Реферат: Проблема устранения неравенства доходов в российских условиях

Название: Проблема устранения неравенства доходов в российских условиях
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

«Проблема устранения неравенства доходов

в российских условиях»

Выполнила: Тихонина Я.Е.

Группа ЭФ-240

Руководитель: Панич А.В.

Киров 2010

Оглавление


Введение………………………………………………………………………3
1Сущность дохода и его виды……………………………………………….5
2Неравномерность распределения доходов………………………………...10
2.1Причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини……...10
2.2Плюсы и минусы неравномерности распределения доходов…………..16
3. Доходы населения России и их дифференциация……………………….18
3.1Сущность проблемы неравенства доходов………………………………18
3.2Политика государства в области доходов……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………...36

Приложения…………………………………………………………………...38

1. Приложение А………………………………………………………….38

2. Приложение Б…………………………………………………………..39

3. Приложение В…………………………………………………………..40

4. Приложение Г…………………………………………………………..41

5. Приложение Д…………………………………………………………..42

6. Приложение Е…………………………………………………………..44

Введение

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата - их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработной платы является частью политики любого государства.

Социальная направленность реформирования российской экономики находит практическое проявление в социальной политике государства. Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Распределение доходов - одна из важнейших проблем государственной социальной политики. Первые этапы становления рыночных отношений в России характеризуются чрезмерной неравномерностью в уровне доходов населения. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества. Поэтому велика роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью.

Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью снижения дифференциации доходов населения России, что позволит изменить социально-экономическое положение государства и его субъектов в лучшую сторону. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблем требует большего государственного вмешательства.

Целью данной работы является изучение проблемы неравенства доходов населения в России.

Задачами данной работы являются:

1. Определить сущность и виды доходов населения России.

2. Проанализировать доходы населения в России и их дифференциацию.

3. Охарактеризовать современные направления политики государства в области доходов.

Спецификой российской экономики можно назвать: высокую степень социально-экономической дифференциации населения по размеру денежных доходов на уровнях территорий, отраслей и отдельных предприятий; массовый характер бедности граждан; существенный удельный вес нелегальных индивидуальных доходов.

Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования.

Для более глубокого исследования в работе используются графики, таблицы, а также картографический материал.

1 Сущность дохода и его виды

Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения. Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год) [3, с.383]. Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:

- доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;

- доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);

- трансфертные платежи (пособия, стипендии, пенсии)

Основными видами доходов выступают: рента, процент (или ссудный процент), прибыль, заработная плата.

1. заработная плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности [6, с.607] .Оплата труда выступает в качестве одного из основных составных элементов доходов населения. Доход от оплачиваемой работы составляет вознаграждение за труд работающих по найму, регулируемое договорной или контрактной системой отношений. Заработная плата еще подразделяется на номинальную и реальную, начисленную и фактически выплаченную, среднюю и минимальную.

Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).

Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата. Реальная начисленная заработная плата в России одного работника в % показана в приложении А.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) наёмного работника в России с 1 января 2009 г. составляет 4.330 руб/мес или примерно 96€.

Минимальный размер оплаты труда в Люксембурге - 1.642€, в Ирландии - 1.462€, в Бельгии - 1.387€, в Румынии - 153€, в Болгарии - 123€. В США - $7.25 в час.

2. процент - это цена, уплачиваемая за использование денег. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год);

3. рента - это доход, полученный собственником земли при сдачи ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.

4.прибыль - это величина превышения дохода над издержками. Под экономической прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы и всеми издержками. В условиях совершенной конкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмы совпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равна нулю. В равновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и предложение на товарном рынке – предложение ресурсов, уровень технологии, вкусы потребителей, их доходы и т.д. остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающей, поэтому экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует. В этой связи существование чистой прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса – предпринимательских способностей.

Экономические ценности, передаваемые одними участниками экономических отношений другим в одностороннем порядке, вне зависимости от результатов труда, предпринимательской деятельности или собственности на ресурсы, называются трансфертными платежами ( вторичные доходы). Различают социальные трансферты ( выплаты из госбюджета и /или специальных фондов в форме пенсий, пособий, стипендий) и межсемейные трансферты (безвозмездная передача части доходов от одной семьи другой) [8, с 448].

