Реферат: Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия на примере ЗАО Ижторгметалл

Название: Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия на примере ЗАО Ижторгметалл
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра отраслевой экономики

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему «Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия»

(на примере ЗАО «Ижторгметалл»)

Выполнил:

Студент гр. _________________________ О.Н. Данилова

Проверил:

____________________________ _____________________

Ижевск 2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .. 3

1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Ижторгметалл» . 5

1.1. Экономическая среда и конкуренты .. 5

1.2. Правовой статус, состав и структура ЗАО «Ижторгметалл» . 5

1.3. Цели и предмет деятельности ЗАО «Ижторгметалл» . 7

1.4. Организация деятельности ЗАО «Ижторгметалл» . 8

1.5. Организация и оплата труда . 10

1.6. Менеджмент, реклама и маркетинг в ЗАО «Ижторгметалл» . 12

1.7. Выводы по разделу . 18

2. Экономический анализ деятельности ЗАО «Ижторгметалл» . 19

2.1. Анализ динамики экономических показателей за 2004-2005 годы .. 19

2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Ижторгметалл» (анализ динамики баланса). 22

2.3. Выводы по разделу . 30

3. Автоматизированные системы обработки информации в ЗАО «Ижторгметалл» . 32

3.1. Обоснование целей создания АСОИ .. 32

3.2. Определение комплекса подсистем в АСОИ .. 36

3.3. Подсистема «Бухгалтерский учет» . 40

3.4. Постановка задачи «Формирование ведомости по начислению повременной заработной платы работникам по тарифным ставкам и табельным номерам» . 46

3.5. Выводы по разделу . 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 52

Список использованной литературы .. 53


ВВЕДЕНИЕ

Современные рыночные условия накладывают на организации ряд обязанностей, и в первую очередь это ведение постоянного анализа деятельности предприятия, рынка, конкурентов и других факторов, чтобы оставаться на плаву, суметь вовремя скорректировать ход своей деятельности и избежать больших ошибок. Анализ хозяйственной деятельности это не только анализ финансовых показателей, но и анализ всего состояния предприятия в целом, то есть, в первую очередь, анализ мощностей, трудовых и технологических ресурсов, и даже имиджа предприятия. Оценка предприятия позволяет его руководству заглядывать в будущее, знать свои сильные и слабые стороны, и так выстраивать свою тактику и стратегию действий на рынке, чтоб не упустить свои позиции и развиваться дальше.

В своем курсовом проекте по дисциплинам «Экономика предприятия» и «Информационные системы в экономике» я постараюсь провести анализ деятельности ЗАО «Ижторгметалл», действующего на рынке металлоторгующего бизнеса города.

В настоящий момент рыночная экономика, сложившаяся в нашей стране диктует очень жесткие правила игры. И многие предприятия не справляются с заданным темпом. В связи с этим целью данного курсового проекта является оценка финансового состояния ЗАО «Ижторгметалл» в данной экономической среде, оценка его ресурсов и потенциала, а также степени приспособленности к новым условиям «выживания» и пути развития, то есть уровня автоматизации предприятия, и, конечно же, закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам.

Курсовой проект состоит из трех разделов. В первом разделе представлена общая характеристика ЗАО «Ижторгметалл», охарактеризована рыночная среда, организационно-правовая форма, номенклатура оказываемых услуг, организация деятельность и рассмотрена организация и оплата труда.

Во втором разделе непосредственно проводится анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Ижторгметалл» по двум направлениям: анализ финансовых результатов и анализ финансового положения предприятия (анализ динамики баланса).

В третьем разделе оценивается уровень автоматизированной системы обработки информации ЗАО «Ижторгметалл» и его соответствие информационным потокам, возникающим в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

1.Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Ижторгметалл»

1.1. Экономическая среда и конкуренты

ЗАО «Ижторгметалл» был зарегистрирован 20 октября 1994 года

ЗАО «Ижторгметалл» было создано в целях удовлетворения потребностей строительных организаций и физических лиц металлопрокатом, трубами, строительными материалами, сантехникой и керамической плиткой.

Для этого Предприятие построило (арендовало) три базы в городе Ижевске (район Буммаш, Соцгород, Ленинский) и по одной в городах Глазов, Сарапул, Можга. Удобное расположение и полный ассортимент продукции даёт очень большое конкурентное преимущество, позволяя нашим клиентам экономить на транспортных затратах.

1.2. Правовой статус, состав и структура ЗАО «Ижторгметалл»

Анализируемое общество «Ижторгметалл» является Закрытым акционерным обществом.

Полное официальное наименование общества – Закрытое акционерное общество «Ижторгметалл». Сокращенное наименование общества – ЗАО «Ижторгметалл». Местонахождение общества, юридический адрес: Удмуртская Республика, город Ижевск, ул. Красноармейская 173-93.

ЗАО «Ижторгметалл» является юридическим лицом, имеющее в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, расчетный счет в банке, бланки, печать, штампы и другие реквизиты со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и другие права и обязанности, определенные для ЗАО «Ижторгметалл» его Уставом и законодательством Российской Федерации.

Высшим органом ЗАО «Ижторгметалл» является общее собрание учредителей. Единоличным исполнительным органом ЗАО «Ижторгметалл» является Управляющий, избираемый общим собранием учредителей на определенный срок и осуществляющий руководство текущей деятельностью в соответствие с Уставом.

Рис. 1. Структура ЗАО «Ижторгметалл»

Структура ЗАО «Ижторгметалл», представленная на рис.1., является линейно-функциональной, поскольку основой данной структуры выступают так называемые «линейные» работники, осуществляющие в организации основную работу (менеджеры, кладовщики, ревизоры, водители, грузчики, стропальщики) и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения (бухгалтерия). Подчинение в структуре вертикальное.

В целом стоит отметить, что данная структура, со своим вертикальным подчинением, позволяет эффективно функционировать и добиваться поставленных целей.

1.3.Цели и предмет деятельности ЗАО «Ижторгметалл»

Как уже упоминалось ранее основной целью ЗАО «Ижторгметалл» является реализация металлопроката, строительных материалов, сантехники и керамической плитки в целях удовлетворения потребностей в вышеперечисленных материалах у строительных организаций.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- реализация продукции;

- комплектование и отправка вагонов;

- доставка автотранспортом продукции ЗАО «Ижторгметалл»;

- оформление и обработка заказов покупателей;

- торгово-закупочная деятельность, транзитная торговля; организация и осуществление оптовой, мелкооптовой и розничной торговли;

- купля-продажа, сдача в аренду, в субаренду, лизинг и другие сделки с движимым и недвижимым имуществом;

- осуществление иных видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством.

В случае осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, ЗАО «Ижторгметалл» получает в установленном порядке лицензию, а также, в установленных законодательством случаях, разрешение на занятие хозяйственной деятельностью.

1.4.Организация деятельности ЗАО «Ижторгметалл»

Организация деятельности – это процесс, обеспечивающий с одной стороны, организацию рационального использования живого труда – труда работника, а с другой – орудий и предметов труда, средств производства, то есть это процесс, обеспечивающий соединение системы со средствами производства для достижения определеннойпроизводственной цели.

Деятельность же ЗАО «Ижторгметалл» состоит из следующих элементов:

1. Закупочная деятельность;

2. Складирование и хранение продукции

3. Работа с покупателями;

4. Охранная деятельность (охрана складов, ТМЦ, оборудование).

5. Техническое обслуживание складов, кранов и зданий. Контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых осмотров;

6. Текущий ремонт корпусов (включает в себя комплекс строительных и организационно технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и поддержания эксплутационных показателей;

Рассмотрим организацию данных элементов более подробно.

