Реферат: Закаливание детей в семье

Название: Закаливание детей в семье
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физического воспитания






РЕФЕРАТ
Тема: «Закаливание детей в семье»

Выполнила : студентка 3-го курса
математического факультета
39 группы ММЭ
Аристова Надежда.

Проверила : Кузьмина Лариса Алексеевна

г. Новосибирск, 2009 год

Содержание

1) Введение 2

2) Сущность закаливания 2

3) Закаливание воздухом 4

4) Закаливание водой 5

5) Закаливание солнцем 10

6) Условия, созданные для закаливания детей. 13

7) Правила проведения закаливающих мероприятий 14

8) Заключение 18

9) Список литературы 20

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга - не только важное средство воспитания ребенка, но и средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей.

Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Сущность закаливания

Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.

В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.

Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным воздействиям внешней среды. К факторам внешней среды относятся воздух, солнце и вода. Каждый знает, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается.

Некоторые очень легко переносят любую перемену погоды, резкую смену холода и тепла. Таких людей обычно называют закаленными. Под закаливанием принято понимать способность организма быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Но есть люди, которые при малейших изменениях погоды чувствуют недомогание – начинается насморк, кашель, чихание, повышается температура. Обычно говорят – человек простудился. А что такое простуда?

Простуда – это временное снижение сопротивляемости организма инфекциям под влиянием переохлаждения. Микробы – возбудители болезней – всегда живут в организме человека, особенно их много в слизистых оболочках носоглотки. Стоит человеку переохладиться, как микробы быстро начинают размножаться и вызывают различные заболевания. Ученые давно заметили, что если постепенно, систематически и последовательно в течение длительного времени тренировать организм, изменяя температуру, то человек к этому привыкает и при охлаждении не простужается – он «закалился».

Закаливание основано на способности организма отвечать определенными реакциями на всевозможные раздражения внешнего мира: температурные, световые, механические . Эти раздражители через кожу воздействуют на нервную систему, «тренируют» ее, делают устойчивой к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Если раздражители многократно повторяются одновременно, постоянно изменяясь в силе, организм привыкает, т.е. приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды.

Систематическое закаливание укрепляет обмен веществ, словом работу всех органов и систем.

Для того чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, необходимо соблюдать некоторые правила .

Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно . Переходить к более сильным раздражителям, например, снижать температуру воды при водных процедурах, нужно постепенно и очень осторожно.

Если ребенка с целью закаливания подвергнуть непривычному для него охлаждению, то он может заболеть. Необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребенку. Учитывать особенности его организма и помнить – что полезно одному ребенку, может принести вред другому. Перед тем как начать закаливание, желательно посоветоваться с врачом. Если у ребенка в генеалогии есть диабет, ревматизм, сердечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны интенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).

Основные средства закаливания – это воздух, вода, солнце .

Закаливание воздухом

Как организовать закаливание воздухом?

Прежде всего, необходимо 3 – 4 раза в день тщательно проветривать помещение, в котором находится ребенок. В осеннее – зимнее время постоянно приучать спать с открытой форточкой и обязательно гулять. Каждый день он должен находиться на воздухе не менее 3 – 4 часов. Зимой только в сильные морозы с ветром можно отменить прогулку. Летом же в любую погоду весь день ребенок проводит на воздухе.

Закаливание воздухом, как и любое другое, начинают с использования слабых, мягко действующих процедур. Для этого первые воздушные ванны проводят в хорошо проветриваемом помещении, и тем самым раздражающее действие воздуха обеспечивается, главным образом, влиянием его температуры. Начальная температура воздуха должна быть индифферентной, т. е. не вызывающей напряжения механизмов терморегуляции, когда ребенок не ощущает ни избыточного тепла, ни охлаждения (находится в состоянии теплового комфорта).

В теплое время года все бодрствования, как и дневной сон детей, проводится главным образом на открытом воздухе. Детям дают игрушки, заинтересовывают играми, способствующими развитию органов чувств (зрению, слуха, осязания), двигательных и статических функций (умение сидеть, стоять, поворачиваться, ползать, хватать, вставать, ходить).

Важно, чтобы во время прогулки ребенок не был пассивным. Положительная эмоциональная настроенность, двигательная активность, звуковые и речевые реакции – все это повышает общий тонус нервной системы ребенка, а вместе с тем и весь уровень жизненных процессов, обмена веществ. В то же время, создавая условия для активной прогулки, нельзя забывать и о том, что избыточное, чрезмерное возбуждение ребенка вызывает преждевременно наступающее утомление, потерю аппетита, расстройство сна. Все это отрицательно влияет на функцию центральной нервной системы и ведет к снижению способности сосредотачивать внимание, усваивать приобретаемые навыки, т.е. ухудшает именно те качества, которые необходимы для успешного воспитания и обучения ребенка.

