Курсовая работа: Разработка годового плана работы подвижного состава на отделении дороги
Название: Разработка годового плана работы подвижного состава на отделении дороги Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Определение пробега груженых и порожних вагонов. 7 2 Определение пробега поезда. 11 3 Определение пробега локомотива. 16 4 Расчет потребного парка локомотивов. 18 5 Определение рабочего парка грузовых вагонов. 21 6 Расчет качественных показателей использования подвижного состава. 27 7 Расчет эффективности улучшения качественных показателей использования подвижного состава. 36 В курсовом проекте происходит разработка годового плана работы подвижного состава на отделении дороги. Основными задачами проекта является определение объёма работы подвижного состава, размера парка вагонов и локомотивов, необходимых для освоения намечаемого грузооборота при рациональном использовании технических средств транспорта, максимальной производительности труда и наименьших эксплуатационных затратах. Подвижной состав является активной частью основных производственных фондов, и интенсивность его использования влияет на экономические показатели работы железных дорог и их предприятий. Основные обобщающие показатели использования подвижного состава- среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении, время оборота грузового вагона. При планировании работы подвижного состава определяется также потребность в парках вагонов и локомотивов для освоения намечаемого объёма перевозок. Основой для разработки плана работы подвижного состава является планы перевозки грузов и пассажиров. При разработке плана работы подвижного состава используются данные о его эксплуатации, резервах повышения статистической нагрузки вагонов, сокращении времени простоя вагонов под грузовыми и техническими операциями, снижении времени оборота вагонов и локомотивов. От объёма перевозок зависит работа подвижного состава, потребная численность работников, эксплуатационные расходы, доходы и прибыль железных дорог. Структура перевозок и грузооборота определяет потребность в вагонах и тоннах. План работы подвижного состава в грузовом движении разрабатывается на основе плана перевозок и грузовых потоков по участкам и направлениям в следующем порядке: – устанавливают нормы нагрузки вагонов по отдельным грузам и размеры погрузки, приема и сдачи грузов; густоту перевозок в тоннах, пересчитывают вагоны и определяют пробег груженых вагонов; – разрабатывают баланс порожних вагонов по станциям и участкам, схему регулирования порожних вагонов и определяют порожний, а затем и общий пробег вагонов; – рассчитывают тонно-километры брутто и пробег поездов; – определяют пробег локомотивов; – рассчитывают потребный рабочий парк вагонов и эксплуатируемый парк локомотивов. По мере разработки отдельных разделов плана рассчитывают сводные показатели, характеризующие качество работы отделений или дорог. Исходные данные, необходимые для определения пробега груженых и порожних вагонов
Схема отделения дороги. Прием вагонов со станции соседних отделений (тыс. ваг. в год)
План перевозок прочих грузов по отделению дороги, тыс. ваг./ год.
Индивидуальные данные технические нормы
Прочие исходные данные: 1.Средний вес тары вагона 24 т. 2.На каждом участке обращается не менее одной пары сборных поездов в сутки, вес поезда 3000 т. 3.Для сквозных поездов применяется электрическая тяга, для сборных – тепловозная. 4.Состав порожнего поезда 78 вагонов. 5.Предполагается, что все время простоя сборных поездов на промежуточных станциях поездной локомотив занят на маневрах. 6.Каждый локомотиво-час маневровой работы приравнивается к 5 локомотиво-км пробега, а каждый локомотиво-час простоя в рабочем состоянии – 1 локомотиво-км пробега. 1. Определение пробега груженых и порожних вагонов Определяется густота движения груженых вагонов по участкам отделения. Для этого составляются три схемы вагонопотоков: а) для сухогрузов; б) для наливных; в) для груженых вагонов в целом. На этой примерной схеме прямоугольниками обозначены станции, а соединяющими линиями – участки между ними. Направления потоков показаны стрелками по конечным станциям и отделениями. На стыковых станциях, отделениях показывается величина приема и сдачи вагонов. Правильность этих данных следует проверить по каждой станции и отделению в целом. При этом сумма погрузки и приема груженых вагонов должна равняться сумме выгрузки и сдачи груженых. Густота движения вагонов определяется по участкам и направлениям как средняя арифметическая величина между отправлением с одной станции и прибытием на соседнюю. Средняя густота движения