Реферат: Государственно-правовой политический режим
Название: Государственно-правовой политический режим Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||
БИЛЕТЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА составитель неизвестен (кто-то с кафедры ИТГП), сканирование - С.Т.; обработка - А.М. 22. Государственно-правовой (политический) режим. Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе. Государственно-правовой (политический) режим бывает двух видов - демократический и авторитарный. Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека. Авторитарный режим - абсолютномонархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр. Уясняя понятие государственного режима, нужно иметь в виду, что демократические и авторитарные режимы не существуют в чистом виде. В реальных государствах демократические и авторитарные режимы могут на некоторое время переплетаться (особенно в государствах переходного типа), дополняться различными факторами, обусловленными конкретными историческими условиями жизни того или иного государствообразующего народа. 16. Понятие механизма государства Механизм государства - это система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства состоит из государственных учреждений, государственного аппарата и государственных предприятий. 3. Объекты права и правоотношений. Объект права - это материальные и нематериальные блага, на которые направлены правоотношения. Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объект авторского права - созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.). 28. Понятие и сущность права. Объективная потребность в праве. Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных, в конечном счете, материальными и духовно-культурными условиями жизни общества. Сущность права заключается в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека. История человечества располагает достаточными доказательствами того положения, что любое общество может процветать и оптимально развиваться, лишь опираясь на идеи правовой (справедливой) организации своей жизни, на признании верховенства права. Оттого человечество и осознало необходимость строительства правового государства, что все остальные известные истории типы государства и права (классовые, расовые, этнократические, религиозные и др.) не могли и не могут обеспечить гражданский мир и согласие. 17. Понятие государственного органа. Государственный орган: • осуществляет от имени государства его функции; • имеет определенную компетенцию; • обладает властными полномочиями; • характеризуется определенной структурой; • имеет территориальный масштаб деятельности; • образуется в порядке, установленном законом; • устанавливает правовые связи личного состава. Виды государственных органов: 1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования, либо и порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно- распорядительные органы, органы прокуратуры и др.) 2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы) 3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст). 4) коллегиальные и единоличные. 5) по принципу разделения властей; законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные. 52-53. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц. По общем правилу нормативные акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы. Действие нормативного акта во времени - это момент вступления нормативного акта в законную силу: - в результате указания в тексте нормативного акта на конкретную дату, с которой документ вступает в силу; - в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (“с момента подписания”, “с момента опубликования”); - в результате применения общих правил: • законы РБ, другие нормативные акты высших представительных органов гос. власти вступают в силу на всей территории РБ одновременно; • нормативно-правовые акты Президента РБ со дня их официального опубликования; • акты министерств и ведомств со дня их официального опубликования подлежат государственной регистрации в Минюсте. Порядок вступления в силу актов субъектов РБ, муниципальных образований определяются ими самостоятельно. Прекращение действия нормативного акта происходит в результате: • истечения срока, на который был принят документ; • объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену которое может содержаться в специальном акте); • принятие управомоченным органом нового нормативного акта равной или больше) юридической силы, регулируемых этот круг общественных отношений; • устаревания документа в связи с истечением обстоятельств, которые подлежали регулировании (нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов). Нормативный акт не имеет обратной силы - нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключение – уголовное законодательство, в котором правило: уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяния. Нормативный акт может утратить силу, но его отдельные положения могут применяться к фактах имеющим место во времени его действия (регулирование длящихся отношений). Действие нормативного акта в пространстве - территориальное ограничение его действия - когда нормативный акт применяется на той территории, на которой распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего органа. Акты федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РБ, акты субъектов РБ - на территории субъектов РБ, акты муниципальных образований - на территорию административных единиц. Действие нормативных актов по кругу лиц. Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. 46. Понятие нормативно-правового акта. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентным органам государства (субъектом правотворчества), устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это внешнее выражение нормы права. Нормативно-правовой акт может быть издан оперативно, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные изменения в обществе. Они систематизированы определенным образом, что позволяет легко осуществлять поиск нужной нормы права. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает избежать произвольного толкования. Нормативно-правовые акты охраняются государством. Признаки нормативно-правового акта: 1) Издается компетентным органов, уполномоченным (наделенным правотворческой компетенцией на это государством. Нормативно-правовые акты принимаются не всеми государственными органами, строго определенными в рамках компетенции. Т.