Использование свежего воздуха в целях закаливания детей осуществляется постоянно. Благодаря малой теплопроводности и теплоемкости воздуха воздушные процедуры (общие и местные ванны) действуют на организм наименее резко и потому должны предшествовать другим видам закаливания. Закаливание воздухом осуществляется следующими мерами, применяемыми постоянно и систематически:

1. Соблюдение правильного режима проветривания помещения. В холодное время года непродолжительное проветривание повторяется 5 – 6 раз в сутки: обязательно перед сном и за 20 – 30 минут до подъема после сна, до и после занятий в дневное и вечернее время бодрствования. В теплое время года окна открыты почти круглые сутки.

2. Влажная протирка пола в групповых комнатах дважды в день

– после дневного и вечернего бодрствования.

3. Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении.

4. Правильный подбор одежды, обеспечивающий состояние теплового комфорта каждому ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное охлаждение и перегревание.

5. Воздушные ванны (полное или частичное обнажение кожных покровов): короткие – от 3 – 4 до 8 – 10 минут – при каждом пеленании или смене одежды и более продолжительные – при проведении массажа и гимнастики с детьми первых трех лет жизни, утренней гигиенической зарядки с более старшими детьми, а также при проведении музыкальных занятий, подвижных игр и занятий по развитию движений.

6. Правильная организация прогулки детей во все времена года (чередование спокойной и подвижной деятельности). Создание условий для разнообразных игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту и способствующих всестороннему физическому развитию детей.

7. Проведение дневного сна на открытом воздухе во все времена года и независимо от погоды.

Полезно совмещать закаливание воздухом и водой, применяя комбинированные воздействия (непосредственно за воздушной ванной проводится водная процедура).

Закаливание водой

По сравнению с воздухом, вода является более сильным средством закаливания, т.к. обладает гораздо большей теплопроводностью и теплоемкостью. Сущность физиологического действия на организм водных закаливающих процедур и конечный результат их влияния подобны действию воздушных процедур. Соприкасание воды с кожным покровом сопровождается раздражением органов чувствительных нервов – рецепторов.

Под воздействием раздражителей в рецепторах возникает возбуждение, которое передается по нервным волокнам в центры спинного и головного мозга, где рождаются импульсы ответственных реакций. Влияние прохладной воды сказывается в рефлекторном изменении тонуса и просвета кровеносных сосудов.

Различаются три последовательные фазы этих изменений: непосредственно за воздействием следует первая фаза – резкий спазм кожных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной, наступает первый озноб.

Эти явления продолжаются несколько секунд, затем наступает вторая фраза – расширение кожных сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии. Появляется ощущение тепла, кожа становится розовой. Вторая фаза продолжается несколько минут и, при неблагоприятных условиях, может перейти в третью фазу – паретическое состояние расширенных капилляров кожи
(временная потеря способности к сокращению). В результате происходит застой крови в капиллярах, появляется бледность кожи с синюшным оттенком, наступает второй озноб. Третья фаза свидетельствует о несостоятельности механизмов физической терморегуляции. Требуются немедленные меры для прекращения этой фазы – массаж, физические упражнения, тепло, чтобы предупредить переохлаждение со всеми вредными его последствиями. Оздоровляющее действие водных процедур обусловлено первой и второй фазами. Систематическое закаливание прохладной водой сопровождается сокращением времени первой фазы, более быстрым переходом ее во вторую фазу, которая продолжается длительно и, медленно угасая, не переходит в третью. Наступление третьей фазы не следует допускать, она может наблюдаться при неправильном проведении закаливания – использовании слишком холодной воды или чрезмерно длительной процедуры.

Закаливание водой проводится в помещении, при обычной комнатной температуре воздуха. Нет необходимости специально нагревать воздух, но обеспечить отсутствие сквозняка надо обязательно. Даже короткое воздействие прохладного воздуха на мокрую кожу может вызвать резкое переохлаждение. В жаркое летнее время, когда водные процедуры проводятся под открытым небом, дети также должны быть защищены от ветра.

Вода как средство закаливания используют, воздействуя ею не только на кожные покровы, но и на слизистые полости рта и носоглотки. Простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое систематически после каждого приема пищи, является превосходным средством, предупреждающим заболевание зубов и слизистых полости рта.

