Реферат: Рабочая программа по дисциплине сестринское дело в гериатрии
Название: Рабочая программа по дисциплине сестринское дело в гериатрии Раздел: Рефераты по медицине Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель ЦКМС проректор по учебной работе профессор А.С.Созинов _______________________ «___»_____________2006 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ГЕРИАТРИИ для специальности 060109«Сестринское дело» Факультет МВСО Кафедра внутренних болезней № 2 Форма обучения заочная Курс V Семестр IX-X Лекции: I Х сем. (6 ч.), X сем. (4 ч.) Практические занятия: I Х сем. (8 ч.), Х сем. (8 ч.) Самостоятельная работа: 42 ч. Зачет: Х сем. Всего часов: 68 Казань 2006 г. Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 "Сестринское дело" в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной руководителем Департамента научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений В.И.Сергиенко 28 декабря 1998 г. Разработчики программы зав. кафедрой внутренних болезней № 2, д.м.н. проф._______________ И.А.Латфуллин, доцент кафедры внутренних болезней № 2 ______________Р.И.Ахмерова Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Заведующий кафедрой профессор _________________ И. А.Латфуллин Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ПМК по терапевтическим дисциплинам«___» ________________2006 г. Председатель ПМК профессор______________________ В.Н.Ослопов «СОГЛАСОВАНО» Председатель ПМК по организации сестринского дела ______________________ профессор Ш.М.Вахитов 1. ВВЕДЕНИЕ Целью профессиональной деятельности выпускника по специальности 040600 – «Сестринское дело» является обеспечение эффективной сестринской помощи населению путем совершенствования профессиональной сестринской практики, квалифицированной подготовки и рационального управления сестринским персоналом. В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка специалистов с высшим сестринским образованием по клиническим сестринским дисциплинам направлена на обучение их технологии организации сестринской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и профиля, а также на самостоятельное планирование и обеспечение этими специалистами педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала. Приоритетным являются вопросы оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Это обусловлено тем, что последние десятилетия нашего века характеризуются неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира. Это потребовало уже сегодня организационных форм медицинской помощи – создания амбулаторных и стационарных гериатрических центров, отделений и больниц сестринского ухода, развертывания сети стационаров на дому. Новые специалисты сестринского дела должны уметь сотрудничать не только со старым человеком, но и социальными службами, представителями организаций и служб, чтобы обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека. В соответствии с этим в результате прохождения цикла по сестринскому делу в гериатрии выпускники факультета высшего сестринского образования должны ЗНАТЬ : - принципы организации гериатрической помощи; - особенности организации и работы сестринской службы в гериатрии; - принципы и особенности организации работы подразделений гериатрической помощи (амбулаторной и стационарной); - нормативные документы всех уровней, регламентирующих работу гериатрической службы; - отчетную документацию гериатрических подразделений; - особенности медико-социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста; - основные теории и механизмы старения, проблемы старения, старости, долголетия; - основные методы определения биологического возраста человека; - основные причины и факторы риска преждевременного старения; - особенности состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста; - причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. Основные признаки ухудшения состояния; - особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста; - наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике; - особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы; - особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы; - особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения; - особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний почек и мочевыделительной системы; - особенности проявления и течения заболеваний кроветворной и эндокринной системы; - особенности проявления и течения заболеваний костно-мышечной системы; - особенности проявления и течения нервно-психических расстройств; - основные принципы лекарственной терапии, нефармакологических методов лечения, питания и реабилитации. Опасность развития побочных эффектов лекарств, меры их предупреждения; - наиболее часто