Реферат: Управление кредитным риском 2
Название: Управление кредитным риском 2 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
Федеральное агентство по образованию Костромской Государственный Технологический Университет Кафедра финансов и кредита КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: Деньги, кредит, банки на тему: «УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ» 2008 ВВЕДЕНИЕ. В условиях глобализации финансовых рынков и либерализации движения капиталов заметно активизировалась международная деятельность банков. Проникновение иностранного капитала в национальные банковские системы как промышленно развитых, так и стран с переходной экономикой приобрело широкие масштабы и стало преобладающей тенденцией в развитии мировой экономики. Современная эпоха отмечена переходом от преимущественной ориентации на банковский протекционизм и поэтапной либерализации доступа нерезидентов на национальные рынки финансовых услуг. Банки с участием иностранного капитала служат одним из основных проводников прямых и портфельных инвестиций из-за рубежа, в которых особенно остро нуждаются страны с переходной экономикой. Иностранные банки в определенной степени содействуют рекапитализации и реструктуризации национальных кредитно-финансовых систем. Участие нерезидентов в капитале банков повышает качество банковского менеджмента, увеличивает прозрачность учета и отчетности, усиливает благодаря межбанковской конкуренции диверсификацию банковских услуг. Таким образом, исследование теоретических и практических проблем участия иностранного капитала в развитии национальных кредитно-финансовых систем является важнейшей и актуальнейшей задачей ученых и специалистов в области банковского дела. Особое значение это имеет для стран с переходной экономикой, в которых только происходит становление национальных банковских систем. Эти страны, в число которых входит Российская Федерация и Китайская Народная Республика, остро нуждаются в систематизации и обобщении накопленного опыта. Именно по этой причине в качестве объекта исследования выбраны особенности и проблемы деятельности иностранного капитала в банковской системе России. деятельности иностранного капитала Цельюработы является исследование правовых и экономических аспектов допуска иностранного капитала в банковскую систему России, изучение итогов и перспектив деятельности кредитных организаций с участием нерезидентов на территории России и развития отечественной законодательной базы регулирования иностранных инвестиций в банковский сектор. Предметом для исследования является деятельность на национальном рынке кредитных организаций с контролирующим участием нерезидентов, законодательные основы и экономические последствия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ. Особое внимание уделено российской практике привлечения и государственного регулирования иностранных инвестиций в банковский сектор. Теоретической и методологической основой для этой работы послужили зарубежных и отечественных ученых, посвященные экономическим и правовым вопросам допуска иностранного капитала в национальные банковские системы. 1. ИНОСТРАННЫЙ БАНКОВСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. На современном этапе российская экономика заинтересована в привлечении и эффективном использовании иностранных инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а также управленческого опыта как в интересах развития национальной экономики, так и в интересах расширения международного экономического сотрудничества. Однако стратегии иностранной компании-инвестора и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее условия ведения бизнеса, тем выше эффективность деятельности компании-инвестора. Основными условиями успешного бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества 1 . Экономическая жизнь России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла[1] , Россия с конца 80-х гг. пытается активно использовать и иностранные инвестиции. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики. Согласно закону об иностранных инвестициях, иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации. В литературе также часто широко используется еще один термин – инвестиционный климат – это комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д.[2] 1.1 ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в виде капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные в форме портфельных инвестиций и виде кредитов как ссудный капитал. В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). 1.1.1 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. Прямые инвестиции предполагают такое помещение капитала иностранным инвестором, при котором он приобретает контроль над отечественным предприятием. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов). Прямые инвестиции, поступающие из-за рубежа, состоят главным образом из двух компонентов: взносов в уставный капитал как в виде материальных и нематериальных активов, так и денежных средств и кредитов от зарубежных совладельцев предприятий. Третий компонент увеличения прямых инвестиций – реинвестирование прибыли, полученной компанией с иностранными инвестициями в России, осуществляемое в рублевой форме. Доля реинвестиции в общем объеме прямых инвестиций составила: в 1995 г. – 6,9 %, 1996 г. – 14,0 %, 1997 г. – 27,6 %, 1998 г. – 35,1 %, эта доля растет[3] . Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику – это создание предприятий с иностранными инвестициями. На первом этапе вложений иностранного капитала в Россию основную роль играли совместные предприятия (СП). В условиях господства в советской России государственной формы собственности вложение иностранного капитала было возможно лишь на основе договора между государственным предприятием, выделившим определенную часть имевшейся в его распоряжении собственности (здания, оборудование, право пользования землей, научно-технические знания) в качестве вклада в уставный фонд СП, и иностранным инвестором, доля которого в этом фонде определялась стоимостью поставляемых им машин и оборудования, современной технологии и свободно конвертируемой валюты. Для российского предприятия или акционерного общества создание совместного с иностранными партнерами предприятия имеет два основных преимущества: · во-первых, привлекаются новые материальные и финансовые ресурсы (в том числе в форме импортного оборудования, лицензий и ноу-хау), которые входят в состав основных фондов предприятия и непосредственно не требуют оплаты; · во-вторых, объединяются интересы российского и иностранного партнеров, что предполагает взаимную заинтересованность в совершенствовании производства и завоевании рынков. Однако выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для России, что выражалось в занижении реальной доли отечественных участников при формировании уставных фондов СП. Это было связано с недооценкой отечественного вклада в виде зданий, технологий, прав пользования землей и завышением цен на оборудование и технологии, поставляемые в качестве вклада иностранного партнера в уставный фонд. Но серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. В условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, формы привлечения иностранного капитала меняются. Основной формой создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями становятся не новые совместные предприятия, а продажи иностранным инвесторам пакетов акций российских акционерных обществ. Международная практика знает такую форму использования иностранного капитала, как создание контрактных совместных предприятий. Предприятие или фирма может заключить договор (контракт) с иностранной фирмой на выполнение определенных работ по модернизации и расширению производства. Иностранная фирма ввозит для этого оборудование, использует свои технологии и ноу-хау, управленческий опыт и в соответствии с условиями договора получает часть прибыли от реализации продукции, произведенной на основе модернизации производства. При этом не возникает новой фирмы, предприятие остается в собственности компании. Иностранный партнер действует на этом предприятии в определенных рамках, оговоренных в договоре. В России есть некоторый опыт применения такой формы сотрудничества с иностранными фирмами в нефтедобычи. С иностранными фирмами расчет ведется главным образом путем поставок нефти на внешний рынок. Большое значение в современных условиях имеет привлечение иностранных инвестиций для освоения месторождений полезных ископаемых и иных природных богатств на основе соглашений (договоров) о разделе продукции. Чаще всего иностранным компаниям передается разработка природных ресурсов: минерально-сырьевые, водные, лесные. Заключение таких соглашений целесообразно, когда страна имеет значительные разведанные, но не разработанные запасы из-за нехватки финансовых и технических средств. При этом инвестор получает исключительное право на разведку и добычу ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Ему же принадлежит оборудование, аппаратура, установки, установленные при добыче природного ресурса. Совместные и иностранные предприятия создаются в основном в сфере торговли и общественного питания, промышленности, строительстве, коммерческой инфраструктуре, науке и научном обслуживании, транспорте, связи и в финансовой сфере. 1.1.2 ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. Все более возрастающую долю в притоке иностранного капитала составляют портфельные инвестиции. В отличие от прямых инвестиций для владельца портфельных инвестиций имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует. Портфельными инвестициями являются покупка ими ценных бумаг (акций облигаций), не обеспечивающих возможности участия в управлении коммерческой организацией, а также государственных ценных бумаг. В результате приватизации наиболее крупные предприятия превратились в открытые акционерные общества, что позволит им осуществлять вторичные выпуски акций и увеличивать свой уставный капитал, привлекая сторонних, в том числе иностранных, инвесторов. Иностранные инвестиции в форме покупки акций приватизируемых российских предприятий осуществляются с конца 1993 г. Самые доходные иностранные фонды, работающие с российскими ценными бумагами: Hermitage Fund, FireBird Fund LP, Russian Prosperity Fund и др.