В возрасте 3 – 4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте 4 – 5 лет – полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура (дважды в сутки) предупреждает ангину и кариес зубов. Учитывая недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод: использование кратковременного интенсивного воздействия холодом при местных закаливающих мероприятиях.

Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении, легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 секунд и более (в зависимости от желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцовокислого калия (розового цвета).

Обливание водой

Процедура, требующая доста­точной устойчивости к снижению температуры среды. При про­ведении процедуры обливания важно знать, что голову обли­вать не надо. Общие обливания можно проводить в ванне, при отсутствии последней — в тазу.

При обливании можно стоять или сидеть. Ручку гиб­кого шланга в ванне или душе необходимо держать близко от тела (20—30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее грудь и живот, в последнюю очередь — левое и правое плечо. После процедуры человека об­тирают насухо.

Начальная температура воды 35—34 °С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 26—24 °С (конечная температура за­висит от реакции).

Ножные ванны.

Наиболее благоприятное время для начала проведения ножных ванн — лето. Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды 28 °С, далее охлаждают ее из расчета 1 "С в неделю. Нижние пределы темпе­ратуры воды 20 "С. Для детей трех лет ее снижают до 18 °С.

Продолжительность процедуры 15—20 с. Обливание ног лучше всего производить в ванне, где ребенка усаживают на специальную подставку. На дно ванны кладут решетку из де­рева или пластмассы. Подбирают нужную температуру воды путем смешивания ее в кувшине. Время процедуры 20—30 с. По окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а далее растирают до легкого покраснения кожи.

Снижение температуры воды при обливании ног каждые два дня на два градуса.

Возраст Начальная температура Конечная температура
2 – 3 года
4 – 7 лет

Контрастные ножные ванны

Более действенной процедурой являются контрастные ножные ванны,во время которых используют попеременно холодную и теплую воду. Подобная процедура рекомендуется детям с выраженными признаками адаптивной устойчивости. Контрастные ванны еще более увеличивают сопротивляемость организма к сниженной температуре воды.

Методика проведения контрастных ванн.Налить воду в два резервуара (два таза или ведра). Один из них наполнить водой температурой 37—33 °С, а другой — на 3—4 °С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середи­ны голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резер­вуарах не изменяют, далее понижают температуру воды во вто­ром резервуаре (в котором температура воды была ниже) на 1 °С в неделю и доводят ее до 18—20 "С.

Процедура контрастных ножных ванн состоит в следую­щем. Ребенок попеременно на 1—2 мин погружает ноги в ба­чок с горячей водой, а затем на 5—10 мин — с холодной. Закан­чивают процедуру погружением ног в бачок с холодной водой. Количество попеременного погружения в первые процедуры составляет 3—4. Продолжительность времени погружения конечностей в таз с холодной водой возрастает постепенно до 15—30 с. Увеличивают и число попеременных погруже­ний до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до по­явления небольшого порозовения кожи. Обычно ножные ван­ны делают сразу после сна либо во второй половине дня между 17 и 18 ч, в период наибольшей активности ребенка.

После проведения общего обливания наблюдаются стадии, ко­торые характерны в целом для воздействия воды: первоначаль­ное побледнение кожных покровов (вазоконстрикция), которое сменяет вазодилятация — покраснение кожи. Положительной реакцией на водную процедуру является покраснение кожи. Если данной реакции нет, то кожу растирают до появления легкого порозовения иповышения температуры.

Следует отметить, что если ребенок раньше не закаливался или прошел довольно длительный перерыв в закаливании, бо­лее эффективные процедуры (в частности, водные) следует на­чинать с более высокой температуры воды. В противном случае произойдет обратный результат закаливающего воздействия: ребенок может заболеть. В этой связи необходимо учесть, что в любом возрасте необходимо начинать закаливание от неспе­циальных закаливающих мероприятий, переходя постепенно к специальным — воздушным ваннам, местным обливаниям, общим обливаниям, плаванию, душу.

Душ является для ребенка еще более сильно воздействую­щей процедурой, нежели общее обливание. Это связано с тем, что душ сочетает в себе и действие температуры воды, и ее ме­ханическое (массирующее) влияние, увеличивает тонус ске­летной мускулатуры. В связи с сильным воздействием душа на организм ребенка его применение показано в возрасте не ранее 1,5лет.

