Реферат: Современная денежная система Российской Федерации
Название: Современная денежная система Российской Федерации Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Кафедра: Финансы и кредит «Утверждаю» Заведующая кафедрой Толстых Т.Н. (___________) « 20 » ноября 2002 г. КУРСОВАЯ РАБОТА По курсу «Деньги, кредит, банки» на темуСовременная денежная система Российской Федерации Автор работы: студентка _Качалкина Екатерина_________________________ Руководитель работы: Толстых Т.Н. ____________________________________ Работа защищена «___» _________________ Оценка________________________________ Члены комиссии: _____________________________ _____________________________ _____________________________ Тамбов - 2002 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Кафедра: Финансы и кредит «Утверждаю» Заведующая кафедрой Толстых Т.Н. (___________) « 20 » ноября 2002 г. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ Студентка *** специальность____________группа 307 Номер зачетной книжки______________________________________________ ТемаСовременная денежная система Российской Федерации Срок представления к защите ________________________________________ Исходные данные для курсовой работы________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Разделы курсовой работы: 1. Деньги и денежный оборот 2. Денежное обращение 3. Денежная система и ее элементы 4. Денежная система Российской федерации 5. Инфляция как кризисное состояние денежной системы Руководитель: Толстых Т.Н. Задание принял к исполнению________________________________________ 1. Деньги и денежный оборот. 6 2.1. Понятие денежного обращения. 12 2.2. Наличное и безналичное обращение. 12 3. Денежная система и ее элементы... 14 3.1. Понятие денежной системы. 14 3.2. Элементы денежной системы. 14 4. Денежная система Российской федерации.. 17 4.1. Развитие денежной системы России. 17 4.2. Современное состояние денежной системы России. 19 4.3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики20 4.3.1. Денежно-кредитная политика.21 4.3.2. Политика валютного регулирования и контроля. 23 4.3.3. Инструменты денежно-кредитной политики.24 4.3.4. Влияние денежно-кредитной политики на экономический рост.26 4.3.5 Возможные пути выхода из кризиса. 29 5. Инфляция как кризисное состояние денежной системы... 29 5.3. Основные формы борьбы с инфляцией. 31 5.4. Особенности инфляционного процесса в России. 33 Список использованных источников. 35 Введение«Нет ничего святого, чего деньги не могли бы осквернить, ничего столь сильного, чего нельзя было бы осилить деньгами» ЦИЦЕРОН Актуальность. Сегодня общепланетарный кризис охватил практически все сферы жизнедеятельности человека: энергетику, науку, экономику, продовольственное снабжение, демографию, финансы. Но наибольший урон нанес человеку кризис денежной системы, определяющей возможности той или иной страны в противостоянии всевозможным критическим ситуациям. Одной из таких наиболее значительных проблем является проблема финансового обеспечения устойчивого развития общества и определения надежного механизма обращения денег как информационно-измерительной институции экономики. Эта проблема особенно важна для современной России, которая сегодня переживает огромные трудности на крутых поворотах рыночной экономики. Необходимо отметить тот факт, что сейчас мир стоит перед общим финансовым кризисом, который связан с конфликтом между счетными (безналичными) и бумажными (наличными) формами денег. Бумажные деньги по своей сути являются национальными деньгами, в то время как счетные деньги представляют собой просто цифры, элементы информации, и их интернациональный характер одерживается только из-за отсутствия Планетарной системы информационного обмена. [1] Последние два десятилетия ознаменовались растущим интересом денежных экономистов к сопоставлению наборов денежных институтов с теми свойствами денег, которые возникают в этих институциональных рамках. Одним из таких ученых, проявляющих постоянный интерес к вопросам функционирования денежных институтов является Джеймс Бьюкенен. Большой вклад в развитие этой темы внесли два других выдающихся ученых нынешнего столетия : Фридрих фон Хайек и Милтон Фридман. Все это, вместе взятое, подчеркивает важность, придаваемую теме данной курсовой работы. Начиная с середины 70-х годов, вскоре после распада Бреттон-Вудской системы -- последнего призрака золотого стандарта, интерес экономистов стал перемещаться от текущей политики Центрального банка (далее ЦБ) к более фундаментальным вопросам о важности и необходимости того или иного элемента в системе денежного обращения. Многочисленные работы, появившиеся после знаменитого эссе Хайека "Денационализация денег", проясняющие роль существующих институтов, привели к возникновению различных вариантов усовершенствования или полного реформирования денежной системы.[2] Обзор и критический анализ наиболее интересных предложений подобного рода и составляет цель данной работы. Первые три раздела содержат сведения, раскрывающие основные понятия, имеющие отношения к данной проблеме: деньги и денежный оборот, денежное обращение, денежная система и ее элементы. Четвертый раздел посвящен анализу современной денежной системы России, рассмотрены основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и предложения по усовершенствованию денежной системы России, предлагаются пути выхода из кризиса. Необходимо отметить, что все реформы рассматриваются с точки зрения конечного состояния, не включая в анализ возможные сценарии их осуществления. Эта проблема требует отдельного и серьезного рассмотрения, как с точки зрения теории "общественного выбора", так и с чисто экономической точки зрения, так как соображения минимизации издержек переходного периода могут существенно изменить представление о привлекательности того или иного варианта реформ. Пятый раздел содержит сведения о таком кризисном состоянии денежной системы как инфляция. В работе были использованы современные источники по экономике, нормативные и законодательные акты. 1. Деньги и денежный оборот1.1. Сущность денегИзучение современной денежной системы России целесообразно начать с изучения вопроса происхождения и сущности денег. Деньги известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Общественное разделение труда вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда. Обмен – это движение товара от одного товаропроизводителя к другому и предполагает эквивалентность, что требует соизмерения разных по виду, по качеству, по форме, по назначению товаров. Это соизмерение разных товаров требует единой общей их основы. Такой основой является стоимость товаров, т.е. общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре. Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т.е. обеспечивается количественное соизмерение товаров. В результате развития обмена всеобщим эквивалентом в течении длительного периода становится один товар, преимущественно металл. Этот процесс конструирования товара на роли всеобщего эквивалента очень сложный и длительный. Он определил появление денежной формы стоимости. Вывод: Особенности денег выражаются в следующем: 1) деньги – это стихийно выделенный товар; 2) деньги – это привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Деньги – историческая и экономическая категория. Сущность денег, как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег. Деньги по К. Марксу выполняют 5 функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги. Как историческая категория деньги являются продуктом цивилизации. Они известны с далекой древности и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Для натурального хозяйства было характерно производство продукции для собственного потребления. Обмен касался лишь случайно оставшихся излишков. В результате развития обмена возникла необходимость появления эквивалента обмена, т.