встречающиеся неотложные состояния, особенности их проявлений и принципы оказания неотложной помощи; - настоящие и потенциальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, их семьи; - принципы реабилитации, психологической поддержки; - основные задачи сестринской службы, сестринского ухода при решении проблем гериатрических пациентов. В результате выполнения программы цикла выпускник МВСО должен УМЕТЬ: - использовать принципы медицинской этики и деонтологии при работе с лицами пожилого и старческого возраста; - провести сбор информации, используя опрос, осмотр, пальпацию и аускультацию и оценить состояние пациента. Определить наличие признаков, свидетельствующих о дестабилизации его состояния; - определить реакцию человека пожилого и старческого возраста: на изменение окружающей среды, болезнь; - оценить факторы окружающей среды, выявить факторы риска прогрессирования старения и ухудшения течения заболеваний; - определить настоящие и приоритетные проблемы. Установить их приоритетность; - на основании собранной информации, определения реакции на факторы среды и болезнь, выявленные проблемы сформулировать сестринский диагноз; - сформулировать задачи ухода и составить план выполнения с учетом лечения, назначенного врачом; - провести оценку достигнутых результатов; - проводить обучение пациента, родственников приемам само- и взаимопомощи с учетом настоящих и потенциальных проблем; - определить участников медико-психологической и социальной помощи и учесть взаимодействие с ним и при составлении и выполнении плана сестринской помощи; - составить план занятий со средним медицинским персоналом с учетом наиболее значимых проблем гериатрических пациентов. БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: - с современными достижениями в области изучаемой клинической сестринской дисциплины; - с методикой проведения научной работы по проблемам организации, лечебно-диагностической помощи, реабилитации и профилактики различных заболеваний в области изучаемой клинической дисциплины. Сегодня клиническая сестринская подготовка должна соответствовать новым задачам, стоящим перед современным здравоохранением: - развитию первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения; - пересмотру деятельности лечебно-профилактических учреждений, направленных на сокращение сроков пребывания в стационаре; - увеличению объема реабилитационных мероприятий; - формированию больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода; - внедрению хосписов и оказанию паллиативной помощи умирающим. 2. Содержание дисциплины 2.1. Тематический план лекций для студентов V курса заочного отделения факультета МВСО
2.2. Наименование тем практических занятий
2.3. Наименование тем для самостоятельной работы
2.3. Содержание программы: Определение геронтологии и гериатрии. Цели и задачи геронтологии и гериатрии. Факторы риска преждевременного старения. Группы повышенного риска в отношении здоровья и летальных исходов. Биологический возраст. Возрастная классификация. Основные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Роль сестринской службы в решении задач медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Принципы организации гериатрической помощи в России и за рубежом. Основные законодательно-правовые документы о медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи. Организация работы. Основные формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы, роль главной и старшей медицинской сестры в организации, обеспечении и соблюдении всех этапов оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций лиц старших возрастных групп на болезнь, изменения факторов окружающей среды. Наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике. Причины дестабилизации состояния лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения. Информационная база. Значение оценки эмоционально-психических и социально-бытовых факторов. Их оценка. Нарушение потребностей и основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Сестринские диагнозы в гериатрии. Влияние старения на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов старших возрастных групп. Особенности применения отдельных групп лекарственных препаратов в гериатрической практике. Основные побочные эффекты лекарственной терапии, осложнения, особенности их проявлений. Лекарственное взаимодействие. Группы риска. Пути профилактики и повышения безопасности медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в гериатрической практике. Проблемы пациентов. Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы. Морфо-функциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений дыхания. Морфофункциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний дыхательной системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений органов пищеварения. Морфо-функциональные особенности системы пищеварения при старении. Особенности течения болезней органов пищеварения у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений мочевыделительной системы. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения болезней мочевыделительной системы у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения патологии опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и патологии нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Особенности течения патологии нервной системы и психических расстройств у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. 2.4. Порядок изучения дисциплины 2.4.1. Самостоятельное изучение материалов по сестринскому делу в гериатрии необходимо проводить по следующим основным учебно-методическим изданиям (см. список рекомендуемой литературы) 2.4.2. Выполнение контрольной работы (1) в течение IX семестра. Порядок выполнения и оформления контрольной работы: а) Титульный лист:
б) Срок представления работы: Х семестр. 2.4.3. Условия допуска студентов к учебно-экзаменационной сессии: а) посещение лекций б) посещение практических занятий в) выполнение контрольной работы 2.5. Учебно-методическая карта дисциплины
Примечание: * - темы контрольных работ указаны в п. 2.9. * -краткое содержание указано в п. 2.3 «Содержание программы» 2.6. Перечень основной и дополнительной литературы: 1. Все по уходу за больными в больнице и дома/Под общей ред. Акад. РАМН Ю.П.Никитина и Б.П.Маштакова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.–704 с. 2. Гериатрия//Под ред. Д.Ф.Чеботарева.-М.: Медицина, 1990.-240 с. 3. Двойников С.И., Осипов В.В. Сестринское дело в гериатрии: Учебное пособие. – Самара, 1999. – 120 с. 4. А.Л.Костюченко. Угрожающие жизни состояния в практике врача первого контакта: Справочник. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 248 с. 5. Коркушко О.В., Чеботарев Д.Ф., Калиновская В.Г./Гериатрия в терапевтической практике. – Киев: Здоровье, 1993. – 840 с. 6. Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериатрия: Учебник. – Москва, 1997. – 800 с. 7. Медицинские проблемы пожилых/Под ред. А.В.Смирнова. Сборник научных статей, - Йошкар-Ола, - 1999. – 209 с. 8. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии/Под ред. Г.П.Котельникова, Яковлева О.Г., Захаровой Н.О. – Самара, 1996. – 286 с. 9. Мухина С.А., Тарновская И.И./Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие в 2-х частях, ч.2. – Москва, 1998. – 208 с. 10.Практическая гериатрия/Под ред. Профессора Г.П.Котельникова и О.Г.Яковлева. Самара, 1995. – 320 с. 11.Справочник медицинской сестры по уходу/Под ред. Академика РАМН Н.Р.Палеева. – М., 1994. -332 с. 2.7. Технологическая карта дисциплины
Примечание: * - номер лекции соответствует номерам п. 2.1 ** -№ источника и страниц в соответствии с п.2.6. 2.8. Методические указания по самостоятельному изучению курса студентом заочником. Самостоятельное изучение материала следует начинать с прочтения и анализа учебно-методических материалов по программе курса (см. список основной и дополнительной литературы), лекций и практических занятий. При необходимости следует повторить, восстановить знания по базовым дисциплинам (биохимия, биофизика, анатомия, гистология, патофизиология, пропедевтика внутренних болезней и др.). С целью самоконтроля необходимо решить тестовые задания, ситуационные задачи по соответствующим темам. 2.9. Темы контрольных работ
2.10. Перечень вопросов тестовых заданий по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии». 1. Геронтология - это: а) раздел социологии и психологии, изучающий изменение психики при старении человека; б) раздел биологии и медицины, изучающий процесс старения человека. 2. Гериатрия – это область клинической медицины: а) изучающая болезни людей старших возрастных групп; б) определяющая условия проживания пожилых и старых людей; в) разрабатывающая методы лечения и профилактики заболеваний пожилых и старых людей. 3. Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий: а) влияние факторов среды обитания на процесс старения человека; б) влияние вредных привычек на процесс старения человека; в) влияние образа жизни на процесс старения человека. 4. Старость – это: а) патологический процесс; б) биологический процесс развития человека. 5. Физиологическая старость характеризуется: а) сохранением умственного и физического здоровья; б) изменением умственного и физического здоровья; в) сохранением работоспособности; г) выраженным снижением работоспособности; д) контактностью с окружающими; е) отсутствием контактности с окружающими; ж) интересом к современности; з) интересом к прошлому. 