Реферат: Конкурентоспособность российских предприятии на мировом рынке
Название: Конкурентоспособность российских предприятии на мировом рынке Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление Возможности и способы повышения конкурентоспособности предприятий. 8 Список используемых источников и литературы. 17 Введение Серьезной проблемой российской экономики остается ее низкая конкурентоспособность на мировых рынках, обусловленная, прежде всего отставанием в производительности труда, отсутствием крупных транснациональных корпораций и перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Какой должна быть в этих условиях промышленная политика России? Многочисленные международные исследования, посвященные анализу успеха стран - лидеров мировой экономики, показали, что такие факторы как: · стабильность национальной валюты и низкая инфляция; · наличие дешевой рабочей силы; · протекционистская политика государства; · наличие значительных природных ресурсов; · национальная практика менеджмента; · налоговый режим. являются важными, но тот же момент, не определяющими. С другой стороны, единственным и самым важным фактором, обеспечивающим экономическое лидерство стран, является наличие в стране национальных корпораций, способных успешно конкурировать на глобальном рынке .[2] Таким образом, только формирование, развитие и усиление конкурентоспособности российских предприятий может обеспечить сильную конкурентную позицию России на международных рынках и рынках капитала, а, следовательно, экономическое процветание. По данным всемирного экономического форума от 8 октября 2008 г. [1], по уровню конкурентоспособности (в сравнении со странами БРИК) Россия в 2008 г. находится на 51 месте в мире (из 134 стран), в 2007 – 58 место.Основные преимущества России заключаются в большом размере рынка и улучшающихся показателях макроэкономической стабильности (частично это обусловлено влиянием роста цен на нефть).[9] Ее опережает Китай (30-е место), за ним следует Индия (50-е место), Бразилия находится на 64 месте. Несмотря на заметный экономический рост последних восьми – десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. Все выше сказанное обусловило цель работы: проанализировать уровень конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке и изучить возможности его повышения. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: · оценить конкурентоспособность российских предприятий в настоящее время; · выявить возможности и необходимые способы повышения конкурентоспособности предприятий; · определить и рассмотреть реальные перспективы действия политики государства для решения этой проблемы. Объектом исследованияконтрольной работы является конкурентоспособность российских предприятий, а предметом исследования: является проблема конкурентоспособности предприятий России на Мировом рынке. Для полного раскрытия темы, введем некоторые понятия и определения. Мировой рынок - система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда. Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Протекционизм – защита национального производства от иностранной конкуренции. НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и инновации. Страны БРИК – по мнению аналитиков – 4 страны с высоким экономическим потенциалом: Бразилия, Россия, Индия, Китай. ТНК - Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах. Диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Экспорт - вывоз чего-л. из страны с целью продажи или использования в других целях. Импорт - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Для оценки конкурентоспособности российских предприятий рассмотрим и сравним их по некоторым основным показателям (объемам оборота, капитализации, уровню и темпам роста производительности труда, уровню зарубежных активов и др.) с предприятиями других стран, представленными на Мировом рынке. Деятельность компаний страны на Мировом рынке ассоциируется, прежде всего, с деятельностью крупных, как правило, транснациональных корпораций (ТНК). В России ведущими ТНК являются: «ЛУКойл», «Газпром», «Норильский никель», «Уралкалий», «Северсталь», и некоторые другие предприятия в машиностроительной промышленности. Несмотря на их видимый рост в последние годы, все еще значительно отстают не только от западных корпораций (как по объемам оборота, так и по капитализации), но и от ведущих компаний развивающихся стран. Например, крупнейшая частная российская нефтедобывающая компания «ЛУКойл» отстает по объемам продаж от американской «Эксон-Мобил» в 7 раз и от ведущей бразильской нефтяной корпорации «Petrobras» – в 1,5 раза. Российская металлургическая компания «Северсталь» отстает от «ArcelorMittal» из Люксембурга в 8 раз и от бразильской «Vale» – в 2 раза. В химической промышленности российский «Уралкалий» отстает от германской BASF в 100 раз и от Саудовской «Saudi Basic Industries» – в 27 раз.