вагонов по участку в одном направлении, умноженная на протяженность участка, дает в результате пробег вагонов в вагоно-километрах. Пробеги вагонов рассчитываются по всем участкам и направлениям. Среднюю густоту движения вагонов по отделению в целом рассчитывают делением суммы вагоно-километров на протяженность отделения. Данные расчетов заносят в табл. 1. Аналогичным образом составляется схема пробегов груженых цистерн и схема, характеризующая суммарные пробеги сухогрузных груженых вагонов и цистерн. Пробеги порожних вагонов по отделению складываются из пробега порожняка и пробегов порожняка, следующего по регулярным заданиям. Для расчета пробега местного порожняка составляет баланс порожних вагонов (табл. 1.2), на основании которого выявляется избыток или недостаток их на каждой станции и участке. Таблица 1. Определение густоты движения груженых вагонов по участкам и пробега груженых вагонов по отделению
Таблица 2. Построение годового баланса порожняка по отделению (тыс. вагонов)
Сухогрузные вагоны всех типов, освобождающиеся из-под грузов на станциях и участках отделения, являются взаимозаменяемыми и здесь же используются на погрузку и меру потребности в порожних вагонах. Все цистерны следуют в порожнем состоянии в обратном направлении. На основании данных табл. 1.2 и исходных данных о размерах приема порожняка по стыковым пунктам, составляют три схемы густоты движения порожняка: а) сухогрузного, б) наливного, в) порожняка в целом. Схемы составляются в виде, изображенном на рис. 1.2. Знак плюс на схеме показывает избыток, а минус – недостаток вагонов по станциям и участкам. Далее рассчитывается густота и пробеги порожних вагонов и заносятся в табл. 2. Для производства дальнейших расчетов необходимо составить табл. 4, где показывается прием и сдача груженых и порожних вагонов на соседние отделения. На основании этих данных определяется работа отделения (Uр ), которая равна сумме погруженных вагонов (nпогр ) на отделении и принятых груженых (nпр ) с соседних отделений: Up= nпогр + nпр. Up=1000+14+193=1207 Работа может быть определена также как сумма выгруженных вагонов (nвыгр ) и сданных груженых на соседние отделения (nсд ). Up=nвыгр +nсд Up=976+6+217+8=1207 Таблица 3 . Определение густоты движения порожняка и пробега порожних вагонов
Таблица 4. Прием с соседних отделений и сдача на соседние отделения груженых и порожних вагонов, тыс. ваг
В табл. 1.5 обобщим результаты расчетов густоты движения и пробегов груженых и порожних вагонов. Таблица 5. Определение общей густоты движения и общего годового пробега груженных и порожних вагонов
Для определения пробега поездов на отделении необходимо определить тонно-километровую работу брутто (
где
где
где q Т - вес тары вагона;
Участок А-Б: Участок Б - А: Участок Б - В: Участок В -Б: Тонно-километровая работа нетто и брутто рассчитывается на основе ранее полученных данных о пробеге порожних и груженых вагонов по участкам и направлениям, а затем определяется общий объем работы. Данные расчетов вносятся в табл. 6. Таблица 6. Определение работы в тонно-километрах брутто
Далее следует распределить тонно-километровую работу брутто по категориям поездов. Для этого определяются ткм брутто, выполняемые гружеными вагонами сборных поездов (
где p бр - средний вес вагона брутто, определяется делением общей величины ткм брутто груженых вагонов (табл.2.1) на вагоно-километры груженых вагонов (табл.1.1) по участкам и раправлениям. Вес вагона определяю делением ткм брутто гружёных вагонов на пробег (из 6 таблицы) Участок А - Б: q бр =12805,2/177=72 т Участок Б - А: q бр =10355,7/115=70 т Аналогично: Участок Б - В: q бр =72 т Участок В - Б: q бр =70 т
где
l уч – длина участка, км. Применение этой формулы основывается на предположении, что каждый вагон, следующий под выгрузку или после погрузки, проходит в среднем примерно половину расстояния участка. Участок А - Б:
Участок Б - А:
Участок Б - В:
Участок В - Б:
Ткм брутто порожних вагонов, следующих в сборных поездах (
где
Если погрузка превышает выгрузку, то в скобках берется разность ( Ткм брутто порожних вагонов, выполняемых в сборных поездах, рассчитываются только в одном порожнем направлении. Участок Б - А:
Участок В - Б:
Тонно-километры сборных поездов вычитают из общей величины тонно-километров брутто и получают тонно-километры сквозных поездов. Например для участка Б - А:
Результаты расчетов помещают в табл.7 Таблица 7. Распределение работы в ткм брутто по категориям поездов
Для расчета пробега и количества сквозных поездов используются следующие формулы:
где Q бр – средняя масса поезда брутто; т - состав порожнего поезда.