[4] Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию играют инвестиционные фонды. Аккумулируя средства мелких вкладчиков путем выпуска собственных ценных бумаг, фонды могут вкладывать их в крупные инвестиционные проекты в России, которые обеспечат им высокие прибыли. За счет прибыли фонды смогут выплачивать хорошие дивиденды или проценты тем, кто доверит им свои деньги. Российская Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор), при учреждении которой одной из основных задач было привлечение иностранных инвестиций, создала совместно с американской «Корпорацией частных инвестиций за рубежом» фонд «Партнеры России». К середине 1998 г. этот фонд собрал 212 млн. долл., которые он вкладывает в различные проекты в России. Госинкор намерена создать подобные фонды с финансовыми институтами Европы, Японии, Сингапура и других стран. [5] Наибольший интерес для западных портфельных инвестиций в середине 90-х представляли следующие отрасли экономики России: предприятия топливно-энергетического комплекса; алюминиевые заводы; предприятия связи и коммуникаций; порты и пароходства; предприятия по производству цемента; предприятия по производству минеральных удобрений; крупные горнодобывающие предприятия; предприятия пищевой промышленности. Наименьший интерес портфельные инвесторы проявляют к таким отраслям, как транспорт, машиностроение, химическая промышленность. Несмотря на растущий приток портфельных инвестиций в Россию, зарубежные инвесторы учитывают специфические и большие по размеру риски. Главное – политический риск, связанный с политической ситуацией в России. Второй риск – риск резкого колебания на российском рынке ценных бумаг (производный от политического). Третий – закрытость российского фондового рынка, в особенности информационная (система раскрытия информации в привычном для западных инвесторов виде существует только на рынке банковских акций и облигаций). Четвертый – технологический. Система депозитариев и регистраторов в России пока отрегулирована слабо. Права инвесторов систематически нарушаются регистраторами. Пятый риск – правовой. Законодательная неразвитость рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов все еще остается препятствием для его всестороннего развития. 1.1.3 ПРОЧИЕ ИНВЕСТИЦИИ. К прочим инвестициям относятся вложения ссудного капитала в виде разного рода кредитов и финансового лизинга. Российские предприятия заинтересованы в получении кредитов у зарубежных банков. Раньше практически все займы из-за рубежа получало государство или они предоставлялись под государственную гарантию. Очевидно, что в современных условиях государство не может предоставлять гарантии по всем кредитам, которые хотели бы получить частные российские предприятия. Государство может гарантировать кредиты под хорошо проработанные проекты народно-хозяйственного назначения. Формой привлечения иностранных займов может быть продажа на мировых фондовых рынках государственных ценных бумаг, а также региональных и муниципальных займов и обязательств. Практика такого рода займов появилась. Правительство осуществило несколько выпусков еврооблигаций. Однако после дефолта 1998 г. рейтинг российских облигаций существенно «снизился» до «ССС», и только в начале 2000 г. России был присвоен рейтинг «В», тоже не очень высокий, но по облигациям с таким рейтингом можно не опасаться дефолта. С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую («горячие деньги»). Именно так произошло в России летом 1998 г., когда владельцы ценных бумаг начали «сбрасывать» их и вывозить полученные деньги. Иностранные займы при эффективном использовании поступающих средств на производственные цели могут быть важным фактором развития предприятий. Отметим основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику: · инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ; · инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий; · инвестиции в форме вложения в ценные бумаги; · иностранные кредиты; · лизинговые кредиты; · финансовые кредиты российским предприятиям.[6] 1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА. В Законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 мая 1991 года определены следующие общие положения об иностранных инвестициях. Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). Иностранными инвесторами в РФ могут быть: · иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения; · иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в странах их гражданства или постоянного местожительства; · иностранные государства; международные организации.[7] 1.2.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ. В настоящее время на регулирование института иностранных инвестиций направлены нормы нескольких отраслей и институтов права, а именно: законодательство об инвестиционной деятельности, законодательство об иностранных инвестициях, гражданское законодательство, налоговое законодательство. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп. от 8 декабря 2003 года). Как закреплено в п.1 ст. 1 Закона об иностранных инвестициях, данный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Законодатель подчеркивает, что закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности: - Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г.); - Приказ ЦБР от 23 апреля 1997 г. №02-195 «О введении в действие Положения «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» (с изм. и доп. от 22, 24 июня 1999 г., 20 марта, 4 ноября 2002 г.); а также законодательством Российской Федерации о страховании: - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г.