Реферат: Конспект лекций Технологии обработки данных
Название: Конспект лекций Технологии обработки данных Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
Тема 1. Теоретические и методологические основы обработки учетно-аналитической информации. 1. Сущность автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета и экономического анализа (АИСБУЭА) и их роль в управлении экономическими объектами. Экономический объект, как управляемая система, включает объект и субъект управления. Объектом управления экономического объекта является производственный коллектив, выполняющий комплекс работ, направленных на достижение определенных целей, и располагающий для этого материальными, финансовыми и другими видами ресурсов. Субъект , или система управления, экономического объекта формирует цели его функционирования и осуществляет контроль их выполнения. Целенаправленное воздействие на объект управления, ведущее к изменению, либо сохранению его состояния обеспечивается управлением. Основные функции управления экономическим объектом являются планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Управление базируется на информации . Информация, взаимосвязанная совокупность средств и методов ее обработки и персонал, реализующий информационный процесс, образуют информационную систему (ИС). Ее назначением является преобразование исходной информации в результатную, пригодную для принятия управленческих решений. Экономическая информационная система (ЭИС) имеет дело, прежде всего, с экономической информацией. АИСБУ - это система, в которой информационный процесс бухгалтерского учета автоматизирован за счет применения специальных методов обработки данных, использующих комплекс вычислительных, коммуникационных и других технических средств, в целях получения и доставки информации, необходимой специалистам-бухгалтерам для выполнения функций управленческого и финансового учета. Автоматизированные информационные системы экономического анализа (АИСЭА) – это комплекс программно-технических средств, информационных ресурсов, методик, которые используются для автоматизации аналитических работ с целью обоснования принятия управленческих решений и других возможных применений. 2.Понятие технологии и исторические этапы развития информационных технологий. Технология – система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе. Информационная технология – совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения (Закон РБ «Об информатизации»). Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия грамотного управленческого решения. Информационные технологии прошли ряд этапов исторического развития, которые связаны с развитием технического инструментария технологий. 1-й этап (до середины 19-го века) – «ручная» информационная технология. 2-й этап (до конца 19-го века) – «механическая» технология. 3-й этап (до середины 20-го века) – «электрическая» технология. 4-й этап (до начала 70-х годов 20-го века) – «электронная» технология. 5-й этап (до конца 20-го века) – «компьютерная» технология. 6-й этап (по настоящее время) – «сетевая компьютерная» технология. (2; с. 51-52) 3.Основные свойства экономической информации, ее особенности и классификация. Понятие «информация» произошло от латинского information , что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессов. Информация очень разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, техническая, производственная, управленческая, экономическая, социальная, правовая и т.п. Управленческая информация – информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена, потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления хозяйством и его звеньями. Экономическая информация – отражает деятельность предприятий, организаций и фирм посредством натуральных, стоимостных и других показателей. Она включает сведения о составе трудовых, материальных, денежных ресурсов, состоянии объектов управления на определенный момент времени и служит для управления социально-экономическими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. По функциям управления информация подразделяется на учетную, плановую, директивную, статистическую и др. По месту возникновения экономическую информацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю. По стадиям образования информация бывает первичной и вторичной. Первичная информация возникает на начальной стадии процесса управления и отражает состояние объекта или процесса управления во времени. Вторичная информация получается в результате обработки первичной и может быть промежуточной или результатной. Промежуточная информация содержит накапливаемые данные, используемые при дальнейшем решении различных экономических задач. Результатная информация, получаемая в процессе обработки первичной или чаще всего первичной и промежуточной информации, используется для управления работой объекта и принятия решений. По временному периоду возникновения информацию подразделяют на периодическую и непериодическую. Таким образом, в условиях усложнения функций управления, полнота, своевременность и достоверность получаемой информации оказывает большое влияние на действенность принимаемых управленческих решений, а значит, и на эффективность управления экономическим объектом в целом. 