Купания

Начальная методика проведения купанийсостоит из про­стых погружений в воду 1—2 раза. После этого насухо обти­рают ребенка до легкого порозовения. Далее длительность ку­пания увеличивается постепенно, сначала на 1 мин, а затем на 2—3 мин.

При купании (а также и плавании) необходимо соблюдать соответствующие правила:

не разрешается купаться и плавать натощак или раньше, чем через 1—1,5 ч после сна;

—недопустимо разгоряченным, потным детям нырять в прохладную воду.

Полоскание горла прохладной водой. Все подобные закали­вающие процедуры необходимо делать только после консульта­ции с лор-врачом. Начиная с 2—3 лет можно научить ребенка, набрав в рот воды, закинуть назад голову произносить звук «а-а-а». У детей старше 3—4 лет, умеющих полоскать горло, надо постепенно снижать температуру каждые 3—4 дня на 1 °С и доводить до +8, +10 °С. Закаленных детей можно постепенно перевести на мороженое (мелкими порциями). Детей, не умею­щих полоскать горло, целесообразно приучать пить прохлад­ную воду, также постепенно снижая температуру.

Схема купаний детей ясельного возраста

Дни Температура воды, " С Время охлаждения, с
Начальный режим
1 — 5 37 — 36 180 — 200
6 — 10 36 — 34 180 — 200
11 — 15 34 — 32 180 — 200
16 — 20 32 — 31 180 — 200
21 — 25 30 150 — 180
Оптимальный режим
26 — 30 29 150 — 180
31 — 35 28 159 — 180
36 — 40 27 120 — 150
41 — 45 26 120 — 150
46 — 50 25 90 — 120
Специальный режим
51 — 55 24 90 — 120
56 — 60 23 90 — 120
61 — 65 22 90 — 120
66 — 70 21 60 — 90
71 — 75 20 60 — 90

Баня

На протяжении многих веков на Руси принято было па­риться в бане целыми семействами. Детей старались попарить быстрее, но лечебное и закаливающее воздействие бани дети испытывали наряду со взрослыми. Баня эффективно исцеляла простудные заболевания, заболевания кожи и многих других органов.

В наше непростое время дети еще сильнее подвержены раз­личным заболеваниям, а целительные свойства бани сохранили свою актуальность. Адаптация к условиям бани происходит у детей без особых препятствий и в короткое время.

Безусловно, за маленькими детьми в бане нужен строгий присмотр: ни в коем случае не следует подпускать ребенка к горячей печи. Лучше всего усадить его на скамью, предвари­тельно застланную чистой простыней или полотенцем, и увлечь его занимательными рассказами или играми в тазу.

Гигиенические процедуры , связанные с применением воды, могут оказывать и закаливающее действие, если при этом соблюдать соответствующие правила:

1. Выбирать средства закаливания водой с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

2. Начиная со слабодействующих процедур, постепенно переходить к сильнодействующим.

3. Снижение температуры воды производить постепенно, с учетом возраста и состояния ребенка, характера процедуры и условий окружающей обстановки.

4. Закаливающие процедуры проводить систематически, примерно в одно и то же время дня.

5. Обеспечить хорошее настроение ребенка во время закаливания. В качестве местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание, обтирание, мытье рук, мытье и обливание ног, игра с водой.

Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих.
Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций, изменяющих физиологические функции всего организма.

В качестве общих закаливающих процедур можно использовать обтирание всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим обливанием водой, температура которой на 2 градуса ниже, чем в ванне.

Наиболее сильное действие оказывает купание в открытом водоеме.

Закаливание солнцем

Физиологическое действие солнечных лучей на организм наиболее сильно по сравнению с другими природными факторами закаливания. Как известно, солнечный свет состоит из различных лучей, имеющих неодинаковую длину волны и частоту колебаний. В силу своих физических свойств лучи инфракрасной части спектра проникают глубоко в кожу и подкожную клетчатку и, оказывая тепловое воздействие, вызывают нагревание тканей. Поэтому инфракрасные лучи принято называть тепловыми. Под влиянием тепловых лучей возбуждаются нервные окончания кожных покровов и рефлекторно расширяются кровеносные сосуды кожи. В то же время кровеносные сосуды внутренних органов сокращаются, в силу чего в организме происходит перераспределение крови – от внутренних органов она приливает к наружным покровам. Кожа становится красной и горячей в процессе облучения. После прекращения облучения кожа вновь, довольно быстро, приобретает нормальный цвет и температуру. Также рефлекторно восстанавливается исходное распределение крови. Инфракрасные лучи усиливают действие ультрафиолетовых лучей.