[8] Не распространяется Закон об иностранных инвестициях также на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. И, прежде всего, Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.[9] . Таким образом, еще раз подчеркнем, что Закон об иностранных инвестициях направлен на регулирование узкого круга правоотношений связанных с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Иные правоотношения с иностранными инвесторами и иностранными инвестициями регулируются нормами ряда законодательных актов. Так, например, согласно статье 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».[10] Отдельно необходимо выделить Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.) (далее по тексту – Закон об инвестиционной деятельности). Законом об инвестиционной деятельности определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Как закреплено в ст.5 названного закона, отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[11] Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 ст.3 Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительного урегулирования иностранных инвестиций. Учитывая «раздробленность» норм направленных на регулирование инвестиционной деятельности - в общем, и иностранных инвестиций - в частности, отдельные исследователи выступают за разработку Инвестиционного кодекса.[12] На наш взгляд такая конструкция не рациональна, по крайней мере, до того времени, пока не будут уравнены в правах (и обязанностях) иностранные и зарубежные инвесторы. Учитывая тот фактор, что Российская Федерация стремится к вступлению во Всемирную Торговую Организацию, законодательство нашей страны, должно будет приведено в соответствие положениями документов ГАТТ/ВТО относительно инвестиционных режимов, обязательных для членов организации.[13] В заключение подчеркнем, что правоотношения по поводу иностранных инвестиций на территории Российской Федерации регулируются целым комплексом разноотраслевых законодательных и подзаконных актов, в том числе нормативных актов субъектов Российской Федерации. Только комплексное, совокупное применение данных актов с учетом их «иерархического» положения позволит выявить пробелы и проблематику института иностранных инвестиций, а также пути их разрешения и совершенствования.[14] 1.2.2 ПУТИ И ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ. Совершенствование правового регулирования банковской деятельности в России находится в прямой зависимости от сохранения положительной динамики развития российской экономики, которая в свою очередь зависит от инвестиционного климата, условий деятельности на финансовом рынке Российской Федерации, а также результатов реструктуризации банковской системы. Главный путь в решении экономических проблем и повышении эффективности проводимых реформ многие исследователи видят в консолидации банковского капитала за счет поглощения крупными надежными банкам более мелких и неустойчивых, что соответствует общемировой тенденции. Правительство страны и Банк России неоднократно высказывали свою заинтересованность в укрупнении кредитных организаций с целью обеспечения большей надежности расчетной системы, поддержания порядка и стабильности на финансовых рынках, а также повышения конкурентоспособности с аналогичными зарубежными структурами в условиях либерализации банковской деятельности. Последняя задача особенно актуальна в условиях, когда Россия после вступления в ВТО, по мнению некоторых экспертов, увеличиться доля иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны и деятельность иностранных кредитов организаций на ее территории примет иные формы и более широкие масштабы. Консолидация банковского капитала в России – процесс объективный и в целом позитивный. Вместе с тем, несмотря на сходство с аналогичными тенденциями в развитых странах, этот процесс, по всей видимости, будет характеризоваться рядом специфических черт, среди которых можно выделить следующие: · неразвитость фондового рынка и традиции двойной бухгалтерии обусловят по преимуществу скрытый характер преобразования собственности, что значительно затруднит реформирование соответствующей законодательной базы; · в случае дальнейшего обострения проблем банковского сектора Банк России, вероятно, будет вынужден установить преференциальный режим для банков, поглощающих неплатежеспособные кредитные организации, что противоречит сложившейся международно-правовой практике; · открытие доступа иностранным банкам на российский рынок предполагает аналогичный доступ российских банков в банковские системы других государств, но можно сказать, что ни один российский банк в действительности не способен конкурировать с аналогичными иностранными структурами не только за границей, но и в самой России; · сложность правового регулирования заключается в том, что степень регулирования отдельных сегментов финансового рынка в России неодинакова. Направления и методы совершенствования законодательной базы