4. Структура и виды обеспечения АИСБУЭА. АИСБУЭА представляет собой совокупность различных видов обеспечения, а также специалистов и предназначена для автоматизации обработки учетно-аналитической информации. Следует выделять функциональную и обеспечивающую части АИСБУЭА. Функциональная часть АИСБУЭА представляет собой ряд функциональных подсистем, конкретный состав которых зависит от особенностей объекта управления. Функциональные подсистемы подразделяются в соответствии с организационной и производственной структурой объекта управления. Функциональные подсистемы в составе организации: · оперативное управление основным производством; · технико-экономическое управление; · бухгалтерский учет, анализ и контроль; · управление персоналом; · управление маркетингом (снабжение и сбыт); · управление вспомогательным производством и др. Функциональная структура объединений, концернов, отраслей определяется спецификой управления и обрабатываемой информации. Обеспечивающая часть АИСБУЭА состоит из организационного, информационного, технического, программного, математического, правового, лингвистического и эргономического обеспечения. Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами, программным обеспечением и между собой в процессе создания и функционирования АИСБУЭА. Математическое обеспечение – это совокупность математических средств, используемых при описании алгоритмов решения задач бухгалтерского учета, а также моделей представления и интерпретации учетной информации. Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и функционировании АИСБУЭА. Лингвистическое обеспечение – это совокупность языковых средств общения человека и вычислительной техники. Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, обеспечивающих специалисту наиболее благоприятные условия работы, учитывающие физиологические и психологические возможности человека. Тема 2. Информационное обеспечение АИСБУЭА. 1.Состав и организация информационного обеспечения. Информационное обеспечение АИСБУЭА – совокупность методов и средств построения информационного фонда системы, организации его функционирования и использования. Следует различать «информационный фонд» и «информационная база» АИСБУЭА. Информационный фонд включает всю информацию экономического объекта, зафиксированную на бумажных и машинных носителях. Информационная база содержит только информацию, зафиксированную на машинных носителях. Информационное обеспечение предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений. Исходя из назначения информационного обеспечения можно сформулировать основные к нему требования: · полнота, объективность, достоверность и точность данных, отражающих состояние объекта автоматизации; · одноразовые регистрации и ввод данных в машину и многоцелевое использование их при обработке; · унификация систем классификации и кодирования информации; · создание единого фонда условно-постоянных данных; · возможность простого, удобного и быстрого доступа к информационной базе и др. В ходе проектирования информационного обеспечения осуществляются следующие виды работ: - определяется состав показателей, необходимых для решения бухгалтерских задач, их объемно-временные характеристики и информационные связи; - разрабатываются различные коды и классификаторы; изучается возможность использования отраслевых и общегосударственных классификаторов; - выявляется возможность применения унифицированной системы документации, проектируются формы новых первичных документов, отвечающих требованиям автоматизированной обработки; - определяются состав базы данных и ее организация; проектируются формы вывода результатов обработки. Информационное обеспечение подразделяется на внемашинное и внутримашинное. 2.Внемашинное информационное обеспечение. Внемашинное информационное обеспечение представлено: - системой показателей; - системой документации и документооборота; - системой классификации и кодирования информации. Система показателей представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих закономерности производственно-хозяйственной деятельности экономического объекта. Система показателей является методологической основой всей системы сбора и обработки экономической информации. Изучение системы показателей хозяйственной деятельности экономического объекта дает возможность выявить состав показателей и их структуру, закономерности их преобразования, объемно-временные и качественные характеристики (полноту, достоверность, своевременность, точность), а также способы их получения, обработки и последующего использования. Система документации представлена первичными, выходными и нормативно-справочными документами. Первичными документами могут быть типовые межотраслевые и отраслевые документы, а также документы, разрабатываемые на самом экономическом объекте. Выходные документы формируются компьютером и представляются в виде печатного документа, в котором отражается результатная информация. Они подразделяются на: · стандартные отчеты, соответствующие учетным регистрам; · специализированные отчеты; · регламентированные отчеты (государственная отчетность, имеющая унифицированные типовые