где N - размеры движения в поездах в среднем за сутки; Т – число дней в планируемом периоде; l - протяженность участка. Число сборных поездов определяется отдельно для каждого направления. Оно зависит от мощности вагонопотока и установленного веса поезда брутто. Учитывая, что Q бр = 4200 т, Т =365 дней, L = 300 км и 200 км, определяем пробег и количество сквозных поездов Участок А-Б: N гр = 2,9*106 /(365·300) =27 поезд в сутки
N пор = 0,03·106 /(365·300) = 0,29 поездов в сутки Участок Б - А: N гр = 1,95·106 /(365·300) = 18 поездов в сутки
N пор = 0,93·106 /(365·300) = 9 поездов в сутки Участок Б - В: N гр = 1,92·106 /(365·200) =26 поезд в сутки
N пор = 0.03·106 /(365·200) = 0,41 поезда в сутки Участок В -Б: N гр = 1.35·106 /(365·200) = 18 поездов в сутки
N пор = 0,57·106 /(365·200) = 8 поезда в сутки Для определения веса сборного поезда устанавливают потребное число пар сборных поездов на участке. Расчет ведется в зависимости от величины тонно-километров брутто сборных поездов и предполагаемого веса сборного поезда. 3. Определение пробега локомотива Общий пробег локомотивов определяется как сумма линейного и условного пробега и измеряется в локомотиво-км. Линейный пробег определяется раздельно по его видам: - во главе поездов; - в одиночном следовании; - в двойной тяге; - в подталкивании. Двойная тяга и подталкивание в курсовой работе не предусматриваются. Пробег локомотивов во главе поездов равен пробегу поездов (табл. 2.3). Пробег поездных локомотивов в одиночном следовании на участке равен разнице между пробегом во главе поездов «туда» и «обратно». Результаты расчетов сводятся в табл. 9. Таблица 9. Расчет линейного пробега локомотивов
Далее следует рассчитать суточные размеры движения в поездах (N) по участкам и направлениям (без учета неравномерности по периодам года) по формуле:
где
Результаты расчетов сводятся в табл. 10 Таблица 10. Расчет размеров движения в поездах по участкам
4. Расчет потребного парка локомотивов Потребный парк локомотивов следует определить способом подсчета времени работы локомотивов на передвижение поездов, на стоянки на промежуточных станциях, на стоянки в пунктах основного и оборотного депо и на стоянки в пунктах смены локомотивных бригад. Предполагается, что все поездные локомотивы имеют одинаковую серию. В этом случае локомотивный парк, потребный для поездной работы, рассчитывается по формуле:
где
Расчет затрат времени локомотивом следует определить отдельно для сквозных и сборных поездов, а также одиночных локомотивов, так как нормы скорости движения и нормы простоя локомотивов для них неодинаковы. Число сквозных и сборных поездов берется из табл. 10. Число одиночных локомотивов, следующих по участку в сутки, определяется как разница между числом поездов в направлении «туда» и «обратно» (табл.3.2). Нормы технической и участковой скорости и нормы простоя локомотивов в пунктах основных и оборотных депо и в пунктах смены бригад заданы. Nод А-Б = 32 - 31 = 1 поезд Nод Б-В = 31 - 30 = 1 поезд Рассчитаем для участка А-Б : - на участке расположен один пункт смены бригад; - размеры движения 32 поезда в четном направлении и 30 в нечетном; - техническая скорость сквозных поездов 69 км/ч, участковая - 60 км/ч; - нормы простоя в пунктах смены бригад 0,6 ч на 1 поезд, в пунктах основного депо и в пункте оборотного депо - по 2,6 ч на пару поездов. Затраты времени локомотивами в этом случае определяются следующим образом: время в чистом движении время на участке на 1 поезд = 300 / 60 = 5 лок-ч, на все поезда = 5 ·59 = 295 лок-ч простои на промежуточных станциях простои в пунктах основного депо простои в пунктах оборотного депо время простоя в пунктах смены бригад Потребный рабочий парк локомотивов для работы со сквозными поездами на участке А-Б будет равен:
