-й международной выставке по рыболовству (г. Глазго, 2005 г.) была представлена информация о новом норвежском судне длиной 53 м, на котором осенью 2004 г. был получен улов 900 тонн путассу за одно траление разноглубинного трала в Норвежском море. Улов поднят на борт с помощью рыбонасоса и затем сдан в порту Дании для производства муки. На судне была использована комбинированная схема траления, позволившая значительно снизить трудоемкость промысловых операций. Также достижения России в области аквакультуры (производство на уровне 120 тыс. т), даже с учетом ее географического (в основном «северного») размещения, не отвечают современным тенденциям. В XXI в. спрос на рыбу в мире продолжает расти, и источником производства рыбных продуктов все более становится аквакультура. Если в 1980 г. на долю аквакультуры приходилось 9 % потребляемой в мире рыбы, то в настоящее время - 43 %. Производство продукции аквакультуры достигло 45,5 млн. т стоимостью в 63 млрд. По оценкам экспертов Международной организации по рыбной муке и рыбьему жиру (IFFO), в 2002-2012 гг. производство рыбных кормов в мире увеличится с 18 до 35 млн. т. (из них 50 % приходится на корма для выращивания карпа). Следует отметить разную степень использования рыбной муки при производстве конкретных видов рыбных кормов (по видам выращиваемой рыбы) и различия в структуре спроса на рыбную муку. Можно назвать основные причины, сдерживающие интенсивное развитие аквакультуры в России. Это - низкие конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность рыбоводных предприятий, высокая степень износа основных фондов, слабая обеспеченность хозяйств высокопродуктивными породами объектов аквакультуры. Также этот вид рыбного бизнеса не относится к разряду «сверхприбыльных», поскольку инвестиции окупаются в срок до 10 лет, а рентабельность не превышает 10-12%. По мнению экспертов, основная причина стагнации в сфере аквакультуры РФ заключается в отсутствии правового статуса аквакультуры в российском законодательстве. Во многих странах аквакультура является полноправным сектором сельского хозяйства, в частности, животноводства, со всеми вытекающими из этого правилами деятельности юридических и физических лиц в этой сфере бизнеса. В России аквакультура (и марикультура, особенно на Дальнем Востоке) до сих пор находится «вне закона». В большинстве стран с развитой аквакультурой политика функционирования этого сектора экономики строится на принципах стимулирования развития отрасли и государственной поддержки, в том числе путем льготного кредитования, финансирования научных исследований, обеспечения хозяйств посадочным материалом, бесплатного выделения компаниям водоемов для выращивания рыб и других водных биоресурсов. По оценкам специалистов Минсельхоза России, аквакультура, при создании экономических, финансовых и правовых условий, к 2020 г. может добавить к балансу продовольствия страны не менее 530 тыс. тонн ежегодно. |