Реферат: Построение прогнозов развития системы образования в Российской Федерации
Название: Построение прогнозов развития системы образования в Российской Федерации Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
. Построение прогнозов развития системы образования в Российской Федерации В экономической системе любой страны можно выделить комплекс отраслей, назначение которых удовлетворение духовных и социальных потребностей населения. В Российской Федерации в состав отраслей социальной сферы включены: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм и отдых, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Все эти отрасли являются объектом государственного регулирования и государственного прогнозирования. Особенность процесса прогнозирования отраслей социальной сферы – его децентрализация , поскольку оно осуществляется, в большинстве своем, городскими и районными органами управления. Прогнозирование максимально приближено к населению и должно учитывать его потребности и местные особенности. Государство косвенным образом воздействует на данный процесс посредством минимальных государственных стандартов и предоставления финансирования. Цель разработки прогнозов социальной сферы - удовлетворение потребности населения в услугах первой необходимости Разработка прогнозов системы образования . Прогнозные расчета системы образования осуществляются отдельно по всем структурным элементам системы образования: для дошкольного образования; для общего, начального и среднего образования; для вузовского, послевузовского и дополнительного образования. Прогнозирование сети детских дошкольных учреждений осуществляется с использованием балансового метода. Например, при прогнозировании предложения мест в детских дошкольных учреждениях можно опираться на следующую формулу: ПМпрог. = ПМ начало + ВводМ - ВыбМ, где ПМпрог – предложение мест в детских дошкольных учреждениях в прогнозируемый период; ПМ начало - предложение мест в детских дошкольных учреждениях на начало прогнозируемого периода; ВводМ – ввод новых мест в связи с новым строительством и ремонтом; ВыбМ, - выбытие мест по различным причинам. Спрос на детские дошкольные учреждения рекомендуется рассчитывать по следующей формуле: Спрос=Чобщ .*Кобеспеч *Крж. *Кур.дох, , где Чобщ . - общая численность детей дошкольного возраста; Кобеспеч - коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреждениями на 100 человек; Крж. - поправочный коэффициент, учитывающий при разработке прогноза численность работающих женщин; Кур. дох. - поправочный коэффициент, учитывающий влияние на спрос на детские дошкольные учреждения уровня доходов населения. Затраты на содержание детских дошкольных учреждений определяется по установленным государственным нормам и корректируется региональными и муниципальными органами власти с учетом уровня цен, сложившимся в том или ином регионе. Прогноз сети общего и среднего образования . В РФ прогноз сети общего и среднего образования осуществляется отдельно для городской и сельской местности по следующим основным показателям: число учащихся, количество классов, прием и выпуск учащихся, среднее число учащихся в одном классе, сменность занятий, среднее число школ. Центральное место в этой системе показателей занимает численность учащихся. Основной расчет числа учащихся является метод передвижки возрастов, на основе которого определяют перспективную численность лиц школьного возраста. Планирование школьной сети начинается с определенного количества необходимых классных комнат: где Чу - численность учащихся; Нк - наполняемости классных комнат; Кс - коэффициент сменности работы школ. Необходимый ввод (строительство) классных комнат определяют как разницу между рассчитанной потребностью в классных комнатах и их фактическим наличием на начало прогнозного периода с учетом выбытия в связи с ветхостью и ремонтом. Количество ученических мест рассчитывается исходя из стандарта обеспечения одного ученика площадью классной комнаты: Потребность в педагогических кадрах определяется как: , где К - количество классов в планируемом периоде; Ск - количество учительских ставок на один класс; Су - количество ставок на одного учителя. Прогноз развития высшего образования в РФ. При разработке данных прогнозов решаются следующие задачи: 1. Выявление потребности рынка труда в рабочей силе различных специальностей и уровней квалификаций; 2. Определение источников удовлетворения этих потребностей. При решение первой задачи исходят из сложившейся профильно-квалификационных структуры работников на начало планируемого периода по предприятиям и организациям всех форм собственности. Данную информацию разработчику прогнозов на Федеральном уровне – Министерству экономического развития и торговли представляет Государственный Комитет по статистике и Министерство труда. Исходя из конъюнктуры рынка и тенденций в структуре национальной экономики производится досчет возможной емкости рынка услуг специалистов и рабочих различной квалификации. Используя данных демографического прогноза о половозрастной структуре населения на предстоящий период, данные о возможностях средних и высших учебных заведений по подготовке специалистов, государственным образовательным учреждения устанавливается план приема студентов с разбивкой по специальностям. Численность студентов по всем формам обучения – это основа для определения потребности в профессорско-преподавательском составе и объемах финансирования ВУЗа. Объем педагогической нагрузки в часах зависит от учебного плана образовательного учреждения; от числа часов, отведенных на изучение каждой дисциплины, входящей в учебный план. Объем государственного финансирования ВУЗов определяется, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда на каждый год, нормативных расчетов материальных ресурсов и услуг коммунального хозяйства. 