Реферат: Система охраны Конституции Российской Федерации
Название: Система охраны Конституции Российской Федерации Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на тему “Система охраны Коснтитуции Российской Федерации” студента 2 курса 6 группы Гущева Игоря Владимировича. г. Кингисепп Ленинградской обл. ул. Воровского, д.7а, кв.13. телефон: (275) 2-01-89. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1997 План: 1. Способы охраны Конституции РФ. 2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия конституции как средства охраны Конституции РФ. 3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны. 4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России. 4.1. Понятие и виды конституционного контроля. 4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции. 4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ. 5. Конституционная охрана и конституционная ответственность. 1. Способы охраны Конституции РФ. Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общест-венного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции , соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”1 По мнению Н.А.Михалева под правовой охраной конституции следует понимать “ со-вокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных констиутцией норм, соблюдение режима конституционной законности”.2 Для осуществления указанной задачи в России существует система охраны Конс-титуции. В связи с этим можно выделить ряд способов охраны Конституции РФ. Исходя из лексического значения слова “способ” ( “ действие или система действий, применеяемые при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-нибудь”)3 , можно дать опре-деление способу охраны Конституции. Таким образом, способ охраны - это действие или система действий, применяемых органами государственной власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ. В литературе рассмотрено несколько способов, средств и гарантий охраны Конституции РФ, применяемых органами государственной власти ,осуществляющими ука-заные функции. 2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия конституции как средства охраны Конституции РФ. Статья 1 Конституции РФ декларирует, что Россия является правовым государством. “ Идея правового государства имеет многовековую историю... Философская основа теорииправового государства была сформулирована И.Кантом, который и предложил тер-мин “ правовое государство”.4 Вообще же правовое государство можно определить как “государство, осуществление внутренней и внешней политики которого, деятельность его органов, должностных лиц свя-заны правовыми нормами , подчинены им .”5 “Конституционные признаки государства как правового конкретизируются ” .А.А.Ми-шиным и Б.А.Страшуном “ в следующих положениях: 1) В провозглашении нерушимости прав человека со стороны государства. ” ( Дан- ное положение закреплено в статье 2 Конституции РФ). 2) “В установлении основ механизма гарантий прав и свобод .” ( Глава 2 Конститу- ции РФ). 3) “В конституционном установлении обязанности государства, его органов, учереж- дений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов.” ( Пункт 2 статьи 15 Конституции РФ). 4) “В конституционном принципе независимости суда.” ( Статья 120 Конституции РФ). 5) “В принципе верховенства конституции по отношению к другим законам ( Пункт 1 статьи 15 Конституции РФ). 6) “В принципе приоритета норм международного права перед нормами националь- ного права.”6 ( Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ). Как было сказано выше, принципы верховенства и прямого действия конституции непосредственно входят в понятие правового государства. Суть принципа верховенства Конституции РФ отражена в пункте 1 Конституции РФ: “Законы и иные нормативные акты , принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”. Прямое же действие конституционных норм - это “понятие, означающее, что суд или иной государственный орган не могут отказаться от применения конституционных норм, ссылаясь на то, что отсутствуют разъясняющие и детализирующие их законные и подзаконные акты.”7 “Так, 31.10.95г. Пленумом Верховного Суда РФ было принято Поста-новление № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Феде-рации при осуществлении правосудия”, в котором Пленумом Верховного суда были даны разъяснения судам касательно непосредственного применения судами норм Конституции РФ при разрешении ими уголовных и гражданских дел в случае обнаружения при рассмо-трении дела противоречия между каким-либо нормативно-правовым актом и Конституцией РФ ( пункт 2 Постановления), а также между каким-либо постановлением Верховного Суда РФ до вступления в силу Конституции РФ 1993 гогда ( пункт 19 Постановления)”.8 Таким образом, принципы правового государства, верховенства и прямого действия Конституции РФ непосредственно влияют на возможность реализации конституционных норм, то есть делают возможным существование самой Конституции как полноценного нор-мативного акта. 3.Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны. Главой 9 Конституции РФ закреплена процедура принятия конституционных поправок и пепересмотра Конституции РФ. Эта процедура делает значительно сложнее внесение ка-ких-либо изменениий в текст Конституции РФ в отличии от внесения изменений в любые другие нормативные акты, действующие на территории России. Такая процедура необхо-дима как гарантия незыблемости положений Конституции РФ в связи с ее огромной важ-ностью как нормативного акта для государства, общества в целом и каждого человека в частности, а также в связи с ее ролью в систем российского права. По особенностям про-цедуры изменения Конституции РФ ее следует отнести к смешанному типу конституций - разные ее части изменяются по-разному.9 Прежде всего, необходимо отметить, что круг субъектов, уполномоченных на внесение предложений о поправках или пересмотре положений Конституции РФ значительно урезан по сравнению с кругом лиц, обладающих правом законодательной инициативы, указанны- ми в статье 104 Конституции РФ. Такими правомочиями обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные ( представитель-ные) органы субъектов федерации, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы ( статья 134 Конституции РФ). Согласно статьи 136 Конституции РФ поправки к главам 3-8 Конституции РФ прини-маются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, а именно: поправки к главам 3-8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобре- ны большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государствен-ной Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Конституционный Суд РФ Постановлением № 12-П от 31.10.95. разъяснил, что поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта - закона Российс-кой Федерации о поправке к Конституции РФ.10 Затем закон о поправке к Конституции РФ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ ( без права отлагательного ве- то)11 . Принятая поправка вступает в силу после одобрения органами законодательной влас-ти не менее чем двух третей субъектов РФ ( статья 136 Консти-туции РФ). Положения же Конституции РФ, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также конституционных поправок и пересмотра Консти-туции РФ ( главы 1, 2, 9 Конституции РФ) вообще не могут быть пересмотрены Федераль-ным Собранием согласно статьи 135 Конституции РФ. В случае, если предложение о пе-ресмотре указанных глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то необходим созыв Конституционного Собрания, которое должно либо подтвердить неизменность действую- щей Конституции, либо разработать проект новой Конституции РФ, которая принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносит- ся на всенапродное голомование ( референдум). Созыв и работа Конституционного Собрания в соответствии с пунктом 2 статьи 135 Конституции РФ должны производиться на основании федерального конституционного за-кона, который не принят до сего дня, что делает проблематичным пересмотр пололжений вышеуказанных глав Конституции РФ в настоящее время. При проведении референдума проект новой Конститтуции считается принятым, если за него проголосовало более поло-вины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем принимали участие более половины избирателей ( статья 135 Конституции РФ). Изменения касающиеся субъектного состава РФ, а также конституционного статуса субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции на основании федерального конституцион-ного закона. В случае изменения названия субъекта федерации новое название подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.( Статья 137 Конституции РФ). 4. Конституционый контроль и конституционный надзор в России. 4.1.Понятие и виды конституционного контроля. Конституционный контроль и конституционный надзор как способы охраны Конститу-ции РФ занимают очень важное место в системе ее охраны. Контроль по С.И.Ожегову - “проверка, а также постоянное наблюдение с целью про-верки либо надзора”.10 Следовательно, конституционный контроль - это проверка, а также постоянное наблюдение с целью проверки за нормативно-правовыми актами, дейст-вующими на территории РФ на предмет их соответствия Конституции РФ. В юридической литературе понятия конституционного контроля и конституционного надзора обычно не разделяются. Однако, по моему мнению, эти понятия необходимо диф-ференцировать. Из анализа законодательствыа по этому вопросу следует, что орган го-сударственной власти, обнаружив несоответствие какого-либо нормативного акта Конс-титуции может в зависимости от компетенции: 1) отменить этот акт полностью или в части либо не применять его полностью или частично; 2) обратиться к органу, правомочному осуществлять какое-либо из перечисленных в первом пункте действий ( направить представление, заключение, протест). Таким образом, органы государственной власти можно разделить на органы, непос-редственно воздействующие на нормативные акты и действующие посредством воздейст-вия на другие органы государственной власти. Полагаю, что конститционный контроль осуществляет первая группа органов госу- дарственной власти, а конституционный надзор, соответственно, - вторая. В литературе выделяют два вида конституционного контроля: политический и судебный в зависимости от органов, его осуществляющих .11 Президент РФ согласно статьи 80 Конституции РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он вправе отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, а также и собственные указы в случае их