Аналогично для остальных участков Результаты расчетов систематизируются в соответствии с табл. 11. Парк специальных маневровых локомотивов (Мман ) определен заданием. Работа специальных маневровых локомотивов и маневровая работа поездных локомотивов сборных поездов определяется в локомотиво-км условного пробега. Величина условного пробега определяется по следующему соотношению: 1 час работы маневрового локомотива равен 5 км условного пробега. Время работы маневровых тепловозов принять 23 часа в сутки (1 ч – время на выполнение технических операций с локомотивом). Тогда локомотиво-часы маневровой работы специальных маневровых локомотивов (
а локомотиво-км - Все время простоя сборных поездов на участке локомотивы выполняют маневровую работу. Это время для сборных поездов определено в среднем в сутки в табл. 11 в графе «время простоя на промежуточных станциях». Следовательно, локомотиво-часы маневровой работы поездных локомотивов за год (
Величина условного пробега поездных локомотивов будет равна:
Все простои локомотивов (в пунктах основного и оборотного депо смены бригад, на промежуточных станциях) так же пересчитываются в условный пробег по соотношению: 1 час простоя равен 1 км условного пробега . Величину годового простоя локомотивов, занятых в поездной работе, можно определить умножением суточной величины простоев, определенных в табл. 11, на 365. Локомотиво-км условного и линейного пробега суммируются. Результаты расчетов помещают в табл. 12 и 13. Таблица 12. Маневровая работа, выполняемая поездными локомотивами
Таблица 13 . Сводные данные о работе локомотивного парка на отделении
5. Определение рабочего парка грузовых вагонов Потребность рабочего парка грузовых вагонов определяется на основании затрат вагоно-часов по элементам перевозочного процесса по формуле:
где
где
Вагоно-часы в поездах определяется по каждому участку по формуле: где V уч.ср. – средняя участковая скорость. Рассчитывается по каждому участку делением всех поездо-километров (в обоих направлениях) на поездо-часы. Поездо-часы равны затрате локомотиво-часов на участке без одиночного следования за год. В таблице 11 рассчитана затрата локомотиво-часов в сутки. Для получения годовой величины нужно суточную величину умножить на 365. А – Б
: Vуч ср = 6782365 / (336,97·365) = 55,14 км/ч
Б - В
: Vуч ср =4309650/ (216,66·365) =54,5 км/ч
В таблице 14 обобщаются результаты расчетов затрат вагоно-часов в поездах. Таблица 14. Расчет затрат вагоно-часов в поездах
Вагоно-часы под грузовыми операциями рассчитываются отдельно по каждой станции и каждому участку. Размеры погрузки и выгрузки берутся из исходных данных. Нормы простоя вагонов под одиночными и сдвоенными операциями также заданы. Число сдвоенных операций для сухогрузных вагонов определяют, исходя из условия, что все вагоны, освобождающиеся из-под груза, можно тут же использовать под погрузку. Цистерны сдвоенных операций не имеют. Вагоно-часы определяют умножением числа вагонов, проходящих грузовые операции, на норму простоя под одиночной или сдвоенной операцией. Результаты расчетов систематизируют в соответствии с таблицей 15. Таблицы 16 и 17 составляют с целью определения количества вагоно-часов на технических станциях. Таблица 15. Расчет вагоно-часов под грузовыми операциями