формы; отраслевая отчетность). Нормативно-справочные документы содержат условно-постоянную информацию о нормативах и нормах материальных и трудовых затрат, ценах, тарифах и др. Система классификации и кодирования информации . В Республике Беларусь действует Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Целью ЕСКК ТЭСИ является информационное обеспечение процессов управления экономикой с применением компьютерных технологий. Система классификации – это совокупность правил и результат распределения объектов заданного множества на подмножества в соответствии с признаками. Согласно системе применяется два метода классификации: иерархический и фасетный. Иерархический – это такой метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества (все студенты университета разбиваются на факультеты, внутри факультетов – на курсы, внутри курсов – на группы). Фасетный – это такой метод классификации, при котором заданное множество делится на независимые группировки по различным признакам классификации (разбиение студентов на группы по возрасту, полу и т.п.). Кодирование – это образование и присвоение объекту классификации и (или) классификационной группировке кодового обозначения. Кодовое обозначение – это обозначение объекта, признака классификации и (или) классификационной группировки знаком или группой знаков в соответствии с принятым методом кодирования. Совокупность правил обозначения объектов классификации называется системой кодирования. Существует четыре метода кодирования: порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный. 3.Внутримашинное информационное обеспечение. Внутримашинное информационное обеспечение представляет собой совокупность всех видов информационных файлов системы, расположенных на машинных носителях. В состав внутримашинного ИО входят файлы: · с текущими данными о состоянии управляемых объектов (оперативная информация); · нормативно-справочной информации (заимствуется из нормативных актов, различных справочников); · плановая информация; · с накапливаемыми данными за определенный промежуток времени (учетная информация) и др. В зависимости от уровня развития ИО системы внутримашинная информация может быть организована в виде: · локальных файлов, ориентированных на конкретную задачу или комплекс функциональных задач; · баз и банков данных, осуществляющих интегрированное хранение, накопление, поиск, корректировку и выдачу информации для всей информационной системы экономического объекта; · баз знаний, которые помимо данных о предметной области, содержат еще и правила их использования для принятия управленческих решений.
База данных – совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам на машинных носителях; Банк данных – организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими; База знаний – совокупность формализированных знаний об определенной предметной области, представленных в виде фактов и правил. (Закон РБ от 06.11.95г. № 3850-XII «Об информатизации»). Тема 3. Техническое и программное обеспечение АИСБУЭА. 1.Состав и особенности технического обеспечения. Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, обеспечивающих эффективное функционирование АИСБУЭА. В рамках технического обеспечения осуществляется выбор одноуровневых и многоуровневых компьютерных информационных систем необходимыми техническими средствами. Правильный выбор комплекса технических средств (КТС) оказывает определяющее влияние на эффективность функционирования информационной системы. В многоуровневых системах задача по выбору КТС решается с помощью моделирования. При этом необходимо учитывать, что любая информационная система является постоянно развивающейся системой и ее КТС должен иметь возможность при необходимости перестраиваться на решение новых задач. Для расчета параметров КТС создается модель функционирования системы, в которой в качестве аргументов выступают: · объемы входной информации; · алгоритмы обработки данных по каждой задаче; · режимы функционирования подсистем; · объемно-временные характеристики информации; · характеристики надежности всех элементов системы и др. Основой любого КТС является компьютер (электронная вычислительная машина – ЭВМ). По размерам и функциональным возможностям ЭВМ можно разделить на: - суперЭВМ - большие ЭВМ - малые ЭВМ - микроЭВМ Персональные компьютеры – однопользовательские микроЭВМ, удовлетворяющие требованиям общедоступности и универсальности применения. 