несоответствия Конституции РФ ( статья 115 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов государст-венной власти субъектов РФ, которые по его мнению не соответствуют Конституции РФ ( статья 85 Конституции РФ), таким образом осуществляя политический конституционный контроль. Судебный конституционный контроль осуществляется всеми судами.12 Исходя из конституционных принципов верховенства и прямого действия Конституции РФ, суд сог-ласно статьи 5 Федерального конституционного закона “О судебной системе” от 31.12.96. № 1-ФКЗ в ходе рассмотрения конкретного дела обязан не применять нормативный акт, не соответствующий Конституции РФ. 4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции РФ. Основные принципы формирования судебной системы и осуществления ей право-судия рассматриваются в главе 7 Конституции РФ., а также в Федеральном конституцион- ном законе “О судебной системе” от 31.12.9613 . В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 указанного федерального конституционного закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. В зависимостит от под-судности в судебной системе выделяют конституционные суды ( Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ),суды общей юрисдикции и арбитражные суды ( статьи 125-127 Конституции РФ). Из перечисленных судебных органов особо следует выделить Конституционный Суд РФ, который занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции РФ. “В советский период на судебные органы не возлагалась функция конституционного контроля. Да и сама эта функция длтельное время осуществлялась не специализирован- ными органами, а наряду с другой государственной деятельностью. Известным шагом на пути к созданию специализированной системы контроля ( надзора) за соблюдением Конституции стало создание в 1988 году Комитета конституционного надзора СССР, пол-номочия которого, однако, были весьма ограничены и не включали право отмены акта, признанного неконституционным.”14 “Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля, осуществля-ющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, был учережден решением Съез да народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 года, Первый Закон о Конституционном суде России был принят в мае 1991 года. В этом же году Конституцион-ный Суд начал свою работу. Ныне действующий Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”15 был принят Государственной Думой 24 июня, а подписан Президентом России 21 июля 1994 года. Принятие второго Закона о Кон-ституционном Суде было связано с появлением новой Конституции России, необходи-мостью учета накопленного опыта конституционного судопроизводства и внесения в него известных коррективов. Конституционный Суд как специализированный орган конститу-ционного контроля был создан в Росси впервые.”16 Как было уже сказано выше, Конституционный Суд РФ является элементом судебной системы ( статья 118 Конституции РФ). Следовательно, все основные принципы деятель-ности судов, заложенные в Конституции ( статьи 119- 124), относятся к нему в той же мере. Статья 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Россий-ской Федерации” от 21.07.94. ( далее - Закон) гласит о том, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Це-лями деятельности Конституционного Суда РФ являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России ( статья 3 Закона). Руководствуясь этими целями, Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государс-твенной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а так же законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной влас-ти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компеетнции: а) между федеральными органами государственной власти ; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционнсоть закона, примененного или подлежащего при-менению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и так далее ( статья 3 Закона). Законодатель постарался предотвратить вмешательство Конституционного Суда в политические вопросы, в силу того огромного значения, которым обладают его решения, а так же не допустить пересечения его компетенции с другими органами государственной власти. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Конституционный Суд РФ решает исклю-чительно вопросы права, а при осуществлении конституционного судопроизводства воз-держиваестя от установления от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит компетенцию других судов или иных органов. Субъектами права на подачу запроса в Конституционный Суд РФ согласно пункту 2 статьи 125 Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Пра-вительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодатель-ной и исполнительной власти субъектов РФ. С запросом о толковании Конституции РФ в Конституционный Суд РФ вправе об- ратиться все вышеуказанные субъекты, за исключением Высшего Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Конституционный Суд РФ является единственным органом госу-дарственной власти, имеющий право на официальное толкование Конституции РФ. При той жесткости Коснтитуции РФ, то есть черезвычайно сложной процедуры принятия к ней поп-равок, значение ее официального толкования трудно переоценить. В отличие от вышесказанного, по запросам судов и жалобам граждан на наруше- ние их прав и свобод Конституционным Судом РФ проверяется конституционность нор- мативного акта только в том случае, если он применен или подлежит применению в конк- ретном деле. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ ( пункт 1 статьи 125 Конституции РФ). Акты или их отдельные положения, признанные Коснтитуционным Судом неконс- титуционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат в ведению в действие и применению ( пункт 6 статьи 125 Конс-титуции РФ). По вопросам своей деятельности Конституционный Суд принимает Регламент. ( В настоящее время действует Регламент № 2-1/6 , принятый на пленарном заседании Конс-титуционного Суда РФ 01.03.95.). Конституционный Суд может осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менеетрех четвертей от общего числа судей17 . Требования к судьям Конституционного Суда установлены в статье 8 Закона, согласно которой судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной квалификацией в области права. Занятия и дейст- вия несовместимые с должностью судьи Конституционного суда перечислены в статье 11 Закона. Среди них следует отметить то, что судья Конституционного Суда не может при- надлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участво- вать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, занимаится иной полической деятельностью, а также публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде или который изучается либо принят к рассмотрению Конституционного Суда, до принятия решения по этому вопросу. Все эти требования, по всей видимости, должны обеспечить объективность и независи- мость мнения судьи Конституционного Суда. Кроме того, согласно статьи 13 Закона независмость судей Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, особым порядком приостановления и прекращени полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье мате- риального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высо- кому статусу. Судья Конституционного Суда РФ назначается на 12 лет без права назначения на второй срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда - 70 лет. ( Статья 12 Закона). Процедура конституционного судопроизводства значительно упрощена по срав- нению с процедурами других видо судопроизводства. Однако, хотя она “и имеет ряд специ- фических особенностей, в целом основана на общих принципах судопроизводства”18 - так- ких как: гласность, коллегиальность и устность судопроизводства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон ( статьи 30 - 35 Закона). В соответствии со статьей 29 Закона судьи Конституционного Суда РФ при осу- ществлеии своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным За- коном. “Основной вид решенийКонституционного Суда - постановления; решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка отрешения Президента от долж- ности называется заключением. Решения по процедурным вопросам и внутриорганиза- ционным вопросам принимаются ву виде определений.”19 В соответствии со статьей 79 За- кона решения Конституционного Суда РФ окончательны,не подлежат обжалованию и всту- пают в силу немедленно после их провозглашения. Все вышеперечисленное делает Конституционный Суд РФ едва ли не самым важ- ным инструментом конституционного контроля, что обусловливает его место в системе охраны Конституции РФ. 4.3.Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ. Как было уже сказано выше, конституционный надзор отличается от конституцион- ного контроля тем, что надзорные органы не вправе отменять нормативные акты, являю-щиеся по их мнению неконституционными. Между тем эти органы вносят очень большой вклад в дело охраныКонституции РФ, постоянно проверяя нормативные акты и в случае обнаружения в них несоответствия Конституции РФ обращаясь к субъектам конституцион-ного контроля с требованием о восстановлении конституционной законности. Из федеральных органов государственной власти такие функции возложены на Прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ. Прокуратура РФ ведет свою историю с 1722 года, когда она была учереждена Указами Петра Великого. На протяжении практически всей истории существования этого органа государственной власти основным его предназначением был надзор за исполнением законов.20 В настоящее время деятельность Прокуратуры РФ регулируется статьей 129 Конституции РФ и Федеральным законом от 18.10.95г. “О внесении изменений и допол-нений в Закон Российской Федерации “О Прокуратуре РФ””2 1 ( далее - Закон) , которым указанный Закон был изложен в новой редакции. Прокуратура РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти и согласно статьи 29 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, назначаемому на должность и освобождаемому от должности Советом Федерации по представлению Прези-дента РФ. В плане охраны Конституции РФ Прокуратура РФ осуществляет согласно статьи 1 Закона надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными ( законодательными ) и исполнительными органами субъектов РФ, ор-ганами местного самоуправления, органами воеонного управления, органами контроля, и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В понятие “закон” здесь, по моему мнению, входит и основной закон РФ - Конституция РФ. Кроме того, в той же статье Закона на Проокуратуру РФ возлагаются функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными субъек-тами. При осуществлении своих функций прокурор: -рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданинина; -принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению при-чиненного ущерба; -разъясняет пострадавшим порядок защиты прав и свобод; -опротестовывает противоречащие закону нормативно-правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; -вносит представления ( статьи 21 - 28 Закона). Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообща-ется прокурору в письменной форме ( статья 23 Закона). Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, и в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допу-щенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах приня-тых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В случае несоответствия Постановлений Правительства РФ Конституции РФ Генеральный Прокурор информирует об этом Президента РФ. В отличие от Покуратуры РФ компетенция Уполномоченного по правам человек значительно уже, что, однако, не мешает ему занимать важное место в системе охраны Конституции РФ. Институт Уполномоченного по правам человека ( далее - Уполномоченный) появил- ся в РФ сравнительно недавно. “В мировой практике” институт Уполномоченного “ занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности... В разных странах он называется по разному: омбудсмен, проведор, медиатор, уполномоченный и так далее; обобщающее, почти общепринятое наи- менование - “омбудсмен””.22 В России Уполномоченный действует на основании Федерального конституционного закона от 26.02.97 № 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Феде-рации”23 ( далее - Закон). Стаья 103 Конституции РФ также упоминает Уполномоченного. Цели деятельности Уполномоченного обозначены в статье 1 Закона. Это обеспече- ние гарантий ггосударственной защиты прав и свобод гражданин, их соблюдение и уваже-ние государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от нее Государственой Думой по предложению Президента РФ либо Совета Федерации, либо депутатов Госу- дарственной Думы, либо депутатских объединений в Государственной Думе. В сответствии со статьей 3 Закона деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод гаждан, не отменяет и не влечет пересмот- ра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нару- шенных прав и свобод. Таким образом, институт Уполномоченного в системе охраны Конс- титуции РФ отвечает за дополнительную охрану главы 2 Конституции РФ, закрепляющей основные права и свободы человека и гражданина в РФ. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе тридцати пяти лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и граж-данина, опыт их защиты ( статья 6 Закона). Он назначается на должность на пять лет. Одно и тоже лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. ( Статья 10 Закона). Кроме того, согласно статье 11 Закона Уполномоченный не вправе заниматься какой-либо иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью кроме осуществления своих должностных обязанностей, за исключением преподавательской, научной либо иной твор-ческой деятельности. Законом установлены определенные гарантии беспрепятственной деятельности Уполномоченного. Так, Уполномоченный обладает неприкосновенностью ( статья 12 Зако- на), за воспрепятствование осуществлению им своих функций виновные лица несут адми- нистративную ответственность ( статья 165 Кодекса об административных правонаруше- ниях РСФСР). Согласно статьи 37 Закона создается рабочий аппарат, осуществляющий юридическое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности Упол- номоченного. В соответствии со статьями 15-16 Закона Уполномоченный рассматривает жалобу каждого физического лица, находящегося на территории РФ, на решения или действия ( бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель ранее обжаловал эти решения или дейст-вия в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномочеенный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях он усматривает нару-шениях прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относитель- но возможных и необходимых мер восстановления прав и свобод ( статья 26 Закона). По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод подателя жалобы; 2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного или уголовного производства в отношении долж-ностных лиц, в решениях или действиях которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную си- лу решения, приговора суда... 4) изложить свои доводы лицу, обладающему правом приносить протесты; 5) обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле ( статья 29 Закона). Наряду с тем, что институт Уполномоченного является шагом вперед на пути к пост-роению В России правового государства, к более эффективной защитой прав и свобод человека, а, следовательно и более эффективной охраны Конституции РФ, нормативная база деятельности Уполномоченного, да и Прокуратуры РФ имеет ряд недостатков. Так, при обращении в судебные органы ( в том числе и Конституционный Суд РФ) в защиту прав и свобод граждан Уполномоценный ( в отличии от