Закупочная деятельность. Сотрудники о тдела снабжения собирают заявки от директоров баз (филиалов) на продукцию, которая заканчивается или будет привезена под заказ для определенного покупателя. После того как заявки собранны, они обрабатываются, в случае совпадения заявленной продукции от директоров разных баз, количество заявленного товара складывается. Снабженцы ищут поставщиков, которые смогут отгрузить нужную продукцию без задержек и по низким ценам, договариваются по цене, форме оплаты, сроках поставки. Если все устраивает, оплачивают товар, ставят вагон на прослежку, и когда он будет подходить к нашей станции, сообщить кладовщикам и ревизорам о скором приходе товара на склад. Это делается для того, чтобы кладовщики, зная что какой товар придет завтра, могли подготовить место для выгрузки продукции.

Складирование и хранение продукции . Кладовщики стараются определенную продукцию складывать в определенную ячейку, для быстрого и удобного отгрузки покупателям. Здесь присутствует элемент Логистики. Товар который пользуется частым спросом, складировать поближе к месту. Это позволяет получить покупателю быстро наш товар и одновременно уменьшить наши затраты на ресурсы, которые будут затрачены для этой операции. Металлопродукция обычно хранится на открытых площадках, а строительные материалы

Работа с покупателями. В основном клиенты – это строительные организации. Они заказывают материалы, отправляя заявку менеджерам по факсу, электронной почте или устно по телефону, менеджеры обрабатывают заявку и выставляют счет на предоплату. Клиенты после оплаты счета на предоплату, едут с доверенностью на получение материалов на базу, где менеджеры оформляют документы на получение товара (накладные, счет-фактуры). Также постоянным клиентам, чьи контактные координаты известны, при изменении цен на продукцию высылается прайс-лист с новыми ценами.

Охранная деятельность (охрана складов, ТМЦ, оборудование). Охрана ведется в дневное и ночное время суток. На базах установлены видеокамеры, ведется видеозапись. Днем охранники проверяют количество и ассортимент выписанного и вывозимого снабженцами товара со склада. А ночью охраняют склады, помещения, оборудование.

Техническое обслуживание складов, кранов и зданий. Контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых осмотров.Состав работ по техническому обслуживанию складов, кранов и зданий и сроки их выполнения отражаются в плане-графике, который составляется на неделю, месяц и год. Управлением и контролем за техническим состоянием корпусов занимается старший инженер.

Текущий ремонт корпусов. Организация текущего ремонта корпусов производиться в соответствии с Техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий.

Продолжительность текущего ремонта определяется по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования.

В зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших трех лет или подлежащих сносу, текущий ремонт ограничивается работами, обеспечивающими нормативные условия для отдыхающих. Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание осуществляются по смете эксплутационных расходов.

1.5. Организация и оплата труда

Организация труда выступает как элемент, как составляющая часть организации производства. При этом организация труда имеет отношение не только к материальному производству, но и к не производственной сфере, то есть к деятельности любого трудового коллектива. Организация труда должна способствовать решению трех взаимосвязанных задач: экономической (способствовать наиболее полному использованию техники, материалов, сырья, обеспечивать эффективность живого труда), психофизиологической (создание наиболее благоприятных производственных условий, обеспечивающих сохранение в процессе труда здоровья и работоспособности человека), социальной (повышение содержательности и привлекательности труда для работника).

Организацией труда в ЗАО «Ижторгметалл» занимается сам Управляющий, на базах директора баз.

Работы по аттестации, планированию и рационализации рабочих мест на предприятии не ведутся, основной причиной этого является отсутствие заинтересованности руководства.

Очень важной стороной организации труда является организация обслуживания рабочих мест как руководящего персонала, так и работников. Снабжение работников материалами, оборудованием, инструментами ведется со складов согласно поступающим заявкам от них. В распоряжении предприятия имеется центральный склад, где хранятся материалы.

Внимание условиям труда на предприятии, по моему мнению, уделяется достаточно, так как материальные, психофизиологические, эстетические и социально-психологические группы факторов условии труда, присутствуют. Периодически работники встречаются, отмечают праздники, выезжают на природу, за счет предприятия, что благоприятно влияет на сплоченность в организации.

Рабочие места руководства ЗАО «Ижторгметалл», бухгалтерии, отдела снабжения, финансового отдела, юридического отдела, отдела сбыта, размещены в центральном офисе на ул. Лихвинцева, и обеспечены необходимыми вычислительной техников и оргтехникой, а также средствами связи. На предприятии числится более 30 компьютеров, более 10 лазерных принтеров, 4 сервера, 4 копировальных аппарата, на каждом рабочем месте установлен телефонный аппарат.

В структуре доходов населения ведущее место принадлежит заработной плате. Именно уровень заработной платы формирует степень благосостояния в обществе в каждый конкретный момент времени. Как экономическая категория заработная плата представляет собой основную часть фонда жизненных средств, получаемую работником вследствие его участия в трудовой деятельности. Иными словами, заработная плата – это денежное вознаграждение, которое работодатель обязан уплачивать работнику за труд в установленном сторонами трудового договора размере и пределах определенных законодательством, коллективным соглашением и трудовым договором. Заработная плата должна выполнять следующие функции: воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую.

Рассмотрение вопросов оплаты труда затрагивает отношения работодателя, государства и работника по поводу оценки результатов и установления цены труда. Их интересы в данном вопросе часто не совпадают. Но данные субъекты стремятся, чтобы заработная плата стала эффективным инструментом управления трудовыми отношениями.

В ЗАО «Ижторгметалл»,в соответствии со статьей 80 КЗоТ РФ разработано «Положение об оплате труда», по которому в основе организации заработной платы лежит тарифный вариант, представляющий собой фиксированные часовые тарифные ставки, отражаемые в штатных расписаниях предприятия. Заработная плата работника зависит от приписанных ему трудовым договором функций, занимаемой должности и ответственности, которую он несет, а также отработанного им времени. Руководство применяет также систему премирования, к примеру определенный процент от оборота денежных средств привлеченных новых клиентов, реализация некондиционной продукции и т.п.

1.6. Менеджмент, реклама и маркетинг в ЗАО «Ижторгметалл»

Управление ЗАО «Ижторгметалл» осуществляется в соответствии с законодательством и Уставом общества. ЗАО «Ижторгметалл» самостоятельно определяет структуру органов управления, которая представлена на рис.2.

Рис. 2. Структура управления ЗАО «Ижторгметалл»

Высшим органом ЗАО «Ижторгметалл» является общее собрание учредителей. Единоличным исполнительным органом ЗАО «Ижторгметалл» является Управляющий, избираемый общим собранием учредителей на определенный срок и осуществляющий руководство текущей деятельностью в соответствие с Уставом. Управляющий без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы во всех организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры предусмотренные Уставом, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банке расчетный счет и иные счета, пользуется правом распоряжения средствами, издает приказы, дает указания, обязательные для всех работников ЗАО «Ижторгметалл» в пределах, установленных контрактом или Уставом. Управляющий ЗАО «Ижторгметалл» утверждает структуру, штатное расписание предприятия, баланс. В функции Управляющего также входит:

- осуществлять руководство всей финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Ижторгметалл»;

- организовывать работу и эффективное взаимодействие всех работников ЗАО «Ижторгметалл»;

- обеспечивать соблюдение законности в деятельности ЗАО «Ижторгметалл»;

- обеспечивать своевременное представление в налоговую инспекцию необходимой отчетности и уплату налогов в порядке, размерах и в сроки, определяемые действующим законодательством;

- обеспечивать развитие ЗАО «Ижторгметалл»;

- соблюдать коммерческую тайну ЗАО «Ижторгметалл», а также иные права и обязанности Управляющего устанавливаются договором, заключенным между ЗАО «Ижторгметалл» и Управляющим.

Основными задачами начальника отдела рекламы и маркетинга:

- организация последовательной работы подчиненных ему работников;

- размещать рекламу и рекламные акции в СМИ.

- внутренняя отчетность, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности;

- сбор внешней текущей маркетинговой информации, поставляющая начальнику отдела маркетинга повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде,

- маркетинговые исследования, призванные обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы;

- анализ маркетинговой информации, использующая современные методики статистической обработке данных и модели, облегчающие начальнику отдела маркетинга процесс принятия оптимальных маркетинговых решений;

Основная задача Начальника отдела снабжения является:

- Своевременное пополнение материальных остатков продукции на складах предприятия, с учетом сезонного спроса на продукцию.