2. Классификация компьютерных сетей. Компьютерная сеть – это объединение компьютеров, каналов связи и средств передачи данных. Компьютерные сети позволяют автоматизировать управление производством, транспортом, материально-техническим снабжением в масштабе отдельных регионов и страны в целом. Возможность концентрации в компьютерных сетях больших объемов данных, общедоступность этих данных, а также программных средств обработки и высокая надежность их функционирования – все это позволяет улучшить информационное обслуживание пользователей и резко повысить эффективность применения вычислительной техники. Компьютерные сети классифицируются по различным признакам. По характеру реализуемых функций сети выделяют: · вычислительные, предназначенные для решения задач управления на основе вычислительной обработки исходной информации; · информационные, предназначенные для получения справочных данных по запросу пользователя; · смешанные, в которых реализуются вычислительные и информационные функции. По способу управления компьютерные сети делятся на сети: · децентрализованным управлением, когда каждая ЭВМ, входящая в состав сети, имеет полный набор программных средств для координации выполняемых сетевых операций; · с централизованным управлением, при этом один компьютер в сети является главным и координирует работу сети; · со смешанным управлением. По степени охвата территории различают сети: · глобальные, которые объединяют абонентов, расположенных в различных странах, на различных континентах Земли (Интернет); · региональные, которые связывают абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга (сеть ИМНС, паспортных служб, таможня); · локальные, объединяющие абонентов, расположенных в пределах небольших территорий (на территории одной организации). По структуре построения (топология) сети подразделяются на радиальные (звездообразные), кольцевые, иерархические, общая шина и др. Компьютерные сети различных видов взаимодействуют друг с другом. Причем в состав глобальной сети могут входить как региональные, так и локальные сети. Вывод. Использование компьютерных сетей способствует ускорению взаимодействия всех участников процесса управления экономическими объектами, что положительно сказывается на росте эффективности и обоснованности управленческих решений. 3. Программное обеспечение и его классификация. Программное обеспечение (ПО) представляет собой совокупность программ обработки данных и инструкции по их эксплуатации. В зависимости от класса ЭВМ и набора выполняемых функций программное обеспечение делится на: · общесистемное ПО, отвечающее за функционирование всей вычислительной системы в целом; · прикладное ПО, предназначенное для реализации алгоритмов решения задач в различных областях человеческой деятельности. (Слайд). Основой общесистемного программного обеспечения является операционная система (ОС). ОС предназначена для синхронизации работы всех составных частей и устройств компьютера. ОС зависит от технических особенностей конкретной модели компьютера. В этой связи операционные системы развивались вместе с персональными ЭВМ. Наиболее популярные: MS/DOS, WINDOWSB и др. Сервисные программные пакеты – помогают пользователю компьютера в его работе: · антивирусные; · организующие защиту от несанкционированного доступа; · используемые для архивации информации; · используемые для загрузки алфавитов и шрифтов в принтеры, клавиатуру и др. Системы поддержки сетевых коммуникаций предназначены для создания и функционирования компьютерных сетей. Они синхронизируют работу абонентов сети и распределяют информационные, программные и технические ресурсы сети между абонентами. Их основной задачей является передача информации в сети, обеспечение совместимости данных независимо от технических, программных и информационных особенностей абонентов. Системой программирования называется совокупность средств, которые используются для написания, трансляции и отладки программ на соответствующем языке программирования. Прикладное программное обеспечение (существенно отличается от класса ЭВМ) можно разделить на три части: · прикладные пакеты и программы общего назначения; · проблемно-ориентированные пакеты и программы; · интегрированные прикладные системы. К прикладному ПО общего назначения относятся: - текстовые редакторы – это пакеты прикладных программ, предназначенные для подготовки, редактирования и печати текстов; - электронные таблицы , предназначенные для автоматизированной обработки данных, представленных в табличном виде; - системы управления базами данных (СУБД), которые применяются для хранения, накопления, быстрого поиска и выдачи в удобной форме информации по запросу пользователя; - графические системы , служащие для отображения информации в графическом виде. Используются для решения сложных инженерных задач. На их базе создаются системы автоматизированного проектирования чертежей. Проблемно-ориентированные пакеты и программы предназначены для автоматизациии рабочих мест специалистов (АРМ менеджера, АРМ бухгалтера, АРМ экономиста и др.). 4. Классификация бухгалтерских информационных систем. По масштабам производства организации можно выделить бухгалтерские информационные системы, предназначенные для малых, средних и крупных организаций. По степени охвата функций бухгалтерии выделяют: · мини-бухгалтерия – отличительными чертами являются небольшой объем учетных операций и отсутствие функционального деления по участкам учета. · интегрированные бухгалтерские системы – отличительной особенностью является возможность организации учета на нескольких компьютерах с объединением данных в одной базе, на основе которой формируется отчетность. · комплексы бухгалтерских АРМ – ориентированы на использование в бухгалтериях средних и крупных предприятий при наличии явного разделения функций между бухгалтерами. В комплекс, кроме бухгалтерских АРМ, могут быть подключены АРМ руководителя, АРМ менеджера, АРМ по учету кадров (имеет тесную связь с