е. товара, на который можно было обменять все другие товары. Всеобщим эквивалентом в течение длительного периода становится один товар, преимущественно металл. В роли всеобщего эквивалента, т.е. денег, выступали разные металлы (бронза, железо, медь и др.), но более пригодными оказались золото и серебро, т.к. они обладали двумя важными свойствами: портативностью, т.е. большей стоимостью при меньшем объеме и устойчивостью к воздействию внешней среды. Примерно в ХII в до н.э. в Китае, а в VII в. до н.э. в государствах средиземноморья – Лидии и Эгине появились металлические деньги, одинаковые по весу, размеру и составу сплавов. В России единая система денег была создана в период регентства Елены Глинской (1534-1538гг.), матери Ивана Грозного. В основу ее был положен рубль, который состоял из 100 копеек, одна копейка равнялась двум деньгам и четырем полушкам (по 0,17 граммов серебра). Первый же рубль появился в России в XIII веке. Название рубль произошло от названия "рублевая гривенка", т.е. рубленой гривны (серебряного слитка). Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заместители действительных денег). В зависимости прежде всего от оценки роли денег и денежной системы в развитии экономики существуют различные теории денег . Эти теории возникают, получают подтверждение и какое-то время господствуют. Различают три основные теории денег - металлическую, номиналистическую и количественную, разновидностью которой является монетаризм. 1.2. Функции денегДеньги выражают следующие функции: - мера стоимости; - средство обращения; - средство платежа; - мировые деньги. 1. Мера стоимости. Стоимость товара выражаемая в деньгах называется ценой. В основе цен и их движения – закон стоимости. При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, поскольку стоимость денег-золота была относительно постоянной. При бумажно-денежной и банкнотной системах цены на товары выражаются в знаках стоимости не обладающих собственной стоимостью. Отсюда вытекает различие в ценах одного и того же товара. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров. Ямайская валютная система, введенная в 1976-1978 гг. отменила официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц – стран участниц международного валютного фонда. Ныне официальный масштаб цен этих стран складывается стихийно в результате рыночного обмена. В России с 1992 г. официальное соотношение рубля и золота не предусмотрено. 2. Средство обращения. Товарное обращение включает: продажу товара, т.е. превращение денег в товар (Т-Д-Т). В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают. 3. Средство накопления и сбережения. Деньги являясь всеобщим эквивалентом, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения. Деньги, как средство обращения и накопления должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период. 4. Средство платежа. Товары не всегда продаются за наличные деньги. Возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа т.е. в кредит. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т-О, а через установленный срок: О-Д (О – долговое обязательство). При таком облике нет внутреннего движения денег и товаров, погашение долгового обязательства завершает процесс купли-продажи. 5. Мировые деньги Функционируют как всеобщее покупательное средство. Мировые деньги в качестве международного платежного средства выступают при расчетах по международным балансам: если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления, то деньги представляют собой средство платежа. Впервые международное валютное соглашение было заключено на Генуэзской конференции в 1922 г. В соответствии с ним доллар США и английский фунт стерлингов были объявлены эквивалентом золота и введены в международный оборот как мировые деньги. Для стран Европейской валютной системы с 1979 г. введена региональная международная счетная единица – ЭКЮ. Движение денег при выполнении ими функций средства обращения и средства платежа представляет собой денежное обращение . Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. Между налично-денежным обращением и безналичным обращением существует взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования. Денежный оборот представляет собой совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, в котором деньги выполняют функцию средства обращения и средства платежа. Более узким является понятие платежного оборота, который включает обращение денег в наличной и безналичной формах, выполняющих функцию средства платежа. В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3-8%. Это достигается переводами заработной платы рабочих и служащих на счета в банках и тем, что расчеты населения за товары и услуги в основной массе проводятся в безналичном порядке с использованием переводов, чеков, кредитных карточек. В России в настоящее время сфера налично-денежного оборота необоснованно расширена, причинами этого являются: экономический кризис; кризис неплатежей; кризис наличности; кризис банковской системы; замедление расчетов; сознательное сокращение прибыли и доходов предпринимателей с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банков. 1.3. Виды денегДеньги в своем развитии выступают в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости. Действительные деньги – деньги, у которых номинальная стоимость, т.е. стоимость металла из которого они изготовлены. Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободной чеканкой золотых монет при неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Благодаря своей устойчивости действительные деньги беспрепятственно выполняли все пять функций. Однако в современных условиях действительные деньги вытеснены из обращения. На смену им пришли знаки стоимости. Знаки стоимости – (заместители действительных денег) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. Такие деньги печатались на бумаги или изготавливались из дешевых металлов. Первые бумажные банкноты появились впервые в Китае в 100-м году, а в России в 1769г. при Екатерине Второй, они назывались ассигнациями. Обращающиеся в настоящее время знаки стоимости, в зависимости от их эмитента можно разделить на казначейские билеты и банкноты. К ним относятся: Металлические знаки стоимости - золотая монета, биллонная монета, т.е. мелкая монета изготовленная из дешевых металлов (меди, алюминия); Бумажные знаки стоимости , сделанные как правило из бумаги. Различают бумажные деньги и кредитные деньги. Исторически бумажные деньги появились как заместители находившихся в обращении золотых монет. Впервые бумажные деньги (ассигнации) появились в России в 1769 г. Бумажные деньги выполняют лишь две функции: средство обращения и средство платежа. Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек, электронные деньги кредитные карточки. Казначейские билеты – знаки стоимости, замещающие в обращении полноценные деньги, они выпускаются государством (казначейством) обычно для покрытия бюджетного дефицита. Банкноты также являются знаками стоимости, но их эмитентом является Центральный банк. Банкноты являются в отличие от казначейских билетов кредитными деньгами. Кроме банкнот в современных условиях в обращении находятся и другие виды кредитных денег: векселя, чеки, электронные деньги. Вексельное и чековое обращение студенты могут подробно уяснить изучая формы безналичных расчетов. Электронные деньги появились с развитием и внедрением в банковскую практику ЭВМ. Электронные деньги представляют собой денежные единицы, хранящиеся в электронной форме в устройствах, находящихся в распоряжении владельцев (пластиковых картах). Основными элементами системы электронных денег являются автоматизированные расчетные палаты, система автоматизированного кассира (электронные кассы и банкоматы) и система терминалов, установленных в пункте покупки. Эмиссия электронных денег производится банком, обслуживающим владельца пластиковой карты. В одном случае эмиссия обеспечивается денежными средствами, находящимися на счете клиента в банке и стоимость покупки сразу списывается со счета. А в другом случае банк эмитирует электронные деньги, кредитуя клиента, и позволяет владельцу пластиковой карточки при покупке товаров или услуг отсрочить их оплату. Виртуальные деньги также являются особой разновидностью электронных денег, и их появление связано с возможностями, предоставляемыми сетью Интернет для пользователей. В настоящее время уже существует огромное количество различных услуг, предоставляемых по сети Интернет и оплачиваемых с помощью "виртуальных" денег. Так, можно совершать покупки в "виртуальных" магазинах, посетить "виртуальное" казино, приобретать акции, пользоваться аналитической информацией, получить консультации и т.п. Для оплаты товаров и услуг по сети Интернет существуют виртуальные платежные системы, которые служат для проведения быстрых и безопасных расчетов между многочисленными пользователями. Деньги в этих системах представлены числами, поэтому называются цифровыми. Цифровые деньги могут храниться на диске компьютера или в памяти смарт-карт (микропроцессорных пластиковых карт). Эмиссия цифровых денег также проводится банком, обслуживающим виртуальную платежную систему. Обеспечением выпущенных цифровых денег служат средства, находящиеся на счете клиента в этом банке. 2. Денежное обращение2.1. Понятие денежного обращенияСменяя форму стоимости (Т-Д, Д-Т), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическим лицом, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товара и оказание услуг, движение ссудного капитала и доходов различных социальных групп. 2.2. Наличное и безналичное обращениеДенежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются: - для кругооборота товаров и услуг; - для расчетов не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий и т.д. Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период между населением и юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет ЦБ. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет. Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег: перемещения денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и др. кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: - предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности имеющими счета в кредитных учреждениях; - юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита; - юридическими лицами и населением по выплатам зарплаты, доходов по ценным бумагам; - физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и др. обязательных платежей. Размер безналичного обращения зависит от объема товаров в стране, уровня цен, расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений. 3. Денежная система и ее элементы3.1. Понятие денежной системыРассматривая современную денежную систему РФ немаловажно рассмотреть сущность и основные типы денежных систем различных стран. Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Национальные денежные системы начали формироваться в 16-17вв. с утверждением капиталистического способа производства, возникновением централизованных государств и национального рынка. 3.2. Элементы денежной системыСовременные денежные системы зарубежных стран несмотря на свои особенности имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющиеся законным видом платежа, эмиссионную систему и государственный аппарат регулирования денежного обращения. Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак служит для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар = 100 центам, 1 английский фунт стерлингов = 100 пенсам). Масштаб цен - как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой единой единице. Виды денег, являющиеся законными платежными средствами - прежде всего это кредитные деньги и в первую очередь банкнота, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты). Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции в государствах осуществляют: Центральный (эмиссионный) Банк, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, составляющую подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (государственный исполнительный орган) выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из денежных видов металла, на которые приходится 10% общего выпуска наличных денег). Эмиссия банкнот осуществляется Центральным Банком тремя путями: 1) предоставление кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; 2) кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг, 3) выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту. Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов, предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя денежную и кредитные системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег. Современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими чертами: 1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота; 2) переходом к неразменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег; 3) сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов; 4) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных ресурсов; 5) развитием и преобладаем в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного. 6) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы - соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота. 3.3. Типы денежных системВ зависимости от вида денег выделяются два типа денежных систем: - система металлического обращения , которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги; - система бумажно-кредитного обращения , при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные либо кредитные деньги. При системе металлического денежного обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм в зависимости от того, сколько металлов принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения. Денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплялась за двумя металлами (золотом и серебром), называлась биметаллизмом . Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. Второй вид денежных систем – монометаллизм , который пришел на смену системе биметаллизма. В основе денежных систем при монометаллизме лежит один металл, поэтому различают серебряный и золотой монометаллизм. В большинстве развитых стран в конце 19в. биметаллизм и серебряный монометаллизм сменился золотым монометаллизмом. В 1897г. Россия тоже перешла к золотому монометаллизму. Различают три разновидности денежных систем, имеющих в основе золотой стандарт: - золотомонетный стандарт , который характеризуется введением в обращение золотых монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, свободным движением золота между странами; - золотослитковый стандарт , который характеризуется отсутствием золотых монет в обращении, прекращением свободной чеканки монет, обменом банкнот на золотые слитки; - золотодевизный стандарт , когда прекращен обмен банкнот на золото, устанавливается официальное соотношение национальных валют к резервным, разменным на золото, которое все еще выполняет функцию мировых денег. Современные бумажно-кредитные системы характеризуются следующими признаками: - отмена официального золотого содержания национальных валют; - отмена размена кредитных денег на золото; - преобладание безналичного денежного оборота; - выпуск денег в обращение для покрытия дефицита государственного бюджета в виде эмиссии бумажных денег; - усиление государственного регулирования денежного обращения. 