Табл. 16 и 17 составляем с целью определения количества вагоно-часов на технических станциях. Общее количество вагонов, проследовавших станцию за год, находим из схем 1,1 и 1,2. ст. А: 620+366+8+284=1294 ст. Б: 612+371+11+272=1282 ст. В: 602+386+14+260=1262 Таблица 16. Определение количества транзитных вагонов, следующих через станции отделения
Таблица 17. Расчет вагоно-часов на технических станциях с переработкой и без переработки
6. Расчет качественных показателей использования подвижного состава В годовом плане работы подвижного состава определяют следующие качественные показатели: 1. Порожний пробег вагонов в процентах к общему ( где 2. Динамическая нагрузка на груженый вагон (Ргр ): где
|
№ |
показатели |
единицы измерения |
величина показателей по плану |
|||
1 |
перевозочная работа отделения |
|||||
и пробеги подвижного состава |
||||||
1.1 |
тонно-километры эксплутационные |
млн |
23512,70 |
|||
1.2 |
тонно-километры брутто |
млн |
38407,10 |
|||
1.3 |
поездо-километры |
тыс |
11092,01 |
|||
1.4 |
локомотиво-км общие |
тыс |
12409,36 |
|||
1.5 |
локомотиво-км линейного пробега |
тыс |
11092,01 |
|||
1.6 |
вагоно-км груженых вагонов |
тыс |
498450,00 |
|||
1.7 |
вагоно-км порожних вагонов |
тыс |
122150,00 |
|||
2 |
показатели использования локомотивов |
|||||
2.1 |
вспомогательный пробег локомотивов |
% |
9,78 |
|||
к общему. В том числе: |
% |
9,78 |
||||
a)одиночное следование |
% |
1,92 |
||||
b)маневры |
% |
6,59 |
||||
c)прочий условный пробег |
% |
1,27 |
||||
2.2 |
среднесуточный пробег поездных локомотивов |
км |
799,53 |
|||
2.3 |
средняя масса поездо-брутто |
т |
3462,59 |
|||
2.4 |
суточная производительность локомотивов |
тыс.ткм брутто |
2705,46 |
|||
2.5 |
рабочий парк поездных локомотивов |
ед. |
40,98 |
|||
3 |
показатели использования вагонов |
|||||
3.1 |
динамическая нагрузка на груженый вагон |
т |
47,17 |
|||
3.2 |
динамическая нагрузка на рабочий вагон |
т |
37,89 |
|||
3.3 |
полное время оборота вагона |
сутки |
1,04 |
|||
3.4 |
то же в часах |
час |
24,85 |
|||
3.5 |
время нахождения вагона в движении за оборот |
час |
7,91 |
|||
3.6 |
время нахождения вагона на |
час |
1,57 |
|||
промежуточных станциях за оборот |
||||||
3.7 |
время нахождения вагона под |
час |
15,29 |
|||
одной грузовой операцией |
||||||
3.8 |
коэффициент местной работы |
час |
0,19 |
|||
3.9 |
время нахождения вагона под |
час |
3,01 |
|||
грузовыми операциями за оборот |
||||||
3.10 |
время нахождения вагона на одной |
час |
4,20 |
|||
технической станции |
||||||
3.11 |
время нахождения на тех. станциях за оборот |
час |
12,53 |
|||
3.12 |
груженый рейс вагона |
км |
412,28 |
|||
3.13 |
полный рейс вагона |
км |
513,32 |
|||
3.14 |
процент порожнего пробега к груженому |
% |
24,51 |
|||
3.15 |
участковая скорость |
км/час |
54,16 |
|||
3.16 |
техническая скорость |
км/час |
64,91 |
|||
3.17 |
среднесуточный пробег вагона |
км |
498,21 |
|||
3.18 |
суточная производительность вагона раб. парка |
ткм нетто |
18875,88 |
|||
3.19 |
среднесуточная работа отделения |
вагон |
105224931,51 |
|||
3.20 |
рабочий парк в среднем за сутки |
вагон |
38,89 |
7. Расчет эффективности улучшения качественных показателей использования подвижного состава
Улучшение качественных показателей обеспечивает экономию эксплуатационных расходов и снижение себестоимости перевозок, а также экономию капитальных вложений. В курсовой работе требуется рассчитать экономию от повышения скорости движения на 2%.