е. министр может принять только приказ, и не уполномочен принимать постановление. 2) Содержит нормы права. Именно это делает его нормативным и общеобязательным. 3) Обладает юридической силой. 4) Имеют определенную форму и реквизиты. 5) Имеют пределы действия: временные, пространственные, субъектные. 6) Принимаются с соблюдением определенной процедуры 7) Находятся в определенной иерархии, построенной на юридической силе. 5. Методы теории государства и права. Методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются теорией государства и права для познания своего предмета и получения научных результатов. Выделяются следующие методы:общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками: - материалистический подход - позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявить и исследовать их возможности для упрочнения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества; - диалектический метод - учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания; - метод перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному - например, процесс познания формы государства переходит от абстрактной формы государства к его видам - форма правления и форма государственного устройства, затем к их видам; - исторический метод - изучение исторических традиций, социально-культурных корней государства и права;
Основные элементы государства - органы государства, основные элементы права - нормы права; К общенаучным методам относятся и логические приемы:• анализ - выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними • синтез - используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа свойств и принципов изучаемых явлений. • индукция - познание отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которых затем даются обобщения различного уровня; • дедукция - обратный прием - познание от общего к частному: сначала познаются общие закономерности и свойства государства и права, затем, разделяя их на определенные группы, им дается определение. гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. 2. частнонаучные • формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, определение и юр. оформление компетентности органов государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их формы • метод государственного и правового регулирования - суть - между различными государственно-правовыми явлениями имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них (модель) можно судить о других. • конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояний законности и правопорядка в государстве. Используется такие приемы: наблюдение, анкетирование, эксперимент. 1. Причины и условия возникновения государства и права. Пути и формы возникновения государства и права. Проблема возникновения государства и права остается в науке дискуссионной, т.к. в основе этой проблемы - различные идеи и течения, а также появление новых материалов в исторических науках о причинах происхождения государства и права. Современная материалистическая наука связывает возникновение государства и права с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике, что привело к разделению общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, ремесла и появления купцов. Родовые общины начинают делиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников). Наступает время специализации, повышение производительности труда, появляется экономическая возможность для обмена и присвоения результатов чужого труда, возникновение частной собственности, социальное расслоение первобытнообщинного общества, образование классов, зарождение государство и права. Причины возникновения государства и права кроются не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве человека. В частности, запрет способствовал выживанию и укреплению человеческого рода и оказало воздействие на развитие общества, структуру его внешних и внутренних отношений, культуру. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел различными путями. Один из основных путей - восточный путь возникновения государства (азиатский способ производства) - вначале Древний Восток, потом - Африка, Америка. Здесь устойчивыми оказались земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становится важнейшей функцией родоплеменной знати. Восточные государства все абсолютно деспотичные монархии, имеющие мощный чиновничий аппарат, экономическую основу составляла государственная собственность; государство выступало организатором производства. Другой исторический путь - возникновение государства на территории Европы. Главный фактор - классовое расслоение общества, которое обусловлено формированием частной собственности на землю, скотоводческих работ. Яркий пример - Древний Рим, где на возникновение государства оказало влияние борьба патрициев и плебеев. В результате победы плебеев в Риме утвердились демократические порядки: равноправие свободных граждан. Причины и условия возникновения права аналогичны причинам, породившим государство. Вековые, обычаи рассматривались как данные свыше и нередко казались правом. Наиболее ценные из них стали важными источниками права (обычное право). Например, законы Хаммурапи, законы 12 таблиц, законы Соломона. Право возникло в результате усложнения общественных взаимодействий, обострения социальных противоречий. 17. Понятие государственного органа. Государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата. Государственный орган: • осуществляет от имени государства его функции;• имеет определенную компетенцию; • обладает властными полномочиями; • характеризуется определенной структурой; • имеет территориальный масштаб деятельности; • образуется в порядке, установленном законом; • устанавливает правовые связи личного состава. 37. Классификация норм права. Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Нормы нрава классифицируются по отраслям права; по юридической силе; по способам воздействия на поведение участников общественных отношений; по характеру содержащихся предписаний и т.п. По отраслям права нормы права делятся на: нормы конституционного права, гражданского права, уголовного права, административного права и т.д. По юридической силе: законы и подзаконные акты. ' По способам воздействия на поведение участников общественных отношений: управомачивающие, обязывающие, запрещающие. По характеру содержащихся предписаний: нормы-принципы, общие нормы, конкретные нормы. 19. Понятие формы государства. Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим. По форме правления государства подразделяются на деспотию, монархию и республику. По форме государственного устройства государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (империя, конфедерация, федерация). Выделяется два вида государственного режима: демократический и авторитарный. 48. Классификация нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права. Классификация нормативно-правовых актов По юридической силе: 1) законы (акты, обладающие высшей юридической силой); 2) подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения, и др. По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты: 1. акты референдума (непосредственного народного волеизъявления); 2. акты органов гос. власти 3. акты органов местного самоуправления 4. акты Президента 5. акты органов управления 6. акты должностных лиц государственных и негосударственных органов. При этом может быть акты: 1. принятые одним органом (по вопросам общего ведения ) 2. совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения) По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.) По сфере действия: 1. Акты внешнего действия (общеобязательны для всех - охватывают все субъекты, например федеральные законы, федеральные конституционные законы). 2. Внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности) Различают действие нормативно-правовых актов: 1. по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт) 2. по времени ( вступление в силу - как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы) 3. в пространстве ( как правило, на всю территорию) В РФ действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные НПА (НПА органов гос. власти субъектов РФ) - действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай. 49. Закон: понятие и разновидности. Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органов гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Классификация законов: 1) по значимости и юридической силе: конституционные федеральные законы и обыкновенные (текущие) федеральные законы. Главный конституционный закон - сама Конституция. Федеральные конституционные законы - это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции (Федеральный конституционный закон о: Конституционном суде, референдуме, правительстве).Все остальные законы - обыкновенные (текущие). 2) По органу, принимающему закон: законы общефедеральные и законы субъектов РФ (действуют только на территории субъекта и не могут противоречить общефедеральным). 3) По объему и объекту регулирования: общие (посвящены целой сфере общественных отношений - например - кодекс) и специальные (регулируют узкую область общественных отношений). 8. Признаки государства. Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками. 1) Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория – это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке. 2) Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью. 3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения. 4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы. 5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает государственная власть - верховная и неразделимая с кем-либо власть. 9. Функции права. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм. Общесоциальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях: 1. регулятивно-статическая - это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; правоспособности физических и юридических лиц. 2. Регулятивно-динамическая - с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. 3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением. 4. Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чего-либо, решений поступков.5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом. 40. Понятие источника (формы) права. Виды источников права. Источник права - это специальная юридическая категория, которая используется для обозначения формы внешнего выражения правовых норм, формы их бытия, объективирования. С точки зрения науки теории государства и права выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы международного права. Нормативно-правовые акты – это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам: По юридической силе (законы и подзаконные акты). Законы по форме выделяются: основной закон (конституция) страны, законы-поправки к конституции, конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации. По видам законы можно классифицировать: законы-основы, законы кодексы, обычные законы. Подзаконными нормативно-правовыми актами являются нормативные указы, постановления правительства, различные положения, инструкции и т.д. По субъектам издания нормативно-правовые акты подразделяются на акты: органов государственной власти, (акты, принятые референдумом), органов Местного самоуправления, общественных организаций и коллективов трудящихся. Нормативно-правовые акты классифицируются также по отраслям права. К ним относится деление актов на акты гражданского права, административного, экологического и т.д. Принято различать действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. 2. Санкционированные обычаи и деловые обыкновения. Эти источники в российской правовой системе используются в очень редких случаях. 3. Судебный и административный прецеденты как источники права широко используются в странах с англосаксонской правовой системой. 4. Нормы международного права. 36. Понятие норм права. Норма права и статья закона. Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Норма права содержит в себе государственное веление, она рассчитана на регулирование не какого-то отдельного, единоличного отношения, а на неоднократное применение к заранее не определенным лицам, вступающим в определенные виды общественных отношений. Любая логически завершенная правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза - это та часть нормы, где речь идет о том, когда, при каких обстоятельствах данная норма действует. Диспозиция - часть нормы, где излагается ее требование, то есть что запрещается, что дозволяется и т.д. Санкция - часть нормы, где речь идет о неблагоприятных последствиях, которые наступят в отношении нарушителя требований этой нормы. Те дефиниции которые включается в закон, являются правовой нормой. Несовпадение статьи закона с нормой права известно давно. Следует избегать отождествления любой статьи закона, содержащей дефиницию, с формой выражения норм. Статья закона может просто что-то объяснять, определять и при этом не быть формой выражения какой-либо части правовой нормы. В статье закона может быть несколько норм права. В статье закона может быть часть нормы права. 