Основная задача финансового директора:

- распределять и контролировать денежные потоки.

Основные задачи директора базы (филиала):

- осуществлять руководство финансово-хозяйственной деятельности базы (филиала);

- организовывать работу и эффективное взаимодействие всех работников базы (филиала);

Главный бухгалтер в своей деятельности действует на основании «Положения о Главном бухгалтере». Главный бухгалтер обязан обеспечить:

- полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

- достоверный учет издержек производства и обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ, услуг;

- точный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Ижторгметалл» в соответствии с установленными правилами;

- правильное начисление и своевременное перечисление платежей в бюджеты всех уровней, взносов на государственное социальное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам;

- составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, предоставление ее в установленные сроки соответствующим органам;

- сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив;

- проведение других необходимых мероприятий.

Главный бухгалтер совместно с Управляющим ЗАО «Ижторгметалл» обязан осуществлять контроль:

- за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

- за правильностью расходования фонда заработной платы, установлением должностных окладов, строгим соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

- за соблюдением установленных правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и расчетных обязательств;

- за взысканием в установленные сроки дебиторской и погашением кредиторской задолженности, соблюдением платежной дисциплины;

- за законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

Приведенная структура управления предприятием является линейно-функциональной, так как основой данной структуры выступают линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу (начальник отдела снабжения, начальник отдела рекламы и маркетинга, финансовый директор, директор базы) и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения (главный бухгалтер). Данная структура также характеризуется строгой вертикалью, поскольку за каждым работником предприятия закреплены права и обязанности, которым они должны следовать в процессе своей деятельности.

Главным образом, работа управленческого аппарата ЗАО «Ижторгметалл» заключается в принятии грамотных и своевременных решений, от которых зависит благосостояние и развитие ЗАО «Ижторгметалл».

Технология (процедура) принятия решения. Решения можно рассматривать как продукт управленческого труда, и его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс.

На первом этапе принятия решения лицо, принимающее решение (руководитель, служащий или специалист предприятия), формулирует проблему, которую необходимо разрешить и определяет важность данной проблемы и ее влияние на процесс деятельности всего предприятия. От этого зависит насколько серьезно и тщательно будет проработано решение. Как правило, в процессе решения возникает несколько альтернатив, и для того, чтобы выбрать наиболее оптимальную, определяются критерии успешного решения. После того как определены факторы, ограничивающие решение, начинается поиск альтернатив. Чаще всего альтернативы возникают из предыдущего опыта. Затем происходит оценка каждой предложенной альтернативы, в результате которой выявляется оптимальная для решения данной проблемы в конкретный промежуток времени. Последней стадией в принятии решения является выполнения решения, то есть устанавливаются лица, которые исполняют данное решение и несут ответственность за его исполнение. Также ведется анализ выполнения решения, так как если происходят отклонения от заданного курса, то вводиться корректировка, что позволяет избежать непредвиденных негативных последствий.

В ЗАО «Ижторгметалл» чаще всего решения принимает руководство, анализируя все необходимые документы и другую информацию. На практике большая доля принимаемых решений индивидуальные, коллективные встречаются реже. И только около 30% принимаемых решений оформляются документально приказами или распоряжениями. Процесс принятия решения, используемый в организации достаточно стандартен.

В общем, на предприятии структура управления соответствует размерам и предназначению ЗАО «Ижторгметалл», обеспечивая его бесперебойную работу. Функции работников предприятия закреплены в трудовых договорах. Вопросам менеджмента, маркетинга и рекламы уделяется достаточно внимания на предприятии.

1.7. Выводы по разделу

ЗАО «Ижторгметалл» является объектом рекреации Удмуртской Республики. В основе его деятельности лежит Устав, определяющий основное назначение ЗАО «Ижторгметалл как объекта, созданного в целях удовлетворения строительных организаций и других юридических и физических лиц строительными материалами, металлопрокатом, сантехникой, керамической плиткой пр.

Сформированная система организации деятельности и оплаты труда облегчает работу руководству и позволяет предприятию функционировать и исполнять обязанности, достигая поставленной цели своего существования.

Но, на мой взгляд, недостаточно уделяется внимания вопросам организации труда, вследствие чего упускаются факторы повышения производительности труда работников.

Руководство ЗАО «Ижторгметалл» осуществляется Управляющим на основе линейно-функциональной структуры предприятия.


2. Экономический анализ деятельности ЗАО «Ижторгметалл»

2.1. Анализ динамики экономических показателей за 2007-2008 годы

В данном разделе проведен анализ ликвидности, деловой активности, платежеспособности ЗАО «Ижторгметалл», так как в этих показателях, прежде всего, заинтересованы собственники предприятия. Для собственников и работников ЗАО «Ижторгметалл» данный анализ позволяет спрогнозировать производственно-хозяйственную деятельность, разработать рекомендации для принятия обоснованных управленческих решений. Но прежде, я хочу провести анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «Ижторгметалл» .

Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности ЗАО «Ижторгметалл». Основу информационной базы для анализа финансовых результатов составляет отчет о прибылях и убытках, который содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи своих услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является нераспределенная прибыль или убытки за отчетный период.

Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках во многих отношениях документ более важный, чем баланс ЗАО «Ижторгметалл», поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности. Отчет о прибылях и убытках дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом, но и в будущем.

В своей работе я хочу провести оценку уровня и динамики показателей прибыли, то есть вертикальный и горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках.

Вертикальный анализ позволяет видеть удельный вес каждой статьи отчета в его общем объеме. Можно выделить два основных преимущества вертикального анализа:

- переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения коммерческих организаций, различающихся по величине используемых ресурсов и других показателей объема;

- относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.

Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). В целом, горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга.

В данном комплексном проекте я провожу анализ отчета о прибылях и убытках за два периода.

Для наглядности данные и полученные результаты сведем в таблицу.

Таблица 1

Показатели 2007 г. 2008 г. Отклонение
всего, тыс.руб. в % к итогу всего, тыс.руб. в % к итогу всего, руб. в % к итогу
Прибыль (убыток) от реализации 25498 170 32758 141 7260 129
Проценты к получению 1 0,006 1 0,004 0 0
Прочие операционные доходы 101499 676 110665 477 9166 109
Прочие операционные расходы (104918) -699 (113185) -488 -8267 -108
Внереализационные доходы 5 0,03 2302 0,9 2297 46040
Внереализационные расходы (1179) - 8 (1323) -5,7 -144 -112
Чрезвычайные доходы 8 0,05 639 2,8 631 7988
Чрезвычайные расходы (1) -0,006 (863) -3,7 -862 86300
Прибыль (убыток) до налогообложения 20912 -165 30993 134 10081 148
Отложенные налоговые активы 58 0,4 92 0,4 34 159
Отложенные налоговые обязательства (4183) 28 (1265) -5,5 2918 -30
Текущий налог на прибыль (1775) 12 (6626) -28,5 -4851 -373
Прибыль (убыток) отчетного периода 15012 100 23194 100 8182 155

Горизонтальный анализ данных таблицы показывает, что отчетный период ЗАО «Ижторгметалл» отработал лучше, чем в предыдущий, получив в качестве итогового финансового результата 2008 г. прибыль в 23194 тыс. рублей, против 15012 тыс. рублей прибыли в 2007 г. То есть в 2008 г. прибыль увеличилась на 155 % по сравнению с 2007 г. Изучение изменения величины отдельных промежуточных статей отчета показывает увеличение прибыли от реализации на 129 % или 7260 тыс. рублей. В отчетном году внереализационные доходы увеличились на 2297 тыс. руб. или на 46040 %, но увеличились и внереализационные расходы на 144 тыс. руб., что составляет 112%.Прочие операционные доходы увеличились на 9166 тыс. руб. или на 109 %, но увеличились и прочие операционные расходы на 8267 тыс. руб. или на 108 %. Прибыль до налогообложения в 2008 году увеличились на 10081 тыс. руб. или на 148 %. За счет уменьшения на 2918 тыс. руб. отложенных налоговых обязательств и увеличения налога на прибыль на 4851 тыс. руб., чистая прибыль увеличилась на 8182 тыс. руб. или на 155 %. Влияние же остальных факторов не столь значительно. Поэтому дальнейший анализ влияния тех или иных отдельных позиций отчета о прибылях и убытках на итоги деятельности ЗАО «Ижторгметалл», на мой взгляд, проводить не имеет смысла.