8.2. Построение прогнозов сети здравоохранения в РФ За последние годы в РФ произошло ухудшение медико-демографической ситуации. Отмечаются: снижение продолжительности жизни; рост показателей общей смертности; снижение уровня рождаемости; естественная убыль населения возрастает; возрастание общей заболеваемости населения; угроза эпидемиологических вспышек; резкое сокращение профилактических программ из-за трудностей с финансированием. В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой здравоохранения. Это привело к резкой дифференциации условий и уровней оказания медицинской помощи на различных территориях. Для прогнозных расчетов изменения и развития сети здравоохранения привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, данные о здоровье населения, о действующей сети учреждений здравоохранения. Данные показатели является основой для расчета объема финансирования учреждений здравоохранения. Потребность населения в больничных койках рекомендуется определять по следующей формуле: Н - численность населения; Г - уровень госпитализации населения (расчет на 1000 человек); П - среднее число дней, пребывание больного на койке; Д - число дней использования койки в году. Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (их пропускная способность) может быть рассчитана следующим образом: , где В - расчетное число посещений врача на одного жителя в год; Н - численность населения; Д - число дней работы учреждения в году; К - коэффициент сменности работы учреждения здравоохранения. Число врачебных должностей на прогнозный период определяется с учетом социальных стандартов и корректируется исходя из прироста (выбытия) учреждений здравоохранения и прироста или сокращения численности населения в регионе. 8.3. Прогнозирование жилищно-коммунального хозяйства в РФ В состав комплексной отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) входят: 1. Жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и т.п.) 2. Коммунальные предприятия и службы (водопровод, канализация, службы очистки города и т.п.) 3. Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования 4. Энергетическое хозяйство (котельные, тепло- и газо- сети) 5. Дорожное и мостовое хозяйство Стратегические расчеты развития и функционирования сферы ЖКХ должны учитывать современные особенности этой отрасли: 1. Существенные изменения в формах собственности жилого фонда. Доля жилья частной формы собственности достигла 60-65 %, остальные 35-40 % намечается сохранить в государственной и муниципальной собственности. Новая структура собственности на жилье отражается на величине общих затрат бюджетов всех уровней. 2. Перевод ведомственного жилья в распоряжение местных органов власти, что ведет к увеличению т расходов местных бюджетов 3. Введение Федеральных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, определяющих объем финансирования из федерального бюджета. На уровне РФ разрабатывается прогноз ЖКХ, который входит составной частью в Комплексный прогноз социально-экономического развития страны. На уровне местных органов власти составляют собственные прогнозы и программы развития ЖКХ. Разработка прогнозных документов на муниципальном уровне осуществляется с выделением объектов прогнозирования по формам собственности. В частности, весь жилой фонд города делится на а) частный – граждан и юридических лиц б) государственный – ведомственный жилой фонд и жилой фонд субъектов РФ в) муниципальный жилой фонд – собственность района, города. г) общественный – собственность общественных организаций д) жилой фонд в коллективной собственности – находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений. Для каждой из форм собственности разрабатывается собственный прогноз. Основные показатели прогноза ЖКХ: Жилищный фонд (населенного пункта) – общая площадь, жилая площадь, тыс. м2, в т.ч в среднем на одного жителя; Размер общей и жилой площади домов Оборудование жилого фонда (водопроводом, канализацией, отоплением и т.д.) Количество семей, ожидающих получение жилья. Основой прогноза эксплуатации жилого фонда является смета доходов и расходов. Главная доходная статья жилищного хозяйства – квартплата. Менее значимая – арендная плата, штрафы, пени, вступительные взносы и т.п. На основе расчетов обеспеченности населения жилой площадью, динамики доходов населения, конъюнктуры на рынке жилья, определяется необходимый объем капитальных вложений на жилищное строительство. Финансирование строительства жилья осуществляется из 3 источников: 1. Федеральные средства, направляемые на строительство жилья, предусмотренного соответствующими Федеральными программами 2. Средства местных бюджетов- как правило на строительство жилья муниципального для социально-незащищенных слоев населения. 3. Средства населения и предприятий. Роль этого источника в последние время резко возросло. Прогнозные расчеты развития коммунального хозяйства предусматривают установление заданий по развитию водопровода, канализации, систем газоснабжения населения. Основные показатели развития городского транспорта: эксплуатационная длина пути, в т.ч. по видам транспорта (метрополитен, трамвайные и т.д.); наличие подвижного состава, в т.ч. по видам транспорта; общий пробег подвижного состава количество перевезенных пассажиров или пассажиро-километров среднее количество поездок в год на 1 жителя населенного пункт коэффициенты использования и износа подвижного состава и т.д. |