4. Денежная система Российской федерации4.1. Развитие денежной системы РоссииДенежная система России в своем развитии, как и денежные системы других стран, также изменялась со временем, и перешла от металлического обращения к современному бумажно-кредитному. Сразу после Октябрьской революции в пашей стране начались разработки различных подходов к проведению денежной реформы. Сутью ее должно было стать введение новых "советских" денег, обмениваемых на старые "царские" на основе декларации. Однако начавшаяся гражданская война потребовала резкого увеличения расходов на оборону страны, основным источником финансирования которых явилась инфляционная эмиссия денег. Резкий рост инфляционных процессов практически разрушил существовавшую денежную систему. Денежная система СССР была сформирована после окончания гражданской войны в ходе проведения денежной реформы 1922-1924гг. Госбанк СССР, стал осуществлять монопольную эмиссию червонцев – "золотой валюты России" (золотоесодержание которого было установлено на уровне содержания золота в дореволюционной золотой десятирублевой монете). Червонец вплоть до 1926г. котировался на ведущих мировых валютных биржах, но последовавшая бесконтрольная эмиссия червонцев фактически обесценила его. Необходимо отметить, что образованная в 30-е гг. денежная система просуществовала вплоть до 1991 г., т.к. две денежных реформы (1947 и 1961 гг.) практически не изменили ее сути. Реформа 1947 года заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные и переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательных кассах, которая проводилась по более выгодному курсу. Реформа 1947 г. полностью сохранила структуру денежной системы СССР и механизм эмиссионного регулирования. Отличие состояло лишь в том, что банковские билеты стали выпускаться не в червонцах, а в рублях. В ходе денежной реформы 1961 г. произошла фактическая деноминация рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались в соотношении 10:1. Одновременно были также уменьшены в десять раз цены на товары, на все виды доходов, на платежные обязательства и т.д. 4.2. Современное состояние денежной системы РоссииПосле распада СССР в 1991 году денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке (Банке России) от 12 апреля 1995 года, определившим ее правовые основы. Официальный денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом и другими драгоценными металлами Законом не предусмотрено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ и публикуется в печати. Исключительным правом эмиссии наличных денег обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране. Видами денег, имеющими законную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами ЦБ, в т.ч. золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений на счетах ЦБ РФ. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщения о выпуске банкнот и монет новых образцов публикуется в средствах массовой информации. На территории РФ функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. В связи с тем, что рубль по закону не связан с денежным металлом (золотом) фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством. Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, ЦБ привлекает следующие инструменты: - ставки учетного процента (дисконтную политику); - нормы обязательных резервов кредитных учреждений; - операции на открытом рынке; - регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др. Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях БР. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению БР, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБР подкрепить оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением БР в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ. 4.3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политикиАнализируя доклады Центрального Банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и выступления депутатов Государственной Думы, ученых и специалистов можно констатировать следующие главные характеристики Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (далее - Основные направления). 4.3.1. Денежно-кредитная политика.В качестве ведущей цели Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики заявлено снижение инфляции до уровня 18% путем “контроля за темпами роста денежной массы”. При этом в качестве целевого параметра темпа прироста денежной массы, соответствующего данному уровню инфляции и установленному прогнозом Правительства приросту ВВП на 1,5% Основными направлениями устанавливается 21-25% в номинальном выражении. С учетом прогнозного темпа инфляции 18% это означает прирост денежной массы в реальном выражении на 2,5 - 5,9%. Удержание денежной массы в этих пределах рассматривается в качестве “промежуточной цели денежно-кредитной политики”. В качестве операционального целевого параметра, управление которым должно осуществляться на краткосрочной основе, рассматривается денежная база, уровень которой, согласно Основным направлениям, будет определяться соотношением чистых международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования. Уровень денежного мультипликатора, согласно Основным направлениям, существенно не изменится, скорость денег в обращении несколько уменьшится. В качестве главных целей политики валютного курса Основными направлениями определяются: сглаживание значительных колебаний обменного курса рубля, поддержание золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно-кредитной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. При этом покупка Банком России валюты для пополнения валютных резервов будет основным источником денежного предложения. Представленная в Основных направлениях технология осуществления политики денежного предложения по сути повторяет денежно-кредитную политику, осуществлявшуюся в России с 1994 года на основе количественного регулирования денежной базы в целях снижения инфляции. Следствием этой политики в условиях неопределенности остальных параметров денежного обращения (скорости обращения денег, денежного мультипликатора, процентных ставок) стала демонетизация экономики, в значительной степени спровоцировавшая кризис ликвидности и массовые неплатежи, резкое ухудшение финансового положения производственных предприятий, многократное снижение инвестиционной активности. Ее продолжение едва ли позволит устранить эти дефекты современного состояния платежно-денежной системы. Фактически сохраняющаяся привязка денежной базы к величине чистых международных резервов объективно ограничивает возможности ремонетизации экономики величиной избыточного поступления иностранной свободно конвертируемой валюты, что явно недостаточно для нормализации денежного обращения и означает продолжение долларизации российской экономики с вытекающими из этого следствиями низкой инвестиционной активности, слабости банковской системы, масштабного вывоза капитала и подавленного