Средняя численность работников ЗАО «Ижторгметалл» в 2007 г. и 2008 г. составляла 210 человек, а средняя заработная плата – 8 810 рублей.

В целом, отмечается удовлетворительная работа ЗАО «Ижторгметалл». Это связано в первую очередь, с профессиональностью руководства предприятия.

2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Ижторгметалл» (анализ динамики баланса).

Широко используемым приемом анализа отчетности является изучение специальных коэффициентов, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты, называемые финансово-оперативными показателями, представляют большой интерес для экономистов, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности для принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденций его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, исчисленными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы.

В моей работе я хочу провести анализ баланса ЗАО «Ижторгметалл» на основе расчета коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности, что позволит мне оценить финансовое положение предприятия за два отчетных года 2007 и 2008.

Для расчетов коэффициентов используются следующие данные:

А1 – наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);

А2 – быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность);

А3 – медленно реализуемые активы (запасы и затраты);

А4 – трудно реализуемые активы (внеоборотные активы);

П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 – краткосрочные пассивы;

П3 – долгосрочные пассивы;

П4 – постоянные пассивы (капитал и резервы);

СОС – собственные оборотные средства;

ЗЗ – запасы и затраты;

ФК – функционирующий капитал;

ВИ – общая величина источников формирования запасов и затрат;

ЗС – заемные средства;

СК – собственный капитал;

ВА – внеоборотные активы;

ОА – оборотные активы;

ВБ – валюта баланса;

ДЗК – долгосрочный заемный капитал;

ЧОР – чистый объем реализации;

РА – реализованные активы;

НИ – недвижимое имущество;

ТА – текущие активы.

Коэффициенты ликвидности предприятия:

1. Общий показатель ликвидности , показывающий сможет ли предприятие погасить все обязательства (или их часть), реализовав оборотные средства с возможными потерями.

Кл = (А1 + 0,5 А2 + 0,3 А3 )/ (П1 + 0,5 П2 + 0,3 П3 );

2. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время за счет денежных средств.

Кал = А1/ П1+ П2;

3. Коэффициент критической оценки (коэффициент быстрой ликвидности) показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, краткосрочных ценных бумаг, а также поступлений по расчетам.

Кко = А1 + А2/ П1 + П2;

4. Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все свои оборотные средства.

Ктл = А1 + А2 + А3/ П1 + П2;

5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости

Ксс = П4 - А4/ А1 + А2 + А3;

6. Коэффициент маневренности собственными средствами (маневренности функционирующего капитала) показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности

Кмсс = А3/ (А1 + А2 + А3) – (П1 + П2);

7. Доля оборотных средств в активах

Кд = А1 + А2 + А3/ВБ;

8. Коэффициент восстановления платежеспособности показывает, может ли предприятие восстановить свою платежеспособность в течение 6 месяцев

Квп = Ктл.факт. + 6/t*( Ктл.факт - Ктл.норм ) / Ктл.норм ;

где

t – длина анализируемого периода в мес. (t=12);

Ктл.норм – коэффициент текущей ликвидности нормативный (Ктл.норм = 2).

Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия:

1. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств

± СОС = СОС – ЗЗ;

2. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат

± ФК = ФК – ЗЗ;

3. Излишек (недостаток) общей величины источников формирования запасов и затрат

± ВИ = ВИ – ЗЗ;

4. Коэффициент капитализации показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на 1 рубль вложенных в активы собственных средств

Кп = ЗС/СК;

5. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает, какая часть оборотных активов сформирована за счет собственных источников финансирования

Ксиф = СК – ВА/ОА;

6. Коэффициент финансовой независимости показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования

Кфн = СК/ВБ;

7. Коэффициент финансирования показывает , какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных

Кф = СК/ЗС;

8. Коэффициент финансовой устойчивости показывает удельный вес устойчивых источников финансирования в их сумме

Кфу = СК + ДЗК/ВБ.

Коэффициенты деловой активности организации:

1. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Коб.ск = ЧОР/СК;

2. Коэффициент оборачиваемости средств производства

Коб.сп = ЧОР/РА;

3. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача)

Коб.ос = ЧОР/НИ;

4. Коэффициент оборачиваемости текущих акти вов

Коб.та = ЧОР/ТА.

Исходные данные для расчета сведем в таблицу 2

Таблица 2

Исходные данные в тыс. руб.

Условные обозначения 2007 г. 2008 г.
А1 19183 32562
А2 60580 63945
А3 68688 83760
А4 23218 29461
П1 154855 126094
П2 - -
П3 4255 5520
П4 29930 53125
СОС 6712 23664
ЗЗ 68688 83760
ФК 6712 23664
ВИ 6712 23664
ЗС 1401 36322
СК 29930 53125
ВА 23218 29461
ОА 167223 191600
ВБ 190441 221061
ДЗК 4255 5520
ЧОР 25498 32758
РА 101499 110665
НИ 23218 29461
ТА 190441 221061

Результаты расчетов представим в таблице 3.

Таблица 3

Условия обозначения 2007 г. 2008 г. Критические значения
Кл 0,45 0,71 >1
Кал 0,12 0,26 >0,5
Кко 0,55 0,77 >0,7
Ктл 0,96 1,43 min – 1, max – 2
Ксс 0,05 0,13 >0,1
Кмсс - - умен. в динамике
Кд 0,78 0,82 -
Квп 1,44 2,145 >1
± СОС -61976 -60096 полож.
± ФК - - полож.
± ВИ - - полож.
Кп 0,05 0,68 <1
Ксиф 0,04 0,12 >0,6
Кфн 0,16 0,24 >0,5
Кф 21,36 1,46 >1
Кфу 0,18 0,27 0,8-0,9
Коб.ск 0,85 0,66 -
Коб.сп 0,25 0,3 -
Коб.ос 1,1 1,11 -
Коб.та 0,14 0,15 -

В начале стоит отметить, что нет целесообразности рассчитывать коэффициент маневренности функционирующего капитала, поскольку кредиторская задолженность превышает мобильные активы.

Приведенные результаты расчетов в таблице 3 позволяют сделать следующие выводы о финансовом состоянии предприятия.

Показатели ликвидности позволяют определить способность предприятия оплачивать свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы.

Низкое значение 0,45 общего показателя ликвидности (Кл) в 2007 г., и еще более высокое его значение в 2008 г. (0,71) говорит, что ЗАО «Ижторгметалл» сможет погасить большую часть своих обязательств, реализовав оборотные средства.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности (Кал) свидетельствует о неплатежеспособном состоянии ЗАО «Ижторгметалл».

Коэффициент критической оценки показывает, что в 2004 г. ЗАО «Ижторгметалл» был в состоянии погасить лишь 80% краткосрочных обязательств за счет поступивших средств по дебиторской задолженности, но в 2008 г. положение улучшилось, и предприятие могло возместить все краткосрочные обязательства.

Результат коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о том, что предприятие в 2007 г было не в состоянии погасить все текущие обязательства по кредитам и расчетам, мобилизовав все свои оборотные средства значение коэффициента 0,96, но в 2008 году положение улучшилось, значение коэффициента 1,43 в пределах нормы.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает что в 2007 году у предприятия собственных средств было мало и составляло 0,05, что является половиной нормы, но 2008 году собственные средства возросли до 0,13 и стали в пределах нормы.