Прокуратуры РФ) в соответствии со ста-тьей 29 Закона обязан оплачивать гоударственную пошлину, что при недостаточом финан-сировании может сделать это обращение проблематичным. Кроме того, в научной литера-туре высказываось мнение, что Уполномоченного необходимо наделить правом законо-дательной инициативы, что несомненно бы повысило эффективность его деятельности.24 Ряд авторов предлагают предлагают внести попраку в пункт 2 статьи 125 Конститтуции РФ, расширив круг субъектов, обладающим правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов Конституции РФ, наделив Прокуратуру РФ таким правом.25 По моему мнению, тоже следовало бы сделать и с другим органам консти-туционного надзора - Уполномоченного по правам человека в РФ. 5. Конституционная охрана и конституционная ответственность. По вопросу существования конституционной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности в литературе высказываются различные, зачастую прямо противоположные мнения. Нельзя не согласится с Н.М.Колосовой, считающей, что для создания эффективного механизма охраны Конституции РФ необходим институт конс-титуционной ответственности, то есть ответственности за нарушение норм Конституции РФ, как самостоятельный вид юридической ответствености.26 Вышеуказанный автор предлагает отграничить политическую ответственность: “ отсутствие четких юридических оснований в каждом конкретном случае для привлечения того или иного субъекта к конституционной ответственности свидетельствует или о пробеле в конституционном законодательстве или о том, что здесь налицо сугубо политическая от- ветственность.”27 Н.М.Колосова полагает, что основанием для наступления конституционной ответс- твенности является нарушение “Конституции РФ, а равно и других источников конститу- ционного права”. Однако, исходя из определения юридической ответственности, нарушения конституцион- ных норм здесь недостаточно, Необходимо также, чтобы ответственность за нарушение этих норм была предусмотрена законом, что и предлагает автор.28 В отличие от Н.М.Колосовой Д.Т.Шон напротив считает, что определить точный пе- речень оснований конституционной ответственности невозможно.29 По кругу субъектов конституционной ответственности мнения различных авторов также разделились. По мнению Д.Т.Шона, круг этих субъектов достаточно ограничен. К ним следует отнести высшие, региональные, местные органы власти, должностные лица выс- шего уровня, то есть структуры и лица, принимающие наиболее важные государственные решения.30 Круг субъектов конституционной ответственности, называемый Н.М.Колосовой значи- тельно шире. Это органы государственной власти и местного самоуправления, бществен- ные объединения, должностные лица, депутаты, физические лица. Кроме того, автор при- числяет к субъектам конституционной ответственности государство в целом, обосновывая свое утверждение тем, что государство согласно статьи 53 Конституции РФ обязано воз- местить пострадавшему лицу вред, причиненный незаконными децствиями ( или бездейст- виями) органами государственной власти и должностных лиц.31 Исходя из того, что конституциионная ответственность - самостоятельный вид юри- дической ответственности, ее санкции должны отличаться от санкций других видов юриди- ческой ответственности. Н.М.Колосовой описаны следующие виды санкций за конститу- ционные правонарушения. “ 1. Досрочное лишение ( изменение) конституционного статуса органа, должностного лица, общественного объединения. Например, отставка Правительства РФ ( статья 117 Конститу-ции РФ). 2. Устранение конституционного нарушения. В частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений ( часть 6 статьи 125 Конституции РФ), приостановление действия актов органов власти субъектвов РФ ( часть 2 статьи 85 Конституции РФ). 3. Ограничение ( лишение) специального статуса физического лица. Так , часть 1 статьи 56 Конституции РФ ограничивает права и свободы граждан в условиях черезвычайного поло- жения.”32 Юридическая ответственность представляет собой дополнительные ( так называе-мые штрафные) санкции, которые правонарушитель несет помимо обязанности восста-новить положение, существовавшее до совершения правонарушения ( взместить вред). В этой связи нельзя не согласиться с с М.А.Красновым и Д.Т.Шононом, которые “не относят отмену незаконных актов к санкциям конституционной ответственности, так как нет ограни-чений или ущемлений материального или юридического характера для тех, кто их издал.”33 Полагаю, что для охраны Конституции РФ наличие такого правового института как конституционная ответственность черезвычайно важно. Однако, в настоящее время ответс-твенность за нарушения Конституции РФ не предусмотрена конституционным законода-тельством, разбросана по различным отраслям права и в значительной части законода-тельно не урегулирована. Поэтому, считаю, что говорить в настоящее время о консти-туционной ответственности как о самостоятельном виде юридической ответственности рано. В заключение хотелось бы отметить, что система охраны Конституции РФ еще нахо-дится в стадии становления и далека от идеала. Но несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, долж- на ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать дос-тойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93. 