[4] Низкая конкурентоспособность российских предприятий обусловлена еще и отставанием по уровню и темпам роста производительности труда, поскольку концентрация производственной и инвестиционной активности наблюдается в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующим сравнительно малоквалифицированную рабочую силу. Особенно это заметно, если сравнивать между собой отдельные близкие по объемам оборота российские и зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран. Расчеты свидетельствуют, что по причине гораздо большей численности занятых российский «Газпром» более чем в 10 раз отстает от норвежской нефтегазовой компании «StatoilHydro». «ЛУКойл» имеет в четыре раза меньшую выработку на одного занятого, бразильская компания «Petrobras». «Северсталь» по производительности в 4 раза уступает китайской «Shanghai Baosteel Group Corporation», в 7 раз – бразильской «Gerdau S.A.» и почти в 20 раз – японской «Nippon Steel». Даже в такой «рыночной» сфере экономики, как финансы, наши компании серьезно проигрывают: российский Сбербанк в 2,5 раза менее эффективен, чем китайский Bank of China, и почти в 10 раз – чем бразильский Banco do Brasil. При втрое меньших объемах оборота в Сбербанке работает 240 тыс. чел., в то время как в бразильском банке – 83 тыс. чел. [4] Российские компании обладают, как правило, низкоэффективными зарубежными активами. Так, у компании «ЛУКойл» коэффициент эффективности активов составляет всего 0,6, в то время как у малайзийской «Petronas» – 6,4, у индийской «Oil and Natural Gas Corporation» – 1,3. Эффективность приобретенных зарубежных активов у «Норильского никеля» составляет 0,8, а у бразильской добывающей корпорации «Companhia Vale de Rio Doce» – 1,9. У российских машиностроительной компании ОМЗ и металлургической «Мечел» этот показатель вообще запредельно низкий, стремящийся к нулю. [7] Эффективность активов других зарубежных металлургических и машиностроительных компаний также значительно выше, чем российских. И это не удивительно. Например, «Северсталь» недавно приобрела ряд заводов в США («Esmark» за 1,24 млрд. долл. и «WCI Steel» за 140 млн. долл.). По данным журнала «Эксперт», с приобретением этих активов доля зарубежной составляющей в «Северстали» достигнет 60%. [7] Однако зарубежные заводы имеют огромную долговую нагрузку и отличаются почти полным отсутствием прибыли. Это означает, что убыточные американские активы фактически будут дотироваться за счет прибыльных российских предприятий, поддерживая на плаву весь холдинг в целом. Аналогичная ситуация и в других российских компаниях, приобретающих за рубежом сомнительные с точки зрения эффективности активы. При опросе руководителей корпораций развитых стран лишь 2% российских компаний представляют конкурентную угрозу, в то время как, например, в китайских компаниях такую угрозу видит 41%, в компаниях Индии – 22%. Одна из причин заключается в том, что в списке крупнейших мировых лидеров по версии журнала «Forbes» российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в то время как бразильских – 35, индийских – 47, китайских – 54. Кроме того, отраслевая принадлежность компаний развивающихся стран более диверсифицирована. Российские компании представлены в основном нефтегазовым и металлургическим секторами (соответственно 10 и 7 компаний), в то время как Бразилия в рейтинге «Forbes» имеет семь инфраструктурных компаний, Индия – шесть телекоммуникационных, Китай – девять транспортных и еще шесть, работающих в торговле, строительстве, производстве инвестиционных товаров. Итак, выделим основные причины низкой конкурентоспособности российских предприятий на Мировом рынке. · Изменения в геополитической конфигурации современного мира в последние десятилетия спровоцировали переориентацию российских внешнеэкономических связей на индустриально развитые страны, прежде всего в Европе. Это привело к усилению сырьевой направленности российского экспорта и потере традиционных рынков сбыта промышленной