Ультрафиолетовые лучи, имеющие короткие волны, поглощаются поверхностными слоями кожи и не проникают в ткани, расположенные глубже. Относительно большая энергия ультрафиолетовых лучей вызывает химические превращения в клетках, в результате которых изменяется белковая структура клеток, образуются различные белковые субстанции, повышающие проницаемость оболочек клеток и вызывающие образование пигментных веществ. Облучение ультрафиолетовыми лучами не сопровождается немедленным покраснением кожи
(появлением эритемы), поэтому их называют холодными лучами, но при определенном дозировании эритема появляется спустя 6 – 8 часов после облучения и сохраняется в течении нескольких дней. По исчезновении эритемы на облученных участках кожи остается пигментация – загар.

Под действием ультрафиолетового облучения происходят сложные физико- химические и биологические процессы в клетках. Известно антирахитическое действие ультрафиолетовых тучей: они способствуют образованию витамина непосредственно в организме. Под влиянием образующегося в коже витамина нормализуется соотношение фосфора и кальции в крови, регулируются процессы окостенения скелета и отложение солей кальция в костях.

Действие солнечных лучей стимулирует обменные процессы в органах и тканях и, раздражая многочисленные рецепторы - нервные окончания, находящиеся в наружных покровах и внутренних органах, вызывает возбуждение нервных центров спинного и головного мозга. В результате изменяется частота и глубина дыхания, увеличивается легочная вентиляция, изменяется просвет капилляров сосудистой сети и величина артериального давления крови.

Влияние ультрафиолетовых лучей на нервную систему выражается в изменениях реакций высшей нервной деятельности. В зависимости от дозы облучения, индивидуальной для каждого человека, можно наблюдать или стимуляцию, или угнетение безусловных рефлексов, направленных на сохранение постоянства температуры тела. Повышение возбудимости коры головного мозга проявляется в ускорении рефлекторных реакций, увеличении подвижности нервных процессов и улучшении восприятия органами чувств (в увеличении остроты зрения, слуха).

Действие солнечного света (ультрафиолетового, видимого и инфракрасного излучения) в больших дозах на неподготовленный незакаленный организм может вызвать расстройство его нормальной деятельности, снижение его защитных сил, и, как следствие этого, может легко возникнуть какое-либо заболевание. Действие солнечного света, используемое вначале в малых дозах, сопровождается мобилизацией всего многообразия защитных сил организма. Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм, при условии их правильного использования, выражается в улучшении общего состояния, физического и нервно-психического развития детей, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Повышается интенсивность обмена веществ, улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей. Поскольку солнечные лучи оказывают на организм очень сильное физиологическое влияние, использование их в целях закаливания детей ограничено. Это ограничение вызывается еще и тем, что отношение площади поверхности кожных покровов, через которую собственно и действуют солнечные лучи, к массе тела у детей гораздо больше, чем у взрослых. Закаливание солнечными лучами можно начинать только после подготовки организма ребенка воздушными ваннами, которые проводят сначала в помещении, а затем на открытом воздухе.

Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 – 40 минут до еды. Это условие необходимо соблюдать потому, что в жаркую погоду под влиянием высокой температуры окружающего воздуха угнетается секреция пищеварительных соков, и условия для переваривания пищи ухудшаются. Закаливание здоровых детей солнечными лучами, так же как и воздухом, полезнее сочетать с различной деятельностью детей, составляющей содержание прогулки в весеннее - летний период. Продолжительность облучения индивидуальна для каждого ребенка: учитываются возраст, общее развитие, состояние здоровья, упитанность, типологические особенности высшей нервной деятельность. Необходимо также принимать во внимание предварительную подготовку в виде закаливания воздухом, водой и частичного облучения солнцем, которое невольно получает каждый человек, бывающий на открытом воздухе. Постепенность увеличения действия солнечных лучей может быть достигнута несколькими путями:

1. Используется ослабляющее влияние атмосферы – солнечные ванны принимают ранним утром или после полудня (косые лучи менее эффективны).

2. Проводят солнечные ванны в облачные дни, облачность способствует рассеиванию лучей.

3. Используют отраженные лучи (в тени).

4. Изменяют площадь обнаженной поверхности кожи подбором одежды.

5. Изменяют продолжительность облучения.

Площадка для прогулок детей летом располагается таким образом, что на ней имеются примерно в разном соотношении участки плотной тени, участки светотени и места, беспрепятственно облучаемые солнцем. Затененная площадь должна быть хорошо проветриваемой, сухой. Лучше, если тень создается не навесом, а листвой деревьев.