2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.94. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 1994. - № 13. - ст.1447. 3. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О Прокуратуре Российской Федерации”: Феде- ральный закон от 18.10.95. № 168-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 1995. - № 47. - ст.4472. 4. По делу о толковании статьи 136 Контитуции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 31.10..95 // Собрание законодательства Российской Федерации . - 1995. - № 43. - ст.4408. 5. О судебной системе: Федеральный конституционный закон от 31.12.96. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Рос- сийской Федерации . - 1997. - № 1. - ст.1. 6. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федераци: Федеральный конституционный закон от 26.02.97. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 1997. - № 9. - ст.1011. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка : 70 000 слов. Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык. 1990. - с.755. 8. Н. М.Колосова. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности.// Госу- дарство и право. - 1997. - № 2. - с.с.86 - 91. 9. В.М.Лебедев. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов././ Государство и право. -, 1997.- №4. - с.с.3-7. 10. В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия., 1995., - 625 с. 11. Н.Ю.Хомачева. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности.// Государство и право. - 1997. - №9. - с.с.21 - 30. 12. Д.Т.Шон. Конститтуционная ответственность.// Государство и право. - 1995. - № 7. - с.39 13. Государственное право Российской Федерации:Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.:Юридическая литература, 1996. - 584с. 14. Конституционное ( государственное ) право зарубежных стран. Учебник. Том 1.. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Издательство БЕК , 1993. - 246 с. 15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник . Том 1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Из- дательство БЕК. 1996. - 305с. 1996. - 85с. 2. Там же. 4 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с.с.120-121. 5 . В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия., 1995., - с.223. 6. Конституционное ( государственное ) право зарубежных стран. Учебник. Том 1.. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Издательство БЕК , 1993. - с.с.175-177. 7 . В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. Указанные сочинения, с.224. 8 . В.М.Лебедев. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов././ Государство и право. -, 1997.- №4. - с.с.3-7. 9 . Конституционное (государственноое) право зарубежных стран. Учебник . Том 1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Из- дательство БЕК, 1993. - с.57. 10. По делу о толковании статьи 136 Контитуции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 31.10..95 // Собрание законодательства Российской Федерации . - 1995. - № 43. - ст.4408. 11 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с. 450. 10 . С.И.Ожегов. Словарь русского языка. 70 000 слов. Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык, 1990. - с.293. 11 . Конституционное (государственноое) право зарубежных стран. Учебник . Том 1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Из- дательство БЕК. 1996. - с.71. 12 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с. 528. 13. О судебной системе: Федеральный конституционный закон от 31.12.96. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Рос- сийской Федерации . - 1997. - № 1. - ст.1. 14 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с. с. 526-527. 15. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.94. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 1994. - № 13. - ст.1447. 16 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с. 526. 17 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с. 532. 18 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с. 534. 19 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с. 535. 20 . Там же, с. 536. 21 . О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О Прокуратуре Российской Федерации”: Феде- ральный закон от 18.10.95. № 168-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 1995. - № 47. - ст.4472. 22 . Н.Ю.Хомачева. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности.// Государство и право. - 1997. - №9. - с.21. 23 . Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федераци: Федеральный конституционный закон от 26.02.97. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 1997. - № 9. - ст.1011. 24 . Н.Ю.Хомачева. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности.// Государство и право. - 1997. - №9. - с.25. 25 . Государственное право Российской Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература., 1996. - с. 529. 1997. Н. М.Колосова. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности.// Госу- дарство и право. - 1997. - № 2. - с.86. 27 . Там же, с.89. 28 . Там же, с.87. 29 . Д.Т.Шон. Конститтуционная ответственность.// Государство и право. - 1995. - № 7. - с.39. 30 . Там же, с.35. 31 . Н.М.Колосова, указанные сочинения, с.89. 32 . Там же, с.90. 33 . Там же, с.90. |