продукции. · Жесткий протекционизм некоторых зарубежных стран, поддерживающих монополию транснациональных корпораций, препятствует выходу на многие рынки, где Россия могла бы использовать конкурентные преимущества. Наиболее яркий пример - рынок космических и информационных технологий и услуг. Так же, сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, применение против них методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения, для вытеснения России с перспективных рынков (или ее недопущения на них). · Малое присутствие российских предприятий в высокотехнологичных отраслях. Рассмотрев таблицу 1 « Уровень технологической интенсивности отраслей и российских компаний обрабатывающей промышленности» (Приложение 1), видно, что к высокотехнологичному сектору в России относятся лишь 7 компаний из 56, и на них приходится только 3% всей корпоративной капитализации страны. Зато на относительно низкотехнологичные секторы промышленности, прежде всего металлургию и металлообработку, приходится 50% всех компаний и почти 80% капитализации. · Необоснованное создание интегрированных структур в ОПК. Интегрированные структуры и холдинги, созданные без продуманной стратегии и учета синергетического эффекта от объединения (чаще всего отрицательного на практике), теряют конкурентоспособность. Как правило, такие объединения формируются для участия в крупных экспортных контрактах. После завершения экспортного контракта, или его прекращения вследствие причин, независящих от предприятия, существование такого объединения становиться проблематичным. Предприятие, став частью крупного и плохо управляемого объединения, утрачивает динамические способности, как правило, не имеет собственной стратегии, обеспечивающей выживание в случае изменения условий на рынке, не создает новые активы и компетенции, необходимые для поддержания конкурентоспособности. · Ориентация на стратегических, а не на финансовых инвесторов. Финансовые инвесторы заинтересованы в росте стоимости бизнеса, а, следовательно, в прибыльной деятельности предприятия. Стратегические инвесторы (предприятия, действующие в аналогичных отраслях промышленности) заинтересованы в реализации своих стратегических задач: снижении себестоимости, увеличение объема продаж собственной продукции, а иногда и ликвидации потенциального конкурента. Центр создания стоимости при финансировании предприятия стратегическим инвестором, как правило, выносится за пределы страны. Последствия продажи стратегическим инвесторам слабых и неконкурентоспособных предприятий страны приводит к потере суверенной промышленности, а также переносу центров прибыли и создания стоимости за пределы России.[2] · Частичная неспособность Правительства выполнять принятые обязательства в полной мере и своевременно в отношении производственной сферы. К примеру, недавние, безответные обещания государства о финансовой поддержке не остались бесследны. Руководители предприятий, пребывая в ожидании государственной помощи, не предпринимали никаких серьезных действий и не сформировали навыки (а для этого требуется время) по обеспечению финансирования своих инвестиционных программ из внебюджетных источников, что привело практически к полной утрате подавляющим большинством предприятий конкурентных позиций, а в некоторых случаях к полному разрушению предприятий. · Высокая инфляция в России (относительно зарубежных стран), которая тоже влияет на конкурентоспособность отечественных предприятий на Мировом рынке. · Монополизм и крупные олигархи. В экономической структуре, где нет конкуренции, не может действовать экономический механизм развития и управления научно-техническим прогрессом и реконструкции народного хозяйства и экономики в соответствии с требованиями времени. · Неспособность предприятий быстро и четко определять адекватную стратегию развития, то есть, создавать и развивать требуемые активы, разрабатывать необходимые бизнес планы. · Остаточное существование технических барьеров. Хотя современные российские системы стандартизации и сертификации в целом приведены в соответствие с требованиями ГАТТ, ЕЭК, ООН, ИСО, и в России естьнеобходимая техническая база для качественной сертификации многих видов продукции. Нонедостаточное развитие отечественного контроля качества экспортной продукции на фоне ужесточения требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых стран. И нет так называемого государственного регистра, в котором