Если для защиты от солнца используются навесы, то они должны быть полотняными или деревянными и обязательно с потолком. Слой воздуха между потолком и крышей навеса служит надежной тепловой изоляцией.

Не меньшее значение имеет поверхность участка. Наиболее благоприятной поверхностью является травяной покров: он хорошо предохраняет от пыли, не сильно нагревается.

Песчаные площадки, как и открытая поверхность почвы, крайне неблагоприятны – при ветре и движении детей поднимается обильная пыль. Покрытие асфальтом участков для прогулок детей категорически запрещается.

На площадке для прогулок детей должны быть озелененные беседки, манежи и все необходимое оборудование для различных игр и физических упражнений соответственно возрасту и развитию детей.

Условия, созданные для закаливания детей. (Средний дошкольный возраст.)

1. Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.

2. Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов.

3. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе

4. Общие воздушные ванны во время раздевания перед дневным сном и одеванием после сна. Местные воздушные ванны во время музыкальных занятий в группах.

5. Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку (5 – 7 минут, 4 – 5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд по солевой дорожке).

6. Полоскание рта водой комнатной температуры. С 3-х лет – полоскание рта, с 3 – 5 полоскание горла.

7. Умывание: лица, кистей рук – 3 – 4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.

8. Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка. Температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5 л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса, конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.

9. Купание в водоеме с трех лет. Температура воздуха 23 градуса, температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.

10. Местные солнечные ванны оголенных рук, ног по 5 – 6 минут, увеличение на 1 – 2 минуты через каждые два дня.

11. Общие солнечные ванны с 5 до 10 минут. В течении дня по 40 – 50 минут.

Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению закаливание нужно проводить осторожно.

Правила проведения закаливающих мероприятий

В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

1. закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье

2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий

3. занятия должны осуществляться систематически

4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст

5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовым факторам в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года)

6. закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка

7. возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания

Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось ни в одно из времен года. У детей раннего возраста в силу низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется на протяжении 3 – 10 дней. Вместе с тем проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает заболеваемость в 2 – 3 раза.

Особенно важны закаливающие мероприятия летом – в преддверии осеннее – зимнее – весеннего периода, до того времени, когда увеличивается количество инфекционных заболеваний у детей, снижаются показатели иммунобиологической реактивности их организма. Проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает заболеваемость, уменьшая ее в 2 – 3 раза.

Адаптация детского организма к солнечному излучению имеет ряд особенностей, которые связаны с характером солнечного излучения, своеобразием строения и функционирования систем органов у ребенка. В пределах дневной части суток количество ультрафиолетовых лучей возрастает от восхода солнца до полудня, а далее начинается снижаться. Во второй половине дня преобладают красные и инфракрасные лучи.

Красные и инфракрасные лучи обладают в основном тепловым действием на организм человека. В этой связи создается определенная опасность возникновения перегревания детей, в особенности в раннем возрасте. Это связано с несовершенством терморегуляции в раннем возрасте и с большой относительной поверхностью тела ребенка – отношением его поверхности к массе, в силу чего удельная скорость нагревания (а потому и перегревания) больше у детей по сравнению со взрослыми. Однократное перегревание вызывает изменение деятельности всех систем организма, направленное на увеличение теплоотдачи, а далее – на снижение собственной теплопродукции.
Перегревание может привести к диспепсическим явлениям, что является предпосылкой к возникновению кишечных инфекционных заболеваний.

Именно с этим связан риск воздействия прямых солнечных лучей на организм детей раннего возраста, в особенности в летнее время.

Детям в возрасте до 1 года в летнее время солнечные ванны не рекомендуются, детям в возрасте 2 – 3 лет они должны применяться крайне осторожно, с соблюдением правила минимальных первоначальных дозировок и постепенного увеличения времени солнечной ванны. Попадание солнечных лучей на открытые части лица ребенка во время прогулки в зимний, весенний или осенний периоды нельзя считать противопоказанным поскольку при этом не происходит перегревание детского организма. В настоящее время приняты в основном две специальные процедуры воздействия солнечными лучами на организм ребенка – световоздушные и солнечные ванны.