6. Возрастная классификация предусматривает: а) средний возраст – 35-45 лет; б) средний возраст – 45-59 лет; в) пожилой возраст – 55-65 лет; г) пожилой возраст – 60-74 лет; д) старческий возраст – 80 лет и старше; е) старческий возраст – 75 лет и старше. 7. С точки зрения физиолога и клинициста старость: а) может быть отождествлена с болезнью; б) не может быть отождествлена с болезнью. 8. С точки зрения патолога организм старого человека: а) всегда имеет субстрат, свойственный патологическому процессу; б) не всегда имеет субстрат, свойственный патологическому процессу. 9. Для пожилых и старых людей характерна: а) множественность патологических процессов; б) единичность патологических процессов. 10. В течении болезней пожилых и старых людей характерны: а) типичность течения болезней; б) атипичность течения болезней; в) реактивность; г) ареактивность; д) выраженность клинических проявлений; е) сглаженность клинических проявлений. 11. При общении со стариками следует учитывать особенности психики: а) явное обращение к прошлому; б) явное обращение к будущему; в) меньший интерес к будущему. 12. Старики при потере близких: а) постепенно замыкаются; б) становятся более общительными; в) изолируются от общества; г) становятся одинокими, с неизбежными мыслями о болезнях и смерти. 13.При медицинском обслуживании долговременно болеющих и дряхлых лиц основное значение имеет: а) уход за больными; б) стационарное лечение; в) профилактика болезней. 14. Пожилой или старый человек, вынужденный длительное время находиться в лечебном учреждении: а) должен обладать определенной свободой; б) не должен обладать определенной свободой; в) должен иметь право своей индивидуальности; г) не должен иметь право своей индивидуальности; д) должен иметь право сохранения своих привычек. 15. Сестринский персонал в геронтологическом отделении должен стремиться: а) создавать меньше удобств; б) уменьшать неудобства; в) ущемлять инициативу пациента в смысле самообслуживания; г) не ущемлять инициативу в смысле самообслуживания. 16.Пациента старческого возраста: а) следует стимулировать к уходу за собой; б) не следует стимулировать к уходу за собой; в) следует стимулировать к контактам с окружающими; г) следует стимулировать к выздоровлению. 17. При уходе и наблюдении за пожилыми и старыми людьми: а) не обязательно соблюдать правила этики и деонтологии; б) обязательно соблюдать правила этики и деонтологии. 18. Для гериатрических больных постель должна быть: а) мягкой, прогибающейся под тяжестью массы тела; б) твердой, мало прогибающейся под тяжестью тела; в) одеяло должно быть легким, но теплым. 19. Для лиц старческого возраста чтение является: а) источником беспокойства и волнения; б) источником комфорта и успокоения; в) освещение должно быть хорошим и удобным. 20. Медицинским работникам следует помнить, что длительный постельный режим может способствовать возникновению таких осложнений как: а) гипостатическая пневмония; б) острый бронхит; в) тромбоэмболические нарушения ; г) варикозная болезнь; д) затруднение мочеиспускания и инфекции мочевых путей; е) пролежни; ж) острый гастрит; з) снижение аппетита. 21. Атеросклероз – это: а) проявление биологии возраста; б) результат возрастных изменений стареющего организма; в) патологический процесс. 22. Факторами риска развития атеросклероза являются: а) нервноэмоциональная нагрузка; б) гипертония; в) гипотония; г) гиперхолестеринемия; д) гипохолестеринемия; е) курение; ж) употребление с пищей растительных жиров; з) употребление с пищей животных жиров; и) гипергликемия (сахарный диабет); к) гипогликемия; л) ожирение; м) похудение. 23. Принципы питания в профилактике атеросклероза: а) исключение животного жира или уменьшение его потребления; б) увеличение животного жира в пище; в) потребление растительного масла; г) уменьшение растительных жиров в пище; д) введение в пищевой рацион витамина С и витаминов группы В; е) введение в пищевой рацион витамина Д; ж) употребление повышенного количества овощей и фруктов в питании; з) ограничение овощей и фруктов в пище; и) введение липотропных веществ с молочными продуктами. 24. Средства лекарственной профилактики атеросклероза: а) препараты, повышающие концентрацию холестерина и бета-липопротеидов в крови; б) препараты, снижающие содержание холестерина и бета-липопротеидов в кроки. 25. К особенностям клиники коронарной недостаточности у пожилых и старых людей относятся: а) острое начало; б) постепенное начало; в) более яркая «эмоциональная» окраска стенокардии; г) менее яркая «эмоциональная» окраска стенокардии; д) острое течение с быстрым восстановительным периодом; е) пролонгированное течение с замедленным восстановительным течением. 