регулирования банковской деятельности в России должны учитывать опыт других стран, в частности Польши, Венгрии и Чехии. Анализ показывает, что степень участия иностранного капитала в банковском секторе напрямую зависит от его доли во всей экономике страны. Интерес банковского капитала развитых стран к увеличению своего присутствия в странах с переходной экономикой обусловлен в немалой степени и высокой доходностью (до 20% и выше). Таким образом, вывод, который можно сделать на основании данных фактов, состоит в том, что привлечение иностранного капитала и расширение деятельности иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации должно соответствовать целям экономической и правовой политики страны, направленной на усиление ее положения в мировом сообществе. Например, на сегодняшний момент в экономике России существует проблема «недофинансирования» отечественными кредитными организациями реального сектора экономики. Таким образом, важно законодательно стимулировать долгосрочные вложения кредитными организациями в промышленность и сельское хозяйство, для чего необходимо привлечь и иностранный капитал. Можно, постепенно открывая национальный рынок банковских услуг, направить иностранные инвестиции прежде всего на финансирование реального сектора экономики России и, в свою очередь, принять законы, регулирующие в этом направлении деятельность иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации. По такому пути шло реформирование банковского сектора в новых индустриальных странах (Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др.), а в последнее время в Китае. 2 АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РФ. Россия – одна из наиболее привлекательных стран в мире для иностранного капитала. Еще три года назад эксперты EconomistIntelligentUnit прогнозировали, что в 2007 году Россия будет находиться в числе двадцати стран-лидеров по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) – вместе с Китаем, Мексикой, Бразилией и Индией. Пока нет официальных статистических данных, трудно оценить, насколько оправдался этот прогноз, хотя заметно, что привлекательность развивающихся стран для иностранных инвесторов возросла.[15] Анализ динамики доли нерезидентов в российском банковском секторе показывает, что по мере роста доходов населения и на фоне интенсивного развития отраслей, ориентированных на потребительский спрос, влияние иностранного капитала усиливается. [16] Россия – крупнейший получатель ПИИ среди стран Юго-Восточной Европы и СНГ, это одна из самых привлекательных для иностранных инвестиций стран мира. В 2006 году поступившие в Россию иностранные инвестиции достигли максимального с 1992 года значения. Если с 1992г. по 2002г. в страну ежегодно поступало по данным платежного баланса, в среднем 2,4 млрд., то в 2006г. – 32,4 млрд., а в 2007г., по оценкам – 47,1 млрд. долл. По этому показателю Россия вышла на 3 место среди развивающихся экономик (после Китая и Гонконга), обогнав Бразилию и Мексику, традиционно привлекательных для инвесторов. Вместе с тем результаты, достигнутые Россией в привлечении ПИИ, достаточно скромны по мировым масштабам: доля России в общем притоке мировых ПИИ в 2006 году составила всего 2%. Накопленный по состоянию на конец 2007 г. объем ПИИ в экономику России составил, по данным Федеральной службы государственной статистики, 197,8 млрд. долл. Это приблизительно равно объему ПИИ, поступивших в Китай за последние три года. Наиболее привлекательными сферами вложения инвестиций в России, с точки зрения иностранных инвесторов, являются: · добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (около 20% всех накопленных инвестиций); · металлургическое производство (15%); · оптовая торговля (23%); · связь и операции с недвижимостью. Росту притока иностранного капитала в экономику России способствовали такие условия, как улучшение инвестиционного климата, дальнейшее повышение рейтингов ведущими международными агентствами, рост курса рубля относительно ведущих мировых валют и либерализация в 2006г. валютного законодательства. В результате за 16 лет приток иностранного капитала увеличился в 70 раз: с 2,7 млрд. долл. В 1992г. до 193,2 млрд. долл. в 2007г. Значение притока иностранного капитала, как источника финансирования российской экономики, в последние годы неуклонно возрастает, хотя основным источником валютных ресурсов для отечественной экономики пока остается выручка от экспорта товаров. За период, прошедший после кризиса, отношение притока иностранного капитала в частный сектор к товарному экспорту увеличилось с 1,7% в 1999г. до 35% – в 2006г. В 2007г. это отношение, по предварительным оценкам, достигло 55%.[17] 2.1 ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ. Среди общих условий, повысивших привлекательность России и отразившихся в макроэкономических характеристиках, международные инвесторы учитывают динамичное экономическое развитие, гарантирующие возврат вложенных средств и своевременное и полное обслуживание внешнего долга. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, рост мирового ВВП в 2008г. составит 5,2%, что будет в основном обеспечено высокими темпами роста развивающихся стран. Экономика России в 2008г., как прогнозируется, вырастет на 7,0%. Для сравнения: в 2007г. темпы роста ВВП России оцениваются в 6,5%. Позитивным сигналом для инвесторов является также тенденция укрепления курса национальной валюты страны к американскому доллару. Эта тенденция – объективное следствие экономического развития России, сопровождаемого притоком иностранного капитала, а также динамики курса доллара. Так, за два года номинальный курс российской валюты к доллару повысился примерно на 15%. Укрепление национальной валюты в стране сопровождается ростом международных резервных активов. По размеру международных резервных активов Россия занимает 3 место в мире после Китая и Японии. По данным Банка России, за два года резервы увеличились примерно в 2,6 раза, по состоянию на 1 января 2008г. они достигли 476,4 млрд. долл. В 2008г., ожидается замедление роста резервных активов.[18] 2.2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ. Ключевыми факторами для любого иностранного инвестора, ищущего выхода на новые рынки, являются ресурсы, внутреннее потребление на этих рынках, повышение эффективности операций и приобретение стратегических активов. Россия в настоящий момент остается одним из лидеров по привлечению иностранных инвестиций. Активность иностранных инвесторов ведет к росту числа сделок по слияниям и поглощениям. Учитывая заметный рост активности иностранных инвесторов, российское правительство старается, и небезуспешно, способствовать этому. При этом у правительства есть свои интересы в сферы привлечения иностранных инвесторов. И хотя до сих пор не прекращается дискуссия, хорошо или плохо привлекать иностранные инвестиции для развития национальной экономики в долгосрочной перспективе, очевидны преимущества иностранных инвестиций в краткосрочной перспективе. Особенно это заметно в странах с бурно растущей экономикой, такой как Россия. Кроме того, правительство аккумулировало значительные средства и пытается правильно распорядиться ими. Оно заинтересовано, в частности, снижать риски, интегрировать экономику страны в мировое производство, способствовать доступу на мировые рынки местного бизнеса, в том числе и путем привлечения иностранных инвесторов. Значимость иностранных инвестиций в российскую экономику можно оценить на основании статистики за 9 месяцев 2007г. За этот период поступили инвестиции в основном из Великобритании, Нидерландов, Кипра, Люксембурга, Швейцарии. Рекордсменом стала Великобритания, на втором месте – Нидерланды. По сравнению с 1995г. цифры последних лет просто несопоставимы. Существенно вырос объем прямых иностранных инвестиций. Все большую роль играют портфельные инвестиции. Трудности с ликвидностью на мировых рынках в августе и сентябре 2007г. негативно сказались на притоке инвестиций. Но это можно считать лишь реакцией на создавшуюся ситуацию, нежели какими-то системными ухудшениями. Поэтому, в принципе, АЕБ ожидает в 2008г. возобновления роста притока иностранных инвестиций в Россию.[19] 2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ. Результаты проведенных в 2007г. опросов показали, что иностранные инвесторы оценивают политическую и экономическую ситуацию в России в целом как достаточно стабильную. Хотя респонденты не исключают возможности политических перемен и коррекции рынка, особенно накануне президентских выборов. В основном инвесторы планируют продолжить продвижение в новые для себя российские регионы, а также заниматься разработкой новых локализованных продуктов. Россия и в будущем остается достаточно привлекательным местом для иностранных инвестиций.[20] 3. ИНОСТРАННЫЙ БАНКОВСКИЙ КАПИТАЛ И ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В ВТО. Вступление России в ВТО является одним из центральных вопросов экономической политики. Оно приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Например, решение вопросов, связанных со вступлением в эту организацию, поможет получить значительный выигрыш в виде более эффективного встраивания в глобальную экономику; при этом потребуется существенное перераспределение труда, капитала и человеческого капитала между секторами и регионами, а также изменение предприятиями своих организационных структур и стимулов для сотрудников.[21] При решении вопроса вхождения России в ВТО главным и насущным вопросом до сих пор является вопрос о режиме доступа иностранного, в частности, банковского капитала на российский финансовый рынок. В настоящий момент какие-то ограничения на внедрение в России иностранного банковского капитала отсутствуют. В середине 90-х гг. была введена квота в 15% на суммарный объем иностранного капитала от общего уровня капитализации всей банковской системы. Но эта норма давно отменена. Последним редутом, охраняющим наш банковский сектор от бесконтрольной экспансии зарубежных банков, остается запрет на создание ими своих филиалов, им разрешается организовывать здесь только свои «дочки». Но именно это ограничение и вызывает недовольство наших партнеров по переговорам.