внутреннего спроса. В рамках предложенной Основными направлениями технологии управления денежным предложением не решаются проблемы кардинального повышения инвестиционной активности, нормализации платежей и расчетов, восстановления оборотного капитала и улучшения финансового положения производственных предприятий. Вызывает сомнения обоснованность установленных Основными направлениями параметров прироста денежной массы. После ее многократного сжатия в 1993-1996 годах и затем 30% -ного сокращения во второй половине 1998 года в реальном выражении, запланированный на текущий год темп ее роста на 3-7% остается крайне недостаточным. Он лишь компенсирует прирост спроса на денежные ресурсы, обусловленный 1,5%-ным приростом ВВП и некоторым ожидаемым снижением скорости обращения денег. Столь незначительный прирост денежного предложения не позволит провести ремонетизацию экономики и сколько-нибудь серьезно уменьшить долю неплатежей, бартерных операций и иностранной валюты в структуре денежного обращения, предопределит чрезмерно высокий уровень процентных ставок и недостаток денежных ресурсов в производственной сфере. Это не позволит организовать необходимое для устойчивого экономического роста повышение инвестиционной активности и внутреннего спроса. В Основных направлениях отсутствуют прогнозные оценки важнейших параметров денежно-кредитной политики - процентных ставок, скорости денежного обращения, денежного мультипликатора. Нет также прогнозных оценок денежной базы. Это делает невозможной оценку достоверности и обоснованности указанных ориентиров денежно-кредитной политики на текущий год, резко снижает практическую значимость Основных направлений денежно-кредитной политики. 4.3.2. Политика валютного регулирования и контроляПолитика валютного регулирования и контроля, определяемая Основными направлениями, не содержит достаточных мер, направленных на реальную стабилизацию российской валюты. В частности, отсутствуют меры по пресечению нелегального вывоза капитала, снижению долларизированности российской экономики, повышению стабильности российской валютной системы. Не указаны параметры или хотя бы ориентиры динамики обменного курса рубля. В Основных направлениях отсутствую меры обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономических платежей и расчетов. Несмотря на угрозы необоснованных санкций а отношении российских субъектов ВЭД со стороны зарубежных финансовых структур, (проявившиеся, в частности в результате расследования противоправной деятельности Bank of NewYork на российском рынке), ЦБ не планирует необходимых мер по защите российской финансовой системы от дискриминационных действий правительств иностранных государств и недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний. Это означает сохранение нынешней ситуации крупномасштабного нелегального вывоза капитала из страны и высокой неопределенности курсовой политики, что не позволит выйти на минимально необходимый для устойчивого экономического роста уровень инвестиционной активности, а также серьезно затрудняет нормализацию внутренней системы денежного обращения. 4.3.3. Инструменты денежно-кредитной политики.Согласно Основным направлениям “Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение экономических условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственным ценным бумагам со стороны российских и иностранных инвесторов и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств. При этом в будущем году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому должно способствовать как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации”. Имеющийся опыт обращения государственных ценных бумаг свидетельствует о неспособности органов денежного регулирования обеспечить приемлемый уровень их доходности, который, с одной стороны, не должен превышать в реальном выражении темпов экономического роста, а с другой стороны, быть не выше нормы рентабельности в производственной сфере. В сложившихся условиях уровень доходности государственных ценных бумаг многократно выше этих ограничений. Это ведет к тому, что эмиссия государственных бумаг приобретает черты финансовой пирамиды и влечет угрозу очередного банкротства государства, а также создает непреодолимый барьер для притока денежных ресурсов в производственную сферу с несравнимо более низкой нормой доходности инвестиционных операций и более высоким уровнем риска. В отсутствие параметров доходности предполагаемых к размещению государственных ценных бумаг, оценить сколь существенным будет негативный эффект их эмиссии для инвестиционных процессов в экономике, невозможно. При их нынешнем уровне, превышающем рентабельность производственной сферы в несколько раз, крупномасштабная эмиссия облигаций Правительства и Банка России может связать имеющиеся в экономике свободные денежные ресурсы и заблокировать тем самым их приток в производственную сферу. Имеющиеся возможности повышения инвестиционной активности останутся нереализованными. К сожалению, из предложенного в Основных направлениях инструментов денежно-кредитной политики практически нераскрытыми остались технологии, направленные на привлечение денежных ресурсов в производственную сферу - рефинансирование банков под залог векселей финансово устойчивых и платежеспособных предприятий, закладных, прав требований по кредитным договорам и др. Остается не ясен масштаб применения этих технологий, а также удельный вес рефинансирования производственной сферы в планируемом приросте денежного предложения. И наоборот, Основными направлениями предусматриваются конкретные меры по усовершенствованию инструментов поддержки рынка спекулятивных бумаг (облигаций Банка России), рост которого влечет искусственное выведение денежных ресурсов из хозяйственного оборота производственной сферы. Планируется продолжение практики связывания свободных денежных ресурсов на депозитных счетах Банка России. При этом не учитываются ограничения возможных масштабов инфляционно безопасного использования этих инструментов, обеспеченность которых определяется возможностями ЦБ по осуществлению свободной эмиссии денег. Сохраняется неопределенность процентной политики, из изложения которой в Основных направлениях определенно ясно только нежелание ЦБ регулировать процентные ставки коммерческих банков. Тем самым сохраняется неопределенность цены денежных ресурсов, что серьезно затрудняет планирование инвестиционных процессов со сроками окупаемости более года. Ориентация инструментов денежно-кредитной политики на поддержание оборота спекулятивных ценных бумаг создает дополнительные барьеры на пути притока денежных ресурсов в производственную сферу и блокирует улучшение ее финансового положения, крайне затрудняет привлечение кредитов на развитие производственных предприятий. Как доказано предшествующим опытом функционирования финансового рынка с доминирующим положением государственных высокодоходных бумаг, эта политика влечет отток денежных ресурсов из производственной сферы в приобретение спекулятивных ценных бумаг и влечет ухудшение финансового положения производственных предприятий и подавляет инвестиционную активность в производственной сфере. Восстановление этой практики, намеченное Основными направлениями блокирует имеющиеся возможности привлечения капитала в производственную сферу и быстрого повышения инвестиционной активности. Не получили отражения в Основных направлениях цели, механизмы и ориентиры реструктуризации банковской системы. Подорванная финансовым крахом в августе 1998 года российская банковская система остается в разрушенном состоянии и не может эффективно выполнять функции аккумулирования сбережений и их трансформации в инвестиции, организации и поддержания платежного оборота. Фактическая реструктуризация банковской системы идет без должного обоснования, в отрыве от задач наращивания инвестиционной активности и роста производства, установленных в качестве целей государственной макроэкономической политики. Основными направлениями не устанавливаются ни конкретные параметры, ни стратегические ориентиры реструктуризации банковской системы, в них отсутствуют критерии реструктуризации коммерческих банков, нет видения перспектив развития банковской системы в целом. 