Расчет изменения величины зависящих эксплуатационных расходов следует вести с помощью единичных расходных ставок по форме:
Таблица 19
№ п/п |
наименование измерителей |
расходная ставка на измеритель, руб |
до улучшения показателей |
после улучшения показателей |
||
величина измерителя, тыс |
расходы, тыс.руб |
величина измерителя, тыс |
расходы, тыс.руб |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Вагоно-км |
0,11 |
620550,00 |
68260,50 |
620550,00 |
68260,50 |
2 |
Вагоно-часы |
6,98 |
29895,54 |
208670,88 |
30270,09 |
211285,20 |
3 |
Локомотиво-км |
5,61 |
13468,41 |
75557,77 |
13468,41 |
75557,77 |
4 |
Локомотиво-часы |
344,55 |
508,61 |
175240,71 |
528,11 |
181958,75 |
5 |
Бригадо-часы локомотивных работ |
248,13 |
661,19 |
164061,01 |
686,54 |
170350,46 |
6 |
кВт*час электроэнергии(или кг условного топлива) |
0,97 |
460885,20 |
447058,64 |
460885,20 |
447058,64 |
7 |
Ткм брутто |
0,00496 |
38407100,00 |
190499,22 |
38407100,00 |
190499,22 |
8 |
Маневровые локомотиво-часы |
626,61 |
177,63 |
111306,82 |
177,59 |
111281,20 |
9 |
Сумма расходов |
659279,42 |
674875,61 |
|||
10 |
Удельный вес зависящих расходов в себестоимости |
59,00 |
59,00 |
|||
11 |
Общие расходы |
1098799,04 |
1124792,68 |
|||
12 |
Величина с/с перевозок |
2,88 |
2,95 |
В курсовом проекте в соответствующих таблицах определены вагоно-км, вагоно-часы, локомотиво-км, локомотиво-часы, тонно-км брутто и маневровые локомотиво-часы. Отдельно определяется расход условного топлива или электрической энергии для тяги поездов. Бригадо-часы определяются умноже-
нием локомотиво-часов на установленный в задании коэффициент вспомогательной работы локомотивных бригад.
Зависящая доля расходов определяется умножением расходной ставки на величину измерителя.
Последующие суммирование по графе 4 дает сумму зависящих эксплуатационных расходов до улучшения измерителя и по графе 6 – то же после улучшения. При улучшения определенного качественного показателя меняются расходы не по всем, а только по некоторым измерителям, например, при повышении V уч меняются только расходы, связанные с осе-часами, локомотиво-часасми, бригадо-часами локомотивных бригад.
Остальные расходы не меняются. Следовательно, в графе 6 часть расходов остается такой же, как и в графе 4.
В данной курсовой работе я произвел составление годового плана работы подвижного состава (плана эксплуатационной работы) на отделении дороги. Мной была определена густота движения и пробеги груженых и порожних вагонов на рассматриваемом отделении, разработан баланс порожних вагонов по станциям и участкам, а также схема регулировки порожних вагонов. Был определен груженый, порожний и общий пробег вагонов, рассчитаны тонно-километры брутто и пробег поездов и локомотивов. Была получена величина потребного рабочего парка вагонов и эксплуатируемый парк локомотивов.
В ходе выполнения работы были получены некоторые объемные показатели работы подвижного состава (работа отделения, пробеги подвижного состава, локомотиво-часы и вагоно-часы) и качественные показатели (время оборота грузового вагона, производительность грузового вагона, среднесуточную величину рабочего парка вагонов, среднюю массу брутто, производительность локомотива).
1. Экономика железнодорожного транспорта. / Под ред. Белова И.В. – М.: Транспорт, 1989.
2. Экономика железнодорожного транспорта./ Под ред. Дмитреева В.А. – М.: Транспорта, 1989.
3. Алексеева Л.А. Разработка годового плана работы подвижного состава на отделении дороги. Екатеринбург, УрГУПС, 2000.