Доля оборотных средств в активах в 2007 г. составляла 78%, в 2008 г. увеличилась до 82 %, что говорит о стабильном финансовом состоянии ЗАО «Ижторгметалл»

Значения коэффициента восстановления платежеспособности в 2007 г. 1,44 и в 2008 г. 2,145 свидетельствует о том, что предприятие платежеспособно, причем в 2008 г. платежеспособность повышается.

В целом, обобщив все значения коэффициентов ликвидности можно сказать, что и в 2007 г. и 2008 г. ЗАО «Ижторгметалл» находился в хорошем финансовом состоянии. Как в 2007 г., так и 2008 г. предприятие было платежеспособно.

Коэффициенты финансовой устойчивости позволяют ответить на следующие вопросы: на сколько предприятие независимо с финансовой точки зрения; растет или снижается уровень финансовой устойчивости; отвечает ли структура активов и пассивов задачам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Как 2007 г. так и в 2008 г. у предприятия недостаточно собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат. Нехватка составляет соответственно 61976 тыс. рублей и 60096 тыс. рублей.

Коэффициент капитализации показывает, что ЗАО «Ижторгметалл» привлек в 2007г. 5 копеек заемных средств на 1 рубль вложенных в активы собственных средств, а 2008 г. 68 копеек заемных средств на 1 рубль собственных. В 2008 инвесторы и кредиторы проявили больше интереса к предприятию.

Значения коэффициента финансовой независимости свидетельствуют о том, что и в 2007 г. и в 2008 г. доля собственного капитала в общей сумме источников финансирования была низка и составляла всего 18% и 27% соответственно. Что говорит, по моему мнению, о проявлении интереса со стороны инвесторов к предприятию, чем о его финансовой зависимости.

Показатели коэффициента финансирования показывают, что и в 2007г. деятельность предприятия почти полностью финансировалась за счет собственных средств, а в 2008 за счет заемных.

Коэффициент финансовой устойчивости показывает, что удельный вес устойчивых источников финансирования в общей их сумме довольно низок (в 2007г. – 18%, в 2008г. – 27%), что номинально указывает что ЗАО «Ижторгметалл» финансово неустойчиво, но, по моему мнению, у предприятия если есть инвесторы значит предприятие финансово устойчиво.

В целом у ЗАО «Ижторгметалл» финансовое состояние устойчиво хорошее.

Деловая активность характеризуется коэффициентами оборачиваемости, то есть чем выше оборачиваемость активов, тем активнее, с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности, работа организации. Показатели оборачиваемости показывают сколько раз в год «оборачиваются» те или иные активы предприятия. Они имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность ЗАО «Ижторгметалл».

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала в 2007 г. имеет значение 0,85, что говорит об низкой скорости оборота собственного капитала. В 2008г. ситуация ухудшилось незначительно (значение коэффициента – 0,66).

Значение коэффициента оборачиваемости средств производства в 2007г. составляет 0,25 а в 2008 г. – 0,3. Увеличение числа оборотов в 2008г. вызвано улучшением дел у предприятия.

Показатель коэффициента оборачиваемости основных средств в 2008 г. незначительно увеличился по сравнению с 2004 г. и составил 1,11 (против 1,1 в 2007 г.).

Коэффициент оборачиваемости текущих активов в 2007 г. принимал значение 0,14, в 2008 г. это значение увеличилось и составило 0,15. Данные цифры показывают, сколько оборотов за год совершили текущие активы.

В целом, проанализировав деловую активность предприятия за два отчетных года можно сказать, что оборачиваемость тех или иных активов ЗАО «Ижторгметалл» различна. Но, по сути, значения некоторых коэффициентов оборачиваемости номинальны и не отражают реального положения предприятия, являющегося платежеспособным.

2.3. Выводы по разделу

В данном разделе курсового проекта был проведен анализ финансово-экономического состояния ЗАО «Ижторгметалл» за два года - 2007 и 2008. Его информационной базой являлись годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

На основе этого были сделаны следующие выводы. ЗАО «Ижторгметалл» находится в устойчивом хорошем состоянии. Предприятие платежеспособно. В 2008 годе предприятие заинтересовало инвесторов и кредиторов, для размещения своих средств. Руководство умеет адаптироваться к быстроменяющимся экономическим условиям современной жизни.

Имущество предприятия, его активы обладают хорошей ликвидностью. Показатели финансовой независимости предприятия дали ответ не столько о финансовой неустойчивости предприятия, сколько о проявлении интереса со стороны инвесторов к нему. Также об этом свидетельствует присутствие краткосрочных заемных средств у предприятия.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг ниже выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, говорит о заинтересованности населения в работе предприятия.

Я думаю, что ЗАО «Ижторгметалл» успешно работает на рынке и будет развивается дальше, тем более потенциал для этого есть.


3. Автоматизированные системы обработки информации в ЗАО «Ижторгметалл»

3.1. Обоснование целей создания АСОИ

На современном этапе развития рыночной экономики научно-технический прогресс находит свое отражение в качественных изменениях орудий труда, технологических и управленческих процессов. Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий, под которыми понимается совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и коммуникационной техники и широко применения математических методов.

Для наиболее эффективного управления работой предприятия необходимо иметь достаточную информацию о положении дел на предприятии и возможность оперативного реагирования на изменения ситуации. Для этого руководитель предприятия и другие ответственные лица должны постоянно иметь свежую и достоверную информацию. Возникает необходимость организации управления работой предприятия таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими для их наиболее четко слаженного взаимодействия.

Предъявляемые современными условиями требования к системам управления могут быть удовлетворены лишь при помощи современных средств автоматизации управления. Опыт показывает, что в наше время для решения этих задач не обойтись без помощи компьютерной техники, позволяющей в наиболее удобной форме хранить и представлять пользователям интересующую их служебную информацию. В этом ряду особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование, связанное с их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин, что, хотя и не соответствует их названию, но в последнее время становится основным видом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинговых и производственных проектов, уменьшить непроизводительные затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации, что дает организации прямой экономический эффект.

Для раскрытия всех потенциальных возможностей, которые несет в себе использование компьютеров, необходимо применять в работе на них комплекс программных и аппаратных средств, максимально соответствующих поставленным задачам. Поэтому в настоящее время велика потребность организаций в компьютерных программах, поддерживающих работу управленческого звена компании, а также в информации о способах оптимального использования имеющегося у предприятия компьютерного оборудования.

Коренной особенностью современной экономической мысли явилась направленность ее на обеспечение рационального ведения хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, преодоления малой эффективности регулирования производства административными методами, ускорения перехода к интенсивному характеру развития производства на основе развития научно-технического прогресса и так далее. Система управления хозяйством, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического процесса, должна быть гибкой и эффективной.

В связи с этим, в современных условиях важной областью и стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средствах связи.

Соответствующую роль в принятии решений играет также научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы, а также, фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия соответствующих решений.

Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.

Повышение эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, ограничить количество показателей, уменьшить объем информационных потоков, повысить степень использования информации. Информационное обеспечение предполагает: распространение информации, то есть предоставление пользователям информации, необходимой для решения научно-производственных задач; создание наиболее благоприятных условий для распространения информации, то есть проведение административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий, обеспечивающих ее эффективное распространение.

Информация, и, особенно, ее автоматизированная обработка, является важным фактором повышения эффективности производства.

Автоматизированные управленческие информационные системы призваны, на основе быстрой обработки информации, выдавать информацию об отклонениях от запланированных показателей.

Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие и накладные расходы, значительно повышает эффективность проектно-конструкторских работ, обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование, хотя на первом этапе внедрения мероприятий по автоматизации обработки требуют значительных материальных затрат и времени. Но при эффективном использовании АСОИ данные затраты в скором будущем покрываются с лихвой.