[22] Почему же банкиры так решительно настроены не пускать филиалы иностранных банков на свою территорию? Дело в том, что на «дочерние банки», которые создает в России иностранный банковский капитал, в полном объеме распространяются положения российского законодательства и инструкции ЦБ. А законодательная база банковское регулирование в России таковы, что создают далеко не самые благоприятные условия ведения банковского бизнеса. В результате отечественные банки и «дочки» иностранных банков находятся по крайней мере по этим параметрам в равном положении и вынуждены в одинаковой степени преодолевать российское банковское бездорожье, нести те высокие затраты, которыми обременен наш банковский бизнес. Филиалы же окажутся вне российской юрисдикции, а значит, получат очевидные конкурентные преимущества. И само собой разумеется, что наши банкиры этого никак не хотят допустить. Однако вопрос этот не так-то прост. Сегодня в России функционируют 34 банка со 100%-ым иностранным капиталом и почти в 100 банках иностранный капитал присутствует в разных долях. В целом же в настоящий момент иностранный банковский капитал ведет себя довольно пассивно. Более того, его доля по итогам 2004г. даже чуть-чуть сократился с 7% до немногим более 6% в силу того, что прирост российского капитала происходил более быстрыми темпами. Однако на Западе смотрят вперед и потому ищут способы добиться поставленных целей. И, как ни странно, их союзником выступает наш крупный бизнес, который заинтересован в обслуживании иностранных банков. Тем самым он выполняет роль троянского коня. И именно этот аргумент и является решающим для обоснования позиции о разрешении открытия филиалов на российской земле наших партнеров по переговорам. Они настаивают на том, что это нужно не только им, но и выгодно многим российским компаниям.[23] Само по себе вхождение в ВТО не станет для банковской системы России каким-то серьезным ударом, наоборот, эта мера будет способствовать улучшению банковского обслуживания в стране благодаря усилению конкуренции. Однако это совсем не означает, что вступление в ВТО не создает для нашей банковской системы никаких проблем. У нас слабое и далеко не самое современное банковское и финансовое право. А его улучшение зачастую натыкается на позицию правоведов, которые считают, что многие выдвигаемые законодательные инициативы противоречат ГК и другим законодательным актам. Вхождение России в ВТО вызывает насущную необходимость либерализовать внутренний банковский сектор, сделать его более конкурентоспособным по затратам, более доступным для потребителя. Но при этом не стоит забывать, что членство в ВТО облегчит доступ российского банковского капитала на финансовые рынки других стран. Крупные отечественные банки проявляют все больше интереса к открытию своих дочерних структур в других странах. Не секрет, что в Европе к этому относятся не слишком благожелательно и препятствуют русскому финансовому проникновению. Если мы окажемся в ВТО, этот режим для нас будет облегчен.[24] ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Одним из следствий развития процессов глобализации мирового хозяйства стало расширение масштабов участия иностранного капитала в банковских системах большинства стран мира. Наиболее заметно эта тенденция проявляется в развивающихся и постсоциалистических странах, испытывающих потребность в реструктуризации и модернизации банковской системы и экономики в целом. Как результат, – в настоящее время более половины совокупного банковского капитала и активов государств Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы находятся под эффективным контролем нерезидентов. Именно банки с иностранным участием начинают оказывать решающее воздействие на характер и приоритеты их экономического развития, контролировать наиболее эффективные сферы деятельности. Вместе с тем, накопленный мировой опыт свидетельствует о достаточно противоречивом влиянии иностранного капитала на банковский сектор и экономику принимающих стран. С одной стороны, присутствие иностранных банков способно усилить конкуренцию на национальном рынке, прежде всего на рынке оптовых кредитов; повысить его эффективность за счет привнесения новых и совершенствования уже имеющихся финансовых инструментов и кредитно-финансовых услуг; поднять уровень банковского обслуживания; привести к значительному притоку в страну кредитных ресурсов из-за рубежа. С другой, – стратегические приоритеты дочерних структур зарубежных банков зачастую не совпадают с национальными интересами. Например, решения об условиях предоставления кредитов могут приниматься с учетом интересов глобальных клиентов или акционеров материнского банка, не всегда заинтересованных в развитии конкурирующих производств. А доминирование иностранных банков на рынке способно обратить преимущества международной конкуренции в из противоположность: «вырождение» национальных банков и снижение капитализации банковской системы, ослабление конкуренции, увод внутренних инвестиционных ресурсов на международные фондовые рынки, падение эффективности банковского надзора, усиление зависимости экономики от колебаний мирового финансового рынка и международных спекуляций. Ключевая роль банковского сектора в развитии национальной экономики обуславливает необходимость осуществления комплекса мер для предотвращения возможных негативных последствий, связанных с присутствием на внутреннем рынке иностранных поставщиков банковских услуг. Исходя