Источником доходов наряду с трансфертами могут стать и доходы от личного подсобного хозяйства (преимущественно в натуральной форме). Большой удельный вес в доходах населения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой занимают незаконные доходы, получаемые в рамках теневой, неформальной экономики. К этому типу доходов относят доходы, получаемые от не зарегистрированной в условленном порядке деятельности, или доходы, присваиваемые вследствие неуплаты налогов [8, с 448]. Также выделяют опосредованные доходы (льготы, предоставление бесплатных услуг образования, здравоохранения и т.д.).

Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве [4, с.286].

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты от продажи продукции сельского хозяйства, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

- выплат по государственному страхованию;

- банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

- процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

- доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

- выигрышей по лотереям;

- временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

- выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

В зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:

- номинальный - это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения;

- реальный (представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода);

- располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей;

Реальные располагаемые денежные доходы населения России на период 2001-2004гг. представлены в приложении Б. В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами дохода. Если трансфертные выплаты играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, порождает психологию иждивенчества. Увеличение доли трудовых доходов - стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Поможет в таком стимулировании и налоговая политика, если она придерживается правила, что ставки налогов на трудовые доходы должны быть меньше, чем ставки налогов на доходы от капитала.

От уровня доходов зависит и качество потребления, возможности потребительских расходов населения. Если анализировать расходы населения в зависимости от уровня доходов, то выделяют - низкие, средние, выше среднего и крупные доходы. Есть еще одна классификация доходов, характеризующая принадлежность их получателей к социальным группам. Это семьи: нищие, бедные, малообеспеченные, обеспеченные, состоятельные, богатые, сверхбогатые. Все они резко различаются по направлению расходов [3, с.383].

Семьи с низкими доходами (нищие, бедные, малообеспеченные) в основном тратят средства на питание, самые необходимые повседневные нужды. По мере роста доходов (обеспеченные, состоятельные) в общей сумме расходов уменьшается удельный вес расходов на питание, возрастают расходы на промышленные товары. И уже совсем другими признаками характеризуются расходы богатых - особняки и недвижимость за рубежом [3, с.384].

Следует учитывать, что величина потока доходов зависит в основном от владения факторами производства и от того запаса материальных активов (дома, машины, земля и другая недвижимость), финансовых ценностей (наличные деньги, сберегательные счета, ценные бумаги, драгоценные металлы) и человеческого капитала (престижное образование, профессиональные знания, умения, опыт), которые в экономической теории определяют как богатство . Существует двусторонняя положительная связь между доходом (потоком) и запасом (богатством): чем больше поток доходов, тем больше пополняется запас богатства; чем больше запас богатства, тем больше величина потока доходов [8, с 449].

Но поток доходов, поступающих в домашние хозяйства, зависит не только от предшествующего распределения богатства, зависящего в основном от функционального распределения факторных доходов, но и от того, как распределяется национальный доход в настоящий период времени между отдельными семьями и индивидами. Персональное распределение рационального дохода между индивидами связано с большим количеством объективных и субъективных факторов, делающих практически невозможным точную и справедливую оценку индивидуального вклада в общественное производство. А это в свою очередь обусловливает неравенство в рыночном распределении доходов [8, с 449].

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения яв ляются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

2 Неравномерность распределения доходов

2.1 Причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

Еще Вольтер напоминал, что мы уже давно не жи­вем в том «золотом веке, когда люди рождались равноправными и получали одинаковую долю со­чных плодов невозделанной земли». И дей­ствительно, в условиях развитого рынка существо­вание неравенства объективно задано тем, что рыночная система - это бесстрастный и жесткий механизм, который не знает благотво­рительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково.

