Реферат: Региональный информационный рынок
Название: Региональный информационный рынок Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
Региональный информационный рынок Информационный ресурс представляет собой совокупность информации, организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления и хранения информации. Региональный информационный рынок представляет собой сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством купли-продажи информационных ресурсов. Основными элементами информационного рынка являются информационные продукты (услуги), производители информационных продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов и услуг (юридические и физические лица). Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации (маркетинговые центры, рекламные агентства, информационные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России, средства массовой информации и др.). В настоящее время развитие информационного рынка идет по следующим направлениям: • рынок информации (политической, финансовой, деловой, потребительской и др.); • рынок сделок на основе компьютерных технологий – электронные сделки (банковские операции, системы электронной торговли и т.п.); • рынок программного обеспечения; • рынок электронных коммуникаций (электронная почта и передача данных). 6.Региональный информационный рынок. Региональный информационный рынок – новый и пока находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством актов-купли продажи информационных ресурсов. Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной для них товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.). Спрос на региональном информационном рынке зависит не столько от числа покупателей нужной информации, сколько от их специализации, объема, структуры и качества запрашиваемого информационного продукта, периодичность его предоставления, обновления и покупательной способности заказчика. Предложение на региональном информационном рынке определяется рядом обстоятельств: - во-первых, количеством производителей информации; - во-вторых, технической оснащенностью их организаций; - в- третьих, качеством производимого информационного продукта; - в-четвертых, оперативностью предоставления покупателям необходимой информации; - в-пятых, высокой эффективностью использования предоставляемой информации. Функции регионального информационного рынка состоят в своевременном предоставлении его покупателям рыночной информации, которая должна обеспечить им возможность: - разрабатывать стратегию и тактику рыночного поведения; - принимать научно обоснованные управленческие решения; - прогнозировать изменения рыночной конъюнктуры; - знать запросы потребителей и тенденции их изменений; - своевременно получать информацию об изменениях в организационно-правовых, налогово-преференциальных и организационно-административных механизмах функционирования предприятий в рыночной среде региона. Структура регионального информационного рынка еще не сложилась, потому что этап «бесплатной информации» в России и ее регионах еще не преодолен. Платная же информация для большинства потребителей в лице средних и малых предприятий остается пока непосильной из-за финансовых затруднений. Однако контуры регионального информационного рынка и его отдельных элементов уже просматриваются. Важным сегментом регионального информационного рынка является рынок общей статистической информации, разрабатываемой и предоставляемой в товарной форме таким ее потребителям, как органы государственной власти региона, и всем администрациям органов местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам в соответствии с их запросами. Значительную роль в функционировании регионального рынка информации имеет такой его агент, как рынок рекламной продукции, включающий информацию о товарах в различных формах, поставляемую через радио, печать, телевидение. Рекламные агентства при подготовке своей информационной продукции исходят из потребностей различных групп покупателей в конкретной информации, их платежеспособности, а также понимании того, для каких целей предоставляется рекламная информация – то ли для доведения товара до потребителя, то ли для формирования новых потребностей покупателей, которое дает новый импульс развития производства. Третий сегмент регионального рынка информационных ресурсов представлен консалтинговыми и маркетинговыми фирмами, а также оптовыми ярмарками и выставками, которые по специфике своей работы имеют дело с информацией и на ее основе производят новый продукт, характеризующий состояние товарных рынков, промышленных и торговых партнеров, прогнозные оценки регионального спроса и предложения. Все вышеперечисленные региональные рынки функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер Информация как экономический ресурс. Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Как замечает по этому поводу Б. Компейн, “информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов”. Информация имеет реальною ценность благодаря своей структуре. “Структурированная информация - то есть информация для прямого применения - нуждается в специальной структуре, которая стоит денег”. С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания. Информационный продукт и его особенности. Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг. Виды информационных товаров и услуг. Информационная сфера охватывает широкий круг товаров и услуг. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т.д. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации. По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 1986 г. Превысило триллион долларов с двукратным увеличением к 1990 г.11 С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т. д. Современный информационный рынок - рынок электронной информации и коммуникации, частью которого является рынок информационных ресурсов и услуг можно разделить на три взаимодействующих области: · информация собственно рынка информационных услуг (с одной стороны, базы данных, доступные в электронном виде через сети связи и на носителях, имеющих вещную форму, создаваемые ИБД, и с другой стороны, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде - ОБД); · электронные сделки (электронная торговля, биржевые и финансовые операции - e-commerce); · глобальная электронная коммуникация (организация работы сети). World Wide Web, занявшая одно из лидирующих положений на информационном рынке, интересна тем, что дала новое измерение для каждой из упомянутых областей, интегрировав их на качественно новом и более высоком уровне. Однако все эти три области по-прежнему сохраняют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться по-своему и занимает собственное место в структуре общественного производства и социальной инфраструктуре общества. Тем не менее, последнее десятилетие XX в. привело к тому, что началась интеграция трех упомянутых областей в одно целое в рамках Интернета, который, в свою очередь, превращается в самостоятельную область информационного рынка, роль и значение которого, а также влияние на другие области, постоянно возрастают. Сегодня Интернет открывает новые возможности развития для всех секторов информационного рынка. Характеризуя современный информационный рынок, необходимо отметить, что в части электронных сделок он непосредственно выступает элементом рыночной инфраструктуры современного информационного общества. Область глобальной электронной коммуникации находится, как бы, на стыке с отраслью электросвязи (telecommunications), которую принято рассматривать в качестве отрасли материального производства, и она может быть также отнесена к рынку услуг связи в части ее усовершенствованных (advanced) услуг. Область информации является не только ведущей на информационном рынке, но и одним из лучших примеров доминирования нематериального производства и постоянного повышения его роли в сопоставлении с материальным производством в современном обществе. Конечно, информационный рынок богаче и шире, чем выделенные области. Он также включает в себя такие важные элементы, как подготовка источников информации, специальные услуги библиотек и архивов, услуги в области природной - метеорологической, космической, гео- и экологической информации, услуги обработки данных и провайдинг приложений, услуги по разработке информационных систем (услуги системной интеграции) и деловое консультирование в этой области, стратегическое консультирование, услуги в области разработки и применения программного обеспечения, а также средства массовой информации (mass-media). 3.1. Рынок информации На мировом рынке информации и информационных услуг можно выделить следующие основные секторы, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для России, и не зависят от каналов передачи информации: 1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий: · биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками; · экономическую и социальную статистическую информацию - числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями и разработками и консалтингом в области рынков спроса; · коммерческую информацию - информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т. п.; · деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами. 2. Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывающий: · профессиональную информацию - специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.; · научно-техническую информацию - документальную библиографическую и реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности; · услуги организации доступа к первоисточникам (в том числе в виде копий документов) - через библиотеки и специализированные службы, возможности приобретения первоисточников. 3. Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий: · новости и литературу - информацию служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; · потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование - местные новости, погоду, расписания движения транспорта, игры, предложения по обмену, покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по обмену валюты, аренде машин, турам, дачам для аренды. |