4.3.4. Влияние денежно-кредитной политики на экономический рост.Отсутствие в Основных направлениях целей оздоровления системы денежного обращения, нормализации платежно-расчетного оборота, восстановления конечного спроса на внутреннем рынке, повышения уровня занятости, роста инвестиций и производства, пресечения нелегального вывоза капитала, предопределяют пассивный характер планируемой денежно-кредитной политики, влекущий угрозу возобновления депрессии. После достигнутого в прошлом году прироста ВВП на 3,2% в текущем году он, согласно содержащимся в Основных направлениях макроэкономическим параметрам будет вдвое меньше. В то же время альтернативные прогнозы свидетельствуют о наличии в России возможностей выйти на экономический рост до 10% в год. Недоиспользование возможностей экономического роста, сохраняющихся еще в российской экономике, во многом объясняется ранее сложившимися и остающимся в принципе неизменными основными направлениями денежно-кредитной политики, ее ограниченностью количественным регулированием денежной массы, узостью ее инструментария и ориентацией на рефинансирование спекулятивной активности. Необходимы существенные изменения Основных направлений денежно-кредитной политики исходя из задач выхода на высокие темпы экономического роста при опережающем росте инвестиционной активности. 4.3.5 Возможные пути выхода из кризисаРазрешение кризиса происходит в рамках глобального общественного катаклизма.[3] Выход из этого кризиса возможен, только путем осуществления денежной "революции" в виде перехода к унитарным однокомпонентным деньгам. Это вызовет цепную реакцию во всем мире. Система однокомпонентных электронных денег достаточно подробно разработана творческим коллективом Межгосударственного института прикладного системного анализа и синтетических наук. Конечно, такую систему целесообразно вводить сразу в рамках всей Российской Федерации или всего Содружества. При этом денежное обращение между отдельными субъектами Российской Федерации и Содружества в целом в основе своей будет прежним, изменится лишь его носитель. Существо преобразований сводится к следующему: - решением единого координирующего органа вводится электронная система обращения денег, находящихся на банковских счетах и имеющих безналичную форму; - бумажная наличность ограничивается необходимостью повседневной покупки продовольствия и промышленных товаров. Покупка дорогих товаров осуществляется только со счетов граждан путем предъявления электронной карты и перевода денег в торговые предприятия; - коммерческие банки в основном обслуживают население, т.е. выполняют роль сберегательных банков, вплоть до выдачи заработной платы (в той части, которая необходима для повседневных закупок, другая остается на депозитном счете), отчисления налогов и т.д.; - предприятия розничной торговли через дипломированных кассиров сдают наличность в приходную кассу соответствующего банка. С точки зрения социальной такая система позволяет универсально и абсолютно определить нуждаемость человека в поддержке и защите. Вышеописанные процедуры сегодня детально разработаны.[4] Это мероприятие станет мощным источником пополнения государственной казны, мощным ударом по неплательщикам налогов и криминальным элементам, так как нельзя будет красть и отмывать крупные наличные деньги в связи с их отсутствием, а "внедриться" в региональную банковскую электронную систему просто невозможно. В целях осуществления указанных преобразований Центральному банку России должно быть предоставлено право на работу с данными ценными бумагами в области финансирования федеральных программ. Форма и номинал казначейских билетов не претерпевают никаких изменений по сравнению с наличными деньгами. Наличные деньги только переименовываются в казначейские билеты. Основной функцией банка является эмиссия и ремиссия казначейских билетов и организация их движения в стране. При этом образуется два круга наличного денежного обращения: один круг обеспечивает обращение денег по замкнутой цепочке от счетов граждан в торговые предприятия и далее в Сбербанк, другой круг - от торговых предприятий в приходные кассы и далее опять в Сбербанк, при этом приходные кассы осуществляют автоматизированные отчисления в Банк России. Вся торговля между участниками ведется на рубли и осуществляется только через банк. Все сделки между участниками являются безналичными. В результате деньги в банке переносятся компьютером со счета на счет, а актив банка остается неизменным. Таким образом, если у кого-то из участников уменьшился счет, значит у кого-то он увеличился, и потому общего кризиса неплатежей быть не может. Никто никаких односторонних преимуществ не имеет. Итак, мы получаем простой и надежный механизм финансовых отношений, не требующий никакой иностранной валюты, никаких ценностей. Так как оборот безналичный, то и здесь мы получаем решение проблемы финансовых отношений в рамках электронных денег. Внедрение такой системы возможно только при полной ликвидации наличного обращения иностранных валют.[5] Таким образом, Россия объявляется зоной свободной от любых наличных денег. Ввоз и хранение наличных денег других стран является правонарушением, караемым по закону. Но значит ли отсюда, что в России вообще запрещается хождение указанных валют? Нет. Наоборот. В России объявляется хождение любых иностранных свободноконвертируемых валют, но исключительно в безналичной форме. С этой целью должны быть проведены конкретные мероприятия, в основе которых предполагается введение в качестве единой нерезидентной валюты мировой коллективной валюты, исходя из пула свободноконвертируемых валют. Внедрение подобной электронной денежной системы в России найдет себе сторонников и противников. Естественным сторонником этой системы будет население России, все производители и иные реальные пользователи денежной системы. В качестве противников выступят криминальные круги, коррумпированное государственное чиновничество, мафиозные структуры и, естественно, Международный валютный фонд. Большая часть банков и банкиров будет поддерживать внедрение этой системы, так как она дает им новый уровень влияния в обществе. Они избавятся от нудной работы с наличностью, так как ее обслуживание в настоящее время приносит одни убытки. Однако, криминализованная часть банковского мира встретит эту систему в штыки. Западные предпринимательские круги также могут поддержать эту систему, поскольку получат надежный и гарантированный рынок вложения своих капиталов в Россию. В настоящее время по инициативе заместителя председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы В.А.Лисичкина идет подготовка по формированию комиссии для разработки Программы электронизации денежной системы России, в которую изъявили желание войти представители большинства крупных банков и многих других организаций. К этой работе непосредственно подключается и Межгосударственный институт прикладного системного анализа и синтетических наук в лице специализированной лаборатории, возглавляемой известным российским финансистом В.