И это абсолютно нормально, что рынок через свою систему дифференцированного вознаграждения объективно выявляет разные возможности людей, определяя, «кому быть врачом или адвокатом, кому собирать мусор и подметать улицы». Самое нелепое и вредное для человечества, говорит Форд, - утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только из человеческого труда». Благотворительности в оплате труда места нет. Ка­ждый получает ровно столько, сколько заслужил.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются [6, с.608].

Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы(см. приложение Д), только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию [1, с.290].

Существует множество явлений, влияющих на уровень доходов. Как считают влиятельные современные американские экономисты, принадлежащие к институциональному направлению, Р. Хейлбронер и Л. Туроу, "люди бедны по большей части совсем не потому, что они непроизводительны. Они часто становятся непроизводительными в результате тех же самых факторов, которые их делают бедными" [7, с.392]. Поэтому большое внимание уделяется причинам неравенства доходов:

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностя­ми, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный ис­ключительной физической силой, имеет больше шансов стать знамени­тым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно достав­шейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им ро­диться - потомственных миллионеров или простых рабочих.

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образова­ние и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стар­товых уровнях образования больший доход будут получать лица, кото­рых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разре­шения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в сво­ей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везе­нием, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопреде­ленности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин мо­жет объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равен­ство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бед­ные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.[19,9]

Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца. При построении кривой Лоренца (см.рисунок1) по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в% от совокупного дохода). Рисунок 1 – кривая Лоренца

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получает соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их поручателей. Если бы доходы распределялись равномерно, то есть 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% - половину и так далее, то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, то есть линией фактического распределения, стоящего от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами - 15% и так далее.

Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы [6, с.607].

При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства [8, с.453].

Кривая Лоренца для России представлена в приложении В.

Крайнюю степень неравенства в распределении доходов характеризует треугольник, образуемый диагональю и осями координат. Масштабы этого неравенства определяются при помощи коэффициента концентрации доходов - коэффициента Джини. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения) равен отношению площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника под этой же кривой:

, [8, с.453]

Чем ближе значение этого коэффициента, тем больше степень неравенства в обществе, и наоборот, чем меньше значение этого коэффициента, тем равномернее распределены доходы в обществе.

Одной из существенных проблем современного российского общества является большое различие в доходах граждан. В таблицеГ.1 приведены данные по соотношению 10 % самых богатых к 10 % самых бедных (децильный коэффициент)

Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям:

Рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги [7, с.395]. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики [7, с.396].

Так дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).

2.2 Плюсы и минусы дифференциации доходов населения

Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.

Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.

Дело в том, что уравнительная организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на более редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

3 Доходы населения России и их дифференциация

3.1 Сущность проблемы неравенства доходов

Страна, в которой доход каждого

медленно растет, может быть

очень счастлива; страна, в которой доход

растет очень быстро, но одновременно

увеличивается неравенство доходов,

идет навстречу своей гибели.

Л. Столерю

Распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития. В период становления рыночной экономики в России, к сожалению, такие особенности носят негативный характер.

Распределение доходов в рыночной экономики не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности [1, с.290].

За прошедшие пятнадцать лет социальных и экономических реформ большинство жителей России смогло на личном опыте убедиться в правоте Уильяма Черчилля, сказавшего, что социализм это равномерное распределение нищеты, а капитализм - неравномерное распределение богатства. Но если с фактом стремительного неравномерного распределения общенародной собственности в результате приватизации российское общество вынуждено смириться, то увеличивающееся с каждым годом неравенство в трудовых доходах вызывает все большее недовольство и обеспокоенность властей. По данным Росстата за первый квартал 2007 года, на 10% самых обеспеченных граждан России приходится 30% всех доходов (в Москве эта доля еще выше — 42,5%), а на 10% самых бедных -только 2%. Таким образом, в 2007 году богатые становятся богаче бедных в 15 раз. В 2001 году разница между доходами двух этих групп была десятикратной. Похожие процессы идут и на микроэкономическом уровне: согласно оценкам, недавно обнародованным Комитетом Государственной думы по труду и социальной политике, заработная плата руководителя частной российской компании превышает оклад рядового работника в 20-30 раз; независимые эксперты считают, что разница в доходах может быть на порядок выше.

Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее исполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. Различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами

В среднем же на душу населения доходы в марте 2007 года выросли до 10 950 рублей, что на 20,7% больше, чем годом раньше.

Тем не менее это не означает равномерного обогащения населения, признают в Росстате. Сумма доходов более чем в 4 трлн рублей была обеспечена в основном за счет самых обеспеченных граждан. Из общей суммы доходов населения 30% приходится на долю 10% самых богатых, всего 2% – на долю 10% самых бедных. По сравнению с предыдущими годами дифференциация только увеличивается: в первом квартале 2006 года на первых приходилось 29,7% совокупных доходов, а на вторых – те же 2%, а годом ранее соотношение составляло 29,6% против 2,1%. Такие цифры нельзя назвать неожиданными.

По данным Минэкономразвития, разница между доходами 10% самых богатых и самых бедных граждан увеличивается с каждым годом.

Низкие доходы людей с высоким уровнем развития нередко свидетельствуют о неприспособленности среды их жизнедеятельности. Попадая в такую среду, даже высоко развитая личность и крепкие семьи, ранее имевшие высокие доходы, могут длительное время испытывать материальные лишения. В нашей стране в таком положении на начальном этапе рыночных преобразований оказались миллионы людей [10, с.54].

Межрегиональная дифференциация в заработной плате существует во всех странах. Оплата труда не может быть единой для всех регионов страны, поскольку региональные рынки труда предъявляют спрос на работников разной квалификации и в то же время по-разному оценивают труд работников схожих профессионально-квалификационных групп. Более того, в условиях конкурентной экономики на рынке труда генерируются компенсирующие различия в заработной плате. Согласно теории компенсирующих различий, работники должны получать компенсацию в терминах заработной платы за занятость в регионах с относительно худшими условиями проживания и более высокой стоимостью жизни.

Меньше всего зарабатывают жители Южного, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Если среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в августе 2008 года в целом по России составила 17226 рублей, то, например, в Южном округе 12024 рублей. Регионы Российской федерации, в которых средняя зарплата ниже всего представлены в ТаблицеД.2

Разрыв между богатыми и бедными россиянами увеличивается на об­щем фоне экономического роста, сопровождающегося ускоренным ростом доходов населения. Основная доля прироста среднего дохода приходится на группу самых обеспеченных граждан России, в то время как реальные доходы бедных и их уровень жизни могут снижаться.

По показателям неравномерности распределения доходов Россия находится на уровне латиноамериканских стран. В Бразилии он равен 0,57, в Аргентине - 0,51, в Венесуэле - 0,486, а в Чехии - 0,27, в Великобритании - 0,368, во Франции - 0,327, в Германии - 0,283, в Беларуссии - 0,25, в Украине - 0,28, в Казахстане - 0,33. Самые низкие показатели индекса Джини имеют скандинавские страны. В среднем по России децильный коэффициент держится на уровне 15. А если учесть, что наше население в отличие от американского привыкло к социальным гарантиям, это тревожный сигнал для властей. В Москве показатель сегодня достиг и вовсе критического уровня - богачи богаче бедных в 41 раз.

В целом по России в 2006 году по сравнению с 2005 годом, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 15,1% до 14,3%. Следует учесть, что за данный период величина прожиточного минимума в среднем на душу возросла на 22,5%, а среднедушевой денежный доход – на 25,8%. График доли населения России с доходами ниже прожиточного минимума представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – доля населения России с доходами ниже прожиточного минимума.

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2008 году сложилась на уровне 14,5 тыс. руб. и увеличилась в реальном выражении на 7,6%(см. таблицуЕ.3).

Сохраняются существенные различия в уровнях оплаты труда по видам экономической деятельности(см. рисунок3).

Рисунок3 – Средняя заработная плата по видам экономической деятельности.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом потребительские расходы населения увеличились на 22,4%, обязательные платежи и разнообразные взносы – на 40,5%, расходы на покупку недвижимости – на 8,0%, расходы на приобретение иностранной валюты – на 68,2%. Величина прироста сбережений во вкладах и ценных бумагах сократилась на 84,0%.

Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;

2) величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что, либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

Характерный для экономик в целом рост неравенства доходов имеет место и в частных компаниях. Но если в старой Европе доходы высших управляющих компаний превышают уровень зарплат их работников не более чем в 30 раз, то в США топ-менеджер частной фирмы зарабатывает в 200-300 раз больше своих работников. В России заработки топ-менеджеров крупных компаний и инвестиционных банков также растут опережающими темпами. Средняя годовая зарплата гендиректора крупной российской компании составляет по разным оценкам от 0.5 ло 2.5 млн. $. Расчеты специалистов, включающие данные по официальной и «теневой» зарплате (удельный вес которой, по данным Минэкономразвития, еще недавно составлял порядка 40%), показывают, что доходы руководства и служащих российских компаний могут раз­ниться в 100-500 раз.

В российских дебатах о неравенстве трудовых доходов «виноватым», как правило, оказывается государство, которое отказывает в полноценной социальной защите, как работающим гражданам, так и различным катего­риям нуждающихся. Появление нового класса «работающих бедных» россиян объясняется тем, что их зарплата существенно меньше реальной стоимости воспроизводства рабочей силы. Недооценка труда россиян оказывается весьма значительной даже с учетом традиционно низкой производительности труда: по некоторым расчетам, среднестатистический российский работник производит на 1 доллар зарплаты в 3 раза больше товара, чем европеец или американец. При этом, согласно данным Всемирного банка, правительство (через механизм минимального размера оплаты труда) гарантирует трудящимся зарплату, эквивалентную лишь 11% валового национального дохода (в государствах с развитыми стандартами социальной защиты граждан отношение годовой минимальной зарплаты к ВНП на душу населения составляет не менее 30%). В сохранении такой ситуации заинтересованы не только работодатели, извлекающие прибыль из разницы между низкой стоимостью труда и рыночной ценой его результата, но и чиновники, получающие из этой прибыли «административную ренту». В России, в отличие от стран с развитыми механизмами социального обеспечения, основную массу бедных составляют те, кто находится на попечении государства - в первую очередь, работники ряда категорий бюджетной сферы и пенсионеры. При этом, как утверждается в недавнем докладе Всемирного банка, в России отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы распределения социальной помощи, которые позволили бы поднять уровень дохода самых бедных, а значительная доля выделяемых средств, направляемых через социальные программы, попадает не бедным, а даже богатым россиянам (10% субсидий получают граждане, принадлежащие к 20% самых богатых россиян). Основной причиной называется невозможность адресной социальной помощи в условиях, когда теневая экономика составляет 44% ВВП.

3.2 политика государства в области доходов

Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции [6, с.613].

Подходы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. В рамках одного (условно можно назвать "социальный подход") считается, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже "черты бедности". При этом государству отводится значительная роль в формировании различных социальных программ помощи малоимущим, лицам, потерявшим работу, и т.п. [2, с.297].

Другой подход (условно его можно назвать рыночным) основывается на том, что задачей государства является не гарантирование какого-либо уровня доходов, а создание условий для того, чтобы каждый человек мог повысить свои доходы за счет собственной экономической активности [2, с.297].

Если первый подход опирается на так называемый принцип социальной справедливости, то второй - на экономическую рациональность, поскольку гарантирование доходов снижает экономическую активность, что, в свою очередь, приводит к ухудшению экономической конъюнктуры и потерям для всего населения. Невозможно однозначно отдать преимущество какому-либо из названных подходов к политике доходов.

Государство обладает возможностью непосредственно влиять на доходы еще на стадии заключения договоров, на рынке труда, проводя политику формирования доходов. Речь идет не о том, что государство может диктовать уровень цен на рабочую силу на рынке труда, а о том, что государство, выступая в роли крупнейшего в стране работодателя, обеспечивает профессиональную организацию оплаты труда работников бюджетного сектора. Одновременно выступая представителем всего общества, государство устанавливает экономически обоснованный минимальный уровень оплаты труда для всех работников, обозначая нижнюю границу цены рабочей силы, что гарантирует соблюдение минимального стандарта жизни.