Световоздушные ванны. Методика проведения световоздушных (как и солнечных) ванн разработана Г.Н. Сперанским и Е.Д.Заблудовской (1963). Детям первого года жизни ванны показаны при определенных погодных условиях. Оптимальной является безветренная погода при температуре воздуха 22 градуса. Детям более старшего возраста (1 – 3 года) нижней границей температуры воздуха, при которой можно начинать световоздушные ванны, является 20 градусов в тени. Световоздушные ванны проводят как в положении ребенка лежа, так и в активном положении – при игре в кроватке, коляске, манеже или даже на руках у взрослых. Важно отметить, что активное поведение ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей адаптации к ультрафиолетовому облучению. Важно, чтобы он не перегрелся. Необходим тщательный контроль за состоянием кожных покров, степенью их гиперемии и потоотделения. Непременным методическим приемом при проведении световоздушных ванн является постепенность обнажения тела. Сначала обнажают те части тела ребенка, которые менее чувствительны к действию света и температуры (руки и ноги), и лишь затем туловище. Детям в возрасте трех лет и старше световоздушные ванны назначают при температуре воздуха не ниже 19 градусов. Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни составляет 3 мин, для детей от 1 года до 3-х лет – 5 мин, для детей 4 – 7 лет – 20 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30 – 40 минут и более.

Показания - принимать световоздушные ванны могут практически здоровые дети и ослабленные дети – после перенесенного заболевания; детям с задержкой роста и развития прием световоздушных ванн должна быть не более 1
– 1,5 мин, затем время проведения процедуры увеличивают ежедневно или через день на 1 мин. Курс световоздушных ванн состоит из 25 - 30 процедур.

Противопоказания – острые инфекционные заболевания, лихорадочные состояния, глубокая недоношенность.

Солнечные ванны. Попадание прямых солнечных лучей на тело ребенка в возрасте до 1 года недопустимо. Особую осторожность необходимо проявлять при назначении солнечных ванн и детям старше 1 года. Детям дошкольного возраста солнечные ванны назначаются достаточно широко. Назначение солнечных ванн необходимо лишь после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. Данное условие является обязательным. Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют принимать солнечные ванны несколькими этапами:

1. подготовительная световоздушная ванна

2. собственно солнечная ванна

3. заключительная световоздушная ванна

4. водная процедура

5. отдых в тени

Подготовительная световоздушная ванна проводится в течении 10 – 20 мин.
При этом обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в статическом положении под тентом, навесом или в тени деревьев, на его ногах должна быть обувь. Затем приступают к солнечным ваннам. Солнечная ванна, так же как и световоздушная, может проводиться либо в подвижном состоянии ребенка, либо в лежачем, сидячем положении в зависимости от температуры воздуха, силы ветра, влажности воздуха. Наиболее рационально дозировать солнечные ванны в лежачем положении. Ребенка кладут на лежак, топчан, надувной матрац, раскладную кровать и т.п. таким образом, чтобы ноги его были обращены к солнцу и чтобы все тело, кроме головы, равномерно освещалось солнцем. На голову надевают панамку, кепку или любой головной убор светлого цвета во-избежании перегревания; могут быть надеты очки с темными светофильтрами.

Вместе с тем важно, чтобы во время игр и принятия солнечных ванн не было перегрева, а когда солнечные ванны сочетаются с водными процедурами – переохлаждения. Необходимо строго следить за характером терморегуляции и временем, проведенным под прямыми солнечными лучами; чередуют игры на солнце и в тени. Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами может принести вред: наступает утомление, скелетная мускулатура чрезмерно расслабляется, тонус ее отсутствует, возникает астеническое состояние – слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.

При приеме солнечной ванны ребенку дают пить.

Существуют клинические признаки, определяющие необходимость прекращения солнечных ванн. Одни из них связаны с перегревом: покраснение кожи, повышение потоотделения и возбудимость ребенка или, напротив, снижение тонуса скелетной мускулатуры, наступление адинамии, жалобы на усталость, головную боль. Другие свидетельствуют о переохлаждении ребенка: снижение температуры конечностей (особенно пальцев рук и ног), появление бледного, а подчас и синюшного оттенка кожи и дрожи. Данные признаки говорят о наличии серьезного переохлаждения детей.

При состоянии дискомфорта, напряжение следует прекратить ванну.
Побледневшие кожных покровов свидетельствует о включении сосудистого компонента терморегуляции. Напряжение в поведении в целом говорит о реакции организма на температурные воздействия. В особенности это важно на начальном этапе закаливания организма. При наличии адаптивных свойств все перечисленные симптомы могут свидетельствовать только лишь о терморегуляционных реакциях организма без угрозы состоянию здоровья.

Падение массы тела ребенка, плохой сон и аппетит являются противопоказаниями для продолжения курса солнечных ванн. Если последние явились причиной плохого самочувствия, следует заменить их световоздушными ваннами.