Автоматизация предметной области преследует следующие цели:

- сокращение трудозатрат на выполнение типовых информационных процессов предметной области: сбора, регистрации, передачи данных по различным каналам связи, хранения, поиска и выдачи информации, обработки с использованием средств вычислительной техники;

- сокращение численности управленческого персонала;

- внедрение новых информационных технологий, существенно изменяющих условия и характер деятельности управленческого персонала и позволяющих принимать обоснованные и эффективные решения;

- создание и дальнейшее совершенствование автоматизированных информационных систем, обеспечивающих повышение эффективности систем управления предметной области;

- повышения качества информации для принятия управленческих решений.

Автоматизация предметной области адресована, прежде всего, пользователям, не являющимся профессиональными программистами (бухгалтера по заработной плате, бухгалтера по обработке товарных отчетов и учету продукции, коммерческий отдел и другие). Автоматизация коренным образом изменяет условия их профессиональной работы в сторону расширения «информационной оснащенности» рабочих мест.

3.2.Определение комплекса подсистем в АСОИ

На сегодняшний день у ЗАО «Ижторгметалл» в Ижевске три базы и один центральный офис. На каждой базе и в офисе установлена своя локальная сеть. С компьютеризацией всех отделов и подключением их к общей локальной сети время доступа к любой информации сократилось до нескольких секунд. Также значительно упростился поиск необходимых документов, большая часть которых содержится сейчас в электронной форме.

В ЗАО «Ижторгметалл» установлены программы 1С – предприятие «Склад» и 1С-«бухгалтерия». 1С предприятие «Склад» предназначено для кладовщиков, менеджеров отдела сбыта, руководителям отделов снабжения, сбыта, маркетинга, директоров баз (филиалов), бухгалтерии. В программе 1С «Склад» позволяет менеджерам сбыта выписывать документы на отпуск товара со склада, кладовщикам заводить и списывать товар, руководителям отделов снабжения, сбыта, маркетинга, директоров баз (филиалов) для составления отчетов по складу, по движению товаров, по продажам, по контрагентам и пр. Для бухгалтерии в складской программе есть функция «Выгрузить накладные», с помощью которой накладные и счета-фактуры автоматически попадают из складской программы в 1С-бухгалтерия. Это намного облегчает работу бухгалтера и экономит рабочее время бухгалтера.

В конце 90-х накладные и счета-фактуры выписывали вручную. Накладные с фактом отпуска подшивались в скоросшиватели. Если необходимо было просмотреть, сколько отдельной продукции было куплено или реализовано, то надо было пролистать более 2500 листов со счет-фактурами. На это уходило очень много рабочего времени, да ошибок было много. С введением на предприятии программы 1С «склад» посмотреть аналитику товаров по складу посмотреть стало намного проще. Расход и приход товара заноситься кладовщиком в компьютер. Надо только выбрать анализируемую позицию прайс-листа, период, склад и нажать кнопку «выполнить».

На каждой нашей базе установлена локальная сеть. Все операторы работают со своим сервером, который установлен на базе. Каждую ночь данные, которые накопились за рабочий день на базах, с помощью ресурсов Internetотправляются в центральный офис, где они анализируются. Обновленный пакет данных, с документами которые были выписаны на всех базах, отгрузкой товаров, остатками по всем складам, также по ресурсам Internetрассылается обратно по базам. Это позволяет менеджеру с одной базы видеть, сколько и какая продукция лежит на другой базе. С одной стороны это удобно, но с другой стороны база данных 1С «Склад» обновляется только ночью. Во второй половине дня в программе данные по складу другой базы уже не будут фактически совпадать с тем что на самом деле находиться на ней. Из-за этого время от времени бывают недоразумения. Менеджер отдела сбыта выписал товар с другой базы по вчерашним данным, клиент, приехав на базу, узнает, что материал, который был выписан, закончился утром. Для того чтобы таких недоразумений не было, планируется, с помощью программы Citrix, сделать так чтобы все работники предприятия работали с 1С «Склад» которая установлена в одном месте. На сегодняшний день такое возможно, но в связи с тем что поставщик internet-ресурсов на всех базах подведен только один такое делать пока не следует. Случись что с ресурсами поставщика internet-услуг, базы останутся без связи с центральным сервером, что приведет к нежелательному сбою в работе баз. Надо еще как минимум еще одного поставщика Internet-ресурсов для стабильной работы планируемой системы.

В связи с отсутствием в ЗАО «Ижторгметалл» отдела кадров, вопросами формирования информации о работниках предприятия, такой как фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, семейное положение, специальность, образование, какое и где получено и так далее занимается бухгалтерия предприятия. Данная информация фиксируется в личной карточке, которая возникает и обрабатывается по мере необходимости. Ведется учет трудовых книжек, и делаются в них записи на основании приказов Управляющего ЗАО «Ижторгметалл», в случаях принятия на работу, увольнения, награждения или взыскания работника. Также в бухгалтерии хранятся трудовые договоры.

В бухгалтерии возникает следующая информация:

- о поступлении денежных средствах, товарно-материальных ценностях, основных средствах, а также об операциях, связанных с их движением;

- об издержках производства и обращения, сметах расходов, реализации работ и услуг, экономически обоснованных отчетных калькуляциях себестоимости продукции, работ, услуг;

- о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами;

- о начислении и перечислении платежей в бюджеты всех уровней, взносов на государственное социальное страхование, погашении задолженности банкам по ссудам;

- о бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей;

- о начислении и выплате заработной платы работникам предприятия;

- о дебиторской и кредиторской задолженности, и об ее качественных характеристиках.

Данная информация формируется в бухгалтерии путем ведения аналитического и синтетического учета. Учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется в расчетно-платежной ведомости, а также на расчетных и лицевых счетах, где по каждому работнику в отдельности отражается начисленная заработная плата по видам оплат, удержания из заработной платы по видам удержаний и сумма к выдаче. Аналитический учет кассовых операций ведется кассиром в кассовой книге. По мере движения наличных денежных средств на основании первичных документов производятся записи в кассовую книгу, как при поступлении, так и при расходе денег. Кассовая книга ведется ежедневно, в конце дня подсчитывается остаток денег в кассе. Если движение денег незначительно (имеется в виду количество операций, а не их объем), то аналитический учет денег в кассе ведется понедельно - остаток определяется в конце каждой недели. Синтетический учет кассовых операций ведется в учетных регистрах в двух экземплярах (через копирку). Копия - идет в бухгалтерию, оригинал - остается в кассе. При ведении учета использования запасов бухгалтер отражает всю информацию вколичественно-суммовых ведомостях. Информация о поступлении, движении и выбытии основных средств фиксируется в журналах ордерах и ведомостях. Вся информация о хозяйственной деятельности на предприятии в течение периода также находит свое отражение в главной книге.

В бухгалтерии информация возникает по мере поступления, движения и выбытия объекта бухгалтерского учета, обрабатывается ежедневно, а отчетность представляется в начале следующего месяца.

Кроме этого, в бухгалтерии ведется учет отработанного времени, по каждому работнику, численность персонала в отчетном периоде, а также число отпусков, прогулов, больничных. Эта информация отражается в «Табеле учета использования рабочего времени», на основе которого происходит заработной платы и фонда оплаты труда.

Проанализировав вышеприведенную информацию, можно утверждать, что на предприятии действует следующий комплекс подсистем:

- текущее управление (так как на предприятии ведется выполнения работ, подсчет полной себестоимости работ и услуг, на основе балансовой увязки материально-трудовых и финансовых ресурсов для обеспечения деятельности предприятия);

- управление материально-техническим снабжением (на предприятии формируется информация о потребности, поступлении, движении и выбытии материальных ценностей);

- бухгалтерский учет;

- управление кадрами (в ЗАО «Ижторгметалл» формируется информация о личном составе работников, ведется учет и анализ движения кадров, а также ведется расчет потребности в кадрах на плановый период);

- управление финансами.

Из перечисленных выше подсистем мне бы хотелось более подробно остановиться на подсистеме «Бухгалтерский учет» и рассмотреть ее более подробно в следующем подразделе, поскольку проблемы бухгалтерского учета наиболее актуальны.