АРМ по расчетам с персоналом по оплате труда). По уровню автоматизации всей системы управления организацией выделяют: · простая бухгалтерия – автоматизирует в системе управления только решение задач бухгалтерского учета. · комплексная система автоматизации - в этой системе реализуется полный рыночный цикл – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности организации с последующей корректировкой планов. Таким образом, в комплексной системе автоматизации бухгалтерская информационная система играет роль подсистемы. · отличительными чертами корпоративных систем являются : - охват большого числа задач управления организацией; - детальная разработка обобщенной модели документооборота; - наличие развитых встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать ее к своим потребностям; - развитая технология объединения и консолидации данных удаленных подразделений. По признаку архитектуры технического обеспечения различают: · локальные АРМ , которые позволяют решать на компьютере отдельные учетные задачи. То есть существуют программные продукты, предназначенные исключительно для автоматизации расчетов с персоналом по оплате труда или складского учета. Они могут использоваться в бухгалтерии и управленческой службе наряду с бухгалтерскими информационными системами других разработчиков, если те по каким-либо причинам не соответствуют определенным требованиям. · информационные системы с сетевой архитектурой обработки информации позволяют создать информационное пространство учетной системы организации, благодаря чему обеспечивается оперативность обработки учетных данных и использование преимуществ автоматизированной формы учета. По степени настройки системы ( в связи с частыми изменениями нормативно-законодательной базы разработчики бухгалтерских информационных систем стремятся обеспечить гибкость своих программ, возможность их настройки) различают: · полностью настраиваемые – это программы класса «Бухгалтерский конструктор», которые представляют возможность изменять методику учета, адаптировать программу к особенностям учета в любой организации; · частично настраиваемые – это системы, которые позволяют изменять рабочий план счетов, создавать новые формы отчетных документов, дают возможность проводить бухгалтеру расчеты в электронных таблицах и т.д. · минимально настраиваемые бухгалтерские системы ограничиваются возможность изменять ставки налогов, редактировать текстовые файлы форм первичных документов и т.п. Тема 4. Организация автоматизированной формы учета 1. Понятие АРМ бухгалтера и принципы автоматизированной обработки экономической информации. АРМ бухгалтера – это рабочее место бухгалтера, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных с целью получения информации, обеспечивающей поддержку принимаемых им решений при выполнении профессиональных функций. Принципы автоматизированной обработки учетно-аналитической информации: · Рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления и организации информационной системы; · Распределенной обработки данных на основе развитых компьютерных сетей; · Создание автоматизированных рабочих мест специалистов с учетом конкретных особенностей объекта управления и функций исполнителей. 2. Структура бухгалтерии и функциональные обязанности учетных работников в условиях АРМ. АРМ создают обычно по участкам учета (зависит от вида деятельности, размеров организации, объема учетных операций): · АРМ по учету ОС; · АРМ по учету труда и заработной платы; · АРМ по учету готовой продукции; · АРМ по учету затрат и др. Таким образом, в условиях автоматизации учета возможно максимальное приближение технических и программных средств к источникам и потребителям информации, упрощаются процедуры обработки данных, исключаются промежуточные этапы обработки данных, отпадает необходимость участия в работе неспециалиста в области учета (оператора для ввода информации). Работа пользователя-бухгалтера при решении задач в условиях АРМ заключается в выполнении следующих технологических операций в режиме активного диалога: · ввод, просмотр и редактирование данных; · поиск записей и файлов, сортировка и изменение файлов, фильтрация, архивирование и копирование; · выдача выходных форм на печать (дисплей) в различных режимах (всего файла, отдельных записей; просмотр документов); · перенастройка программы при изменениях в учете; · использование сервисных функций, функций помощи. 3. Обеспечение сохранности данных Под безопасностью автоматизированной информационной системы следует понимать ее защищенность от случайного и преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, а также от попыток разрушения или модификации ее компонент. Очевидно, что абсолютно безопасных систем не существует. Любую систему можно «взломать», если располагать достаточно большими материальными и временными ресурсами. Целесообразно оценивать лишь степень доверия, которое можно оказать той или иной системе. Важным компонентом надежности системы является политика безопасности информации в организации. Она включает правила и нормы поведения при обработке, защите и распространении информации. В частности, эти правила определяют, в каких случаях пользователь имеет право