были бы собраны все решения международных ЭО, касающиеся России. Отсутствие такого регистра не позволяет нашим внешнеторговым организациям использовать их в своей работе и играет на руку нашим конкурентам. [2] Таким образом, в данный момент для большинства российских предприятий характерна низкая конкурентоспособность на Мировом рынке. В отличие от развитых и ряда развивающихся стран, Россия не только испытывает недостаток эффективных крупных компаний мирового уровня, но еще больше страдает от отсутствия растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Возможности и способы повышения конкурентоспособности предприятий. Для повышения конкурентоспособности предприятий, государству нужно решить комплекс стратегических задач. Такими задачами могут быть: · целенаправленное содействие государства структурной перестройке экономики; · изменение характера присутствия России в мировой экономике в отношении, как товарной специализации, так и соответствующих договорно-правовых и политических условий; · обеспечение экономической безопасности страны. Что необходимо сделать и какие есть возможности российских предприятий для повышения конкурентоспособности на Мировом рынке? Формирование новой структуры экспорта. Необходимо развивать предприятия, вырабатывающие топливно-сырьевые товары глубокой переработки, а не торговать чистым сырьем, то есть превратить преимущественно сырьевой экспорт в индустриальный. Также развивать машинотехническую отрасль, химическую промышленность, продвигать информационные и технологические услуги. Выработка товаров высокого качества, пользующихся спросом на мировом рынке, дает возможность конкурировать предприятиям. Это так же позволит поддержать внутреннее производство и занятость, так и диверсификацию структуры экспорта, и экономию невозобновляемых сырьевых ресурсов, обеспечивающих основную массу валютных доходов от внешней торговли. В структуре промышленности и сферы услуг России имеется ряд отраслей с уникальными высокими технологиями. К ним относятся: авиакосмическая, лазерная и атомная промышленность, нанотехнологии, судостроение (развитие коммерческого флота на основе достижений военного кораблестроения), космические услуги (в том числе вывод объектов на околоземную орбиту, информационное обслуживание, географическая и геодезическая съемка, проведение исследований в космосе), услуги по разработке программного обеспечения, проведению геологических изысканий. То есть у России есть серьезные конкурентные преимущества. Так, в военно-оборонном комплексе России разработаны уникальные технологии. Учитывая преимущества в данной области, есть необходимость непрерывного наращивания усилий по конверсии оборонных предприятий и их выходу на мировой рынок с наукоемкой гражданской продукцией и продукцией двойного применения. Есть возможность инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами в области энергетики, в том числе атомной, металлургии, нефтедобычи, объектов транспортировки нефти и газа, горнодобывающей промышленности, реконструкции, расширении и модернизации построенных за рубежом предприятий и т. д. Реализация этих проектов представляет собой по сути инвестиции в экспортный потенциал, обеспечивающий рыночные ниши для российских технологий и машин, по меньшей мере, на срок жизни того или иного объекта, а это развитие конкурентоспособных наукоемких и капиталоемких производств. Должна быть определена четкая политика государства, направленная на повышение конкурентоспособности предприятий и создании необходимых условий для отечественного товаропроизводителя. Это проведение соответствующей экспортной, промышленной и научно-технической политики. Главная задача экспортной политики это - оказание активной поддержки внешнеторговой экспансии национальных товаропроизводителей, причем здесь рассматривается не только реализация, но и производство и после продажная эксплуатация. Задача промышленной политики это - повышение конкурентоспособности национальных компаний и товаров, так жеохране внутреннего рынка от экспансии зарубежных конкурентов. Задача научно – технической политики это поощрение передачи технологий из государственных и университетских лабораторий в промышленность, а также создание институциональных структур, обеспечивающих кооперацию в области НИОКР между научно-исследовательскими центрами и промышленными компаниями, с одной стороны, и между отдельными компаниями, с другой. Перечисленные