М.Юровицким. В качестве практических и первостепенных мероприятий по переходу России на электронные деньги должна быть разработана конкретная государственная программа электронизации денежной системы России как первостепенная государственная программа такого же уровня, как в свое время были приняты и разработаны программы создания ядерного оружия, великих строек коммунизма и освоения космоса. Программа должна предусматривать разработку и обеспечение следующих наиболее важных мероприятий:[6] 1. Преобразование российской рублевой денежно-банковской системы, предусматривающей выведение наличного обращения за пределы денежной системы, создание многоуровневой однокомпонентной рублевой денежно-банковской системы и создание параллельной денежной системы на основе мировой (конвертируемой) валюты с единицей - мировая денежная единица. По нашим представлениям, для этой цели необходимо подготовить не менее 10 проектов законов. 2. Создание системы взаимодействия Российской электронной системы с валютными системами, предусматривающей подавление инфляции рубля, монополию Банка России на любые обменные операции между валютами и введение нормативно-рыночной конвертации валют. 3. Создание именного рынка ценных бумаг, предусматривающего отказ в государственной поддержке неименным негосударственным ценным бумагам за исключением неименных казначейских билетов для розничной торговли, выпускаемых только Банком России. При этом необходимо предусмотреть разработку соответствующих законов об именных ценностных обязательствах и их эмитентах, а также об их эмиссии, депозитариях и фондовом рынке. 4. Обеспечение регулирования валютно-экономической деятельности с подготовкой соответствующих законов о правах предприятий группы "А" и "Б" в условиях обращения электронных денег и о статусе различных коммерческих организаций в этих условиях. 5. Определение источников бюджетных поступлений рублевого и валютного характера, предусматривающее оптимальное распределение рублевых и валютных доходов, существенное упрощение системы налогообложения с введением налогообложения сверхдоходов, упорядочение работы с акцизами, предусматривающее оплату акцизов производителями акцизных товаров по факту продажи и другие мероприятия. 6. Осуществление мероприятий социального характера, предусматривающих передачу всех эмиссионных средств Пенсионному фонду и направление доходов Банка России, связанных с разницей в курсах конвертации рубля и мировой денежной единицы, на определенный период, исключительно в социальную сферу. А также другие конкретные мероприятия по соответствующей перестройке системы управления народным хозяйством, по привлечению на льготных условиях иностранных капиталов, по объявлению беспощадной войны сторонникам и участникам криминализации общества.[7] Конечно, предстоит огромная и длительная работа по внедрению электронной денежной системы, она потребует жертв, но создаст необходимые предпосылки для возрождения могучей и богатой России. Она позволит ускорить и сделать более эффективными интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств, а также открывает новые возможности для устойчивого развития всего мирового сообщества и преобразования его в Гуманитарное сообщество людей, живущих на планете Земля и вступающих в третье тысячелетие. 5. Инфляция как кризисное состояние денежной системы5.1.Сущность инфляцииРассмотрение основ функционирования денежной системы и денежного обращения невозможно без рассмотрения инфляции, ее причин и особенностей. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Т.е. инфляция - это повышение общего уровня цен. Инфляция - кризисное состояние денежной системы. Длительное время под инфляцией понимали обесценивание денег и рост товарных цен. До сих пор некоторые зарубежные авторы определяют инфляцию как повышение общего уровня цен в экономике. Первопричина инфляции - диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массив в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные-монетарные. Неденежные - это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера Денежные - кризис государственных финансов, дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также увеличение кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной системы, увеличение скорости обращения денег и др. Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты. Формы проявления инфляции: а) рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности; б) понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной; в) увеличение цены золота, выраженной в национальный денежной единице. 5.2. Виды и типы инфляцииВ зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию: - ползучую при ежегодных темпах прироста цен на 3-4 %. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор; - галопирующую при средних темпах роста цен на 10-50% (иногда до 100%) которая преобладает в развивающихся странах; - инфляцию при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры. В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства. Инфляция спроса. Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров. Инфляция спроса обусловлена: а) милитаризацией экономики и ростом военных расходов. Военная техника и военная продукция не функционируют на рынке, ее приобретает государство и направляет в запас; б) дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита осуществляется либо государственными займами, либо эмиссией банкнот, что создает государству средства, а следовательно дополнительный спрос. в) кредитной эмиссией банков. Расширение кредитных банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных орудий обращения, которые также создают дополнительные требования на товары и услуги; г) притоком иностранной валюты в страну, которая с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а следовательно и излишний спрос. Инфляция издержек производства. Причинами такой инфляции являются: а) снижение роста производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а следовательно к уменьшению прибыли; б) расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и относительно низкой по сравнению с производством производительностью труда. Отсюда общий рост цен на услуги; в) повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов; г) высокие косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров и общий уровень издержек. Для оценки и измерении инфляции не пользуется показатель индекса цен. Он измеряет соотношение между покупной ценой “рыночной корзины” для данного периода с совокупной ценой и денежной группы товаров в базовом периоде. 5.3. Основные формы борьбы с инфляциейДенежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Она осуществляется методами нуллификации, реставрации, девальвации и деноминации. Нуллификация проводится путем аннулирования старой обесценившейся денежной валюты и введением новой. Реставрация предполагает восстановление прежнего золотого содержания валюты и повышение золотого курса. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным. Ревальвация – обратный процесс. Деноминация – уменьшение номинала денежной массы в обращении путем обмена денежных знаков на новые в пропорциях их обесценения. Метод шоковой терапии представляет собой тип конфискационной денежной реформы. Он включает обмен бумажных денег по дефляционному курсу, полное или частичное замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей, широкое использование свободного ценообразования. Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В зависимости от причин последней обозначились два ее направления – дефляционная политика и политика доходов. Дефляционная политика включает методы ограничения денежного спроса путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту. Политика доходов предполагает контроль и полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой, путем их полного заморожения. Ее осуществление могут вызывать социальные противоречия. 5.4. Особенности инфляционного процесса в РоссииОтечественный тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития (перехода от плановой к рыночной экономики). Главными неденежными факторами инфляции 90х годов являются: - кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики; - неэкономичность производства, выражающаяся в затратном характере производства, низком уровне производительности труда и качестве продукции. К основным денежным факторам инфляции относят: - либерализацию цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции дали возможность монополистическим структурам диктовать цены; - дефицит бюджета, который составил 1992-94 гг. 8-10 % ВВП (на Западе не более 5-6 %), резко возрастал с падением производства. До 1995 г. он перекрывался преимущественно эмиссией денег; - кредитную экспансию банков, носившую непроизводительный характер; - долларизацию денежного обращения; ЗаключениеВо всем мире идет интенсивный процесс замены технологии управления обществом через физическое насилие или угрозу насилия (государственное право) на управление через деньги (через финансовое право). Мы должны бросить вызов мировому финансовому заговору против человечества, но не путем военной конфронтации, а путем оказания реальной помощи в предотвращении распада. Оружие США - финансовая система XX века с ее главным инструментом - Международным валютным фондом. Наше оружие - унитарная однокомпонентная денежная система XXI века. Разработанная в рамках Межгосударственного института прикладного системного анализа и синтетических наук теория "Унитарных однокомпонентных денег" позволит: - избежать финансовой эксплуатации со стороны стран с конвертируемой валютой; - трансформировать кредитную внутреннюю политику для целей финансирования науки и производства; - решительно и немедленно покончить с преступностью, так как меняется характер самого денежного обращения. Видимо, сегодня основным средством, с помощью которого Россия совершит рывок в XXI век, являются деньги. Новые, унитарные деньги. Их внедрение - не простая задача. Но и время сейчас непростое, когда судьба России, как независимого Государства, находится на лезвии монетаристского ножа. Даже трудно себе представить, что могучая и богатая страна - Россия - за такой короткий срок экономических преобразований могла растерять существенную часть своего природного и духовного богатства и оказаться в зависимости от развитых стран мирового сообщества. Существуют две альтернативы выхода из кризиса экономики России: Первая - это награбленное отнять, вернуться к командно-административной системе, установить "железный занавес" и ввергнуться в пучину "холодной войны", которая снимет социальную напряженность в обществе и заставит работать промышленность в полную силу. Вторая - это приступить к крупным преобразованиям кредитно-денежной системы, о которых мы рассказали выше, ведущим к устранению из оборота наличных денег и введению более прогрессивной системы электронных носителей в счетных деньгах. Первая альтернатива, как показывает история, обречена на провал и самоуничтожение страны в обозримом будущем, так как противоречит единой концепции объединения мирового сообщества, ради своего же выживания, в этом прекрасном и безумном мире. Остается вторая и единственная альтернатива, над которой сегодня необходимо усиленно работать. Сегодня мир стоит на пороге новой денежной революции, заключающейся в отбрасывании изживающей себя наличной формы денег и переходе на однокомпонентные безналичные широкоохватные электронные деньги. Переход на однокомпонентные деньги даже в пределах страны, в данном случае - России, позволит надежно и бескровно решить практически все социально-экономические проблемы российского общества. Главное преимущество внедрения электронных денег заключается в том, что они создают необходимые предпосылки для устойчивого развития общества, его высокого социального обеспечения, развития производительных сил и производственных отношений; для обеспечения экономической, военной и экологической безопасности России. Переход в мир новых денег позволит не только решить все эти проблемы, но и дает России, как обладателю самой совершенной денежной системы в мире, очевидные преимущества перед другими странами, в том числе по привлечению мировых капиталов. Россия, начав этот переход первой, за переходное время сможет стать одной из самых богатых и процветающих стран в мире.[8] Необходимо особо подчеркнуть предложенная новая денежная система может быть применена в рамках всего Содружества Независимых Государств. Более того, присоединение этих государств к новой системе сделает ее более полной и могучей, содействующей устойчивому развитию всего Содружества. Над этим тоже сегодня нужно думать, отбросив амбиции и проявляя творческий подход с учетом специфики социально-экономического и технологического развития каждой страны - участницы СНГ. Список использованных источниковФедеральный закон РФ от 26.04.95 № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)". Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). Уч. пособие - 2002.- 272 с.; Деньги, кредит, банки/ Под ред. Лаврушина О.И. Финансы и статистика-М.2000г. Деньги, денежное обращение, кредит. Инфляция/ Под ред. Усова В.В. ЮНИТИ, Банки и Биржи-М.1999г. Деньги, кредит, банки/ Под ред. Жукова Е.Ф. ЮНИТИ-М.2000г. Общая теория денег и кредита /Под ред. Жукова Е.Ф.. ЮНИТИ-М.2000г. Финансы и кредит в вопросах и ответах. Учебное пособие (Серия учебники, учебное пособие)// Колбачев Е.Б., Ткалич Г.И. Феникс. Ростов-на-Дону, 1999 Денежно-кредитная система России: Состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 3-6. Чернова В.Э. Финансы, денежное обращение и кредит. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 Роджер Лерой Миллер, Дэвид Д. Ван-Хуз. Современные деньги и банковское дело: Пер с анг. – М.: ИНФРА-М, 2000. В.А.Белов Банковское право Книга - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2000 - 454 с. Горшенин В. XXI век. Деньги должны служить России // Обозреватель - Оbserve. - № 10-12. - 2001. Кузнецов Н. Дерегуляция денежного обращения: проблемы и подходы //Вопросы экономики. - №8. - 1996. [1] Горшенин В. XXI век. Деньги должны служить России // Обозреватель - Оbserve. - № 10-12. - 2001 [2] Кузнецов Н. Дерегуляция денежного обращения: проблемы и подходы //Вопросы экономики. - №8. - 1996. [3] Горшенин В. XXI век. Деньги должны служить России // Обозреватель - Оbserve. - № 10-12. - 2001. [4] Горшенин В. XXI век. Деньги должны служить России // Обозреватель - Оbserve. - № 10-12. - 2001. [5] Горшенин В. XXI век. Деньги должны служить России // Обозреватель - Оbserve. - № 10-12. - 2001. [6] Горшенин В. XXI век. Деньги должны служить России // Обозреватель - Оbserve. - № 10-12. - 2001. [7] Горшенин В. XXI век. Деньги должны служить России // Обозреватель - Оbserve. - № 10-12. - 2001. [8] Горшенин В. XXI век. Деньги должны служить России // Обозреватель - Оbserve. - № 10-12. - 2001. |