работать с определенными наборами данных. Дополнением политики безопасности является механизм подотчетности, который позволяет определять, кто работает в системе и что делает в определенный момент времени. Средства подотчетности делятся на три категории: · идентификация и аутентификация; · предоставление надежного; · анализ регистрационной информации. Безопасность автоматизированных систем хранения, обработки и передачи информации характеризуют следующие компоненты ее безопасности: · Компьютерная безопасность – это совокупность технологических и административных мер, которая обеспечивает доступность, целостность и конфиденциальность ресурсам, связанным с данным компьютером; · Безопасность данных – это защита данных от несанкционированной модификации, разрушения или раскрытия их; · Безопасность коммуникаций – это меры по предотвращению предоставления неавторизованным лицам информации, которая может быть выдана системой в ответ на запрос по каналам связи; · Безопасность программного обеспечения – это программное обеспечение, которое осуществляет безопасную обработку данных в компьютерной системе, а также дает возможность безопасно использовать ресурсы системы. 4. Разграничение прав доступа пользователей. Для разграничения доступа к информации пользователям предоставляются различные полномочия и права доступа, которые регламентируются «Картой пользователя». Пользователи программы по своим полномочиям делятся на две категории: администратор и пользователь системы. Разграничение прав доступа может производится на уровне отдельных разделов программы, счетов или хозяйственных операций. Это означает, что конкретный пользователь получает доступ к определенным функциям программы или информации, находящихся только на тех счетах, с которыми непосредственно работает данный пользователь. В системе 1:СПредприятие разграничение прав доступа производится в Конфигураторе. Прежде всего, в процессе создания конфигурации создается необходимое число типовых наборов прав , которые описывают полномочия различных категорий пользователей на доступ к информации, обрабатываемой системой. Права могут быть заданы в широких пределах – от возможности только просмотра ограниченного числа документов до полного набора прав по вводу, просмотру, корректировке и удалению любых видов данных. Кроме того, для эффективной работы пользователей может быть создан индивидуальный пользовательский интерфейс, который включает команды главного меню и панели инструментов, настроенные на работу пользователя с той информацией, доступ к которой разрешен его набором прав. В системе 1С:Предприятие существует возможность создания списка пользователей, которым разрешена работа с системой. Список пользователей вызывается на экран выбором функции «Пользователи» из меню «Администрирование» главного меню конфигуратора. Тема 5. Технология электронного документооборота и формирование внутримашинной базы учета в АИСБУ 1. Система документации и основные варианты электронных форм документов. Первичный учетный документ - документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета. (Закон о бух. учете). Как носитель информации первичный документ представляет собой бланк установленной формы, соответствующим образом заполненный и подписанный должностными лицами, что придает ему юридическую силу. С формальной точки зрения документы, обрабатываемые в компьютерных системах, можно разделить на операционные и полнотекстовые. Полнотекстовыми называются слабоструктурированные документы, обычно не подлежащие формализованной обработке (законы, нормативные акты, приказы, договора, письма ….). Операционные документы качественно и количественно характеризуют осуществляемые организацией хозяйственные операции и содержат определенный набор реквизитов, позволяющих осуществлять их формализованную вычислительную обработку (формировать записи на счетах бухгалтерского учета. Мы рассмотрим операционные документы, поскольку формализованные процедуры обработки в АИСБУ применяются только к ним. В условиях автоматизированной обработки данных вводится понятие «вид документа» или «тип документа». Документ любого вида может иметь: экранную форму, печатную форму и для него могут задаваться правила формирования проводок. Каждый вид документа обязательно имеет визуальное представление – экранную форму . Она предназначена для ввода документа в информационную базу и заполняется при его вводе. В системах автоматизации учета реализуется четыре основных варианта экранных форм документов: 1. Экранная форма является копией первичного документа. 2. Экранная форма представлена в виде унифицированного макета, общего для нескольких видов документов, предназначенных для отражения близких по типу хозяйственных операций и имеющих приблизительно одинаковый набор реквизитов (экранная форма ПКО и РКО). 3. Экранная форма имеет макет вертикального расположения реквизитов документа. 4. Экранная форма имеет заголовочную часть (как и первичный документ), а для отдельных видов документа и табличную часть. Для большинства документов в системах автоматизации задаются правила формирования проводок для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. 