3.3. Подсистема «Бухгалтерский учет»

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет ведется на предприятие с момента его создания и на протяжении всей его деятельности, путем сплошного, непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности на основании первичных документов. Представляет количественную информацию только в денежных единицах измерения. Для уточнения денежной информации применяются натуральные и трудовые измерители.

Главной целью бухгалтерского учета является формирование качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей, а также предотвращение отрицательных результатов и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Задачами подсистемы «Бухгалтерский учет» являются:

1. Учет основных средств;

2. Учет запасов (сырья, материалов, МБП);

3. Учет труда и заработной платы;

4. Учет затрат на выполнение работ;

5. Учет дебиторской и кредиторской задолженности;

6. Учет денежных средств;

7. Учет собственного капитала;

8. Финансовые расчеты;

9. Сводный учет и составление отчетности.

Для решения задач подсистемы ведется анализ и учет информации отображенной в первичных документах.

Для зачисления денег на расчетный счет, а также перечисления их с расчетного счета предприятие предоставляет банку платежное поручение. В этих документах указывается сумма денежных средств, дата предоставления поручения и обязательно должны быть подписи директора (или его заместителя) и главного бухгалтера, которые сверяются с карточкой, хранящейся в банке.

Для учета операций с наличными денежными средствами на расчетном счете применяются следующие первичные документы:

1. Объявление на взнос наличными – применяется для зачисления денежных средств, оставшихся в кассе предприятия (несвоевременно выданной заработной платы и т.д.), в котором указывается сумма взноса, его характеристика, дата выписки, номер документа и подписи кассира и главного бухгалтера;

2. Чек – предназначен для выдачи денежных средств наличными с расчетного счета. Как правило, чек находится в чековой книжке, которая выдается предприятию банком. При получении наличных денег заполняется чек и корешок чека, при этом там и там указывается сумма денежных средств, подлежащих получению, цели, на которые эта сумма получается (хозяйственные нужды, выплата заработной платы и т.д.), обязательна подпись руководителя предприятия и главного бухгалтера. Чек остается в банке, а корешок как оправдательный документ - в кассе предприятия.

Поступление и выдача денежных средств из кассы осуществляется на основании следующих первичных документов:

- поступление - приходный кассовый ордер,

- выдача - расходный кассовый ордер.

Основными реквизитами этих документов являются:

– наименование;

– номер документа;

– дата выписки;

– от кого или на какие цели получен;

– сумма прописью.

Приходный кассовый ордер подписывается кассиром и главным бухгалтером, а также к нему прикладывается квитанция, которая отрывается и отдается лицу, внесшему деньги. Расходный кассовый ордер выписывается главным бухгалтером и подписывается руководителем и главным бухгалтером и передается в кассу предприятия.

Первичные документы являющиеся основой для учёта производственных запасов:

– доверенность (подотчётным лицам для получения материальных ценностей), в котором фиксируется информация о подотчетном лице (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), цель, на которую выдается, дата выдачи и подписи сторон;

– журнал учёта выданных доверенностей;

– приходный ордер (им оформляется поступление производственных запасов на склад, составляется в день поступления запасов материально ответственным лицом), где отражается вид материала, единица измерения, количество, цена, общая сумма приобретения, дата поступления и подписи главного бухгалтера и поставщика или подотчетного лица;

– лимитно-заборная карта (составляется для учёта отпуска-расхода производственных запасов);

– карточка складского учёта (ведется на складе и составляется для каждого номенклатурного номера производственных запасов; в ней указывается остаток данного материала на начало месяца, приход, расход и выводится остаток на конец месяца);

– реестр приёмки-сдачи документов (отражаются все приходно-расходные документы, которые передаются в бухгалтерию);

– ведомость учёта остатков запасов на складе (фиксируются данные - из карточек складского учёта, где выводятся остатки).

Учет поступления и выбытия основных средств ведется на основании первичных документов. Основной первичный документ - акт приемки- передачи основных средств типовой формы ОС-1. Приемку основных средств при покупке или строительстве осуществляет комиссия, в которую входят технолог, механики и представитель бухгалтерии. На основании сопроводительных документов в акте пишут наименование поступившего объекта, первоначальную стоимость, срок эксплуатации и при использовании средств - сумму износа. Акт подписывается комиссией и передается в бухгалтерии. Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер - в бухгалтерии ведется инвентарный учет. По каждому объекту открывается инвентарная карточка. В ней пишут наименование объекта, инвентаризационный номер, первоначальную стоимость, срок эксплуатации, норму амортизации, сумму амортизации, начисленную ежемесячно; при поступлении основных средств, бывших в эксплуатации, записывается сумма износа, указываются сроки проведения капитального ремонта. Карточки хранятся в картотеке по видам основных средств и месту их нахождения. При перемещении основных средств карточки перекладываются, такая группировка необходима для правильного определения суммы основных средств износа и отражения ее в учете.

Основанием для ведения учета уставного и добавочного капитала являются учредительные документы, акты приемки-передачи основных средств, нематериальных активов, приходно-кассовые ордера и другие.

Основными первичными документами, которыми оформляется учет заработной платы, являются табель учета использования рабочего времени и трудовой договор. Табель ведется бухгалтером по каждому работнику в отдельности. Ежедневно по каждому работнику отмечается количество отработанных часов, а также причины невыхода на работу. В конце месяца определяется общее количество отработанных дней.

В настоящее время на многих предприятиях и организациях используются технические средства и программные продукты для эффективного решения задач подсистемы бухгалтерского учета, и довольно успешно.

В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета МПЗ, которые осложняют процесс ведения учета и требуют много времени на их обработку. Аналогичные документы можно представить и в компьютерной системе, что облегчает работу бухгалтеров, делает ее более качественной, а информацию более достоверной. Более того, основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе бухгалтерскогоучета представляют собой файлы данных.

На текущий момент рынок программного обеспечения представлен довольно большим количеством систем ведения бухгалтерского учета, такими как «Фолио», «ИНФО-Бухгалтер», «Инфин - бухгалтерия», «Суперменджер», «AUBI», «ABACUS», «1С Бухгалтерия» и так далее. Как мы видим, выбор достаточно широк. На исследуемом предприятии бухгалтерия работает на 1 С Бухгалтерия 8 версии. Восьмая версия позволяет работать как с бухгалтерскими, так и со складскими документами в одной сети в режиме реального времени, что позволяет видеть реальный документооборот по хозяйственной деятельности предприятия. Что существенно снижает затраты на модернизацию программных ресурсов и увеличивает производительность труда сотрудников.


3.4. Постановка задачи «Формирование ведомости по начислению повременной заработной платы работникам по тарифным ставкам и табельным номерам»

3.4.1. Организационно-экономическая сущность задачи

В структуре доходов населения ведущее место принадлежит заработной плате. Именно уровень заработной платы формирует степень благосостояния в обществе в каждый конкретный момент времени. Как экономическая категория заработная плата представляет собой основную часть фонда жизненных средств, получаемую работником вследствие его участия в трудовой деятельности. Иными словами, заработная плата – это денежное вознаграждение, которое работодатель обязан уплачивать работнику за труд в установленном сторонами трудового договора размере и пределах определенных законодательством, коллективным соглашением и трудовым договором.

В каждой организации (коммерческой и некоммерческой, любой форм собственности) ведется учет труда и заработной платы.

Целью решения данной задачи (учета труда и заработной платы) в АСОИ является автоматизация процесса начисления повременной заработной платы, вызванная необходимостью упростить для бухгалтера процесс расчета заработной платы и ускорить его.

На изучаемом предприятии данная задача решается посредством использования табличного процессора Excel 2003, являющегося одним из наиболее популярных пакетов программ, предназначенных для создания табличных документов. Предлагаемые им средства позволяют решать разнообразные задачи от расчета величины подоходного налога до составления финансового отчета крупной компании. Система обладает мощными вычислительными возможностями, великолепными средствами составления деловой графики, обработки текстов, введения баз данных.