из этого, либерализация допуска нерезидентов в банковский сектор, ставшая в последние годы общемировой тенденцией, отнюдь не тождественна бесконтрольности. Изучение широкого круга проблем, связанных с инкорпорированием иностранного капитала в банковский сектор, приобретает особую актуальность в свете реальных перспектив существенного возрастания масштабов иностранного присутствия в банковском секторе РФ. Предпосылки для этого уже имеются: · расширение процессов интеграции России в мировую экономику, прежде всего, – предстоящее вступление страны, в ВТО; · повышение ее инвестиционной привлекательности на фоне слабости отечественных кредитных институтов и больших возможностей для приобретения новых долей рынка; · отказ страны от практики административных ограничений доступа иностранного банковского капитала. Последнее обстоятельство еще более повышает актуальность проблематики в связи с необходимостью разработки внедрения принципиально новых механизмов защиты от нежелательного проникновения иностранного капитала. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. – 2004. - №5. 2. Банковское дело № 02, 2008, кандидат экономических наук Швандар К.В., «Прямые иностранные инвестиции в странах BRIC» 3. Банковское дело №5, 2007, Сергей Хорошев, «Для иностранных банков работа в России легкой не будет» 4. Банковское дело №3, 2008 кандидат экономических наук В. Исмаилов, «Инвестиционные перспективы иностранного бизнеса в России» 5. Ершов Ю. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: законодательная база // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003. - №6. - с.43. 6. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 14 января 1993 г. - №2. - Ст. 56. 7. Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 207 с. 8. Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. Великомыслов Ю.Я. // Allpravo.Ru – 2005. 9. «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 9, с. 25-31, «Инвестиционный имидж России» - А. Шастико, Е. Яковлева 10. Международные экономические отношения: учебник/ Под ред. И. П. Фаминского. – М.: Юристъ, 2001. 11. «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 3, с. 87-94, «Факторы инвестиционной привлекательности регионов России» - Ю. Лукашин, Л. Рахлина 12. Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. - М.: Волтерс Клувер, 2004. – с.74. 13. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996г. - №3. - Ст.145. 14. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431. 15. Финансы и кредит № 28(268), 2007, кандидат экономических наук Э.Б. Алиева «Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране». [1] «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 9, с. 25-31, «Инвестиционный имидж России» - А. Шастико, Е. Яковлева. [2] Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 207 с. [3] Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 207 с [4] Международные экономические отношения: учебник/ Под ред. И. П. Фаминского. – М.: Юристъ, 2001. – 847 с. [5] Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – с.533 [6] Международные экономические отношения: учебник/ Под ред. И.П.Фаминского.–М.: Юристъ, 2001.–с. 850 [7] «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 3, с. 87-94, «Факторы инвестиционной привлекательности регионов России» - Ю. Лукашин, Л. Рахлина [8] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 14 января 1993 г. - №2. - Ст. 56. [9] Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996г. - №3. - Ст.145. [10] Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431.4 [11] Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. - М.: Волтерс Клувер, 2004. – с.74. [12] Ершов Ю. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: законодательная база // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003. - №6. - с.43. [13] Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. – 2004. - №5. [14] Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. Великомыслов Ю.Я. // Allpravo.Ru – 2005. [15] Банковское дело № 02, 2008, кандидат экономических наук Швандар К.В., «Прямые иностранные инвестиции в странах BRIC» [16] Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. Великомыслов Ю.Я. // Allpravo.Ru – 2005. [17] Банковское дело № 02, 2008, кандидат экономических наук Швандар К.В., «Прямые иностранные инвестиции в странах BRIC» [18] Банковское дело № 02, 2008, кандидат экономических наук Швандар К.В., «Прямые иностранные инвестиции в странах BRIC» [19] Банковское дело №3, 2008 кандидат экономических наук В. Исмаилов, «Инвестиционные перспективы иностранного бизнеса в России» [20] Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. Великомыслов Ю.Я. // Allpravo.Ru – 2005. [21] Финансы и кредит № 28(268), 2007, кандидат экономических наук Э.Б. Алиева «Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране». [22] Банковское дело №5, 2007, Сергей Хорошев, «Для иностранных банков работа в России легкой не будет» [23] Финансы и кредит № 28(268), 2007, к.э.н. Э.Б. Алиева, «Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения на устойчивое экономическое развитие в стране» [24] Банковское дело №5, 2007, Сергей Хорошев, «Для иностранных банков работа в России легкой не будет» |