2. Модели электронного документооборота. В АИСБУ электронный документооборот рассматривается применительно к процедурам обработки операционных документов. В зависимости от того, является ли АИСБУ локальной или входит в состав комплексной информационной системы организации как ее компонент, сформировались два основных подхода к работе с операционными учетными документами: 1. Каждый возникший документ должен найти отражение на счетах бухгалтерского учета. В основе этого подхода лежит принцип взаимосвязи документов и записей массива информации о хозяйственных операциях. 2. Второй подход ориентирован на документооборот всей организации и базируется на системе взаимосвязей между документами разных видов. При первом подходе в компьютерных системах бухгалтерского учета применяется одна из трех моделей документооборота, в которых документ рассматривается как: 1. дополнение к хозяйственной операции (1-я модель); 2. средство формирования записи массива информации о хозяйственных операциях (2-я модель); 3. вспомогательный информационный объект (3-я модель). Первая модель рассматривает документ как дополнение к хозяйственной операции, отраженной в информационной базе. Возникновение хоз операции >>> запись информации о хоз операциях в массиве >>> первичный документ. Недостаток. Запись о хозяйственной операции сразу становится актуальной, т.е. формируются проводки. В реальности часто имеет место временной разрыв (лаг) между созданием первичного документа, совершением по нему операции, вводом соответствующих записей в массив хозяйственных операций и актуализацией проводок, определяемых этими записями. Вторая модель рассматривает документ как средство формирования записей массива информации о хозяйственных операциях. Она реализует технологию работы с первичными документами по следующей схеме: Возникновение хозяйственной операции >>> первичный документ >>> запись информации о хозяйственных операциях в массиве. Недостаток. Не соблюдается временной разрыв между выпиской документа, совершением операции и отражением их в учете, т.е. система работает по неутвержденным документам. Третья модель рассматривает документ как вспомогательный информационный объект. Основной целью реализации этой модели является отделение действий по регистрации документов в базе данных от их преобразования в записи массива информации о хозяйственных операциях. Она реализует технологию работы с первичными документами по следующей схеме: Возникновение хозяйственной операции >>> первичный документ >>> совершение хозяйственной операции >>> запись информации о хозяйственных операциях в массиве. Таким образом, при применении третьей модели поддерживается технология прохождения первичных документов. Второй подход к работе с операционными учетными документами, когда АИСБУ является одной из функциональных подсистем управления организацией, реализуется в корпоративных информационных системах. Этот подход базируется на четырех основных положениях: 1. Большая часть документов возникает вне бухгалтерии. Следовательно массивы документов также могут формироваться и храниться в электронных архивах вне бухгалтерии. 2. Между документами разных видов существует тесная взаимосвязь. 3. Документ не является только средством отражения хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета. 4. Процесс формирования документа и соответствующих ему записей на счетах бухгалтерского учета может быть разделен во времени. Следовательно, основные отличия модели полного документооборота от предыдущих моделей заключаются в следующем: -Документ рассматривается не только как средство формирования проводок, но и является полноправной информационной единицей; -Документы создаются и хранятся в виде электронных копий вне бухгалтерии; -Благодаря интеграции информационной базы бухгалтерия имеет доступ к базам документов, хранящимся в других подсистемах. (учетная база освобождена от излишней аналитической информации, но работники бухгалтерии всегда могут получить требуемые расшифровки). Вывод . Модель полного документооборота позволяет наиболее последовательно решить проблемы разделения функций бухгалтерского и оперативного учета. 3. Способы ввода данных и формирования записей о хозяйственных операциях 1. Ручной ввод бухгалтерских операций . Бухгалтер самостоятельно заполняет все реквизиты вводимой операции. Самостоятельно определяет корреспондирующие счета каждой проводки и указывает сумму. 2. Ввод данных и автоматизированная генерация бухгалтерских операций и проводок на основе типовых операций . Подобные операции в системах автоматизации бухгалтерского учета называют типовыми операциями. Для них разрабатываются шаблоны, которые представляют собой сценарии формирования проводок, позволяющих отразить хозяйственную операцию в учете. Шаблон типовой операции включает одну или несколько проводок, отражающих хозяйственную операцию в бухгалтерском учете. Каждая типовая хозяйственная операция регистрируется в справочнике типовых операций под своим уникальным именем. 3. Ввод данных и автоматическая генерация бухгалтерских операций на основе электронных форм документов. Бухгалтер заполняет предложенную форму документа, а бухгалтерские операции и проводки формируются автоматически. |