1-3. Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками. Предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение, функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками.С гуманитарнымиа) теория государства и права и философия Теория государства и права имеет с Философией самые глубокие и прочные связи. Использование достижений Философии обуславливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, который свою очередь позволяет философии формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Использование достижений философии при изучении проблем государства и права позволяет избежать ошибок мировоздания, способствовать правильной постановке новых проблем и более осознанному решению вопросов государства и права. Зависимость между философией и теорией государства и права прослеживается на протяжении всей истории. Например, философское мировоззрение какого-либо мыслителя может быть использовано для прогрессивного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Например, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократичных взглядов на государство. В то же время диалектика Гегеля стала источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве. б) теория государства и права и экономические науки Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения, раскрывают влияние эк. базиса на социальные и политические интересы. Связь с теорией государства и права выражается в том, что каждый способ производства функционирует успешнее, если ему больше простора дают государственно-правовые механизмы. в) Теория государства и права и социология. Социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Она также изучает закономерности соц. поведения людей, его мотивацию. Используя достижения социологии, теория государства и права решает проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос. аппарата. г) Теория государства и права и политология Политология изучает политику, политические интересы, систему и процессы. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая жизнь в целом связана с государством и его деятельностью, государственным властью, с ее содержанием, формами и методами деятельности. Политика (древние греки) - искусство управления государством. Политическая (гос.) власть - венец политики, основа порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с Г и П. д) Теория государства и права и социальная психология Связь проявляется в изучении формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей. Социальная психология позволяет Теории государства и права установить наиболее типичные последствия деятельности государственно-правовых институтов. Система юридических дисциплин делится на следующие группы: 1.историко-теоретические науки (Теория государства и права, История государства и права, История политических и правовых учений) - также изучают государство и право в целом, историю развития политической и правовой мысли. Теория государства и права использует выводы и достижения этих наук, исторический материал как основу. 2.отраслевые науки (Конституционное право, Гражданское право, Трудовое право, Административное право. Уголовное право, Гражданско-процессуальное право) - по отношению к ним Теория государства и права выступает как обобщенная наука. 3.прикладные науки - (криминалистика, суд. медицина) - в меньшей степени взаимосвязаны, т.к. эти науки содержат данные естественных наук, технических, и не в полной мере относятся к юр. наукам. Например, криминалистика опирается на достижения технических наук, суд. медицина – использование в судебной деятельности мед. наук. 1. Основное назначение теории государства и права. Теория государства и права является фундаментальной наукой, поскольку изучает проблемы возникновения, природы, сущности государства и права; их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденции ее развития, политико-правовых процессов и их отражение в сознании людей. Теория государства и права развивается в сторону развития теории правового государства, права человека становятся на первый план. Сегодня Теория государства и права более демократична, уделяет больше внимания материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности и также рассматривает их в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой др. Предметом Теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования. Государство и право связаны друг с другом, поэтому Теория государства и права - единая наука, которая подразделяется на 2 структурные части: теорию государства и теорию права. 33-34. Социальные кормы и их классификация. Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила, регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Классификация социальных норм: 1. По сферам действия (в зависимости от содержания жизни общества, в которых они действуют, с характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования): • политические • экономические • религиозные • экологические 2. По механизму (регулятивным особенностям): • нормы морали • нормы права • обычаи • корпоративные нормы 11. Основные теории происхождения государства и права и их анализ. Выделяются следующие теории происхождения государства: теологическая (Ф. Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л-Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер). Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Они считали государство обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в “естественном” состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается и завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, “действительным” правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится “живое право”, тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права, исходит из того, что право есть общее убеждение, общий “национальный” дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. 31.ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274). 32.Право как регулятор общественных отношений. Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом. Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности»1. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи. Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные). Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает. |