Противопоказаниями к принятию солнечных ванн являются повышенная температура тела ребенка, все формы диспепсии, кишечные инфекционные заболевания, острые воспалительные заболевания, туберкулез легких. Последний является относительным противопоказанием. Врач решает вопрос о возможности принятия солнечных ванн в зависимости от течения болезни и состояния больного. Для проведения световоздушных ванн необходимы специальный врачебный контроль и учет проведенных процедур. Использование воды для увеличения адаптационных возможностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста. Основными факторами воздействия воды на организм являются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соляные, хвойные и другие ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих процедур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка. Вместе с тем, поскольку теплопроводность воды превышает теплопроводность воздуха, проведения закаливающих воздействий требует тщательного контроля. Своеобразие адаптации организма ребенка к водным процедурам заключается в воздействии холодной воды. Существуют 3 фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая фаза состоит в сосудосуживающем эффекте появление озноба, а в целом – реакции напряжения. Затем наступает адаптация к низкой температуре воды, в результате чего реакция напряжения уменьшается, уряжается частота сердечных сокращений, снижается артериальное давление. Во второй фазе происходит вазодилатация – расширение кожных сосудов, в результате чего кожа розовеет или становится красной, происходит усиление обменных процессов. Данная фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности, работоспособности.

Если водная процедура осуществляется несоразмерно с адаптивными возможностями организма, что вызвано чаще всего длительностью гидротерапии, то наступает третья фаза , при которой исчерпываются приспособительные возможности организма и вновь наступает сужение сосудов как проявление терморегуляционной реакции для ограничения теплоотдачи. При этом кожные покровы становятся бледными, а подчас с синюшном оттенком, появляется озноб.

Закаливающее действие водной процедуры обусловлено первой и второй фазами. При систематическом воздействии прохладной воды время первой фазы сокращается, и более быстро наступает вторая фаза. Методику закаливающих процедур строят таким образом, чтобы у ребенка не наступила третья фаза воздействия воды. В особенности это важно по отношению к детям раннего возраста. Контроль за уменьшением кровенаполнения кожных сосудов необходимо проводить с помощью измерения температуры кожи конечностей (тыла голени).
Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купания, плавание.
Обтирания и обливания могут быть местными и общими.

Обычные методы закаливания к охлаждениям предусматривают их проведение на фоне гимнастических упражнений, подвижных игр. Необходимость осуществления закаливающих процедур при повышенной двигательной активности обусловлена тем, что мышечная деятельность повышает теплопродукцию организма, которая допускает более быстрое нарастание интенсивности холодовых воздействий и способствует более быстрому повышению устойчивости к холоду. Во время мышечной деятельности снижается холодовая чувствительность человека; повышенная теплопродукция мышц изменяет функциональное состояние центральной нервной системы. Последнее ослабляет возбудимость терморецепторного аппарата по отношению к внешним холодовым воздействиям. Показано, что в том случае, если после проведения закаливающей процедуры проводить растирание и массаж кожи до потепления и порозовения, т.е. повысить температуру кожи на 2 – 3 градуса и более по сравнению с ее исходной величиной, в этом случае у 76 % закаливающихся адаптивные приспособительные реакции не только не возникали, но и замедлялась скорость протекания термовосстановительных процессов после охлаждения.

Необходимо с возрастом прививать детям самостоятельность в осуществлении закаливающих мероприятий. Так, дети дошкольного возраста могут и должны проводить их самостоятельно.

Заключение

Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма.

Закаливание детей соответствует общебиологической закономерности, согласно которой растущий организм обязательно должен подвергаться воздействиям температурных колебаний. Они являются непременным условием его эффективного роста и развития. Однако следует учитывать особенности терморегуляции детей, состоящих в том, что обеспечение постоянства температуры тела, требует очень большого напряжения всех физиологических механизмов, а когда их мощностей не хватает, наступают различные нарушения. Поэтому закаливание нужно проводить в щадящем режиме.

Абсолютно у всех людей закаливание повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям; повышает неспецифическую устойчивость к инфекционным заболеваниям, усиливает иммунные реакции. Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Список используемой литературы:

1. Празников В.П.«Закаливание детей дошкольного возраста» - М., 1988 г.

2. Ю. Артюхова «Как закалить свой организм» Изд. «Харвест» Минск 1999 год.

3. Спирина В.П. «Закаливание водой» - Просвещение, 1972 г.

4. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. Москва, Просвещение, 2003.

5. Е.Н. Вавилова. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986