Работа с табличным процессором Excel позволяет:

- использовать для хранения взаимосвязанных таблиц рабочую книгу, состоящую из отдельных листов, которые можно в процессе работы удалять, переименовывать, переставлять местами, копировать и скрывать;

- применять удобные средства корректировки данных в таблице, использовать широкий спектр возможностей работы с фрагментами;

- для расчетов помимо написания формул использовать большой набор встроенных функций, для задания которых может применяться Мастер функций;

- применять имена для ссылки;

- осуществлять должное оформление таблиц - применять разнообразные шрифты, способы выравнивания текста и чисел, изменения ширины столбцов и высоты строк, затемнения и обрамления ячеек;

- применять разнообразные форматы отображения числовых данных;

- для графического представления данных рабочего листа применять широкий набор диаграмм; должным образом оформлять их и печатать;

- выполнять свод данных из нескольких таблиц путем их консолидации;

- автоматически рассчитывать промежуточные итоги, создавать сводные таблицы.

Данная задача рассматривается один раз в месяц, во время подведения итогов за месяц, но непозднее пятнадцатого числа следующего за отчетным месяцем.

Исходная информация для решения данной задачи содержится в «Табеле учета использования рабочего времени» (который ведется бухгалтером по каждому работнику и, где ежедневно по каждому работнику отмечается количество отработанных часов, а также причины невыхода на работу, а в конце месяца определяется общее количество отработанных дней) и лицевой счет работника (ведется опять же бухгалтером).

3.4.2. Информационная база задачи

Для решения задачи «Формирование ведомости по начислению повременной заработной платы рабочим по тарифным ставкам и табельным номерам» используется входная оперативная информация «Табель учета использования рабочего времени».

Таблица 4

Состав входной оперативной информации

Наименование документа Используемые реквизиты Формат Условные обозначения
Табель учета использования рабочего времени 1. ФИО X(35) Ф
2. Месяц 99 М
3. Табельный номер 9(5) N
4. Отработано часов 9(3) O

В качестве нормативно-справочной информации в задаче выступает массив, содержащий лицевые счета работников предприятия.

Таблица 5

Состав нормативно-справочной информации

Наименование файла Идентификатор Используемые реквизиты Формат Условные обозначения
Лицевые счета работников LISCHET 1. Фамилия, имя, отчество X(35) Ф
2. Табельный номер 9(5) N
3. Разряд 9 Р
4. Часовая тарифная ставка 9.99 ЧТС
5. Норма отработанного времени 999 НВ
6. Стаж работы 99 СР
7. Количество необлагаемых минимумов 9 HMIN
8. Примечание Х(15) Пр
9. Премии 99 ПР
10. Всего начислено в отчетном году 9999.99 Нач.
11. Подоходный налог 999.99 Н
12. Пенсионный фонд 999.99 F
13. Прочее 999.99 R
14. Всего удержано 999.99 Уд.
15. Сумма к выплате 9999.99 S

В результате решения задачи выдается следующая машинограмма, представленная в данных таблицы 6:

Таблица 6

Ведомость начисления повременной заработной платы работникам за ___ месяц 200_ года.

ФИО Таб. № ЧТС Отраб.вр. З/пл. по тарифу Урал.коэфф. Мес.фонд
Итого:

Кроме того, результаты записываются на диск в виде массива «ЗАРПЛАТА», представленного в таблице 7.

Таблица 7.

Массив «ЗАРПЛАТА»

Наименование реквизита Формат Условные обозначения
1. ФИО Х(35) Ф
2. Табельный номер 9(5) N
3. Часовая тарифная ставка 9.99 ЧТС
4. Отработанное время 999 О
5. Заработная плата по тарифу 999.99 З
6. Уральский коэффициент 99.99 Y
7. Месячный фонд 9999.99 МФ
8. Месяц 99 М
9. Год 9 Г

3.4.3. Алгоритм решения задач и

1. На основе табеля учета использования рабочего времени путем ввода с клавиатуры формируются исходные данные об отработанном времени;

2. Эти данные упорядочиваются в порядке возрастания табельного номера;

3. По табельному номеру входной информации отыскивается тарифная ставка в массиве «LISCHET»;

4. Рассчитывается заработная плата по тарифу по формуле:

ЗПNМ = ОПNМ ЧТСПN;

5. По табельному номеру входной информации отыскиваются уральский коэффициент в массиве «LISCHET»;

6. Рассчитывается сумма уральского коэффициента по формуле:

YПN = ЗПNМ % YПN;

7. Рассчитывается месячный фонд заработной платы:

МФПNМ = ЗПNМ + YПN;

8. Накапливаются итоги по общему числу работников по формулам:

ЗПМ = ∑ ЗПNМ;

YП = ∑ YПN;

МФПМ = ∑ МФПNМ.

9. По окончанию исходных данных формируется и печатается выходная ведомость;

10. Выводятся результаты на машинный носитель (массив «ЗАРПЛАТА»);

11. Программа заканчивает работу.

3.5. Выводы по разделу

Развитие электроники привело к появлению нового класса вычислительных машин – персональных ЭВМ (ПЭВМ). Главное достоинство ПЭВМ – сравнительно низкая стоимость и в то же время высокая производительность. Низка стоимость, надежность, простота обслуживания и эксплуатации расширяет сферу применения ПЭВМ, прежде всего в тех областях человеческой деятельности, в которых раньше вычислительная техника не использовалась из-за высокой стоимости, сложности обслуживания и взаимодействия. К таким областям относиться и так управленческая деятельность, где ПЭВМ позволило реально повысить производительность труда специалистов, связанных с обработкой информации. Внедрение ПЭВМ – это интенсивный путь развития предприятия.

Наиболее эффективной организационной формой использования ПЭВМ является создание на их базе автоматизированных рабочих мест конкретных специалистов (экономистов, статистиков, бухгалтеров, руководителей), поскольку такая форма устраняет психологический барьер в отношениях между человеком и машиной.

Предприятию в процессе своей деятельности приходиться работать со следующими классификаторами: ИНН, банковские реквизиты, ОКОНХ (общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства), ГОСТ, ТУ, ОКДП (общероссийский классификатор деятельности предприятий).

Повышение уровня автоматизации обработки информации в ЗАО «Ижторгметалл», позволит сократить удельные затраты, связанные с оплатой труда, а также время и повысить качество обработки информации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав собранную информацию в ЗАО «Ижторгметалл» и написав курсовой проект по дисциплинам «Экономика предприятия» и «Автоматизированные системы обработки информации», можно сделать следующие выводы. ЗАО «Ижторгметалл», работающее не первый год на рынке металлоторговли Удмуртской Республики и сформировавшее свою производственную базу для успешного функционирования, находится сегодня в стабильном финансовом и экономическом состоянии. И в первую очередь, это связано с профессионализмом руководства ЗАО «Ижторгметалл», компьютеризацией практически всех отделов. Предприятие платежеспособно, привлекательно для инвесторов и кредиторов.

Все выше перечисленное подтверждают полученные результаты в ходе анализа финансово-экономического состояния ЗАО «Ижторгметалл».

Анализ автоматизированной системы обработки информации на предприятии показывает соответствие уровня информационных технологий фактическим потокам информации. Большая часть отделов компьютеризирована, программное обеспечение постоянно обновляется.


Список использованной литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа», М.: «Финансы и статистика» 1994г.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент», М.: «Гардерика» 1998г.

3. Устав ЗАО «Ижторгметалл»

4. Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» ЗАО «Ижторгметалл» за 2004 г. и 2005 г.

5. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» ЗАО «Ижторгметалл» за 2004 г. и 2005 г.

6. Положения и нормативные документы ЗАО «Ижторгметалл»

7. Ковалев В.В., Патров В.В. «Как читать баланс», М.: «Финансы и статистика» 1998г.

8. Колесник А.П. «Компьютерные системы в управлении финансами», М.: «Финансы и статистика» 1994г.

9. Справочная система «Консультант плюс»