направления деятельности государства, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности национальных производств и развитие экспорта, охватывают далеко не все многообразие целевых мер, используемых в настоящее время промышленно развитыми и развивающимися странами и, несмотря на некоторые отличия в механизмах их осуществления, они сходны в главном: их общая цель - обеспечение первенства в наукоемких отраслях, позволяющего доминировать на внешних рынках. На основе выявленных возможностей и необходимых условий рассмотрим реальные перспективы и действия государства на решение этой проблемы. Условием развития конкурентоспособных предприятий должна быть их направленность на высокотехнологичные и относительно высокотехнологичные отрасли, которые должны не только полностью обеспечивать внутреннюю потребность страны, но участвовать в экспорте. Если рассмотреть товарную структуру экспорта и импорта России, то видно, что относительно высокотехнологичную продукцию Россия импортирует. Так в период с января по сентябрь 2008 г машинного оборудования и транспортных средств было импортировано 52,9%, а экспортировано 12%, продукции химической промышленности импортировано 13,1% , а экспортировано 6,1% [10]. К традиционным товарам российского машинотехнического экспорта относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожно-строительное, геологоразведочное оборудование, механические станки, кузнечно-прессовое оборудование и т. д. За редким исключением экспорт этих товаров привязан к ограниченному числу страновых рынков (главным образом страны третьего мира), возможности расширения его географии весьма незначительны. В условиях относительно узких рынков сбыта для немногочисленной российской машинотехнической продукции основным средством стабилизации ее экспорта в ближайшей перспективе, очевидно, будет оставаться диверсифицированный вывоз машин, оборудования и технологий, конструкций, материалов совместно с услугами, лицензиями и ноу-хау в составе комплектных поставок для объектов технического содействия. Более того, в ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается появления новых высокотехнологичных компаний. Достаточно взглянуть на долгосрочные (до 2020 г.) инвестиционные планы ведущих российских корпораций, и убедиться в том, что в планы крупного бизнеса инвестирование в высокотехнологичные отрасли экономики не входит: на долю машиностроения и химии приходится 9% всех планируемых инвестиций, а 70% – на долю топлива, транспорта, энергетики. Подобное развитие событий подтверждается и региональной структурой перспективных инвестиций крупного бизнеса до 2020 г. Лидерами здесь являются Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Трудно представить на этих территориях интенсивное развитие наукоемких отраслей. Скорее речь идет о дальнейших вложениях в добычу и эксплуатацию природных ресурсов и связанных с ними производств. Наконец, крупнейшие перспективные инвесторы (до 2020 г.) – также из нефтегазового сектора: на долю компаний «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» придется до 75% всего объема инвестиций корпоративного сектора [8]. Реальные и потенциальные российские конкурентные преимущества сосредоточены, как правило, в тех секторах и на тех рынках (вооружение, энергоносители, космическая и авиационная техника, космические услуги и т. д.), которые непосредственно входят в сферу геополитических интересов ведущих западных стран. Поэтому выход на эти рынки в данный момент вызывает особенно сильное противодействие западных конкурентов, опирающихся на всю мощь государственной поддержки проявляемой в политике протекционизма. Какова в этих условиях роль государства? В Концепции развития российской экономики до 2020 г., представленной Минэкономразвития (раздел «Взаимодействие государства и бизнеса») читаем, что «роль государства должна сводиться к созданию условий для бизнеса, снижению административных барьеров». При этом предлагается прекращение избыточного государственного регулирования и поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью. То есть роль государства однозначно сводиться к роли «зрителя». В то же время в странах Западной Европы в последние годы снова растет интерес к проблемам выращивания «национальных чемпионов», прежде всего в сфере наукоемкого бизнеса. Дебаты о «национальных чемпионах» возникли в ЕЭС после 2003 г. в контексте дискуссий о «деиндустриализации». Франция, например, создает