В идеале минимальная заработная плата должна оставаться важнейшим элементом социальной защиты [8, с.458].

Социальная защита населения - это система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания. Существующие в мировой практике инструменты социальной защиты подразделяются на страхование и социальную помощь .

Обязательное страхование распространяется на работающих членов общества, в нем участвуют три стороны: работодатель, работник, государство. Задачей системы является поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом: старость, болезнь, травма, материнство, безработица.

Социальная помощь не носит постоянного характера и не распространяется на всех нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Она оказывается людям в кризисной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (малообеспеченность, безнадзорность, недееспособность, отсутствие постоянного места жительства, конфликты в семье, одиночество и потребность в постоянном уходе и т.п.) [5, с.706].

Еще одной характерной чертой поведения государства-работодателя в сфере доходов является значительно сократившаяся в последнее время, но все еще сохраняющаяся в ряде регионов и отраслей, практика нарушения государством гарантий своевременности оплаты труда. Все это свидетельствует о превалировании интересов государства-работодателя над интересами государства - представителя общественных интересов, что не может не деформировать социальную политику государства в целом и политику доходов в частности [7, с.399].

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Пособия:

- Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 325,5 рублей;

- Родовой сертификат – 10000 рублей

- Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 14000 рублей

- Единовременное пособие при рождении ребенка – 8680 рублей

- Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью – 8680 рублей

- Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет - 1627,5 рублей

- за вторым и последующими детьми – 3255 рублей

- Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 6000 рублей;

- Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна – 4000 рублей;

- Размер оплаты труда приемных родителей – 2500 рублей;

- Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - 276250 рублей;

- Социальное пособие на погребение - 1000 рублей

За 2008 год перечисленные пособия уже индексировались на коэффициент инфляции. Это происходило дважды. В первой половине года пособия увеличились на 8,5%, а во второй половине года – еще на 1,85% и третье повышение размера пособий на начало 2009 года снова составило 8,5%.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Также важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной.

Глубина бедности— это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги—23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;

2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;

3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;

4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие:

-оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне;

-изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;

-перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий – от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;

-изменение подхода к субъекту социальных действий – не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;

-более чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере – единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;

-активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности.

Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным.

Очерёдность решения проблем основана на их остроте. Наибольшее недовольство и возмущение в обществе вызывают задержки по выплатам заработной платы и пенсий. Необходим государственный механизм списание средств с банковского счёта предприятия с учётом одинаковой очерёдности выплаты налогов государству и оплаты труда работникам. Одним из вариантов можно назвать резервирование заработной платы, страхование задержки выплат на предприятиях с льготными условиями налогообложения.

Очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.

Наиболее радикальная мера воздействия на доходы – увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.

Возможности расширения оплачиваемой занятости требуют приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.

Кризисное состояние вызывает необходимость оценить значение социальной ответственности государства, для чего требуется ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи. Однако в России ситуация с адресной социальной помощью в настоящий момент выглядит неоднозначно. Государство не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная помощь превращается в гроши и имеет скорее идеологическое значение «сохранения лица» в условиях кризисной экономики.

Таким образом, для уменьшения бедности и снижения неравенства в доходах необходимы меры комплексного характера, в том числе, и по регулированию денежных доходов населения.

Заключение

Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.

Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.

Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.

Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.

Учитывая актуальность, остроту, масштабность и социальную и политическую значимость рассматриваемой темы, представленные здесь материалы, носят дискуссионный характер.

Список литературы

Учебники, монографии, сборники научных трудов:

1.Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: Высш. Шк., 1999.

2.Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "Владос", 1999.

3.Макроэкономика. Теория и российская практика / под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М., 2004.

4.Макроэкономика. Учебное пособие. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2000.

5.Экономика. Учебник. / Под ред.А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: "Проспект", 1998.

6.Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф.А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2003.