26. У стариков чаще наблюдается: а) болевой синдром стенокардии; б) безболевая форма стенокардии; в) приступы одышки, астматическое состояние; г) отсутствие одышки. 27. Наиболее частой формой течения инфаркта миокарда у стариков является: а) болевая форма; б) безболевая форма; в) гастралгическая; г) астматическая; д) аритмическая. 28. Тяжелое течение гипертонической болезни в пожилом и старческом возрасте наблюдается: а) часто; б) нечасто. 29. Наиболее частые симптомы гипертонической болезни у стариков: а) общая слабость; б) отсутствие общей слабости; в) шум в голове и ушах; г) постоянные сильные головные боли; д) головные боли наблюдаются редко; е) шаткость походки; ж) устойчивая походка. 30. Синдром сердечной недостаточности у стариков развивается: а) быстро; б) медленно, постепенно. 31. Хронический бронхит у пожилых и лиц старческого возраста характеризуется: а) кашлем с небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты; б) кашлем с обильным отделением мокроты; в) общим недомоганием; г) удовлетворительным самочувствием; д) субфебрильной лихорадкой; е) нормальной температурой. 32. Обострение хронического бронхита характеризуется: а) общим недомоганием; б) хорошим самочувствием; в) субфебрильной температурой; г) нормальной температурой; д) увеличением количества мокроты; е) болями в грудной клетке; ж) головокружением, головной болью. 33. Какой тип сахарного диабета характерен для пожилых и старых людей: а) инсулинзависимый; б) инсулиннезависимый. 34. Назовите три стадии течения сахарного диабета: а) потенциальная; б) латентная; в) явная. 2.11. Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для студентов заочного отделения. 1) Общая биология и теория старения. 2) Изменения основного обмена, обмена углеводов, липидов и белков у лиц пожилого и старческого возраста. 3) Особенности заболеваний легких в пожилом и старческом возрасте: наиболее часто встречающиеся нозологические формы, особенности течения хронического бронхита, острых пневмоний. 4) Лечение пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста: дозы препаратов, реабилитационные мероприятия. 5) Особенности заболеваний сердечно-сосудистой системы: артериальная гипертензия в пожилом и старческом возрасте. 6) Бронхиальная астма у пожилых (течение, тактика врача) . 7) Особенности клинических проявлений, течения и лечения коронарного атеросклероза у лиц пожилого и старческого возраста. 8) Инфаркт миокарда в пожилом и старческом возрасте (особенности клиники и лечения). 9) Неотложная помощь больным с острой коронарной недостаточностью в пожилом и старческом возрасте. 10) Купирование нарушений ритма и проводимости у лиц пожилого и старческого возраста. 11) Клиническая фармакология в гериатрии. 12) Особенности течения и лечения ревматического процесса у лиц пожилого возраста. 13) Заболевания суставов у лиц пожилого и старческого возраста, вопросы дифференциального диагноза (ДОА, подагра, РА, синдром Рейтера, ревматический артрит). 14) Нарушение жирового обмена, течение и лечение ожирения в различных возрастных группах. 15) Заболевания щитовидной железы у пожилых лиц – тиреотоксикоз, микседема (дифференциальный диагноз, лечение). 16) .Дифференциальная диагностика и терапия гипергликемии у лиц пожилого и старческого возраста. 17) Особенности ангиопатий у лиц старше 50 лет. 18) Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки у лиц пожилого и старческого возраста (особенности клиники, осложнений, лечения). 19) Хронические энтероколиты у лиц пожилого и старческого возраста (особенности клиники, дифференциальный диагноз, лечение). 20) Хронические холециститы в пожилом и старческом возрасте (особенности клиники, выбор метода лечения). 21) Острый лейкоз у людей пожилого возраста. 22) Дифференциальная диагностика анемий в пожилом возрасте. 23) Заболевания почек у лиц пожилого возраста. 24) Особенности фармакотерапии в пожилом и старческом возрасте. 25) Вопросы медицинской этики и деонтологии в гериатрии, роль медицинской сестры, особенности общения. 26) Возрастная классификация, биологический возраст, факторы риска преждевременного старения, пути профилактики. Задачи сестринской службы.. 27) Общие принципы организации гериатрической службы, структура и оснащение подразделений гериатрической помощи. 28) Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, основные формы учетно-отчетной документации. 29) План сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях пациентам пожилого и старческого возраста. Потребности и проблемы больных, родственников. 30) Координация работы сестринской службы с подразделениями социальной службы, сотрудничество с семьей, роль главной и старшей медицинской сестры в организации этапов медико-социальной помощи пациентам старших возрастных групп. |