Агентство по инвестициям для распределения 1 млрд. евро среди ограниченного числа крупных инвестиционных проектов. Дело в том, что Западная Европа имеет конкурентоспособные компании в старых традиционных отраслях и не обладает критической массой быстрорастущих наукоемких компаний. Так, она является лидером в металлургии (компания «ArcelorMitta»), тяжелом машиностроении («Тиссен Круп»), строительстве («Boygues»), производстве строительных материалов («Saint Gobain», «Lafarg»), химии (БАСФ). США же являются лидером в фармацевтике («Пфайцер»), компьютерах и компьютерных услугах («Майкрософт»), производстве полупроводников («Интел»). В США преобладают крупные фирмы-лидеры, созданные после 1950 и 1980 г. Примерно 80% новых крупных компаний США появились в быстрорастущих секторах (телекоммуникации, деловые услуги, электроника). Государственная поддержка новых отраслей и компаний на глобальном рынке необходима хотя бы потому, что уже существующие компании имеют преимущества в издержках. Величина компании – типичный фактор ее эффективности. Единичные издержки снижаются тем быстрее, чем дольше компания находится на рынке и чем большим опытом производства обладает. В этих условиях государственные инвестиции или субсидии могут покрывать первоначальные убытки новых игроков при вхождении на рынок и стимулировать массовое производство в период первоначального аккумулирования новых знаний. Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики становится завершение процесса формирования полноценного корпоративного сектора во всех ее сегментах и создание компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями Государство заинтересовано в увеличении доли крупных корпораций на мировом рынке и превращении их в полноценные транснациональные компании. Необходима также поддержка средних по размеру региональных компаний для постоянного увеличения их доли на внутреннем рынке, превращения их в скрытых «национальных чемпионов». Наконец, малый бизнес должен подпитывать крупный и средний инновациями, новыми видами продукции и услуг. Как удачную пьесу невозможно сыграть без хороших актеров, так и удачный инвестиционный проект невозможно осуществить без эффективных субъектов рынка: предприятий и компаний. Поэтому новая государственная промышленная политика – это, прежде всего, политика формирования и развития эффективных конкурентоспособных предприятий и компаний, способных успешно осуществлять необходимые государству проекты и программы. В настоящее время, в условиях мирового экономического кризиса и без того не конкурентоспособные предприятия металлургической отрасли остались практически без рынка сбыта. Действия государства в этом случае направлено на поддержание производства с помощью финансовых инвестиций. Но эти инвестиции выдаются не напрямую, а через банки, и если государство не разработает схему целевого инвестирования, то деньги могут осесть в этих банках, так и не дойдя до пункта назначения. Если рассмотреть топливно-нефтяной рынок, то там цена на нефть значительно снизилась, но в связи с такими критическими условиями ее потребление не увеличилось. Поэтому российские компании, которые экспортируют нефть (а продажа этого сырья является основной долей экспорта во внешнеторговом обороте России (36% с января по сентябрь 2008 г)), и причем, еще страны ОПЕК решили не сокращать объемы ее добычи, то о повышении конкурентоспособности этой отрасли тоже пока говорить не приходится.
Список используемых источников и литературы. [1] Глобальный индекс конкурентоспособности 2008 – 2009 от 8 октября 2008 г. Всемирный экономический форум. [2] www.pro-invest.com [3] www.naco.ru/news/2008-10-08 Сайт Совета по национальной конкурентоспособности. [4]Forbes. The Global 2000. Special Report. 21.04.08.; материалы корпоративной статистики. (Глобальные перемены 2000. Специальное сообщение от 21.04.2008 г) [5] TheGlobal 2000. Special Report. Forbes 04.02. 2008 [6] www.new.hse.ru Служебный сайт факультета мировой экономики и мировой политики. WorldInvestmentReport 2007.(Сообщение мировых инвестиций 2007). [7] «Эксперт» № 21, 26 мая – 1 июня 2008 г., стр. 30. [8] «Российская газета», от 12 февраля Институт региональной политики. 2008 г [9] www.astera.ru/news [10] www/gks/ru Официальный сайт государственной статистики. [11] Газета «Аргументы и Факты» №49 3-9 декабря 2008 г. [12] Конспекты лекций. Ануфриенко А.Г.___________ 08 декабря 2008 г |