7.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.

8.Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.] ; под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Электронные ресурсы удаленного доступа

9.Доходы населения России//Википедия[электронный ресурс]- режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России

10.Г. Фетисов. Региональная дифференциация доходов населения и задачи социально-экономической политики // Вестник Московского университета, серия 6, Экономика, №1г.[Электронный ресурс]-2006-Режим доступа: http://www.glebfetisov.ru/lib/articlies/index.php?ELEMENT_ID=363

11. По показателям неравномерности распределения доходов Россия находится на уровне латиноамериканских стран//Фонатка.ru - 2008 – Режим доступа: http://www.fontanka.ru/blog/22290.html

12. Доходы населения// Энциклопедический экономико-математический словарь Economics[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecnmx.ru/glossary/o-442.html

Приложения

Приложение А

приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Год

1992

1995

1998

2001

2004

2007

2008

2009

показатель

8,0

13,5

13,8

13,9

15,2

16,8

16,8

16,7

Приложение Д

Средняя зарплата

регионы

Федеральные округа

6 594

Республика Дагестан

Южный

8 742

Республика Калмыкия

Южный

8 920

Республика Северная Осетия – Алания

Южный

9 017

Республика Ингушетия

Южный

9 036

Карачаево-Черкесская Республика

Южный

9 270

Кабардино-Балкарская Республика

Южный

9 680

Алтайский край

Сибирский

10 041

Ивановская область

Центральный

10 443

Брянская область

Центральный

10 710

Республика Марий Эл

Приволжский

10 766

Тамбовская область

Центральный

10 834

Ульяновская область

Приволжский

10 839

Республика Алтай

Сибирский

10 870

Республика Адыгея

Южный

10 912

Республика Мордовия

Приволжский

10 954

Кировская область

Приволжский

11 429

Ставропольский край

Южный

11 430

Псковская область

Северо-Западный

11 437

Курганская область

Уральский

11 515

Костромская область

Центральный

11 570

Чеченская Республика

Южный

11 696

Орловская область

Центральный

11 792

Владимирская область

Центральный

11 843

Курская область

Центральный

11 855

Чувашская Республика

Приволжский

11 933

Саратовская область

Приволжский

11 964

Республика Тыва

Сибирский

12 005

Смоленская область

Центральный

12 152

Пензенская область

Приволжский

12 381

Воронежская область

Центральный

Приложение Е

2008 г.

Декабрь 2008г

рублей

В % к 2007 г

рублей

В % к:

Декабрю 2007г

Ноябрю

2008г

Российская федерация

17226,3

125,9

21680,7

115,3

123,1

Центральный федеральный округ

20459,2

127,3

25735,1

115,4

122,3

Белгородская область

13604,0

128,6

15431,7

108,7

112,9

Брянская область

10216,6

124,6

12247,5

113,5

117,7

Владимирская область

11770,3

129,1

14299,7

119,1

115,4

Воронежская область

12042,2

129,9

15225,0

119,1

122,7

Ивановская область

10169,0

125,2

12779,2

114,9

123,2

Калужская область

13826,8

128,4

17514,2

120,4

120,4

Костромская область

11289,3

126,6

13971,0

114,8

120,8

Курская область

11398,8

129,3

14755,0

115,1

125,0

Липецкая область

13617,0

124,1

14849,7

108,2

114,7

Московская область

20820,9

127,7

25642,4

115,7

118,6

Орловская область

11132,2

129,1

13366,7

113,4

118,5

Рязанская область

12523,3

125,5

14909,6

114,8

116,2

Самарская область

13768,9

127,4

14500

112,3

115,8

Смоленская область

11881,8

126,4

14687,9

110,2

118,5

Тамбовская область

10277,1

130,0

12909,3

119,2

118,9

Тверская область

13319,5

130,2

16529,5

119,5

119,6

Тульская область

12841,0

129,7

15450,5

120,8

115,6

Ярославская область

13963,8

124,0

16940,3

114,7

120,2

Г. Москва

30109,5

125,6

38444,6

114,2

125,0